Источник

О бескомпромиссном служении Господу80

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Брат Лонгин! Ты принял начаток ангельского образа. Ты еще не давал обетов, но обратного пути уже нет. Постриг в рясофор – это подготовка к принятию малой схимы, к обетам пред Богом, к жизни только ради Бога.

Святые отцы говорят, что монашеский образ жизни возник тогда, когда стала охладевать первохристианская ревность. В самом начале Церкви Христовой, по мнению преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, все христиане были подобны монахам. Они отрекались от своего имущества, отдавая его в распоряжение святых апостолов, непрестанно служили Богу, совершали добрые дела и таким образом исполняли до конца всё Евангелие, не извиняя себя тем, что какие-то обстоятельства этому препятствуют.

В скором времени ревность христиан стала ослабевать в связи с тем, что в Церковь начали приходить люди, которые не имели в себе столь сильного духа ревности, какой был в первых христианах, слышавших проповедь Спасителя, видевших своими глазами Его страдания и непосредственно общавшихся со свидетелями Его воскресения. И тогда ревнители благочестия стали отделяться от тех христиан, которых почитали нерадивыми (говорим мы это не ради осуждения, а ради собственного назидания). Таким образом, эти первые небольшие общины, находившиеся, как правило, возле городов или селений, положили начало монашеству. Эти люди своим образом жизни подражали первой христианской общине, описанной в Деяниях апостольских.

По мнению святых отцов, монашество – это евангельский образ жизни. Люди, избравшие его, живут только ради Евангелия и не желают идти на компромисс с совестью, не желают вступать в сговор с обстоятельствами, якобы объективно препятствующими человеку стать – не говорю святым или чудотворцем, – а просто христианином, тем, кем он должен быть, исполнителем заповедей Господа, исполнителем Евангелия.

Мы, монашествующие, не делаем ничего особенного по сравнению с тем, что должны делать все христиане. Мы просто объявляем – самим себе, Богу, прочим людям, – что всегда и на всяком месте мы хотим жить только по Евангелию.

Откуда возникает в людях такая решимость, такая пламенная ревность? Не от каких-то чудесных явлений или сверхъестественных откровений, но от веры. Вера заставляет воспринимать духовными чувствами то, что для телесных чувств недоступно, и человек не видя – видит, не слыша – слышит. Видит духовным зрением и слышит духовным слухом. Когда он созерцает перед собой истинное Евангелие, зрит очами веры истину воплощения, земной жизни, проповеди, унижений, страдания, воскресения и вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небеса, это заставляет его оставить свои прежние привычки, прежний образ жизни и устремиться всеми силами души на служение Господу, устремиться бескомпромиссно, бесповоротно, без оглядки.

Всякий, – сказал Спаситель, – положивший руку свою на плуг и озирающийся вспять, не благонадежен для Царствия Божия (см. Лк. 9, 62). Есть люди не благонадежные для государства, не благонадежные в отношении своих политических взглядов, а есть, оказывается, люди не благонадежные для Царствия Небесного, так сказать, плохие граждане Царствия Небесного. Монашеский образ жизни – это образ жизни христианина, не оглядывающегося назад. Он стремится только к Господу, идет вслед за Ним и думает здесь, на земле, только о Царствии Небесном.

Ты, брат Лонгин, получил имя в честь святого мученика Лонгина сотника, «иже при Кресте Господнем». Он был римским воином и, надо думать, поскольку он дослужился до звания сотника, центуриона, был жестоким, воинственным человеком, думавшим только о военной карьере, а может быть, и о грабежах и обогащении, как это бывало во время древних войн. И этот грубый сотник оказался по действию Промысла Божия свидетелем необыкновенного события – распятия Господа нашего Иисуса Христа. Он стоял при Кресте и командовал теми, кто распинал Спасителя. И вдруг во время самих страданий природные явления – солнечное затмение, землетрясение – ясно показали ему: Тот, Кто только что умер на Кресте, есть Сын Божий.

Лонгин сотник увидел, что чрезвычайные страдания и унижения Спаситель перенес необыкновенно мужественно и одновременно с любовью к Своим распинателям, а это бывает редко или, можно сказать, никогда не бывает в людях обыкновенных. Он слышал, как Господь наш Иисус Христос воскликнул: Отче, в руце Твои предаю дух Мой (Лк. 23, 46). И после этих слов, когда, казалось бы, нужно было разувериться, потому что Тот, про Кого говорили, что Он Мессия, Христос, умер, – Лонгин сотник воскликнул: Воистину Он был Сын Божий (Мф. 27, 54). Видимо, в голосе Спасителя, в Его словах была такая необычайная убедительность, что они проникли в душу этого человека, не до конца развращенного грехом, как мы понимаем из его обращения и дальнейшей жизни. Он уверовал в тот момент, когда апостолы смутились и поколебались в вере. Впоследствии он стал проповедником и послужил благовестию Христову.

И ты, брат Лонгин, также должен по примеру своего небесного покровителя всегда глазами веры созерцать Господа Иисуса Христа и как бы вслушиваться в Его речения, преподаваемые нам через Евангелие. Повторяя Иисусову молитву, ты всегда должен помнить, что в ее словах заключено исповедание не только апостолов Петра и Павла, но и мученика Лонгина, воскликнувшего: Воистину Он был Сын Божий.

Это созерцание Господа Иисуса Христа, Сына Божия, даст тебе силу исполнять все повеления Спасителя. Это даст тебе ревность, если не будет хватать твоих собственных сил, просить у Бога, как сказано в псалме, пищу себе, и Господь даст тебе духовную пищу и насытит твою душу, для того чтобы она окрепла и приобрела силы сверхъестественные. Ведь наших сил, человеческих, естественных, ограниченных, часто не хватает для того, чтобы следовать за Господом Иисусом Христом.

Никогда не нужно себя оправдывать тем, что сейчас якобы не те времена, или тем, что какие-либо обстоятельства – социальные, исторические или, может быть, связанные с нашей душевной жизнью – препятствуют исполнению Евангелия. Даже наше собственное тело по отношению к душе есть нечто внешнее, и человек волен не покоряться и телу с его болезнями и страстями. Более того, в самой душе есть некие вещи, которые по отношению к нашему сокровенному «я», к нашей личности также являются чем-то внешним. Поэтому мы должны научиться быть свободными от всего того, что в душе, в теле и вне тела препятствует евангельской жизни.

Мы абсолютно свободны, лишь бы только в нас была ревность устремиться всей душой к Богу и с Его помощью победить все эти обстоятельства и показать на деле, а не только на словах, что мы – христиане. Брат Лонгин! Ничем себя никогда не оправдывай, взирай на Господа Иисуса Христа, проси Его, умоляй Его, следуй за Ним, и Господь поможет тебе стать истинным, евангельским христианином. Аминь.

* * *

80

*Слово на постриг в рясофор. Мужской монастырь Всемилостивого Спаса, 22 марта 2001 года.

Комментарии для сайта Cackle