Азбука веры Православная библиотека Антропология и аскетика Православное учение о спасении по трудам глинских старцев


Н.В. Маслов

Православное учение о спасении по трудам Глинских старцев

Содержание

От автора

Введение. Глинская пустынь как центр духовного просвещения Часть I. Жизнеописания глинских старцев и характеристика их трудов Игумен Филарет (†1841), настоятель Глинской пустыни Иеросхимонах Макарий (†1864) Иеромонах Порфирий (†1868) Схиархимандрит Илиодор (†1879) Монах Петр (†1898) Игумен Иассон Иеросхимонах Максим Схиархимандрит Андроник (†1974) Схиархимандрит Серафим (†1976) Схиархимандрит Иоанн (Маслов) (†1991) Часть II. Учение глинских старцев о спасении 1. О спасении 2. О покаянии 3. О смирении 4. О молитве 5. О страхе Божием 6. О терпении в скорбях 7. О страстях и борьбе с ними 8. О монашестве 9. Частные наставления мирянам Заключение Библиография  

 
От автора

В 2002 году исполнилось 70 лет со дня рождения выдающегося глинского старца, богослова-просветителя, великого учителя христианской нравственности схиархимандрита Иоанна (Маслова).

Схиархимандрит Иоанн начал свой иноческий подвиг в знаменитой Глинской Рождество-Богородицкой пустыни. Эта обитель в течение столетий была для наших соотечественников олицетворением высшего христианского подвижничества и нравственного мужества. Наряду с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврами Глинская пустынь служила общему всенародному духовно-просветительскому делу и была своеобразным университетом старческого окормления на Руси.

Глинская обитель даровала миру сонм благодатных старцев. «Это были святые вожди нравственности земли Российской».1 Глинские старцы всех времен духовно едины. Подобно святым отцам прежних веков, они имели такую большую заботу о пастве, что «не пропускали ни малейшего небрежения или преслушания; они были милостивы, где следовало, и были строги, где настояла потребность, согрешавших обличали и понуждали к добру».2 Глинских подвижников объединяло и стремление к исполнению строгого устава обители, составленного «по чину Афонскому» еще игуменом Филаретом (Данилевским), 160 лет со дня блаженной кончины которого исполнилось в 2001 году.

Литературное богословское наследие старцев Глинской пустыни обширно и по своей тематике многогранно. Старцы считали главной целью бытия человека на земле – спасение души. Мысль о спасении красной нитью проходит через все их труды. Христианин найдет здесь неисчерпаемый источник для своего духовного назидания, утешения и руководства в затруднительных и недоуменных случаях.

Для того чтобы понять дух и смысл богословского наследия глинских старцев, следует обратиться к фактам их биографий. В жизнеописаниях подвижников Глинской пустыни во всей полноте обнаруживается внутреннее богатство этих высоконравственных личностей. Раскрытие этого богатства дает возможность яснее и полнее представить богословские воззрения глинских подвижников.

Исходя из этого, данная работа делится на две части: в первой приводятся жизнеописания старцев Глинской пустыни, труды которых сохранились до наших дней, и дается характеристика этих трудов; во второй части раскрывается центральная тема их учения – спасение человека.

В конце работы помещена обширная библиография. Всю литературу, имеющую прямое или косвенное отношение к жизни, деятельности, богословскому наследию глинских старцев, пришлось разделить на три отдела. В первом отделе помещены труды (опубликованные и неопубликованные) глинских старцев. Во втором отделе – литература о Глинской пустыни. Третий отдел содержит литературу о глинских старцах, труды которых сохранились до наших дней.

Издается по благословению митрополита Симона (Новикова).

* * *

1

Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинская пустынь. М., 1994. С. 582.

2

Соловьев С.М. Сочинения. Кн. III. Т. 5. М., 1984. С. 189.


Источник: Православное учение о спасении по трудам rлинских старцев. М.: ООО САМШИТ-ИЗДАТ, 2005.– 368 с.: ил. ISBN 5–900937–25–9

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс