Л.И. Денисов

Источник

II. Человек Божий

В дни кесарей великих в древнем Риме жили кесарские сановники именитые, благочестивый муж Евфимиан с женой благочестивой Аглаидой. Уже много лет они счастливо жили в согласии, богатстве и почете; Господь их всем благословил всещедро, лишь одного не даровал им блага – не посылал им чад, давно желанных. И много лет молилась Аглаида, чтоб разрешил Господь ее неплодье, чтобы детище им милое послал, на украшенье жизни одинокой и на подпору в старости грядущей; и услыхал Господь ее молитву, и даровал им сына, – и супруги исполнились радостью великой, и плакали, и Бога прославляли, и нарекли младенца Алексием.

Стал подрастать младенец Алексий – стал отроком прекрасным, кротким, тихим; не по летам он разумом был мудр и к книжному ученью прилеплялся. И возлюбил он с самых ранних лет храм Божий и божественные книги, и клиросное пенье, и молитву – и детскую казну свою тайком стал расточать на помощь нищей братии.

Прошли года, возрос он, возмужал. Родители, с любовью радея о счастье единственного сына, нашли ему достойную невесту из царственного, кесарского рода, прекрасную лицом, умом и сердцем, и обручили с нею Алексия, и в церкви Божией честно повенчали.

Стыдливый взор склонивши боязливо, недвижно новобрачная сидела. И подошел к ней тихо Алексий, и, сняв с перста свой перстень обручальный, он с кротостью во взоре ей сказал: «Возьми свои дары! пусть будет между нами стоять незримо ангельская сила.

И для иных даров нас сохранит, для оных дней, когда преобразимся и разумом, и сердцем, и душой, и презрим Mир, и горних благ взалкаем».

Сказав eй, он вышел из ложницы и, выждав час, когда забылись сном отец и мать, и слуги, и привратник, покинул дом родительский украдкой, оставил Рим и, продолжая путь, он на корабль с молитвою взошел и с кораблем приплыл в Лаодикию. Не отдохнув от дальнего пути, уж в новый путь пошел убогий странник, и прибыл он во град святой Эдессу; и с той поры на паперти церковной он пребывал в молитве непрестанной, меж тем питаясь подаяньем. И много лет в молитве и посте он у дверей церковных оставался, и раздавал он щедро нищей братии все, что ему давали Христа ради; питался он все дни единым хлебом и жажду лишь водою утолял; во всем свои желанья подавляя, и хлеба он досыта не вкушал. И даже сном он забывался редко, молитвою дремоту прогоняя.

А той порой в доме Евфмиана печаль и плач всечасно обитали: никто не знал, что сталось с Алексием. И долго ждал его Евфимиан, и разослал рабов по разным странам искать его. Пришли они в Эдессу и видели не раз там Алексия, и за себя просили помолиться, и милостыню подали ему, но юношу, сиявшего красою, в отшельнике согбенном не узнали.

В обратный путь отправились рабы и в Рим пришли с нерадостною вестью: поведали они Евфимиану, что Алексий нигде им не встречался, что и следов его нигде не видно. И стал еще печальнее отец, а мать, сорвав с себя все украшенья, вся в черную одежду облеклась, и приняла обет она суровый – не оставлять печальную одежду и за порог ложницы не ступать, пока к ним в дом их сын не возвратится.

Тогда перед ней простерлась со слезами несчастная невеста Алексия: «Молю тебя, – она ей говорила, – позволь ты мне от нынешнего дня с тобой в одном покое поселиться и горькую печаль с тобой делить!» И с той поры остались неразлучны вдова и мать и вместе слезы лили, беседуя о милом Алексие.

А он меж тем усердно, неустанно в трудах своих великих подвизался. И стали все трудам его дивиться, и чтить его подвижником святым. И разнеслась о нем молва далеко: из ближних стран, из дальних городов народ к нему стекался повседневно, в прах пред ним склонялися главой сановники и знатные вельможи, и богачи дары ему несли, и многие из жен благочестивых стопы его лобзали с умиленьем. Но Алексий, в смиреньи тверд и крепок, не обольстился славою людскою. И вышел он украдкой из Эдессы, как некогда из Рима,– и прошел Дамаск и Тир, и в дальней Кесарии обрел корабль, в Египет снаряженный, и помолясь, пустился в дальний путь. Попутный ветер тихо веял в парус, и плыл корабль два дня благополучно. На третий день вдруг буря поднялась, и черной тучей небо все покрылось, и ветер заревел и море вздулось, и затрещали снасти, и корабль по сторонам метался, – падал в бездну, всплывал наверх и снова опускался. И кормчий, путь в испуге потеряв, пустил корабль идти по воле Божьей, и долго по неведомым водам корабль носился. И в великом страхе молились люди, смерти ожидая. Вдруг в сторону корабль рванулся с треском и потянулся медленно и тихо, как будто шел он по песку морскому, и, покачнувшись, сталь как на мели.

И Алексий, и кормчий, и все люди не ведали, что с ними, где они, что Бог им дал: спасенье или погибель. Все стали ждать рассвета. Рассвело. Глядь: корабль в реке остановился. И вдаль взглянул невольно Алексий. И перед ним предстал из-за тумана великий град – необозримый, пышный, и благовест от города несется... И Алексий глядит, очам не верит, узнал он свой родимый город Рим, и слезы полились из глаз обильно, и зарыдал отшельник, как дитя, родимыя места свои увидев: «Так Господу угодно, – он сказал, – чтоб в отчий дом теперь я возвратился, для новых испытаний и трудов – да будет же Его святая воля!» Вошедши в Рим, в виду родного дома, он повстречал отца с толпой прислуги, идущего из церкви от обедни. Приблизившись к нему, он так сказал: «Брат во Христе! Воззри ты милосердно на странника, живущего без крова, – дай угол мне в твоем дворце пространном. Там буду жить, питаясь от крупиц, спадающих от трапезы обильной. Будь милостив, тебе Господь воздаст сторицею и в той и в этой жизни. И если кто из сродников твоих, или друзей, в чужой земле скитаясь, останется без пищи и без крова, Господь пошлет ему и кров, и пищу, и странника чужие люди примут, как примешь здесь ты странника меня».

Слова сии отозвались глубоко в душе отца: о сыне вспомнил он, и к страннику с любовью обратился: «Иди в мой дом, – сказал он, – там тебе обитель отведут, навсегда ты оставайся с миром и трапезой со мной одной питайся». И отвели рабы ему приют в привратничьей, давно забытой клети, в полуразрушенной и ветхой и сырой, и Алексий в той клети поселился. Стал посылать ему Евфимиан от трапезы своей роскошной яства, но Алексий питался только хлебом, и раздавал другие яства нищим.

Тогда ему предстали испытания: стал ненавистен он рабам своим, и всячески они над ним ругались – и били, и в лицо ему плевали, и на голову ему помои лили, – и все сносил без гнева Алексий.

Так жил он долго в келии своей, незнаемый никем, терпя обиды, и, наконец, исполнилась мера: суровый пост и тяжкие труды плоть бренную, осилив, сокрушили, – и посетил его недуг великий. Заслышал он кончины приближенье и вымолил он у старшего раба трость для писанья, хартию, чернила, и, описав все житиe свое, он стал творить последнюю молитву, и по молитве долгой и усердной возлег на одр, взял хартию в десницу и, возведя с любовью очи к небу, преставился.

В то время патриарх, пред кесарем при множестве народа, сам совершал в соборе литургию, и вдруг среди молитвенного пенья над алтарем раздался небесный глас и возвестил всем предстоящим людям, что в этот миг в сем царствующем граде отходит праведник великий в лоно Божье, и всех объял благоговейный страх.

И с плачем все молились, да откроет Всевышний им, где праведник почил. И снова глас над алтарем пронесся и указал на дом Евфимиана.

Тогда сам царь державный и народ, и патриарх, и сонмы иереев – все в полном облачении церковном – с кадилами, с горящими свечами и с пением, и с колокольным звоном по стогнам Рима шествие свершая, пришли во двор палат Евфимиана. Завидев и царя и патриapxa, Евфимиан их встретить поспешил, и, вестью чудесной изумлен, он созвал всех рабов и домочадцев и вопросил, не знают ли они, кто жизнию высокою известен, в дому его преставился в сей день?

И долго все молчали. Наконец старейший раб, об Алексие вспомнив, все рассказал, что знал о пришельце, который жил в гнилой и ветхой клети: о том, как он постился и молился, и как сносил побои и обиды. И потекли и царь и патриарх вслед за рабом в обитель Алексия, отверзли дверь, – и разлилось далече почивших мощей благоуханье.

И повелел владыка патриарх одр отыскать в дому Евфимиана – роскошный и самый многоценный, покрыв парчей среди двора поставить и возложить на нем святыя мощи. Исполнили веленье патриарха. Тогда, крестом трикратно осенясь, взял хартию из длани Алексия святой отец и прочитал пред всеми безвестного пришельца житие, – и возрыдал Евфимиан несчастный, уразумев, кто был почивший странник, и пал пред ним, и горько возопил: «О, горе мне несчастному, о, горе! Когда б я знал, что ты – мой сын любезный, не жил бы ты в хлевине мрачной, смрадной. Ты б не терпел обид и поруганий».

Так говорит Евфимиан, и вдруг вопль из толпы отчаянный раздался. Все вздрогнули: то был ужасный голос – плач матери, все в жизни потерявшей: «Пустите, люди добрые, пустите, – она к толпе взывала в исступленьи, – раздайтесь, дайте матери дорогу, взглянуть хоть раз на сына мне позвольте!» Толпа пред ней расступилась в один миг, – и вся в слезах, в растерзанной одежде, предстала мать дрожа и задыхаясь, и, увидав труп сына бездыханный, вдруг вскрикнула пронзительно она и, жалобно стеня, к нему взывала: «Ах, сын мой несравненный, ненаглядный, дитя мое родное!.. Алексий!.. Что сделал ты со мною безутешной, зачем ты мне при жизни не открылся? Как сердце не почуяло мое, что от меня так близко, близко ты!»

И вот, давно стоявшая в молчаньи, приблизилась стопою боязливой прекрасная и верная невеста, и, тихо плача, тихо говорила: «Когда бы прежде я узнать могла, что это – супруг мой, господин мой, по ком так горько плакала и плачу, – утешилась бы я в моей печали: к тебе бы каждый день я приходила, и тихо-тихо, притаив дыханье, склонившись в прах и умилясь душой, молилась бы с тобою, преподобный!»

Внимая плачу горестной семьи, все плакали – патриарх, и кесарь, и весь народ, столпившийся кругом. Когда же стихли вопли и стенанья, то патриарх и царь благочестивый на рамена свои подняли одр, где почивало праведника тело, и понесли торжественно по Риму, и с рвением пред церковью соборной на площади народной опустили, дабы возмог свободно весь народ к святым мощам устами приложиться. И к площади весь устремился Рим, и с рвением великим все стремились угоднику святому поклониться, и многие недужные, слепые мгновенно исцелялись, прозревали, к его святым останкам прикоснувшись.

И целую неделю денно, нощно, от утренней зари и до вечерней была полна вся площадь городская. В восьмой же день святейший патриарх, при кесаре, над телом всенародно на площади литию отслужив, так возгласил с высокого амвона: «Державный кесарь и народ весь римский! Мы воочию все свидетелями были чудес великих, въяве совершенных останками честными Алексея! Велик Господь! Он Своему рабу открыл тщету и тлен всего земного и дух его к небесному направил»,

– и Алексий, отвергшись князя мира, всем сердцем и душой отдавшись Богу, воистину стал Божьим человеком. И был он мал и нищ здесь, на земле, но стал велик и славен после смерти, ибо Господь к Себе его приял и одарил сокровищем нетленным на небесах, а на земле пред нами, нам грешным в назидание святое, Он осиял его великой славой. Итак, мы все, собравшиеся здесь – державнейший Гонорий, кесарь Август, и я, смиренный пастырь Иннокентий и Божьей милостью первосвященник римский, и православный весь народ, здесь сущий, все признаем, что праведно почивший, новопреставленный раб Божий Алексий достоин быть причислен в лик святых святой апостольской соборной Церкви». «Аминь!» – провозгласил державный кесарь. «Аминь, аминь!» – за ним народ воскликнул13

Святоотеческое учение о духовных подвигах

А. О подвижничестве

1. Св. Ефрем Сирин († 373 г.). Пока есть еще у тебя время, брат, подвизайся, как добрый воин Христов, зная, что подвизаешься не о тленном венце, но об очищении грехов и о жизни вечной. Посему во всех делах своих приобрести Себе смиренномудрие, которое есть матерь послушания.14

Подвизайся, как добрый воин; тогда при воздаянии ощутишь, что труды как бы миновались во сне. Что диадема на главе царя, восседающего в царстве своем, то будет для тебя радость и веселие твое; и радости твоей никто не возьмет от тебя15.

О, безмолвие – лествица к небесам! О, безмолвие – зерцало грехов, показывающее человеку прегршения его! О, безмолвие, порождающее кротость! О, безмолвие – упражнение в молитве и чтении! О, безмолвие – тишина помыслов и необуреваемая пристань! О, безмолвие, освобождающее душу от забот! О, безмолвие – матерь благоговения! О, безмолвие – узда для очей, слуха и языка! О, безмолвие – стена и оплот вознамерившихся подвизаться для небесного царства16.

Св. Василий Великий, архиепископ Кесарий Каппадокийский († 379 г.).

Добрый подвижник, однажды вступив на поприще благочестия, мужественно должен переносить удары противников, в надежде славы – быть увенчанным. Хотя встретится что-либо трудное, не омрачит cии радости, потому что скорбь терпение соделывает, терпите же искусство, искусство же упование, ynoваниe же не посрамит (Рим. 5:5).17

Св. Макарий Египетский († 390). Прекрасное дело – пост; прекрасное дело – бдение; а равно прекрасное дело – подвижничества и странническая жизнь; и это начатки жития боголюбивого. Но совершенно неразумно полагаться смело на одни подобные сим дела18.

Сердце подвижников представляет из себя зрлище; там лукавые духи борются с душою, а Бог и ангелы взирают на подвиг. Сверх того ежечасно многие новые помыслы и душою производятся, а также влагаются и злобою.19

Самое главное оружие для борца и подвижника состоит в том, чтобы сотворил он брань с сатаною, возненавидел самого себя, отрекся от души своей, гневался на нее, укорял ее, противился своим пожеланиям, боролся с самим собою.20

Св. Исаак Сирин, епископ ниневийский († около 600 г.). Подвижничество есть матерь святыни; от него происходит первое изведание ощущения Тайн Христовых, что называется первою ступенью духовного познания. Малая скорбь ради Бога лучше великого дела, совершаемого без скорби, потому что привольная скорбь показывает опыт веры и любви. Поэтому святые из любви Христовой показали себя благоискусными в скорбях. Ум не спрославится с Иисусом, если тело не страждет со Христом. Наконец, кто небрежет о славе человеческой, тот сподобляется славы Божией, и вместе с душою прославляется тело его21.

Б. О смирении

Св. Иаков, епископ нисивийский († между 350–361 г.). Смирение всегда прекрасно. Оно освобождает людей от всех мучительных забот. Плоды его изобильны и вожделенны. От него рождается простосердечие, которым Ной угодил Богу и получил спасение22. Смирение есть жилище святости; оно дает смысл и разум, а сердце наполняется восторгом. Кроткие и смиренные сохраняют себя от всякого зла и благость сердца отражается на светлом лице их. Смиренный боится презирать других, ибо презрение есть порождение ненависти23.

2. Св. Ефрем Сирин († 373 г.). Смирение – путь к царствию. Это дверь небесная, это лествица, по которой человк восходит на небо. Им Бог снизошел с высоты до обители земнородных, им потомки Адамовы восходят из глубины до обители горних, им преодолевается всякая напасть.24

Смирение – оружие Господа нашего; его уготовал Он на лукавого, им низверг сатану с высоты самоуправного владычества. Смирением вооружились апостолы; им побеждали истинно-верующие; оно доставляло победу и древним и новым. Препояшьтесь же сим оружием, ученики Христовы, потому что им приобрете победу и станете наследниками царства. Через него достигают совершенства праведные, принимаются Богом кающиеся, примиряются с ним грешники. Смирение есть источник, из которого истекает все доброе.25

Никто в дальнем Mиpe не живет такою высокою жизнью, как смиренный и только совершенные из людей достигают высоты смирения. Приятно и сладостно иго смирения; кто несет его на себе, тот проходит высокое и великое служение.26

Господь наш верхом всех добродетелей поставляет любовь; но кто же богат любовию, как не смиренный? Смирением приобретаются как любовь, так надежда и вера. Она пост делает истинным постом; она охраняет девственников, дает цену милостыне; она жертву делает угодною Богу.27

3. Св. Макарий Египетский († 390 г.). Обогащающий Божьею благодатью должен пребывать в великом смиренномудрии и сердечном сокрушении, почтить себя нищим и ничего не требующим. Кто так смиряет себя перед Богом и людьми, тот может сохранить данную ему благодать, как сказано: смиренный вознесется (Мф. 23:12)28.

Души, имеющие в себе пламенную и ненасытную любовь ко Господу, бывают достойны вечной жизни, и потому сподобляются избавления от страстей и в полноте благодати совершенно принимают озарение и причастие Святого Духа. Но это возможно только при смирении. Души же, преуспевающие более в превозношении, чем в смирении, если и сподобились какого дарования, лишаются за суетную кичливость их сомнения29

4. Св. Иоанн Златоуст, архиепископ константинопольский († 407 г.). Смиренный живет в постоянном мире и не имеет никакой причины ко вражде.

Будешь ли оскорблять его, порицать и говорить ему что бы то ни было, он станет молчать и переносить с кротостью и будет иметь такой мир со всеми, какого и выразить невозможно, и вместе с тем и с Богом; ничто так не делает христианина достойным уважения, как смиренномудрие, оно делает ум наш здоровым и возвышенным30.

