Источник

Часть III. Письма духовным чадам. Монахиня Варвара (Пыльнева) о письмах старца

Батюшкины письма теперь – это рассыпающиеся в руках пожелтевшие листки плохой бумаги, на которых под диктовку писала келейница старца – мать Гавриила. Писала в конце 1940-х годов, когда люди боялись хранить письма, дневники. Из-за опасений ареста многие приведенные ниже фрагменты писем не сохранили ни имен адресатов, ни времени их написания. Мои тетушки94, духовные чада старца, вздрагивая от шума каждой приближающейся к дому машины, все-таки сберегли эти письма старца, хранили их под сундуком: слишком дороги были для них эти полустертые строчки, наскоро записанные карандашом...

Судя по ответам батюшки, да и вспоминая обстановку нашего дома, тетушек волновало то, что все считали жившего от нас через стенку дядю Колю колдуном. Много страхов, разговоров, предубеждений было связано с этим, спрашивали батюшку: «Что делать в таком случае?». Тот отвечал: «Понуждайте себя к молитве, хотя кратко, но почаще, и душа успокоится». Он знал, что в таком деле самое действенное средство – молитва.

Время было трудное во всех отношениях, и тетушкам очень мешал жить страх. Отцу Иннокентию нелегко было успокоить их встревоженные души. Он постоянно старался направить мысли духовных чад на внутреннее делание. Так, в ответ на письмо (с жалобами на скорби) он продиктовал: «Тогда скорбь облегчается, когда мы принимаем ее как от руки Божией и переносим с терпением, обвиняя не людей, а себя. От сего делается успокоение душе». Батюшкины записки умиротворяли: старец помнит, молится, и Господь, по его молитвам, поможет все стерпеть. Мне в ответ на письмо (видимо, о каких-то неприятностях в школе) батюшка писал: «Смиряйся и покоряйся тетям, тогда и учение пойдет, и терпение Бог пошлет. Смиряйся и всех люби».

Было и так, что не раз писали отцу Иннокентию, жалуясь на соседа, который будто бы со своей стороны ломал нашу общую печку. Помню, что несколько раз звали печника перекладывать печку. И на все эти жалобы батюшка, без тени недовольства или досады, отвечал спокойно, сочувственно, доброжелательно и пытался направить мысли тетушек на то, что послужило бы к душевной пользе. Так, в одном из ответов на очередную жалобу (опять о печке) отец Иннокентий объяснял: «Не сами соседи это делают, а Господь попускает для нашего спасения и терпения».

В записках у батюшки спрашивали благословение в разных делах. Он советовал выполнять необходимое, но не погружаться в житейские заботы целиком. И в беседах, и в письмах отец Иннокентий напоминал, чтобы «о душе заботились, почаще имя Божие призывали». Когда отцу Иннокентию жаловались на окружающих, он убеждал: «Не скорбите, что вас оскорбляют, а скорбите, когда вы кого оскорбили. Полагайте начало благое к исправлению».

В одном письме тетушка признавалась в появлении раздражения на свою мать. Между ними состоялся какой-то неприятный разговор. На это отец Иннокентий писал: «Непохвально, что вы раздражались на маму, попросите у нее прощения». Все очень просто, обыденно даже. Но за этой простотой была сила духовного заступничества, живого участия в жизни своих духовных детей, и потому даже указание на какую-либо ошибку не огорчало. Когда недоумевали, как поступить, а возможности попросить благословения не было, батюшка советовал: «Как совесть подскажет, так и поступайте. Умудряйтесь».

Этот совет – «умудряйтесь» – часто встречается в письмах отца Иннокентия. Он побуждал спрашивающего к обдумыванию решения. Батюшка направлял, учил правильно рассуждать в сложных обстоятельствах, помогая во всем видеть направляющую руку Божия промысла. Батюшка никогда не требовал бездумного, механического исполнения «послушания», чтобы не укоренилась леность мыслить. «Умудряться» во всех случаях – это заботиться и о том, чтобы свой мир не потерять и чужой не нарушить.

На очередную жалобу по поводу соседей батюшка с прежним спокойствием отвечает, что надо умудряться как только можно, чтобы не раздражать соседа и не давать повода к вражде. Кто-то настойчиво советовал обратиться в газету, на что старец написал: «Это не наше дело. Хорошо, что ты покрыла любовью брата. Плохой мир лучше хорошей ссоры». И в другом письме: «Нужно хотя бы кратко, но почаще призывать имя Божие и тогда день и ночь будут освящаться молитвою. Отчего скука и уныние? Оттого, что мы Бога забываем».

Бывало и такое, что человек что-то делал, и только потом просил благословения. Батюшка тогда замечал, что о благословении говорить поздно. Если хотите все делать по благословению, то надо начинать с намерения, а не ставить перед свершившимся фактом. Главным батюшка считал даже не действие, а намерение. Если обстоятельства подсказывают – можно это учесть, но главное – не предпринятое действие, а то, для чего это нужно. Цель у христианина всегда одна – быть с Богом.

Когда спрашивали совета, делать ли операцию, подавать ли в суд, то он всегда отправлял к специалистам, потом призывал усиленно помолиться, прося Господа показать обстоятельствами, как надо поступить. Ничего не решал он поспешно, непродуманно, не указывал на единственное, как ему казалось, верное решение, не настаивал на своем, не грозил наказанием Божиим за непослушание. Со стороны отца Иннокентия никто не чувствовал давления, намерения подчинить себе кого бы то ни было.

Отношения с людьми, чаще всего – измученными, больными физически, душевно, он строил на доверии. Вникая во все подробности, он мог посоветовать обратиться к человеку знающему. Это не воспринималось как желание переложить на другого тяжесть ответственности, наоборот это подтверждало стремление старца использовать всё для решения возникших сложностей у обратившегося к нему человека.

Нельзя было представить себе, что у батюшки в келии, за столом, в общей беседе кто-то мог бы над кем-то посмеяться, или, того хуже, выказать презрение, или обсуждать чьи-то поведение, слова, мнения.

Когда тетушки писали ему о притеснениях со стороны соседей, он не уставал повторять: «Не скорбите! Без воли Божией и без Его попущения ни диавол, ни люди не могут повредить. Враг не настолько силен, насколько бы хотел, а насколько Господь попустит. Поэтому нам велел Господь обиды забывать и за врагов молиться. За терпение, смирение и прощение обид Господь обещает спасение».

Он напоминал об ответственности за каждое слово, за каждый поступок, тем более что обо всем придется говорить на исповеди... Да и огорчать батюшку сознательно, конечно, никто не хотел.

Отец Иннокентий не стеснялся признаваться, что ему нелегко ориентироваться в быстро меняющемся мире. Когда его спрашивали (может быть, уповая на прозорливость), а он не все мог знать, то откровенно признавался: «Я ведь не в курсе внешних дел, а потому только буду молиться и вас к сему призываю, а Господь и Матерь Божия управят, устроят все на пользу. Не скорбите прежде времени, предавайтесь воле Божией и просите помощи у Господа».

Был период, когда трудно было с жильем, и одна из тетушек собралась поехать к третьей сестре в Тамбов. Попросила у батюшки совета. Он ответил: «Умудряйтесь, ведь я всех обстоятельств не знаю. Если удобно будет, то с Богом пусть едет. Только с Богом. С Ним везде хорошо, без Него везде худо».

На вопрос, как помогать людям, батюшка отвечал: «Если есть избыток, по силе вашей можете и другим помочь, а если сами нуждаетесь, то от помощи другим воздерживайтесь».

В последние годы жизни старца, тогда мне было лет двенадцать-тринадцать, он стал писать мне лично. Обычно письма были краткими, приведу их почти целиком: «Прошу, будь в послушании и мире с родными, и Господь просветит твой ум к признанию и разумению того, что на пользу душе твоей. За папу и всех родных молись. Проси преподобного Сергия, чтобы он дал помощь и разумение, а главное, имей веру в Бога, любовь к ближнему и послушание к тетям. И Матерь Божия покроет от всех бед и напастей».

«Прошу, умоляю – будь внимательна к себе, твори послушание к тетечкам, имей смирение и самоукорение. Эти добродетели тебя спасут и в Царство Божие введут. А если по немощи согрешишь, то сознавайся и проси прощения, и будешь мирна и покойна. Сам Господь сказал: »В терпении вашем спасайте души ваши"95. Засим будь хранима Господом и Его Пречистой Матерью. Спасайся и за мою худость молись».

По сохранившейся дате – 8 февраля 1949 года – можно считать полученное письмо одним из последних: «Родная Галиночка! Мир и Божие благословение буди с тобой. Посланное твое письмецо слушал. Бог простит тебя за чистосердечное покаяние. Положи с сегодняшнего дня начало благое покорности и послушания к воспитательницам-тетям, а к учению – внимание и понуждение. Если будешь исправляться, то я поправлюсь и возьму к себе, но если останешься со своими привычками, тогда ничего не могу сказать. Посему, родная, и прошу тебя – исправляйся и смиряйся, а гордым противится Бог96. От души желаю всех милостей от Господа. За все присланные грехи и немощи Господь простит и благословит».

Почти что за год до своей кончины старец по слабости и болезни (он плохо видел) не мог принимать людей и отвечать на письма.

Ниже помещены сохранившиеся письма отца Иннокентия, написанные в первые годы революции и в более позднее время. Видимо, они адресовались общинке сестер, изредка – кому-то из них отдельно. Письма эти довольно пространные. Создается впечатление, что отец Иннокентий старался записать и то, о чем говорил при личном общении. Они лишены какой-либо привязки к внешним событиям. Старец стремился сконцентрировать внимание адресатов на самом главном, без чего нельзя считать себя христианином. Конечно, говорит он, вернее, доносит до нас то, что сам впитал из наставлений Германа и Алексия Зосимовских, теперь уже причисленных к лику преподобных. Передает усвоенное самим, чтобы наставить, ободрить, воодушевить тех, кого ему поручил Господь, справедливо предполагая, что возможность общаться даже так, через переписку, может в любой момент прерваться; кроме того, словно бы предвидя, что люди, оставшиеся без духовного руководства, будут лишены возможности читать творения святых отцов, что на самом деле и произошло. В трудные годы разрухи, войны, страхов, потери доверия даже к уцелевшим священникам и друг к другу, редкие «свои» чада переписывали все письма батюшки, сознательно не указывая ни времени написания, ни имени адресата. В отсутствие нужных книг, они выписывали наставления старцев, переписывали от руки молитвы, каноны, псалмы, акафисты. Эти тетрадки передавали друг другу под страхом уголовного преследования. Такая практика продолжалась почти до 1990-х годов.

Илье Ивановичу и Анне Павловне Кугушевым97

[После 28 февраля, не ранее Святой Пасхи 1917 г., Зосимова пустынь]

Воистину воскресе!

Глубокочтимый и боголюбивый Илья Иванович с супругой вашей Анной Павловной и с детками вашими! Старцы схиигумен Герман, иеросхимонах Алексий и я, грешный, испрашиваем на вас мир и Божие благословение с пожеланием всех милостей от Господа.

Илья Иванович! Уведомляю вас, что посланное вами письмо мы получили. Вы пишете, что имеете скорби и просите молитв от нас, грешных, в помощь перенесению скорбей. Хотя мы и чувствуем себя грешными пред Богом, но по вере вашей не отрицаемся от заповеди всегда молиться. Да подаст вам Господь просимое от Него, что вам на пользу. Сожалеем о вас, находящихся в таких скорбях, находим нужным предложить совет к укреплению вашему. Вы должны веровать, что никакая скорбь не может случиться с нами, ежели не попустит Господь. А Он посылает скорби из любви к нам или в наказание за грехи, чтобы очистить здесь от оных. Так, когда вы имеете скорби, то знайте, что вы не забыты у Господа и Он промышляет о вас. И в том будьте уверены, что Он не пошлет выше меры искушения, но с искушеньем пошлет избытие98. В наносимых скорбях никого из людей не следует винить, ибо Господь нас наказует, а люди суть только орудия Божии, коими Он действует.

У нас в обители, милостью Божиею и за молитвы старцев, Господь нас хранит, хотя и не без скорбей, также и недостатки терпим, но все-таки в сравнении с другими обителями – милость Божия. Старцы наши здравствуют, хотя и, очень замечаем, ослабевают, особенно отец игумен. Батюшка отец Алексий 28 февраля принял святую схиму с именем Алексия, человека Божия, празднуемого 17 марта. В обители у нас была болезнь: тиф и оспа. Болели братия, пять человек скончались. Низ гостиницы взяли под больницу для мирян, где помещаются заразные.

Относительно пчелок скажу: от сорока ульев в прошедшем году сделали двадцать, по случаю скудного медосбора: лишь бы спасти половинку. Но едва ли спасли: погода стоит холодная, а запасов нет.

За всё слава Богу; здесь, живя на земле, хотя и испытываем скорби, они невечны, со смертью все кончится, а там, по ту сторону гроба, только будет начало, конца не имущего; вот тех скорбей избави, Господи, вечных, по слову Спасителя, идеже огнь их не угасает и червь не усыпает (!)99.

Засим простите, будьте...

Анне Павловне Кугушевой

07 апреля 0907 г. [Зосимова пустынь]

Воистину воскресе!

Досточтимая и боголюбивейшая Анна Павловна! Мир, Божие, наших старцев и мое грешное благословение буди с вами, с пожеланием всех милостей от Господа.

