Некоторые аспекты христианской аскезы в век информационных войн

Источник

Содержание

Аннотация 1. Аскеза в Священном Писании и Предании Церкви Аскеза как подвиг и практика христианской жизни Ложные интерпретации и опыт Церкви 2. Информационная лавина и психика человека, война за внимание и сознание Информационно-психологическая война как реальность современного мира Негативно-агрессивный фон информационного пространства Искажение фундаментальных категорий человеческого бытия 3. Некоторые замечания к современной аскетике Святоотеческий взгляд на информационную атаку и средства противодействия ей Опасность больших подвигов и «нищета духа» Хранение чувств и трезвение Воспитание добродетелей благоговения и послушания Источники и литература:  

 

Аннотация

Статья посвящена постановке проблемы выявления особенностей аскетической практики христианина в эпоху информационного взрыва. Обозначена актуальность христианской аскезы, которая должна рассматриваться как важная и необходимая составляющая жизни современного человека. Применяются такие методы, как семантический анализ понятия и его рассмотрение в русле православного предания, аналитический обзор тенденций развития современного общества, синтез психологических проблем, выявленных при пастырском окормлении прихожан.

Обращено внимание на доминирование негативно-агрессивного фона информационного пространства современного общества. Информационно-психологические войны определяются как реальность современного мира, искажающая фундаментальные категории человеческого бытия. В качестве главных средств для выработки психологической устойчивости христианина предлагается обращение к опыту святых, близких к нам по времени, а среди христианских добродетелей особенно выделяются «нищета духа», вера как доверие Промыслу Божию, трезвение, благоговение, постоянство, молитва краткими словами, «подвиг общения».

Новизна исследования заключается в обращении к проблеме аскетики в контексте расцвета новых информационных технологий.

1. Аскеза в Священном Писании и Предании Церкви

Аскеза как подвиг и практика христианской жизни

Св. ап. Павел говорил о себе: «Подвизаюсь (древнегреч. –– ἀσκῶ) всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» (Деян 24:16). И хотя это единственное место в Св. Писании, где употребляется производная от глагола «ἀσκέω» (упражняться, тренироваться), но сама идея необходимости духовного подвига для выполнения божественных заповедей и наследия Царства Божия является одной из важнейших истин, выраженных многоразличными способами и терминами, как в Библии, так и в Св. Предании Церкви. Достаточно вспомнить слова Христа Спасителя «подвизайтесь войти сквозь тесные врата» (Лк 13:24), а также многократные упоминания ап. Павла о пастырском подвиге за христиан (Кол 2:1), о «подвиге добром» (2Тим 4:7), «подвиге веры» (1Тим 6:12), о страдании за Христа как особом даре и подвиге (Фил 1:29–30), о «подвиге благовестия Божия» (1Сол 2:2), чтобы освежить в нашем сознании эту общепринятую в Православии нравственную истину.

Интересно отметить, что во всех упомянутых выше цитатах Св. Писания в древнегреческом оригинале использовано либо существительное «ὁ ἀγών» (борьба, соревнование, битва, спор), либо производная то глагола «ἀγωνίζομαι». Эти термины являются однокоренными с такими, как «агония», «агонизировать», «антагонист», «антагонизм» и др. Размышляя о содержании этих терминов, можно еще раз прочувствовать степень накала той духовной брани за спасение человеческих душ, к которой призван каждый ученик Христа.

Вся жизнь христианина есть не что иное, как прохождение подвига. «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр 12:1, в оригинале здесь использовано то же самое древнегреческое слово «ὁ ἀγών») по образу Господа Иисуса Христа (Евр 12:2–4). Жизнь христианина подразумевает «деятельное осуществление религиозно-нравственного совершенства путем участия всех телесных и душевных сил человека, через постоянную борьбу» с различными проявлениями греха1.

В первые века христианства аскетами называли тех христиан, которые, оставаясь в обществе, духовно трудились с особенным усердием для приобретения и сохранения благочестия и праведности2. С самого начала земного пути Церкви Христовой забота о правильном усвоении евангельского учения всегда шла рука об руку с передачей здравой аскетической практики3.

Ложные интерпретации и опыт Церкви

В современном мире наряду с ростом популярности различных психосоматических упражнений по традициям йоги, лечебного голодания и медитации «для здоровья», бытует весьма искаженное представление о христианской аскезе, навеянное как крайностями экзальтированных аскетических практик некоторых западных средневековых подвижников, так и негативными примерами из жизни современных православных неофитов, искаженно и чаще всего незаметно для самих себя воспринявших идею подвига «ради самого подвига», а не ради Христа.

Противники христианского аскетизма гораздо более часто, чем в случае с различными практиками любителей йоги, выставляют в качестве своих аргументов то, что аскеза якобы воспитывает в христианине эгоцентризм, замкнутость на самом себе, может поддерживать негативное отношение к общественной жизни и деятельности. Однако опыт православных св. отцов ясно и полноценно свидетельствует о том, что умеренная аскеза не только не мешает, но и просто необходима для человека на пути очищения души от эгоизма и основанного на нем множества различных страстей. Только разумный и постоянный христианский подвиг может привести нас к высшей добродетели –– любви4.

В богатейшем святоотеческом аскетическом наследии всегда подчеркивалось, что из духовной и телесной составляющих аскезы первой необходимо уделять гораздо более серьезное внимание. Хотя даже преуспевшие подвижники по своему глубокому смирению не позволяли себе оставить телесных благочестивых упражнений, но св. отцы подчеркивали, что именно душа «должна с трезвением, мужеством, рачительностью и внимательностью везде сдерживать и оберегать себя» и свой «телесный хитон», то есть тело5.

Однако, в наше время стало особенно актуальным требование умеренности телесного подвига, при одновременном увеличении значимости приобретения навыков мысленной брани.

2. Информационная лавина и психика человека, война за внимание и сознание

Информационно-психологическая война как реальность современного мира

Американский историк и библиотекарь конгресса США (1975–1987) Даниэль Бурстен (Daniel J. Boorstin, 1914–2004) еще в конце 70-х годов прошлого века высказал своего рода пророчество: «Технологии – это просто замечательно, но мы можем утонуть в наших технологиях. Туман информации может вытеснить знание»6.

Современный мир приносит человеку множество новых вызовов. Несмотря на развитие различных технологий, жизнь человека не становится легче, более того, человек стал объектом особенного внимания, направленного на захват его собственного внимания. Как целые государства, так и отдельные группы людей, сформированные по различным интересам, «борются всеми возможными способами за ключевую позицию для контроля за полем публичного внимания». Причем при огромном количестве инициатив на этой площадке «мало кто понимает, как действительно достигнуть постоянного захвата»7 упомянутого выше поля.

По замечанию Г. Г. Почепцова, «мы живем сегодня не в мире информации, а в мире информационных кампаний. Именно такие сообщения, за которыми стоит “спонсор”, и являются основным кирпичом, из которых строится информационное пространство. Время простой информации уже истекло»8.

Информационно-психологическая война стала несомненной реальностью в современном мире, о которой много пишут и размышляют политики и социологи, но которой пока что уделено сравнительно очень мало внимания православными богословами. А тем временем способы целенаправленного воздействия разного рода информацией (устной, печатной, видео) на рациональную, эмоциональную и волевую сферы человеческого сознания все совершенствуются. И не столь уж важно, какими целями руководствуются их изобретатели (подрыв идеологии и политической власти в том или ином государстве, повреждение морально-нравственного состояния населения, смена ценностных ориентиров или просто желание продвижения своего бизнеса через рекламу), но простые потребители информации подвергаются лавинообразно возрастающему воздействию инфо-полей. В итоге уже принято говорить о «информационных перегрузках», «цифровой детоксикации» и информационной гигиене.

Негативно-агрессивный фон информационного пространства

Можно сказать, что в нынешнюю информационную эпоху ум становится местом военных действий не менее, и даже более, чем поле обыкновенной битвы, а информационно-культурные коды, заложенные в инфо-потоки – новым оружием, воздействующим над подсознание9.

Исследователи подчеркивают преобладание негативно-агрессивной информации как в политических дебатах10, так и в рекламных роликах. Маркетологи даже не скрывают, что именно более или менее агрессивная либо негативизмом, либо сексапильностью реклама легче и быстрее продает рекламируемые изделия. Мужчины, женщины всех возрастов, а также и дети стали ежедневной целью рекламной индустрии. Содержание т. н. «мыльных опер» говорит само за себя. Для примера, в американских сериалах такого типа соотношение более или менее явно представленных сексуальных отношений героев, связанных узами брака, по сравнению с несемейными составило всего 4 %, а для другого рода телепродукции всего 16%11.

Проводя все более значительное время у экранов телевизора, компьютера или телефона, человек все больше проникается доверием к этим источникам информации. Но помимо простого эффекта привыкания к аморальному поведению, которое подсознательно становится все более приемлемым (в том числе в силу того факта, что представлено оно через популярных актеров), существует и опасность серьезной смены мировоззренческих ориентиров. Специалисты говорят, что в современном мире уже идет не просто война за внимание потребителя, не только война знаний (knowledge warfare), а «война за мудрость» (wisdom warfare), т. е. за мировоззрение. Это война за смысловое осознание и оценку человеческого бытия. Ее также называют «ноовойна» или «война смысловая»12.

В первом томе трилогии профессора социологии Калифорнийского университета Мануэла Кастеллса «Информационная эпоха: Экономика, общество и культура» подчеркивается, что в этой войне появляются такие понятия как «электронная духовность», «санированное восприятие убийства и страданий», «отрицание смысла и утверждение иронии как высшей ценности»13.

Искажение фундаментальных категорий человеческого бытия

Не отрицая религиозное мировоззрение как таковое, новое информационное сообщество все же неуклонно идет по дороге секуляризации, все более глубоко разочаровываясь в любой традиционной религиозности. И не только потому, что все «чудеса» теперь доступны «on-line», но и потому, что пользователь может построить свой личный мир реалий, чудес и почти целого жизненного пространства. «Культура реальной виртуальности» более всего подразумевает веру в себя самого и уверенность на приобретение возможностей и способностей сделать свое виртуальное бытие реальным и удобным14.

Мануэл Кастеллс указывает также на то, что новая коммуникативная система радикально трансформирует даже такие фундаментальные категории человеческого бытия как время и пространство. При этом «дух информационализма», выражающий новую виртуальную культуру и создающийся «в визуальном опыте компьютеров в киберпространстве путем преобразования реальности», отличается эфемерностью, а сама культура представляет собою скорее «смесь опытов и взаимодействий, нежели хартию прав и обязанностей»15. Для большей иллюстративности привожу в сноске пару оригинальных заключений проф. Кастеллса, в которых ярко раскрывается связь новой сетевой культуры с идеологией постмодернизма16.

Экспоненциальный рост объемов потребляемой информации, а также сознательные усилия лидеров нового инфо-сообщества если не подменить, то по крайней мере серьезно изменить реалии человеческой жизни, стали серьезным вызовом для сознания и психологии человека, неся с собою различные болезни человеческого духа. Некоторые из них стали уже весьма распространенными и очевидными для психологов, социологов и для священников. Другие, особенно связанные с изменениями основных принципов духовной жизни людей, преобразованием менталитета и традиционных представлений о мире, времени, пространстве и месте человека в них, еще с неизбежностью проявят себя в жизни нашего общества17. По слову президента России В. В. Путина, «попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий – это абсолютная реальность, так же, как борьба за минеральные ресурсы, с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша страна»18.

3. Некоторые замечания к современной аскетике

Святоотеческий взгляд на информационную атаку и средства противодействия ей

Что касается мыслей об аскезе христианина в современную эпоху, прежде всего хочется отметить, что первый опыт информационной атаки был получен людьми еще в раю, когда Адам и Ева были соблазнены дьяволом через искажение и извращение установок благодатной жизни, данных первым людям от Бога. Память об этом факте должна одновременно приводить христианина в духовно собранное состояние и в то же время хранить душу человека от панических страхов и уныния перед лицом вызовов инфо-эпохи. Испытания необходимы для нас для духовного утверждения в добре, «муж неиспытанный и неискушенный не имеет никакой цены»19.

Сама стратегия обольщения человека и ныне остается той же самой, что и в случае первых людей. Свт. Иоанн Златоуст замечал, что для Адама и Евы источником падения стали их мечтательная фантазия, потеря страха Божьего, а также своеволие, духовное ослепление, когда пусть даже самый мудрый (хитрый) из зверей (Быт 3:1) показался более достойным доверия, нежели слова Бога20. Следовательно, в качестве главных средств противодействия информационному затмению навсегда останутся трезвение, благоговение и искреннее послушание. Однако необходимы разъяснения –– что именно означают эти добродетели для современного человека и какие акценты в их осуществлении наиболее важны в нашу эпоху.

Опасность больших подвигов и «нищета духа»

Еще в XIX-м веке свт. Игнатий (Брянчанинов) указывал на то, что великие внешние подвиги более не имеют Божьего благословения в жизни христиан21. Афонский старец Ефрем Филофейский, ученик великого подвижника XX в. Иосифа Исихаста, выразил схожую мысль, подчеркивая, что сама необходимость великих аскетических подвигов потеряла свою актуальность ввиду большого опыта молитвенной практики, накопленного церковными аскетами за два тысячелетия.

С наступлением инфо-эпохи особенно трудные внешние подвиги становятся сугубо опасными из-за сверхбыстрого распространения сведений о подвижнике, ведущего к прославлению его среди широких масс населения. Кроме того, в самом стремлении к великим подвигам св. отцы видят проявление гордости и самомнения. Это относится прежде всего ко внешней, но верно и по отношению к внутренней аскезе. Однако в эпоху торжества информации и знания, когда души людей невольно надмеваются ощущением своей богатой осведомленности в разных сферах, острую актуальность приобретает тот подвиг, который назван свт. Игнатием «подвигом веры». Последний означает смиренное «возвеличивание» в нашем внутреннем мире Бога при одновременном смирении самого себя. Такой подвиг называется также подвигом смирения, или подвигом «стяжания нищеты духовной». Он сам по себе приносит духовную победу христианину, даже не будучи усилен аскезой телесного и душевного плана. В то же время этот самый подвиг веры дает животворную силу телесному и душевному подвигам при их исполнении22.

Свт. Игнатий указывал, что «в наше время Бог дарует спасение более при посредстве смирения, нежели подвига»23. Подвигу душевного и телесного усилия предпочитается подвиг духовного самоупразднения, самоуничижения –– когда христианин отрекается «сам в себе от всякого сознания достоинства к преуспеянию» и пребывает «в нищете духа», предстоя мысленно Богу с терпеливым прошением и ожиданием милости Божией24. Такой «смиренный подвиг»25 объединяет в себе все вышеупомянутые добродетели трезвения, благоговения и искреннего послушания Богу и Его святой Церкви. Человек в таком подвиге как бы отрекается от всего «своего», благоговейно отдавая место Божьему действию, трезво понимая, что все человеческое (даже самое лучшее и возвышенное) ненадежно и непостоянно, привыкая видеть, слышать и понимать Бога в Его Промысле о мире и человеке, а не навязывать своей собственной жизни и жизни окружающих свой план спасения.

Такой подвиг становится основанием и для эффективной мысленной аскезы, приводит к умиротворению внутреннего состояния, помогает приостановить круговерть помыслов и впечатлений, переполняющих сознание человека среди инфо-потоков. «Нищета духа» человеческого способствует «молчанию ума», когда духовное созерцание Бога вытесняет из сознания все иное, приводя ум в «естественное спокойствие». «Стояние духом» пред Господом есть мысленный покой, «конечная цель и равным образом успокоение для твари», когда «ум достигает единого, ибо единое есть Бог… и сам ум соединяется в себе во единое и становится нераздельным»26.

Хранение чувств и трезвение

В этом же контексте аскеза христианина в наше время подразумевает особенное внимание к приобретению навыков хранения ума и зрения. Огромные информационные потоки, привлекательные и соблазнительные по множеству разных параметров и ориентированные на множество вкусов и интересов, ставят перед нами задачи усиленной работы над дисциплиной проявления чувств и желаний, дисциплиной распределения времени и выработкой волевых качеств личности.

Священникам приходится уже практически постоянно встречаться с такой проблемой, как нежелание человека оторваться от экрана того или иного гаджета, чтобы уделить время самым близким родственникам и детям. Игровые зависимости, любопытство и псевдо-отдых в следовании новостным потокам или скандалам вокруг медийных звезд, псевдоучастие в проблемах мировой политики и экономики, новостях и трудностях жизнедеятельности страны или города –– вот далеко не полный список интернет-зависимостей, которые переносят внимание и симпатии людей в мир виртуальный. Мир реальный, мир людей и обстоятельств, нас непосредственно окружающих, мир задач, поставленных перед нами Божьим Промыслом, становится для многих сегодня серым, не интересным и удручающим. В противовес этому фантазии виртуального мира «прорываются» в реальные жизни людей27. Например, ретушированная красота супермоделей создает нередко реальные проблемы в семейной жизни.

Потеря христианского трезвения проявляется также в привыкании к оценке себя со стороны друзей и знакомых, через собирание положительных отзывов о себе и своей деятельности в соцсетях. Вместо мысленного «поставления себя» пред Богом на молитве для оценки себя по евангельским заповедям человек призывается создать свой интернет-образ, который будет оценен другими пользователями. Непрерывное выставление себя на суд пользователей социальных сетей становится для некоторых смыслом всей жизни.

Добродетель трезвения, как, впрочем, и все другие, невозможно сохранить, а тем более, возрастить в душе без внутреннего и внешнего постоянства. Умеренное, но постоянное духовное делание признавалось св. отцами за важнейшее условие христианского преуспеяния. Важным считалась нечастая смена как образа молитвы, так и места жизни подвижника. Для времени информационного переизбытка особенно актуальными становятся практика кратких, немногословных молитв и небольшого количества так называемых «тайных поучений», которые могут и должны сопровождать христианина посреди множества забот и жизненных событий.

Постоянство, как внутренняя неспешность и кропотливость в духовном труде, крайне необходимо для духовного плодоносия души. Даже множество правильных мыслей не приносит заметной пользы человеческой душе при только умственном ознакомлении с ними. Неслучайно в житии прп. Антония Великого отмечается постоянство и «равное усердие к аскезе»28 на протяжении всей жизни святого. Ведь «конец Антониевой жизни в теле» был таким же, как и «начало его подвига»29.

Воспитание добродетелей благоговения и послушания

С точки зрения поддержания добродетели благоговения в современной жизни хотелось бы обратить внимание на необходимость борьбы с духом иронии и сарказма, а также легкости в суждениях и осуждения. Все это, к сожалению, нередко встречается сегодня не только в мирской среде, но даже среди священнослужителей. Активное высказывание своих мнений и суждений/осуждений рекламируется даже как своего рода добродетель «небезразличного» и «честного» отношения к жизни, но на самом деле ведет к системному подрыву любых авторитетов, потери уважения к людям, наделенным от Бога церковной или государственной властью. Богатая информационная среда предоставляет множество частично подлинных, но чаще «скривленных» историй для деградации душевного устроения человека именно в таком направлении.

И, наконец, касательно добродетели послушания –– она остается перед нами как призыв следовать Христу в Его послушании Богу Отцу, сохранять верность святоотеческому преданию, воспитание доверия Промыслу Божию о нас в нашей повседневной жизни. Последнее понимается как послушание Богу через смиренное принятие всего случающегося с нами.

По мысли свт. Игнатия, общая стезя христианского подвига в нашу эпоху есть путь отхода от явных порочных сообществ (и интернет-сообществ в том числе) с одновременным приобретением навыка терпения обычных человеческих немощей, чтобы посреди оскудевающего благочестием христианского мира «уврачевать немощь чувств» (т. е. научиться трезвенно владеть ими), научиться благоговейно «зреть Промысл Божий», и «войти в умную молитву»30.

В эпоху агрессивных информационных потоков становится просто необходимо для каждого христианина все чаще призывать имя Божие31, с благоговейной преданностью и доверием Богу32, с понуждением себя на посильные внешние телесные труды благочестия (из послушания уставам церковным). Но особенно от нас требуется творческое преодоление многоразличных подмен искреннего общения с ближними (и с Богом) на шелуху внешне корректной вежливости или калейдоскоп интернетного поверхностного обмена информацией.

Послушание как доверие Промыслу Божию о нас в нашей повседневной жизни включает в себя не только пассивный момент. Навык к молитве Иисусовой и вообще к любой краткой молитве, сокровенно творимой посреди ежедневных занятий общественной жизни, поможет нам понести труд построения правильных отношений с окружающими нас людьми. Этот труд подчас так психологически сложен, что можно говорить о необходимости выработать каждому свой образ «подвига человекообщения». Этот подвиг, по слову прпмц. Марии (Скобцовой), должен быть предпринят «во имя» искаженного в человеке грехом «образа Божьего», с упованием «на Бога, а не на себя», с молитвенной просьбой «стать орудием Божиим»33 в страшном (по ответственности) деле спасения душ человеческих. По слову архиеп. Сергия (Королева), подвиг подлинного общения, столь пренебрегаемый современным человеком, при совершении оного пред Лицом Божьим, с призыванием имени Господнего, позволяет ослабить «напор темных сил и чувств», пробудить наше сознание, чтобы увидеть Свет, сокрытый «в каждом человеке»34.

Здесь мы только слегка наметили некоторые важнейшие проблемы современной православной аскетики. Каждая из них, безусловно, требует системного рассмотрения и выработки более подробных пастырских пояснений и рекомендаций.

Источники и литература:

Афанасий Великий, свт. Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах // Он же. Творения. В 4-х т. ТСЛ, 1902–1903. Т. 3. С. 178–250.

Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было. М.: Издательство РИПОЛ классик, 2016.

Варсонофий, прп. и Иоанн, прп. Руководство к духовной жизни. М.: В Университетской типографии, 1852.

Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи. Краснодар, 12 сентября 2012 г. URL: http://kremlin.ru/news/16470 (дата обращения 20.09.2018).

Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богослов. исслед. Сергея Зарина / [Вступ. ст. А. И. Сидорова, с. III–XXXII]. М.: Паломник, 1996. СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1907.

Игнатий (Брянчанинов), свт. Письма 50, 141, 199, 229, 376, 457 // Он же. Письма о христианской жизни (555 писем). Изд. 3-е. Минск: Издательство Свято-Елизаветинского монастыря, 2004. С. 64, 225, 267–268, 325, 479, 546.

Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры / Пер. А. В. Беляева // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. СПб.: Издание Императорской СПб. Духовной Академии, 1913. Т. 1. С. 157–345.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. Беседа 16 // Полное собрание творений. СПб.: Издание СПбДА, 1898–1906. Т. 4. Ч. 1. С. 127–137.

Каллист Катафигиот, преп. Главы св. Каллиста Катафигиота, обдуманные и весьма высокие о божественном единении и созерцательной жизни / Пер. А. Ф. Лосева. URL: http://www.hesychasm.ru/library/kallist/text2.htm (дата обращения 20.09.2018).

Климент Алексадрийский. Строматы // J.-P. Migne (ed.). Patrologiae cursus completus (series Graeca) (далее –– PG). In 161 t. Paris, 1857–1866. Vol. 8. 685–1382. PG 9. 9–603.

Макарий Великий, прп. Беседа 4 // Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послание и слова / Пер. с греч. при МДА. М.: Типография В. Готье, 1855. С. 28–52.

Максим Исповедник, прп. Слово о подвижнической жизни (Liber asceticus). PG 90. 911–959.

Мария (Скворцова), прпмц. Аскетика человекообщения // Вестник русского христианского движения. № 36. Париж, Нью-Йорк, 1955. С. 7–12.

Почепцов Г. Г. Информационные войны. Новый инструмент политики. М.: Издательство Алгоритм, 2015.

Почепцов Г. Г. Революция.com. Основы протестной инженерии. М.: Издательство Европа, 2005.

Сергий (Королев), архиеп. О подвиге общения // Он же. Духовная жизнь в миру. Киев: Издательство Отчий Дом, 2004. С. 26–45.

S. Athanasius Alexandrinus. Vita Antonii // G. J. M. Bartelink (ed.). Athanase d’Alexandrie, Vie d’Antoine [Sources chrétiennes 400. Paris: Éditions du Cerf, 2004]: 124–376 (Thesaurus Linguae Graecae. University of California, Irvine – Irvine, CA. URL: http://www.tlg.uci.edu/).

Boorstin D. J. The Republic of Technology (1978). URL: http://www.quotemaster.org/qf52cea5d12e34c57854b0b227dfc578b (дата обращения 20.09.2018).

Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I. The Rise of the Network Society. Blackwell Publishers. Maiden, Massachusetts, USA. Oxford, UK, 1996.

Harris R. J., Barlett Ch. P. Effects of Sex in the Media In J. Bryant and M. B. Oliver (eds.). Media effects: Advances in theory and research (3rd ed.). Erlbaum/Psychology Press, 2009. P. 1–32.

Photographer Gets Accused Of Racism After His Perfect Black Model ‘Shudu’ Gets Instagram Famous. URL: https://www.boredpanda.com/3d-black-model-shudu-cameron-james-wilson/ (дата обращения 20.09.2018).

Scott J. Information Warfare: The Meme is the Embryo of the Narrative Illusion. Institute for Critical Infrastructural Technology, 2018.

* * *

1

Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996 (СПб., 1907). С. IV.

2

Тех же, кто для такой же цели уходил в пустынные места называли «анахоретами» (ἀναχωρητής). См.: там же. С. VIII.

3

Так, например, Климент Александрийский говорит о передаче от Господа через апостолов знания и практики (аскезы, «σύνεσίς τε καὶ συνάσκησις»), согласующихся с Господним учением. PG 9. 348 C.

4

Именно аскетический подвиг неуклонного пребывания в добродетелях находит себе плод в любви. См., например: «ἐπιμονή τε καὶ ἄσκησις… συμπεραιοῦται εἰς ἀγάπην», Климент Алексадрийский. Строматы. Кн. 2. 9. PG 8. 980 C.

5

Макарий Великий, прп. Беседа 4. 3 // Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послание и слова. М., 1855. С. 30.

6

Boorstin D. J. The Republic of Technology (1978). URL: http://www.quotemaster.org/qf52cea5d12e34c57854b0b227dfc578b (дата обращения 20.09.2018).

7

Scott J. Information Warfare: The Meme is the Embryo of the Narrative Illusion. Institute for Critical Infrastructural Technology, 2018. P. 7–8.

8

Почепцов Г. Г. Информационные войны. Новый инструмент политики. М., 2015. С. 7.

9

Scott J. Information Warfare: The Meme is the Embryo of the Narrative Illusion. P. 8.

10

«В политических кампаниях США более 50% занимает исключительно негативная реклама», Почепцов Г. Г. Революция.com. Основы протестной инженерии М., 2005. С. 429.

11

Harris R. J., Barlett Ch. P. Effects of Sex in the Media In J. Bryant and M. B. Oliver (eds.). Media effects: Advances in theory and research (3rd ed.). 2009. P. 4.

12

Почепцов Г. Г. Информационные войны. С. 85.

13

Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I. The Rise of the Network Society. Blackwell Publishers. Maiden, Massachusetts, USA. Oxford, 1996. P. 494, 486, 493.

14

Ibidem. P. 406.

15

Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. P. 199.

16

«Культура постмодерна и его теория погружается в празднование конца истории, а в некоторой степени, конца рациональности и смысла, отрекаясь от человеческой способности понимать и извлекать смыслы», ibidem. Р. 4; «Ирония становится самой предпочитаемой формой самовыражения… мы уже не принадлежим никакому месту, никакой культуре, экстремальная версия постмодернизма налагает свою зашифрованную кодо-разрушительную логику повсюду, где она применяется. Освобождение от традиционных культурных кодов подразумевает отход от исторически сложившихся сообществ», ibidem, р. 449.

17

Для их проникновения в сознание человека и последующего проявления, очевидно, требуется большее время, но такие глубинные болезни духа гораздо сложнее для излечения на поздних стадиях их развития. Одно из таких духовных заболеваний – умерщвление «всякой живой реакции и всякой живой инициативы», Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было. М., 2016. С. 56.

18

Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи. Краснодар, 12 сентября 2012 г. URL: http://kremlin.ru/news/16470 (дата обращения 20.09.2018).

19

Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры 2. 30 // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. СПб., 1913. Т. 1. С. 239.

20

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. Беседа 16. 3 // Полное собрание творений. СПб., 1898–1906. Т. 4. Ч. 1. С. 131.

21

«Скорби особливо удел нашего времени, которому в удел не даны ни подвиг мученичества, ни подвиг монашества», Игнатий (Брянчанинов), свт. Письмо 199 // Он же. Письма о христианской жизни (555 писем). Минск, 2004. С. 268. Здесь разумеются именно великие подвиги аскетов древности, а не монашество как таковое.

22

«Стяжи подвиг веры –– и будешь всемогущ, будешь всегда победителем. Тогда захочешь ли употребить в дело подвиг телесный, или подвиг душевный, –– увидишь их ожившими, возмогшими о Господе. Если же захочешь обойтись без них, –– одною челюстию ослею –– смирением –– поразишь иноплеменников. Верою возвеличь в себе Бога и Он возвеличит тебя безстрастием и духовным разумом», он же. Письмо 141 // Там же. С. 225.

23

Он же. Письмо 376 // Там же. С. 497.

24

Он же. Письмо 457 // Там же. С. 546.

25

Он же. Письмо 229 // Там же. С. 325.

26

Главы св. Каллиста Катафигиота, обдуманные и весьма высокие о божественном единении и созерцательной жизни. Гл. 5, 18. URL: http://www.hesychasm.ru/library/kallist/text2.htm (дата обращения 20.09.2018).

27

Так, например, в текущем году британский фотограф К. Дж. Уилсон (Cameron James Wilson) создал виртуальную трехмерную темнокожую супермодель, о которой заявил, что «она – фантазия, пытающаяся прорваться в реальность». Photographer Gets Accused Of Racism After His Perfect Black Model ‘Shudu’ Gets Instagram Famous. URL: https://www.boredpanda.com/3d-black-model-shudu-cameron-james-wilson/ (дата обращения 20.09.2018).

28

Афанасий Великий, свт. Житие преподобного отца нашего Антония. П. 93 // Он же. Творения. В 4-х т. ТСЛ, 1902–1903. Т. 3. С. 249.

29

«Τοῦτο τῆς ἐν σώματι ζωῆς Ἀντωνίου τὸ τέλος κἀκείνη τῆς ἀσκήσεως ἡ ἀρχή», S. Athanasius Theol. Vita Antonii 93. 2 (93) // G. J. M. Bartelink (ed.). Athanase d’Alexandrie, Vie d’Antoine [SC 400. Paris, 2004]. В русском переводе эта фраза переведена неясно: «Таков был конец Антониевой жизни в теле, и таково начало его подвижничества», Житие преподобного отца нашего Антония. П. 93. С. 249.

30

Игнатий (Брянчанинов), свт. Письмо 50 // Он же. Письма о христианской жизни. С. 64.

31

«Непрестанно призывать имя Божие есть врачевание, убивающее не только страсти, но и самое действие их», Варсонофий, прп. и Иоанн, прп. Руководство к духовной жизни. М., 1852. Вопрос 423. С. 305.

32

«Непрестанная молитва есть пребывание ума во многом благоговении, глубокая преданность Богу и постоянное упование на Него; она означает мужество по Богу во всем (εἰς αὐτὸν θα932 Α.д наш.ῤῥεῖν ἐν πᾶσι) –– во всех делах и обстоятельствах», Максим Исповедник, прп. Слово о подвижнической жизни 25. PG 90. 932 Α. Перевод наш.

33

Мария (Скобцова), прпмц. Аскетика человекообщения // Вестник русского христианского движения. № 36. Париж, Нью-Йорк, 1955. С. 12.

34

Сергий (Королев), архиеп. О подвиге общения // Он же. Духовная жизнь в миру. Киев, 2004. С. 43.


Источник: Кирилл (Зинковский), иером. Некоторые аспекты христианской аскезы в век информационных войн // Актуальные вопросы церковной науки. 2019. № 2. С. 242-251.

Комментарии для сайта Cackle