И. Крылов

Источник

Глава II

В пятоенадесять лето владычества Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат был правителем в Иудее, Ирод, называемый Антипа, сын избившего четырнадцать тысяч младенцев, четверовластником в Галилее, Филипп брат Ирода четверовластником в Итуре и Трахонитской области, а Лисаний четверовластником в Авилинее, при Первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну сыну Захариину в пустыне.

И потек Иоанн из своего уединения по всей стране Иорданской, проповедывая крещение покаяния в оставление грехов.

«Покайтеся», глаголал Предтеча, приблизилось царство небесное».

И этим началось Евангелие Иисуса Христа Сына Божия, как написано у Пророков: «Се Я посылаю вестника Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою7. А пророк Исайа говорит об Иоанне: «глас вопиющего в пустыне, приготовьте путь Господу, исправьте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да унизится, кривизны выпрямятся; и неровные пути сделаются гладкими, и узрит всякая плоть спасение Божие»8.

Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и был препоясан простым ременным поясом, пищу его составляли дикий мёд и акриды, род саранчи, которую едят на Востоке. От рождения имел он тридцать лет, и следовательно достиг уже того года, ранее которого не позволялось законом Иудейским вступать в должность учителя или Священника. Иоанн не творил чудес: но уединённая и строгая жизнь делала его самого чудом, как говорит наш знаменитый Архипастырь, Преосвященный Митрополит Филарет.

И начал народ исходить к Иоанну из всех окрестностей Иордана, из Иерусалима и от всей страны Иудейской, и крестился от него в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Каждого крещаемого Иоанн, погружая в воду, удерживал в ней до шеи, до тех пор, пока он исповедывал все грехи свои, после чего оставлял его и новокрещённый исходил из воды, омытый от грехов покаянием и водою.

«Проповедь Иоанна облечена была такою силою, что привлекала к нему самых Фарисеев и Саддукеев»9.

Видя Иоанн многих Фарисеев и Саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: «порождения ехиднины! Кто вразумил вас бежать от наступающего гнева? Принесите же плод достойный покаяния и не мечтайте о себе, говоря: мы отцем имеем Авраама; ибо сказываю вам, что может Бог и из камней сих произвесть чад Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит. Всякое дерево не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огнь». (Мф.3:7‒10).

Народ вопрошал Иоанна: «что же нам делать?».

И был им его ответ: «у кого две одежды, тот поделись с неимущим и у кого есть пища, делай тоже».

Пришли к Иоанну креститься и мытари и вопросили: «Учитель, что нам творить?».

«Не берите больше надлежащего», отвечал Иоанн.

– А нам что делать? Спрашивали воины.

Иоанн отвечал им: «никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».

В то время, когда народ пришёл в недоумение и помышлял в сердцах своих о Иоанне: не Христос ли он? Иоанн ответствовал всем: «Я крещу вас водою, но грядет сильнейший меня, которому я не достоин преклонясь развязать ремень у сапог и понести сапоги, Тот будет крестить вас Духом Святым и огнём. Лопата в руке Его и Он вывъет хлеб в гумне своём, и соберёт пшеницу в житницу свою, а солому сожжёт огнем неугасимым». (Лк.3:16‒17).

Ещё множество и других словес благовествовал Иоанн народу, увещая его покаяться.

У Предтечи Христова были ученики; в том числе находились и будущие Апостолы Христовы Андрей Первозванный и Фаддей, принадлежавший к числу Семидесяти Апостолов. Первый был сын Ионы, бедного рыбака города Вифсаиды, брат Симона, в последствии Апостола Петра. Андрей, презирая житейскую суету, избрал жизнь безбрачную, и только что услышал о явлении из Иордана Иоанна, покинул дом отца своего, и соделался учеником Крестителя.

В один день, и, как говорят день Воскресный10, пришёл на Иордан к Иоанну креститься Иисус от Назарета Галилейского. Иоанн узнал Его по внутреннему свету, и не осмеливаясь крестить Его, хотел удержать Иисуса, сказал: «мне надобно креститься от Тебя; и Ты ли приходишь ко мне?»

Но Христос возразил: не удерживай; потому что так надлежит нам исполнить всякую правду».

Тогда Иоанн допустил Его ко крещению, и Творец вселенной преклонил главу под руку Иоанна.

Погрузясь в воду Христос, как не имеющий грехов, тотчас вышел из воды. Вдруг отверзлись над Ним небеса, и Иоанн узрел Духа Святого, в виде голубином сходящего с небес и опускающегося на Иисуса, и раздался с небеси глас:

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Коем всё Мое благоволение». (Мт.3:17).

Так Предтеча и Креститесь Христов Иоанн сподобился быть свидетелем Богоявления на Иордане; Бог Сын был на бреге; Бог Дух Святый пребывал на Нем в виде голубином, знаменуя окончание потопа греховного, как Ноев голубь окончание потопа водного; Бог Отец глаголал с неба.

По крещении Христос был отведён Духом в пустыню искуситься от дьявола.

«Со времени Крещения Иисуса Иоанн применил пророчество своё о грядущем на проповедь о пришедшем уже Мессии»11. В то время, когда Христос постился в пустыне, а Иоанн крестил в Иордане при Вифаваре, Иудеи прислали из Иерусалима спросить Иоанна: кто ты?

Иоанн прямо объявил им: «Я не Христос».

– Кто же ты? Илия? Снова вопросили посланные.

«Нет», отвечал Иоанн.

– Пророк? Был снова вопрос их. И опять: «нет» – отвечал Предтеча Христов.

Кто же ты, чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь сам о себе? – сказали посланные.

И отвечал им Иоанн: «Я глас вопиющего в пустыне; исправьте путь Господу», как сказал пророк Исайя.

Посланные были Фарисеи, и сказали Ему: – Что же ты крестишь, ежели ты не Христос, ни Илия, ни Пророк? –

Иоанн отвечал: «я крещу в воде; а стоит среди вас некто, Которого вы не знаете. Он-то идущий за мною, но Который оказался впереди меня. Я недостоин развязать ремень у сапога Его».

На другой день утром Иоанн, видя идущего к нему Иисуса, вероятно, возвращающегося из пустыни, сказал: «Се Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который оказался впереди меня; потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю; и свидетельствовал Иоанн, говоря: Я видел Духа сходящего с небеси, как голубя, и пребывающего на Нём. Я не знал Его: но пославший меня крестить в воде сказал мне: на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на нём, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин.1:19–34).

Снова на другой день Иоанн, стоя с двумя учениками своими, Андреем и другим, которого некоторые почитают Иоанном Богословом, опять увидел идущего Иисуса, и сказал: «Вот Агнец Божий!». Услыша от Иоанна слова эти, оба ученика пошли вслед за Иисусом, и соделались Его учениками.

Всё это происходило на Иордане, по прошествии от Богоявления сорока дней, в которые Иисус Христос постился в пустыне.

И так Иоанн передал Христу и первого ученика, который назван Первозванным и который привёл ко Христу брата своего Петра-камень, коему Христос обетовал создать на камени сем Церковь Свою.

Уже время Предтечи приходило к концу. Христос сотворил первое чудо на браке в Кане Галилейской. Пришед на пасху в Иерусалим, изгнал торжников из Церкви, назвав её домом Отца Своего, и собравшемуся народа на праздник в Иерусалим предрёк о Своём воскресении, сказал: «разрушите храм сей; а Я в три для воздвигну его». (Ин.2:1); предсказал, что как Моисей вознёс змею в пустыне, так должно вознесену быть и сыну человеческому (Ин.3:14); говорил о крещении Никодиму: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие (Ин.3:5)». По окончании Пасхи Христос снова изшел из Иерусалима, ходил по земле Иудейской, и ученики Христовы, по повелению Его, крестили народ. Иоанн так же крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды, народ приходил туда к Иоанну, и все крестились.

В то время произошёл спор у Иоанновых учеников с Иудеями об очищении. Они пришли к Иоанну и сказали ему: «Учитель! Тот, который был с тобою при Иордане, и о котором ты свидетельствовал, вот, и Он крестит, и все идут к Нему» (Ин.3:26).

Тогда Иоанн отвечал им: «не может человек ничего принимать на себя, если не дано будет ему с небеси. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос; но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостию радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умалятся. Приходящий свыше и есть выше всех: а сущий от земли, земной и есть, и говорит, как сущий от земли: приходящий с небеси есть выше всех. И что Он видел и слышал, о том и свидетельствует: и никто не принимает свидетельства Его. Принявший Его свидетельство, сим запечатлел, что Бог истинен. Ибо тот, которого послал Бог: говорит слова Божии: ибо не в меру даёт Бог Духа. Отец любит Сына, и всё дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на Нем. (Ин.3:27–36).

После этой вдохновенной Святым Духом речи, как бы прощальной, вылившейся из уст Предтечи Христова Иоанна, Святое Евангелие уже более не передаёт речей его. Наступило время умаляться Предтече и расти Христу; до самих Фарисеев дошли слухи, что Христос приобретает более учеников нежели Иоанн, и чрез них крестит больше народа нежели Иоанн.

Иоанн совершил всё, для чего был послан от Бога на землю, приготовил на земле путь Господу, крестил Его и свидетельствовал о Нём, как и сам Христос потом сказал Иудеям: «вы посылали к Иоанну, и он свидетельствовал вам о истине. Впрочем, продолжал Христос: «Я, не от человека приемлю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. Он был светильник горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. Я же имея свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самыя эти дела, Мною творимыя, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. И пославши Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне». (Ин.5:33–37).

Иисус Христос сказал слова эти во вторую Пасху по своем крещении; и из них видно, что служение Иоанново на земле тогда уже кончилось. Ибо Господь сказал об Иоанне: он был светильник горящий и светящий. Впрочем Иоанн находился ещё в живых, как открывается из Евангельских сказаний, о чём будет объяснено в следующей главе.

* * *

* * *

9

Нач. Цер. Биб. Ист.

10

См. Жиз. Бож. Мат. Стр. 108. Изд 2.

11

Нач. Цер. Биб. Ист.


Источник: Жизнь честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Христова Иоанна, собранная из Святаго Евангелия и Книги: Жития святых, И. Крыловым : с 4 гравированными картинами. - 5-е изд., напеч. с изд. 1852 г. - Москва : Издание Салаева, 1856 (В типографии М. Смирновой). - 105, [3] с., [4] л. ил. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании до выпуска из Типографии, представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров сей книги. Апреля 26 дня 1856 года. Московская Духовная Академия. Цензор, Профессор Математики Протоиерей Пётр Дилицын. Напечатано с издания 1852 года.

Комментарии для сайта Cackle