Азбука верыПравославная библиотекаБогословиеДогматическое богословие Православной Кафолической восточной Церкви


архиепископ Казанский Антоний
Догматическое богословие Православной Кафолической восточной Церкви

Введение в курс наук богословских

Содержание

Об авторе
Основные даты жизни
Первые годы жизни
Духовное образование
Библиография основных трудов архиепископа Антония (Амфитеатрова)
Введение в курс наук богословских § 1. Содержание Понятие о Богословии § 2. Понятие о Богословии по значению и употреблению слова § 3. Понятие о Богословии по его предмету § 4. Понятие о Богословии по способу познавания § 5. Понятие о Богословии по способу и объему изложения § 6. Понятие о Богословии по отношению к началам, или источникам оного § 7. Понятие о Богословии по отношению к цели § 8. Определение Богословия Определение начал Богословия § 9. Начала Богословия § 10. Источное начало § 11. Священное Писание § 12. Состав св. Писания § 13. Употребление св. Писания. § 14. Священное предание § 15. Употребление священного предания § 16. Начало Богословия руководительное § 17. Значение разума в науке Христианского Богословия Достоинство Богословия как науки § 18. Отношения, в коих рассматривается достоинство Богословия § 19. Достоинство Богословия, рассматриваемого самого по себе § 20. Достоинство Богословия по сравнению с другими науками Состав наук богословских § 21. Общий состав Богословия § 22. Науки приготовительные § 23. Науки составительные § 24. Науки приспособительные Метод Богословия § 25. Различные методы Богословских наук § 26. Метод изложения Богословия § 27. Метод преподавания Богословия § 28. Недостатки, какие должны быть избегаемы в преподавании Богословия § 29. Метод изучения Богословия § 30. Правила учебные § 31. Правила практические Введение § 1. Понятие § 2. Предмет § 3. Долг и существенный характер § 4. Образцы православного исповедания веры § 5. Метод § 6. Сущность догматов и главная мысль Догматического Богословия § 7. Составные части § 8. Важность Догматического Богословия Часть I § 9. Содержание и разделение Отделение первое. Учение о Боге едином по существу § 10. Истина бытия Божия § 11. Непостижимость существа Божия § 12 Необходимость познания о Боге § 13. Возможность богопознания § 14. Способ богопознания естественный § 15. Недостаточность естественного способа богопознания § 16. Способ богопознания сверхъестественный § 17. Свойства откровенного богопознания § 18. Имена Божии, как начала для составления некоторого понятия о Боге § 19. Разделение учения о свойствах Божиих О свойствах сущности Божией § 20. Свойства сущности Божией. § 21. Простота § 22. Независимость § 23. Вездеприсутствие § 24. Вечность § 25. Неизменяемость § 26. Жизнь Божия § 27. Свойства жизни Божией § 28. Ум Божий § 29. Предметы ведения Божия § 30. Образ ведения Божия § 31. Воля Божия § 32. Сама в себе и в своих действиях § 33. Главный характер воли Божией – любовь § 34. Предмет воли Божией § 35. Свойства воли Божией § З6. Святость § 37. Свобода § 38. Всемогущество § 39. Премудрость § 40. Благость § 41. Правосудие § 42. Истинность § 43. Совершеннейшее согласие свойств Божиих 3) О свойствах Божиих, относящихся к сущности и жизни Божией § 44 Указание сих свойств § 45. Величие и слава Божия § 46. Блаженство Божие § 47. Единство Божие Отделение второе. Учение о таинстве Пресвятой Троицы § 48. Связь с предыдущим § 49. Важность догмата о Пресвятой Троице § 50. Церковное определение § 51. Главные пункты § 52. Свидетельства Нового Завета § 53. Свидетельства Ветхого Завета § 54. Личность Лиц Пресвятой Троицы § 55. Личность Бога Отца. § 56. Личность Бога Сына § 57. Личность Бога Духа Святого § 58. Разность Лиц Отца и Сына и Святого Духа § 59. Определение § 60. Божество Бога Отца § 61. Божество Сына Божия § 62. Божество Духа Святого § 63. Единосущие Лиц Пресвятой Троицы § 64. Следствия § 65. Личное свойство Бога Отца § 66. Личное свойство Сына Божия § 67. Личное свойство Бога Духа Святого § 68. Отношение Духа Святого к Сыну Божию Часть II § 69. Содержание сей части § 70. Разделение Отделение первое. Учение о вселенной вообще. § 71. Содержание и разделение А) О творении вселенной § 72. Предметы учения § 73. Творец вселенной § 74. Участие трех Лиц Пресвятой Троицы в творении § 75. Творение вселенной из ничего § 76. Творение вселенной во времени § 77. Образ творения § 78. Общий порядок творения § 79. Порядок творения в мире видимом § 80. Побуждение и цель творения § 81. Совершенство творения § 82. Бог не есть виновник зла Б) О Промысле § 83. Понятие о Промысле § 84. Необходимость и действительность Промысла § 85. Разделение 1) О сохранении вселенной § 86. Понятие о сохранении § 87. Предметы сохранения § 88. Образ сохранения 2) Об управлении вселенной § 89. Понятие об управлении § 90. Предметы § 91. Образ Божественного управления § 92. Следствия Отделение второе. Учение об Ангелах. § 93. Связь с предыдущим § 94. Понятие об ангелах § 95. Бытие ангелов § 96. Происхождение ангелов § 97. Свойства ангелов § 98. Разделение ангелов А. Об ангелах добрых § 99. Свойства ангелов добрых § 100. Нравственное состояние §101. Блаженство § 102. Число § 103 Степени § 104. Отношение к Богу § 105. Отношение к людям вообще § 106. Отношение к каждому христианину, или догмат об Ангеле-хранителе § 107. О почитании ангелов Б. О злых духах § 108. Бытие злых духов § 109. Число отпадших духов § 110. Грех падших духов § 111. Свойства § 112. Участь злых духов § 113. Отношение к целому роду человеческому § 114. Отношение к каждому человеку § 115. О сообщении со злыми духами или волшебстве Отделение третье. Учение о человеке § 116. Связь с предыдущим §117. Разделение § 118. Предметы учения § 119. Происхождение человека § 120. Состав природы человеческой § 121. Совершенство природы человеческой § 122. Образ и подобие Божие в человеке § 123. Происхождение человеческого рода § 124. Происхождение каждого человека в частности 2) О первобытном завете Бога с человеком § 125. Цель и назначение первозданного человека § 126. Первобытный завет Бога с человеком § 127. Заветные дары Божии человеку § 128. Заповедь, данная первому человеку § 129. Следствие завета – блаженство первых человеков О падении человека. § 130. Возможность падения § 131. Причина падения § 132. Образ падения § 133. Следствия греха: расстройство внутреннего благосостояния § 134. Расстройство внешнего благосостояния § 135. Следствия по отношению к твари § 136. Тяжесть греха Адамова § 137. Остатки добра § 138. Бессилие прародителей к восстановлению себя 4) О повреждении всего рода человеческого вследствие падения прародителей, или грехе первородном. § 139. Следствия падения прародителей в потомстве § 140. Понятие о первородном грехе § 141. Название оного в св. Писании § 142. Действительность § 143. Причина § 144. Способ распространения § 145. Всеобщность § 146. Непрерывность § 147. Всеобъемлемость § 148. Сила § 149. Остатки добра § 150. Вменяемость § 151. Бессилие человека Б. Учение о благодатном состоянии человека § 152. Необходимость божественной помощи для спасения человека § 153. Воля Божия о сем § 154. Побуждение § 155. Необходимые условия к восстановлению человека § 156. Посредничество Сына Божия, как средство к восстановлению человека § 157. Завет Бога Отца с Богом Сыном о спасении человека § 158. Второй завет Бога с человеком, или завет благодати § 159. Всеобщность завета благодати § 160. Порядок смотрения Божия о спасении человека § 161. Разделение учения о нем I. Учение о приготовлении человеческого рода к таинствуискупления. § 162. Необходимость приготовления рода человеческого к принятию Искупителя § 163. Разделение завета благодати по времени на ветхий и новый § 164. Действительность веры в грядущего Искупителя во времена ветхозаветные § 165. Средства к возбуждению и сохранению её § 166. Вера в Искупителя от Адама до Авраама § 167. От Авраама до Моисея § 168. Во времена Моисея § 169. Во времена Давида § 170. Во времена пророков § 171. Приготовление к принятию Искупителя через закон § 172. Приготовление к принятию Искупителя через судьбу народа § 173. Приготовление язычников II. Учение о совершении таинства искупления пришествием на землю Спасителя мира Иисуса Христа. § 174. Пришествие обетованного Искупителя § 175. Доказательство, что Иисус Христос есть истинно Искупитель мира § 176. а) Из снесения