А[нна] П[авловна], уведомляю вас, что посланное вами письмо я получил исправно, на которое и спешу вам ответить, хотя и с опозданием, в чем, надеюсь, вы мне простите. А[нна] П[авловна], вы пишете и обращаетесь к моей худости, как вам поступать с своим сыном Алексеем и как влиять на него. Преподобный Серафим Саровский говорит: стяжи дух кротости, и около тебя тогда спасутся сотни, но это, конечно, более относится к взрослым (хотя применимо и ко всем), но как ваш сын еще младенец, мне думается, не мешало иногда и построже. Впрочем, вы уже испытывали то и другое: умудряйтесь, как Господь вам положит на сердце; Ему поусерднее молитесь и просите, чтобы Он, Милосердный, вразумил и научил вас. А я буду старцев просить, чтобы Господь за их св[ятые] молитвы не оставил вас Своею милостью в такое страшное, переживаемое всеми нами тяжелое время.

Воистину наше время является свидетельством... великой ярости, зная, что немного осталось ему времени. Быть может, скоро услышим грозный глас: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен тот раб, его же обрящет бдяща»100. Воистину приходит и то время, что живые мертвым позавидят. Нужно поусерднее молиться Матери Божией, как сами, так же и деток заставлять. Она только едина Надежда ненадежных.

Засим простите, А[нна] П[авловна]. Будьте хранимы Господом.

[Бл]агословение обители и старцев. И с вами усердный желатель вашего здоровья и спасения грешный и недостойный иеромонах Иннокентий.

На праздник получил письмо от Ильи Ивановича, где он пишет пространно. С Божией помощью ему тоже напишу, потому что он, бедненький, тоже скорбит и о вас, и о своей родине. Помоги ему, Господи, и все то перенести благодушно.

Илье Ивановичу Кугушеву

19 апреля 1917 г. [Зосимова пустынь]

Христос воскресе!

Глубокочтимый и боголюбивый Илья Иванович!

Старцы наши и я, грешный, испрашиваем на вас мир и Божие благословение с пожеланием всех милостей от Господа. Уведомляю вас, Илья Иванович, что посланные вами два письма я получил исправно. Меня же простите, Бога ради, немощь моя и неисправность много виноваты пред вами. Много раз собирался и думал писать, но никак не собрался. Надеюсь, что вы покроете своею любовию мои недостатки. Волею Божиею хотя мы и разделены с вами большим расстоянием, но душами с вами мы имеем общение.

Вы пишете о современных событиях. Воистину, Илья Иванович, [не только] мы переживаем грозный час гнева Божия, но [и] весь мир, и если покаяния не будет в людях, то конец мира близок. Наше время является свидетелем того, о чем сказано в Откровении: горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в великой ярости, знал, что немного ему осталось времени101, И на всякое время, кольми паче и настоящее, всем нужно каяться в грехах и поусерднее молиться Господу.

Автограф письма отца Иннокентия Илье Ивановичу Кугушеву от 19.04.1917 г.

Еще вы пишете, что приходит вам иногда желание оставить мир. Что вы говорите, возможно ли? Писано есть: Господь сочетает, человек да не разлучает102, На это нужна особая воля Божия. Как бы завидуете нам, что счастливы мы, пребываем в тихой пустыни. Не скажите, Илья Иванович, это только [так] вам думается; Антонию Великому было сказано, что в последние времена монахи спасутся скорбями, что мы и испытываем в настоящее время. Сказано, что будет туга на земле; уже ее многие чувствуют. Безусловно, то время приходит: праведник едва спасется, аз, грешный, где явлюсь, и живый мертвому позавидует.

Засим простите, [И]лья И[ванович]. Будьте хранимы Господом. Милость Божия и благословение нашей св[ятой] обители буди с вами.

Усердный желатель вашего здравия и спасения многогрешный иеромонах Иннокентий. Супруге вашей Анне Павловне на два письма отвечал.

Не знаю, как поможет Господь сохранить пчелок, условия погоды очень трудные. В обители у нас всё, слава Богу, благополучно; старцы, милостью Божией, здравствуют, всех из обители у нас взяли человек 40; появляются слухи, что монахов будут брать. От соседних крестьян уже начинаем испытывать некое притеснение] или придирки.

Прости, [И]лья И[ванович], спасайся о Господе.

Из писем к разным лицам

Мир и Божие благословение буди с вами. С пожеланием всех милостей от Господа. Пользуюсь случаем с матушкой Анной написать вам общее молитвенное приветствие и лучшие пожелания от Господа в вашем спасительном начинании Духовной жизни вашему малому обществу. Не унывайте, если вас и мало. А Господь сказал: «Не бойся, малое стадо, яже дарова вам Царство»103. Что, думаете, отраду? Богатство? Наслаждение? Нет, Царство, и какое Царство! Где не только все блага, все возможные сокровища, и красота, и слава, и свет, радость и горящая любовь. Божеская жизнь и веселие вечное. Царство это – Царство всех веков, перед которым все величайшие царства мира сего – дым и смрад. И в том-то Царстве света и веселия вам уготовано, и всем возлюбившим Господа Иисуса, царское место. Приведутся девы Царю, вслед Ее, Царицы Небесной. Только потерпите, и все вы получите. Также говорят: «За отраду не дают награду». А за что? За скорби и болезни. Пока мы находимся на земле, никто без скорбей не проживет. Хотя бы и на облака взошли, и там от скорбей не уйдешь. По свидетельству Самого Господа, в мире скорбни будете104.

***

В том и ошибка с нашей стороны, что мы не хотим покориться воле Божией, а ищем своего какого-то пути, а его на земле на самом деле нет. Не всем, а только некоторым будет покой, когда над ними пропоют: «Со святыми упокой». Сестры, советую между собою жить в мире и единодушии. Боже избави, если между вами возникнет, по действию диавола, немирствие и несогласие. Это хуже всего. Друг друга немощи носите105, друг друга любовию покрывайте, и ваши недостатки покрыет Господь. Держитесь смирения, самоукорения и терпения, и благо вам будет. Да не забывайте главной-то добродетели – это молитвы: она во главе всех добродетелей и невозможное делает возможным, и трудное легким. Желаю умудряться в духовных бранях и познавать козни диавола, а более всего смиряться. Посему, как отец ваш духовный, советую вам: совершайте молитвенное общение, и за мою худость помолитесь, а я, в свою очередь, за вас, чтобы Господь укрепил мои силы и мог бы я в свое время быть с вами, пособоровать и поисповедовать. Мне думается, сие таинство будет спасительное для душ ваших. Засим простите, сестры, будьте хранимы Господом. Усердный желатель вашего здоровья и спасения многогрешный отец ваш духовный иеросхимонах Иннокентий.

