Источник

Аксайский священник о. Василий Петров

(Память 14 августа).

Великий чудотворец св. Тихон Воронежский в дни своей жизни взял к себе всех, в ком не замерли запросы нашего бессмертного духа, и многие под его облагодатствованным руководством вступали на путь строго подвижнической жизни и, совершив доблестно свое течение, оставили после себя уже навеки добрую память.

Таков, в частности, был и один из священников паствы Святителя – о. Василий Петрович Петров, память которого свято чтится на Дону.

В 1768 году 25 октября войсковой наказный атаман и Сидор Кирсанов писал преосвященному Тихону, епископу Воронежскому и Елецкому: «Великий господин, преосвященнейший Тихон, епископ Воронежский и Задонский, милостивый архипастырь! сего октября 23 дня команды войска Донского, города Черкаска, разных станиц, живущие за рекою Оксаем и на Роговых, при заводах, старосты: Усть-Оксайский – Иван Фалченков, Роговский – Афанасий Горбов, и казаки, подданные войску Донскому, репортом представили, по согласию-де всех их заводов–казаков, пожелали они вместо отрешенных двух священников Александра и Сергия, к новосооруженной при Оксайских заводах церкви Божией во имя Живоначальныя Троицы, города Черкаска, церкви Донской Богоматери, ктитору Василию Петрову быть другим попом, который и сам к тому желание имеет, и просили меня с войском Донским, как Усть-Оксайских и Роговских заводов, так и помянутый ктитор Петров – о посвящении его к объявленной церкви Божией в попа и вашему преосвященству моего с войском Донским представления: того ради, Ваше Преосвященство, я с войском Донским покорно прошу, ежели вышеписанный ктитор Василий Петров, по архипастырскому Вашего Преосвященства усмотрению, к посвящению в попа достоин явится, оного на Усть-Оксайские и Роговские заводы к церкви Божией во имя Живоначальныя Троицы архипастырским Вашего Преосвященства рукоположением посвятить и на то дать ему Вашего Преосвященства ставленную грамоту, а меня с войском Донским не оставить уведомлением. Милостивый архипастырь! Вашего Преосвященства по Духу Святому послушный сын и покорный слуга войсковой наказный атаман с войском Донским Сидор Кирсанов».

25 октября 1768 года в походной преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, конторе, города Черкаска, церкви Донской Богоматери ктитор из казаков Василий Петров в нижеписанном допрашиван и показал: «рожден он, Василий, в оном городе Черкаском, казака Петра Власова сын; от роду ему, Василию, 38 лет, грамоте обучен помянутым отцом своим; женат в оном же городе Черкаске бывшего войска Донского толмача Ивана Феодорова на дочери его, девице Пелагее, беспорочной; детей у себя не имеет; а сего октября 25 дня присланною к Его Преосвященству отпиской войска Донского наказный атаман Сидор Кирсанов с войском Донским, с прописанием поданного к нему того города Черкаска разных станиц живущих за рекою Оксаем и Роговских заводов, Троицкой церкви, старосты Усть-Оксайского (тут Аксайского) стану – Фалченкова, Роговского – Афанасия Горбова с казаками доношения, просят о произведении его, Василия, к оной их церкви во священника, а от казачьей службы отчисления, и ежели Его Преосвященством он – Василий к оной Троицкой церкви во священника произведен будет, то он желает быть при той церкви до кончины жизни своей, а к другой церкви отходить и тем и епархиального своего архиерея утруждать не будет, и довольствоваться станет мирским подаянием, к тому ж и трудами своими; из казачьей службы выключен; дел и подозрения в церковном расколе за собою, також болезни, глухоты и во удех повреждения и прочих, препятствующих к произведению его во священника, вин никаких не имеет; крестное знамение на себе изображает десныя своея руки тремя первыми персты; исповедию обновляется в каждом году во святую четыредесятницу; от святыя Евхаристии не удаляется, и содержит себя, по преданию св. Апостол и отец, с православною кафолическою восточною церковию во всем согласно, и в сем допросе показал самую сущую правду, а ежели показал что ложно и в том от кого обличен будет, за то подвергает себя будущого на нем священного чина извержению и мирскому публичному наказанию, в чем подписуется: к сему допросу из казаков ктитор Василий Власов руку приложил».

1768 года октября 25 дня в походной преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, конторе, города Черкаска, церкви Донской Богоматери ктитор из казаков Василий Петров подписуется в том, что он, Василий, будет Усть-Аксайского стану при Троицкой церкви священником; в доме своем и чужом запасных святых тайн держать не будет, а будет хранить их во святой церкви на престоле в хороших ковчеге и дароносице во всякой целости и должном почтении, также миро святое и церковь Божию содержать во всякой чистоте, паче во святом алтаре станет, а церковного имущества, яко то от продажи свеч, приобретая и подаяния церковного, на свои надобности брать п посторонних до того допускать не станет; наилучшего созиданию храма Божия усердно прилежать; к тому сбор содержать чрез определенного с указом ктитора должен и как малолетних женихов ниже 16 лет, а невест – 13 лет, так же беглецов и блудных мужей и жен, и насильно не в указное время, а кольми паче ниже их неправильных и сумнительных браков, в противность закону и без указного, где о сем надлежит, исследования, и без такового порядка, каковой в кормчей книге, в главе 51 о тайне супружества узаконен, венчать и в приходе своем раскольников таить не будет, их ведая, а службу Божию в воскресные дни и в Великий пост преждеосвященные литургии исправлять, и поучения, как повелено, читать и прихожан бы своих слушать ту божественную службу, (если явятся к тому которые за леностью нерадивы) привлекать станет, а двоегласного чтения, во время служения, отправлять не будет, и никогда в питейные дома входить, бесчинствовать, шуметь по улицам, пьяных ссор и драк нигде, а паче в церкви, сам производить не будет, и другим клирикам и простолюдинам чинить то воспрещать станет, и по мужичеству на обедах в гостях подчиванья истязывать и прочего – сам подобного делать не будет же, но иметь на себе крайне духовному чину подобающее благообразие, и поступать во всем, в силу святых отец правил, духовного регламента и церковных преданий и указов, и епархиального своего архиерея наставлений непременно должен, и ежели за сей подпиской что из вышеписанного подтверждения, в противность законам, пренебрежет и дерзновенно, противу долга своего неподобное чинить станет, то, не принимая никаких отговорок, поступлено бы было с ним по законам, чему будет достоин, и при производстве о нем Василия всего ставленичьего дела денег и никаких подарков не давал, и посулов не чинил, и без взятия ставленной священником грамоты нигде и ни под каким видом священнодействовать не будет, в сем своеручно подписуется. К сей подписке ктитор Василий Пиков руку приложил.

Тогда же, именно 25 октября 1768 года, войсковой наказный атаман, согласно просьбе старост Аксайского и Роговского, отношением на имя преосвященного Тихона уведомил Его Преосвященство, что ктитор из казаков Василий Петров от службы уволен, а потому и может быть произведен во священника к Аксайской Троицкой церкви. 26 октября духовник иеромонах Корнилий свидетельствует, что о. Василий Петров в приходской Преображенской церкви к присяге приведен и по исповеди найден достойным священства. Того же 26 октября в храме Донской Богоматери о. Василий Петров преосвященным Тихоном рукоположен во диакона, а 28 октября во иерея. Ни производство Василия Петрова из казаков в диакона и в иерея взято, и в книгу записано 4 руб. Тут же в деле находится собственноручная расписка о. Василия в получении подлинной грамоты, присяги, инструкции и из Кормчей книги выписки.

Из дел видно, что в том же 1768 году Преображенского Усть-Медведицкого монастыря архимандрит Порфирий Рахинский «церковь во имя Живоначальной Троицы» в Аксайской станице соборно освятил и всей церковной утвари, и ризницы опись учинил. При рапорте об этом приложена и опись церковного имущества, весьма скудного по сравнению с тем, которое имеется в настоящее время в Аксайской Троицкой церкви. Освященная церковь была построена из дерева. 23 июня 1770 года священник Василий Петров писал преосвященному Тихону: «в Троицкой церкви в трапезе намерен я, нижайший, своим коштом построить придел во имя святителя Христова Николая Чудотворца, и оной всем приличествующим к церковному благолепию убрать, точию того без благословения Вашего Преосвященства учинить не смею. Того ради Ваше Преосвященство всепокорно прошу о построении в помянутой Троицкой церкви придела во имя Николая Чудотворца и о построении, и о освящении дать мне, нижайшему, благословенную грамоту, и при ней новоосвященный антиминс; и о том учинить милостивую архипастырскую резолюцию».

12 июля 1770 года от Черкасского духовного правления послано в Воронежскую, преосвященного Тихона, контору уведомление (репорт) о получении грамоты и антиминса для вновь устроенного придела. 13 августа 1770 года иерей Василий Петров писал преосвященному Тихону: «Вашим архипастырским благословением и святительскими молитвами, по благополучном прибытии в дом мой, хотя нижайший в приходе своем при Усть-Аксайской церкви и намерен для желающих словесного учения грамоте на своем коште, с помощью доброхотных дателей, построить дом училищный, о чем, в бытность мою в Воронеже, и от Вашего Преосвященства на доклад мой дозволение имел, однако ж, чтобы мне, нижайшему, подлинно к тому делу приступ учинить и детей обучать, на то, никакого письменного вида не имея, приступить не смею». И преосвященный Тихон пишет: «по благодати, дару и власти Всесвятого и Живоначального Духа, данной нам от Самого Великого Архиерея, Господа нашего Иисуса Христа, благословляем помянутому честному иерею Василию Петрову училищный дом на пристойном месте поблизости к церкви построить позволяем, детей грамоте, чтению книг и пению церковному и заповедям Божиим, и благочестному и добронравному житию обучать, и обученных в церкви петь и читать заставлять. Известного же, ради свидетельства, что он иерей Василий Петров к мудрому, детей, обучению нами благословлен, дадеся ему та наша благословенная грамота, рукою нашею подписанная и печати утвержденная в престольном нашем городе Воронеже. Лета мироздания 7278, от Рождества во плоти Бога Слова 1770 года, месяца сентября 15 дня».

5 июня в 1772 году, о. Василий Петров писал свят. Тихону, епископу Воронежскому и Задонскому: «четвертый год исходит, как я, нижайший, Вашим Преосвященством во иереи рукоположен и к Усть-Аксайской Троицкой церкви определен; что же касается до исправления мирских треб и от них получаемых доходов, то, по большей части, отправляет, и особливо все браки венчает за довольную плату товарищ мой, священник Михаил Данилов, и тем, крайне обогатясь, и много денег собравши, торговать с барышом отдает, и он, иерей Данилов, несмотря на данные нам при поступлении во священство инструкции и выписанную из Кормчей, 16 гл. о браках, некоторых и в родстве повенчал, и под следствие духовному правлению подпал; я же, нижайший, во всю ту мою поныне бытность, по силе того повеления, кроме одного брака, никого не венчал, да и за отлучностью моею, в известное Вашему Преосвященству, дело24, в исправлении мирских треб собираемых доходов от товарища моего, по несогласию, ничего не получал, да и не желаю, а только тем доволен бы я был, когда, в бытность мою, сам, что получу за требу от доброхотных дателей: во время ж отлучности моей в определенное дело, прошу покорно Ваше Преосвященство, откуда надлежит, и сколько заблагорассуждено будет, определить мне, нижайшему, жалованье, дабы в отлучке, а жена в доме с детьми могли бы себе иметься в содержании пищи и других потребностей довольными от всякого недостатка и крайней нужды. 1772 года июля 5 дня. К сему прошению подписал Иерей Василий Петров».

На рапорте рукою св. Тихона написано: «подано июля 7 дня 1772 г. Записав, приобщить к делу и послать в правление духовное указ чрез сего же просителя, чтобы правление Черкасское, сыскав иерея Михаила Данилова, взыскало с него со всех, сколько он в отлучке или при нем Василии, по какому-либо упрямству, ни венчал браков, половинную часть, и сему иерею Василию поручило с роспискою, и, если начнет спорить, то запретить ему, Данилову, священнослужение до тех пор, пока он, иерей Михаил Данилов, во всем оного иерея Петрова не удовольствует, и впредь дабы, в отлучках иерея Василия, он, иерей Михаил Данилов, исправляя требы на очереди его, Петрова, кроме браков, отдавал две части ему, Петрову, а себе третью часть взимал бы за труды, а с браков со всех на своей и на его – Петрова – очереди случающихся, завсегда половинную часть отдавал, не утаевая ни одной полденьги, в том его, Данилова, обязать подпискою и оную подписку нам прислать немедленно».

В этом смысле послан был из духовной, Тихона епископа Воронежского и Елецкого, консистории указ Черкасскому духовному правлению от 7 июля 1772 года. В ноябре того же года Черкасское духовное правление доносило преосвященному Тихону, епископу Воронежскому и Елецкому, о том, что указ консистории Данилову объявлен, и исполнить его оный священник Данилов обязался подпискою; в подписке, впрочем, Данилов писал, что «за повенчание прежде бывших браков, не помнит теперь, что взято, а для того отдать ничего не хощет, почему и священнослужение ему запрещено, а впредь по тому указу исполнение чинить долженствует, в чем подписался» (следует подпись священника).

Затем мы не имеем никаких официальных письменных данных о жизни о. Василия. Приходится довольствоваться уже преданием, которое, благодаря благочестивой жизни о. Василия, сохранило несколько сведений о жизни и трудах его.

О. Василий имел свой дом, довольно скромной архитектуры. Построен он был первоначально казаком Гвоздиковом и неизвестно каким путем перешел к о. Василию. Дом этот находился вблизи храма, сооруженного в честь Св. Троицы. Дом одноэтажный, каменный, построен из тесанных, аршинных камней, более 100 лет назад. В длину дом имеет 12 арш., в ширину 9 аршин и в высоту от земли до крыши 3 аршина. Одна сторона дома вся в земле, так как дом стоит на крутом склоне горы. Толщина стен 3/4 арш.; крыша на доме деревянная; окон на улицу три, из которых два расположены вместе, без простенка, и одно очень малое, с железной решеткой, ставни деревянные. Со двора к дому приделан деревянный коридор лишь на половину длины дома. Комнат в доме четыре и пятая – прихожая. Из сеней (прихожей) ведут в другие комнаты три двери; прямо находится одна комната, а налево от этой последней и сеней расположены еще две комнаты; направо от сеней – одна. Извне, да и внутри дома, украшений, кроме благословляющей руки, нарисованной на потолке залы (рисунок сделан самим священником о. Василием Петровым), нет никаких.

Одним из главнейших дел отца Василия было создание теперешнего кирпичного храма, построенного немного повыше того места, где был прежний храм. О построении этого храма передают следующее. Строили храм, обыкновенно, 30 рабочих. Как скоро один из них выбывал, это место занимал немедленно новый рабочий. За ночь о. Василий заготовлял столько материала, что 30 рабочих едва успевали употребить в дело заготовленный им материал. Дважды о. Василий падал с купола новостроящегося храма, но одеждой своей зацеплялся за леса, чем и спасался; во второй раз зашиб себе только переносицу.

Об о. Василии говорят также, что он носил вериги и власяницу, с женою не имел супружеского сожития и много занимался чтением Священного Писания; оставшееся после него Евангелие все закапано воском.

О. диакон С. М. Попов (внук о. Тимофея Попова, которым чтимая в войске Донском Аксайская икона принесена из дома, где она явилась, в церковь) рассказывал, что у его отца была принадлежавшая о. Василию Петрову книга «Толкований (подарок св. Тихона) на Евангелие» св. Иоанна Златоуста с надписью на ней, сделанной рукой св. Тихона.

Нужно думать, что о. Василий прилежал к чтению сочинений знаменитого своего современника, преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Задонского, и жил по начертанным в его сочинениях идеалам. Несомненно, что он боролся, и притом весьма успешно, с расколом. Из дел видно, что он был даже миссионером против раскольников. В книге: «Описание жизни и подвигов Преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, собранное для любителей и почитателей сего Преосвященного» (1820 г.), на стр. 52 и 53 говорится: «Около 1779 и Донской Оксайской станицы ревностный по истинному благочестию священник Василий для увещания привез к нему (т.е. преосвященному Тихону) одного упорнейшего раскольника с несколькими единомышленниками, которых всех он вразумил, и, когда, удовольствовавшись решениями его, хотели они прямо возвратиться в домы, то он уговорил их, для большого уверения в истине его доказательств, отправиться к Новгородскому архиепископу Гавриилу в Санкт-Петербург, где они совершенно и обратились к православной церкви. При возвращении на Дон с упомянутым священником своим, заехали они воздать благодарность и преосвященному Тихону, который принял их с восхищением, а бывшего расколоначальника даже облобызал, и при отпуске, всех благословив, одарил несколькими тетрадями своих сочинений». Про о. Василия единодушно говорят, что он был скор на помощь бедствующим, отличался тайной и сокровенной милостыней и умел утешать страждущих. Следующий рассказ, записанный из жизни о. Василия, характеризует его, вместе с тем, и как человека энергичного. В одно время, к о. Василию пришел мужичок, работник одного из жителей Аксайской станицы, и жаловался ему на то, что хозяин его прогнал и следуемых ему денег не уплатил. О. Василий послал работника обратно к хозяину и сказал ему, чтобы попросил хозяина еще раз отдать следуемое ему жалование, и потом опять пришел к нему (о. Василию) обратно и известил о результатах просьбы. Хозяин и на этот раз отказал работнику, и выгнал его. Тогда о. Василий, утешив, как мог, обиженного, приказал сторожу звонить по душе, а когда у о. Василия спрашивали: «кто умер?» то он отвечал, что умерла правда. Этим, как говорят, заставил хозяина разделаться с своим работником.

Когда и как скончал свое жизненное течение о. Василий, подробных сведений не сохранилось, но народ не забыл этого доброго пастыря и свое почтение к его памяти выразил служением панихид над его могилою. Кто из благочестивых поклонников идет в Троицкий храм отслужить молебен Аксайской иконе Божией Матери, тот не минует могилы о. Василия, и отслужит над ним панихиду. Надпись же на надгробной плите, положенной на его могиле в особо устроенной над его могилою часовне, гласит:

Надменный пышностью, прельщенный суетой,

Познай ничтожество, познай век краткий свой.

Здесь человек лежит таков, как ныне он.

Исчезнут прелесть, честь, слава, мир, как сон.

Здесь погребен отец Василий, сын Петров;

Порокам страшен был, и пышности суров,

Сначала воин был, и злость врагов губил,

За храбрость, мужество себе честь получил,

А в тысяча семьсот и шестьдесят осьмом году

Священства сан принял он по трудам.

Раскола семена старался истреблять,

Святейшей веры свет догматов утверждать.

В сем подвиге святом вся жизнь его прошла,

Свечой и вождем хромым, слепым была,

В надежде будущих блаженных райских дней.

Рачением, трудом создал святый храм сей,

За честность, знания от многих был любим,

От злобы, зависти, за истину был гоним,

Но в тысяча семьсот девять десятом году,

В одиннадцатый день декабря скончал живот.

Всего лет шестьдесят он в жизни только жил.

Но церкви, обществу премного услужил.

О Боже милости! За все его труды,

Блаженством, славой, бессмертьем награди.

Над надписью же выпукло изображены Евангелие, крест и кадило. Над входом в часовню, поставленную над могилой о. Василия, написано:

Ни алчна злата страсть, ни буйна страсть честей,

Не смели возмутить спокойствия совести твоей.

Мир праху твоему, служитель алтаря почтенный,

Да будет нам в пример твой подвиг незабвенный.

В часовне над прахом о. Василия Петрова находятся две иконы Богоматери, святителя Тихона, святителя Николая, епископа Мирликийского. Вверху, на передней стене, висит икона Царя Славы.

Об обстоятельствах смерти о. Василия в народе передается следующее: о. Василий жил один в доме, а когда умер, то его нашли уже обмытого, а некоторые видели даже в доме 12 священников, обмывавших тело покойного.

Господь Бог благоволил прославить Своего скромного служителя проявлением чудодейственной своей силы. Так, народонаселение многих, не только близких к Аксайской станице, но и отдаленных мест, верит, что от земли, взятой от гроба о. Василия, бывают исцеления от болезни, особенно же, от лихорадок.

Так, о. диакон А. А. Юганов был сильно болен, так что врачи потеряли надежду на его выздоровление. Одна знакомая ему женщина-соседка, пришедшая навестить больного, предложила ему испробовать новое, неизвестное ему, врачебное средство, которым она запаслась и пользовалась, – это землю с могилы Аксайского священника о. Василия Петрова. О. диакон, конечно, с радостью согласился воспользоваться указанным средством. Тогда насыпали эту землю в богоявленскую воду и, давши ей отстояться, предложили о. диакону ее выпить. Больной, выпивши воды, почувствовал теплоту и скоро заснул. На следующий день он еще выпил таковой же воды и быстро стал поправляться. Выздоровевши совсем, о. диакон отправился в Грушевское горное поселение (теперешний Александровск-Грушевский). Там, после трудов, он, пред вечером, заснул легким сном. Вдруг к нему подходит священник, суровый такой – с греческим носом, держа в руке трость, и спрашивает его: «скоро ли ты помиришься со мною? Разве ты забыл о. Василия Аксайского?» Тогда-то о. диакон припомнил, что он обещался, если выздоровеет, отправиться в Аксай и отслужить по о. Василию панихиду. После этого события о. диакон исполнил обещание, и в Аксайской станице поведал бывшее с ним многим лицам.

В станице Кущевке (Кубанской области) однажды очень много жителей болело лихорадкой. Все больные выздоравливали, принявши воды, в которую была положена земля, взятая от могилы о. Василия Петрова. Старушка, вдова Белоусова, отличавшаяся своею добродетельной жизнью, в одно время, проснувшись ночью, услышала благовест и пошла в церковь. В церкви действительно служилась утреня, но священник, отправлявший богослужение, был ей неизвестен, да и народ, бывший в храме, тоже был ей незнаком, а народу было очень мало. По окончании богослужения, старица эта отправилась домой и снова легла в постель, но через несколько времени была разбужена благовестом. Она подумала, что это благовестят к обедне, но, придя в храм, увидела, что отправляется богослужение, совершенно несходное с литургией, а более похожее на утреню. Чтобы разрешить свое сомнение, она обратилась к бывшему тогда священнику о. Андрею Пашутину, отправлявшему богослужение, и узнала от него, что совершается утреня. Тогда Белоусова сказала о. Андрею, что она часа два назад была уже у утрени и рассказали вообще все, с нею случившееся. О. Андрей попросил старушку описать, какой священник служил утреню, и та описала ему с точностью лицо о. Василия Петрова. Рассказ этот и был передан о. Андреем некоторым из граждан и, между прочим, владельцу дома о. Василия.

Когда ремонтировали гробницу о. Василия, то священники желали узнать, в каком состоянии находится тело о. Василия и приказывали каменщику, починявшему гробницу, открыть гроб и посмотреть, что там есть. Они обещали, кроме того, каменщику отправить по о. Василию снова чин погребения, – но каменщик выходил каждый раз из гробницы нем и глух, и вообще не мог говорить, когда они у него об этом спрашивали.

От о. Василия Петрова в храме в особом месте сохраняются иконы: 1) Посещение Богоматерью преподобного Сергия Радонежского, в серебряной ризе, весом 1 фун. 93 зол.; 2) Трех святителей, в серебряно-вызолоченной ризе, весом 1 фун. 18 зол.; 3) Божией Матери Одигитрии, в серебряной ризе, весом 1 фун. 32 зол. и 4) «Блаженное Чрево», в серебряно-вызолоченной ризе, весом 1 фун. 9 зол. Все иконы почти одинаковой величины, а именно, около ½ арш. высоты и вершков 6 ширины; стоят они в одном деревянном киоте25.

* * *

24

Вероятно, миссионерская обязанность по обличению раскольников.

25

Из брош. г. А. Крылова 1884 «Краткое жизнеописание священника Аксайской Троицкой церкви, В. И. Петрова».


Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков / [Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Введен. Оптина пустынь, 1994-. / Август. - 1994. – II, 699, [2], II с.

Комментарии для сайта Cackle