мон. Лазарь (Афанасьев)

Источник

Глава 39. Духовная деятельность отца Никона в Козельске. Его арест

Незадолго перед тем как закрыт был последний храм в Оптиной пустыни, освободилось место настоятеля в Козельском Георгиевском соборе. Архимандрит Исаакий по просьбе местной общины благословил сюда настоятелем бывшего оптинского старшего рухольного иеромонаха Макария (Чельцова), диаконом – Лаврентия (вскоре иеромонаха), псаломщиком – иеромонаха Савватия, пономарем – монаха Клеопу, его же звонарем и сторожем. Уставщик иеромонах Феодот (бывший благочинный Оптиной пустыни) составил хор, регентом которого стал сам архимандрит Исаакий, которого никто из монахов не считал «бывшим» настоятелем монастыря: у него на все брали благословение, авторитет его во всем как был, так и остался высоким.

В храме святого великомученика Георгия начались настоящие монастырские службы при большом стечении народа.

Мать Амвросия писала, что «самым близким по духу батюшке был Оптинский архимандрит Исаакий. Он жил в Козельске в уединенном домике с двумя послушниками. Это был замечательный человек и идеальный монах. Он обладал особенными способностями к пению и даже составлял ноты. Большого роста, мудрый, но в то же время простой и искренний как дитя. Эта простота и искренность и, наконец, любовь к пению сближали его с нашим батюшкой [отцом Никоном]. Придет, бывало, батюшка благословиться или посоветоваться к отцу архимандриту и там задержится непременно: побеседуют и попоют где-нибудь в саду»612.

Отец Исаакий благословил отца Никона и нескольких других оптинских монахов петь в другом козельском храме Успенском. В хор этого храма вошли иеромонах Геронтий (Ермаков), отец Родион (Шейченко, впоследствии иеромонах Рафаил), отец Василий (Белоградский, оптинский канонарх), отцы Акакий, Игнатий и другие. Хорошо пели из них только отец Никон и отец Василий, но слабость других голосов не нарушала красоты оптинских напевов. Иногда настоятель храма протоиерей отец Сергий и второй священник отец Григорий просили отца Никона служить вместе с ними.

Отец Исаакий многих монахов благословил обращаться с исповедью к отцу Никону, который ни шагу не делал без его благословения, а иногда ездил к старцу Нектарию в село Холмищи. Биограф отца Никона монахиня Мария (Добромыслова) писала: «Отцу Никону, когда он переехал в Козельск, было 36 лет. Полный нерастраченных сил и энергии, он всю свою жизнь посвятил на служение Богу – как пастырь, как духовник. Число его духовных детей постоянно увеличивалось. Старец Нектарий многих, приезжавших к нему в Холмищи, посылал к отцу Никону. И не только старец, но и отец архимандрит [Исаакий], и отец Досифей, и отец Мелетий обращающихся к ним направляли к отцу Никону... <...> Своих духовных детей отец Никон принимал ежедневно в вечерние часы... В доме, где он жил, на кухне, за русской печкой, была маленькая комнатка с одним окном на улицу. В ней помещались ожидающие приема. Иногда приходящих собиралось так много, что некоторым негде было сесть, и тогда не только комнатка, но и вся кухня была занята. Обычно отец Никон выходил из своей комнаты и сам, по своему усмотрению, приглашал кого-либо к себе. С наступлением темноты лампу он не зажигал, и комнату освещала одна лампада перед образами... <...>

Исповедовал отец Никон изумительно хорошо. <...> Утром и днем отец Никон никого не принимал за исключением своих оптинских братий... Помимо своего монашеского молитвенного правила он занимался писанием ответов на письма своих духовных детей. В этом отчасти помогал ему отец Кирилл»613.

«Раз в неделю, а иногда и реже, в зависимости от погоды и состояния здоровья, отец Никон ходил в Оптину пустынь. <...> Музей по мере возможности поддерживал и сохранял ее первоначальный вид. <...>

Обычно отец Никон ходил в Оптину пустынь в те дни, когда в амбулатории оптинской участковой больницы не было приема. При больнице жили работающие там две его духовные дочери, родные сестры Ирина и Анастасия. У них отец Никон находил себе приют. Здесь, в тишине, в дорогой своей Оптиной, он отдыхал. Писал письма, читал, молился»614.

Тогда заходил отец Никон и в скит, где на пасеке жили еще два оптинских монаха, а с ними и тайный монах Михаил Таубе. После закрытия Оптиной его уволили с работы, но он не поехал домой в Петроград, остался здесь. Отец Никон и отец Агапит (Таубе) не предполагали, конечно, что в недалеком будущем окажутся спутниками по одному этапу – на Север... Отец Никон дважды ездил в Москву, во второй раз – в 1926 году хоронить свою мать, с которой успел попрощаться, – она была глубоко верующей615.

В 1925 году отец Никон с иеродиаконом Кириллом по приглашению игумении Софии (Гринёвой) ездили в Киев, где постригли в мантию несколько насельниц Покровского монастыря.

В это время особенно усилились гонения на Церковь. Происходили аресты среди священнослужителей в Козельске и в селениях вокруг него. Калужский преосвященный Феофан вызвал в Калугу всех иеродиаконов и многих простых монахов, и все были рукоположены в священный сан, а потом назначены в епархии на приходы. Поэтому в храмах Козельска сразу убавилось число монашествующих.

25 марта 1925 года скончался Патриарх Тихон. Время было тревожное. Почти половина архиереев находилась в тюрьмах, лагерях или в ссылке. Многим тогда казалось, что гибнет Церковь окончательно, но она жила – молитвами своих мучеников и исповедников. А летом 1927 года возникла угроза церковного раскола: разгорелись споры по поводу так называемой Декларации местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Нижегородского и Арзамасского Сергия (проект ее был разослан митрополитом по епархиям еще в 1926 году). Владыка был собственно заместителем местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Петра (Полянского), арестованного в это время (и расстрелянного в январе 1937 года). Митрополит Сергий издал в конце 1927 года указ (№ 549) об обязательном поминовении за богослужением советской власти и об отмене поминовения епархиальных архиереев, находящихся в ссылке, с чем не согласились многие епископы. С этого времени епископы и священнослужители разделились на поминающих и на непоминающих советскую власть.

Оптинцы проявили церковное послушание и остались на стороне поминающих. Здесь нужно отметить, что митрополит Сергий добивался легализации Русской Православной Церкви, которая в это время по сути была вне закона и тем самым без юридической защиты. Добиться легализации в период гонений было, как казалось, невозможно. Митрополит Сергий пошел лишь на те уступки властям, которые не противоречили установкам Патриарха Тихона. К легализации Церкви стремился и находившийся в ссылке местоблюститель Патриаршего престола митрополит Крутицкий и Коломенский Пётр, который, узнав о регистрации Синода Народным комиссариатом внутренних дел 20 мая 1927 года, счел это победой и твердо встал на сторону митрополита Сергия.

Среди подписавших Декларацию был ряд епископов, расстрелянных потом властями, а также архиепископ Алексий (будущий Патриарх Алексий I) и другие церковные деятели. Все же было очевидно, что в Декларации нет ереси или догматических нарушений. Оптинцы это увидели, и, когда отца Никона спросили монахини, как им смотреть на «статью» митрополита Сергия, он ответил: «Обвинять митрополита не следует, так как в отношении догматов он ни в чем не погрешил. Может, кому не нравится его политически осторожное отношение, но здесь еще нет вины. Мы не знаем, какие обстоятельства его окружали»616. Эта оценка, конечно, согласована была с мнением отца архимандрита Исаакия. Старец Нектарий, когда ему в Холмищах, где он в это время жил, задали подобный вопрос, сказал: «Вот когда евреи были в плену вавилонском и не молились за царя Вавилонского, так как он был язычник, им было очень плохо. А когда стали молиться, их положение значительно улучшилось».

Когда Успенский храм в Козельске был ограблен, его настоятель, уже тогда очень больной отец Сергий, не пережил этого и скончался. Община просила отца Никона занять его место, но он отказался в пользу второго священника – отца Григория. А вторым священником стал по рекомендации отца Никона отец Аифал (Александр Павлович Панаев). Когда-то отцы Никон и Аифал вместе постригались в рясофор. Отец Аифал, будучи уже иеромонахом, перед закрытием Оптиной пустыни был рабочим в музее... Он был очень смиренным. «Отец Аифал должен благодарить меня, – говорила шутя Л.В. Защук, – из-за меня он получит Царство Небесное. Я была заведующей, а он остался первое время при монастыре в артели в качестве рабочего... И вот я требовательно повелевала им, мучила его, а он молчаливо, со смирением и безропотно повиновался». Добавим, что отец Аифал родился в 1880 году в деревне Горки Боровичского уезда Новгородской губернии. В Оптину пустынь поступил в 1908 году. Нес послушание в монастырской иконно-книжной лавке. Пострижен в монашество 2 сентября 1912 года; 9 июля 1917-го рукоположен во иеродиакона.

Отец Исаакий иногда посылал отца Аифала в Холмищи к старцу Нектарию с разными поручениями. Он шел все 60 верст пешком, хотя был слаб здоровьем. Однажды, вот так придя в Холмищи, как рассказывала мать Амвросия, «он вошел к батюшке и стал на колени в ожидании благословения. А батюшка, зная его как идеального послушника, как бы не обращая внимания на коленопреклоненного отца Аифала, оставил его в таком смиренном положении, вероятно, для примера окружающим и стал обходить ряд других пришедших. Только когда окончил со всеми, благословил его и принял от него поручения. Отец Аифал все это время так и был в таком коленопреклоненном положении»617.

Отец Аифал отбывал незаконно присужденный ему властями срок пятилетнего заключения в Соликамске. Освободившись, он написал отцу Исаакию в Козельск, прося благословить его возвращение. Получив ответ, он поехал, но уже вблизи Калуги уголовники вытолкнули его на ходу из вагона, и он разбился насмерть.

4 июня 1927 года в Козельске были арестованы отцы Никон и Кирилл. В этот же день взято было властями несколько работников Оптинского музея, среди них уже уволенный с должности отец Агапит (Таубе). Всех их увезли в Калужскую тюрьму. Отец Никон помещен был в общую камеру, а вскоре его и отца Кирилла назначили на работу в канцелярии при тюрьме. Уже на другой день после ареста духовные чада отца Никона привезли ему из Козельска все необходимое. Ему удалось установить с ними постоянную связь, – он мог передавать им письма и краткие записки. Однажды он тайно передал 5-й том сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова), исписанный по полям его, отца Никона, комментариями и замечаниями по поводу прочитанного. В книгу вложен был пакет с записками к духовным чадам (этот том сохранился).

В каждой записке было несколько изречений, соответствующих духовному устроению того духовного чада, которому она была адресована. А на полях тома сочинений святителя Игнатия среди других записей есть такая: «Возблагодарим Господа Бога за все милости Его, на нас, грешных, явленные. Возблагодарим за то, что мы чада Православной Церкви; возблагодарим, что нам дано, если не жизнию нашею, то умом и чувством сердца узнать до некоторой степени святую иноческую жизнь; возблагодарим, что нам дано, хотя до некоторой степени, понять тщету и суету мирской жизни; возблагодарим за те крохи чудной трапезы, которые мы получили. Наследства отцов и предков мы недостойны по своей греховности, но нам оказана великая милость: даны нам крохи той святой жизни, которою питались отцы; качество крох свидетельствует о качестве того, от чего они остались. О существовании и достоинстве недомыслимом крох этих, как и самой жизни, не знают люди мира сего и те, кого условия жизни (по неведомым судьбам Божиим) не допустили узнать их. <...> Смиримся, и убоимся страхом спасительным. Смиримся, и не дозволим себе ни малейших помыслов тщеславия и гордости, не дозволим себе осудить тех, кто не понимает нас... <...> Смиримся сугубо от сознания, что мы лично ничем не заслужили полученных милостей Божиих. <...> Чтобы хранить и сохранить полученное, необходимо дорожить им и благоговеть пред ним, иначе можно утратить его»618.

Отец Никон, не зная за собой никаких противозаконных дел, надеялся, что его (как и отца Кирилла и других) отпустят, как уже бывало. Он написал отцу Геронтию, поселившемуся в его квартире, чтобы он сделал некоторый запас на зиму – дров и продуктов. Но вот уже настала и зима, а их не отпускали. Духовные чада отца Никона надеялись на его освобождение, но в начале января 1928 года они получили от него следующее письмо. «Мир вам и Божие благословение, – писал он. – По воле Божией придется нам расстаться. Этап приблизительно через месяц... Если Господь судит мне покинуть дорогие моему сердцу места и близких мне людей – да будет Его святая воля!»619. Отец Никон в этом письме просил принести ему некоторые необходимые вещи. А в конце письма испрашивал благословения и молитв о себе у владыки Михея, архимандрита Исаакия и всех отцов и братий оптинских. Отец Никон был осужден на три года концлагеря и причислен к этапу, который готовился к отправлению на Соловки. Отец Агапит оказался спутником отца Никона, а отец Кирилл, болевший туберкулезом легких, выслан был на три года в Кзыл-Орду. С ним поехала сестра Анастасия, так как он не мог обходиться без помощи. По болезни ему был сокращен срок высылки, и он вернулся в Россию осенью того же года.

Этап отправлен был 27 января. Перед отходом поезда с заключенными на Калужском вокзале собралось много духовных чад отца Никона. С большой скорбью проводили они своего старца в далекий путь на труды исповедничества и – кто знает? – может быть, и до смерти.

* * *

612

Амвросия (Оберучева), мон. Очерки из многолетней жизни одной старушки... С. 311–312.

613

Мария (Добромыслова), мон. Житие Оптинского старца Никона. Оптина пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). С. 298, 299, 300, 302–303.

614

Мария (Добромыслова), мон. Житие Оптинского старца Никона. Оптина пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). С. 338–339.

615

В 1926 г. еще существовал музей «Оптина пустынь»: «В 1926 г. в музее уже оставалось только два отдела: I. Историко-бытовой. Подотделы: 1) территория скита, 2) хибарка старцев (8 экспозиционных комнат), 3) келия скитоначальника (9 экспозиционных комнат), 4) церковь Иоанна Предтечи начала XIX в., 5) скитская библиотека и хранилище рукописей, 6) монастырская библиотека; II. Краеведческий отдел. Подотделы: 1) естественно-исторический, 2) мастерская-лаборатория для обработки и монтировки экспонатов для краеведческого отдела» (Арх. ГИМ Опт.п. Ед. хр. 175. Л. 68). Музей упразднен был Калужским губисполкомом 17 августа 1927 г.

616

Цит. по: Амвросия (Оберучева), мон. Указ. соч. С. 311.

617

Ср.: Амвросия (Оберучева), мон. Указ. соч. С. 304.

618

Записи старца Никона (Беляева) в книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству» // Даниловский Благовестник. М., 1995. № 7. С. 56–57.

619

Цит. по: Мария (Добромыслова), мон. Указ. соч. С. 364.


Источник: Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители / Сост. монах Лазарь (Афанасьев).– М.: Изд-во Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2016.– 704 с.

Комментарии для сайта Cackle