Источник

Глава III. Жизнь препод. Иринарха в затворничестве

§1. Божественное откровение преп. Иринарху от образа Господа нашего Иисуса Христа о затворничестве

Преп. Иринарх, поселившись в Борисоглебском монастыре, первою обязанностью счел сходить в храм Божий и возблагодарить Бога за великие к нему милости. Пришедши в храм, стоял со страхом и трепетом, молился Богу усердно, взирал на святые иконы с особенным благоговением. Взглянув же на образ Распятия Господа нашего Иисуса Христа, вдруг прослезился и со слезами начал молиться так: «Владыко человеколюбче Иисусе Христе, ты претерпел распятие, прободение, поругание и поношения для нашего спасения! Как бы мне, Свете мой, грешному и не разумному селянину спастись и Тебе Иисусу Христу угодить. Буди воля Твоя со мною!» Во время сей слезной молитвы вдруг он слышит глас от образа Иисуса Распятого: «Иди в келью свою, буди затворник, не выходя из ней; и там спасешься». После сих слов от образа Иисуса Распятого старец Иринарх идет (1586 г.) к строителю Варлааму и просит у него благословения на затворническую жизнь, будучи от роду 38-ми лет4. Строитель благословил его на этот великий подвиг, который преп. Иринарх принял с особенною радостию, припоминая первых монахов, как они жили в дебрях, вертепах и пропастях земных; желая избегнуть тленного сего мира, они хотели лучше быть в темнице, нежели смотреть на сей тленный мир. Затворившись в своей келье, преп. Иринарх заказал себе сделать ужище железное в три сажени и приковал себя к стулу деревянному, сделанному из березового комля, трудясь и постясь день и ночь. За такой свой великий подвиг он терпел от братии поругания и насмешки. Преподобный же молился за них Богу говоря так: «Господи, не постави им сего греха, они не ведят что творят».

§2. Об ученике его Александре

Некто Алексей, узнав о великих трудах преп. Иринарха, пожелал и сам также подвизаться. Пришедши к преподобному, стал просить его, чтобы он постриг (Алексея) в иноческий образ и взял его к себе в ученики. Преп. Иринарх с радостию принял предложение его, призвал священника и диакона и с благословения строителя Варлаама постригли Алексея и нарекли ему имя Александр. С сих пор инок Александр был его неотлучным учеником до конца жизни (1616 г.) и вместе участвовал в трудах, посте и молитве.

§3. О посещении преп. Иринарха в затворе Иоанном юродивым, Ростовским и Московским чудотворцем, по прозванию Большим колпаком5

Иоанн юродивый, Большой колпак, пришел к преп. Иринарху из Ростова посетить его в затворе. Между прочими беседами с преподобным, юродивый Иоанн сказал ему: «Старче Иринарше, сделай себе сто крестов по полугривне (по полуфунту) медных». Преподобный сказал ему: «Отче Иоанне, мне убогому сделать сто крестов не возможно, я в нищете нахожусь». Юродивый сказал: «Да поможет тебе Бог в сем, и все твои прошения и желания исполнит». Наконец сказал ему: «Не дивись сему, что будет с тобою то, что и устами человеческими изречь невозможно. Бог даст тебе коня, на котором никто не может ездить и на твое место (на затвор) после тебя некому сесть». Что предсказал Иоанн Юродивый, то после все сбылось. При прощании с преподобным Иоанн Юродивый сказал еще ему несколько пророческих слов следующего содержания: «Даст тебе Бог – научать людей от Востока и Запада, наполнять землю учениками, отводить людей от пьянства. За беззаконное же пьянство Господь Бог нашлет на Русскую землю иноплеменных. И они твоему коню подивятся и почудятся великому твоему терпению и подвигам, меч их тебя не повредит, и они прославят тебя, более верных. А я теперь иду в Москву просить у царя земли; потому что у меня в Москве столько будет видимых бесов (Литвы), что едва уставятся хмелевые тычины. Но их святая Троица своею силою прогонит». Сказав сие и дав последнее целование о Господе, пошел в Москву и там в 1589-м году преставился. Тело его было погребено у Троицы на рву, что ныне церковь св. Василия Блаженного. Преп. Иринарх, будучи ободрен пророческими словами Иоанна Юродивого, с особенным усердием стал подвизаться в затворе. Более же всего желал, как бы ему приобресть сто крестов, которые приказал ему сделать Иоанн Юродивый. В сонном видении видит преп., что пришел к нему друг его и дал ему крест, а другой друг дал ему палку железную.

§4. О принесении преп. Иринарху, от друзей его, креста и палки железной

Спустя не много дней после сонного видения о кресте и палке железной, на самом деле пришел к нему друг его Иоанн посадский человек, принес ему честный крест и отдал. Старец принял его с радостию, возблагодарил за сие Бога и слил с сего креста сто крестов медных. Другой друг его Василий пришел к нему и подарил палку железную. Старец и ее принял с радостию, желая прилагать труды к трудам. Но чтобы легче ему было переносить великие труды, о сем он просил Бога в молитве со слезами день и ночь.

§5. О старце Леонтии и его крестах

Старец Борисоглебский Леонтий, желая провождать такую же трудную подвижническую жизнь, какую провождал преп. Иринарх, сделал себе железные вериги и носил их на своем теле, да еще тридцать крестов медных. Желая отправиться в Переславский монастырь Пресвятой Богородицы, что на Кубре, пошел к преп. Иринарху попросить благословения на путь, оставив свои кресты у ученика его. Преп. Иринарх пророчески знал, что если пойдет, то непременно будет убит, не советовал идти. Леонтий же неотступно просил у преп. Иринарха благословения в путь. На неотступную просьбу Леонтия преп. Иринарх согласился, благословил его и прощаясь с ним, сквозь слезы сказал ему: «О чадо мое драгое Леонтие! уже сюда за своими честными крестами ты не воротишься». Если так, сказал ему Леонтий, будет по твоему пророчеству, то тебе завещаю мои кресты. Поклонившись преподобному, пошел в Переславский монастырь Пресвятой Богородицы, что на Кубре. На дороге действительно был убит разбойниками, как предсказывал преп. Иринарх. Кресты же его, по его завещанию преп. взял к себе, прилагая труды к трудам.

§6. О ужище железном и о трудах преп. Иринарха на нем

Ужища железного у преп. Иринарха было двадцать сажен. Три сажени он сам заказал сделать, три сажени дал ему человек из Углича, и три сажени дал Борисоглебский старец Феодорит, которому Игумен Гермоген (1598 года) приказал оставить труды и ходить за службу. Остальные 11 сажен дал ему старец Тихон, трудившийся на ужище железном семь лет. Убоявшись нашествия панов, отдал свое ужище преп. Иринарху6. На ужище трех сажен преп. Иринарх трудился 6 лет, на ужище в шесть сажен – шесть же лет, на ужище в 9 сажен трудился 13 лет, а на ужище 11 сажен с прибавлением прежних 9-ти сажен трудился 5 лет. Всего он трудился 30 лет и четыре месяца. Во время праведных своих трудов иногда он вязал свитки (власяные одежды), власяные клобуки, шил на нищих одежду. Иногда от великих трудов и изнемогал. Спал не более час, два, три и то ночью. Тело свое бил железною палкою, непрестанно творя молитву.

§7. О вторичном изгнании преп. Иринарха из монастыря, поселении его в Лазаревском Ростовском монастыре и возвращении опять в Борисоглебский монастырь

Ненавидяй добра, враг рода человеческого – диавол, чтобы отвлечь преп. Иринарха от великих его подвигов, внушил братии сказать Игумену на преподобного, что он постится, сидит в затворе, носит на себе тяжелые железа, хмельного не пьет, учит и братию, чтобы и она также трудилась и постилась, а хмельного никогда в рот не брала. Что всего тяжелее и несноснее для нас, так этот его совет – быть монахом как ангелом, ни о чем не заботиться, плоти своей не щадить и не миловать, многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное (Деян.14:22); не велит Братии к службам церковным ходить, а налагает на них такие же великие труды, какие сам носит. Игумен Гермоген, слыша такие наговоры братии на преп. Иринарха, приказал выгнать его вон из монастыря. Преподобный же в изгнании утешал себя сими словами Божественного писания: Аще вас ижденут из дому святаго, бежите во ин. Аз есмь с вами до скончания века. Из Борисоглебского монастыря ушел в Ростовский Лазаревский. Здесь он пробыл год и две недели в трудах и посте. Игумен же Гермоген, вспомнивши, что преп. Иринарх выгнан из монастыря невинно по одному братскому наущению, послал за ним в Ростов одного старца. Старец пришед к преподобному, говорит ему: «Не вспомни, старче, нашего наговора на тебя игумену, иди опять в наш монастырь на свое обещание». Преп. Иринарх пошел в свой монастырь из Лазаревского с такою молитвою: «Господи Иисусе Христе сыне Божий, не лиши меня вечных твоих благ и обещания мною тебе данного. Дай Господи мне грешному старцу Иринарху долготерпение». Взошед в свою келью опять принялся за прежние свои труды, – молиться Богу за Государя и всех православных христиан.

§8. О даре прозорливства

Преп. Иринарх получил от Бога дар прозорливости. Многие из городов и селений, узнавши о сем даре, стали к нему стекаться, прося его молитв и благословений на добрые дела. В знак благодарности и признательности за добрые советы делали ему разные приношения, которые он раздавал нищим и странникам. Приходящих к нему наставлял на путь добродетели, обличал в грехах и советовал удаляться от них.

* * *

4

преп. Иринарх 30-ти лет вступил в монашество. Восемь лет жил хотя и в великих трудах, но не в затворе. Из 8-ми лет монашеской его жизни, по жизнеописанию его ученика Александра, известны следующие годы. Три года был болен ногами от ознобления их, живя в Борисоглебском монастыре; три года с половиною (с полчетверта года) жил в Ростовском Лазаревском монастыре, и еще один год и две недели во второе свое изгнание жил в Лазаревском же монастыре, 6 месяцев без двух недель, о которых определенно не упоминается в житии, остаются на пребывание преп. Иринарха в монашеской жизни там же в Авраамиевом монастыре в послушании келарском. На затвор вступил 38-ми лет от роду. Ученик его Александр жил с ним в затворе 30 лет.

5

В Борисоглебском монастыре в прежнем алтаре теплой церкви, а теперь зимней ризнице, есть икона Иоанна Юродивого, Большого колпака, во весь рост иконного письма первой половины 18-го века. Здесь он изображен с большою головою, не соответствующей его туловищу, и большими распущенными курчавыми волосами. Большого же колпака ни на голове, ни близ его изображения не нарисовано.

6

Теперь на лицо осталось ужища железного только 14 саж., ½ аршина и 9 вершков печатных, погонных же саженей 18 и 6 вершков. Какими саженями измерялась длина ужища железного, не известно. Весу в оставшемся ужище 4 пуда 15 фунт. 86½ золотников. В книжке за январь месяц русских святых изд. 1857 года стр. 340 сказано почему-то: всей цени только 16 сажень. В рукописном Борисоглебском жизнеописании моей Библиотеки и в житии, принадлежащем крестьянину слободы Селищь сказано: что цепей было 20 саж, а не 16.


Источник: Жизнь преподобного Иринарха - затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке, с картинами и изображениями его праведных трудов / Сост. архим. Амфилохием. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : тип. Д.Г. Гаврилова, 1874. - 60, IV с., 12 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle