Источник

Старец Феофан Соловецкий

(Память 26 июля).

Старец Феофан был родом из малороссийских крестьян; 12 лет он лишился родителей, а с 16-ти должен был взяться за хозяйственные работы. Однажды, во время работы в поле, ему пала на сердце мысль оставить все и последовать за Христом. Немедленно он оставил волов и, не простясь даже с братом и сестрою, ушел в Киево-Печерскую лавру, где и был принят в качестве послушника. Семнадцать лет провел Феофан в различных испытаниях, а затем отдан был под начало прозорливому затворнику Досифею. Под руководством мудрого старца он быстро совершенствовался в духовной жизни, и у него родилось желание видеть святые места. О своем желании он сказал учителю, но тот не благословил его на путь. «Нет тебе пути ни в Иерусалим, ни в Святую Гору, в свое время тебе предлежит другой путь. А теперь, если желаешь, ступай в Молдавию», говорил прозорливый старец своему ученику и указал двух спутников. Вместе с указанными старцем спутниками Феофан отправился в Молдавию.

Перенеся массу всевозможных дорожных трудов и притеснений от турок, странники благополучно прибыли в Нямецкий монастырь Паисия Величковского. Феофан был принят с любовью и стал продолжать здесь свои иноческие подвиги. Проведя несколько времени в этой обители и посетив другие, Феофан был поражен строгостью жизни молдавских старцев и просил игумена Паисия дозволить ему остаться тут навсегда. Но Паисий не исполнил его просьбы и велел идти в Россию. «Иди теперь в Россию и еще немного послужи старцу, имеющему скоро скончаться и по благословению его иди спасаться, куда он укажет», говорил подвижник и велел передать братский привет старцу. Снабженный всем необходимым, Феофан отправился на родину и, благополучно прибыв в Китаевскую пустынь, по-прежнему стал служить своему духовному отцу. Однако это недолго продолжалось. Старец Досифей почувствовал приближение смерти и, призвав своего любимого ученика, дал ему такой совет: «возлюбленное чадо мое, ты много послужил мне. Теперь я отхожу в путь отцов моих. Когда погребут меня, не оставайся здесь, но иди на север: там, в обители Соловецкой, ты найдешь спасение». – «Отче, возразил со смущением на это ученик, – я обещался проводить жизнь при пещерах преподобных Антония и Феодосия». «Чадо, – успокоил его старец, – пред Богом равны: здесь Антоний и Феодосий, там – Зосима и Савватий. Они имеют одинаковую благодать у Бога ходатайствовать за духовных чад своих. Вижу, что Божественный Промысл указует тебе место на севере, и верую, что строит все по желанию твоему, на пользу и спасение души твоей и поможет тебе понести скорби пустынного жития. Не противься определению Всевышнего, но, пребывая там, внимай себе и блюдись от лютого зверя, ищущего поглотить тебя. Если же и найдет искушение, – не унывай, но старайся мужественно исправлять себя». Старец скоро скончался (1778 г.), и Феофан отправился в Соловки, хотя и не сразу. Сначала он думал было жить в Киеве, но, когда увидел, что нигде ему не удается устроиться, покорился совету старца и прибыл в назначенную обитель, при архимандрите Иерониме. Здесь он проходил разные послушания и, трудясь в просфорне, близко узнал одного инока Климента. Климент познакомил Феофана с Соловецким пустынножительством, и, когда Климент удалился в пустынь, Феофан последовал его примеру. Он провел несколько времени в землянке, близ Ягодного озера, и узнал несколько подвижников. Но на этот раз Феофану недолго привелось жить в пустыне. Он был вызван в обитель и сделан начальником Сумского монастырского подворья, а затем и экономом обители. Более 3 ½ лет провел так Феофан. Жизнь в соприкосновении с миром не могла пройти бесследно, и она повлияла неблагоприятно на душевный строй о. Феофана.

Промысл Божий не попустил подвижнику сойти с избранного пути. Однажды звонарь, заблудившись в лесу, встретился с Климентом, которого некогда знал, а ныне совершенно потерял из виду отец Феофан. Климент, расспросив звонаря обо всем и об о. Феофане, глубоко опечалился, когда узнал, что тот занимает должность эконома. Отпуская звонаря, старец дал ему такой наказ: «скажи ему Господа ради, что он погибает. Передай ему скорбь мою. Где его прежняя подвижническая жизнь? Где ревность к добродетели и желание пустынной жизни? Находясь среди мира, он более и более погрязает в житейских заботах». Рассказ звонаря и слова друга глубоко потрясли о. Феофана. Он решился снова пустынножительствовать. Скоро представился и случай оставить должность эконома. Новый настоятель Герасим, заметив упущения в работах, стал делать строгие выговоры о. Феофану. Тогда о. Феофан оставил все и на маленьком карбасе пустился в море, надеясь выйти на взморье и там подвизаться. Но поднялась буря; десять дней носился карбас по бурному Белому морю, наконец, он был выброшен на Кемский берег. Спасенный так чудесно от смерти, старец поселился около г. Кеми в густом лесу, но его скоро открыли, привезли в Кемь и посадили в темницу. Но, раз, сторож заснул, и старец снова вышел на свободу, удалился верст за 40 от города и снова стал подвизаться. Трудно было сначала старцу, приходилось питаться мхом и ягодами, более у него ничего не было. Через долгое время он достал, однако, земледельческие орудия и стал разводить овощи. Большую же часть времени проводил в посте и молитвах. Кемляне знали старца, любили его и нередко посещали.

В первое время по поселении здесь на него раз напали разбойники. Узнав в старце Соловецкого эконома и думая, что он бежал с большими деньгами, они требовали от него денег. А, когда ничего не получили, то мучили его, протаскивая на веревке из одной проруби в другую и, наконец, бросили едва живым. Старец же молился и благодарил Бога за испытание. Впоследствии, его никто уже не беспокоил, и он мирно в подвигах прожил 24 года. Но местные власти, видя, что народ толпами ходит к старцу, и тот их учит, подозрительно смотрели на это, и по этой причине старец Феофан был взят и перевезен на Соловки. Впрочем, его здесь не стали удерживать и отпустили в Анзерский скит на безмолвие. Там он провел в подвигах еще несколько лет и достиг высокого совершенства. Нечистые духи много его искушали, но он отгонял их молитвою. Однажды нечистый дух явился старцу во время молитвы и сказал ему: «ты делаешь свое, а я – свое. Одного ученика я поразил двумя стрелами, а другому шепчу на ухо». Старец немедленно призвал учеников и, найдя в них действительно греховные мысли, исправил их и еще более усиленно стал молиться. Поборов все искушения, Феофан был удостоен и дара прозрения в будущее.

Однажды, при архимандрите Паисии, произошло нестроение в обители. Некоторые из братий обратились к о. Феофану с вопросом: «скоро ли это прекратится?» – «Вскоре, по молитвам преподобных, это произойдет, и обитель еще более прославится. В обители будут два настоятеля, подобные Зосиме и Савватию, которые в смирении духа и в простоте сердца управят ею, – тогда многие преуспеют в добродетели». Слова его скоро оправдались.

Господь утешал подвижника и благодатными посещениями. Ему явилась раз во сне жена, сияющая благолепием, с двумя светозарными мужами и ободряла не бояться бесовских искушений. Правда, пред самой смертью на него напали злые люди и жестоко его избили, опалили все тело огнем и вырвали волосы на голове и бороде. Но это было уже последним испытанием. Однажды неземной свет озарил келлию, и старцу явился иеросхимонах Иисус Голгофский. «Радуйся, брат, скоро наступит твой конец», сказал блаженный, и видение прекратилось. В другой раз ему явились еще двое бывших известными подвижников, несколько лет уже умерших и утешили его надеждою на спасение.

Старец еще прожил до лета, тогда у него открылась горячка, и он мирно скончался 26 июля 1819 года. Гробница подвижника находится под полом церкви преп. Германа у местного образа Пресв. Богородицы35.

* * *

35

«Соловецкие подвижники».


Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: / [Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск: Введен. Оптина пустынь, 1994-. / Июль. - 1994. - 588, [2], II с. ISBN 5-86594-018-Х.

Комментарии для сайта Cackle