Азбука веры Православная библиотека Жития святых Во имя правды и достоинства Церкви. Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского
Распечатать

А.В. Журавский

Во имя правды и достоинства Церкви. Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского

Содержание

От автора

Глава 1. Пастырская и архипастырская деятельность митрополита Кирилла до первой мировой войны Начало жизненного пути и пастырского служения Миссионерская деятельность архимандрита Кирилла в Урмийской миссии Особенности епископского служения святителя Кирилла в Кронштадте и Тамбове Глава II. Служение высокопреосвященного Кирилла в период первой мировой войны и двух революций Роль архиепископа Кирилла в канонизации святителя Питирима Тамбовского Участие в церковной и общественной жизни Тамбовского края в период первой мировой войны Отношение к революционным событиям 1917 года и участие в поместном соборе 1917–1918 годов Глава III. Деятельность митрополита Кирилла в советской России до декларации 1927 года Обстоятельства назначения архиепископа Кирилла экзархом Грузии и избрания на нижегородскую кафедру Первые аресты и управление Казанской епархией «Тайные выборы патриарха» 1926 года Глава IV. Последний период жизни митрополита Кирилла (1927–1937) Отношение священномученика Кирилла к деятельности митрополита Сергия как заместителя патриаршего местоблюстителя Гжатский период и арест 1934 года Казахстанская ссылка и мученическая кончина митрополита Кирилла Заключение Часть II. Приложения. Письма, проповеди, документы Приложение 1. Историографический и источниковедческий обзор Приложение 2 Отзыв экстраординарного профессора Н.И.Барсова о сочинении студента Смирнова Константина: «Никифор Феотокий и его значение в истории русской церкви и духовной литературы» Приложение 3. Письма архимандрита Кирилла, начальника Урмийской миссии Письмо митрополиту С.-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) Письмо митрополиту С.-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) Письмо Российскому императорскому генеральному консулу в Азербайджане Письмо митрополиту С.-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) Письмо митрополиту С.-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) Приложение 4. Записка архимандрита Кирилла по вопросу принадлежности урмийских храмов православной духовной миссии Приложение 5. Избранные слова, проповеди и поучения священномученика Кирилла Речь на освящение нового семинарского храма Слово на Сретение Господне, сказанное за всенощным бдением в Казанском монастыре Слово во 2-ю неделю великого поста, сказанное в тамбовском Казанском монастыре Речь в тамбовской духовной семинарии на благодарственном молебне перед роспуском на летние каникулы пяти первых классов семинарии Слово преосвященного Кирилла, епископа Тамбовского и Шацкого, сказанное под вербное воскресенье Поучение о посте Слово преосвященного Кирилла, епископа Тамбовского и Шацкого, произнесенное за всенощным бдением Слово на всенощном бдении под праздник Воздвижения честнаго и животворящаго креста Господня Поучение по окончании литии в Михаило-Архангельской церкви поселка при станции Сампур Поучение Поучение Приложение 6. Сообщение архимандрита Кирилла «О посещении делегацией поместного собора министра-председателя временного правительства А.Ф. Керенского» Приложение 7. Расшифровка стенограммы заседания, состоявшегося в Богоявленском соборе Казани Приложение 8. Протокол допроса Сахарова Афанасия Григорьевича Приложение 9. Первое письмо митрополита Казанского и Свияжского Кирилла заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию Первое письмо заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия к митрополиту Казанскому и Свияжскому Кириллу Второе письмо («отзыв») митрополита Казанского и Свияжского Кирилла заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию Второе письмо заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия митрополиту Казанскому и Свияжскому Кириллу Приложение 10. Постановление заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита нижегородского Сергия и временного патриаршего священного Синода об отношении к священнодействиям, совершенным «раскольничьим клиром» Приложение 11 Письма митрополита Кирилла священнику Евлампию Едемскому-Своеземцеву № 1 № 2 Приложение 12. Показания митрополита Казанского и Свияжского Кирилла из следственного дела 1930 года (Красноярск) №1 №2 Приложение 13. Письма митрополита Кирилла по вопросу местоблюстительства январь – февраль 1934 года Выписка из ответа на мнение некоего лица о необходимости ему (митрополиту) объявить себя местоблюстителем патриаршего престола до времени освобождения из заключения митрополита Крутицкого Петра (Полянского) Письмо к неизвестному архипастырю по вопросу о местоблюстительстве в православной русской церкви Приложение 14. Материалы по гжатскому делу Анкета арестованного Смирнова Константина (Кирилла) Иларионовича Протокол допроса митрополита Кирилла 16 июля 1934 года Протокол второго допроса митрополита Кирилла Протокол третьего допроса митрополита Кирилла Протокол допроса Фокиной Л.Н. 20 июля 1934 года Обвинительное заключение по следственному делу № 7, по обвинению Смирнова К. И. и Фокиной Л. Н. по ст. 58–10 и 58–11 УК. Приложение 15. Письма митрополита Кирилла из поселка Яны-Курган № 1 иеромонаху Леониду № 2 Надежде Васильевне Приложение 16. Материалы по чимкентскому делу № 1. Постановление по следственному делу № 723 (1937 года) № 2. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) № 3. показания обвиняемого митрополита Иосифа (Петровых) (spuria) № 4. обвинительное заключение по следственному делу № 4488 Часть III. Жизнеописания духовных чад митрополита Кирилла Епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов), викарий казанской епархии Приложения из архивных материалов Письмо епископа Иоасафа протоиерею Александру Меньшикову Проект декларации митрополита Петра (составлен епископом Иоасафом) Протокол допроса Удалова Иоасафа (Ивана) Ивановича Заявление в Совет Народных Комиссаров Татреспублики Заявление в народный комиссариат юстиции РСФСР Заявление в народный комиссариат юстиции Татреспублики Письмо епископа Иоасафа Святейшему Патриарху Тихону Заявление народному комиссару внутренних дел Татреспублики Запрос в 5-й отдел народного комиссариата юстиции РСФСР Заявление председателю совета народных комиссаров Татреспублики Из заявления епископа Иоасафа Из письменного ответа епископа Иоасафа на вопросы правительственной организации (НКЮ или НКВД) Архимандрит Александр (Уродов) Экклезиологическая и этико-каноническая позиция митрополита Казанского Кирилла в его воззрениях на церковное управление и церковно-государственные отношения Светская и церковная историография о взаимоотношениях правой оппозиции и митрополита Сергия (Страгородского) Хронология жизни митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) Архивные источники и литература Использованная тематическая литература: Справочная литература Архивные источники Условные сокращения  

 

Посвящается моему деду,

Журавскому Анатолию Семеновичу, узнику Карлага

От автора

В постсоветский период развития отечественной исторической и агиографической науки деятельность многих выдающихся иерархов Русской Церкви XX века стала предметом исследования светских и церковных историков1. Были изданы сборники статей, писем, поучений,

богословских работ известных церковных деятелей2. И только о митрополите Казанском Кирилле (Смирнове), авторитетнейшем иерархе Русской Церкви новейшего ее периода, – прославленном в 2000 г. в лике новомучеников Российских, – до сих пор не было ни одного серьезного исследования.

Между тем деятельность митрополита Кирилла в разные периоды его церковного служения была многообразна и плодотворна. Так, например, следует чрезвычайно высоко оценить влияние владыки Кирилла на распространение и укоренение Православия среди персидских сирохалдеев в период 1902–1904 годов, когда он (в сане архимандрита) являлся начальником Урмийской Духовной Миссии. Существенна роль митрополита Кирилла в подготовке и проведении канонизации святителя Питирима Тамбовского, значителен его вклад в формирование многих важнейших решений Поместного Собора 1917–1918 годов. О достойном и самоотверженном его пастырском служении в Петербургской епархии, а затем архипастырском служении на Тамбовской кафедре (1910–1917) единодушно отзывались представители самых разных церковно-общественных сил: от митрополита Антония (Вадковского) до митрополита Антония (Храповицкого), от провинциального сельского священника – до протопресвитера Георгия Шавельского, известного своим критическим отношением к русскому епископату; от простого прихожанина – до представителя либеральной прессы. Удивительно, но даже дореволюционная деятельность священномученика Кирилла не стала предметом исторического или агиографического исследования, хотя большинство публикаций и документов были исследователям вполне доступны.

Послереволюционный период жизни и церковного служения митрополита Кирилла Казанского и вовсе оставался до недавнего времени не исследованным, представляя собой даже не совокупность известных разрозненных фактов, а собрание широко распространившихся мифологем и исторических лакун, вкупе способных составить подобие устойчивого историографического мнения, которое тем труднее бывает опровергнуть, что ему усвояется значение предания.

Вместе с тем оставались не исследованными не только послереволюционная жизнь и деятельность митрополита Кирилла в качестве митрополита Тифлисского, а затем Казанского, но и его взгляды на сложнейшие вопросы общественной и церковной действительности. До сих пор не вполне выявлено и влияние святителя на современных ему иерархов. Разноречивые мнения высказываются о роли владыки в церковно-исторических процессах XX века и разделениях, имевших место в 20–30-е годы. В частности, почти противоположные суждения встречаются в церковно-научной литературе об отношении митрополита Кирилла в последний период его жизни к благодатности таинств иерархов, не отделившихся от митрополита Сергия (Страгородского). Да и сама церковно-каноническая и экклезиологическая полемика этих двух выдающихся иерархов не была глубоко осмыслена, хотя, по-прежнему, остается ключевым проблемным вопросом, отношение к которому определяет подход конкретного исследователя к интерпретации всей истории Русской Церкви XX века.

Поставив целью изучить жизнь и деятельность митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) в контексте общественно-политических процессов начала XX века и церковных разделений 1920–1930-х годов, автор определил и задачи исследования: оценить миссионерское служение митрополита Кирилла в бытность его начальником православной Урмийской Миссии в Персии; изучить его деятельность на Гдовской и Тамбовской кафедрах в условиях российской монархии и его взгляды на важнейшие церковные и общественно-политические проблемы российской действительности начала XX века; определить вклад святителя Кирилла в деятельность Поместного Собора 1917–1918 годов; выявить «тифлисский» период его служения; исследовать и проанализировать на основе архивных материалов т. н. «тайные выборы патриарха» 1926 года; определить историческую роль митрополита Кирилла в послереволюционной истории Русской Церкви и исследовать его воззрения на характер церковных разделений 1920–1930-х годов.

Пожалуй, впервые, в данной книге, предпринята попытка всестороннего исследования жизни и деятельности митрополита Кирилла (Смирнова). При этом значительную часть источников настоящего исследования составили неопубликованные материалы, представленные документами из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА, Санкт-Петербург), Государственного архива Тамбовской области (ΓΑΤΟ, Тамбов), Национального архива Республики Татарстан (НАРТ, Казань), Центрального архива ФСБ РФ (ЦА ФСБ РФ), Архивного управления ФСБ РФ Московской Области (АУ ФСБ РФ МО), Архива КГБ Республики Татарстан (АКГБ РТ), Архива У КГБ КазССР по Чимкентской области (АУКГБ КазССР ЧО).

Несмотря на то что за полтора года со времени написания книги появилось немало публикаций, так или иначе касающихся деятельности митрополита Кирилла (Смирнова), автору представляется важным опубликовать свой труд практически в том виде, в каком он был завершен к осени 2000 года, за исключением небольших правок и дополнений. Было много возможностей и предложений опубликовать его, в том числе и за рубежом. Однако автор считал возможным издание исследования о жизни священномученика Российского только в России, и только в церковном издательстве. Этим, а также желанием избавить не искушенного в исторической науке читателя от обременительного количества ссылок, сносок и цитат, объясняется вынесение в часть II (Приложение) источниковедческого и библиографического введения к работе, значительного числа архивных документов.

Вместе с тем, не столько по объему, сколько по важности, Приложения в части II составляют особый самостоятельный раздел данной книги. Так, именно в Приложениях приведены, как правило, не публиковавшиеся ранее материалы, такие как: переписка архимандрита Кирилла (Смирнова), тогда – начальника Урмийской Духовной Миссии, и митрополита Санкт-Петебургского Антония (Вадковского); записка по вопросу принадлежности урмийских храмов Православной Духовной Миссии, также составленная архимандритом Кириллом; расшифровка стенограммы заседания, состоявшегося под председательством митрополита Кирилла в Богоявленском соборе Казани 24 июля 1922 года; письма митрополита Кирилла священнику Е. Едемскому-Своеземцеву (1929–1930); материалы (анкеты арестованных, протоколы допросов и пр.) следственных дел 1934 года в Гжатске и 1937 года в пос. Яны-Курган и г. Чимкент. Кроме того, в Приложениях приводятся избранные проповеди владыки Кирилла, собранные автором из дореволюционных журналов разных лет, а также не единожды публиковавшаяся, но чрезвычайно важная для понимания сути церковной дискуссии, переписка митрополита Кирилла и митрополита Сергия (Страгородского), заместителя местоблюстителя патриаршего престола.

В издании помещены в части III также жизнеописания двух последователей митрополита Кирилла – епископа Иоасафа (Удалова) и архимандрита Александра (Уродова).

Наконец, в части IV автор посчитал необходимым поместить две свои статьи более позднего периода, развивающие тему настоящего исследования. Одна из статей посвящена обзору светской и церковной историографии по вопросу взаимоотношений правой оппозиции и митрополита Сергия (Страгородского), другая – экклезиологическим и этико-каноническим воззрениям митрополита Кирилла. Первая статья, опубликованная в 2000 году в малодоступном российскому исследователю альманахе «Нестор» (2000, № 1. С. 343–372), содержит классификацию церковных оппозиций митрополиту Сергию (Страгородскому) и церковных групп 1920–1930-х годов. Вторая статья представляет собой доклад, сделанный в ноябре 2001 года в Сэнтендре (Венгрия) на конференции «История Русской Православной Церкви в XX веке», состоявшейся по инициативе Берлинской епархии Русской Православной Церкви за границей (Зарубежной Церкви). Эти статьи важны как для понимания значения личности священномученика Кирилла в истории Русской Церкви XX века, так и для уяснения особенностей его экклезиологических и этических взглядов. Важно понимать, что именно через систему взглядов митрополита Кирилла на ситуацию 20–30-х годов в вопросе местоблюстительства и церковного управления строится сложный диалог Московского Патриархата и Зарубежной Церкви – этих двух трагически разделенных частей Русской Церкви.

Несомненно, что в будущем появится много исследований, посвященных личности митрополита Кирилла, светлый и святой образ которого удивительно естественен и многогранен в своих церковных служениях: приходской священник, урмийский миссионер, проповедник, князь Церкви, первый из трех названных святителем Тихоном патриарших местоблюстителей, гонимый свидетель правды.

Представляемая книга – первая попытка значительно восполнить недостаток сведений об одном из наиболее выдающихся русских архиереев минувшего столетия, столпе Русской Церкви XX века – священномученике Кирилле (Смирнове).

Автор выражает признательность всем, кто помогал ему в долгий период работы над этим исследованием: архиепископу Казанскому и Татарстанскому Анастасию – за всемерную поддержку начинания; епископу Йошкар-Олинскому и Марийскому Иоанну, архивариусу Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря иеромонаху Венедикту (Кулешову) и протоиерею Алексию Сухих (Вятская епархия) – за предоставленные документы об архимандрите Александре (Уродове); протоиерею Владимиру Воробьеву (Москва) – за предоставленную возможность защиты богословской диссертации в ПСТБИ; О. Ю. Васильевой (Москва), протоиерею Владиславу Цыпину (Москва) и протоиерею Георгию Митрофанову (Санкт-Петербург) – за доброжелательную критику и оппонирование; И. В. Полтавской (Санкт-Петербург), В. В. Антонову (Санкт-Петербург), А. Н. Алленову (Тамбов), А. Г. Кравецкому (Москва), О. Ю. Левину (Тамбов), А. Г. Лозовскому (Тамбов), Г. А. Миллеру (Казань), игумену Стефану (Садо) (СПбДА), А. В. Столярову (Санкт-Петербург) – за содействие в организации работ в архивах, справочную информацию и предоставленные документы; протоиерею Игорю Цветкову (Казань) – за важные советы и обсуждение богословских и историко-канонических проблем новейшей церковной истории; протоиерею Николаю Артемову (Мюнхен) – за общение, обсуждение актуальных вопросов церковной истории, а также за приглашение на конференцию в Сентэндре (2001), что послужило причиной составления доклада об этико-экклезиологических и канонических воззрениях митрополита Кирилла; моей матери Наталье Александровне – за моральную поддержку и терпимое отношение к килограммам архивных ксерокопий и книжной пыли, сопровождавшим все годы моих исследований; наконец, наместнику московского Сретенского монастыря архимандриту Тихону (Шевкунову) – за предоставленную возможность издания настоящей книги.

* * *

1

Андроник (Никольский), сщмч. О Церкви, России. – Фрязино, 1997; Ар­сений (Жадановский), еп. Воспоминания. – М.: ПСТБИ, 1995; Вострышев М. В. Божий избранник: Крестный путь святителя Тихона, Патриарха Московско­го и всея Руси. – М., 1991; Дамаскин (Орловский), иером. Жизнеописание святителя Василия, епископа Кинешемского // Василий (Преображенский), свт. Беседы на Евангелие от Марка. – М.: Отчий дом, 1996; Дамаскин (Орлов­ский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: В 6 кн. – Тверь, М., 1992–2002; «Дело» митрополита Вениамина (Петроград, 1922 г.). – М.: ТРИТЭ, 1991; Зеленогор­ский (Гринберг) М. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ух­томского). – М., 1991; Иоанна, мон. Жизнеописание архиепископа Волоко­ламского Феодора (Поздеевского), последнего ректора МДА//Православная жизнь. – 1995. – № 9. – С. 1–29; № 10. – С. 1–29; Любовью побеждая страх. Жизнеописания новомучеников Российских. Архиепископ Пермский Андро­ник, епископ Соликамский Феофан, архиепископ Черниговский Василий, епископ Семиречинский Пимен. – Фрязино, 1998; Житие епископа Серафи­ма (Звездинского): Письма и проповеди. – Б. м., б. г.; Молю о тех, кого Ты дал мне..: Владыка Серафим (Звездинский) в воспоминаниях духовной доче­ри, схимонахини Иоанны. – М.: Даниловский благовестник, 1999 и мн. др.

2

В разное время издавались сборники статей, проповеди, богословские работы видных иерархов XX века: митрополита Сергия (Страгородского), ми­трополита Антония (Храповицкого), митрополита Анастасия (Грибановского), митрополита Евлогия (Георгиевского), в последнее время – митрополита Макария (Парвицкого), митрополита Нестора (Анисимова), архиепископа Илариона (Троицкого), епископа Арсения (Жадановского) и многих других.


Источник: Во имя правды и достоинства Церкви : жизнеописание и тр. священномученика Кирилла Казан. в контексте ист. событий и церков. разделений XX в. / А. В. Журавский. - М. : Сретен. монастырь, 2004 (Тип. АО Мол. гвардия). - 863 с., [16] л. ил., портр., факс. : ил., карт., портр., факс.; 24 см.; ISBN 5-7533-0302-1 (в пер.)

Комментарии для сайта Cackle