Азбука верыПравославная библиотекаЖития святыхСвятые Новгородской земли, или история Святой Северной Руси в ликах X-XVIII вв. Том 1


Святые Новгородской земли, или история Святой Северной Руси в ликах X-XVIII вв. Том 1

Том 2

Содержание

Слово к читателям
Предисловие
X-XI века Житие Новгородского епископа Иоакима Косунянина Житие Новгородского епископа Луки Жидяты Житие епископа Германа Новгородского Житие архимандрита Ефрема Новоторжского Житие благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского чудотворца Житие святой княгини, преподобной Анны Новгородской супруги великого князя Ярослава I Владимировича XII век. Житие Новгородского епископа Никиты, Печерского затворника Житие Новгородского епископа Нифонта Печерского Житие епископа Аркадия Новгородского Житие архиепископа Иоанна Новгородского Житие Новгородского архиепископа Григория (в миру Гавриила) Житие архиепископа Мартирия Новгородского Житие преподобного отца нашего Антония Римлянина Новгородского чудотворца Житие преподобного отца нашего Варлаама Хутынского Новгородского чудотворца Житие Святого благоверного великого князя Мстислава (в крещении Феодора) Владимировича Киевского Житие благоверного князя Мстислава (в крещении Георгия), Храброго, Новгородского XIII век Житие Новгородского архиепископа Антония (Добрыни Андрейковича) Сказание о преподобном отце нашем Антонии Дымском Сведения о преподобном отце нашем Константине Косинском, Старорусском и о преподобном отце нашем Косьме Косинском Старорусском Житие преподобного отца нашего, игумена Ксенофонта Робейского Сказание о святом благоверном князе Василии Новгородском Житие благоверного князя Феодора Ярославича, Новгородского Житие святого благоверного великого князя Александра (в схиме Алексия) Невского Сведения о княгине Феодосии (в иночестве Ефросинии) Сказание о княжне, игумении Харитине Литовской, Новгородской XIV век Житие архиепископа Феоктиста Новгородского Житие Новгородского архиепископа Василия Калики Житие архиепископа Моисея Новгородского Сказание o преподобных отцах наших Германе и Сергии Валаамских чудотворцах Сказание о преподобном отце нашем Кирилле Челменском (Челмском, Челмогорском) просветителе чуди Житие Преподобного отца нашего, игумена Лазаря Мурманского (Муромского) Олонецкого Сказание о Феодоре Новгородском Христа ради юродивом Сказание o Николае Кочанове Новгородском Христа ради юродивом Сведения о праведной Иулиании Новгородской Сведения o преподобных отцах наших братьях Алфановых: Клименте, Никифоре, Кирилле, Никите и Исааке Сокольницких, Новгородских XV век Житие Архиепископа Симеона Новгородского Житие архиепископа Евфимия Новгородского чудотворца Житие архиепископа Ионы Новгородского Житие архиепископа Феофила Печерского Новгородского Сведения о преподобном отце нашем Иакове Омучском о преподобном отце нашем Феофиле Омучском Сведения о преподобном отце нашем, игумене Корнилии Палеостровском, Олонецком о преподобном отце нашем, игумене Аврамии Палеостровском Житие преподобного отца нашего, игумена Кирилла (в миру Космы) Белозерского Сведения о преподобном отце нашем Германе Белозерском Сведения о преподобном отце нашем Игнатии Белозерском, Молчальнике Сведения о преподобном отце нашем Леонтии Кариховском, Новгородском Житие преподобного отца нашего Савватия Соловецкого чудотворца Житие преподобного отца нашего Арсения Коневского (Коневецкого) Житие преподобного отца нашего Саввы Вишерского, Новгородского Сведения о преподобном отце нашем Андрее Вишерском Житие преподобного отца нашего Варлаама Пинежского, Важского, Шенкурского Сведения о преподобном отце нашем, игумене Паисии Важском Житие преподобного отца нашего, игумена Зосимы Соловецкого Житие преподобного отца нашего, игумена Александра Ошевенского Житие отшельника Германа Соловецкого Житие преподобного отца нашего, игумена Мартиниана Белозерского Житие преподобного отца нашего, игумена Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца Сведения о преподобном отце нашем Романе Перекомском Сведения о преподобном отце нашем Моисее Белозерском Сведения o преподобном отце нашем Стефане Соловецком Труднике и о пустыннике Филиппе Соловецком Сведения о преподобном отце нашем, игумене Афанасии Мурманском Олонецком Сведения о келейнике Василии Соловецком и об отшельнике Герасиме Соловецком и о преподобном отце нашем Иоанне Соловецком свещеносце и о пустыннике Онуфрии Соловецком Сведения о преподобных отцах наших Евмении, Елеазаре и Назарии Олонецких, Мурманских Житие преподобного отца нашего Михаила Клопского Христа ради юродивого Сведения о Георгии Шенкурском Христа ради юродивом Сведения о преподобных Сергии и Варваре Свирских Источники Месяцеслов Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Алфавитный список святых  

 

Тропарь, Глас 8

Всем святым, в земле Новгородской просиявшим
Яко всесветлии светильницы, явитеся во стране сей, святителие Новгородстии, преподобнии, и Христа ради юродивии, и вси праведнии, постом насажденнии, воздержанием напаяеми, сего ради и сподобистеся быти приятелище Божия Духа и чудеса действовати, молите Христа Бога за вся люди, спастися душам нашим.

Кондак, глас 5

Преподобнии отцы и чудотворцы, угодницы Христовы, Новоградстии светильницы, иже ангельским житием просиявше, Божественных сподобистеся даров, Спасу cлγжаще со Ангелы непрестанно, молите избавитися нам от всякаго прегрешения и душам нашим даровати велию милость.
Слово к читателям
Христианство, как, собственно, и вся Библейская Богооткровенная литература, не без оснований претендует на историчность. Библейское повествование начинается с выявления потрясающих воображение образов происхождения Вселенной, устроения Божьего мира и трагедии отпадения человека, для которого и создан мир, от своего Творца. Но Библия рассказывает нам не только об удалении человечества в своем горделивом самоустранении на земле от Бога. Она открывает нам и пути, которые по милосердию Божию (через избранных Богом людей) делают возможным возвращение Бога в человеческую историю. Во Христе Иисусе это возвращение становится исторической действительностью, реализующейся во Святой Церкви, как Теле Христовом, через благодатные дары Пресвятого Духа. Христом история как бы заканчивается, но одновременно и продолжается, устремляясь к своему эсхатологическому завершению, впечатляюще описанному в последней книге Священного Писания – Апокалипсисе. Здесь великое множество спасенных «из всех племен и колен, и народов, и языков стояло перед престолом и перед Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7:9). «Они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца» (Откр. 7:14). Но особое значение в великом домостроительстве Божием имеют те первенцы Бога и Агнца, которые «следовали за ним, куда бы Он ни пошел» (Откр. 14:4). Они запечатлены печатью Агнца и поют песнь пред Его престолом, которой никто больше научиться не может. Этот великий символический образ спасенного человечества в то же самое время, с точки зрения верующего сознания, абсолютно историчен, ибо раскрывает замысел Божий о творении. «Запечатленные печатью Агнца» – это те светильники благодатной жизни, это герои Духа, которые, оставив все, что у них было, даже собственную самость, свое я, свое земное бытие вместе с кажущейся радостью плотского существования, последовали за Христом, своими подвигами и молитвами освещая путь грешному человечеству. Этих Богоизбранных людей Церковь Христова делала примером для подражания, формируя в душах своих пасомых через почитание их святости готовность к самоотверженному служению Богу и ближним, воспитывая в верных чадах Церкви Христовой чувство сопричастности их духовным подвигам, чувство духовного родства этим подвижникам, а потому и возможность обращения к ним за молитвенной помощью, как к предстоящим пред престолом Всевышнего.
Русская Православная Церковь, по примеру Церкви Греческой, трудами Киево-Печерского монаха, преподобного летописца Нестора, продолжала подвиг собирания житийной литературы. Формируя свой «ареопаг» святых, Церковь проповедовала народу, только что вступившему в купель крещения, возможность исповедничества и святости для человека, поврежденного грехом. Призывала к мужеству в борьбе с растленностью жизни, грехами плоти, так еще распространенными в поведении недавно отрекшегося от языческой культуры народа. Церковь учила, что человек спасается Благодатью Божией, когда вступает в эту жизнь Благодати по примеру своих святых, последовавших за Христом. «В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России, – писал русский религиозный мыслитель Г.П. Федотов, – в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути». Потому так важно каждому народу знать своих молитвенников и путеводителей к Царствию Небесному.
Великий Новгород долгое время существовал как отдельное и особенное по своей организованной структуре общественное образование. И хотя единство с Русской Православной Церковью никогда не подвергалось сомнению, особенные отношения Новгородского архиепископа с Константинопольским патриархом религиозную жизнь Русского севера делали, по меньшей мере, своеобразной. Здесь, в частности, развивалось свое отношение к святым и их почитанию. Житийная литература, конечно, существовала и в домонгольский период, и несколько позже, но по-настоящему она начинает развиваться только с начала 15-го века трудами Епифания и серба Пахомия. Создается особый устойчивый литературный канон, своей искусственной изукрашенностью выдающий влияние византийской литературы. В таком житии святого главное не его индивидуальный образ, а образ его святости. Это как икона, написанная не красками, а посредством литературных образов, причем специально выверенных именно для такого литературного жанра. Интересно отметить то, что почитание открытых мощей заметным образом стимулируется после присоединения Великого Новгорода к Москве.
Новгородская Земля была необъятно большой. Она осваивалась новгородцами столетиями, и вслед за ушкуйниками в северные дебри шли герои духа, осваивая их своими молитвами и трудами. Они были прямыми исполнителями Библейской заповеди о наполнении земли и обладании ею. Но они свою землю не эксплуатировали, они ее возделывали своими духовными подвигами и украшали трудами. Потому авторы двухтомного собрания житийной литературы Великого Новгорода включили жития святых, которые на сегодняшний день как бы принадлежат ведению других епархий. Ha самом деле они были единым плодом религиозной жизни, культуры Великого Новгорода и в этом смысле не выделимы из своего исторического контекста.
Предлагаемая вашему вниманию книга – собрание житийной литературы о святых, в Земле Новгородской просиявших. Это результат большого кропотливого труда людей, для которых дорога не просто история Новгородской Земли, но история в ее духовном содержании, история как опознание пути к Небесной истине, явленной во Христе. Мы надеемся, что этот труд будет интересен не только тем, кто профессионально занимается историей, культурой, философией или древнерусской литературой. Полагаем, что книги будут полезны и для педагогов, которые захотят преподать своим ученикам уроки духовной и нравственной жизни из прошлого нашего Отечества. Но, конечно, они будут интересны и полезны для чтения и простым верующим, которые стремятся из прошлого своей земли почерпнуть для себя живительные силы из вечного источника Благодатной Премудрости Божией. Воистину «дивен Бог во святых Своих...».
Выражаю мою благодарность всем тем, кто участвовал в подготовке и издании этой книги.
Лев. Архиепископ Новгородский и Старорусский
январь 2006 года
Предисловие
В августе 1918 года Поместный Собор Русской Православной Церкви принял определение о восстановлении празднования дня памяти всех святых в земле Российской просиявших, определив совершать им службу в первое воскресенье после Недели всех святых Вселенской Церкви, во второе воскресенье по Пятидесятнице. Членами Собора: иеромонахом Афанасием (Сахаровым, будущим епископом Ковровским, священноисповедником) и профессором Петроградского университета Б.А. Тураевым – была составлена особая служба, где в исторической последовательности и по отдельным областям вспоминаются и прославляются угодники Божии и молитвенники Российской земли. «Придите, Соборы российстии, восхвалим сущие в стране нашей святые преподобнии и иерархи, и князи благовернии, мученики и священномученики, и Христа ради юродивые, и жен святых сословие, именуемые и неименуемые: сии бо воистину делы и словесы и многовидным житием соделашася святи». (Стихиры на «Господи воззвах» Минея, май). Профессор Тураев представил собору предварительно рассмотренный богослужебным отделом доклад, в котором аргументировалась необходимость восстановления этого праздника. «В наше скорбное время, – говорилось в докладе, – когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благо- временным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха». (Афанасий (Сахаров) «О празднике всех святых в земле русской просиявших, и о службе на сей праздник» Российский Православный Университет ап. Иоанна Богослова Ученые записки. M., 1995. Вып. 1.)
Этим соборным деянием Церковь Русская литургически выразила ту идею духовного единения нашего народа со своими соотечественниками, прославленными Господом, которую обычно именуют Святой Русью. В сущности своей, будучи идеальной религиозно-нравственной установкой, евангельским ориентиром для всех сфер жизни человека: политической, общественной и личной – Святая Русь находила свое реальное воплощение в Соборе святых Русской земли – людей разных исторических эпох, разного чина и звания, разного социального и иерархического положения, разного возраста и культуры и, наконец, разного рода и племени. Объединенные святым Православием и единой земной отчизной, они «вси вкупе молятся Господеви избавити от бед отечество наше, и нам терпения злострадания образ дают». Много позже, в 1981 году, Святейший Патриарх Пимен благословил выделить из соборной полноты святых, в земле Российской просиявших, тех, чья жизнь и подвиги были связаны с конкретным регионом, определив литургически чествовать их особым образом. Так в церковном календаре появился Собор Новгородских святых, переходящее празднование которых совершается в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. В Соборе Новгородских святых зафиксировано 190 имен подвижников, которых в действительности гораздо больше. Святые, указанные в святцах, как правило, яркие звезды на церковном небосводе, чей подвиг осиявал и привлекал и ближних, и дальних. За ними стоит великое множество безымянных последователей и подражателей, труд которых известен лишь Тому, ради общения с Которым он предпринимался. Отдавая себе отчет в том, что наилучшим способом познания христианской жизни является изучение жизни святых в свете Слова Божия, составители Патерика Новгородских святых и предприняли настоящий труд по его составлению. Ибо здесь, на конкретных примерах, христианство познается не теоретически и отвлеченно, а на живых людях, веривших, молившихся, боровшихся, падавших и восстававших, любивших и жертвовавших собой, жизнью осуществлявших Евангелие. «Ничто не может так увлекать и одушевлять нас, как живой наглядный пример, и ни от кого нельзя так легко и так радостно научиться жить по-христиански, как от того, кто сам искренно и радостно работает Христу. Русские святые в этом отношении являются для нас особенно близкими, родными и понятными учителями». /Четвериков С. прот. «Бог в русской душе». M., 1998. C. – 49/. Основная идея составителей данного сборника состояла в том, чтобы настоящее издание собрало под «единое крыло» некогда обширнейшей Новгородской земли по возможности всех подвижников, здесь подвизавшихся. Поэтому в Патерик вошли многие представители тех земель, которые обретали церковно-каноническую самостоятельность после присоединения Новгородской республики к Великому княжеству Московскому в 1478 году. Отсюда становится понятным, почему многие насельники Киево-Печерского, Соловецкого, Валаамского, Белозерского и других монастырей, также некоторые угодники Вологодской, Псковской, Тверской, Петрозаводской (Карельской) и Архангельской епархий являются нашими общими молитвенниками. Материалом для настоящей работы нам послужила доступная русская житийная литература прошлого: Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского; «Жития святых Российской Церкви, также Иверских и Славянских» (1847) А. Н. Муравьева; «Русские святые» Филарета, архиеп. Черниговского; «Словарь исторический о святых Российской Церкви» (1836–1860); «Жития святых» Протопопова (M., 1890); двенадцатитомник житийных переложений A. Н. Муравьева и прочие, более или менее самостоятельные агиографические издания. В отношении языка мы сочли правильным оставить стиль и способ изложения наших оригинальных источников, то есть читателю предстоит окунуться в по-своему замечательный русский язык житийной литературы второй половины XIX века. Книга снабжена картами Новгородской земли до их подчинения к Москве (Х-ХѴ40; в.) и Новгородских пятин (ХѴ40;-ХѴ40;VI вв.), а также схемой распространения древних монастырей, которые позволяют наглядно просматривать административно-территориальные изменения во времени. Мы вполне осознанно шли по пути наименьшего сопротивления, оставив для будущего возможность осуществить академическое издание новгородской агиографии, предприняв попытку познакомить с нашими святыми земляками широкий круг читателей. Думаем, что популярное изложение русской святости в ее истории и ее религиозной феноменологии является сейчас одной из насущных задач нашего христианского и национального возрождения. В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России – в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Верим, что каждый народ имеет собственное религиозное признание и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих, чьи идеалы веками питали народную жизнь.
Иеромонах Сергий (Логаш),
инспектор Новгородского Духовного училища,
кандидат богословия.

Буди ревнитель право живущим и сих житие и деяние впиши в сердце твоем.

Св. Василий Великий
Настало время ослабления княжеской власти от разделения ее между многими удельными князьями, от беспрестанной борьбы их между собою; в Новгороде развилась власть народная, и граждане (с 1136 г.) стали призывать князей «на всей воле своей» делать с ними «ряд», а в случае неудовольствия указывать им путь».
Настала страшная година нашествия монголов – земля Русская облилась кровью и надолго подпала тяжкому игу татарскому. Но вольную землю Новгородскую не попирала нога татарина: уже вполне вольный город, народная держава – государь Великий Новгород богател от союза с городами Ганзейскими, распространял колонии «пятин» своих на северном Помории, в Хлынове (земле Вятской) и Великой Биарлии (Пермской области) до Каменного Пояса (Уральского Хребта), вместе с младшим братом своим Псковом служил обороною Русских границ от шведов, Литвы и рыцарей-меченосцев. Удельные князья приходили на поклон к св. Софии, вымаливали себе «должность» (а не власть) княжескую в Новгороде, до первой народной прихоти, или прося гостеприимства и хлеба, когда междоусобия лишали их уделов. Чуждый разорения и страдания, какие испытывала вся остальная Русь, Новгород смотрел на них равнодушно с высоты своей Славы и богатства.
Но это равнодушие, это отчуждение вольного города от единства русской семьи было первою причиною его гибели.
Погибли все памятники вечевой общины, сохранились памятники незыблемого вечного Православия!
Граф Толстой М.В.
Святыни и древности Новагорода. M., 1862 г.
Прошли века, исчезло многое на земле, и изменилось все… А ты, Великий Новгород, хранимый Провидением, осеняемый Святыми Соборами, поддерживаемый молитвами твоих Чудотворцев, ты остался тем же торжественным и Великим и будешь вечно Святынею Христианскою. Много, много чудных событий свершилось в твоих стенах, под твоим кровом, и ты вовеки пребудешь красноречивым памятником и заповедною хартиею, на которой неистребимыми, лучезарными буквами начертаны дела блага, чести, величия и славы Русской веры, Русской земли и ее Самодержцев.
Путешествие Русского человека на поклонение «Господину-Государю»
Великому Новгороду, Святой Софии златоглавой и ее заповедной святыне.
Сочинения Александра Павловича Славина. СПб., 1858 г.


Источник: УДК 22.01 ББК 86.2 С25 ISBN 5-94684-788-0 Несмеянова В. H., Соболева Г.С. Составление, 2006. Иеромонах Сергий (Логаш)