архим. Гавриил (Кикодзе)

Основания опытной психологии

Предисловие


Предлагая на суд просвещенных людей Основания опытной Психологии считаем нужным сказать слова два в оправдание метода, которому мы решились следовать при их изложении.
Психологию немногие считают за опытную науку, и хотя есть сотни книг, носящих название опытной Психологии, но в них, по справедливости говоря, весьма мало опытного; по крайней мере, они весьма еще далеки от метода истинно-опытных, т. е. естественных наук. Между тем, по здравом размышлении, мы должны согласиться, что Психология не менее сих наук допускает опытный метод исследований; ибо душа человеческая не есть какое либо отвлеченное представление нашего ума, которое может быть изучаемо одним умозрением, но есть субстанция, имеющая действительное бытие и обнаруживающая себя во многих явлениях; следовательно она, подобно всем другим субстанциям, может и должна быть изучаема опытами и наблюдением. Правда, душа есть существо невидимое, и ее нельзя наблюдать подобно всем наружным предметам внешними чувствами; но за то самые эти чувства суть произведения души. Следовательно, изучая их, мы изучаем самую душу. Весь наш организм есть орудие души, которая постоянно проявляет себя в его изменениях и состояниях; следовательно, изучая эти состояния организма, мы познаем свойства самой души. Далее и всякое душевное явление, всякий внутренний факт, независимый от организма, также может быть предметом внутренних наблюдений; ибо самосознание наше есть постоянный внутренний опыт. Наконец все душевные силы и способности весьма легко могут быть наблюдаемы в то время, когда они находятся в напряжении, когда они упражняются, действуют. Судя по всему этому, опытный метод изучения предмета нигде не может иметь такого обширного применения, как в Психологии, и мне кажется, что Психология выиграла бы весьма много, если бы, отбросив в сторону бесплодные умозрения, обратилась к строгому опыту, беспристрастным наблюдениям, анализу явлений и фактов, словом обратилась к тому превосходному методу, который сообщает наукам естественным столь завидную точность, занимательность и основательность.

Фрагмент


Содержание


Предисловие.
1
ОТДЕЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
О бытии, свойствах и действиях души человеческой
ГЛАВА ПЕРВАЯ
О ЧУВСТВУЮЩЕМ И ДВИГАЮЩЕМ НАЧАЛЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
§ 1. Содержание главы. 7
А. ОЩУЩЕНИЕ
§ 2. О зрении. 7
§ 3. Психологический вопрос. 10
1 4. О слухе. 11
§ 5. Опять психологический вопрос. 14
§ 6. О запахе. 16
§ 7. О вкусе. 18
§ 8. Об осязании. 18
§ 9. О том, что человек все чувствует не вне себя, как ему кажется, а в себе. 20
§ 10. Физиологические факты, доказывающие положение предыдущего §. 23
§ 11. Описание нервной системы. 25
§ 12. Устройство нервов. 27
§ 13. Самый ли мозг должно признать чувствующим началом? 28
§ 14. Возражение. 29
§ 15. В чем состоит ощущающее начало? 31
Б. О ДВИЖЕНИИ
§ 16. Физиологическое описание главных двигательных органов. 34
§ 17. Зависимость движений от мозга. 35
§ 18. Где находится, двигающее начало? 36
§ 19. О тождестве ощущающего и мыслящего начала. 38
§ 20. Свидетельство Либиха. 39
§ 21. Замечание о трехчастном составе человека. 44
§ 22. Слова из физиологии Г-на Жемчужникова. 45
§ 23. Что такое жизнь? 46
§ 24. Имеют ли животные душу? 50
§ 25. Ощущение не должно смешивать с сердечными чувствованиями. 51
§ 26. Заключение главы. 52
ГЛАВА ВТОРАЯ
АНАЛИЗ ДУШЕВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
§ 27. Содержание главы. 54
§ 28. Разделение способностей души. 54
§ 29. Об основной силе, или способности души. 55
А. О СПОСОБНОСТЯХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
§ 30. Внимание. 56
§ 31. Сравнение или суждение. 58
§ 32. Размышление. 60
§ 33. Воображение. 61
§ 34. Умствование или умозаключение. 62
§ 35. Память. 64
§ 36. Понятие. 66
Б. О СПОСОБНОСТЯХ ИЛИ СИЛАХ ДЕЯТЕЛЬНЫХ
§ 37. Нужда. 67
§ 38. Беспокойство. 67
§ 39. Желание. 68
§ 40. Страсти. 68
§ 41. Надежда. 68
§ 42. Воля или хотение. 69
§ 43. Самое дело или действование. 69
§ 44. Мысль. 70
§ 45. Сознание и самосознание. 70
§ 46. Нравственное самосознание. 72
§ 47. Как определяется самосознание у других Психологов? 72
§ 48. Можно ли разделять способности души на высшие и низшие? 76
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О ПОЗНАНИИ
§ 49. Содержание главы. 78
§ 50. Ближайший анализ ощущений 78
§ 51. Об отношении наших ощущений к самым, явлениям. 80
§ 52. Возражения против подобного объяснения ощущений . . 82
§ 53. Новая теория чувственного наблюдения и ее рассмотрение. 85
§ 54. Что человек приобретает посредством ощущений? 88
§ 55. Что мы узнаем посредством осязания? 89
§ 56. Следствия из сказанного в предыдущем §. 91
§ 57. Что душа узнает посредством вкуса и осязания?. 93
§ 58. О том, какие впечатления и ощущения рождаются в душе от органа зрения? 94
§ 59. Что узнает душа посредством слуха? 95
§ 60. О совместном действии всех чувств. 97
§ 61. О важности сих ощущений. 99
§ 62. Всякое суждение по своей сущности тождественно с представлением. 101
§ 63. Об отношениях между представлениями и суждениями. 103
§ 64. Об отвлечении. 104
§ 65. Классификация. 105
§ 66. В чем состоит недостаток некоторых слабоумных и помешанных людей? 108
§ 67. Что такое остроумие? 109
§ 68. О деятельности ума. 110
§ 69. Понятия. 112
§ 70. О субстанциях. 114
§ 71. Понятие о Высочайшей субстанции. 117
§ 73. Краткое замечание о понятиях отношений. 119
§ 73. Какое участие принимают в мышлении память и воображение? 120
§ 74. О деятельности воображения. 122
Б. ОБ АССОЦИАЦИИ ИДЕЙ
§ 75. Определение ассоциации идей и ее влияние на мышление. 123
§ 76. Причины, производящие ассоциацию идей. 124
§ 77. Ассоциация идей производит большую часть симпатий и антипатий. 125
§ 78. Сны отчасти происходят от ассоциации идей. 127
§ 79. Участие ассоциации идей в мышлении. 128
§ 80. Большая часть предрассудков и суеверий зависят от ассоциации идей. 129
§ 81. Влияние ассоциации идей на поступки наши. 130
В. ОБ ОСНОВНЫХ ЗАКОНАХ МЫШЛЕНИЯ ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЛОГИКИ
§ 82. Что такое мышление вообще? 130
§ 83. Почему мышление во всех людях совершается по одним
законам? 131
§ 84. Откуда человек приобретает познания? 133
§ 85. Учение Канта о происхождении познаний. 134
§ 86. Рассмотрение сего учения. 135
§ 87. От чего происходит всеобщность и необходимость некоторых суждений? 136
§ 88. Всеобщность и необходимость принадлежит одним тождественным представлениям. 138
§ 89. Есть ли различие между суждениями аналитическими и синтетическими? 139
§ 90. Как хотели различать эти суждения? 141
§ 91. Можно ли математические суждения назвать синтестическими? 142
§ 92. Каким методом душа приобретает свои познания? 145
§ 93. Значение математических аксиом. 146
§ 94. О верховном законе правильного мышления. 149
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
О ДУШЕВНЫХ СОСТОЯНИЯХ
§ 95. Содержание главы, связь ее с предыдущим и разделение. 151
А. О СОСТОЯНИЯХ ДУШИ ПРИЯТНЫХ И НЕПРИЯТНЫХ
§ 96. Общий источник всех душевных состояний. 152
§ 97. О приятном и неприятном вообще. 153
§ 98. Радость и печаль. 154
§ 99. 0 наружных признаках радости и печали. 157
§ 100. Зависть. 159
§ 101. Надежда и отчаяние. 160
§ 102. Страх и мужество. 161
§ 103. Гнев со всеми его степенями. 162
§ 104. Гордость. 163
§ 105. Презрение. 165
§ 106. Стыд. 166
§ 107. Об удивлении. 167
Б. О СТРАСТЯХ
§ 108. Определение и отличие страстей от прочих душевных состояний. 168
§ 109. Любовь. 168
§ 110. Какие частные страсти рождаются из любви? 169
§ 111. Ревность. 170
§ 112. Ненависть. 171
113. Объедение и пьянство. 172
114. Страсть к играм. 173
§ 115. Страсть к зрелищам. 174
§ 116. Корыстолюбие. 176
§ 117. Сластолюбие. 178
§ 118. Честолюбие. 179
§ 119. Замечания о других страстях. 179
§ 120. Страсти предполагают привычку к ним. 181
В. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ДУШЕВНЫХ СОСТОЯНИЯХ
§ 121. Какая сущность всех душевных состояний? 181
§ 122. О влиянии на человека душевных состояний. 183
§ 123. Следствие некоторых душевных состояний. 185
§ 124. О начале душевных состояний в человеке. 186
§ 125. О наслаждении изящными предметами. 188
§ 126. О бескорыстных чувствах. 190
ГЛАВА ПЯТАЯ
О РЕЛИГИОЗНЫХ ЧУВСТВОВАНИЯХ
§ 127. Содержание главы. 193
§ 128. Религиозная радость. 194
§ 129. Религиозная печаль. 195
§ 130. О молитвенном чувстве. 198
§ 131. Милосердие. 199
§ 132. Религиозная любовь. 201
§ 133. Христианская ревность. 203
§ 134. Порок и добродетель суть явления психологические. 204
§ 135. О борьбе внутренней. 206
§ 136. Кому особенно нужно изучать сию борьбу? 208
§ 137. О том, как необходимо приучать себя к религиозным чувствованиям. 209
§ 138. Что еще объясняется этим приучением души к добру? 211
§ 139. Заключение. 213
ГЛАВА ШЕСТАЯ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛИ
§ 140 Содержание главы. 214
§ 141. Определение понятия о свободе. 245
§ 142. О побуждениях к деятельности. 217
§ 443. О связи между побуждениями и действиями воли. 249
§ 144. Внутренняя борьба — доказательство свободы. 224
§ 145. О высочайшей свободе. 222
ОТДЕЛЕНИЕ ВТОРОЕ
О СОВМЕСТНОМ БЫТИИ ДУШИ И ТЕЛА
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
ОБ ОТНОШЕНИИ МЕЖДУ ДУШЕЮ И ЕЕ ОРГАНИЗМОМ
§ 146. Содержание главы. 227
§ 147. Когда можно наблюдать отношение между душей и организмом? 228
§ 148. Рассмотрение сего учения. 232
§ 149. Об основании такого учения. 236
§ 150. От чего происходят такие странные мнения? 243
§ 151. Сущность отношения души и организма. 249
§ 152. О постепенном образовании человеческих способностей. 250
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
ОБ ОТНОШЕНИИ НЕРВНОЙ И ДРУГИХ СИСТЕМ К ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ
§ 153. Содержание главы и разделение. 255
А. ОТНОШЕНИЕ К ДУШЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
§ 154. Сущность сего отношения. 256
§ 155. Способ действия нервов. 257
§ 156. Что собственно значит бессознательное мышление? 260
§ 157. Об общем чувствовании. 262
§ 158. О деятельности собственно черепного мозга. 263
§ 159. Замечание о сущности души. 266
§ 160 Значение частей мозга. 270
§ 161. Следствия из этого описания частей мозга. 273
§ 162. О душевных болезнях, как следствии расстройства нервной системы. 274
§ 163. О значении глаза и зрения по отношению к душе. 276
§ 164. О значении слуха и звуков. 278
Б. О ВЛИЯНИИ ДРУГИХ ОРГАНИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
§ 165. Основание сего влияния. 280
§ 166. Примеры из Зоологии, доказывающие сие отношение. 280
§ 167. Некоторые другие доказательства действия систем на душу. 282
§ 168. Влияние кровеносной деятельности на умственные отправления. 285
§ 169. Физиологические факты, доказывающие предыдущее. 288
§ 170. Влияние пищеварительной системы на умственную деятельность. 289
§ 171. О влиянии на умственные отправления других органических систем, как то дыхательной, лимфатической, отделительной и др. 291
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
О ТЕМПЕРАМЕНТЕ И ХАРАКТЕРЕ
§ 172. Содержание главы. 293
§ 173. Различие между темпераментом и характером. 294
А. ТЕМПЕРАМЕНТ
§ 174. О главных видах темпераментов. 295
а. О ВЛИЯНИИ НА ТЕМПЕРАМЕНТ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
§ 175. Физиологические замечания об устройстве и назначении костной системы. 297
§ 176. Какие рождаются в душе состояния от мышечной деятельности? 299
§ 177. Мышечные движения — как выражения душевных состояний. 300
б. О ВЛИЯНИИ НА ТЕМПЕРАМЕНТ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ
§ 178. Предварительные положения. 302
§ 179. Почему кровообращение производит душерасположение? 304
в. О ВЛИЯНИИ НА ТЕМПЕРАМЕНТ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
§ 180. Общее значение системы пищеварения. 306
§ 181. Физиологические факты. 307
г. ВЛИЯНИЕ НА ТЕМПЕРАМЕНТ СИСТЕМЫ ДЫХАНИЯ
§ 182. Значение дыхания для организма и отражение его в душе. 308
§ 183. Ближайшее физиологическое исследование сего соотношения. 310
д. ОТНОШЕНИЕ ЛИМФАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ К ТЕМПЕРАМЕНТУ
§ 184. Основание сего соотношения. 311
§ 185. Физиологические доказательства сказанного. 312
ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОТДЕЛИТЕЛЬНОЙ
§ 186. Физиологическое значение отделений. 313
§ 187. Доказательство сказанного. 314
§ 188. Темперамент есть свойство собственно души. 316
Б. О ХАРАКТЕРЕ
§ 189. Определение характера. 317
§ 190. От чего зависит различие характеров? 318
§ 191. Влияние климата на образование характера. 319
§ 192. Влияние воспитания на образование характера. 320
§ 193. Влияние религии на характер. 322
§ 194. Влияние на характер образа правления н гражданского устройства. 323
§ 195. Врождены ли человеку характер и темперамент? 324
§ 196. Заключение главы. 326
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ, ПРИБАВОЧНАЯ
О БЕССМЕРТИИ ДУШИ
§ 197. Основные доказательства бессмертия души. 330
§ 198. Душа есть существо, беспрерывно совершенствующееся. 332
§ 199. Нравственное доказательство. 334
§ 200. О значении человека. 335


Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf


Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: Основания опытной психологии / Соч. законоучителя Закавк. ин-та благород. девиц и проф. Тифлис. духов. семинарии, магистра архим. Гавриила. - Санкт-Петербург : тип. А. Якобсона, 1858. - [14], 336 с.

Комментарии для сайта Cackle