Я. Тягунов

Источник

Часть вторая – О том, что нам говорит здравый смысл, возвещают св. пророки и свидетельствуют опыт и история древнего мира

I. Телесное устройство человека

Вот мы видели, что Бог, чтобы устроить человеку жилище, холодное и мертвенное само по себе вещество совокупил в земной шар; для согревания этого вещества изнутри заключил в недрах шара огненный океан, а для освещения и согревания его извне поставил в небесных пространствах солнце, и, привязав к нему землю, установил ей такое обращение около себя самой и солнца, чтобы чрез то были на ней попеременно ночь и день, лето и зима; одел ее воздухом, чтобы могли дышать им и жить да земле живые существа; обильно наделил ее водою я посредством воды, теплоты и света сначала обратил вещество в плодоносный слой и в многочисленные породы металлов и минералов, потом украсил поверхность земли бесчисленным множеством разнообразнейших, служащих на пользу человека, растений; наконец населив ее таким же множеством живых творений, сотворил человека и над всем этим поставил его владыкою и царем.

Теперь взглянем на этого царя земли и владыку всех ее богатств.

Вникая в один телесный состав его, мы видим, что усматриваемая нами в устройстве миров премудрость Божия отразилась здесь вся как бы в средоточии, потому люди, посвятившие себя на изучение этого предмета, называют человека малым миром и не знают, чему более дивиться: тому ли как в остове – скелете человеческом кости приспособлены одна к другой и к известному их назначению; тому ли как скреплены они связками и жилами; тому ли как чудно протянуты мускулы, чтобы чрез них мы, по воле своей, действовали членами своего тела; тому ли, как мудро разветвлены по всей нашей плоти артерии, по которым кровь струится от сердца к оконечностям тела и питает нашу плоть и кости; вены, по которым кровь обратно бежит в сердце и оттуда в легкие, чтобы там освежиться вдыхаемым нами воздухом; нервы – чувствующие, передающие чрез мозг душе получаемые нами, чрез органы чувств, впечатления: нервыдействующие, передающие нашу волю мускулам и повелевающие им производить желаемые движения в наших членах; тому ли, как устроена наша кожа, настолько твердая, чтобы охранять все это, и настолько нежная, чтобы она была органом осязания; тому ли, как устроены прочие органы чувств: зрения, слуха, вкуса и обоняния, или тому, как в тесном пространстве нашей внутренности размещены и устроены: желудок – этот чудный химический аппарат, превращающий всякую съедомую пищу в питательный млечный сок; разные железы и печень, снабжающие для сего желудок приготовляемыми в них и необходимыми для пищеварения: слюною, желудочным соком и желчью; млечные сосуды, всасывающие млечный сок и доставляющие его в сердце; сердце, превращающее этот сок в кровь и отправляющее ее сначала в легкие, а потом в артерии; легкие, очищающие кровь вдыхаемым нами воздухом и выдыхающие вредный для человека газ, углерод; тому ли, как приспособлены состав ноги для передвижения человека, и состав руки и ее кисти с пальцами ко всякому делу человеческому.

Чтобы подивиться премудрости Божией в устройстве человеческого тела, довольно присмотреться к устройству глаза. Оно, во-первых, в совершенстве приспособлено к законам света: для этого в самой передней части глаза, как бы вделана, роговая, совершенно прозрачная выпуклая пластинка; между нею и радужною (цветною, по которой мы судим о цвете глаз) оболочкою, или перегородкою, заключена водяная жидкость, совершенно тоже прозрачная; в радужной оболочке, на ее средине, находится круглое отверстие – зрачок; за зрачком находится в перепончатой прозрачной сумочке прозрачное же чечевицеобразное тело, называемое хрусталиком; позади хрусталика лежит студенистая и прозрачная масса, называемая стекловидною влагою. Она заключена в чрезвычайно тонкой перепонке, называемой стекловидною сумочкою. Затем эта влага окружена мягкою и беловатою перепонкою, называемою сетчатою, которая есть тончайшее разветвление или расширение зрительного нерва, который из задней части глаза проходит к мозгу. Наконец дно глаза покрыто еще особою тонкою перепонкою, называемою – сосудистою, которая покрыта черным веществом и делает дно глаза темным.

Вот лучи света, отражаемые от видимых нами предметов, проходя чрез выпуклую роговую пластинку и водяную жидкость, по законам света преломляются так, что достигают зрачка – входят в него, затем, проходя чрез хрусталик и стекловидную влагу, вновь преломляются и, падая на темное дно глаза, рисуют там все видимые нами предметы, как в камер-обскуре у фотографа, а нервы сетчатой перепонки, приемля это впечатление, передают чрез мозг нашей душе.

He говоря о множестве мышц и нервов, чудно размещенных в полостях глаза, для того, чтобы мы посредством их могли обращать глаза в разные стороны, или посредством которых зрачок, при сильном свете, сжимается, а в темноте расширяется, скажем о тех частях глаза, которые мудрым Творцом устроены для сохранения в целости этого важного и драгоценного органа. Для сего глазной шар помещен в глубокую костяную полость и отделен от костяных стенок глазными мышцами, и большим количеством жирно-клетчатой ткани, окружающей его наподобие эластического покрова. Спереди глаза защищаются бровями и веками. Брови защищают глаза от внешних вредных, влияний, препятствуют поту стекать со лба на внешнюю поверхность этого органа и умеряют действие весьма сильного света, особенно когда он падает с высоты. Веки препятствуют действовать свету на глаза во время сна, а во время бодрствования они сближаются или удаляются одно от другого таким образом, что пропускают только такое количество света, какое необходимо для зрения; преграждают путь к глазам посторонним телам (пыли), плавающим в воздухе; закрывая глаза в одно мгновение, они защищают глаза от ударов и толчков, и, наконец, находясь в беспрестанном движении, предохраняют этот орган от продолжительного действия на него воздуха. Внутренняя поверхность век выстлана слизистою гладкою перепонкою, которою мы, мигая, как бы самою нежною губкою, протираем и очищаем роговую прозрачную пластинку, принимающую лучи света; эта слизистая перепонка выделяет из себя влагу, которая увеличивает гладкость ее поверхности, почему от беспрестанного трения, производимого веками по глазу, не происходит никаких дурных последствий. Но как этой влаги недостаточно, чтобы беспрестанно увлажать глаз и, так сказать, промывать его, то под сводом глазной впадины, сверху глазного шара, находится слезная железа, которая беспрестанно понемногу источает слезы, которые тотчас же расходятся по всей поверхности означенной перепонки и увлажают глаз, отчего и зависит гладкость и блеск наших глаз. Слезы, которые не испарятся и остаются на глазе лишними, идут в особые канальцы и вливаются в носовой канал. Веки вооружены ресницами, которые оттеняя глаз, защищают его от сильного действия света. Одним словом, Устроитель глаза все предусмотрел, сообразил и предупредил все случайности.