Не будем ничем превозноситься. Ибо, если Христос, будучи Богом, Господом и Сыном Божиим, не отрекся принять образ раба (Флп.2:7), то тем более мы должны делать все доброе, хотя бы то было самое уничиженное. И чем, скажи мне, превозносишься ты, человек? Благами ли житейскими? Но они тотчас исчезают, как скоро являются. Духовными ли? Но и то есть одно из духовных благ, чтобы не превозноситься.31

Прежде, нежели Сам Бог смирил Себя, Его знали только ангелы; а когда смирил Себя, то Его узнал весь род человеческий. Так смирение не унизило Его, но доставило безчисленные блага, безчисленные заслуги и сделало то, что слава Его просияла еще более. Если же для Бога, который вседоволен и ни в чем не нуждается, смирение послужило к такому благу, доставило больше слуг и распространило Его Царство, то почему ты боишься унизиться от смирения?32

Будем стараться приобрести смиренномудрие: оно есть причина всего доброго. Бог требует не просто смиренномудрия, но стремления к смиренномудрию. Глупая гордость человеческая есть плод детского мышления и несовершенного ума33.

Со смирением ничто сравниться не может. Тот, кто будучи добродетелен, глубоко сознает себя дурным, грешным, низким, тот неизмеримо высок, праведен, прекрасен сознанием своим.

Кто при всей своей чистоте чувствует себя нечистым, тот истинно непопорчен. Без смирения невозможно спастись. В сознании считать себя ничтожным, худшим всех в Mиpe заключается величайшая слава, красота, мудрость, достоинство34

Св. Исихий, пресвитер иерусалимский (†432 г.). Принадлежность звезды – окружающей ее свет;

принадлежность благочестивого и богобоязненного – нищета в смирении: об этом повсюду вопиют четыре евангелия. Кто же не смиренно живет, тот лишается части того, Кто смирил Себя до креста и смерти35.

Св. Иоанн Кассиан Римлянин († 435 г.). Только в одном случае надо считать печаль полезною для нас, когда она возникает от покаяния в грехах, или от желания совершенства, или от созерцания будущего блаженства. О ней св. апостол говорит: Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2Кор. 7:10)36.

Св. Нил Синайский († 450 г.). Молитва смиренного преклоняет Бога. Смирение – венец дома, и вошедшего блюдет в безопасности. Драгоценному камню идет золотая оправа, и смирение мужа блистает многими добродетелями. Слава смиренного – мягчительная мазь души.37

Св. Иоанн Лествичник, игумен синайский († 563 г.). Иное есть смирение кающихся, исполненное сетования; иное – зазрение совести еще созревающих; иное – блаженное и богатое смирене, которое особенным Божьим действием вселяется в совершенных38.

Иное дело смиренномудрствовать; иное дело подвизаться для прибретения смиренномудрия, а иное дело хвалить смиренномудрие. Первое принадлежит совершенным; второе – истинным послушникам; а третье – всем православным христианам39.

Смиренномудрие есть покров божественный, который же дает нам видеть наши исправления. Смиренномудрие есть бездна самоосуждения, неприступная для всех невидимых татей40.

Смиренномудрие есть дверь царства небесного, и она вводит туда приближающихся к ней41

Св. Симеон Новый Богослов († 1020 г.). Не требуется, чтобы человк дал взамен за душу свою что-либо другое, кроме сознания, что он ничто. Только при этом способен он будет принести Богу сердце сокрушенное и смиренное, – единственную жертву, которую всякому благочестивому человеку прилично приносить Богу. И милостыня, и вера, и удаление от Мира, и величайший подвиг мученичества возжигаются от воспламенения этой жертвы, то есть сокрушения сердечного. Это такая жертва, для которой нет греха, побеждающего человеколюбие Божие. Кто прибретет эту жертву сокрушения со смирением, тому некуда пасть, потому что он считает себя ниже всех42.

Св. Григорий Синаит († около 1330 г.). Два есть смирения: считать себя низшим всех и Богу приписывать добрые дела свои. Первое есть начало, второе – конец. Говорящие или делающие что- либо без смирения подобны строящему храмину зимою или без цемента. Опытом и разумом приобрести и познать смирение есть достояние весьма немногих: оно есть благодать и дар свыше43

В. О силе слез

1. Св. Ефрем Сирин (†373 г.). Кто не придет в изумление, кто не благословит великое милосердие Твоей благостыни, Спаситель душ наших, когда благоволишь Ты принимать слезы в цену за врачевства Твои?

О, сила слез! До чего простерлась ты? С великим дерзновением невозбранно входишь ты на самое небо, непрестанно проливая источники слез. О, сила слез! Чины ангельские и все небесные силы непрестанно веселятся о твоем дерзновении. О, сила слез! В мгновние ока воспаряешь ты на небо и просимое тобою получаешь от Бога, потому что исходит Он во спасение тебе, охотно принося прощение. Даруй, Владыка, мне недостойному на всякий день слезы, чтобы сердце мое, с услаждением просвещалось чистою молитвою, чтобы немногими слезами изгладилось великое рукописание, и небольшим плачем угашен был там пламенеющий огонь.44

Св. Макарий Египетский († 390 г.). Слеза, проливаемая от великой скорби и сердечной тесноты, есть пища души. О, кати многоценные эти бисеры в излиянии блаженных слез! Какое проникновение Господним Духом! Какая любовь, так сильно влекомая к Пречистому Жениху! Какое острое жало душевного стремления к Божьему Слову!45

Св. Иоанн лествичник, игумен синайский († 563 г.).

Не верь слезам своим прежде совершенного очищения от страстей, ибо то вино еще ненадежно, которое прямо из точила заключено в сосуд. Никто не может противоречить тому, что полезны все наши слезы по Богу; но какая именно польза от них бывает, это мы узнаем во время своего исхода. Кто пребывает во всегдашнем плаче по Богу, тот не перестает ежедневно праздновать духовно, а кто всегда празднует телесно, того ожидает вечный плач.46

Г. О терпении

Св. Ефрем Сирин († 373 г.). Кто желает благоугодить Богу и стать наследником Божиим по вере, тот прежде всего, взявшись за великодушие и терпение, должен мужественно переносить встрчающиеся ему скорби, бедствия и нужды, – будут ли это телесные болезни и страдания или невидимые скорби, которы наводят на душу лукавые духи попущением Божьм, чтобы любящие Бога, не теряя упования, с верою и терпением ожидали избавления и стали достойными Царствия Небеснаго47.

Если не переносишь слова, то как стерпишь удар? Если не терпишь заушения и удара, то как понесешь крест свой? Если креста не понесешь, то как наследуешь на небесах славу вместе с теми, которые говорят: Сия вся придоша на ны, не забыхом Тебе (Все это пришло на нас, но мы не забыли Тебя) (Пс.43:18)48

Души, преданные скорбям для испытания, невидимо и неразлучно мучимые лукавыми духами, как тайно, внутреннею тягостью скорбей, или лукавыми помыслами, так явно, телесными страданиями – если будут мужественно терпеть, сохранять упование, то сподобятся венцов правоты и в день суда приобретут одинаковое с мучениками дерзновение пред Богом49

Св. Макарий Египетский († 390 г.). Ради тебя Бог смирил Себя; а ты и ради себя не смиряешься, но превозносишься и кичишься. Он пришел на Себя взять скорби и тяготы, а тебе дать покой Свой; а ты не хочешь понести трудов и пострадать, чтобы через это могли исцелеть твои язвы. Слава страданию и долготерпению Его вовеки50.

Если хотим легко претерпевать всякую скорбь и искушения, то да будет для нас вожделением и всегда перед очами нашими преднаписуемая смерть за Христа. Ибо таковая дана нам и заповедь, взяв крест последовать за Ним, то есть быть благоустроенными и готовыми к смерти.51

Св. Иоанн Златоуст, архиепископ константи- нопольский († 407 г.). Не малое дело обуздать страждущую душу так, чтобы она в чем не согрешила: это равно мученичеству, это верх добродетели. Так, если ты, возлюбленный, подвергнешься болезни, горячке и ранам, и боль будетъ тебя заставлять сказать какую-нибудь хулу, но ты воздержишься, будешь благодарить и славить Бога, ты получишь такую же награду, вместо ропота произноси славословие, тогда и награда твоя будет великая, и боль сделается легче52

Будем иметь терпение в скорби! Когда ты подвергнешься скорби, не будь нетерпелив и не спеши освободиться от нее, но расположи душу свою ко всякому терпению и тогда скоро освободишься от скорби, – ибо для того Бог и посы- лает ее, чтобы вразумить. Если ты с самаго начала переносишь скорби и не ропщешь, то Бог скоро освобождает нас от них, потому все уже сделано53

Св. Исидор Пелусиот († около 436 г.). Кто

хочет одержать блистательную победу, тому надлежит не только мужественно переносить оскорбления и обиды, но даже обижающему уступить больше, нежели сколько хочет он взять, и избытком собственной своей щедроты простираться за пределы лукавого его пожелания.54

Св. Иоанн Лествичник, игумен синайский († 563 г.).