***

Всечестные и христолюбивейшие сестры и матери о Господе! Мир и Божие благословение буди с вами. Посланные вами письма я, грешный, получил, и за неимением времени не могу всем порознь ответить, пишу общее. Вы пишете и просите у меня, грешного, молитв, совета и благословения. Да даст вам Господь, по вере вашей к моей худости, просимое от Него, что полезно для душ ваших. Из писем ваших вижу, что некоторые подвержены смущению, другие болезням, иные скорбям. Всегда люди жаловались на различные скорби и болезни, а в настоящее время кроме одних скорбей пришли новые, и на разные обстоятельства удивляться не должно. Настоящая жизнь согласно тому получит участь в жизни будущей: или вечно блаженную, или злополучную. А для получения сего неизбежно понести различные скорби и болезни, по сказанному Господом, что многими скорбями подобает внити в Царство Небесное. Люди разделяются на праведных и грешных. Но ни те, ни другие не свободны от различных скорбей и болезней. Праведным посылает Бог скорби для того, чтобы через это они совершенно очистились от грехов и получили великое воздаяние в будущем веке. На грешных же Господь наводит различные. скорби и болезни, чтобы привлечь их к покаянию. Сам Он говорит во святом Евангелии: не приидох призвать праведных, но грешных на покаяние106. Посему, сестры и матери, не будем отвращаться от скорбей и болезней. Мы не знаем, для какой цели Господь посылает их нам. Но все оные посылаются по воле Божией к пользе нашей или к наказанию за наши прежние грехи, или ко испытанию нашей веры, или, наконец, чтобы без скорбей не впасть в какие другие грехи. Да, кроме того, скорбный путь есть путь в Царство Небесное. То посему и скорбей устрашаться не должно, а предавать себя в руки Божии: Он управит нашу жизнь и приведет к благому концу. Бежать от скорбей – значит бежать от своего спасения. А чтобы скорби нам переносить с пользою для души, нужно за них благодарить Господа, обвинять не людей, а самих себя, говорить, что по делам моим приемлю, не только сих, но больших есмь достойна за грехи мои. Тогда только мы успокоимся. Вот, сестры и матери, что мне Господь за молитвы отца моего положил на сердце, то и написал вам. Прочее: советую вам с ближними жить в мире и любви. Кроме сего, никто не узрит Бога. Потому что в ближнем наше спасение. Возлюбите Христово смирение и самоукорение и обрящете душевный покой. Да, самое главное, не оставляйте молитвы. Она всего необходимее в деле нашего спасения. Смиряйтесь о Господе. Засим простите, будьте хранимы Господом. Усердный желатель вашего здоровья духовный отец иеросхимонах Иннокентий.

***

Христос посреди нас! Всечестная и христолюбивейшая мать Анна! Мир и Божие благословение буди с вами. Послал вам общее письмо, теперь пишу вам отдельно, во утешение скорбной души вашей. Мужайся, и да крепится сердце ваше. Не надо малодушествовать, но за все благодарите Бога. Нет ничего полезнее, как Бога благодарить за все случающееся, приятное и неприятное, и никого не винить, кроме себя самих, за многое и во многом повинных. Других же винить – нисколько нас не успокаивает, а более и еще более смутит. Многие трудности нашей жизни от нас самих. Смирение, самоукорение и неосуждение других во всем полезно и спасительно. Так поступая, можем приобрести и мир, и душевный покой, оставляя претензии к другим, если они когда и не так действуют. А если и случится тебе по обязанности, по послушанию сказать, то старайся духом кротости. Тогда около тебя сотни спасутся. Не удивляйся и сему, что враг спокойствия духа дать не может. Всегда нужна против него помощь Божия. Вот, что Господь положил мне на сердце, то и прими от моей худости. Засим прости, будь хранима Господом.

Усердный желатель твоего здравия и спасения многогрешный духовный отец иеросхимонах Иннокентий.

***

Молитвенное приветствие Екатерине Ивановне [Матвеевой. – Примеч. сост.] и всем сестрам!

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума!»107.

Сестры о Господе и матери! Хотя я вкратце писал вам, паки и паки повторяю. Не имея возможности поздравить каждую из вас порознь с настоящим всерадостным христианским торжеством, поздравляю вас вообще. Обрадовавший рождеством Своим все человечество и естество ангельское да обрадует и вас всех, сестры и матери, всякою радостью, некоторых иногда сетующих душами и болезнующих телом. Всем известно, что в первую ночь рождества Христова воинство ангелов, небесные силы, между небом и землей прославляли Господа пресладчайшим пением: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение"108. Так и вам, христолюбивейшие сестры, от души усердно желаю подражать песнопению ангелов, чтобы между всеми был мир и любовь и согласие – это прежде всего. Тогда вы достойны будете праздновать сей великий праздник, тогда с вами будет рожденный от Пречистой Своей Матери Спаситель мира. Где мир и любовь – там и Бог. В мире место Его. А чтобы достигнуть любви, прежде нужно приобрести смирение и самоукорение, то есть во всяком неприятном и скорбном случае или обстоятельстве должно возлагать вину на себя, а не на других: что это я не умела поступить как следует, и от этого вышла такая неприятность и такая скорбь, которой достойна я попущением Божиим за мое нерадение, за мое возношение и за грехи мои, и прежние, и новые, – и от сего душа успокоится. Еще советую вам во всем предаваться в волю Божию, без которой ничего с нами не бывает. А когда в скорбях и болезнях будем малодушествовать и роптать на других, а иногда и на Бога, то терпеть не минуем, а пользы никакой не будет. В таком случае не прославимся, а осудимся. Постараемся исправиться, хотя и не делами, но, по крайней мере, душевным расположением: уничижением, смирением, самоукорением, а от сего придет к вам молитовка, и милостью Божиею обрящем покой душам нашим. Сестры и матери! Усердно желаю проводить эти светлые дни во славу Божию и на спасение душ ваших. Засим простите. Будьте хранимы Господом!

Многогрешный и недостойный ваш духовный отец иеросхимонах Иннокентий.

***

Христос посреди нас!

Всечестная и христолюбивейшая мать Анна! Мир и Божие благословение буди с тобою. От души желаю вам умудряться устроением душ. А если поползнетеся по немощи смущением, то на сие скажу, что мы сие терпим не от людей, живущих с нами и окружающих нас, но от самих себя. Ни в каком месте видимых ангелов нет, но все немощные человеки. Перерадеть мы их не можем, а терпеть ссоры от сестры должны и можем. Кто обращает всегда взоры свои на свои недостатки, тот всегда находит [считает] других лучше себя. И такой только стоит на пути непадательном. Приимите сие правило за божественную истину и оправдитеся пред Богом, как евангельский мытарь. Я уверен: будете держаться сей истины, вас Господь не оставит, потому что у вас добрые сердца. Более всего старайтесь внимать себе и следить за собою. Тогда и некогда будет заниматься посторонними делами и смущать души свои. Помните также и то, что сегодня тот, а завтра другой будет во гробе. Здесь все изменчиво и непостоянно, обманчиво, превратно, со смертью все кончится, и всяк получит то, что заслужил: или награду от Господа за труды свои и добродетели, или наказание за грехи и неправды. Боголюбивые души говорят, что бы с ними скорбного ни случилось, они говорят: по делам нашим приемлем, лучше нам пострадать в сей кратковременной земной жизни, нежели страдать в вечных муках ада; грехи мои не должны оставаться без наказания, то требует правосудие Божие. А что наказываемся здесь, на земле, это великая милость Божия. Напоминаете опять насчет суммы. Приготовить ли? Мне думается, на случай нужно приготовить, и они будут напоминать наше странствие. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное109. Приобщаться можно в месяц раз, и чаще можно. Засим простите, будьте хранимы Господом.

Многогрешный и недостойный отец духовный иеросхимонах Иннокентий.

***

Христос посреди нас!

Мир и Божие благословение буди с тобою. Посланное вами письмо я, грешный, получил, на которое и спешу вам ответить. Из письма вашего, матушка, вижу, что вы болеете и просите у меня, грешного, совета и молитв к перенесению болезни. Да поможет и подаст вам Господь по вере вашей просимое от Него, что полезно для души вашей. Вы должны веровать, матушка, что без воли Божией ничего с нами не случается, не сами собою приходят к нам болезни, а Господь их нам посылает. А Он лучше нас знает, что кому на пользу. Бог не требует от болящего трудов и подвигов. Чего требует? Терпения, благотворения, и молитвы, и душевного благоустроения. Наблюдать надо за собою, чтобы дух не раздражался. На сие нужно более обращать внимание, понуждать себя к любви ближнего и к смирению, и через смирение и самоукорение получите помощь Божию и успокоение. Когда приучимся за все благодарить Бога, тогда и не будет касаться вас страхование и опасение. Да еще старайтесь помирнее с ближними быть. Писано есть: в мире место Его. В болезни прежде нужно предать себя в волю Божию. Преподобный Серафим пишет: «Кто благодушно и с благодарением переносит болезнь, тому она вменяется в подвиг, даже и в мученичество». Полечитесь святыней: посылаю вам масла святого от Божией Матери и от гроба старца Зосимы. Засим простите, будьте хранимы Господом.

Многогрешный отец ваш духовный иеросхимонах Иннокентий.

***

Мир и Божие благословение буди с тобою. Поздравляю тебя с текущею Четыредесятницею и от души желаю провести оную душеспасительно. Писал тебе о блудном сыне. Он только тогда успокоился, когда намерение свое привел в исполнение. «Все избыточествуют хлебом, а я гладом гибну. Востав, пойду ко отцу моему и реку ему: «Отче, согреших на небо и пред тобою, и несмъ достоин нарещися сын твой"110». И отец... привел его в дом свой. Надо прибегать к целительному покаянию и соединению с Господом, с сознанием полного своего ничтожества и немощи, твердою верою, и всецело возложить упование на Господа и веровать, что нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного. Вспомни (!) житие Марии Египетской. Какими она трудами и слезами возвратила ту благодать, которую она растеряла своею греховною жизнью. Конечно, не даром ей досталось, а посредством многих трудов, плача, воздыхания, терпения. Зато ее Господь прославил великою славою, и мы ей молимся. Пора положить начало благое к исправлению. – Оно полагается не с верхней ступени, а с нижней: со смирения, самоукорения, познания не чужих, а своих немощей. И почаще призывать имя Божие: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Смирение состоит в том, чтобы считать себя хуже всех, не токмо людей, но и скота. А самоукорение – в том, что бы ни случилось с тобою: скорбь ли, болезнь ли, гонение ли или иное что, – рассуждать, что всего сего я достойна за грехи мои, и не токмо этого, но и большего достойна, и успокоишься. Отгоняй от себя мысли, что тебя вышлют, что тебя выгонят и так далее. Тебя возьмут или еще что случится. Это все вражьи наветы. Батюшка молится о твоей душе, как себе, так и тебе желает спасения, но и ты должна молиться. Все дело в помыслах, вернее, в борьбе с находящими помыслами. Должно не принимать их, а отревать их, ибо они – от врага. Враг рода человеческого старается низложить нас помыслами печали, уныния, сомнения, ропота и отчаяния. Бог наш есть Бог мира и всякого утешения. Заступник души нашей; единственное верное средство против наветующих бесов – это призывание имени Божия. Нет сильнее сего оружия ни на небе, ни на земле: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Призвах имя Божие и возвеселихся111, говорит великий псалмопевец. Самое успокаивающее средство, по мнению святых отцов, – это предание [себя] воле Божией. Покорная и верная Господу душа так говорит: это воля Божия, Бог этого хочет! Да будет воля Твоя, о сладчайший Иисусе.

***

Нет ничего случайного или нежелательного с нами, даже самого малейшего, без воли Бога или попущения Божия. Если бы мы не были грешными, то не требовалось бы нам и страдать. Святые безгрешные страдали, Сам Господь безгрешный страдал за нас, нам ли не пострадать за свои грехи. Прошу и умоляю тебя, Бога ради, не отчаивайся в своем спасении. Господь пришел не праведных спасать, а грешных. И грешных призвать к покаянию. Пала – восстань, согрешила – покайся. Доколе же? Всю жизнь же будем терять на спасение и исправление. Не за то нас Господь будет судить, что грешили, а за то, что не каялись во грехах. Будем уподобляться блудному сыну. Вот взял он от отца часть своего имения и ушел в дальнюю страну. Растратил отцовское имение, живя блудно. И был в той стране великий голод. Он пришел в себя и помыслил: «Сколько наемников у отца моего имеют во всем изобилие, а я гибну гладом». И в душу его сошел мир, когда он так подумал и решил вернуться к отцу. Когда же он шел к отцу, то отец издали увидел, что сын его возвращается. Он узнал сына, ему сердце подсказало, и пошел ему навстречу. Сын сказал: «Отче, прости, согреших на небо и пред тобою, и уже несмъ достоин нарещися сыном твоим». Отец был рад. Пал к нему на выю и, целуя, сказал: «Сын мой, кто тебя ко мне возвратил?». Ввел его в дом свой, а слугам сказал: «Принесите ему первую одежду и оденьте, дайте перстень на руку его и сапоги на ноги. Сегодня служите ему одному, он с дальней, тяжелой дороги. Сделаем пир и веселимся во благо. Сын мой мертв был и ожил, пропал и нашелся»112. Притча сия изображает: отец – Господь, сын – грешник, который получил имение от отца и прожил, а когда он раскаялся во всем, отец ему все простил и возвратил. Так и Отец наш Небесный кающемуся грешнику все прощает и возвращает ему Свои дары. Одежда означает святое крещение. Перстень – обручение со Святою Церковью, сапоги на ноги – чтобы впредь не ходил грешным путем. И ангелам повелел радоваться о едином грешнике кающемся. Относительно обид. Пусть тебя укоряют, пусть бесчестят – ты не бесчесть. Пусть тебя поносят, ты не поноси. Заранее укоряй себя. Всем прощай всё, себе – ничего. А святые отцы пишут, что не может впасть человек в осуждение ближнего прежде, чем превознесется над ним. Знай себя и довольно с тебя. За терпение и неосуждение ближнего Господь обещает прощение грехов и спасение. Врагов бояться не надо, оскорбят тебя, когда Господу угодно, сколько Господу угодно. Никто из людей и ни диавол не может причинить нам зло, если Господь не попустит, и не тогда, когда кто захочет, а когда Господь захочет. Ни одного слова нам человек не скажет к нашему огорчению без позволения Божия. Самое верное и единственное средство для успокоения во всякой скорби – это все случающееся с нами принять от Его святой руки с благодарением. Засим простите, будьте хранимы Господом.

Многогрешный отец ваш духовный иеросхимонах Иннокентий.

***

17 февраля 1918 года

От помыслов приходящих не унывайте, а боритесь с ними, не принимайте их, смиренно прося помощи у Господа. Ведь и мы, грешные, в монастыре как бываем обуреваемы помыслами! На молитве и даже у престола Божия! Так и сменяются – один помысел другого чище, только встречай да провожай.

Благодатными чувствами не услаждайтесь, а смиряйте себя, считая себя недостойными утешения. Примером имейте всегда святых отцов: когда достигали высшей степени святости, то и тогда считали себя еще более грешными и недостойными благодати Божией. А когда к одному из старцев явился демон в виде ангела светла и сказал ему: «Достиг ты высшей святости, радуйся!» – чем победил святой старец искушение? Смирением. «Не к тому ты явился, – отвечал он искусителю. – Я грешнейший всех живущих на земле и не достоин того, чтобы было мне такое видение». И отошел от старца демон посрамленный. Вот и вы тоже поступайте так же, и если явится вам благодатное чувство или мысль утешительная, не принимайте ее как должное, а смиряйте себя и говорите: «Недостойна я такого утешения, я грешная, грешнейшая всех». И если после благодатных чувств и молитвы вдруг явится сухость в молитве, бесчувственность – не унывайте, не падайте духом, продолжайте усердно взывать ко Господу о помощи, жалуясь на свою немощь и «окамененное нечувствие»: «Господи, избави мя от всякого уныния, забвения, малодушия и окамененного нечувствия. Ты видишь, Господи, что я без Тебя – ничто! Не могу без Тебе творити ничесоже! Все во мне слабо, все во мне немощно, только сильны во мне пороки и страсти, научающие меня противиться всеблагой воле Твоей. Научи же меня Сам покоряться Твоей воле. Аще хощу или не хощу – спаси мя. В руки Твоего великого милосердия вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя и души моея движения». И Господь услышит ваши молитвы и, когда нужно будет и для вас полезно, вернет вам благодать Свою! А отнимает Он ее смотрительно и благодатных чувств не усугубляет в нас, грешных, жалея нас. Преподобный Макарий Великий говорил, что если бы мы могли постигнуть хоть на миг силу благодати Божией, почувствовали и увидели бы на один миг невыразимое блаженство лицезрения Славы Божией, сияющей светом превыше всех светлостей, пред которыми ничтожно сияние самого яркого солнца, слышали бы славословия небесного воинства и всего сонма святых апостолов, мучеников, прославляющих эту небесную, вечную Славу глаголами, исполненными неизреченной сладости, то ничего не могли бы мы больше совершать земного, ни о чем земном не могли бы больше ни думать, ни говорить, а хотелось бы только забиться куда-нибудь подальше от всего мирского, чтобы забыть весь мир и самого себя, только бы созерцать и воспевать эту дивную Славу. Но мы должны жить на земле и каждый исполнять свое послушание, исполнять его со всякой любовью, терпением и тщанием, как пред лицом Самого Бога. На то воля нашего Творца, и потому Он, по Своей великой милости и любви к нам, и не дает нам ощущать всю силу Своей неизреченной Славы, чтобы не лишить нас сил.

***

Храни всегда чистоту сердца, помни этот мой завет тебе! Да будет примером тебе во всем Пресвятая Дева Мария, у Нее учись кротости, смирению. Всегда имей Ее образ пред собою и старайся подражать Ей во всем. Молись Ей всегда, призывай Ее на помощь, да будет Матерь Божия тебе покровом и защитой. Она – Заступница всех скорбящих и обремененных. Она всегда утешает страждущих, и ты подражай Ей в этом. Помни, что, когда блаженный Андрей удостоился от Господа видения рая и узрел славу Господню, весь сонм ангелов, святых апостолов, мучеников, – он не увидел Богородицу. Тогда он спросил у ангела, сопровождавшего его: «Где Святая Дева?» – «Ее здесь нет, – ответил ему ангел, – Она на земле, среди скорбящих, страждущих, несчастных, обремененных. Она одна их Отрада и Утешение».

***

Господь посылает великое утешение в понимании служб церковных, и песнопений, и слова Божия. Что это за бесконечная красота! И мы, грешные, раньше, бывало, слушаем слово Божие, слушаем церковные песнопения, и ничего они не говорили нашей душе. А потом, когда коснется ее благодать Божия, все ближе и ближе становится каждое слово, и находишь в каждом слове все новую красоту и глубину.

Как хорошо было у нас во время Страстной седмицы! Дивные службы – все воспоминания страданий за нас Господа нашего Иисуса Христа. А пасхальная заутреня! Какое это велие, святое торжество! Крестный ход кругом храма напоминает путь жен-мироносиц, когда они во едину от суббот, вставши рано, пришли ко гробу. А первое «Христос воскресе!» – когда открываются двери храма – напоминает нам ангела Господня, отвалившего камень от гроба. А дальше – пение священнослужителей «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси» изображает нам ангельское пение и радость их на небе о воскресении Спасителя, и хор отвечает им от лица всей земли: «И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Что на земле может сравниться с красотою этих церковных служб? Вот вы видели у нас в церкви сегодня Анну? Она у нас со среды на Страстной. Она ведь лютеранка была и приняла Православие, и Господь дал ей тоже познать и почувствовать смысл и красоту божественных служб. Так она говорила: «Батюшка, я и не знала все эти дни, на земле ли я или на небе?». Господь посылает вам это чувство, только Его благодатью можем мы иногда забыть на несколько мгновений окружающий нас мир и перенестись душою в наше небесное отечество. Я откроюсь вам, как самым близким моим духовным дочкам, что в эту Пасху Господь утешил меня, грешного, великою радостью: в великую ночь празднования Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, во время всей дневной службы божественной умилялся я душой. Обыкновенно и нас, грешных, так же как и вас, непрестанно тревожат помыслы, и приходится вести с ними непрестанную брань, а тут Господь послал мне великую тишину, и мир душевный, и радость, и казалось мне во время крестного хода, да и потом, что уже больше не на земле я нахожусь, а на небе, и пение воскресных стихов и песен слышалось мне как пение ангелов, воспевающих великую Славу Божию. Я говорю вам это потому, что ближе вас из духовных моих детей у меня никого нет. Это – близость духовная, данная нам Господом за святые молитвы наших духовных отцов. Но никогда не надо, даже в эти великие светлые дни, всецело предаваться благодатным чувствам и утешаться ими. Надо всегда глубоко в сердце своем чувствовать и сознавать свою греховность, свое недостоинство, и тогда еще сильнее будем чувствовать всю необъятность Божия милосердия, посылающего нам, недостойным, столько благодати! Я, грешный, и в эти великие дни всегда повторяю молитву Ефрема Сирина, чудную эту молитву: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

***

Не надо предаваться унынию, а всегда уповать на милосердие Божие. Когда случается впасть в прегрешение, надо тотчас же смириться перед Богом, покаяться, просить Его помощи и защиты, но чрезмерно унывать не надо – это от врага! «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя»113. Какая это чудесная молитва от уныния, а еще: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя»114 или «Воздрема душа моя от уныния; утверди, мя в словесех Твоих»115. И еще к Божией Матери: «Не ввери мя человеческому предстательству, Пресвятая Дево, но приими моление раба Твоего: скорбь бо обдержит мя, терпети не могу демонскаго стреляния, покрова не имам, ниже где прибегну, окаянный, всегда побеждаем, и утешения не имам, разве Тебе, Владычица мира, упование и предстательство верных, не презри моление мое, полезно сотвори»116. Не скорбите о том, что не удалось вам исполнить ваше намерение, записать ваши прошлые прегрешения для покаяния. Господь видит ваше чистосердечное желание и намерение и не вменяет вам их в преднамеренно скрытые от духовного отца; записывайте их понемногу. Когда Бог благословит и если Господу будет угодно, вы принесете в них покаяние!!! С близкими вашими вы должны понемногу все дальше расходиться во взглядах на духовную жизнь. И смеяться будут над вами, и многое в вас будет казаться им странным, но мужайтесь, помните слова Спасителя: «Аще были бы вы от мира сего, мир любил бы свое, а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира: того ради ненавидит вас мир«117. »В мире скорбни будете, – говорит Спаситель, – но мужайтесь, ибо Я победил мир«118. Без скорбей не прожить нам в мире: скорбным путем шли все святые и нам этот указали путь. Скорби будете терпеть отовсюду, их посылает вам Господь. Вы поймете теперь, что значат слова Писания: »И враги человеку – домашние его»119. Но не унывайте, а все чаще прибегайте к Богу. Он – всесильный Помощник нам в скорбях, «обретших ны зело». И духовная брань в вас усугубится. А мы-то, грешные, с какою силою испытываем ее! Как начнется иногда смятение помыслов, так и закружит, и с такою силою, что духа не переведешь, ослабеешь совсем в борьбе и спасаешься одною молитвою, призывая молитвенную помощь отца своего духовного.

***

Смиряйте себя перед Богом, учитесь самоукорению, считайте себя всегда и во всем хуже других, и тогда приобретете мир душевный; считайте себя всегда достойной только скорбей и напастей, хулы и укоренил; сознавайте свою немощь пред Богом: «Господи, достойное по грехам моим приемлю, помяни меня во Царствии Твоем"120. Святые все чем ближе становились к Богу, тем больше видели свою худость и немощь. Всякое хорошее дело, сделанное вами, считайте от Бога и Ему отдавайте за него хвалу, в себе же сознавайте только одни немощи, одни грехи. И когда будете смирять себя так, то и будете делать великие дела, ибо сила Божия в немощи совершается121. Бог гордым противится, смиренным дает благодать122. «На кого воззрю Я, – говорит Господь, – как не на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих?»123. Помните, что смирение дается Богом, а вы, видно, стараетесь быть смиренной? Готовитесь к этому? Вот у вас ничего и не выходит. А вы предайтесь воле Божией, всецело предайтесь ей, в сознании полной немощи своей, и она научит вас смирению, научит вас всегда ходить перед Богом со страхом и трепетом, чувствовать всегда Господа нашего в сердце своем. Уныние – смертный грех, боритесь с ним, призывая имя Иисуса, не предавайтесь унынию никогда. Если трудно вам, то благодарите Господа, давшего вам хоть немного пострадать в этой временной жизни. Помните, что Господь всегда с вами, хоть и невидимо, но Он здесь, около вас, и смотрит на ваше борение. Он по любви к вам посылает вам скорби, во укрепление веры вашей, и сверх сил не пошлет вам искушения. Во время же искушения Он стоит близ вас, готовый подать вам всесильную руку помощи, когда вы призовете Его. Вспомните жития многих святых. Когда их предавали мучениям и истязаниям ради Христа и они во время пыток ослабевали и взывали ко Господу, Он являлся мгновенно и укреплял их; и они взывали к Нему: «Где же был Ты, всемилостивый Господи, во время моих мучений?» – «Я был здесь, с тобой, – отвечал им Господь. – Зачем ты сказал, что Я оставил тебя? Итак, совершай до конца подвиг твой, и ты придешь ко Мне принять уготованный тебе венец бессмертия».

***

24 апреля 1918 года

Не скорбите чрезмерно о прежних грехах ваших, но чувствуйте себя всегда виновной перед Господом. А о тех грехах, которые вы сейчас сказали, батюшка так говорит, что все грехи, исповеданные уже ему, которые он уже разрешил, можно больше не повторять на исповеди. Если же эти грехи продолжают мучить совесть, то святые отцы говорят, что должно в них опять принести покаяние, дабы очистить этим совесть. Но не скорбите, что вам не удается это сделать тотчас же, припоминайте прошлое, записывайте понемногу, только, конечно, главные, важные прегрешения (мелкие, в чем постоянно каетесь, Бог простит). Помните, что всякому доброму намерению противостоит искушение, всячески отклоняющее от оного, но Господь видит ваше намерение и поможет вам в этом, когда это нужно будет. У Него и просите помощи постоянно, зря Его перед собою!

Ни в каких иных подвигах наше спасение, ни в поклонах, ни в постах и прочем, а – в смирении, в любви к ближним. Если ближнего оскорбим – Господа оскорбим, с ближним в мире – с Господом в мире. Демон постов не боится, а – умной молитвы, когда ум вперяем в слова молитв. И самое знамение креста тоже помогает, но не так (т. е. не механически. – Примеч. сост.), а крестное знамение с умной молитвой много помогает. Будут смотреть в окно и не увидят ничего124.

С одной стороны, уготовано Царство, жизнь, упокоение и радость, с другой – вечное мучение во тьме кромешной. Иди, куда хочешь, на все дана свобода. И если ты не радеешь, то ты не желаешь спасения самой себе, губишь сама себя, извергаешь из небесного чертога.

***

Позаботься о своем спасении, позаботься о часе смертном. Увы, как страшен час смертный! Увы, как страшно будет, когда душа с телом станут разлучаться. Не думай, сестра, что проживешь еще много лет на земле. Повеление Господне внезапно и застанет грешника, не имеющим времени на покаяние. Каждый день ожидай известия твоего, готовься к сему пути. Говори себе: вот уже пред дверьми пришедший за мною посланник Бога, что я ленюсь, переселение мое вечное, возврата уже не будет, ибо в который час не ожидаем приидет Господь. И горе неготовым.

Дни наши бегут, и конец приближается. Восплачем пред Господом нашим, пока есть у нас время и пока душа не заключена во тьму кромешную. Час разлучения не печалит того, кто освободился от всего земного. Не будем ждать, пока придет смерть, чтобы не остаться в стыде, когда святые облекутся в светлую ризу. Грех есть тьма, а добродетель – свет. Во время смерти великий предстоит страх всем грешникам. Тебе дается время на покаяние, а ты не радеешь о покаянии. «Господи, волею Твоею подаждъ доброте моей силу"125, – восклицал некогда святой пророк Давид. Воскликни и ты, душа моя: «Господи, подаждь твердую решимость расположению моему ко вниманию! От Тебя бо есть еже хотети и еже деяти. Да помощью и содействием Твоим, очистив ум и сердце посредством внимания, приготовлюсь в обитель к Тебе, Триединому».

***

Ты должна знать, что вся наша жизнь есть брань духовная. Лукавые духи стараются возмущать наши страсти и нарушать мир между нами. Ты, вступив на поприще сей брани и быв еще в упокоении благодати, как бы на Фаворе, думала, что всегда так будет. Но сему нельзя быть. Не победив страстей и не стяжав смирения, спокойствия нельзя получить. Не унывай и не бойся: Господь, призвавый тебя, научит и укрепит в подвиге сем, а ты должна иметь самоукорение и избегать самооправдания.

***

Благодать Божия утешала тебя как младенца (в начале пути), но ежели бы это продолжалось, то ты получила бы большой вред душе своей. Обольщаясь оною радостью, ты бы впала в гордость духовную и пребыла неисцельна в сей прелести и никак не смогла бы смириться. А премилосердный Господь попустил тебе испытать несколько этих скорбей...

***

Ты получаешь утешения и скорби попеременно, это значит, что ты стоишь на истинном пути. От обоих случаев извлекай пользу; от скорбей – смирение и надежду, что стоишь на пути, которым шел Господь и все святые; приноси благодарение Господу. Через утешения, как от прохлады во время зноя, утверждайся еще более в надежде на вечные блага и паки благодари Господа. Но не желай всегда пребывать в утешении, это не полезно для души твоей. Предайся в волю Божию, Он знает, когда тебе что послать.

Стяжи мать добродетелей – молитву Иисусову, а с нею и дети придут – прочие добродетели. Хотя я сам мало имею ее, но благодарю Господа, что Он привел меня в иную жизнь. Молитва Иисусова уединения требует, а как она утешает, как успокаивает! И прочие-то дела внешние идут благополучно. Так вот и тебе, радость моя, от души желаю навыкнуть оной, тогда тебе ничего не нужно будет, а только как бы времечко выбрать побеседовать с Господом. Конечно, трудно вначале – враг ненавидит сего, он полцарства готов отдать, только бы разрушить мир душевный. Только оставь бдительность – он такую нанесет бурю! Как подчиненный у царя зорко наблюдает за малейшим, чтобы не было опасности, так и нам всегда нужно зорко смотреть и внимать за собою. Враг пользуется каждым мгновением, когда мы оставляем внимание, чтоб войти в душу и наделать ей пакостей. Непокоен я бываю, когда оставляю молитовку. Оставил Ты меня, Господи, потому что оставил я Тебя.

Из общего Пасхального письма-поздравления

Усердно желаю вам проводить сии святые дни в радости, мире между собою, в духовном преуспеянии. Главное, в смирении, самоукорении. Апостол пишет: «Не в квасе ветсем будем праздновать сию Пасху, но в обновлении духа"126. Будем стараться ежедневно прибавлять к добродетели добродетель, к смирению смирение, к терпению терпение, к молитве молитву. Положим за правило подливать в светильник свет, чтобы, когда в полунощи придет Господь, выйти в сретение Жениха с горящими светильниками и с Ним войти в небесный чертог и вкусить духовной вечной радости...

* * *

94

Евдокия и Дарья Ильиничны. Обе окончили Воронежский меди­цинский техникум и работали медсестрами. Старшая, Евдокия Ильи­нична, – в Лосинке, где мы жили втроем, младшая – в больнице в Ростокино (прежде – деревня, теперь район около ВДНХ). Обе в конце жизни, по благословению глинских старцев, приняли постриг: старшая стала монахиней Елисаветой, младшая согласилась только на иночество. Ей оставили прежнее имя – Дария.

95

См.: Лк. 21:19.

97

Князь Илья Иванович Кугушев принадлежал к древнему русско­му княжескому роду: по материнской линии – из потомков рода Бора­тынских. Многие годы был корреспондентом святителя Феофана За­творника. Семейство также состояло в переписке с отцом Иннокентием. Анна Павловна – супруга князя.

98

Избытие (ц.-сл.) – облегчение. См.: 1Кор. 10:13.

99

См.: Мк. 9:44.

100

Тропарь полунощницы вседневной.

103

См.: Лк. 12:32.

105

См.: Гал. 6:2.

106

См.: Мф. 9:13.

107

Начало тропаря праздника Рождества Христова.

111

Ср.: Пс. 76:4.

113

Ексапостиларий в Великий понедельник, на утрене.

114

Прокимен на вечерне в Неделю сыропустную, глас 8.

116

Стихира. Канон Пресвятой Богородице.

123

См.: Ис. 66:2.

124

В те годы каждый шорох, приближение к дому (к окну) незнако­мого человека вселяли страх; отец Иннокентий пишет, что умная молит­ва избавляла от ложного страха, от подозрительности.

126

См.: Рим. 7:6.


Источник: "Умудряйтесь..." Иеросхимонах Иннокентий (Орешкин), старец Зосимовой пустыни : жизнеописание, наставления, письма, воспоминания духовных чад / сост. диак Михаил Енуков, мон. Варвара (Пыльнева), А. М. Андронова. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015. – 190 с. ISBN 978-5-00009-090-9

Комментарии для сайта Cackle