Азбука веры Православная библиотека протоиерей Иоанн Иванов Добро и зло в истории рода человеческого по свидетельству Священного Писания

Добро и зло в истории рода человеческого по свидетельству Священного Писания

Источник

Содержание

Протоиерей Иоанн Андреевич Иванов (Краткая биографическая справка)

Предисловие

Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX Глава X Глава XI Глава XII Глава XIII Глава XIV Глава XV Глава XVI Глава XVII Глава XVIII Глава XIX Глава XX Глава XXI Глава XXII Глава XXIII Глава XXIV Глава XXV Глава XXVI Глава XXVII Глава XXVIII Глава XXIX Глава XXX Глава XXXI Глава XXXII Приложение. Открытое письмо в редакцию Воронежских Епархиальных Ведомостей Памяти протоиерея И. А. Иванова (Некролог) Венок на могилу незабвенного наставника (Памяти протоиерея И.А. Иванова)  

 

Фундаментальный труд воронежского протоиерея и преподавателя Учительской семинарии о. Иоанна Андреевича Иванова (1844–1911) «Добро и зло в истории рода человеческого по свидетельству Священного Писания» является развернутым, глубоким, разносторонним и при этом необыкновенно содержательным анализом выбранной темы.

В настоящем издании вопрос о добре и зле во вселенной и в роде человеческом справедливо рассматривается как вопрос о духовно-нравственном бытии вообще, о жизни и смерти человека в частности. Опираясь на Священное Писание, автор анализирует Богооткровенное учение о царственности на земле добра и возникновении зла во вселенной и во всем роде человеческом в историческом контексте.

Давая исчерпывающий ответ касательно столь актуального в наше время вопроса добра и зла, книга представляет большой интерес для широкого круга читателей, поскольку понятие о добре и зле есть понятие общечеловеческое, необходимое, постоянное и вечное. Сам автор считал, что знание этого ответа должно считаться альфой и омегой мысли и жизнедеятельности каждого человека.

Протоиерей Иоанн Андреевич Иванов (Краткая биографическая справка)

Сын священника с. Верхнего Чуфичева Старооскольского уезда Курской губернии. Обучался в Курской духовной семинарии, из среднего отделения которой перешел в Воронежскую и здесь окончил курс в 1867 г. первым студентом. Отказавшись по болезни от обучения в Духовной академии на казенный счет, он 18 сентября 1868 года был определен учителем русского и церковно-славянского языка в Воронежское духовное училище, а 7 июня 1869 г. перемещен учителем греческого языка.

В духовном училище служба его продолжалась до 19 декабря 1873 г. (когда он уволился по прошению), причем он состоял (с 29 ноября 1871 г. по 17 ноября 1873 г.) по избранию помощником смотрителя училища, а уже по увольнении был избран 28 сентября 1876 г. членом правления училища. Кроме того, с 17 февраля 1868 г. по 16 ноября 1870 г. он преподавал безвозмездно славянский язык в женском духовном училище, со введением же нового устава в епархиальном женском училище и штата учителей, определен 16 ноября 1870 г. преподавателем его по арифметике и геометрии, в каковой должности состоял до 1896 года.

27 декабря 1870 г. состоялось рукоположение его во священника в Воскресенской церкви, что при дворянском собрании.

Отец Иоанн получил за свою полезную деятельность немало наград и отличий: 23 мая 1893 г. он был возведен в сан протоиерея, а через некоторое время пожалован орденом святого Владимира 3 ст.1.

Другим местом долголетней службы о. Иоанна является учительская семинария, в которой он с 30 января 1879 г. состоит законоучителем, пользуясь глубоким уважением сослуживцев и искреннею любовью воспитанников. За учебно-воспитательные труды по семинарии он не раз получал благодарность от учебного начальства, в том числе письменно от помощника министра народного просвещения князя С.М. Волконского (в 1884 г. после посещения семинарии). В то же время практический опыт и разносторонние способности о. Иоанна находили себе приложение и в других областях церковно-общественного служения: в 1879–1884 гг. он состоял (по избранию) членом правления местной духовной семинарии, в 1894–1900 гг. членом духовной консистории; кроме того, состоял членом комитетов по постройке здания для духовного училища и общежития для своекоштных воспитанников духовной семинарии. При открытии братства Свт. Митрофана и Тихона (13 января 1885 г.) был принят в число его членов.

Отец Иоанн известен своими трудами и в духовной литературе. Отдельно им изданы: «Добро и зло в истории рода человеческого по свидетельству Св. Писания» (Воронеж, 1894 г., 459 страниц), «О значении храма и обряда в области веры и религии Христовой» (Воронеж, тип. В.И. Исаева, 1894 г., 82 стр.), «Страдания Господа нашего Иисуса Христа от Гефсимании до Голгофы» (тип. В.И. Исаева, 1894 г., 242 стр.). Этот труд представляет собою ряд чтений в Митрофановом монастыре; раньше был напечатан в «Воронежских Епархиальных Ведомостях». 1887 г., №№ 6, 7, 10, 11, 16, 17, 20; 1888 г., №№ 7, 8, 18; 1889 г., №№ 5, 7; 1890 г., №№ 4, 5, 6; 1891 г., №№ 7, 8, «Бытие и жизнь в конечных причинах и в последнем основании при свете Св. Писания и разума» (1910 г. 2 тома: I. Стр. Х+229; II. XI+208+XX), «Святитель Митрофан Воронежский в его духовно-нравственном образе и в его святительском служении: смысл и значение почитания святых» (1910 г. 57 стр.), «Цель жизни человека в связи с идеей патриотизма» (Воронеж, типо-лит. т-во «Кравцов и К», 1912 г.).

В «Воронежских Епархиальных Ведомостях» помещены «Речь, произнесенная при освящении нового здания духовного училища в Воронеже» (1882 г., №22); «Речь при погребении Серафима, Архиепископа Воронежского и Задонского» (1886 г., №10); «Речь при поднесении золотого креста протоиерею И. В. Адамову» (1886 г., №14); «О значении храмов в деле веры и жизни христианской». Из чтений в Воронежском Митрофановом монастыре (1887 г., №№ 1, 2 и 4); «Слово, произнесенное на Божественной литургии, в Вознесенской, что при Дворянском г. Воронежа депутатском собрании, церкви по случаю кончины в Москве жены воронежского губернского председателя дворянства Ольги Александровны Веневитиновой, урожд. кн. Щербатовой», М., Синод, тип., 1892, 15 с.; «Слово в день закладки храма Св. Равноапостольного Князя Владимира в Воронеже» (1896 г., №16); «Слово, сказанное пред началом молебствия и принятия присяги в Митрофановом монастыре в присутствии дворян, в 1897 г.» (1898 г., № 19); «Слово в день рождения Государыни Императрицы Марии Феодоровны» (1903 г., №2); «Слово в день тезоименитства Государыни Императрицы Александры Феодоровны» (1903 г., № 11); «Слово, сказанное на Божественной литургии в присутствии дворян Воронежской губернии» (1904 г., №8); «Слово в день Вознесения Господня и Рождения Государя Императора Николая Александровича» (1904 г., №11); «Слово, сказанное пред началом молебствия Господу Богу и принятия присяги в Митрофановом монастыре в присутствии дворян» (1910 г., №6); «Слово в день празднования открытия св. мощей святителя и чудотворца Митрофана» (7 августа) (1910 г., №35) и мн. др.

10 октября 1911 г., в 12 часов 40 минут дня в г. Воронеже настоятель Воронежской Воскресенской, что при дворянском собрании, церкви, протоиерей Иоанн Андреевич Иванов скончался от крупозного воспаления легких. 12 октября в этой же церкви заупокойную литургию и отпевание совершал Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Анастасий, Архиепископ Воронежский и Задонский. На Новомитрофановском кладбище тело покойного было обнесено вокруг Новомитрофановской церкви воспитанниками учительской семинарии и затем опущено в могилу с восточной стороны церкви, рядом с могилой умершего в 1906 г. его сына-студента.

Предисловие

Предлагаемый труд «Добро и зло в истории рода человеческого по свидетельству Св. Писания» есть плод посильного изучения Св. Писания. В своих рассуждениях и выводах автор опирался исключительно на Богооткровенное учение; в понимании же смысла и толковании отдельных свидетельств Св. Писания искал разумения по святоотеческому преданию и учению Св. Православной Церкви в том же Св. Писании. Целью труда было искреннее желание автора послужить истине Слова Божия рассмотрением в отдельном целом, т.е. в специальном труде, такого предмета, знание которого должно поистине считаться альфою и омегою мысли и жизнедеятельности человека.

В самом деле, вопрос о добре и зле во вселенной вообще и в роде человеческом, в частности, по справедливости, есть вопрос о духовно-нравственном бытии вообще, о жизни и смерти человека, в частности. Вселенная, как творение Божие, идею добра должна логически предполагать и иметь как свое определение; разумно-свободные существа, т.е. мир ангельский и мир человеческий, в силу того же творения Божия, т.е. в силу тварного своего бытия, в идее добра должны определяться, как в своей конечной причине и своем последнем основании, возводя эту идею и себя самих, естественно, к Абсолюту – Богу, в Котором, как Едино- и Абсолютно-Сущем, должны заключаться и от Него исходить и разум личного бытия разумно-свободных творений, и их «summum bonum».

Само-сущее, Абсолютное Бытие – Бог есть вместе и Абсолютное Добро, а потому всякое тварное бытие, как дело воли, премудрости и всемогущества Божия, может быть только добром в своей природе и в своем существе; все же сотворенное Богом в его целокупности, как воплощающее собою целокупную идею Божию о тварном бытии, должно быть не только «добро», но и «добро зело». Если так, то откуда же и что такое зло во вселенной вообще и в роде человеческом в частности? Св. Писание отвечает на этот вопрос и в своем ответе дает свет к просвещению не только веры, но и разума человеческого, и потому вопрос о зле во вселенной не может считаться проблемою в ведении человеческом; относительно же рода человеческого ответы Св. Писания по вопросу о добре и зле обнимают собою не только природу и существо человека принципиально, но и судьбы всего рода человеческого исторически.

Говоря «исторически», мы предвидим следующий вопрос: какую же историю рода человеческого содержит в себе св. книга Библия? В том виде, в котором мы знаем свои «всеобщие и гражданские истории», Библия, действительно, не может быть названа историческою книгою для всех времен и всего человеческого рода; даже судьбы еврейского народа, единственного народа, историческая жизнь которого записана в св. книгах Ветхого Завета, не имеют своей полной «гражданской истории» на страницах Библии; библейская история еврейского народа есть только библейская и постольку гражданская, поскольку внешние события в жизни сего народа, во-первых, наиболее являли собою особенное и чрезвычайное смотрение Божие за ним, как избранным народом в его великом призвании и, во-вторых, были наиважнейшими моментами жизни сего народа в целях воспитания и хранения Св. Семени, как стояния не только еврейского народа, но и всего мира (Ис.6:9–13); при всем том, однако, исторические судьбы всего человеческого рода содержатся в единственной книге на земле – Библии. Сию библейскую историю человеческого рода мы назвали бы в самом глубоком и широком смысле философиею истории рода человеческого, если бы с сим термином «философия истории» не соединялось часто у людей представление просто о синтезе в истории.

Св. Писание для истории рода человеческого дает несравненно более, чем синтез в истории, ибо обозначает то, что созидало и продолжает созидать историю рода человеческого. Помимо догматических и этических истин, как основ вечной жизни человека, Св. Писание в историческом смысле для всего рода человеческого есть целозаконченное здание, воздвигнутое из таких камней, которые в качестве исторического материала и вместе документа взяты из важнейших и решительных моментов исторической жизни человеческого рода, и для сих-то именно моментов исторической жизни всего человеческого рода Библия есть поистине книга откровения судеб человеческого рода от начала существования человека на земле и до последних его дней, т.е. до конца мира сего и века сего. История человеческого рода имеет в Св. Писании указанными – магистральный путь исторической жизни человеческого рода, главнейшие рельефы в сей жизни и ее пределы: подобно измеренному полю, обозначенному в своих главных частях вехами, отовсюду в поле видимыми, история рода человеческого является в Библии именно измеренной с поставленными не только вехами, но и светящими маяками, дающими возможность вместе и обозревать судьбы человеческого рода, и определять приближение к границам и пределам в моментах исторической жизни человеческого рода. Вот почему своим рассуждением о добре и зле по свидетельству Св. Писания мы сочли уместным дать оглавление с присоединением «в истории рода человеческого».

В заключение этого краткого предисловия обращаемся к благосклонному суду читателя: «Аще где погрешение какое усмотриши, любовным, молю, исправи сердцем. Да разумеваем, по Апостолу, друг друга в поощрении любве» (Евр.10:24), «ибо» ничто иное, а «любы Божия обдержит нас суждших сие», (2Кор.5:14).

* * *

1

27 декабря 1910 г. в церкви при дворянском собрании происходило скромное торжество по случаю исполнившегося 40-летия служения в священном сане при этой церкви протоиерея И.А. Иванова. Литургию и после нее благодарственное молебствие совершал почтенный юбиляр. Накануне им же было совершено всенощное бдение. По окончании молебна о. протоиерею от имени Воронежского дворянства был преподнесен золотой наперсный крест для ношения на золотой же цепи. Поднесение этого креста последовало согласно постановлению собрания предводителей и депутатов дворянства 18 декабря («Воронежский Телеграф», 1910, № 292).


Источник: Добро и зло в истории рода человеческого по свидетельству Священного Писания / Прот. Иоанн (Иванов). - Санкт-Петербург. : Общество памяти игумении Таисии, 2013. - 656 с.

Комментарии для сайта Cackle