Блажен, кто, будучи ежедневно укоряем и уничтожаем Бога ради, понуждает себя к терпению: он будет ликовать с мучениками, дерзновенно беседовать с ангелами. Если кто отвергает от себя праведное или неправедное обличение, тот отвергается своего спасения; а кто принимает его со скорбью или без скорби, тот скоро получит прощение согрешений.55

Св. Исаак Сирин, епископ ниневийский († около 600 г.). В какой мере человек добровольно лишает себя благ мирских, в такой же сопровождает его Божие милосердие и поддерживает его Божие человеколюбие. Слава спасающему нас и во всем этом! Доставляющему нам способ к обретению жизни нашей! Ибо и души те, которые изнемогли в своей воле к тому, чтобы прибрести себе жизнь, невольными скорбями приводит Он к добродетели56

Св. Федор Студит († 827 г.). Терпение есть величайшая из добродетелей; за терпение мученики украшены небесными диадемами; терпением преподобные стяжали венцы правды. Будем и мы являть терпение в послушании, в смирении, в безгневии, во всем, что требует подвига терпения, – и равное с ним получим воздаяние57.

Д. О духовном совершенстве

Св. Ефрем Сирин († 313 г.). Когда стараешься научиться добродетели, тогда представляй скудость ума своего. Учись у святых и проси Божьей благодати на совершение дела, представь свою греховность и призывай в помощь Бога. Уразумей свою природу, и не уклоняйся от Божьей благодати. Погрешив по незнанию, не оскорбляйся, как человек; успевай в добром, не хвались, паче человека; и успехами не хвались, и при погрешности не отчаивайся 58

Св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской († 379 г.). Истинно прекрасное есть соразмерность в душе доблестно настроенной; ибо добродетель есть какая-то середина и соразмерность, а излишек и недостаток, в ту или в другую сторону выступивший из предела добродетели, есть уже неумеренность и безобразие. Так, мужество есть середина, излишек его – дерзость, а недостаток его – робость. Следовательно, красота души есть соразмерность в добродетели.59

Св. Макарий Египетский († 379 г.). По благодати и божественному дару Духа каждый из нас прюбретает спасение; верою же и любовью, при усилии свободного произволения, может достигнуть совершенной меры добродетели, чтобы, сколько по благодати, столько и по правде, наследовать жизнь вечную.60

Сам создавший тело и душу, Сам приходит ныне и разрушает всякий беспорядок, произведенный лукавым, все дела, совершаемые им в помыслах, обновляет, воспроизводит небесный образ, новую творит душу, чтобы Адам снова стал царем смерти и господином твари.61

Многими трудами и подвигами, с продолжением времени после испытаний, различных искушений, приемлет она духовное возрастание и преуспевание, даже до совершенной меры бесстрастия, чтобы, с готовностью и мужественно выдержав всякое лукавством наводимое искушение, сподобиться, наконец, великих почестей, духовных дарованиц, небесного богатства.62

Когда душа восходит к совершенству духа, совершенно очистившись от всех страстей, тогда делается она вся светом, вся оком, вся духом, вся радостна, вся упованием, вся радованием, вся любовью, вся милосердием, вся благостью и добротою 63

4. Св. Григорий епископ Нисский († после 394 г.). Идущий путем истинной добродетели не иного чего причастен, как Самого Бога, потому что Он есть всесовершенная добродетель64. Вот в подлинном смысле совершенство. Не по страху наказания удаляться от порочной жизни, не по надежде награды делать добро, страшным считать для себя лишение Божьей дружбы, а ее признавать единственно вожделенною для себя65.

Кто внимателен к себе и подлинно украшает свое жилище, чтобы со временем принять в него Бога обитателем, тот украшает дом нетленным безстрастием. Убранством жилищу служит правда и безгневие, на одной стороне сияют смирение и великодушие, а на другой благочестие пред Богом. Все же это прекрасный художник – любовь в наилучшей гармонии соединяет одно с другим66.

Св. Иоанн Златоуст, архиепископ константинопольский († 407 г.) Нам нужно бежать в царство небесное, бежать и получить награду. Бегущий не останавливается нигд, потому что, если покажешь хотя малое нерадение, то потеряешь все. Бегущий не только не ослабевает пред концом течения, но и тогда старается бежать с особенною силою. Это я сказал против тех, которые говорят: в юности мы подвизались, в юности мы постились, а теперь состарились. Теперь-то особенно и нужно усилить благочестие. Не исчисляй мне своих старых подвигов; но теперь особенно и будь юным и цветущим 67

Св. Федор Студит († 826 г.). Господь по Своей благости делает все доброе в людях. При всем том и от нас требуется усиленный подвиг и непрерывное тщание со смирением. Нам должно утвердить и сосредоточить наш ум в благочестивой жизни и не отступить от доброго начинания. Отбросьте поэтому всякое сластолюбие. Восходите ко Господу по духовной лествице, полагая боговидные начала68.

Бог красотою ущедрил нас, сначала создав нас по образу и подобно Своему; и хотя мы через преслушание омрачили себя, Он опять облекает нас в красоту, в благодати банею пакебытия, когда же и здесь оказались мы негодными, третье Он устроил нам средство через покаяние69.

* * *

13

Заимствовано из стихотворного сказания Бориса Алмазова.

14

Творения, т. И. М., 1858.

15

Там же, поуч. к египет. мон., с. 40, стр. 225–256

16

Творения, т. III, М., 1859, ел. 86, стр. 163–164.

17

Творения, т. ІV, М., 1858, б с. 4, стр. 52.

18

Духовные беседы, М., 1852, ся. 6, гд. 30, стр. 587

19

Там же, бес. 40, стр. 363.

20

Там же, бес. 26, стр. 265.

21

Слова подвижнические, М., 1851, ел. 74, стр. 448–449.

22

Христ. чтение 1827, ч. 26, Спб., 2 ЙЗД. 1839 г., слово о смирении, стр. 263.

23

Там же, стр. 264.

24

Творения, т. TV, М., 1860, сл. 139, стр. 143.

25

Там же, сл, 139, стр. 143–144.

26

Там же, стр. 148.

27

Там же, стр. 144.

28

Духовныя беседы, М., 1852, бес. 41, стр. 368.

29

Там же, бес. 10, стр. 106–107.

30

Бес. на 1 Кор., СПБ., 1860, ч. I, бес. 1, стр. 3–19.

31

Бес. на Евр., СПБ., 1859, 2 бес., стр, 25–43.

32

Творения, т. I, кн. 2, СПБ., 1895, сд. 8, против аномеев, стр. 56

33

Вес. на Филип., М., 1844, бес. 5, стр. 86–98.

34

Вер. на Ев. Иоанна, ч. I, бес. 33, стр. 380–391.

35

Добротолюбие, т. II, 1885, пресвит. Исиюя, душеполезное спасительное слово о трезвении и молитве, гл. 83, стр. 183–84.

36

Писания, М., 1877, о постановлениях киновитян, кн. 9, гл. 10, стр. 112.

37

Добротолюбие, т. Ilt М., 1885, о восьми духах зла, гл. 8, стр. 286.

38

Лествица, М., 1892, ел. 5, гл. 29, стр. 90.

39

Там же, ел. 25, гл. 20, стр. 196.

40

Там же, гл. 27, стр. 198.

41

Там же, гл. 81, стр. 198

42

Слова, вып. I, М., 1879, сл. 31, стр. 228–248.

43

Добротолюбие, т. V, М., 1890, о заповедях и догматах, гл. 115, стр.

44

Творения, т. I, М., 1881, ел. 11, стр. 305.

45

Духовные беседы, М., 1852, бес. 25, стр. 254.

46

Лествица, М., 1892, сх 7, гл. 35–36–37, стр. 105.

47

Творения, т. II, М., 1858, ел. 48, стр. 526.

48

Творения, т. II, М., 1858, поуч. к египет. мон., ел. 38, стр. 237.

49

Там же, сд. 47, стр. 533.

50

Беседы, М., 1852, бес. 26, стр. 276.

51

Там же, сд. 7, гл. 17, стр. 605.

52

Бес. на псалмы, т. II, на 127 пc., стр. 189–202.

53

Бес. на Тита, бес. 6, стр. 60–76.

54

Творения, ч. I, М., 1895, письмо 509 (пресвитеру Евстахию), стр. 285–286.

55

Лествица, М., 1892, еж. 4, гл. 44, стр. 5.

56

Слова подвижнические, М., 1851, сл. 91, стр. 521–522.

57

Добротолюбе, т. ІV, М., 1884, подвижническое наставление 241, стр. 466.

58

Творения, т. II, М., 1858, сл. 58, стр. 636.

59

Творения, ч II, М., 1872, бес. на 1 гл, Исайи, стр. 232–233.

60

Духовныя беседы, М., 1852, сл. 2, гл. I, стр. 485.

61

Там же, бес. 11, стр. 114.

62

Там же, бес. 10, стр. 108–109.

63

Там же, бес. 18, стр. 215.

64

Творения, т. I, М., 1861, о жизни Моисея, стр. 226.

65

Там же, стр. 379.

66

Творения, т. П, М., 1861, Истолкование Екклезиаста, бес. 3,стр. 248–249.

67

Бес. на Евр., СПБ., 1859, бес. 7, стр. 121–138.

68

Добротолюбие, т. IV, М., 1889, подвижническое наставление 22, стр. 6.

69

Там же, наставл. 302, стр. 586–587.


Источник: Жизнь и подвиги св. Алексия, человека Божия. (Память 17 марта) : в прил.: Святоотеч. учение о духов. подвигах : с рис. / сост. Леонид Денисов. - Москва : Коновалова, 1915. - 48 с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle