Жизнь преподобного Иринарха Затворника

Источник

затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке1, с картинами и изображениями его праведных трудов

Составлена Архимандритом Амфилохием

Содержание

Моли́тва преподо́бному Ирина́рху, затво́рнику Борисогле́бскому

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

Глава I. Жизнь препод. Иринарха до монашества §1. Младенчество его §2. Отрочество преп. Иринарха §3. Удаление отрока Илии §4. Разыскивание отрока Илии §5. Видение отроку Илии о преставлении отца его Акиндина §6. Удаление с места родины вместе с матерью и братом Андреем в Ростов §7. Удаление Илии из дому своей матери Глава II. Жизнь препод. Илии в монашестве §1. Приход Илии в монастырь и пострижение его §2. Первое послушание его – в пекарне §3. О друге его Агафонике §4. Другое послушание – пономарство §5. О снятии с себя сапогов §6. О ходатайстве преп. Иринарха за одного городского человека, истязуемого за долги §7. Об удалении преп. Иринарха из Борисоглебского монастыря в Ростовский Богоявленский Авраамиев §8. О преставлении его матери §9. О жительстве преп. Иринарха в Ростовском Лазаревом монастыре §10. О возвращении преп. Иринарха в Борисоглебский монастырь Глава III. Жизнь препод. Иринарха в затворничестве §1. Божественное откровение преп. Иринарху от образа Господа нашего Иисуса Христа о затворничестве §2. Об ученике его Александре §3. О посещении преп. Иринарха в затворе Иоанном юродивым, Ростовским и Московским чудотворцем, по прозванию Большим колпаком §4. О принесении преп. Иринарху, от друзей его, креста и палки железной §5. О старце Леонтии и его крестах §6. О ужище железном и о трудах преп. Иринарха на нем §7. О вторичном изгнании преп. Иринарха из монастыря, поселении его в Лазаревском Ростовском монастыре и возвращении опять в Борисоглебский монастырь §8. О даре прозорливства Глава IV. Жизнь преп. Иринарха вместе с заслугами его отечеству с 1608-го года по кончину его 1616 г. §1. Божественное откровение преп. Иринарху о разорении Московского царства и других городов в 1608 году §2. Путешествие преп. Иринарха с учеником Александром в Москву §3. О нашествии Литвы на Русскую землю §4. О испытании веры старца Иринарха от Литовских людей §5. О приходе князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского с войском в Калязин монастырь §6. О пришествии пана Сапеги в монастырь к старцу Иринарху §7. О благословении князя Михаила Скопина-Шуйского в 1610-м году §8. Гонение на преп. Иринарха в 1610-м году §9. О приходе Литвы под Москву и сдаче Москвы лестью §10. О приходе панов в Борисоглебский монастырь, что на Устье реке, в 1612 году и о рассказе ими о смерти пана Сапеги старцу Иринарху §11. О благословении преп. Иринархом князя Дмитрия Михайловича Пожарского и нижегородского посадского человека Космы Минина §12. О царе и великом князе Михаиле Феодоровиче §13. О благословении преп. Иринархом князя боярина Бориса Михайловича Лыкова §14. О пришествии князя Лыкова к старцу Иринарху в монастырь Глава V. О чудесах преп. Иринарха при жизни его Чудо 1-е об изгнании беса из отрока Чудо 2-е о исцелении бесноватого Чудо 3-е о исцелении бесноватого сына боярского Чудо 4-е о исцелении бесноватого мужа Чудо 5-е о исцелении бесноватого отрока Чудо 6-е о исцелении сына боярского от головной боли Чудо 7-е о исцелении жены от глазной болезни Чудо 8-е о исцелении бесноватой жены священника города Углича Чудо 9-е о исцелении жены от глазной болезни Глава VI. О преставлении старца Иринарха Глава VII. О чудесах преп. Иринарха по смерти Чудо 1-е: о исцелении ученика его Корнилия от болезни ног Чудо 2-е: о исцелении одного крестьянина от болезни чревом Чудо 3-е: о исцелении от лихорадки Чудо 4-е: о исцелении старца Борисоглебского монастыря от горячки Чудо 5-е: о исцелении от головной боли Чудо 6-е: о исцелении жены от трясения Чудо 7-е: о исцелении бесноватого Чудо 8-е: о исцелении бесноватого. Чудо 9-е: о исцелении бесноватого Чудо 10-е: о исцелении бесноватого Чудо 11-е: о исцелении жены от грудной болезни Чудо 12-е: о исцелении младенца Григория от испуга Чудо 13-е: о исцелении бесноватой жены Агрипины О избавлении от морового поветрия в 1771 году прихожан села Фантырево Владимирской губернии О почитании преп. Иринарха как святого окрестными жителями служением ему молебнов О изображениях преп. Иринарха на св. иконах и на стенной живописи и чеканной нижней доске Евангелия в разных окрестных местах Борисоглебского монастыря Три краткие молитвы преп. Иринарху, сочиненные в XVIII–XIX ст. Приложение. Труды преп. Иринарха, перерисованные с рисунков 1855 года, 3. Фон-Берг в 1862 году  

 
Моли́тва преподо́бному Ирина́рху, затво́рнику Борисогле́бскому

О, вели́кий уго́дниче Христо́в, добропроизво́льный страда́льче, новопросия́вый чудесы́, о́тче наш Ирина́рше. Росси́йстей земли́ удобре́ние, гра́ду Росто́ву похвало́, оби́тели сей ве́лие украше́ние и утвержде́ние! Кто не удиви́тся твоему́ самопроизво́льному и долголе́тнему страда́льческому терпе́нию: Три́десять бо лет2 в те́сней и хла́дной хи́жине себе́ заключи́вшему, хлад, а́лчбу и изнуре́ние пло́ти Ца́рствия ра́ди Небе́снаго поне́сшему, к сему́ же и изгна́ние из оби́тели, по наважде́нию вра́жию, безро́потно претерпе́вшему. Последи́ умоле́н быв от бра́тии, я́ко незло́бивый а́гнец, па́ки в нее́ твою́ возврати́ся, и в ту́южде те́сную хи́жину всели́лся еси́, вооружи́в себя́ терпе́нием, я́ко адама́нт тве́рдый, на неви́димыя бесо́вския по́лчища и ви́димыя враги́ своя́. Егда́ же попуще́нием Бо́жиим наидо́ша на оби́тель сию́ по́льстии ра́тницы, па́че же рещи́ лжедими́триевы разбо́йницы, хотя́ще живу́щыя во оби́тели се́й изби́ти, церко́вная же сокро́вища разгра́бити, а оби́тель сию́ огню́ преда́ти: ты́ о́тче преподо́бне, я́ко до́бр воин Небе́снаго Царя́, не то́лько не убоя́лся еси́ сме́ртнаго их преще́ния и ме́чнаго посече́ния, но и уцелому́дрил их во своя́си возврати́тися, и нико́егоже зла́ оби́тели се́й сотвори́ти. Сего́ ра́ди Всеблаги́й Бог, ви́дя твою́ ве́ру и страда́льческое долготерпе́ние, дарова́ тебе́ да́р прозорли́вства и исцеле́ния. При жи́зни свое́й ты мно́гая сотвори́л еси́ чудеса́, па́че же по успе́нии твое́м сугу́бо дарова́ся тебе́ благода́ть: бесны́м исцеле́ние, хромы́м доброхожде́ние, слепы́м прозре́ние подава́ти, и ина́я мно́гая с ве́рою к тебе́ приходя́щым. Мы же недосто́йнии, ви́девше такова́я чудеса́ и ра́дости исполня́ющеся, взыва́ем к тебе́ си́це: ра́дуйся, до́блественный страда́льче и победи́телю бесо́в, ра́дуйся ско́рый наш помо́щниче, и те́плый к Бо́гу моли́твенниче! Услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́ и прибега́ющих под кров твой: яви́ ми́лостивое предста́тельство твое́ о нас ко Всевы́шнему, и исхода́тайствуй твои́ми богоприя́тными моли́твами вся поле́зная ко спасе́нию душ и теле́с на́ших: сохрани́ святу́ю оби́тель сию́, вся́кий град и весь, и вся́кую страну́ христиа́нскую от всех наве́т вра́жиих: в ско́рбех же и боле́знех на́ших подава́й нам ру́ку по́мощи, да твои́м хода́тайством и заступле́нием, благода́тию же и милосе́рдием Христа́ Бо́га на́шего, изба́вимся и мы недосто́йнии, по отше́ствии от жития́ сего́, шу́ияго стоя́ния, и да сподо́бимся десна́го со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Предисловие

Жизнь преп. Иринарха Затворника Борисоглебского Монастыря, что на Устье реке, такого великого подвижника XVI–XVII столетия, оказавшего своими молитвами и советами незабвенные услуги нашему отечеству в годину испытания 1612 года, о котором еще в начале его подвигов Иоанн Юродивый, по прозванию Большой Колпак, предрек сии замечательные слова: «Ты будешь ездить на коне, на котором после тебе сесть некому, иноплеменнии твоему коню подивятся, и прославят тебе паче верных, и меч их не вредит тебе», которые (слова) и сбылись, когда иноплеменный враг нашего отечества пан Сапега с великою похвалою отозвался о нем: «Я такова Батька нигде не видал, ни зде, ни во иных землях крепка зело и небоязлива», заслуживает того, чтобы о ней знали верно и подробно все истинно-православные сыны церкви. Жизнь его была напечатана в 1857 году в житиях русских святых за месяц Январь под 13-м числом. Но там есть пропуски, а кое-где и недомолвки. О чудесах сказано мало и кратко, несмотря на то, что 9 чудес, совершившихся при жизни его, записаны своевременно учеником его Александром; и по смерти его несколько чудес записаны же Александром; а остальные не позже 1653 года, как об этом годе упомянуто во II-м чуде. В 1861 году издан месяц январь русских святых Высокопреосвященным Архиепископом Филаретом. Но, к сожалению, сего издания я не имел под руками, и о написанном им житии сказать ничего не могу. Только можно достоверно сказать, что там нет ни тех сведений о преп. Иринархе, которые мною собраны на месте, ни изображений угодника Божиего со всеми оставшимися великими трудами, приготовленными мною еще в 1855 году. Жизнь преп. Иринарха обоих писателей 1857 и 1861 год. не должна разниться в мыслях от жизни, составленной его учеником Александром, которою и я пользовался. В составленной мною жизни о преп. Иринархе, мысли и расположение статей все удержаны почти буквально, как и в жизни, составленной учеником, кроме выражений Славянских и некоторых древних слов, вышедших из употребления, которые я заменял русскими. Даже и главы статей сходны с оглавлением ученика Александра. Есть немногие видоизменения, так напр. вместо: «о взыскании отрока», я написал: «разыскивание отрока», вместо: «о изшествии из дому матери своей», я написал: «удаление Илии из дому своей матери», прибавил только название глав, назвав 1-ю главу: «Жизнь преп. Иринарха до монашества», 2-ю «Жизнь преп. Иринарха в монашестве» и так далее. Монастырский список 1753 года, которым и пользовался при составлении сего жизнеописания, проверил с другим монастырским списком XVIII–XIX в., своим XVIII в, и списком крестьянина Груздева XIX в. Все они между собою сходны, кроме размещения чудес. В некоторых они написаны все по порядку, как при жизни совершившиеся, так и по смерти, в других сначала чудеса при жизни, потом преставление преп. Иринарха, и наконец чудеса по смерти, как и следует их расположить, как и я расположил. Приложенные здесь 6 изображений преп. Иринарха в житии рисованы безвозмездно иконописцем Иваном Ивановым Самойловым в 1855 году, крестьянином села Борисоглебских слобод, имения графа Панина, теперь уже умершим, а 6 на больших листах в 1862 году перерисованы безвозмездно же З. Фон-Берг с рисунков, написанных в том же 1855 году. Не желая, чтобы все это, подготовленное еще в 1855 году на месте, как-нибудь утратилось или предано было забвению и исполняя давнишнюю просьбу жителей села Борисоглебских слобод издать в свет все изображения преп. Иринарха с его трудами, при жизнеописании чрез напечатание отдельною книжкою по цене доступной и бедному классу людей, я решился обнародовать это чрез напечатание, стараясь сделать это издание с картинками, сколько возможно доступным по цене и бедному классу людей, дабы и богатые, и бедные, и близь живущие, и в отдалении от угодника Божиего Иринарха, видя наглядным образом великие труды и подвиги его умилялись душею, говоря так: «Вот как угодник Божий Иринарх с тою же плотию и кровию, как и мы, изнурял свою плоть постом, молитвами и великими трудами, коих, по смерти его, у нас на Руси еще никто не предпринимал, и предпримет ли кто».

Предисловие ко второму изданию

Жизнь преп. Иринарха, напечатанная мною в 1865 году в небольшом количестве экземпляров уже вся разошлась. Но требование, как заявлял и лично и письменно о. архимандрит Евангел, от жителей Борисоглебских слобод и других селений, окружающих Борисоглебский монастырь, не прекращается. Желаю удовлетворить требование усердных чтителей преп. Иринарха, изданием его жизни в другой раз. Оно будет издано без изменения, кроме исправления опечаток и прибавления одного рисунка, именно креста его, украденного с гробницы в 1830 году, как значится в монастырской описи, с прежним количеством картин и в туже величину. Копия с креста преп. Иринарха мною найдена в собрании снимков с древних икон и крестов, числом более 600, принадлежащем теперь Обществу Любителей Духовного Просвещения и находящемся в хранилище икон Общества при Московском Данилове монастыре. Г. Филимонов это собрание снимков приписывает иконописцу Московскому Гурию, не так давно умершему. Формат книжки, по желанию о. Архимандрита и некоторых жителей уменьшится, но величина картин не уменьшится, особенно картин, сделанных в настоящую величину, чтобы сохранить труды препод. Иринарха навсегда в памяти чтущих его, и иметь понятие о них более наглядное, если какой-нибудь из великих его трудов, от непредвиденных обстоятельств, затеряется, или украден будет, как упомянутый выше крест преп. Иринарха. По цене желаю сделать доступнее прежнего издания, не смотря на прибавление еще одного рисунка.

Архимандрит Амфилохий

* * *

1

Ростовский Второклассный Борисоглебский мужской монастырь, что на Устье реке, находится в 18-ти верстах от Ростова, Ярославской губернии, по Угличскому тракту.

2

Сия молитва выписана из службы преподобному Иринарху, не известно кем составленной в конце 18-го столетия, или в начале 19-го. Тут сказано, что преподобный Иринарх жил в тесной хижине (в затворе) 38 лет, но это не справедливо. Преподобный Иринарх вступил на затвор 38-ми лет, а умер 68-ми: следовательно он жил в затворе тридцать лет. Из 8-ми лет не затворнической жизни, известны следующие годы: три года он был в Борисоглебском монастыре, болен ногами от ознобу, три года и пол жил в Лазаревском Ростовском монастыре, один год и две недели, там же, 6 месяцев без двух недель, о которых определенно не сказано в житии, им проведено в Ростовском Авраамиевом монастыре, в келарском послушании. Ученик его Александр, поступивший на затвор к Иринарху, как сказано в житии, в начале затворнической жизни, и прожил с ним тридцать лет, как написал ученик Александр.


Источник: Жизнь преподобного Иринарха - затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке, с картинами и изображениями его праведных трудов / Сост. архим. Амфилохием. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : тип. Д.Г. Гаврилова, 1874. - 60, IV с., 12 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle