Источник

Блаженная Наталия Мелявская

(Память 26 августа).

Родом Наталия была из Оренбургской губернии и принадлежала к крестьянам казенного ведомства. Весною 1848 года она пришла в Серафимо-Дивеевскую обитель на богомолье, вместе с другими странниками с юга, и решила остаться здесь, по благословению начальницы общины, на постоянное жительство.

Жизнь Наталии исполнена была великих подвигов юродства Христа ради, молитвенных бдений и всякого рода лишений. Она ревностно посещала все церковные службы, от разговоров с сестрами удалялась и в других монастырских келлиях совсем не показывалась. Послушанием ее было вначале: читать по ночам Псалтирь и ударять в колокол к полунощнице. Пища ее была самая скудная и в малых долях; по средам же и пятницам она редко когда и вкушала.

Верхнее одеяние ее было постоянно белое. Положение тела согбенное. Лицо полузакрытое и всегда с поникшим взором. Нижнюю одежду, по рассказам послушниц, сменяла она всего один раз в год – накануне Пасхи или Благовещения. Для умерщвления плоти она также никогда не умывалась, не расчесывала волос. Она никогда не ложилась спать, и только дремала по ночам, всегда сидя. Часто видели, как она борется со сном и, взирая на святые иконы, старается силою Божией побороть в себе немощь плоти. Все стены в ее келлии были закрыты образами, с горящими перед ними лампадами. Обыкновенно, она сидела согнутая в пояснице и, облокотившись локтями о колени, не смотрела на людей, чтобы и люди не могли видеть ее лица. В подвиг ее входила также тяжелая обязанность двигаться всегда боком и непременно по одной и той же дороге, или половице пола, и туда, и назад. Она никогда не брала ничего в руки, кроме свеч, лампады, просфоры, бумаги и карандаша; кормили ее послушницы из своих рук, как дитя, и все делали за нее; перелистывали страницы читаемых ею книг, собирали деньги, оставляемые блаженной посетителями и пр.

Большей частью, она сидит, бывало, в сенках (род шалаша), под крышею, но неизменно на открытом воздухе, зимою, летом, осенью и во всякую погоду и непогоду. Здесь она то молится, то беседует с приходящим народом, то читает и пишет... Когда же утомление блаженной доходило до крайнего изнеможения, так как под своим открытым навесом она терпела стужу, сырость, морозы, то Наташа уходила в свою келлию, где уже затворялась и не принимала никого.

Сообщаем отзыв о блаженной Наталии со слов недавно скончавшейся настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Марии (в мире Е. А. Ушаковой), всегда с уважением относившейся к этой старице и советовавшейся с нею в затруднительных обстоятельствах. «По своему блаженному пути Наталия имеет свои странности, ходит боком, не позволяет обходить кругом себя и тому подобное, но все эти ее странности никому не вредят. В свободное от молитвы время она занимается чтением духовных книг, но более всего она любит читать Евангелие. Преосвященный Иеремия (Нижегородский епископ, ум. 1884 г.), посещая нашу обитель, каждый раз приказывал ей одеться в черное платье, чтобы быть в числе сестер обители, но она не переменяла своего пути и говорила: «я от рождения дурочка и недостойна носить, что монашки носят». Сестрами она уважаема, но всеми ли, это – неизвестно, потому что она находится всегда в церкви и некоторым иногда делает замечания. Странники же ее уважают, по ее назидательным наставлениям...»

С течением времени, приближаясь к старости, Наталия начала оставлять некоторые прежние свои странности и подвиги юродства, но взамен этого еще более усилила свою строго-подвижническую, исполненную самоотвержения, жизнь. Так, напр., начала она по нескольку недель и даже месяцев подряд просиживать в притворе храма или на паперти. Праздною она никогда не оставалась: подле нее всегда было несколько книг духовного содержания – то были: святое Евангелие, Библия, Добротолюбие, жития святых и разные патерики. Духовные беседы ее со странниками нескончаемо продолжались изо дня в день. Многих из них она вразумительно назидала и утверждала на пути добродетели и благочестия, другим давала разные душеполезные советы и наставления в каких-либо исключительных обстоятельствах; иных старалась воодушевить, подкрепить и утешить в постигших болезнях и несчастиях. Она в высокой степени обладала даром совета. Речь ее прямая, ясная, не иносказательная глубоко западала в сердца человеческие. Начитанность ее в слове Божием и других духовных творениях и духовная мудрость были велики. Был у блаженной Наталии и дар прозорливости, но чаще всего она обосновывала свои назидания и наставлении на текстах Священного Писания, изречениях святых отцов и примерах из жизни святых. В последнее время главной послушницей старицы была Евдокия Евдокимовна Куделина. Отношения старицы Наталии к этой послушнице были чрезвычайно близки, задушевны и сердечны.

