Источник

Игумения Параскева, первоначальница Параскево-Вознесенского монастыря

(Память 28 августа).

Покойная игумения Параскева по происхождению своему дочь священника села Константиновки (Баруковка тож), Николаевского уезда, Самарской губернии. Мирское имя ее было Пелагия Степановна Смирнова. В семье своего родителя она прожила недолго. В 1837 г. на 13 году своей жизни она поступила в Керенский (Пенз. губ.) монастырь. Здесь юная послушница, проходя разные, свойственные ее возрасту послушания, постепенно готовилась к более трудной жизни взрослых послушниц. В 1855 г. П. Ст. Смирнова была пострижена в рясофор. Впоследствии в Керенском женском монастыре ей пришлось некоторое время исправлять должность казначеи. В Керенском монастыре проходя разные виды монастырского послушания, она полюбила иноческую жизнь и предалась ей всеми силами своей юной души. За свою доброту, кротость и высоко благочестивую жизнь она пользовалась всеобщей любовью в монастыре. 8 лет она несла обязанности казначеи монастыря и находилась в близких отношениях к настоятельнице и, таким образом, по премудрым планам Божиим, подготовлялась к самостоятельному управлению монастырем. В этом монастыре покойная находилась до сентября месяца 1865 г. В 1865 г. 4 сентября по ходатайству М. М. Киселевой, попечительницы и жертводательницы только что открывшейся в то время Параскево-Вознесенской женской обители, П. Ст. Смирнова была определена настоятельницей в эту обитель. В этой обители покойная пробыла с 4 сентября 1865 г. по день своей смерти – 11 марта 1895 г., – сначала на должности настоятельницы Параскево-Вознесенской женской общины, а потом в сане игумении Параскево-Вознесенского женского общежительного монастыря.

Местность, в которой теперь находится монастырь, во время крепостного права принадлежала помещикам Струйским. Здесь, по преданию, была обретена икона св. мученицы Параскевы, – обретший ее, уволенный по болезни от службы солдат, получил исцеление. Православный народ стал массами ходить к этому месту на поклонение, что очень не нравилось помещикам, потому что приходившие мяли покосы, молодые побеги леса, словом, – наносили владельцам земли такой или иной материальный ущерб. Владельцы этой земли вздумали было даже уничтожить родник и взять отсюда икону.

По преданию икона была перенесена в приходскую сельскую церковь, но оттуда опять переходила на родник. Икона действительно была унесена, но засыпать родник не удалось. С течением времени эта земля перешла в руки другого помещика, а от него – в руки крестьян-мордвов. Эти крестьяне решили часть своей земли пожертвовать под женский монастырь. С изъявлением такого своего желания крестьяне обратились к М. М. Киселевой, при содействии и помощи которой и было исходатайствовано Высочайшее разрешение на открытие общины, в которую настоятельницей и была назначена П. Ст. Смирнова. Часть земли была пожертвована и М. М. Киселевой. Крестьяне-жертводатели назначением П. Ст. Смирновой были очень недовольны по той причине, что, жертвуя под общину землю, они думали поместить сюда начальницами своих родственниц – девиц, которые, хотя и не были в монастыре, но жили по-монашески, одевались в черное платье, не употребляли мяса и пр. Несбывшиеся надежды заставили этих жертводателей охладеть к делу устроения общины, и многие их обещания о помощи остались только обещаниями.

Прибыв к месту своего назначения в сентябре месяце 1865 г., П. Ст. Смирнова нашла только две келейки, построенные под горой около леса, и недалеко отсюда часовню и родник, в котором, по преданию, был обретен чудотворный образ св. мученицы Параскевы. За келейками подымалась довольно высокая гора, когда-то покрытая строевым лесом, а в то время усеянная только оставшимися от него пнями.

Надобно было немало труда, энергии и веры в возможность достижения лучшего.

Вместе с инокиней Пелагеей прибыла в новооткрытую обитель, в качестве ее помощницы, другая рясофорная инокиня того же монастыря, Анисия Михайловна Карякина, из купеческого звания. Высокое, по своему значению, но, вместе с тем, неизмеримо трудное дело предстояло этим первым труженицам по устроению новой обители. Много трудностей и невзгод пришлось им преодолеть, много скорбей и лишений выпало на их долю на первых порах их подвижнически-трудовой жизни в новой обители. Только усердная молитва Отцу небесному, только надежда на материнскую помощь Царицы небесной – «Всех скорбящих Радости», да упование на молитвенное ходатайство Покровительницы новоустрояемой обители, св. мученицы Параскевы, были твердою опорою в тяжелой жизни этих подвижниц, решивших отдать все свои силы, даже свою жизнь на благо новой обители. Насколько тяжело было положение первых строительниц обители, видно из того, что, прибывши к месту своего назначения, они не нашли для себя даже пристанища, не было жилого помещения на месте предполагаемой обители, они нашли там единственную постройку – часовню на месте обретения иконы, у источника; даже самое место, где предполагалось построить обитель, покрыто было кустарником и остатками леса, некогда покрывавшего всю эту местность. Не имея материальных средств на постройку, живя в глухой, пустынной местности, эти первые строительницы-инокини явили высокопоучительный пример подвижничества, терпеливого перенесения жизненных лишений, скудости и разных невзгод. Окрестное население отнеслось к этим первым насельницам на первых порах недоверчиво, выжидательно, не зная или не понимая истинных планов их и намерений. Но в скором времени высоко-благочестивая, истинно-подвижническая жизнь, христианская кротость и смирение инокинь стали ослаблять это недоверие, многие стали ближе присматриваться к их жизни и, ознакомившись, стали проявлять глубокое уважение и почтительность. Среди окрестного населения вскоре стали распространяться рассказы о подвигах и благочестивой жизни инокинь, и многие девицы и женщины из окрестных сел стали усердно посещать инокинь с целью поучиться беседами с ними; явилось немало и таких девиц, которые пожелали жить вместе с ними, разделить их тяжелую жизнь, научиться христианскому терпению. Благодаря доброму, отзывчивому отношению окрестного населения, жизнь инокинь вскоре улучшилась и в материальном отношении. Нашлись добрые люди, которые охотно поспешили на помощь и пожелали улучшить тяжелую их жизнь; усердием этих добрых людей (крестьян из села Мордовской пишли) в том же 1865 году построены были недалеко от часовни две небольшие (по 7 арш.) деревянные келлии, крытый соломой. В одной из этих келлий поселилась начальница общины с помощницей, а в другой, отделенной от первой небольшими сенцами – 30 новопоступивших из окрестного населения сестер. Так как эти постройки были крайне тесны и не могли в своих стенах вместить первых насельниц обители, то многие из молодых сестер, особенно из ближайших селений, проводя скудную жизнь в обители, на ночлег уходили в ближайшее селение Пайгарму. Как проходила жизнь этих пустынножительниц. Сколько тревог, волнений и лишений выпало на их долю, об этом и говорить не следует; достаточно представить себе, как эти слабые, беззащитные женщины, поселившись в глухой, пустынной местности, где, по общему убеждению, бродили целые шайки людей подозрительных и злых, должны были снискивать себе скудное пропитание, никем и ничем не защищенные ни от злых людей, ни даже от хищных зверей; чего, чего ни пришлось передумать, перечувствовать этим беззащитным женщинам! Нельзя не благоговеть, не преклоняться пред энергией этих кротких и благочестивых женщин. Видно, что живая, сердечная вера и твердая надежда на Бога всецело владели их душами и руководили их жизнью, и потому они не знали препятствий, не видели врагов, помня слова Свящ. Писания: «Господь – защититель живота моего, кого устрашуся? Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое» (Пс.26:1–3). И надежда на Бога, одушевлявшая и укреплявшая первых строительниц новой обители, не была тщетною. Видимо Господь помогал подвижницам, и св. покровительница сего места, мученица Параскева, очевидно, не оставляла их своим молитвенным предстательством пред Богом, являя иногда свое участие и покровительство в сонных видениях некоторым из них. Такого именно видения удостоилась инокиня Анисия, помощница начальницы, в тяжелые минуты ее раздумья и решимости даже оставить новую обитель в виду ее неустройства и крайней скудости жизни в ней, с намерением вернуться в прежнюю свою, вполне благоустроенную Керенскую обитель. Когда Анисия томилась раздумьем, ей во сне явилась св. Параскева и показала Анисии много благоустроенных на горе келлий (в том именно месте, где ныне находится здание с келлиями для инокинь) и, между прочим, обширную трапезную комнату, в которой за большим столом, по обе его стороны, сидели монашествующие сестры, а на переднем конце стола сидела женщина необычайной красоты, в голубом одеянии, которая, вставши с своего места, подошла к Анисии и сказала: «нет вам доли уходить отсюда, я – ваша Покровительница». При этом Анисия была объята чувством необычайного восторга и умиления, от которых она и проснулась. Рассказанное Анисией это видение начальнице и сестрам понято было всеми насельницами общины, как явный знак небесного покровительства; всем было ясно, что св. мученица Параскева не оставит обители и поможет в трудах по устроению ее. Как Анисия, так и другие сестры после этого не только не думали уже об уходе из обители с целью поселиться в другой, более благоустроенной, но еще более энергично и усердно стили работать и трудиться над ее благоустроением.

Главнейшей заботой и насущной потребностью всех насельниц новой обители была мысль о построении св. храма и введении постоянного церковного богослужения в обители. Об этом усерднее всего они молились, об этом они более всего просили и добрых людей, принимавших к сердцу интересы и нужды новой обители. Господь вскоре услышал молитву инокинь, и затаенная мечта их о построении св. храма осуществилась. Освящение места для новоустрояемого храма совершено было 27 ноября 1865 года. Заложена была постройка деревянного, однопрестольного храма во имя муч. Параскевы и в честь Вознесения Господня, отчего монастырь получил наименование «Параскево-Вознесенского». Лесной материал для первого храма был пожертвован почетной попечительницей общины М. М. Киселевой и был платно перевезен к месту постройки окрестным населением. Для образования денежных средств на постройку с разрешения и благословения Епархиального Архипастыря выдана была сборная книга. Через год постройка св. храма была окончена, и к неописанной радости сестер новоустроенный храм был освящен 11 сентября 1866 года. При скудости материальных средств первый храм общины не отличался ни архитектурной красотой, ни внутренним убранством, ни богатством ризницы и утвари, но при всем том он доставил величайшую радость всей общине, был ее радостью и счастьем ее насельниц. Звон небольшою колокола (в 4 пуда) разносил эту радость по окрестным селам, призывая на общую молитву инокинь и поселян, которые, при отдаленном расстоянии от своих приходских церквей, охотно и усердно посещали монастырский храм. «Как только», передавали инокини: «услышали мы в первый раз голос матери-Церкви, призывающий верных чад своих, все мы заплакали и пали ниц пред иконою св. мученицы Параскевы, принося ей и Господу Богу благодарение за успешное и скорое окончание храма, в котором доселе чувствовалась настоятельная нужда. Но мы молились не одни: с нашей молитвою возносилась и молитва окрестных поселян, встречавших нас прежде так недружелюбно. Теперь они целыми толпами шли в обитель, что, конечно, еще более увеличивало нашу радость и духовное утешение».

Со дня освящения св. храма, в нем ежедневно стали совершаться все Божественные службы, и пустынное место огласилось умилительно-благоговейною молитвою и стройным пением инокинь. Для совершения богослужения в новоустроенном храме Епархиальным Начальством тогда же был назначен заштатный священник Иоанн Григорьев Юницкий. Кроме положенных по уставу общественных церковных служб, в храме ежедневно прочитывались еще, по уставу древних монастырей, правила; прочитывались каноны и акафисты Спасителю, Божией Матери, Ангелу-Хранителю и св. мученице Параскеве. Кроме того, ежедневно совершалось молебное пение Спасителю «за благотворителей и жертвователей» общины и неусыпное чтение псалтири. Так как ежедневное служение в храме для одного священника и, притом, глубокого старца было непосильно, то нередко приглашались соседние приходские священники.

С построением храма и введением постоянной церковной службы в нем, обитель стала быстро расширяться; число сестер стало быстро увеличиваться, и некогда пустынное место стало покрываться монастырскими зданиями и постройками. Все постройки, равно, как и содержание сестер, производились исключительно благотворениями добрых людей и беспрестанным трудом самих сестер. Видимо благословение Божие почивало на новой обители и ее насельницах. Средства стали множиться, и обитель быстро стала расти и благоустроиться.

И вот, П. Ст. Смирнова вместе со своей помощницей начали неустанно трудиться.

Всегда благожелательная и отзывчивая, Пелагия обладала чрезвычайным тактом и умением обращаться со всеми; ее искренно любили не только сестры монастыря, но и окрестные поселяне; ее искренно уважали и чтили и все посетители монастыря, все, имевшие такие или иные дела с монастырем. Этим, главным образом, и объясняются высокие симпатии и доброе внимание общества к обители. Благодаря этому вниманию общества, обитель быстро стала расти и развиваться как количеством сестер, так и монастырскими постройками. В 1884 г. 18 апреля, указом Святейшего Синода община переименована в общежительный женский монастырь, а начальница ее – инокиня Пелагия возведена в сан игумении и пострижена в мантию с именем Параскевы, в честь покровительницы обители св. мученицы Параскевы. Пламенея любовью к Богу и ближним, игумения Параскева с особенным рвением и энергией занимались делами благотворительности, мечтая о том, чтобы обитель могла никому ни в чем никогда не отказывать.

В общину стали поступать и пожертвования; когда была устроена церковь, постепенно возникли и разные постройки обитель, на глазах ее строительницы, росла и благоукрашалась все более и более.

Во главе лиц, благодетельствовавших обители, должна быть поставлена статская советница, кавалерственная дама Мария Михайловна Киселева, материальными жертвами и, особенно, влиятельными хлопотами и успешными ходатайствами которой обитель получила свое основание. При получении начальственного разрешения на устройство обители, М. М. Киселева, как сказано выше, пожертвовала 20 десятин земли, а затем, избранная почетной попечительницей новой обители, она до самой смерти не переставала заботиться о ее благоустройстве, живо принимая к сердцу нужды и интересы обители. Из своих личных достатков на монастырские постройки она пожертвовала 2,000 руб. наличными деньгами, и своим влиянием она привлекала немало пожертвований на нужды обители. По смерти М. М. Киселевой, попечительницей обители была избрана ее племянница и наследница А. С. Радищева, которая так же с высоким вниманием и сердечной отзывчивостью относилась к нуждам обители. В 1889 г. она пожертвовала в пользу обители 30 десятин земли, а в 1890 г. она пожертвовала монастырю усадьбу в г. Пензе и дом, где впоследствии открыта странноприимница в память чудесного спасения Царствующей Семьи 17-го октября 1888 г. С молитвенною благодарностью обитель вспоминает имена и других своих благодетелей, помогших ей устроиться, и в числе их: жителей С.-Петербурга, – г-на Травина, пожертвовавшего 2,000 р., Мартынова – 2,000 р., Попова – 400 р., москвича г. Ермакова, пожертвовавшего 3,000 р. и др.

Теперь, через 30 лет своего существования, обитель неузнаваема: в ней более 300 монашествующих, несколько храмов, много корпусов для сестер обители, около 1000 десятин земли с лесом и лугами, различные хозяйственные заведения и т. п. Параскево-Вознесенский женский монастырь есть один из лучших благоустроенных монастырей Пензенской губернии. Игумения за благоустройство обители неоднократно получала благодарности от наших архипастырей, награждена была саном игумении, потом наперсным крестом от Св. Синода и, наконец, таковым же крестом из Кабинета Его Императорского Величества.

Многотрудная попечительность покойной не ограничилась одним только внешним устройством обители. Много потрудилась покойная и по устройству внутренней жизни вверенных ее попечению и руководству сестер обители. Подавая им собою пример точного исполнения обетов жизни монашеской, она не ограничивалась одним только, так сказать, начальственным отношением к своим сестрам. Она входила в жизнь своих сестер, как мать; оказывала им великую помощь; умела печальных утешить, ослабевающих поддерживать, научить, наставить; ее беседы с сестрами отличались той задушевностью, сердечностью и искренностью, после которых обычно становится так легко, и исчезают всякие сомнения.

Покойная была очень отзывчива к нуждам не только своих сестер, но и окрестных поселян и, можно сказать, всех нуждающихся и неимущих. Так, в монастыре была ею устроена школа с общежитием, где обучались и воспитывались девицы – сироты духовного звания; есть церковь-школа для детей окрестных поселян, в этой школе обучались мальчики и девочки, а для бедных, при ней – общежитие. Уже за одно это окрестные поселяне чтили и любили покойную. А сколько помощи было оказано местному населению в неоднократные голодовки! В обители в то время была открыта столовая и, кроме того, очень многим хлеб выдавался прямо на руки.

Покойная мать игумения, сознавая неизлечимость своей болезни, уже давно приучила себя к мысли, что ей скоро придется оставить сей мир, и готовилась к этому истинно христиански: она за время своей болезни была несколько раз соборована, с августа месяца прошлого года каждую неделю приобщалась Св. Таин, а с января месяца 1895 года приобщалась почти каждый день. По молитвам и вере своей, покойная сподобилась христианской кончины живота своего: кончина ее была мирная и тихая, она, по словам лиц, бывших около ее смертного одра, как бы заснула.

11 марта, 1895 года, скончалась настоятельница Параскево-Вознесенского женского монастыря, Инсарского уезда, игумения Параскева на 72-м году жизни после продолжительной и тяжкой болезни. В 9 ч. утра 11 марта покойная в последний раз приобщилась Св. Христовых Таин и, несмотря на крайне ослабевшие телесные силы, сохранила полное сознание до последних минут жизни. Напутствовавшему ее духовнику покойная сказала: «батюшка, я в полном сознании, но говорить мне очень трудно», и при этом, своей слабой рукой указала на грудь. После принятия Св. Таин покойная пожелала выслушать отходный канон и затем, ровно в 11 ч. тихо и мирно скончалась.

Похороны матери-игумении были 15 марта. К этому времени весть о ее смерти успела уже облететь окрестности монастыря, вследствие чего на похороны собралось немало представителей местной интеллигенции и, особенно, простого народа.

При погребении было прочитано и духовное завещание, оставленное матерью-игуменией сестрам обители. Тело почившей было погребено против одного из алтарей каменного собора.

Вот это замечательное духовное завещание настоятельницы Параскево-Вознесенского общежительного монастыря игумении Параскевы сестрам обители.

Во имя Отца и Сына и Св. Духа.

Возлюбленные мне о Господе сестры и дщери духовные!

Вы видите и знаете, какие скорби и болезни угнетают меня, и день от дня все более и более. Я чувствую, что скоро оставлю эту земную и переходящую жизнь.

Нередко я вас называла: «любимицы мои». И теперь, на конце жизни моей, говорю вам: любимицы мои, примите от меня с любовью, как от любящей матери, последние завещания и советы мои!

Веруйте в Господа Бога, Пречистую Матерь Его и Св. угодников Божиих. Чтите, поучайтесь жизнью и примерами их веры сильной и крепкой, которая может и горы проставлять.

Правило молитв церковных и келейных не оставляйте; чтение псалтири и синодиков не изменяйте; молитесь ежедневно за благодетелей и благотворителей обители нашей.

Храните, как я хранила, обет нестяжательности монашеской. Заботясь о благосостоянии обители, призрении безродных стариц, сирот и детей, я для себя ничего не приобрела, так что после меня не найдется даже лишней одежды.

Имейте послушание во всем безропотное к настоятельнице, преемнице моей. Младшие сестры, повинуйтесь старшим в кротости и смирении, поступайте во всем с благословения, по совету и наставлению старших, и не делайте ничего от них тайно. Старшие, учите младших кротости и миролюбию, да не будет между вами ссор и раздоров, да не зайдет солнце во гневе вашем.

Будьте целомудренны не телом только, но и душою: будьте тверды против искушений, и вы будете истинными невестами Небесного Жениха-Христа.

Завещаю вам помогать нуждающимся, принимать странных, бесприютных и безродных стариц, а также детей и сирот – в приют, мною устроенный, и детей поселян учиться в церковь-школу. Учите их словом и примером всем христианским добродетелям. Всех несчастных и печальных утешайте, и Господь не оставит вас Своею милостью.

Вот, при помощи Божией и по молитвам св. мученицы Параскевы, нашими общими трудами и жертвами благотворителей обитель наша в короткое, сравнительно, время благоустроилась. В продолжение почти 30 лет с помощью Божией управляла я обителью сею, и теперь, отходя в иную жизнь, молю Вседержителя – Господа, да почиет благословение Его над сим св. местом и над преемницей моей. Пусть она будет вам, матерью и любящей сестрой. Помогайте ей в дальнейшем благоустроении обители.

Прошу вас непрестанно молиться о мне, да простит мне Господь мои согрешения вольные и невольные.

По смерти моей, завещание сие прошу прочитать пред моим гробом в поучение и назидание всем сестрам обители.

Буди милость и благословение Божие с вами ныне и присно и во веки веков! Аминь41.

* * *

41

См. «Пенз. Еп. Вед.» 1895 г. № 17.


Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков / [Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Введен. Оптина пустынь, 1994-. / Август. - 1994. – II, 699, [2], II с.

Комментарии для сайта Cackle