Н.В. Маслов

Влияние добрых мыслей на человека

Если бы каждый человек осознавал какую огромную пользу он получает от добрых мыслей в своей душе, то старался бы всемерно держаться добрых мыслей. Поэтому большое значение имеет в жизни само знание о том, что дают человеку добрые мысли.

Прежде всего, по учению святых отцов, добрая, истинная мысль – источник всякого благополучия112 и плодотворной деятельности человека113.

Добрые мысли также верное средство исправления души: «Единственное врачевство для души – с любовью помнить о Боге и всегда держаться добрых мыслей»114.


Действия добрых мыслей Наставления святых отцов и подвижников благочестия о добрых мыслях
Совершенствуют, очищают, облагораживают душу «Душа совершенствуется от добрых мыслей <...> Добрые мысли очищают душу». «Добрые мысли возвращают душе благородство». «Добрые мысли приводят к святой жизни». «Добрая мысль делаетнас лучшими» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов);«Добрая мысль делает нас лучшими»(Преподобный Исаак Сирин).
Укрепляют все силы душиУм просвещают:В сердце порождают высокие чувстваВолю укрепляютСовесть очищают «Добрые помыслы укрепляют все силы души» (преподобный Ефрем Сирин):- собирают рассеянный ум, просвещают(святитель Тихон Задонский), делают его сосредоточенным (преподобный СимеонНовый Богослов);«Добрые мысли оживляет сердце» (святойправедный Иоанн Кронштадтский);«согревают сердце и рождают в нем святыечувства» (святитель Феофан Затворник);«Добрые мысли волю склоняют в сторонудобра» (святитель Иоанн Златоуст).;«За добрые мысли совесть внутри человекавеселит».«Где чистая совесть, там радость и вера»(святитель Тихон Задонский);«Добрая рассудительность очищает совесть»(Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Вносят в душу духовный мир, дают утешение «Добрые мысли вносят в душу духовный мири утешение» (Святитель Григорий Палама).«Добрые помыслы питают и утешают душу».«Желай насытить душу добрыми помыслами, это пресладкая души пища»(Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Производят в душе умиротворение помыслов,созидание и благонастроение «Добрые мысли умиротворяют».«Помышление о добром никогда не производят ни смятения, ни омрачения в уме и сердце, а одно созидание и благонастроение»(Святитель Феофан Затворник)Созидание – совершенствование, образование. Благонастроение – доброе, счастливое настроение.(Г. Дьяченко. Полный церковно-славянскийсловарь. С. 39, 632.)
Сохраняют, избавляют от бед и несчастий «Помышление преподобное соблюдет тя(Притч. 2,11.)»Преподобное – значит правдивое, чистое, честное, доброе. Соблюдет – сохранит, бережет от зла, бед и несчастий.(Г. Дьяченко. Полный церковно-славянскийсловарь. С. 627)«Сведущий кормчий избежит девятого вала,а ум, обогащенный добрыми, мудрыми мыслями спасется от всякой беды»(Св. Григорий Богослов)
Помогает избегать всего вредного «Добрые мысли учат отдалять от себя всевредное» (Преподобный Нил Синайский)
Уничтожают силу зла «Благодать дарует способность чистой, непорочной мыслию, чистым словом уничтожать ядовитую силу зла»(Священномученик Киприан Карфагенский).

Следует обратить внимание на то, как добрые мысли уничтожают зло, приведём здесь лишь один пример:

В рассказе В.А. Солоухина «Под одной крышей» описана история взаимоотношений соседей, живущих в одном деревенском доме. Поссорившиеся женщины-соседки не могли примириться, имея каждая со своей стороны жажду мщения, пока муж одной из них, понимая, что зло невозможно остановить злом, подал жене добрую мысль: подарить соседке пачку дрожжей. Жена не сразу согласилась, но всё же последовала совету мужа. В результате доброй мысли мужа, реализовавшейся на деле, изменилось внутреннее состояние двух враждующих женщин. Когда жена вернулась домой, муж так описал встречу с ней: «она была возбуждена, будто только что получила известие самое радостное в своей жизни. Глаза её сияли, а голос, когда она заговорила, прерывался от радостного волнения. У меня самого запершило в горле, и я понял что мы только что прикоснулись к чему-то очень сокровенному и важному, может быть, самому сокровенному и самому важному в человеческом поведении. Потом, уже успокоившись, жена рассказала мне, как было дело. Когда она вошла в дом, соседка потянулась за ухватом, думая, что визит связан с местью. Она могла ожидать чего угодно, только не мирного прихода представителя враждебного лагеря. Но жена развернула и положила на стол пачку дрожжей. У жены хватило мужества и находчивости спокойно и тихо сказать, что «сегодня воскресенье и вот мы решили, может быть, вам понадобятся дрожжи...» Соседка будто бы заплакала и бросилась её обнимать. Тогда и жена заплакала, и они обе плакали на плече друг друга. Что-то одновременно говорили. Не успели мы успокоиться от такого поворота событий, как соседка появилась на нашем пороге. В руках она держала большое решето, полное отборного репчатого лука, и радостно улыбалась...».

Теперь мысли соседей были заняты не жаждой мести, а тем, чем лучше порадовать друг друга.

Так добрая мысль уничтожила ядовитую силу мести.

Добрые мысли отражаются на внешности человека, делают весь его облик привлекательным; лицо красивым, позволяют снискать любовь и расположение других.

«Не дела только, но и все помышления отпечатлеваются на лице человека, отражаются в совести»115.

«Не думай, что красота зависит только от телесного благообразия. Представь девицу с красивыми чертами лица, но с нескромными мыслями, болтливую, сварливую, склонную к пьянству и расточительности: не безобразнее ли она всякой некрасивой. Если же она будет иметь добрые мысли, скромна, молчалива и стыдлива, если привыкнет говорить благоприлично..., то красота её сугуба, благообразие больше, лицо привлекательнее, исполнено целомудрия и гармонии»116.

«Неблагообразие лица не заключает в себе ничего зазорного – восполни это красотою добродетельной души. Вот замечательные украшения души: добрые мысли, целомудрие, скромность, благочестие, кротость. В них – красота души, а через душу и тела: это красота, которая более пленяет и никогда не прекращается»117.

«Будем же иметь добрые мысли и язык, изрекающий доброе, чтобы снискать любовь и благорасположенность»118.

«Человек с добрыми мыслями сам покоен, и Богу приятен, и людям любезен. Добродетельный невольно привлекает на себя взоры всех. Отчего? Оттого, что благоухание невольно заставляет остановить на себе внимание и подышать им. Посмотрите на саму наружность добродетельного, на его лицо. Что это за лицо? Это – ангельский лик. Кротость и смирение разлиты по нему и пленяют невольно всех своею красотою. Обратите внимание на речь его; от неё ещё больше благоухания: тут вы как бы лицом к лицу с его душею – и таете от его сладкой беседы»119.

При борьбе со злыми мыслями, и стремлении к добрым, «обращение ко Господу дивно проясняет лицо наше... О, сколь светлым делается лицо наше, когда мы взираем с напряжением веры, очами сердца к Богу сердец наших!»120.

Как много дают человеку добрые мысли!

И как прекрасен их результат:

«Добрые мысли приводят к святой жизни»121.

«Когда добрые мысли душа имеет, то и внешние её дела и слова добрыми становятся, так как из источника чистого чистые ручьи текут, как от доброго дерева добрые плоды рождаются, подобно от доброй души добрые дела и слова являются»122.

«Как сосуд, очищенный и наполненный благовонием, и вне себя издаёт благоухание, так и душа, очищенная от зла и наполненная добрыми мыслями и нравами, естественно, и вне себя творит всё доброе, сообразное внутреннему состоянию»123, то есть, «добрые мысли – источник добрых дел и слов»124. («От добрых помыслов обыкновенно рождаются добрые слова и дела»125).

«Человек счастлив, когда святыми, духовными, добрыми мыслями утешается»126, а значит – отсутствие добрых мыслей делает человека несчастным.

* * *

112

«Истинная мысль есть источник всех благ...» Игнатий Брянчанинов, святитель. Симфония по трудам. М., 2008. С. 360.

113

«Занятие добрыми мыслями приносит добрый плод». Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. М., 1881. Ч.1. С. 410.

114

Макарий Великий, преподобный. Духовные беседы. ТСЛ. 1904. С. 335.

115

Феофан Затворник, святитель. Сборник проповедей. М., 1899. С. 221.

116

Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста. М., 2009. С. 226.

117

Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т.8. Спб., 1902. С. 411.

118

Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т.9. Спб., 1903. С. 288.

119

Иоанн Кронштадский, святой, праведный. Моя жизнь во Христе. Спб., 1883. Т.1. С.123.

120

Там же. с. 301.

121

Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениях святителя Тихона Задонского. М., 2003. С. 322.

122

Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 2007. С.610.

123

Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениях святителя Тихона Задонского. М., 2003. С. 320.

124

Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задоский и его учение о спасении. М., 1995. с.272–273.

125

Симеон Новый Богослов, преподобный. Слова. Т.1 М., 1892. Сл.10.

126

Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениях святителя Тихона Задонского. М., 2003. С. 1028.

Комментарии для сайта Cackle