Родом Е. Куделина из села Салтыкова, Моршанского уезда, Тамбовской губернии. Замечательно, что явилась Куделина к старице Наталии не по своему желанию, а по указанию приснопамятного святителя-затворника епископа Феофана. Куделина приняла послушание, данное святителем-затворником, и пробыла послушницей при старице вплоть до самой ее кончины, самоотверженно служа ей всеми своими силами. Она умела настолько угадывать все малейшие желания и удовлетворять всякие нужды своей старицы, что заменить ее совершенно было некем, хотя при блаженной всегда находилось по нескольку послушниц. Вследствие этого, и отношения между старицей Наталией и послушницей Е. Куделиной установились самые нежные и сердечные. Старица не иначе называла свою верную и всей душой преданную послушницу, как «мамой».

Когда и каким образом явилась мысль у старицы Наталии основать свою, отдельную от Серафимо-Дивеевской обитель, – с точностью неизвестно. Заботы старицы об этом начали проявляться, прежде всего, в том, что она стала обращаться к расположенным к ней лицам с просьбою о том, чтобы жертвовали ей иконы, церковные богослужебные книги и другие церковные принадлежности. В 1899 году, почитателями старицы Наталии, братьями И. Н. и П. Н. Горюновыми из гор. Ардатова было приобретено по случаю 200 десятин земли, с целью устройства на ней женской иноческой обители, причем для последней, самым подходящим местом оказалась Мелявская поляна в Ардатовском уезде, Нижегородской губернии. Мелявская поляна в окружности своей имеет до двух верст и окаймлена густым сосновым лесом. Эта уединенная местность очень живописна. Деньги за землю были уплачены частью самой старицей из собранных ею сбережений на этот предмет, частью ее благотворителями; но купчая, по каким-то соображениям, совершена была, вопреки желанию старицы, на имя одного из братьев Горюновых. Это обстоятельство сильно ее тревожило. Она до тех пор не могла успокоиться, пока не уговорила, наконец, значившегося по купчей крепости полным владельцем земли П. Н. Горюнова, сделать дарственную с купчей на имя любимой ее послушницы Е. Куделиной, с предоставлением ей права самостоятельной строительницы начатой ею, старицей, обители.

26 июня 1899 года в светлый летний день причтом села Теплова совершен был на Мелявской поляне молебен на освящение места для обители и на основание первых построек.

Немало сама блаженная Наталья делала разных заочных распоряжений и указаний по устройству и распланировке построек в учреждавшейся обители. Так, между прочим, она с точностью определила: какого размера и из какого леса должен строиться корпус, в котором предполагала она поселиться. До постройки храма старица, хотя и не дожила, но в общих чертах и о нем дала несколько указаний, именно: чтобы первоначальный храм был деревянный; главы на храме должны быть по числу престолов и притом устроены так, чтобы каждая из них вертикально приходилась против святого престола. Затем, входные двери для сестер обители должны быть сделаны отдельно от тех, которыми будут входить миряне; в последнем случае предупредительно высказывалась забота старицы о том, чтобы избавить монастырских сестер от лишних мирских приражений, какие легко могут быть при одном общем ходе.

С того времени, как положено было начало обители, все сестры для нее избирались по усмотрению и благословению старицы. И в этом случае, нередко с большой очевидностью, выражался ее дар духовной прозорливости

Чтобы успешнее объединить и лучше устроить будущую общинную духовную жизнь своих сестер, старица Наталия преподала им, в разное время, немало, разного рода, правил, наставлений и заветов.

И сама она несколько раз собиралась было переехать на Меляву, где давно с нетерпением жаждали встретить ее родные по духу, близкие лица; но как сердце ее ни рвалось в свою родную обитель, она, однако, устояла и осталась верною своему иноческому долгу: без согласия и благословения своей настоятельницы она не решилась оставить обитель, духовно окормлявшую ее много лет. Сестер юной обители первоосновательница ее поручила, вместо себя, духовному водительству благоговейного и доброго пастыря-священника церкви с. Теплого о. Владимира Тенищева. Сему учительному пастырю, всего за месяц до кончины старицы Наталии, пришлось беседовать с ней, в ее келлии по некоторым вопросам новоустрояемой обители. И вот, отвечая на вопрос, соберется ли она переехать на Меляву, она сказала: «утешь моих Мелявских и скажи им, что телом я, хотя и в Дивееве, но духом – постоянно у них на Меляве...» Не без благодатной помощи преподобного Серафима, Саровского чудотворца, созидалась обитель на Меляве: к его молитвенному предстательству всегда при жизни своей на земле прибегала приснопамятная основательница Мелявской общины блаженная старица Наталия.

Но, вот, незаметно настал и последний день жизни блаженной – 9 февраля 1900 года. В наружном виде старицы особых резких перемен не замечалось, кроме общей слабости. Но к вечеру того дня она сделалась заметно тревожной.

– «Мама, как мне трудно!» – не раз говорила она, обращаясь к своей любимой послушнице Е. Куделиной.

А, спустя некоторое время, вдруг неожиданно и взволнованно заговорила о своем монастыре:

– «Мама, собирайся, поедем завтра на Меляву»!

– «Ах, матушка, сколько раз ты уже собираешься, и потом все раздумываешь и оставляешь», – с некоторым недоверием отвечала послушница, нисколько не подозревая настоящего смысла этих загадочных слов.

– «Нет, нет, мама, пора уже, завтра поедем»! – продолжала настаивать старица.

Затем она велела младшей послушнице читать акафист Воскресению Христову. После чтения акафиста, вполне успокоенная молитвою, старица Наталия объявила всем своим послушницам, чтобы больше не тревожили ее никакими разговорами, и благословила их на ночной отдых; сама же приготовилась, по обыкновению, проводить ночь сидя. И вот, около полуночи, в таинственные минуты ночной тишины и безмолвия, верная раба Христова Наталия тихо и мирно отошла ко Господу своему...

Ко дню погребения блаженной Наталии – 11 февраля – в обитель стеклось великое множество народа из окрестных селений. Духовник усопшей старицы, старший священник Серафимо-Дивеевского монастыря о. Иоанн Гусев проводил ее в могилу своим задушевным напутственным словом, в котором живо и правдиво обрисовал духовный облик блаженной Наталии: «нива ее души, – одушевленно говорил пастырь-оратор, – была засеяна чистыми, отборными семенами пшеницы. И нивы душ ей ближних, к ней обращавшихся, она возделывала с терпением, трудолюбием, и опытною рукою засевала, и были плоды ова тридесять, ова шестьдесят и ова сто. Сама для себя она были великая постница, непрестанная и горячая молитвенница, поучавшаяся день и ночь в законе Господнем, неленостно мудро поучавшая, руководившая и других, – как жить для славы Божией и для достижения вечного спасения. Из любви к Богу, она пренебрегала всем земным, – утешений и радостей земных она не знала. Впрочем, радостью трепетало ее боголюбивое сердце, вызывалась счастливая, блаженная улыбка от явлений природы, которые возвещали величие и славу Творца, мудрость и благость Божию. Любила она восходящее солнце, радовалась на сияние и мерцание звезд, утешалась малой птичкой, смело и доверчиво подлетавшей к ней, любовалась цветами, зеленью и плодами деревьев и кустов, растущих в ее тихом, укромном уголке близ ее келлии» ...

Тело старицы Наталии, при теснившихся толпах народа, погребено было на самом почетном месте – против алтарной стены Троицкого соборного храма обители рядом с могилою местночтимой старицы Пелагии38.

* * *

38

См. «Церк. Вед.» 1904 г. 1805–1809 стр.


Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков / [Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Введен. Оптина пустынь, 1994-. / Август. - 1994. – II, 699, [2], II с.

Комментарии для сайта Cackle