II. Душа человека, пс. 8 и 150

Бесспорно, устройство человеческого тела несравненно превосходит устройство тел всех земных существ, и человек по одному только телесному своему составу есть совершеннейшее из них; но не в этом еще главное достоинство человека. Важнее всего в человеке способность представлять себе передаваемые ему чувствами предметы, понимать их связь, заключать о следствиях, поставлять цель для известной деятельности, придумывать пригодные к тому средства, сознавать себя, свои права и свои обязанности, так же права и обязанности других людей, судить что добро, что прекрасно, что зло, что безобразно, и свободно избирать лучшее из представляющихся желаний, чувствовать внутреннее услаждение от доброго, прекрасного, или от исполнения долга, равно внутреннее неудовольствие от злого, безобразного, или от нарушения своего долга, любить доброе и выражать свои мысли, чувства и желания раздельными звуками – словами – говорить.

Для пояснения всего этого приведем самые простые примеры.

Человек представляет себе, например, следующее: огонь согревает, дерево сгораемостью своею поддерживает и усиливает огонь, камень не сгорает, а нагревается и удерживает в себе теплоту, глина и известь липки и могут связать камни. И вот человек поставляет себе цель: согреть свое жилище, и для того складывает из камней и глины печь, разгнетает в ней огонь, поддерживает и усиливает его дровами и таким образом нагревает камни и удерживает теплоту в своей избе.

Ваня четыре дня работал у соседнего помещика на сенокосе, каждый день от восхода до заката солнца трудился и заработал рубль. Весело ему: сидя в углу избы, он смотрит на деньги, считает и пересчитывает и думает: «вот в Петров день в селе ярмарка, пойду туда, куплю пряников, булку, книжку или картинку; пойду теперь к Васе, покажу ему свою заработку». Приходит, Вася сидит у постели своей больной матери, и унимает маленькую плачущую сестру. Мать охает и стонет... Они третий день уже ничего не ели, у них нет ни кусочка хлеба. Ваня быстро уходит из избы, бежит к торговцу, покупает на свой рубль хлеба и еще кое-какого съестного и приносит к голодным. «Boт вам Отец прислал», сказал и вышел. И не жалко Ване денег – ему весело на душе, oн чувствует, что сделал доброе дело, его как бы хвалит кто-то – добрый предобрый, и ему веселее, чем если бы он был на ярмарке и ел там пряники и булки. И всякий, кто услышит, что сделал Ваня, умилится и скажет: добрый он мальчик, доброе у него сердце – Бог его не оставит.

Максим работник хороший: целое лето был в заработках, трудился что было силы, на лакомство и хмель не потратил ни копейки; заработанными деньгами уплатил все подати и повинности и прокормил семью, на остальные купил шубу, любуется ею и думает: «вот она трудовая копейка! Слава Богу, теперь я зимы не боюсь, не буду дрогнуть, как прошедший год». А гуляка Семен смотрит и думает: «вот бы подтибрить; славно бы погулять». И в ту же минуту рассуждает: «это скверно, ведь это его кровный труд. Что если бы со мной кто так поступил? Как бы мне горько было! Да ведь есть и Бог!.. Пропадай ты проклятая мысль – дьявольское наваждение». И стало ему самому легко и сладостно в душе. А сделай он этот грех, его стала бы мучить совесть, – горе и слезы Максима отразились бы и на душе Семена.

Пахому в первый раз случилось быть в городе. Подъехал он к соборной великолепной церкви и остановился: впился в нее глазами и дивится; соразмерность всех частей здания, стройность колонн в портиках, изящество украшений, величие возносящихся к небу куполов, блеск сияющих на них крестов поражают его, и он невольно произносит: «как это хорошо! как прекрасно! Все бы смотрел и не насмотрелся».

Сидор родился в Питере и с самого детства жил все у портного в ученье. Кончил он ученье и пошел в деревню к родным. Подходит к реке: слышит необыкновенный шум, видит невдалеке какое-то строение: при нем запруда, и вода оттуда стремится с пеною, Пошел Сидор посмотреть поближе, видит: вода, встречая в своем беге колесо, ворочает его; это колесо, внутри строения, поворачивает другое, а это заставляет вертеться шестерню, шестерня же кружит жернов, жернов мелет рожь, и мука течет в мешок. «Вот что! говорит он: это мельница. Эко умно придумано: поймали водицу, взнуздали ее как коня, да заставили работать – жернов вертеть. Нужен ум, да ум, чтобы все это придумать, да так устроить».

Сидит у избы на завалинке старуха Матрена; у ней на коленях внучка ее Аксюша. Матрена нежно смотрит на внучку, гладит ее по головке и изредка целует. Аксюша прижалась к ее груди, взяла своею ручонкой другую ее костлявую – покрытую морщинами руку и крепко прижимает к своим губкам. Старуха говорит: «ты моя милая внученька», а внучка: «ты моя голубынька бабенька». И им сладко-сладко в душе, – каждая готова за другую жизнь свою отдать.

Ничего подобного не измыслит, ни подумает, ни сделает, ни почувствует ни одно из животных земных. Один только человек из всех живых земных существ одарен умом, мыслью и свободною волею, от которых происходит все это. Но ума, мысли, воли не могли дать ни кости, ни плоть, ни кровь, ни мозг. В них нет ни жизни, ни ума, а могло ли мертвое произвести живое, безумное ум? Эта способность человека выше всего земного – вещественного, и делает человека обладателем и владыкою всего сущего на земле. Умом своим он сделал одних животных своими работниками, других данниками; умом он извлекает сокровища из недр земли и обделывает их на свои потребы, – умом заставляет землю производить те растения, какие ему нужны, – умом он подчиняет себе самые силы природы и заставляет их работать на себя.

Откуда же этот чудный дар?

На это отвечает нам слово Божие:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт.1:26–27).

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт.2:7).

Итак: тело от земли, душа от Бога; телом мы прикреплены к земле, душою вознесены к Богу; по телу мы вещественны, по душе духовны.

Будем же петь с Давидом:

Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя. Когда взираю я на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил: mo что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? He много Ты умалил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всe положил под ноги его. Овец и волов всех, и так же полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все преходящее морскими стезями. Господи Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! (Пс.8:2–10).

Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его no могуществу Его, хвалите Его no множеству величия Его. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите ею на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! (Пс.150:1–6).

III. Что воздам Господеви о всех, я же воздаде ми

Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову. (Пс.115:3,4).

Звери и прочие животные твари, одаренные чувственною только жизнью, а не разумною, имеют способность находить себе пищу, рождать себе подобных, сохранять свою жизнь, и не знают другого блага, как питать свою плоть и удовлетворять своим телесным потребностям; почему они, как земные, имеют стан свой и голову согбенные к земле, и с прекращением жизни обращаются в землю и перестают существовать.

Напротив: человек, сообразно своей высокой духовной природе, имеет стан прямой и голову подъятую вверх к небу. Он своим взором свободно проникает воздушные пространства, или объемлет на дальнее расстояние лежащие вокруг него окрестности, созерцая раскинувшийся над ним лазоревый шатер, бегущие облака, величественно шествующие от края небес до края небес светила, мерцающие звезды, расстилающиеся пред ним поля и луга, окаймляющий их лес, возносящие вдали к облакам свои вершины горы, извивающиеся ручьи, мирно текущие реки, зеркалоподобные озера и безбрежное море, – дарованным ему разумом способен понимать красоту и премудрое устройство мира, постигать величие Творца в Его делах и благость в Его промысле, уразуметь законы жизни и в размышлении об этом находить высокое удовольствие и чувствовать чистую духовную радость, благоговение и любовь – к Своему Создателю.

He ясно ли все это показывает, что человек не к земле должен прилепляться, а стремиться к небу – к Богу и в Нем искать истинной – вечной жизни и блаженства.

Кроме того, кто из разумных существ не сознает долга облагодѣтельствованного – быть благодарным благодетелю? Бог истинный наш благодетель. Он, по присущей Ему правде, ожидает от нас исполнения этого долга. Как же нам благодарить Его? Чем воздать Ему, чем выразить свою благодарность? – Любить Его. Он Сам – любовь, и требует от нас любви – только любви, и для того сделал присущим нашему естеству – любить доброе. А Он – высочайшее добро. Как же нам не любить Его?

Но, собственно, Бог не нуждается ни в нашей любви, ни в нашей благодарности: требует же этого от нас по присущей Ему правде для нашего же блага, так как без этой любви не может быть и мыслима истинная жизнь – блаженство.

Нам присуще любить добро. Если эта потребность души обращена не к Богу, то человек удовлетворяет ей привязанностью к тому, что почитает добром. Таким образом один считает добром сладко есть и пить, удовлетворять чувственным пожеланиям, другой – копить богатство, третий – властвовать и т. д. А есть и такие люди, которые не находя во всем этом удовлетворения алчбы своей души, находят удовольствие, подобно дьяволу, делать зло другим и совращать их с пути к истинному благу.

Избравший своим кумиром деньги – богатство – употребляет все свои силы и труды, чтобы сохранить приобретенное и чтобы добыть денег и имения более и более. Здесь ему приходится на каждом шагу сталкиваться с подобными ему почитателями этого кумира: одни из них улучают время как бы добраться до его сундуков, другие хотят черпать из того же источника, откуда и он черпает. Душа его ежечасно возмущается опасениями, подозрениями, завистью, досадою, враждою. Он на всех, даже самых близких ему людей смотрит, как на посягателей на его достояние и все кажутся ему врагами. Мало того: огонь пожирает его дом, буря поглощает его корабль, засуха губит посев, дождь мешает убрать урожай, болезнь мешает ему начать или кончить прибыльное дело, и он теряет веру в благость и премудрость Творца, видит в Нем вражду к себе, и устройство мира кажется ему несовершенным, а Творец не премудрым. Он покланяется Ему и приносит жертвы, только как сильному владыке, чтобы отклонить Его гнев.

Возлюбившие власть и почести все свои силы и всю свою деятельность употребляют на то, чтобы властвовать над другими, и получить от всех внешние почести и отличия. Они знают, что покоряться не по любви, a no принуждению и силе для всякого человека крайне тяжело, что всякий желает освободиться от такой власти и многие только кажутся покорными, а сами ищут власти и ждут только случая низвергнуть честолюбца с высоты его величия, чтобы занять самим его место. А потому, естественно, в душе честолюбца рождается и подозрительность, постоянное опасение за свою власть, даже за жизнь. Все это побуждает его более и более стеснять свободу покоренных или подчиненных, преследовать подозреваемых, совершать одну несправедливость за другою, лишать свободы и жизни невинных. А все это ведет к тому, что ненависть других к нему увеличивается, опасность для него усиливается, совесть более и более преследует его и мучит его напоминанием жертв его несправедливости. Таким людям всегда сопутствует гордость, самолюбие, кичение, презрение ко всем другим людям. Они мнят себя существами выше человеческой природы, a всех прочих считают низшими тварями. Некоторые доходили до такого безумия, что считали себя богами и принуждали покоренных поклоняться и приносить жертвы своему изображению – идолу.

He радостна земная жизнь корыстолюбцев и властолюбцев: забота, труд, опасения, бессонница, угрызение совести не дают им минуты покоя; в семье, в обществе они одиноки: они никому не сочувствуют, их никто не любит, и они всем в тягость. Одно обладание богатством или властью тешит их. Но приходит смерть: богатство разделят другие; покоренные, освободившись от тирана, произнесут на него проклятье. Наги, одиноки явятся они в день суда. Найдется ли для них в новых обителях место или что-либо приятное? Там нет ни золота, ни серебра, ни камней драгоценных, чем привык утешаться корыстолюбец. Там нет никого, над кем бы властвовать, ни тех отличий и почестей, которые составляли наслаждение властолюбца и честолюбца, Там они увидят превознесенными тех безвинных страдальцев, которых они презирали, лишали им принадлежащего, которым наносили обиды, которых притесняли, лишали свободы и жизни. Трудовой пот, слезы, кровь всех сих обратились здесь в сияющие знаки их добродетелей; кротости, безропотного терпения, прощения обид и пр. Каково иметь пред глазами такие улики? Между тем они не вынесли из жизни никаких представлений о премудрых и благих судьбах Творца, никакого сочувствия к высоким подвигам любви, которые казались им в жизни глупостью. Для них молитва была самою тяжелою работою. А здесь созерцание судеб Божиих, заслуг Христа и Его другов и славословие Творца составляют неизменно вечные утехи и занятие обитателей. Для них же это страшный труд – скучно, невыносимо. Да, если бы оставить их тут, сродные им – зависть, злоба, гордость возмутили бы мир самих небожителей. Нe место им здесь, а другого нет, кроме тьмы кромешной.

Те же, для которых чревобог (Флп.3:19), т. е. предавшиеся сластолюбию и сладострастию, не любя труда и забот, необходимых для приобретения средств к удовлетворению их пожеланий, помышляют только о том, как бы на счет труда других бражничать, веселиться и развратничать. Всякий, имеющий собственность, кажется им присвоителем их достояния, их грабителем, и они считают себя вправе обманом, хищением и даже убийством отнимать достояние ближнего.

Законы и учреждения государственные, полагающие им к тому преграды, они считают злом – стеснением свободы человека, и проповедуя, будто бы все это установлено сильными и богатыми, чтобы властвовать над слабыми и бедными, стараются смутить ум легкомысленных, составляют заговоры, и производят бунты, чтобы разрушить основы государства и привести все к безначалию. Религия и все ее установления, клонящиеся к насаждению в людях благочестия и доброй – мирной жизни, к утверждению брачных уз, к почитанию родителей, к ограждению прав собственности и к повиновению властям – им ненавистны, и они силятся уверить себя и других, что все это будто бы предрассудки и суеверие невежества. Проповедуя безбожие, они смотрят с презрением и ненавистью на всех поклоняющихся Божеству, и в тоже время презирают друг друга и не опускают случая обижать один другого. Обжорство, пьянство и разврат расстраивают их телесные и умственные силы, порождают болезни. Наконец, когда они лишаются или способностей, или средств удовлетворять своим обычным пожеланиям, ими овладевает чувство страшной пустоты – тоска, скука; все их окружающее и весь мир кажется им отвратительным, самая жизнь несносною, от того-то многие из них кончают ее сумасшествием или самоубийством. Они не верят в бессмертие души, даже не признают, чтобы было что духовное в человеке, и потому смерть считают концом бытия – благодетельным исходом мучительной для них жизни. Несчастные! Действительно, прекращение бытия – совершенное уничтожение было бы для вас благодеянием. Но разве могло то Существо, Которое произвело из небытия этот необъятный в своем пространстве и разнообразии мир, привело в нем бесчисленные разнообразные предметы во взаимную связь, устроило во всем порядок и направило к известным целям, разве могло Оно сотворить человека, одно устройство тела которого представляет диво премудрости и искусства, – для одной Своей только потехи и забавы, на краткий срок земной жизни, не имея высшей, разумной, сообразной с Его величием цели? Нет. Он одарил человека подобным Себе духовным существом – душою разумною и свободною для вечной жизни; и дары Его непреложны, следовательно, душа человека, с разрушением тела, не может прекратить своего бытия. Он и возвестил, что видимый мир прейдет, a человек восстанет из тления с духовным телом для жизни в новых, уготованных для него обителях. Там чрево, и что для чрева, упразднится, там светом будет – сияние образа славы Божией – Христа Его, пищею – представление чудных премудрых судеб Божиих и высоких добродетелей Сына Его Единородного и Святых Его, питием – благодать Св. Духа, утехою – радостью жизни – любовь всех обдержащая. Сластолюбцы! Что вы найдете пригодного для себя в этом новом мире? Там нет ни вкусных яств, ни изящных вин, ни других предметов чувственности, в чем вы находили все благо жизни и что единственно признавали достойным любви. Там Христос, которого вы возненавидели. Там други Его, над которыми вы глумились. Там невыносимый для вас свет правды Божией. Чтобы скрыться от него, одно убежище – тьма кромешная, – то состояние стихий, которое было до явления вызванного словом Божиим света, и в которое вновь обратится видимый мир. Там придется вам ожидать, когда, по вашему учению, тьма родит свет, хаос произведет порядок, мертвое изведет живое, безумное – разум.

Говорить ли о людях, так извративших свою природу, что зло им кажется добром, добро злом, истина ложью, ложь истиною, и находящих удовольствие делать зло и сплетать ложь? Они – воинство дьявола и часть их с ним!

Любящий же Бога имеет предметом своей любви беспредельное величие, совершеннейшую красоту и всесильную благость. Нет у него соперников, которые могли бы оттеснить его от любимого, нет врагов, которые могли бы отнять оный. Напротив, все любящие Бога ему самые искренние други – братья. Да, и на всех прочих он смотрит как на сынов одного с ним Отца: счастливы они, он радуется и благодарит, страдают они, он о них печалует и молит за них того же общего всем Отца, веруя, что Он один владыка и распределитель благ. Предмет его любви так велик, так драгоценен, что все в этом мире он вменяет в уметы – сор: за ничто, и ему они милы только в соединенном с ними представлении премудрости и благости Творца. А потому он равно благословляет Бога за черствый кусок черного хлеба и полевую землянику, как и за изящный белый калач и дорогой ананас. Если несчастье постигнет его от стихий ли, от расстройства ли здоровья, от злобы ли людской, от разлуки или смерти близких ему людей, он сносит это терпеливо и благодушно, ибо верит, что никакое бедствие не может постигнуть его без воли или попущения всеблагого Отца, и что Он всеблагой не может допустить испытания выше сил испытуемого, и что все происходящее от Всепремудрого направлено к истинному благу, хотя мы иногда не можем в настоящее время постигнуть всех путей Его. А потому, смиряясь пред неисповедимыми судьбами Святого Провидения, он повергается в прах пред своим Господом и в такой смиренной молитве находит истинное успокоение и утешение. Мир свыше, – мир с Богом, с самим собою и с ближними сопутствует ему и веселит дух его. He страшна ему смерть, – он верует, что у любвеобильного Отца уготован для любящих Его лучший мир и лучшая жизнь, где владыкою – Единородный Сын Его – Царь Христос и сожители – други Христовы. Одно уже то, чтобы созерцать их славу и сияние их добродетелей, внимать их беседам и их славословию составляет для него исполнение всех его желаний.

IV. Падение человека

Итак неопровержимый долг человека быть благодарным своему Творцу и любить Его, и эту благодарность и любовь засвидетельствовать совершенною преданностью Его воле.

В этом состоит долг, в этом же заключается и единственный путь к блаженству, потому что человек только исполнением этого долга может соделаться достойным любви Творца, получить взаимно от Heгo свидетельство Его любви – помазание Св. Духа – благодать, сделаться истинно благим – едино в любви с Богом, следовательно совершенно блаженным.

Но человек в самом начале пошел не по этому пути. Он, вместо того, чтобы в радостях, доставляемых обильно дарами природы, видеть благость Творца, полюбить Его, и благодарным сердцем преклониться пред Ним, в самых дарах природы думал найти блаженство, пристрастился сердцем к ним, и когда те оказались неудовлетворяющими потребности души, жаждущей блаженства, он начал искать его в предметах заповеданных, – в нарушении самых законов естества. Вместо того, чтобы чрез внимание и разумное вникание в окружающие его предметы понять связь вещей и законы естества, уразуметь премудрое устройство мира и величие Устроителя, и вознестись мыслью к Нему, человек захотел прямо знания для удовлетворения своего любопытства. В той мере, как человек отклонялся от пути истинной жизни и таким образом удалялся от своего Творца, слабел его ум, увеличивались чувственные пожелания и обращались в похотения. В таком положении человек легко поддается внушениям извне – помыслам, приходящим в него от дьявола или от других людей о том, что заповедь не нужна и стесняет только нашу свободу, что в заповеданном наше блаженство, и что в веществе находится Божественная сила, дающая знание, счастье и разнообразные силы. Под влиянием таких-то внушений человек отметает заповеди Божии и предается своим страстям и похотениям, впадает в суеверие и идолопоклонство, делается противником Божиим, вносит порчу в свое естество, подчиняется дьяволу и теряет даже сознание об истинной жизни в любви к Богу.

Так впали в грех наши прародители, так падаем в него и все мы, и порчу, внесенную грехом в естество, передаем своим детям.

Мы знаем, что нельзя никому идти против законов видимой природы, – зная эти законы и соображаясь с ними, мы делаем самые силы природы своими слугами и работниками. Ho горе, если мы посягнем не соблюдать этих законов: огонь испепелит наше достояние и сожжет самих нас, вода поглотит в своей бездне, воздух обратится в язву.

Но законы правды и любви Божией – законы нравственные непреложнее законов физических – законов видимой природы и нарушение первых пагубнее нарушения последних уже потому, что чрез то мы делаемся скверною – пред лицом Святости, ложью пред истиною, злобою пред любовью, дерзкими бунтовщиками пред Всесильным, безумными поругателями щедрот Всеблагого – одним словом – сами отвергаемся источника жизни и добра, следовательно, обрекаем себя смерти. И вот смерть – эта страшная казнь, предвозвещенная вначале Творцом, как необходимое следствие нарушения Его воли, стала царить над людьми.

Кроме того, мир создан для человека no мысли Божией – для существа нравственного совершенного, и с ним согласованы силы и законы природы мира. Почему человек, нарушая законы нравственные, нарушает вместе с тем чин законов физических и вносит в мир расстройство и беспорядок. Так невоздержность расстраивает организм человеческого тела и оттуда происходят разнообразные болезни; зависть, корысть и злоба вносят расстройство в общество людей и нарушают их мир и благосостояние; нравственное неряшество порождает неряшество физическое, а это зарождает в воздухе вредные миазмы, от которых свирепствуют повальные болезни и язвы.

Таким образом грех удалил нас от Бога, лишил истинно блаженной жизни, внес зло в самих нас, в общество людей и в самый мир, и обрек нас смерти.

Теперь изведав опытом горечь греха – зла, человек должен узнать цену добра. И действительно: всегда были люди, которые поняв, что истинное добро есть Бог, и только в нем одном истинная жизнь – блаженство, и что источник зла и смерти – грех, усиливались подавить в себе пристрастие к земным благам и искоренить посеянное в нашу душу семя – лукавые помыслы, выйти из власти дьявола и вознестись умом к Богу. Но немного было таких подвижников: огромное большинство людей, прилепясь к земле, только в удовлетворении чувственности думали найти блаженство, и на изыскание к тому средств употребляли свой ум и все свои силы. Обремененный земными заботами помысл их не мог вознестись выше земного – к Богу и они испытываемое на земле зло считали присущим миру и человеку. He умея объяснить себе сил природы, приносящих пользу или вред, одни из них олицетворяли эти силы своим воображением в образы высших невидимых существ, другие приписывали сотворение мира и человека двум богам – доброму и злому, третьи обоготворяли самое вещество мира и живущих на нем тварей. Всем им кажутся смешны и глупы чтители истинного Бога, и они не преминут случая нанести им обиду и вред. Так, человекоубийца искони (Ин.8:44) – дьявол умел посредством Божиих же даров отклонить людей от Бога, подчинить себе и заставить их, подобно образу своему – змию, ползать чревом по земле, питаться земным прахом и жалить непокорных ему.

Но Богом этой вражде определен конец и не напрасно обещана победа чрез Рожденного от жены.

V. Род человеческий до явления Спасителя

Так как люди стали искать своих путей к блаженству, то Провидением было предоставлено роду человеческому ходить своими путями и опытом убедиться, надежны ли эти пути. Однако вместе с тем силы физической природы премудро были направлены к вразумлению людей на путь правды. Так неповиновение человека Богу освободило и прочих земных тварей от покорности человеку и они сделались враждебны ему, так сказать, олицетворили в себе забунтовавшие в человеке скотские страсти; богатство даров природы, которое послужило человеку не к научению его величию и благости Творца, а на вредную праздность и самоуслаждение, от него отнято, земля стала бесплодна в трудах его, и правда Божия определила ему в поте лица снискивать хлеб свой; человек невинность и чистоту свою помрачил нечистыми мыслями и желаниями, и земля произвела ему плевелы и терния, а неумеренность в употреблении даров природы произвела болезни и язвы.

Но все напрасно: род человеческий все более и более погружался в разврат и нечестие, и хотя долголетие, которым сначала пользовались люди, должно бы служить к тому, чтобы чрез долговременный опыт придти к познанию истины, нo напротив, оно послужило к тому, что люди, надеясь на долголетие, вовсе не помышляли о смерти и забывали Бога, а вследствие того пришли в такое состояние, что Бог сказал о них: "они одна плоть, а духа нет в них« и потоп истребил их с лица земли, как потерявших свойства к жизни по духу.

После того произошло новое поколение людей от благочестивого Ноя. Но когда и оно пошло теми же своими путями, то враждебность стихий и болезни стали более и более усиливаться и тем побуждать человека прибегать к Творцу о помощи и покровительстве; жизнь человека сократилась и смерть в своих жертвах начала чаще и чаще напоминать о грозном приговоре Творца за уклонение от Его воли, а память о потопе возвещала Его – Всемогущим – Праведным судиею над всем родом человеческим – Судьею, который не щадил дела рук Своих, если оно не исполняет своего назначения. Но тщетно. Любовь страхом Своего Всемогущества и Правосудия старалась отвратить Свое любимое создание от пагубного пути и обратить к Себе – источнику жизни и блаженства. Люди, как и до потопа, возлюбили только чувственность и страсти, боялись только стихий и обоготворили их, создали им кумиры и их стали умолять о ниспослании благ и избавлении от бедствий. К чему же привело все это? Нашли ли люди блаженство? История представляет нам множество людей, достигших возможных на земле могущества и славы, и силы, обладавших несметными сокровищами и имевших возможность удовлетворять всем своим чувственным вожделениям, но ни один из них не назвал себя достигшим блаженства и никто не назовет их блаженными. До конца жизни они были мучениками страстей и болезней. Образ всех их Ирод (Великий). История его есть история всех подобных людей.

Он 34 года царствовал в Иудее, пользовался неограниченною властью, – имел несметные богатства и удовлетворял всем своим похотениям чувственности, но не имел никогда спокойствия, и только терзался опасениями, ревностью, подозрениями. Он принужден был то вести войны со своими соперниками, то ласкательством и подарками заискивать милости и покровительства владык Рима, то бесчеловечными казнями укрощать заговоры и бунты, то из подозрительности и ревности совершать страшные злодейства. Так он велел избить младенцев в Вифлееме и его окрестностях; умертвил сына тещи своей – Аристовула, – мужа сестры своей – Иосифа, двух своих жен – Мариамну и Александру. Во время его старости раздоры, коварства и клеветы, поселившиеся в его семействе и его собственная склонность к подозрению довели его до того, что он ни к кому не имел доверенности и предал смерти двух своих сыновей: Александра и Аристовула. Наконец, во время последней своей болезни, в которой он мучился непрестанным голодом и сам был пожираем червями, сожег несколько человек за сокрушение золотого орла, поставленного им на вратах Иерусалимского храма; покушался в отчаянии на собственную жизнь; казнил любимого своего сына Антипатра, и собрав к себе в Иерихон знатнейших Иудеев, дал своей сестре и зятю повеление умертвить их в минуту своей смерти, чтобы она не была без плача.

Что же сказать о простом народе, который эти исполины губили миллионами, как мух, изнуряли работами и рабством, уродовали, лишая носов, или ушей, или глаз, или рук, или ног, и разоряли грабежом и поборами, и в котором погасло всякое нравственное чувство долга и добра, и когда ум человека изощрялся только над изобретением и усовершенствованием предметов роскоши, над составлением козней своему ближнему, или заговоров против честолюбцев и тиранов; когда, казалось, ум человека потерял способность понимать красоту и стройность природы и унизился до того, что идола – дело рук своих, считал Богом, и народ, взывая к нему: «ты родил меня» приносил в жертву детей своих.

Долго, более 3200 лет после потопа, длилось это темное время. Наконец, в одном уголке земли, в Греции, стали появляться мужи, которые ум свой вознесли горе из, мрака, их окружавшего, увидели красоту природы, стройность и целесообразность ее сил и явлений, и отсюда пришли к убеждению, что виновником всего существующего должен быть один высочайший Ум, полный благости; что только одно доброе может быть угодно Ему; что на этом основании должно быть установлено отношение людей к Нему и между собою, и что многобожие и идолопоклонство есть заблуждение.

Так зажегся светоч во мраке язычества и свет его, хотя очень слабый, не мог не обратить на себя внимания многих людей, погрязших во мраке. При свете его они стали более и более всматриваться в природу и человека и усмотрели много предметов, казалось, несогласных один с другим, как, например: с одной стороны, всемогущество, премудрость и благость Творца, с другой, пагубные действия стихий и страстей, бренность, тяжкая участь и смерть человека. Как все это согласить?

Предания Патриархов, которые могли бы разъяснить все это между язычниками, одни совершенно утратились, другие заменены были нелепыми баснями. Начали рассуждать, – искать умом своим истины. Один объяснял так, другой иначе. Начались споры и состязания. При этом многие явили удивительную силу ума. Почему людей, занимавшихся изысканием истины, назвали мудрецами – любителями мудрости – философами, а науку о таких предметах – философией. Но, при всем напряжении ума человеческого, истина осталась недостигнутою. Это привело, наконец, одних мыслителей к безбожию и сомнению, чтобы когда-нибудь могла быть узнана людьми истина, а других к уверенности, что истина должна быть открыта человеку Самим всеблагим Творцом. Отсюда родилось у них чаяние Божественного откровения человеку.

Между тем и предание об обещанном Победителе зла, хотя тоже уже затемненное языческими баснями, еще жило в народе, и чем более возрастали бедствия рода человеческого, тем более и более возрождалось и в народе чаяние избавления от тех бедствий.

VI. Патриархи

Во все это время, люди, хранившие в чистоте предание отцов, и старавшиеся идти путем Господним, были свыше просвещаемы Божественным откровением и соблюдаемы Провидением. Это свидетельствует история Патриархов и Иова. Так друзья Иова, бедствия претерпеваемые людьми, приписывали наказанию Божию за грехи, а Иов засвидетельствовал своим терпением полную преданность неисповедимым судьбам Божиим, и исповедовал; «но я знаю, Искупитель мой жив, и в последний день восстанет над прахом. И после кожи моей, когда разрушится сия (тело), я из плоти моей узрю Бога». Аврааму и Иакову-Израилю Господь, сообразно простоте их души и понятий, являлся неоднократно в человеческом образе, укреплял их в вере, испытывал твердость их в ней, вразумлял о судьбах Своих, охранял их от бедствий и благословлял их земными благами.

Да и было бы несогласно с правдою Божией оставлять их на произвол случайностей и тесноты времен, допущенной для непокорных.

Мы даже знаем, что два мужа, постоянно ходившие в любви Божией – Енох и Илия, не испытали смерти.

VII. Знамения и чудеса, явленные посланниками Божиими. Псал. 134 и 135

Наконец, когда с размножением рода человеческого, стали возникать государства, Господь Своим промыслом образовал особый народ еврейский в хранилище и в свидетеля истинного предания о Боге, начале мира, судьбах человека и обетованном Спасителе.

Здесь Он, в противоположность заблуждениям язычества, обоготворявшего стихии и силы природы, дал разительнейшие доказательства, что Он Творец природы и Господь сил, давший законы стихиям.

Так, по всесильному повелению Божию, с манием жезла Моисеева ветры раздвинули волны Чермного моря, поставили их стенами и осушили дно моря, чтобы проложить путь избранному народу; с ударом того·же жезла камень источил воду, чтобы утолить его жажду; манна и стада крастелей покрывали бесплодную пустыню, чтобы напитать его; так, едва несшие кивот завета левиты омочили ноги в водах Иордана, течение воды сверху реки остановилось, нижняя вода стекла и израильтяне перешли по обсохшему дну реки; так, от звука труб израильского воинства, разрушились стены Иерихона, и по слову Иисуса Навина солнце остановило течение свое, пока не совершилась победа; так, по молитве пророка Илии; спадший с неба огонь пожрал жертву и наполнявшую окружавшие ее рвы воду; так пo воле Вседержителя, огонь оставил невредимыми вверженных в пещь Вавилонскую благочестивых отроков, a челюсти голодных львов не коснулись отданного им на снедение пророка Даниила.

И много других подобных чудес и знамений совершил Господь, и свидетелем всего этого поставил целый народ Израильский, который, по сему, вслух всего мира пел:

Хвалите имя Господне, хвалите рабы Господа, стоящие во храме Господни, во дворах дома Бога нашего. Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо это сладостно, ибо Господь избрал Себе Иакова, Израиля в собственность Свою. Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов. Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах; возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих. Он поразил первенцев Египта, от человека до скота, послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его, поразил народы многие и истребил царей сильных: Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского, и все царства Ханаанские; и отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему. Господи! имя Твое вовек; Господи! память о Тебе в род и род. Ибо Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится. Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них. Дом Израилев! благословите Господа. Дом Ааронов! благословите Господа. Дом Левиин! благословите Господа. Боящиеся Господа! благословите Господа. Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме! (Пс.134:1–21).

Славьте Господа... поразил Египет в первенцах его, ибо вовек милость Его; и вывел Израиля из среды его, ибо вовек милость Его; рукою крепкою и мышцею простертою, ибо вовек милость Его; разделил Чермное море, ибо вовек милость Его; и провел Израиля посреди его, ибо вовек милость Его; и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его; и убил царей сильных, ибо вовек милость Его; и отдал землю их в наследие, ибо вовек милость Его; в наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его; вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его; и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его; дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его. Славьте Бога небес, ибо вовек милость Его (Пс.135:1,10–14,18,21–26).

VIII. Заповеди Божии и законодательство Моисея

Люди, поникнув взором долу, углубясь в искание благ земных и окаменев сердцем, не могли уже ни созерцать величия Божия, явленного в делах творения, ни внимать глаголу Божию о путях жизни, гремевшему повсюду в природе, ни уразуметь закона любви, начертанного в сердце каждого, и вот Господь являет Свое величие непосредственно пред взорами народа Своего при горе Синае, изрекает человеческою, всем понятною, речью закон любви и начертывает его человеческими письменами на каменных скрижалях. Когда Израильтяне были у горы Синайской, Он повелел чрез Моисея очиститься им и стать пред горою. При наступлении утра загрохотали громы, засверкали молнии над горою, послышался весьма сильный трубный глас, вся гора задымилась и сильно заколебалась, Господь сошел на нее в огне, гора горела пламенем до самих небес, звук трубный становился сильнее и сильнее, и Господь среди огня вещал:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх.20:2,3).

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх.20:4–6).

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх.20:7).

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх.20:8–11).

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх.20:12).

Не убивай (Исх.20:13).

Не прелюбодействуй (Исх.20:14)..

Не кради. (Исх.20:15).

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх.20:16).

Не желай до́ма ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего (Исх.20:17).

Потом Господь эти заповеди, начертанные на двух каменных скрижалях, вручил Моисею, и Моисей, по Божественному вдохновению, для вразумления людей к исполнению сих заповедей, написал самые подробные правила жизни – в семейном и общественном быту, по отношению к соблюдению чистоты душевной и телесной, к правам и обязанностям ближних, к пользованию дарами природы и даже – к обхождению с животными. Все это проникнуто было любовью и истиною и вело к любви и истине. Так он наставлял:

Если будет нищий кто-либо из братьев твоих, на земле твоей, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим. Но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря no его нужде, в чем он нуждается (Втор.15:7,8).

Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых. Правды, правды ищи, дабы ты был жив и владел землею, которую Господь Бог дает тебе (Втор.16:19,20).

Когда увидишь вола брата твоего, или овцу его, заблудившихся, не оставляй их, но возврати брату твоему. Так постyпай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поcтyпай со всякою потерянною вещью брата твоего, которую ты найдешь. Когда увидишь осла брата твоего или вола его упадших на пути, не оставляй их, но подними их с ним вместе (Втор.22:1,3,4).

Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых, и не должно быть блудника из сынов Израилевых (Втор.23:17).

Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй, как ты говорил Господу Богу (Втор.23:23).

Если должник твой будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея у себя залог его; возврати ему залог при захождении солнца, чтобы он лег спать в одежде своей, и благословил тебя: и тебе поставится сие в праведность пред Господом Богом твоим (Втор.24:12,13).

Нс обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые на земле твоей, в жилищах твоих. В mom же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его чтобы он не возопил на тебя ко Господу, и не было на тебе греха (Втор.24:14,15).

Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле; то не возвращайся взять eго; пусть он остается пришельцу нищему, сироте и вдове, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих (Втор.24:19).

В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие. В доме твоем не должна быть двоякая эфа (мера), большая и меньшая. Гиря у тебя должна быть точная и правильная, и эфа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел. Ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий неправду (Втор.25:13–16).

Вместе с тем Моисей определил порядок богослужения, в обрядах, которые преобразовали великое дело Божие о спасении рода человеческого; сочинил песни и установил праздники в воспоминание великих дел, явленных Богом для народа; установил еще разнообразные обряды в житейском быту, которые всегда напоминали каждому о законе Божием и, так сказать, нудили соблюдать закон; до конца жизни своей поучал и убеждал Израильтян быть верными слугами Божиими, и в самых сильных словах возвещал проклятие и страшные наказания за нарушение Завета, благословение и величайшие блага за верность ему. – Наконец он возгласил: Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сиu, которые я заповедаю тебе сегодня,в сердце твоем и в душе твоей. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме своем и идя дорогою, и ложась и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих (Втор.6:4,9).

В заключение Моисей объявил: И сказал мне Господь: Я ѳоздвигну им пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу (Втор.18:18–19).

Если ты (Израиль) будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Егο, которые заповедаю тебе сегодня: то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли. И приидут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Егο и постановления Егο, которые я заповедаю тебе сегодня; то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. И рассеет тебя Господь, Бог твой, no всем народам, от края земли, до края земли. Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ночи твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаивание очей и изнывание души. Жизнь твоя будет висеть пред тобою и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей. От трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами своими, утром ты скажешь: о, если бы пришел вечер! а вечером скажешь: о, если бы наступило утро! (Втор.28:1,2,15,64–67).

IX Пророчества и прообразования о Мессии

А чтобы этот, возвещенный Моисеем Великий Посланник Божий не остался неузнанным, Господь, чрез вдохновенных Им пророков предсказал: когда, где, и от кого Он родится, каков Он будет и что совершит. Так, пророки предсказали:

Иаков-Израиль: – что Примиритель, который покорит все народы, явится, когда прекратятся правители от Иуды (Быт.49:10).

Даниил: – что от исхода слова о дозволении Иудеям возвратиться из плена Вавилонского в свою землю, до Христа Старейшины, и до утверждения завета, и прекращения жертвы и приношения 70 седьмиц, т. е. 490 лет (Дан.9:24–27).

Михей: – что Вождь, который упасет Израиля, изыдет из Вифлеема, исход же Егο от начала дней века (Мих.5:2).

Исаия: – что Дева родит Сына и имя ему: Еммануил (с нами Бог), великого совета Ангел, чуден Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века (Ис.9:6); что Он произойдет от корня Иессеева (т. е. праотца царя Давида) и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, и исполнит Егο Дух страха Божия (Ис.11:3,4,10); что Он не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит гласа Его на распутьях; трости надломленной не преломит, и льна курящегося не угасит, доколе правда Его не одержит победы и на имя Его уповать будут народы; (Ис.42:2–5) – что Он приидет и спасет нас; что тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат, тогда вскочит хромой, как олень, и ясен будет язык косноязычных (Ис.35:5,6); что Он явлен будет неищущим Его, – обретется невопрошающим о Нем и тщетно будет простирать руки к людям непокорным и противуглаголющим Ему, которые не ходили путем истинным, но во следе, грехов своих (Ис.65:12); что ужаснутся о Нем многие, так обесславится от человек вид Его и слава Его от сынов человеческих: Он будет как корень в земле жаждущей, без вида, без красоты, но будет вид Его умален и бесчестен, паче всех сынов человеческих, – как человека в язве сущего и ведущего терпеть болезнь все отвратят лицо свое от Него; Он будет поруган и вменен в ничто; что Он грехи наши понесет и о нас будет болезновать, а люди будут думать, что Он наказан от Бога язвою и трудом: что Он будет мучим за грехи наши и за беззакония наши терзаем, наказание нашего мира на Нем, язвою Его мы исцелеем; что все люди, как овцы, заблудились, совратились с пути своего, и ради наших грехов предал Его Господь, а Он, посреди оскорблений, не отверзает уст Своих; как овца поведется на заколение безгласен, как агнец пред стригущими; что в уничижении Его совершится суд, род же Его кто изъяснит? (Ис.52:13–15; 53:1–9); что Он вменен будет с беззаконными, хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. (Ис.50:6); но что о Нем так говорит Господь: но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли (Ис.49:6).

Богоотец Давид в своем Божественном потомке провидел Господа прежде денницы рожденного Богом, вместо жертвы и даров приносившего тело, чтобы исполнить волю Божию (Пс.:2, 39, 59) и в то же время, как бы в своей собственной плоти чувствовал все крестные Его страдания (Пс.68).

Он же провидел, что Господь не оставит души Его во аде, ниже даст Праведнику Своему видеть истление, и что Он откроет имя Божие братии Своей, и в церкви великой исповедает Его, и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред Ним все отечествия язык (Пс.15:10; 21:26,28), и потому взывал: «воскресни Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех»; (Пс.81:8) и: "вознесися на небеса Боже, и no всей земли слава Твоя». (Пс.56:6).

Кроме того, разными прообразованиями изображены величие и благодетельность дел Его. Так, в прообразование спасительной смерти Христа-Спасителя – нашей пасхи, кровь заколанного пасхального агнца спасла евреев от меча Ангела смерти пред выходом их из Египта; в прообразование услаждающего все наши земные кресты Креста Христова, усладило горькие воды Мерры вложенное в них Моисеем дерево; в прообразование силы крестной молитвы распятого Христа, доставившей нам победу над дьяволом, молитва Моисея с распростертыми и поддерживаемыми руками подала победу Израильтянам над Амаликитами; – в прообразование принятого на Себя Сыном Божиим во образ греха человеческого естества, вознесенного на крест, для исцеления наших греховных язв, исцеляло в пустыне уязвленных змиями воззрение на медное изображение змия, повешенного на шесте; в прообразование очищающей от грехов силы воды крещения, воды Иордана исцелили Сириянина Неемана от проказы; в прообразование воскресения Христа, по молитве Пророков Илии и Елисея, воскресали мертвецы и ожил мертвец, прикоснувшийся к праху Пророка Елиссея; а пророк Иона, после трехдневного пребывания в чреве китовом, изшел оттуда невредим для проповеди Неневитянам.

X. Время пред явлением Мессии

He взирая на все это, в самом Израильском народе только малая часть людей уразумела Творца и путь, Им начертанный; все же прочие, подобно кивоту завета, были только хранилищами букв слова, Богом людям изглаголанного чрез Своих посланников – пророков. Самая особенная к этому народу милость Божия возродила в них не чувство смирения, благодарности и преданности к Нему, но гордость, по которой они возмнили иметь неотъемлемое право на такую милость по одному только происхождению своему от Авраама, а Бога обязанным спасти только их одних. Свои же обязанности к Богу они заключили только в исполнении внешних обрядов богослужения и жизни, и самое ожидаемое спасение ограничили только земными благами, думая, что Мессия – Христос явится царем завоевателем, который возвеличит их народ покорением всех других народов, и чрез то доставит им средства властвовать и обладать неиссякаемыми богатствами. Внутренне же, в душе, они оставались, как и язычники, полными коварства, лжи, хищения, лихоимства, блуда, злобы и всяких неправд.

Таким образом, под конец определенных времен, все блуждали, все бедствовали и все ожидали спасения. Опыт тысячелетий доказал, что пути и измышления человеческие к блаженству не приводят, и ум человеческий сам совершенной истины не отыщет. Между тем пробуждение от усыпления ума, возродившееся от того сознание окружавшей лжи и жажда истины и спасения показывали, что род человеческий довольно уже созрел, чтобы принять истину и Спасителя.

Промысл же Божий устроил так, что евреи, вследствие войн сначала с ассирийцами, потом с вавилонянами и наконец с греками, расселены были по всему лицу земли, повсюду понесли свои Священные книги Моисея и пророков и сделались исповедниками веры во Единого Бога и обетованного Мессию. Между тем греки, вследствие славных побед и завоеваний царя их Александра Македонского, прославились, повсеместно распространили свою образованность и свой язык, перевели на него все Священные книги евреев и тем сделали их доступными всем народам. Наконец, победоносные римляне покорили все царства, и самый народ иудейский принужден был так же покориться им. Почему к концу времен образовалась всемирная Римская Империя, и все люди соединились под одною властью, чтобы благовестие о великом деле любви Божией для спасения рода человеческого не могло встретить ни границ, ни застав.

Таким образом премудрым Промыслом Божиим приготовлен мир к принятию обетованного Мессии и настало время, определенное пророчествами Иакова и Даниила: прекратились у Иудеев правители из их племени и истекали уже 70 седьмин, определенные Даниилом.

И вот, согласно пророчествам Михея и Исаии, в Вифлееме рождается от пречистой Девы Марии – ветви от корени Иессеева, обрученной, тоже потомку царя Давида – Иосифу, – отроча – Сын, и нарекли они Ему имя Иисус – Спаситель.


Источник: Христианский взгляд на мир и человека : Кн. для народа и учеников нач. уч-щ, достигших сознат. чтения / Соч. Якова Тягунова. - Санкт-Петербург : тип. В. Безобразова и К°, 1876. - [2], II, 372, V с.

Комментарии для сайта Cackle