Источник

Глава II. Жизнь препод. Илии в монашестве

§1. Приход Илии в монастырь и пострижение его

Илия, пришед в монастырь св. страстотерпцев Бориса и Глеба, сильно возрадовался духом. Пошел к игумену, поклонился ему до земли и испросил благословения. Игумен, благословив его спросил: зачем ты пришел к нам? Илия сказал ему: «Желаю отче, ангельского образа, постриги меня Бога ради, невежу и селянина и причти к избранному стаду и к святей обители сей». Игумен, провидев духом, что Илия пришел в св. обитель по внушению Божию, принял его с радостию, облек его в Ангельский образ, нарек имя ему Иринарх, и отдал на испытание одному опытному старцу. Преп. Иринарх проводил все время у своего наставника в послушании, посте и молитве.

§2. Первое послушание его – в пекарне

После испытания у старца игумен дал преп. Иринарху послушание – заниматься печением хлебов в пекарне. Сие послушание он исполнял с покорностию, трудился там и днем и ночью. Насмешки от некоторых из братии переносил безропотно. В церковь Божию ходил прежде всех, ни с кем не говорил, во время чтений церковных не сидел и прежде конца службы из церкви не выходил.

§3. О друге его Агафонике

Ростовский друг его Агафоник, узнав, что преп. Иринарх уже постригся в монашество, пришел посетить его в Борисоглебском монастыре. Тут пробыл он у преп. Иринарха не мало времени. Когда Агафоник пошел домой, то Иринарх проводил своего друга две версты, поцеловав о Господе простился с ним и отпустил его с миром, а сам пошел в монастырь. Идя дорогою, размышлял сам с собою, как бы ему спастись, не идти ли лучше в Кирилов или Соловецкий монастырь. И был ему голос свыше: «Не ходи ни в Кирилов, ни в Соловки, здесь спасешься». И этот голос был ему трижды. Преп. Иринарх осмотрелся кругом, думая, что это привидение, но никого вокруг себя не видал. Слыша сей голос трижды укрепился в мыслях не ходить ни в Кирилов, ни в Соловецкий монастырь, а оставаться в Борисоглебском. Здесь он начал прилагать труды к трудам больше, нежели в первые дни своей монастырской жизни.

§4. Другое послушание – пономарство

Игумен переменил преп. Иринарху послушание, дав другое – пономарское. Это послушание он принял с покорностию и исправлял его с особенным усердием.

§5. О снятии с себя сапогов

Один странник пришел в Борисоглебский монастырь помолиться. Преп. Иринарх, желая к трудам своим более приложить подвижнических трудов, возымел намерение ходить босой зимою и летом. Просил в молитве к Богу теплоты своим ногам: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, сотворивый небо и землю и первого человека прадеда нашего Адама по образу своему и почти его теплотою, яже бысть во святом раю, тако буди воля Твоя святая со мною рабом Твоим Владыко, дай ми Господи теплоту ногам моим, да помилую странного, и дам ему с себя сапоги на нозе его». После сей молитвы сняв с себя сапоги, отдал их страннику. С сего времени преп. Иринарх стал ходить босой зиму и лето и в ветхой одежде до конца своей подвижнической жизни.

Но враг рода человеческого – диавол, ненавидяй добра, внушил игумену, как бы совратить преп. Иринарха с истинного пути. Под видом смирения игумен заставлял преп. Иринарха стоять у келии своей на молитве во время морозов до двух часов. Иринарх все это переносил с терпением, припоминая слова Господа: «Многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное». После сего игумен посадил его в темницу на три дня, не давая ему ни пищи, ни питья, принуждал ходить в цветной одежде и обуви. Наконец освободил его из темницы и послал его опять на пономарское послушание. Преп. Иринарх возблагодарил за сие истинного Бога со слезами, и по прежнему стал ходить босой, вспоминая терпение Исаака Сирина, как у него ноги примерзали к камню, но холода в себе не ощущали.

§6. О ходатайстве преп. Иринарха за одного городского человека, истязуемого за долги

Один благочестивый муж в Ростове был истязаем от заимодавцев за долги. Преп. Иринарх, желая избавить сего от истязаний за долги, пошел сам в Ростов зимою босой. В это время был лютый мороз, и не отшед 7-ми верст от монастыря, как отморозил у себя на ногах пальцы, и принужден был воротиться опять в монастырь. Сею болезнью преп. Иринарх страдал три года. Много крови вышло от больных его ног на землю. Но по молитве усердной ко Господу он выздоровел от сей болезни. По выздоровлении игумен не переставал смирять его; но угодник Божий в утешение себе припоминал многострадательного Иова на гноищи.

§7. Об удалении преп. Иринарха из Борисоглебского монастыря в Ростовский Богоявленский Авраамиев

Чтобы более смирить преп. Иринарха, ненавидяй добра диавол научил игумена дать преп. Иринарху другое послушание вне монастыря, чрез которое он был лишен присутствия в церкви. Преп. Иринарх сильно начал сетовать на удаление его от храма Божия. Не снесши такого притеснения решился удалиться из Борисоглебского монастыря в какой-нибудь Ростовский монастырь. Идя дорогою в Ростов, на пути встретил множество зверей, волков и медведей, скрежетающих на него зубами, желая устрашить преподобного. Но он, оградив себя крестным знамением, сотворил молитву: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного и избави мя от звериного зияния». И звери все тотчас исчезли. После сего преп. Иринарх уже благополучно дошел до Ростова, и прямо пошел в Авраамиев монастырь. Здесь Архимандрит принял его в свой монастырь с радостию и поручил ему исполнять келарскую должность, которую преп. Иринарх проходил с особенным усердием, не оставляя впрочем и церковных служб. Братия Авраамиева монастыря и прочие служители брали всякие монастырские потребности, без всякой меры и страха, кто сколько захотел; чрез что монастырское имение расточалось. Преп. Иринарх тяжко о сем вздыхая, стал преп. Авраамию молиться так: «Преподобне отче Авраамие! не я твоему монастырю разоритель». Вскоре после сего в сонном видении является ему преп. Авраамий и говорит: «Что, избранное и праведное семя, житель святого рая, скорбишь о монастырском давании? Давай им безвозбранно. Они здесь хотят пространно жить, а ты алчешь и наготуешь, да в небесном царствии пространно поживешь, и насладишься небесной пищи, а они там взалчут во веки. А здесь я умолю и упрошу Вышнего Творца, чтобы дом мой не был алчен, и здесь взимающим не оскуден был потребами монастырскими». Преп. Иринарх, пробудившись от сна, осмотрелся кругом и никого не видал. Словами же, сказанными ему в сонном видении преп. Авраамием, утешился и с тех пор стал давать братии все потребное без всякого сомнения.

§8. О преставлении его матери

Однажды преп. Иринарх, стоя за Литургией в Богоявленском Авраамиевом монастыре, во время Херувимской песни так сильно заплакал и зарыдал в церкви, что Архимандрит вынужден был к нему подойти и спросить: «О чем ты, отче, так сильно плачешь и рыдаешь?». О том, сказал ему преп. Иринарх, что мать моя сейчас преставилась. Архимандрит, видя его неутешно плачущим, и сам прослезился и вместе удивился, как сем старец мог провидеть, стоя в церкви, смерть своем матери. – Вскоре после сего за Литургию приходит в церковь его родной брат Андрей и говорит ему, что наша мать сейчас умерла. – Преп. Иринарх, испросив благословение у Архимандрита, пошел по окончании Литургии с своим братом похоронить свою мать.

§9. О жительстве преп. Иринарха в Ростовском Лазаревом монастыре

После погребения своей матери, преп. Иринарх, желая оставить видную для него келарскую должность в Авраамиевом монастыре, дабы вести себя смиреннее, решился переселиться в другой Ростовский же монастырь – Лазарев. Здесь он пробыл три с половиною3 года в посте и молитве, терпя тесноту и хлад, по многу дней не вкушая никакой пищи. Иоанн юродивый часто посещал его здесь и утешал. Для духовного утешения преподобный постоянно ходил в собор и молился там Богу и Пречистой Богородице со слезами. Однажды, по окончании службы, преп. Иринарх сидя в своей келье молился со слезами, так говоря к св. страстотерпцам Христовым Борису и Глебу: «Как у вас в монастыре всей братии есть место, а мне грешному нет». С произнесением сих молитвенных слов задремал, и видит как бы в тонком сне идущих к монастырю св. Лазаря, Святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Преподобный сказал им: «Страстотерпцы Христовы Борис и Глеб!». Святые князья сказали ему: «Мы, старец, идем за тобою, ступай в наш монастырь». Пробудившись от сна, преп. слышит у окна своей кельи творящего молитву Борисоглебского старца Ефрема. Сей старец говорит преп. Иринарху: «Строитель наш Варлаам прислал меня за тобою, чтобы ты шел к нам в монастырь на свое обещание. Коня ли за тобою прислать, или ты сам придешь пеший в монастырь». Преп. сказал Ефрему: «Строителю Варлааму от меня поклон, а в монастырь ваш я приду пеший».

§10. О возвращении преп. Иринарха в Борисоглебский монастырь

Преп. Иринарх, оставив Лазаревский монастырь, пошел в Борисоглебский. Утрудившись на пути сел отдохнуть и заснул. Во сне видит, что к нему подполз змий и хочет его ужалить. Преп. ударил его палкой, и змий ушел от него. Пробудившись от сна и оградив себя крестным знамением пошел с радостию в Борисоглебский монастырь. Приблизившись к монастырю сильно возрадовался, и подошед к монастырским воротам, помолился воротным иконам, потом пошел к строителю Варлааму за благословением. Строитель, благословив его, поцеловал его, о Господе с любовью и поставил его с собою рядом. В это время пришел к строителю один старец Никифор, по внушению сатанину стал говорить строителю сии слова: «Зачем ты принимаешь этого старца, который игумена не слушает, ходит босой и в ветхой одежде, и носит на себе тяжелые вериги». Строитель за сии оскорбительные слова ударил своим посохом Никифора, а преп. Иринарха принял с радостию опять в свой монастырь и дал ему особую келью.

* * *

3

В рукописном житии употреблено старинное слово: «полчетверта года», что значит по церковно-славянскому словарю: «три с половиною года». См. эти слова в 3 томе л. 523. В книжке за январь месяц русских святых, изд. 1857 года, на стр. 334, ошибочно сказано: «шесть недель».


Источник: Жизнь преподобного Иринарха - затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке, с картинами и изображениями его праведных трудов / Сост. архим. Амфилохием. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : тип. Д.Г. Гаврилова, 1874. - 60, IV с., 12 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle