Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


свящ. Сергий Дергалев
Введение в православную аскетику

Раздел 1

   

Содержание

    Введение
Аскетизм Основы православной онтологии и антропологии Причина и цель сотворения мира Первозданное состояние человека Творение человека Трехсоставная природа человека Об образе и подобии Божьем в человеке Назначение человека Назначение человека по отношению к Богу Назначение человека по отношению к самому себе Назначение человека по отношению к безличному творению Происхождение и сущность зла Онтологическое зло Физическое зло Грехопадение прародителей Состояние человека до грехопадения Сущность грехопадения Последствия грехопадения, проклятие Последствия грехопадения Духовная смерть Физическая смерть Первородный грех Греховные страсти и борьба с ними Классификация страстей Определение страсти Коренные страсти Славолюбие Сребролюбие Сластолюбие Обозрение главных страстей и борьба с ними Восемь главных страстей Соединение страстей в цепочку Основные проявления страстей Как происходит развитие греха? Общее правило в борьбе со страстями Испытание себя по отношению к страстям Действие по страсти Сопротивление страсти Искореняющие страсть Страсть чревоугодия Определение страсти Священное писание о страсти Средства борьбы со страстью Страсть блуда Определение страсти Священное писание о страсти Средства борьбы со страстью Страсть сребролюбия Определение страсти Священное писание о страсти Средства борьбы со страстью Страсть гнева Определение страсти Священное писание о страсти Средства борьбы со страстью Страсть печали Определение страсти Священное писание о страсти Средства борьбы со страстью Страсть уныния Определение страсти Священное писание о страсти Средства борьбы со страстью Страсть лжи Определение страсти Ложь мыслью Ложь словом Ложь жизнью Священное писание о страсти Средства борьбы со страстью Страсть тщеславия Определение страсти Священное писание о страсти Средства борьбы со страстью Страсть гордости Определение страсти Священное писание о страсти Как распознать в себе гордость? Происхождение гордости Средства борьбы со страстью Прелесть Определение Источники прелести Виды прелести Борьба с прелестью Основные добродетели и их стяжание Добродетель покаяния Определение добродетели Священное писание о добродетели Святые Отцы о покаянии Покаяние как добродетель Необходимость покаяния Всемогущество покаяния Причины покаяния Плоды покаяния Добродетель послушания Определение добродетели Священное писание о добродетели Важность послушания Каким образом научиться послушанию Добродетель смирения Определение добродетели Священное писание о добродетели Важность смирения Пример ложного смирения Примеры истинного смирения Приобретение добродетели Благодатные средства укрепления Духовной жизни Исповедь Священное писание об установление исповеди Условия исповеди Причастие Священное писание о причастии Суть причащения Внутренняя сторона таинства Внешняя сторона таинства Пример неверия в святые тайны Молитва Определение Священное писание о молитве Важность молитвы Сущность молитвы Как готовить себя к молитве Условие успешной молитвы О домашнем молитвенном правиле Как сделать молитву потребностью Ступени в молитве Периоды в молитве Основы Духовной жизни Правильная мысль Что значит «вера во Христа»? Познай самого себя Назначение добрых дел Опасность преждевременного бесстрастия Правильная молитва Духовный наставник Искушения, связанные с духовным наставничеством Проблема «младостарчества» Самоугодие Немощь человеческая Искушение самомнением Вмешательство бесов Стадии взаимоотношений с духовным наставником Стадия первая: священник — исповедник Стадия вторая: священник — наставник Стадия третья: священник — Духовный Отец Как становятся Духовными наставниками? Святость как итог аскетики Примеры святости Телепортация Невидимость Чудеса Прозорливость Прощение врагов Смирение Любовь Заключение Использованная литература  

 
ВВЕДЕНИЕ
   Данный курс предназначен для изучения в духовных семинариях или на теологических факультетах ВУЗов, или, при некоторой адаптации, в старших классах православных гимназий.
   Цель курса «Основы духовно-нравственного совершенствования личности» — раскрыть истину о том, что христианство есть религия аскетическая, о том, что христианство призвано врачевать человеческую поврежденность и возводить нас к совершенству. В нем рассматривается устроение человеческой личности с точки зрения учения Православной Церкви, показываются главные греховные человеческие страсти, курс научает противостоять им и восходить по ступеням духовно-нравственного совершенства, получая подкрепление в благодатных священнодействиях Церкви.
   Курс пытается глубоко и серьезно взглянуть на человека, на его предназначение в мире. Он позволяет осознать себя не статичной, а динамичной личностью, показывает, как человек может постепенно преобразить себя, постоянно имея перед собой пример Самого Господа Иисуса Христа и множества святых. Курс способствует процессу самопознания и созидания духовно сильной и цельной личности.
   В некоторых частях курс достаточно сложен, и это сделано целенаправленно. Дело в том, что современные молодые люди еще в школе начинают изучать интегральное и дифференциальное исчисление, законы генетики и чрезвычайно сложные химические формулы. Все это надмевает детей, они кажутся себе «всезнайками» и «знатоками». Вера может показаться им примитивной, к чудесам они могут относиться, как к сказкам, а к заповедям, как морально устаревшим требованиям прошлого. Для этого частично и привлекается мощь современной церковной догматики, чтобы показать, что церковное учение не менее сложное, чем самые современные науки. В курс аскетики включены некоторые части христианской онтологии и антропологии, мистики для того, чтобы яснее показать необходимость аскетического делания.
   Это учебно-справочное пособие является не учебником, а скорее хрестоматией, дает в очень кратком объеме необходимую справочную информацию для того, чтобы не отвлекаться на ее записывание на занятиях.
   Известно, что из дореволюционных гимназий и семинарий, бывало, выходили люди с отрицательным отношением к вере и Церкви. Поэтому необходимо, чтобы предложенный курс очень точно преподавался с методической точки зрения. Необходимо разнообразить курс проблемными вопросами, вовлекая в работу всех учащихся. Важно суметь перевести святоотеческий язык на язык повседневной жизни ребят. Ведь на самом деле христианская жизнь — это постоянная борьба с грехом, а значит жизнь аскетическая. Надо уметь показать, что вовремя выключить телевизор и сесть делать уроки — это вопрос аскетики. Вопрос внешнего вида и следования всем веяниям моды — это тоже вопрос аскетики. Исходя из аскетического наследия, очень точно и ясно можно показать, зачем необходимо послушание учителям и родителям.
   Изучение всего курса может помочь, с другой стороны, осознать в себе некие «тайные пружины» поступков и стремлений, а также ознакомиться со средствами противостояния различным проявлениям греха.
   Изучая доброделание, аскетическую практику, нужно обратить внимание на очень глубокую мысль о. Павла Флоренского: «Аскетику, как деятельность, направленную к тому, чтобы созерцать Духом Святым Свет неизреченный, святые отцы называли... «искусством из искусств», «художеством из художеств»... Созерцательное ведение, даваемое аскетикою, есть jilokalia — «любовь к красоте», «любо-красие». Сборники аскетических творений, издавна называющиеся «Филокалиями», вовсе не суть Добротолюбие в нашем, современном, смысле слова. «Доброта тут берется в древнем, общем значении, означающем, скорее, красоту, нежели моральное совершенство, и jilokalia значит «красотолюбие». Да и в самом деле, аскетика создает не «доброго» человека, а «прекрасного», и отличительная особенность святых подвижников — вовсе не их «доброта», которая бывает и у плотских людей, даже у весьма грешных, а красота духовная, ослепительная красота лучезарной, светоносной личности, дебелому и плотскому человеку никак недоступная»1. Православие не доказывается, а показывается. И соприкосновение молодых людей на уроках с лучезарной, ослепительной красотой святости, надеемся, сможет пробудить в каждом человеке самые лучшие идеалы, надежды и стремления. Именно с этой целью и готовился этот курс, чтобы каждый, соприкоснувшись со святостью, мог возжелать хоть в какой-то мере приобщиться к ней.


1   Флоренский. П., свящ. Столп и утверждение истины. М. Лепта. 2002. с. 98—99.

Раздел 1