Источник

Глава VII. О чудесах преп. Иринарха по смерти

Чудо 1-е: о исцелении ученика его Корнилия от болезни ног

Ученик преп. Иринарха, старец Корнилий, сделался болен ногою, на которой были раны с гноем. Пошел с верою на гроб своего учителя Иринарха, усердно помолился, взял с гроба землицы и посыпал ею раны, которые от этого стали подживать и вскоре совершенно зажили по молитвам его учителя, старца Иринарха.

Чудо 2-е: о исцелении одного крестьянина от болезни чревом

Один крестьянин, именем Адриан, был болен чревом более недели. Он был от этой болезни почти при смерти. Пошел к могиле преп. Иринарха, помолился и взял землицы, выпил с ней воды и сделался совершенно здоровым молитвами преп. Иринарха.

Чудо 3-е: о исцелении от лихорадки

Один крестьянин, именем Савин, из города Ярославля был болен лихорадкой16. Во сне явился ему преп. Иринарх и сказал: «Возьми старца за руку, иди на гроб его помолиться и будешь здоров». Пришедши к св. Борису и Глебу в монастырь на гроб старца Иринарха, помолился здесь и попросил в молитве о исцелении от болезни. После сего почувствовал себя здоровым от праведной молитвы преп. Иринарха.

Чудо 4-е: о исцелении старца Борисоглебского монастыря от горячки

Один старец Борисоглебского монастыря, по имени Моисей, был болен горячкою, двое суток в сей болезни провел без сна и так сделался тяжело болен, что едва не умер. Старец Феоктист пришел навестить его во время болезни. Больной сказал ему: Бог внушил тебе мысль прийти ко мне. Прошу тебя усердно, сходи на гроб преп. Иринарха, возьми оттоле землицы. Старец Феоктист исполнил просьбу больного и с взятой землицы дал ему выпить воды. Больной после сего тотчас заснул, и после сна встал совершению здоровым молитвою старца Иринарха.

Чудо 5-е: о исцелении от головной боли

Один посадский человек из, города Переславля, по имени Косьма, был болен головою три года. Пришел на гроб преп. Иринарха, помолился и приложился к честному кресту Господню. И по молитвам угодника Иринарха получил облегчение от болезни и пошел домой с радостию.

Чудо 6-е: о исцелении жены от трясения

Одна женщина, именем Мария, из города Переславля, жена посадского человека Андрея Васина, была больна трясавицею, и не имела полного здравого ума. Муж ее сильно об этом беспокоился и не знал что ему предпринять и что делать. Впрочем пришло ему на мысль взять землицы с гроба преп. Иринарха. Пошел к строителю старцу Дионисию Переславского Никольского монастыря, что на болоте, рассказал ему мысли о добытии земли с гроба преп. Иринарха вследствие болезни своей жены. Старец ему сказал: если этого желаешь, то да будет так, и дал ему землицы с гроба преп. Иринарха (вероятно она у него была). Взяв ее с радостию и пришед домой, дал жене своей выпить с ней водицы. Жена, как только выпила воды с земли от гроба преп. Иринарха, тотчас сделалась здоровою. Андрей пошел с радостию рассказать о исцелении своей жены к старцу Дионисию. Дома же вместе с женою воздали за это хвалу Богу, Пречистой Богородице и преп. Иринарху.

Чудо 7-е: о исцелении бесноватого

Служитель Борисоглебского монастыря, именем Алексей, был одержим нечистым духом, целые сутки не говорил в этой болезни. В это время пришел к нему его сродник Стефан и, из сострадания к нему, пристально смотрел на него. Но больной лежал на постели ничего не говоря, а только пальцем давал какой-то намек. Предположив, что он посылает его взять с гроба преп. Иринарха земли, сродник пошел за землею и дал ему выпить с ней воды. После сего он почувствовал облегчение от болезни своей, стал говорить со всеми своими родными. Все они, обрадовавшись, прославили Бога и угодника Его, великого Иринарха.

Чудо 8-е: о исцелении бесноватого.

Один человек, именем Василий, из города Кашина, был одержим нечистым духом. Диаволы ему виделись во плоти, совращали его с истинного пути, отвращали от веры Христовой, хулили иконы и честные кресты, называя их запустением. Молись нам, говорили они. Василий много от них терпел, много ночей проводил без сна. Слыша, что от угодника Иринарха бывают исцеления, пошел в Борисоглебский монастырь, на гроб преп. старца Иринарха. Диаволы являлись ему на дороге, беспокоили его и совращали с истинного пути. Несмотря на это, по милосердию Божию, дошел благополучно до Борисоглебского монастыря в субботу, пред вечерней и отправился прямо ко гробу преп. Иринарха, помолился здесь со слезами, приложился к честному кресту и гробу его и тотчас почувствовал облегчение от своей болезни, по молитвам угодника преп. Иринарха. По утру, на другой день, в воскресение опять сходил на гроб преп. Иринарха, отслушав молебен, пошел домой совершенно здоровым с великою радостью, славя Бога, Пречистую Богородицу и угодника Иринарха.

Чудо 9-е: о исцелении бесноватого

Некто крестьянин, именем Никон, Борисоглебского монастыря, был одержим нечистым духом и сильно страдал от него. Болезнь эта продолжалась с ним 30 недель. Собрались все его сродники, и не знали что делать. Впрочем пришло им на мысль отвести его в Борисоглебский монастырь, на гроб преп. Иринарха.

Что и сделали. Начали молиться о нем у гроба преп. Иринарха, благословили его честным крестом из его трудов и надели на него цепь и крест и пробыли двое суток у гроба преп. Иринарха. На утро пошли домой, ведя бесноватого в трудах преп. Иринарха. Дома он пробыл 3 недели в этих трудах. После чего получил исцеление молитвами преп. Иринарха. За что воздал хвалу Богу, Пресвятой Богородице и преп. Иринарху.

Чудо 10-е: о исцелении бесноватого

Слуга Борисоглебского монастыря, именем Михаил, был одержим нечистым духом и сильно страдал от него. Отец, его навещая, очень опечалился, увидев в такой болезни и не знал, что делать. Пришла ему мысль отвести своего сына на гроб преп. Иринарха. Что сделав, стал молиться о исцелении своего сына от болезни, положил крест и цепь праведных трудов преп. Иринарха. Бесноватый пробыл в них двое суток у гроба преп. Иринарха и по молитвам его получил совершенное выздоровление от болезни, за что возблагодарил Бога, Пресвятую Богородицу и преп. Иринарха.

Чудо 11-е: о исцелении жены от грудной болезни

Одна женщина, именем Ирина, города Суздаля, боярина князя Семена Васильевича Прозоровского, села Воскресенского, священника Иоанна жена, имела на обоих сосцах струп с гноем. От этой болезни ей нельзя было наклониться ни на какую сторону. Страдав ею три года с половиною, лишилась совсем пищи и едва в теле оставалась одна душа. Она дала обещание съездить в Борисоглебский монастырь, помолиться и поклониться на гробе преп. Иринарха. Земля с гроба его у ней была и в нынешнем (в это время сие чудо было записано) 161 (1653) году. Ирина выпила с этой персти воды и призывала в молитве так: «Святче Божий Иринарше, помоги мне в скорби сей, если имеешь дерзновение к Богу». И тотчас услышала глас: «Болезнь твоя с обеих сосцов отпала». Этот глас был ей до трех раз. После сего она стала осязать своими руками болезнь и тотчас заметила, что на самом деле болезнь ее миновалась, а струпы, отпадшие лежали в пазухе. За сие исцеление она прославила Бога и угодника преп. Иринарха.

Чудо 12-е: о исцелении младенца Григория от испуга

Один младенец, по имени Григорий, после Крещения испугавшись купельной воды, страдал младенческим криком и плачем очень сильным полгода, пищи почти ничего не принимал и едва осталась в его теле душа. Отец с матерью лечили его, чем могли и много денег передавали врачам, а никакой пользы не было. Узнав о исцелениях, бываемых от гроба преп. Иринарха, дали обет сходить с младенцем на гроб преп. Иринарха. Пришед в Борисоглебский монастырь, помолившись на гробе преп. Иринарха, приложили младенца к честному кресту и к веригам угодника Божьего, взяли домой песку с гроба его и дали испить младенцу с него воды. Помощью Божией и молитвами преп. Иринарха младенец перестал страдать от крика и стал спокойно спать. Но будучи очень истомлен едва дышал, проспав целые сутки. Поутру, как только проснулся, принял сосец своей матери. И таким образом сделался совершенно здоровым по молитвам преп. Иринарха.

Чудо 13-е: о исцелении бесноватой жены Агрипины

Одна женщина, вотчины Борисоглебского монастыря, села Коскина, была одержима нечистым духом и очень страдала от него, так что не помнила и дома своего, не узнавала и детей своих, била мужа и детей. За это муж связал ее и привязал к лавке. Лечил ее у разных врачей, тратив на то много денег, но пользы от них ей не было. Не зная что далее делать с нею, сродникам ее мужа пришел на мысль целитель болезней преп. Иринарх. Они начали про него говорить, что от гроба его бывают исцеления. Жена помахав рукою, дала этим знать, чтобы ее отвели на гроб преп. Иринарха. Приведши ее туда, начали молиться, благословили ее честным крестом от праведных трудов преподобного и бесноватая тотчас почувствовала облегчение от болезни, пошла домой с радостью, воздав хвалу Богу, Пречистой Богородице и угоднику преп. Иринарху.

«Мы, – говорит жизнеописатель, – вспомнили только несколько чудес преп. Иринарха. Как море неисчерпаемо, так неисчерпаем, и источник преславных чудес от цельбоносного гроба преп. Иринарха с верою приходящим и в различных недугах получающим скорое исцеление. И до сего времени этот источник неоскудеваем»17.

О избавлении от морового поветрия в 1771 году прихожан села Фантырево Владимирской губернии

Из множества чудес, бывших от цельбоносного гроба преп. Иринарха, записанных в рукописном житии, с 1753 года хранящемся в Борисоглебской библиотеке, упомянем хоть об одном незаписанном, верность коего не подлежит сомнению.

Во Владимирской губернии, Суздальского уезда, в селе Фантырево, стоящем на большой Суздальской дороге в город Ростов, весь приход из 1000 душ, 19-ти деревень, 13 января празднует дню преставления преп. Иринарха. Случай празднования преп. Иринарху, по преданию сохранившемуся и доселе, был такой. В их приходе было моровое поветрие. В сновидении одному благочестивому крестьянину деревни Березова было открыто, что тогда прекратится моровое поветрие, когда помолятся преп. Иринарху, Борисоглебскому чудотворцу с усердием. Послали человека к Борису и Глебу, принесли оттоле образ преп. Иринарха, приняли его с честью, служили молебны пред ним, брали на домы, и моровое поветрие18 прекратилось. Избавившиеся от кары Божией, в чувстве благодарности, дали обет праздновать дню преставления его 13-го января, каждогодно. И доселе всем приходом празднуют с таким усердием и ревностью, как празднуют в престольный праздник.

* * *

16

В подлиннике сия болезнь названа: студеною немощью.

17

В двух списках жития преп. Иринарха 1753 и позднее, хранящихся в монастыре сего нет. В рукописном же житии, во всем сходном с монастырскими, у крестьянина Петра Груздева деревни Селище имения Графа Панина есть сия приписка.

18

Моровое поветрие в Москве было 1771 года. Вероятно в это время было и в селе Фантырево. Церковь деревянная в сем селе сгорела 1801 г. Образ преп. Иринарха также сгорел. Семидесятилетние старики и доселе помнят, как их отцы 13 января праздновали преп. Иринарху от мала до велика.


Источник: Жизнь преподобного Иринарха - затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке, с картинами и изображениями его праведных трудов / Сост. архим. Амфилохием. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : тип. Д.Г. Гаврилова, 1874. - 60, IV с., 12 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle