Аскеза – матерь освящения

Источник

Аннотация

Краткое руководство к аскетической жизни старца схимонаха Иосифа Ватопедского (род. 1921), одного из ближайших учеников старца Иосифа Исихаста († 1959), явившегося возродителем монашества на Святой горе Афон в XX в.

Содержание

К русскому изданию

Предисловие

Необходимость подвига Виды подвижничества о Господе Молитва Воздержание и пост Покаяние Право божественного сыноположения Долг и вера как его источник Деятельное благочестие. Законы и способы духовной войны по учению отцов Добродетели и страсти Трехчастное строение души и ее исцеление Помыслы и противостояние им Семь телесных дел покаяния Дела нового и ветхого человека Делание и созерцание. Полезные речения из опыта отцов Память смертная и памятование о будущем Всеобъемлющее злострадание и молитва Предлог домостроительства Бесцельные развлечения Весь живот наш Христу Богу предадим Внимание и усердие Взаимозависимость добродетелей и пороков Памятование о Боге Боговидное устроение человека Устранение причин ко греху Изменения к худшему Последовательное соблюдение духовного распорядка Смирение и самоукорение Уныние – наш коварный враг Занятие умной молитвой в миру Карает ли Бог человека?
К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Автор настоящей книги, старец схимонах Иосиф Ватопедский (род. 1921) – один из ближайших учеников известного афонского старца Иосифа Исихаста († 1959). явившегося возродителем монашества на Афоне в XX в.

Юноша, которому суждено было стать одним из птенцов безмолвнического гнезда Иосифа Исихаста, родился на о. Кипр. Его отец и мать были простыми крестьянами. Образование ограничивалось только первыми классами школы, но это не помешало ему впоследствии стать прекрасным знатоком и исследователем аскезы, ибо, по слову ап. Павла, «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1Кор. 1, 27).

Уже в ранней юности, в шестнадцать лет, будущий подвижник Афона принял ангельский образ в кипрской обители Ставровуни. В 1945 г., покинув родной остров, он прибывает на Святую Гору, где не сразу обретает своего духовного наставника, что свидетельствует о высоких духовных запросах будущего старца. Но подобно тому как сладкоголосая птица рано или поздно находит в бескрайних, тихих и уединенных лесах подобную себе, так и неугомонный скиталец нашел в пустыне афонской дивного духовного соловья безмолвия – старца Иосифа Исихаста. Словно расцветающий росистым вечером цветок, монах Иосиф воспринимает не для всех видные лучи заката солнца духовного сияния великого аскета, ибо «старец [Иосиф Исихаст] придерживался особого образа жизни и свидетелей, видевших его своими глазами и слышавших его речи, не так много»1. Иосиф ученичествует у старца Иосифа Исихаста в течение последних 12 лет его жизни, то есть застает духовный расцвет пустыннической маленькой общины великого подвижника.

После блаженной кончины духовного наставника Иосиф вкушает безмолвие пустыни, а с ним и духовное безмолвие – исихию. Позднее, следуя апостольскому речению «увещевайте друг друга и назидайте один другого» (1Фес. 5, 11), Иосиф стал духовником монашеского братства в Новом Скиту и обители Кутлумуш. Как прекрасный цветок привлекает пчел, усердных собирательниц пыльцы, так и речи старца привлекли к себе усердных собирателей пыльцы духовной. Первым из них стал нынешний игумен священной обители Ватопед, архимандрит Ефрем, автор предисловия и инициатор настоящего издания.

Одной из важнейших заслуг старца Иосифа является прославление своего учителя, Иосифа Исихаста, о котором он немало написал.

По благословению Константинопольского патриарха Священный Кинот Святой Горы поставил старца схимонаха Иосифа восстанавливать внутреннюю жизнь и внешнее величие Ватопеда, второго (после Великой Лавры св. Афанасия) крупнейшего монастыря Святой Горы Афон.

К «ватопедскому периоду» литературной деятельности старца можно отнести не только книги Ватопедские оглашения2 и Афонские беседы3 , но и серию «Душеполезное чтение Ватопеда» Bazonaibiva), в которой и была опубликована настоящая книга – Аскеза – матерь освящения В ней с искусностью и подробностями отражены важные этапы духовной борьбы монаха и христианина вообще.

Старец подмечает не только естественные и «неестественные» (привнесенные врагом) слабости подвизающегося, но и «слабые места» противника-диавола, дабы латы гордого врага пробила острая стрела смирения, а меч любви Христовой нанес смертельный удар в самое сердце лукавого.

монах Симеон Святогорец

ПРЕДИСЛОВИЕ

В наш век приземленности и материализма речь о подвижничестве воспринимается с трудом. Это происходит потому, что сердца наших христиан отягчились «объедением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21, 34), и нам очень трудно слышать о посте, бдении, молитве и прочих лишениях и подвигах. Наш «род неверный и развращенный (Мф. 17, 17; Лк. 9, 41) заботится и печется о многом, кроме единого на потребу (Лк. 10, 41–42).4 Однако евангельское слово пребывает неизменным и не подстраивается под какие бы то ни было течения и тенденции той или иной эпохи. Искупительная проповедь Богочеловека Иисуса кажется чем-то несовременным и трудным для понимания на фоне нашего века автоматизации и равнодушия к духовному. Но именно в духовном – вечная истина и единственный путь богопознания.

Безразличие многих людей и их отказ следовать по пути обретения истины нас не удивляют по той причине, что и Сам Господь, когда «пришел к своим, свои Его не приняли» (Ин. 1, 11), ибо «мир Его не познал» (Ин. 1, 10). Лишь те, кто, вопреки всеобщему безразличию, смогли последовать «скорбным и узким путем» (Мф. 7, 14), в новом рождении окажутся одесную Спасителя, дабы услышать: «хорошо, добрый и верный раб!» (Мф. 25, 21). Более того, «тем, кто приняли Его, верующим во имя Его, Он дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1, 12). Такие и только такие люди «ни от крови,... ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1, 13).

На Святой Горе мы пытаемся, насколько это возможно, противостать закону плоти и материи и осуществить закон духа. Это и есть подвижничество, которому посвящена настоящая книга – очередной труд нашего старца монаха Иосифа. Эта книга – плод более чем шестидесяти лет его подвижнической жизни во всех разнообразных ее видах, как на Афоне, так и в других местах. Нашему старцу не пришлось получить так называемого внешнего образования, даже в его наиболее простых формах. Однако же мы дерзаем о Господе хвалиться тем, что Иосиф удостоился божественного воспитания у ног святых старцев, которые пребывают ныне на небесах. Он не только многому научился у них, но и сам пережил опыт Богообщения, а на своем опыте учит и нас, неопытных и более юных.

Напряженные усилия требуются и в добровольных подвигах, и в глубоком терпении тех невзгод, что мы терпим не по нашей воле, – дабы изгладить след всего того, что мы вкусили по преступному вожделению. Лукавейший род бесов, который господствует в наш коварный век, «не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9, 29). Молитва, пост и прочие формы духовного упражнения – только средства, но отнюдь не цель. Они являются разве что необходимым средством для того, чтобы мы «очистили старую закваску, чтобы быть нам новым тестом» (1Кор. 5, 7), и смогли «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 22–24).

Главы, включенные в настоящее руководство, представляют собой, по большей части, устные беседы, записанные на пленку независимо друг от друга. Мы лишь обработали их, и поэтому в тексте неизбежны повторения. При этом мы руководствовались нормами разговорного языка (димотики), как единственно понятного для подавляющего большинства мирян.

Цель настоящего издания заключается в том, чтобы наконец и в нашу, воистину мрачную, эпоху засиял «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9), – свет, который «во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). И если кто-то из наших братьев во Христе получит пользу от этой книги – а это и было нашей целью, – пусть помолится о тех, кто над ней потрудился.

Настоятель священной и высокочтимой великой обители Ватопед Архимандрит Ефрем и собратия мои во Христе.

* * *

1

Монах Иосиф, Старец Иосиф Исихаст, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000, с. 15.

2

Старец Иосиф Ватопедский, Ватопедские оглашения, Богородице-Сергиева пустынь, 2004.

3

Старец Иосиф Ватопедский, Афонские беседы: ответы афонского старца на вопросы паломников, Санкт-Петербург, 2004.

4

Здесь и далее астериском () отмечаются те цитаты из Священного Писания, которые даются по памяти (слегка измененными или в виде аллюзий)


Источник: Аскеза - матерь Освящения / Старец Иосиф Ватопедский ; [Пер. с греч. Д.А. Поспелов]. - Москва : Храм Софии Премудрости Божией, 2005 (ППП Тип. Наука). - 99, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle