Г.И. Ясиницкий

Глава X. Библия и геология

У Иова 12:8 читаем: «Побеседуй с землей, и наставит тебя». Удивительное указание Писания на науку о земле, как на источник вразумления! Следует поэтому остановиться и просмотреть другие свидетельства, имеющиеся на этот счет.

Нам важно вскрыть собственное учение Писания по этому предмету, чтобы нам стало ясно то, что высказал псалмопевец: «Господи! Все сделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих (Пс. 103–24). Сосредоточим наше внимание на первой главе Библии. Именно эта часть Писания подвергается нападкам критиков с точки зрения геологии.

Ф. X. Капрон совсем недавно гениально показал, что первые страницы Библии находятся в гармонии со всеми последующими данными науки. Это сделано им в связи с учением Герберта Спенсера, великого мыслителя своего века, но, увы, атеиста (агностик), и потому ни в какой мере не склонного подтверждать истинность Писания. Рассуждая о том, что он называет «проявлением непознаваемого», под чем, он, очевидно, разумеет Божественные силы в мироздании, Герберт Спенсер утверждает, что эти проявления должны на базисе науки иметь пять определенных форм, которые он именует так: пространство, время, материя, движение, сила.

Обращаясь к начальным строкам Библии, находим замечательный факт, как это показал Капрон31, что Дух Святой свидетельствует в них о проявлении этих самых пяти форм «непознаваемого» и почти в том же порядке, как это дано у Спенсера:

Д. В. Даусон, занимающий       первое место среди ученых геологов, приводит в своем труде «Происхождение мира» совершенно независимое свидетельство, хотя и сходное по форме с вышеприведенным, относительно научной точности фактов, записанных в первой главе Бытия, Он говорит:

«Весьма интересно, что наука следует порядку Библии, а именно:

Материя       – Земля (Быт. 1:2).

Темнота       – Тьма над бездною (Быт. 1:2).

Движение       – Дух Божий носился (Быт. 1:2).

Свет       – И стал свет (Быт. 1:3).

Теплота       – И создал Бог два светила великие (Быт. 1:16).

Тот же ученый в книге «Соприкосновение геологии с историей» говорит: «В настоящее время не подлежит сомнению, что порядок творения, данный в первой главе Бытие, совпадает с результатами астрономических и геологических исследований, причем совпадение никак нельзя приписать простой случайности».

Другой геолог, проф. Тристрам, в своем труде «Естественная история» добавляет к этому свидетельству еще несколько веских слов: «Геологические изыскания подтверждают порядок, указанный в Писании».

Это самые последние заключения современной науки; человечество, таким образом, все более и более убеждается в том, что Библия не только писалась с «поэтической убедительностью», но и с научной аккуратностью.

«Первая глава Бытие, пишет Пембер в «Ранних веках земли», так же, как и следующие, по существу своему не является ни видением, ни аллегорией, но точной историей, а потому к ней надо отнестись, как к буквальному изложению фактов».

Возраст Земли

Разные ученые по разному подходят к разрешению этого большого вопроса. Некоторые, несмотря на все вышеприведенные доводы, склонны идти против библейского повествования о сотворении мира в «шесть дней», находя, что научные исследования залежей каменного угля показывают, что формирование земли должно было начаться за миллионы лет до нашего времени. На то же указывают ископаемые животные, обнаруживаемые в некоторых геологических слоях; а также – образование горных пород. Плейфер выразился даже так, что «Земля стоит вечно»32.

Нелишне будет наглядно познакомиться здесь с мнениями выдающихся представителей науки в отношении предполагаемого возраста земли. Обращает на себя внимание поразительное расхождение в результатах вычислений, которое между наибольшими и наименьшими числами доходит до колоссального числа в 9.000.000.000 лет. Вот таблица этих чисел:

Проф. Рамзай 33 возраст земли определяет

в 10.000 милл. лет.

Е.Дюбуа      .      .      .      .      1.000      »      »

Гудрич.      .      .      .      .      . 700      »      »

Ч.Лайель      .      .      .      .      . 400      »      »

Чарльз Дарвин34      .      .      .      . 300      »      »

Оливер Лодж35      .      .      .      . 100      »      »

Г. Дарвин36      .      .      .      .      . 60      »      »

Проф. Соллас37      .      .      .      . 55      »      »

Лорд Кельвин      .      .      .      . 24      »      »

Др. Кролл38      .      .      .      .      . 20      »      »

Проф. Тейт39      .      .      .      . 10      »      »

Конечно, не все из вышеприведенных чисел получены от вычисления одних и тех же научных данных, поэтому они могут быть примирены между собой. Так, например, некоторые из меньших чисел даны на основании законов физики; они обнимают собою период от того момента, когда земля была в раскаленном состоянии до настоящего времени, тогда как другие числа представляют собою результаты геологических вычислений периода, известного под названием «недели творения», причем каждый день, приводимый в первой главе Бытие, приравнивается одной шестой этих чисел. Все, кто придерживается этой теории, говорят; что «седьмой день» все еще продолжается.

Не входя в детали этих теорий, скажем только, что позднейшие вычисления, произведенные на вышеупомянутом основании принадлежат проф. Соллас и Георгу Дарвину (55 и 60 милл. лет), и, согласно им, один день Бытия равняется 10 милл. лет.

Таким образом, вопрос – в течение какого времени был сотворен мир, привел к конфликту науку с Библией, однако, очевидно, что затруднения, возникшие на этой почве всецело зависят от недостаточного изучения Библии.

Библия совсем не говорит и даже не подразумевает того, что земля была сотворена в шесть дней, как это некоторые думают. Еще сто лет тому назад Томас Чалмерс писал: «Первая книга Моисея не имеет указания на возраст земного шара».

Библия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Кто же может сказать, когда было это «начало»? Оно могло быть за миллионы и миллионы лет до нас, кто будет спорить? Во всяком случае, и теологи, и люди опытной науки соглашаются на одном и том же, что первый стих Библии нужно рассматривать отдельно от последующих стихов, так как в нем сообщается о неведомом далеком прошлом, когда Всемогущий положил основание земли, среди Других миров.

Теория туманности

Теория туманности предполагает, что земля и другие планеты образовались путем процесса длившегося миллионы веков, из особых облакообразных паров, или скоплений раскаленного газа, обладавших вращательным движением. От времени до времени от основного центрального ядра раскаленных паров отделялись частицы материи и образовывали самостоятельные небесные тела. Тела эти, продолжая вращаться по инерции в том же направлении, в конце концов, преобразовались в землю и другие планеты.

Конечно, как бы данная теория не казалась привлекательной для некоторых астрономов, она, тем не менее, не более как «туманная» теория и не больше. Утверждать вращательное движение нашей планеты с самого начала ее существования рискованно на том основании, что прекрасно известно, как две из восьми планет, а именно: Меркурий и Венера, хотя и обладают шарообразной формой, но не проявляют никакого движения вокруг себя.

Совершая свое движение вокруг солнца, обе планеты остаются повернутыми к нему одной и той же стороной, подобно тому, как это наблюдается в отношении луны. Меркурий при этом совершает свой путь вокруг солнца в 88 дней, а Венера – в 224 дня. На основании этих данных не трудно заключить, что Меркурий поворачивается вокруг своей оси всего лишь четыре раза в год, Венера же еще медленнее, а именно: она совершает один полный поворот в семь или восемь месяцев. Никто не может претендовать на то, чтобы аргументацией такого медленного вращения объяснить шарообразное происхождение этих планет. Следует также заметить, что скорость вращения означенных планет остается неизменной.

Поэтому теория туманности не может смутить наши умы, и, постольку, поскольку она имеет нечто общее с теорией эволюции, она вряд ли в состоянии дать нам представление о сотворении мира, подобное тому, какое почерпается из Библии. Там написано: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс. 32:9).

Интересно привести здесь выдержки из статьи Ю. Делевского, в которой он суммирует данные самых последних вычислений разных наук, направленных к определению возможного возраста земли.

Пользуемся текстом из статьи: «Земле 150 – 200 милл. лет», напечатанной в газете «Заря», от 21 Ноября 1937 года.

«Получит ли наша земля от науки подлинное «метрическое свидетельство» точно определяющее ее возраст или же вопрос этот останется все еще в стадии сомнений и колебаний? Астрономы, физики и геологи долго состязались из-за этой проблемы, и не мало остроумных гипотез погибло в этой схватке на поле брани.

«Первоначально геологи не думали о возможности приблизительного определения возраста земли. Они предполагали огромные периоды времени, не поддающиеся исчислению.

«Потом геологи стали на путь положительных вычислений и, на основании исследования толщи седиментарных пластов земной коры, определили возраст земли со времени затвердения ее коры в несколько сот миллионов лет.

«На сцену выступили физики, которые вычислили возраст Солнца на основании расчета расхода его тепловой энергии и сжатия его диаметра. Вычисление это давало для Солнца всего несколько десятков миллионов лет. А так как Солнце считается «родителем» земли и всех планет, то вытекало, что возраст земли «детища» Солнца, физики (Томсон и Кельвин) «давали» земле 150 – 200 милл. лет.

«Геологи протестовали. Они предлагали физикам быть несколько сговорчивее. Спор длился многие годы.

«Потом неожиданно была открыта радиоактивность. Физики были побеждены. Но сконфужены были и геологи.

«Оказывалось, что метод радиоактивности давал для возраста земли цифру, значительно более высокую, чем та, на которую шли геологи, (делая уступки физикам).

«Метод радиоактивности основан на факте дезинтеграции радиоактивности веществ... Радий разлагается, образуя гелий и радон. Разлагается потом и радон, образуя различные продукты, которые живут и умирают, оставляя дальнейшее потомство. В конце концов, получается инертный свинец.

«На основании пропорций содержания гелия и свинца в радиоактивных веществах был вычислен возраст пород, содержащих радиоактивные вещества. Возраст наиболее древних пород земной коры был определен таким образом в полтора – два миллиарда лет.

«Возраст земли со времени образования коры, содержащей радиоактивные вещества, был, таким образом, определен в 2 миллиарда лет. Но что представляет собою эта цифра – минимум или максимум?

«Сверх урана и тория радиоактивностью, но более слабой, обладает еще калий и рубидий. Еще в 1926 году Холмс и Лаусон высказали возможность определения возраста земли на основании радиоактивности калия и рубидия...

«Ныне в коре земли имеется кальция в 14.000 раз больше чем изотопа 40 калия. Отсюда Брюэр выводит, что высшим пределом для возраста земли должна считаться цифра в 3 миллиарда лет.

«Но тогда оказывается, что возраст земли должен выражаться цифрой того же порядка, что и возраст Вселенной: системы звезд Млечного Пути, спиральных туманностей. Прежде допускали для возраста Вселенной цифру порядка нескольких триллионов или несколько десятков триллионов лет («долгий масштаб»).

«Ныне стали склоняться к «краткому масштабу», согласно которому возраст Вселенной исчисляется цифрой в 1000 или 10.000 раз меньшею: порядка нескольких миллиардов лет. Если так, то земля имеет тот же возраст, что и Вселенная. Такие астрономы, как Эрнест Опик, Артур Холмс, Книпер ныне примыкают к мнению об одинаковом порядке возраста Земли и Вселенной.

«Но недавно еще считалось почти несомненным происхождение земли от Солнца; и звезд от туманности, из которой образовалась наша галаксия: Млечный путь. Земля, конечно, считалась моложе своих «предков». Идея одинаковости возраста Земли и Вселенной... открывает новый конфликт в нашем понимании истории неба. В чем выход?

«Выход – в признании полной частичной неудовлетворенности гипотез, которые были положены в основу вычисления, как возраста Земли, так и возраста Вселенной

Наше заключение

Другими словами: все научные данные и все научные вычисления, предпринятые до сих пор, чтобы хоть приблизительно определить возраст Земли, не привели еще к положительному результату и согласию между отдельными науками и даже между отдельными учеными. А потому надо ожидать, что, когда наука сделает еще новые открытия и т. ск. приблизится к истинному пониманию построения и происхождения Вселенной и Земли, тогда цифры их возраста не будут противоречить данным Откровения Божия, что уже наблюдается.

Раннее состояние Земли

Бытие 1:2 сообщает нам, что «земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною...»

Бросается в глаза как бы противоречие стиху первому, в котором просто сказано о начальном сотворении неба и земли. Выходит, что между стихами первым и вторым есть какой-то промежуток, указывающий на происходящее изменение в состоянии земли, сделалась пригодной для обитания на ней человека. Вот это то переустройство или претворение земли и описано кратко в первой главе Бытие, и, произошло, как видно, в период «шести дней».

Что же касается состояния земли в тот неведомый период, когда она была впервые сотворена, и каковы были ее обитатели, если они были, и что происходило на ней в течении всего периода до претворения земли, описанного в Бытие, относительно всего этого в Библии нет прямых указаний. Это находится вне основной цели Божественного Откровения, предназначенного на «век» человечества нашей земли, т. е. той, которая начала свое «существование» с момента ее претворения в настоящее ее состояние. Одно, что Библия дает понять намеками на то далекое время, это то, что земля в первоначальном своем сотворении была в высшей степени совершенным и прекрасным творением.

У Исаии 45:18 читаем: «Так говорит Господь, сотворивший небеса, ОнБог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее; не напрасно сотворил ее». Очевидно, здесь делается указание на то, что Быт. 1:2 не имеет отношения к первоначальному сотворению земли и что в те времена, она не была «безвидна и пуста», так как «не напрасно была сотворена».

У Иова 38:4–7 сказано, что, когда Бог «полагал основания земли», а это, вне всякого сомнения, указывает на Быт. 1:1, то совершалось это «при общем ликовании утренних звезд», и «все сыны Божии восклицали от радости». Это, несомненно, указывает на совершенство творения земли в ее первоначальном виде.

Действительно, Др. Булингер делает указание на тот факт, что еврейское слово, которое переводится словом «сотворил» подразумевает «дело совершенное и прекрасное».

Кроме этого, на основании оригинала следует, что слова, переведенные в Быт. 1:3 «земля же была безвидна и пуста», можно было бы с успехом перевести так: «Земля же стала безвидна и пуста», что само собою подразумевает то, что она не всегда была такой. Сравнение может быть сделано с текстом Быт. 19:26, где идентичное слово в оригинале переведено именно таким образом: «Жена же Лота... стала соляным столпом»… Интересно, что в переводе Библии Ротергама текст Быт. 1:2 так и читается: «Земля же стала безвидна и пуста».

Ранние обитатели Земли

Ничего достоверного нам не дано знать о том, почему земля, некогда прекрасная и совершенная, стала «безвидною и пустою». У Иеремии имеется лишь некоторый намек на причину этого: «Смотрю на землю – и вот она разорена и пуста, – на небеса, и нет в них света. Смотрю на горы и вот они дрожат, и все холмы колеблются. Смотрю – и вот нет человека, и все птицы небесные разлетелись» (Иер. 4:23–25). Тоже приблизительно находим у Исаии 24:1, где сказано: «Вот, Господь опустошает землю и делает ее бесплодною, изменяет вид ее и рассеивает живущих на ней...» Видение обоих пророк указывает на суды Божии над землей; видение может относиться равно к будущему, так же как и к прошлому. «Разорение» и «уничтожение» земли, согласно видения пророков, совершается по причине суда Божия, приходящего в результате грехов людей. Не надо ли, поэтому, допустить мысли, что земля, как это подтверждается намеками Библии, некогда служила местом обитания сатаны и его ангелов, и что падение их, вызвало катастрофу.

По-видимому, сатана и его присные обладали какими-то телами, причем наказание выразилось в лишении их телесной оболочки, подобно тому, как смерть, ниспосланная Богом на наше человечество, в наказание за грех, лишает наш дух также его телесного жилища, Если это на самом деле так, тогда легко объяснить почему «злые духи» с тех пор стремятся во что бы то ни стало завладеть телом человека, войти в него тем или иным путем. Случаи беснования, известные во дни Христа, и в наше время могут быть объяснены той же причиной.

В связи с этим небезынтересно обратить внимание на тексты Библии, в которых сатана по сие время именуется, то «богом века сего» (2Кор. 4:4), то «князем, мира сего» (Ио. 12:31; 14:30; 16:11), то «князем, господствующим в воздухе» (Еф. 2:2) и т. д. Притязание на все царства мира сего со стороны сатаны, в момент искушения Христа, не было оспорено Им (Лк. 4:5–8). Таинственное пророчество Иез. 28:12:19 также, по-видимому, находится в связи с сатаной, хотя он там и именуется «царем Тирским» (12 ст.) и «помазанным херувимом» (14 ст.). Как видно, вначале сатана был преисполнен славы: «ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Эдеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул, изумруд и золото, все искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней»... Какая изумительная картина, открывающая нам неведомые времена обитания сатаны на земле! Затем, как видно, по причине беззакония, отступления от Бога, он был низвержен. Так именно там и сказано «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония... внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней»… (15–17).

Ангелы сатаны, жители той земли, ему подчиненные, по-видимому упали вместе с ним, и их постигла общая участь. Грех их – гордость, тогда, как грех человека – неповиновение. «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою»... (17 ст.). Не отсюда ли многочисленные указания Слова Божия на «гордость», как на самый отвратительный грех, который Бог ненавидит: «Гордость и высокомерие и... злой путь... Я ненавижу», говорит Господь (Пр. 8:13); а также и указания на происхождение гордости от сатаны. В 1Тим. 3:6 гордость так и именуется – «осуждение дьявола». Не знаменательно ли все это!

Невольно вспоминаются слова Исаии (14:12) «Как упал ты с неба, денница, сын зари?». Упал через грех гордости, поэтому и теперь высшая мудрость говорит, что «погибели предшествует гордость и падению надменность» (Пр. 14:18).

Не дают ли нам все эти намеки и даже определенные свидетельства Писания объяснение не только падения сатаны, но и разрушения, постигшего нашу землю до того момента, когда Бог претворил ее и поселил на ней нового обитателя – Адама, от которого произошло наше человечество? Ведь хорошо известно, что, как допотопный Мир подвергся осуждению и гибели от воды (2 Пет, 3:6), за «развращение», – так в будущем, наше человечество ожидает еще большая кара за его падение, которая придет в огне, так, что «стихии разрушатся, земля и все дела на ней сгорят». (2Пет. 3:6). Кто же может, таким образом, отвергать возможность катастрофы земли, на том же основании, происшедшее до времени, описанного во втором стихе Библии?

Игнациус Донелли в своем труде «Век огня» утверждает на основании якобы геологических исследований, что в доисторическое время земля прошла через хвост кометы и была вовлечена в вихрь огня и камней, что и привело ее в состояние, отмеченное в Быт. 1:2 словами «безвидна» и «пуста». Если это так, то нельзя ли предположить, что между этим каменно-огненным вихрем и «огнистыми камнями» Иезекииля (28:14) есть какая-то связь?

Разрушение земли и других небесных тел в доисторические времена замечательно изображается у Иова 9:4:7, где сообщается о разрушении места обиталища того, кто в гордости осмеливается восставать против Бога: «Премудр сердцем и могуч силою; кто восставал против Него и оставался в покое? Он передвигает горы, и не узнают их; Он превращает их в гневе Своем; сдвигает землю с места ее; скажет солнцу, – и не взойдет, и на звезды налагает печать»... После подобных перемен, которые могли произойти после проявления гнева Божия, какими словами лучше можно было бы определить состояние земли, чем этими: «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною» (Быт. 1:2).

Приготовление Земли для человека

Вслед за описанием земли после катастрофы и начинается повествование о ее переустройстве или претворении, ошибочно называемом «первоначальным сотворением» земли.

На самом деле человек и другие живые существа были сотворены именно в этот период претворения земли, но сама земля явилась в результате сотворения много веков прежде, и теперь лишь была обновлена, как об этом сказано: «Пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103:30).

Обращают особое внимание слова, употребляющиеся в первой главе Бытие: «сотворил» и «создал». В 16 стихе, например, не сказано, что Бог сотворил солнце и луну, но – создал два светила великие. «Создал» славянская форма слова «сделал». Так именно оно звучит в других переводах. Внимательное чтение показывает, что эти два слова на протяжении всей главы применяются для выражения различных идей. Слово «сотворить» означает – сделать что-нибудь из ничего, тогда как слово «создать» означает – сделать что-нибудь из чего-либо уже существующего. Обратим внимание на Быт. 1:1, там сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю» и сравним с Исх. 20:11, где написано: «В шесть дней Бог создал небо и землю, море и все, что в них». В первом случае речь идет о сотворении, во втором же только о претворении или создании. Та же идея сохранена в словах: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые Он делал» (Быт. 2:2).

Каждый, приступающий к изучению Библии должен заметить это различие, так как не заметить его значит пренебречь важным фактором исследования истины. Как, например, не заметить того факта, что во второй день «творения» Бог не творит воду, ибо она уже была сотворена прежде, а просто разделяет ее (7 ст.). Тоже надо сказать про сушу, Он не творит ее, а лишь освобождает или отделяет от воды (9 ст.). Особенно ярко подчеркивается та же мысль в Быт. 2:3, где дается как бы заключение к первой главе: «И благословил Бог седьмый день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». Буквально это место читается так: «сотворил, чтобы созидать». Из всего вышесказанного следует, что созидание или обновление лица земли не надо смешивать с первоначальным сотворением.

Таким образом, все нападки на Библию, основанные на доводах геологического характера или в связи с залежами каменного угля, не представляют никакого существенного значения, так как, согласно самой Библии, земля сотворена была задолго до Адама, хотя точно и неизвестно когда.

С другой стороны все нападки подобного рода могут быть приравнены одним противопоставлением им Всемогущества Божия. Разве для Бога есть, что-либо невозможное? При Его соизволении разве не могла бы появиться земля со всеми минералами, ископаемыми богатствами в ней сразу без прохождения через стадии развития этих минералов и т. п.? Если Он сотворил Адама сразу взрослым, без того, чтобы ему подвергнуться росту от младенчества до возмужалости, то почему Он не мог сотворить и землю сразу во всей ее красоте и пригодности для обитания.

Чудеса Христа, особенно такие, как претворение воды в вино или накормление тысяч людей двумя хлебами и пятью рыбами, свидетельствует о том, что Бог повелевающий законами жизни и мироздания силен творить из ничего. Это поражает человека, потому что для него необычно, но разве менее поразительны дела, совершаемые в природе и мироздании каждодневно? – они не поражают, потому что обычны; но как те, так и другие зависят от Божественных законов и сил, находящихся во власти у Него Одного.

Шесть дней первой главы Бытие

Что же представляют собой эти шесть дней? Были ли они обычными суточными промежутками в 24 часа каждый, или же периодами времени, равными миллионам лет? Большинство авторитетов по исследованию Библии склонно рассматривать дни, именно, как периоды неопределенной емкости.

Основанием для такого убеждения служит, прежде всего, то обстоятельство, что в Библии слово «день» часто употребляется, как период времени. Например: «День искушения в пустыне» (Пс. 94:8) подразумевает не один день, а все время странствования Израиля между Красным морем и Ханааном. Такое же понятие существует и в наши дни: говорят «день спасения», «день скорби» и т. д. Во-вторых, такое убеждение складывается еще из того, что в первые три дня «творения» солнце и другие светила отсутствовали, а потому как бы не могло быть счисления времени по ним. Некто так и сказал, что до четвертого дня не было, согласно Писания, ни обычного дня, ни обычной ночи. В-третьих, стоящие на такой точке зрения, подкрепляют свою аргументацию тем, что о седьмом дне не сказано, как о прочих днях: «и был вечер и было утро», а это значит, что седьмой день продолжается до сих пор, если же это так с седьмым днем, то надо думать, что и предыдущие дни творения имели такие же значительные периоды.

Однако надо прямо сказать, что хотя такое толкование не представляет опасности, тем не менее, оно явилось в результате геологических затруднений согласовать идею появления земли с повествованием Библии. Но, после того, как стало ясно сотворение земли до «шести дней творения», описанных в первой главе Бытие, значение вышеизложенного подхода утратило свой первоначальный смысл.

За то, что эти шесть дней были фактическими шестью днями, а не периодами времени, говорят тексты Библии, где «день» означает день, когда это слово употребляется вместе с числителем. Так, например, в повествовании о потопе говорится о 150 днях (Быт. 8:3): потом о сорока днях хождения разведчиков израильских (Чис. 13:26); также о трех днях Ионы, проведенных во чреве кита (Ион. 1:17); о сорока днях, в которые Христос являлся ученикам по воскресении (Деян. 1:3) и т. п. Поэтому нет причины шесть дней первой главы Бытие превращать в периоды времени, тем более, что солнце и луна существовали уже от первоначального творения и в четвертый день претворения мира были лишь вновь явлены земле, освобожденной от паров, укрывавших ее от них. Кроме того, свет созданный Богом за три дня до появления солнца и луны само собою мог произвести деление тьмы и света, а отсюда и могло начаться течение времени в том исчислении, какое нами принято. В Быт. 1:3 и 5 так и говорится: «И сказал Бог: Да будет свет. И стал свет. ...И назвал Бог свет днем, а тьму ночью». Р. Андерсон, один из тех, кто рассматривает «дни творения» как периоды времени, тем не менее, в данном сообщении Библии видит определенное подразумевание обыкновенных дня и ночи40.

Тот же автор говорит: «Быт. 1:14 указывает на то, что дни, годы и времена года находятся в зависимости от солнечной системы». Но так как солнце создано в четвертый день, то отсюда следует, что наша солнечная система должна была существовать до того дня, от начального ее сотворения. Во всяком случае, дни последующие четвертому уже должны насчитывать количество часов равное нашим суткам.

Быт. 1:7 говорит о том, что в четвертый день Бог «поставил» светила, под чем, по-видимому, надо подразумевать, что солнце и луна с этого времени были поставлены в определенное положение в отношении земли, или земля была повернута на своей оси так, что солнце и луна заняли к ней надлежащее положение. Ведь известно, что наклон земли по оси на 230° и обуславливает собою четыре времени года, приходящих одно на смену другому по мере прохождения земли вокруг солнца. Тогда как суточное вращение земли, начавшееся, видимо, с первого дня, в результате дает наличие дня и ночи.

Иоганн Кеплер, великий астроном, еще триста лет тому назад сделал открытие, что солнце не находится в центре орбиты земли. Другой астроном, Д. Димбли в своей книге «Дата сотворения мира» очень ясно показал, что точка равноденствия достигается землею как раз на четвертый день, что удивительно совпадает с указанием Библии, которая говорит, что солнце было поставлено в надлежащее положение в отношении земли на четвертый день.

Таким образом, выходит, что в «первый день» земля, очевидно, двинулась с точки (А) вдоль по своей орбите (В) вокруг определенного центра (С); солнце же было «поставлено» на «четвертый день», но не точно в центре орбиты, а в положение (Д), противоположное положению земли (Е), которого она достигла на «четвертый день». (См. чертеж).

Зимнее солнцестояние

День осеннего равноденствия 23-го сентября 4-ый день

День весеннего равноденствия 21-го марта

Летнее солнцестояние

1-ый день

20-го сентября Воскресенье

Это хорошо объясняет тот факт, что день осеннего равноденствия (23 сентября, когда день равен ночи во всем мире) наступает не в тот момент, когда земля находится в точке (А), где бы при других условиях оно должно было бы находиться, но лишь тогда, когда солнце достигает точки (Е), т. е. положения прямо противоположного солнцу.

Открытие Кеплера, позволившее иметь такое правильное представление о вышеизложенном так и называется «законом Кеплера о движении планет». Он послужил основанием для открытий Ньютона и, можно сказать, является отправным пунктом в современной астрономии.

Этот закон Кеплера находится в полном согласии со Св. Писанием, принимая во внимание, что дни были днями светового счисления, т. е. равные каждый 24 часам. Иначе невозможно было бы объяснить этот научный факт. Астрономия охотно подтверждает такое понимание шести дней Библии своими исследованиями.

Седьмой день

Говорят, что седьмой день, которым завершено было творение продолжается до сего времени, потому что об его окончании нет указаний в Св. Писании. Между тем не принимается во внимание то, что «вечер и утро» первых шести дней служит больше для отделения их одного от другого, чем утверждением их продолжительности. События каждого дня разграничены между собой, однако седьмой день был днем покоя, так как в оный день Бог почил и успокоился от всех дел Своих, какие делал (Быт. 2:2); не потому ли и разграничения более не понадобилось. Все уже было совершено.

Надо обратить внимание на тексты, в которых говорится о покое Бога. В них не сказано, что «Бог почивает в день седьмый», а что «Бог почил в день седьмый», т. е. всегда соблюдена бывает форма прошедшего времени. (Евр. 4:4, Быт. 3:2–3).

Иисус Христос, наоборот, открыл истину о том, что Бог даже в обычную седьмицу дней (субботу) «делает дела»: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ио. 5:17), но не «отдыхает».

В послании к Евреям 3 и 4 глава упоминается о трех видах покоя, (а) «Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих» (Евр. 4:4). Покой Создателя после шести дней творения. (б) «Они не войдут в Мой покой» (Евр. 3:11), Это цитата из Пс. 94 и имеет отношение к покою Израиля в земле Ханаанской, который хотя и был обещан всем, но его обрели только Иисус Навин и Халев из числа всех людей вышедших из Египта (Евр. 3:16; 4:8). (в) «Для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4:9), в других переводах просто «покой». Речь опять идет об Израиле. Ему надо еще войти в покой, который дается по вере сердца в Того, Кто сказал: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременные и Я успокою вас» (Мф. 11:28) Вот тот покой, который еще остается для народа Божия. Но не тот, в котором успокоился Бог «от всех дел Своих», ибо иначе зачем было бы нужно говорить о «другом дне» (Евр. 3:8).

Если бы дни творения были огромными геологическими периодами, тогда нельзя было бы понять значения слов «утро» и «вечер», «день» и «ночь». Века в Библии называются веками (Евр. 2:7). Интересно, что порядок слов «вечер» и «утро», а не наоборот, как мы бы сегодня написали, совпадает с древне-еврейским представлением о дне, который у них начинался с вечера, а не с утра. В шесть часов вечера или просто с захода солнца, наступает новый день, а не с утра. Такой порядок у евреев сохранился до нашего времени. Это также подтверждает, что дни первой главы Бытия – дни обыкновенные. Если же согласиться с теорией, предполагающей за днями периоды, то, как их считать, равными по разделению на светлую часть и темную, или нет? Если день тянулся десять миллионов лет, то был ли день в пять миллионов и ночь? Или надо иметь другое понятие? Принимая во внимание, что деревья были созданы на третий день, а птицы и рыбы на четвертый и пятый, естественно возникает вопрос: как бы они могли существовать, если бы тьма удерживалась на земле продолжительное время после их сотворения? Сильным аргументом за шестоднев может служить свидетельство самого Бога: «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю... а в день седьмый почил».

Что же касается геологии и всех данных о существовании земли на основании разных ископаемых, то на них имеется ответ второго стиха первой главы Бытие, где говорится о пережитом землей разрушении. Но никто не может спорить, что до того на земле могли существовать различные виды органической и растительной жизни, следы которой в слоях земной коры обнаруживаются. Промежуток между первым стихом Библии и началом претворения и есть тот неведомый период времени, во время которого земля наша существовала и своем первоначальном состоянии. В таком понятии нет никакого противоречия Слову Божию.

Портлок в своем трактате «Основы Геологии» заявляет: «Ископаемые окаменелости не дают возможности определить геологические эпохи». «Окаменелости, обнаруженные в морях и относящиеся к позднейшему времени аналогичны с теми, которые считают принадлежащими к древнейшим геологическим эпохам». Он же говорит, что М. Гепперт получил некоторые окаменелости искусственным путем. Поэтому, когда делаются какие-нибудь новые сообщения о «доисторическом мире», к ним надо отнестись с большой осторожностью, ибо слишком много «дикой фантазии» преподносится человечеству под видом истины.

Как неустойчивы доводы тех же геологов, можно судить по тому, что прежде при рассмотрении каменных пород, гранит относили к периоду «красного каления земли», теперь же считают его образование путем действия воды. Окаменелости, возраст которых считался равным 20 тысячам лет и даже больше, оказывается, могут образовываться в течение столетия и даже менее. Нахождение залежей каменного угля на глубине сотен футов под поверхностью земной коры в настоящее время объясняется происшедшим опусканием соседних слоев земной коры.

Этими доводами не отрицается существование земли до шести дней Библии, как об этом много говорено было выше, но дается доказательство того, что и настоящего шести тысячелетнего существования земли в нашей истории было вполне достаточно, чтобы те или другие окаменелости образовались в достаточном количестве. Например, хотя бы превращение дерева в каменный уголь.

Проф. Сейс не стыдится признать свое заблуждение в прошлом толковании фактов, относящихся к существованию земли: «Мы должны написать нашу историю об Еламе снова. Мы заблуждались, и десятая глава Бытие должна быть признана правильной». В то время как таблички, найденные им и ввергшие его в заблуждение, он нашел совершенно ошибочными.

Придет день, когда и многие другие люди, делавшие разные «открытия», противоречившие Слову Божию, принуждены будут признаться в своем заблуждении, сказав: «мы до сего времени заблуждались, но книга Божия права во всем»!

* * *

31

«Конфликт истины».

32

Illustrations of «Huttanion Theory of the Earth».

33

«Age of the Earth as an Abode fitted for Life».

34

«Ogigin of the World».

35

«Address City Temple».

36

«The Tides».

37

«Age of the Earth».

38

«Stellar Evolution».

39

«Recent Advances in Physical Sciences».

40

«Bible and Modern Criticism».


Источник: Апологетика Библии : ответы критикам Св. Писания и безбожникам / Г. И. Ясиницкий. - [Сан-Франциско : б.и., 1980]. - 199, [3] с. : ил., табл.; 17 см. Репринт. изд. Вых. дан. ориг.: [Харбин, 1937]. На тит. л. указано издательство оригинала: Посох.

Комментарии для сайта Cackle