ветхозаветных пророчеств и обетовании с событиями § 177. б) Из современных свидетельств § 178. Разделение учения об Искупителе мира а) О Лице Иисуса Христа, или о таинстве воплощения. § 179. Важность догмата о Лице Иисуса Христа § 180. Церковное определение сего догмата § 181. Главные пункты § 182. Иисус Христос есть истинный Бог § 183. Иисус Христос есть истинный человек § 184. Иисус Христос есть человек единого естества с нами § 185. Иисус Христос есть человек безгрешный и чудесно рожденный § 186. Приснодевство пресвятой Богоматери § 187. Образ соединения в Иисусе Христе двух естеств § 188. Пресвятая Дева – воистину Богородица § 188. Следствия соединения в Иисусе Христе двух естеств § 190. О почитании иконы Христа Спасителя § 191. Отношение воплощения к Пресвятой Троице б) Жизнь Иисуса Христа. § 192. Двоякое состояние Иисуса Христа 1) О состоянии уничижения § 193. Понятие о состоянии уничижения и продолжение оного § 194. Виды уничиженного ооетояния § 195. Побуждение к сему состоянию § 196. Слава Иисуса Христа в состоянии уничиженном 2) О состоянии славы § 197. Понятие о состоянии славы § 198. Виды оного § 199. Цель в) О тройственном служении Иисуса Христа спасению человеческого рода. § 200. Основание тройственного служения Иисуса Христа О пророческом служении Иисуса Христа. § 201. Действительность пророческого служения Иисуса Христа § 202. Предметы учения Христа Спасителя § 203. Образ учения § 204. Превосходство евангелия Христова пред законом Моисеевым § 205. Отменение закона Моисеева 2) О цервосвященническом служении Иисуса Христа § 206. Действительность первосвященства Иисуса Христа § 207. Сущность сего служения § 208. Сила страданий и смерти Иисуса Христа ко спасению нашему § 209. Всеобщность жертвы, принесенной Иисусом Христом § 210. О почитании святого Креста и крестном знамении 3) О царском служении Иисуса Христа § 211. Действительность царского достоинства Иисуса Христа § 212. Степени царства Иисуса Христа § 213. Сошествие во ад § 214. Воскресение § 215. Вознесение на небо § 216. Седение одесную Бога Отца III. Учение об усвоении таинства искупления человеческому роду. § 217. Содержание и разделение а) О средстве к усвоению искупления со стороны Бога, или о благодати Божией. § 218. Понятие о благодати § 219. Источник благодати § 220. Действительность благодати § 221. Необходимость благодати § 222. Отношение благодати к свободным силам человека § 223. Виды благодатных действий § 224. Благодать, начинающая наше спасение § 225. Призывание § 226. Способы призывания § 227. Всеобщность призывания § 228. Обращение § 229. Обновление или возрождение § 230. Свойства человека возрожденного § 231. Оправдание § 232. Плоды оправдания § 233. Освящение § 234. Единение с Иисусом Христом § 235 Благодать, сохраняющая и возращающая духовную жизнь § 236. Благодать, совершающая духовную жизнь § 237. Признаки присутствия и действия благодати § 238. Орудия, через кои сообщается благодать б) О средствах к усвоению искупления со стороны человека. § 239. Необходимость условий со стороны человека к усвоению спасения, и указание оных 1) О вере § 240. Понятие о вере § 241. Необходимость её § 242. Различные виды веры § 243. Достоинство веры христианской 2) О добрых делах. § 244. Понятие § 245. Необходимость § 246. Возможность § 247. Достоинство IV. Учение о непрерывном продолжении таинства искупления в благодатном царстве Божием, или о Церкви воинствующей § 248. Содержание и разделение а) Общия понятия о Церкви воинствующей. § 249. Понятие о Церкви вообще § 250. Понятие о Церкви новозаветной § 251. Наименования оной в св. Писании § 252. Происхождение её от самого Иисуса Христа § 253. Союз Церкви с Иисусом Христом § 254. Цель Церкви §255. Церковь есть общество видимое § 256. Церковь есть общество духовное § 257. Церковь есть единая § 258. Святая § 259. Соборная § 260. Апостольская § 261. Церковь неоскудеваема § 262. Непогрешима § 263. Внутренний состав Церкви § 264. Необходимость и действительность учения в Церкви § 265. Церковные священнодействия и начало их от самого Иисуса Христа § 266. Действительное происхождение от Иисуса Христа власти церковной и важность оной § 267. Внешний состав Церкви § 268. Божественное происхождение и продолжение иерархии церковной § 269. Важность оной § 270. Степени иерархии § 271. Важность вселенских соборов § 272. Соборы, принимаемые Церковью за несомненные правила веры и деятельности § 273. Необходимость для спасении принадлежать к Церкви § 274. Понятия о православии и неправославии § 275. Православие Восточной Церкви § 276. Православие Российской Церкви б) О средствах, коими сообщается благодать Божия, или о таинствах. § 277. Понятие о таинствах § 278. Необходимые принадлежности всех вообще таинств § 279. Условия § 280. Число § 281. Разделение 1) Крещение § 282. Понятие § 283. Установление § 284. Видимая или чувствам подлежащая принадлежность § 285. Благодать, сообщаемая в крещении § 286. Лица крещающие § 287. Лица крещаемые § 288. Неповторяемом крещения 2) Миропомазание § 289. Понятие § 290. Установление § 291. Видимая или чувствам подлежащая принадлежность § 292. Благодать, сообщаемая в миропомазания § 293. Лица совершающие § 294. Лица приемлющие § 295. Неповторяемость миропомазания 3) Причащение или евхаристия. § 296. Понятие § 297. Установление § 298. Видимая или чувствам подлежащая принадлежность § 299. Внутренняя сила § 300. Следствия § 301. Лица, совершающие таинство евхаристии § 302. Лица причащающиеся § 303. Плоды § 304. Необходимость приготовления § 305. Евхаристия как жертва 4) Покаяние § 306. Понятие § 307. Божественное установление § 308. Видимая или чувствам подлежащая принадлежность § 309. Благодать, сообщаемая в таинстве покаяния § 310. Эпитимия § 311. Лица, совершающие таинство покаяния § 312. Лица кающиеся 5) Священство § 313. Понятие § 314. Установление § 315. Видимая или чувствам подлежащая принадлежность § 316. Благодать, сообщаемая в таинстве священства § 317. Степени священства § 318. Лица, приемлющие священство § 319. Неповторяемость священства 6) Брак § 320. Понятие § 321. Установление § 322. Видимая или чувствам подлежащая принадлежность § 323. Благодать, сообщаемая в таинстве брака § 324. Лица, совершающие таинство брака и вступающие в брак § 325. Нерасторгаемость брака и случай, когда расторгается 7) Елеосвящение § 326. Понятие § 327. Установление § 328. Видимая или чувствам подлежащая принадлежность § 329. Благодать, сообщаемая в сем таинстве § 330. Лица совершающие § 331. Лица приемлющие В. Учение о последней судьбе человеческого рода и о царстве славы § 332. Содержание и разделение 1) О последней судьбе каждого человека в частности § 333. Предметы учения а) О смерти § 334. Понятие о смерти § 335. Всеобщность смерти § 336. Причина смерти § 337. Благотворная цель смерти § 338. Бессмертие души б) О частном суде. § 339. Понятие о частном суде § 340. Действительность сего суда § 341. Образ частного суда в) О состоянии отшедших душ до всеобщего воскресения. § 342. Состояние умерших вообще § 243. Состояние умерших в частности § 344. Состояние святых § 345. Состояние грешных § 346. Живой союз живущих с умершими § 347. Двоякое отношение к умершим § 348. Отношение к святым § 349. Почитание святых § 350. Почитание св. икон § 351. Почитание св. мощей § 352. Призывание святых § 353. Отношение к умершим несовершенным – поминовение их 2) О последней судьбе царства Божия вообще § 354. Временность царства благодати или Церкви воинствующей § 355. Понятие о царстве славы или Церкви торжествующей § 356. Предметы учения а) О последних временах царства благодати § 357. Последняя брань царства Христова с диаволом § 358. Орудие диавола – антихрист; понятие о нем § 359. Образ брани антихристовой § 360. Противодействие антихристу Иисуса Христа, и конец его владычества § 361. Продолжение царства антихристова б) Об откровении царства славы § 362. Предметы учения 4) О воскресении мертвых § 363. Понятие о воскресении § 364. Доказательства воскресения § 365. Всеобщность § 366. Качество воскресших тел § 367. Цель воскресения О кончине мира § 338. Действительность кончины мира § 369. Понятие о ней § 370. Средство обновления мира § 371. Цель обновления мира § 372. Время и признаки О втором пришествии Господа Иисуса Христа и страшном суде § 373. Истина второго пришествия и страшного суда § 374. Свойства § 375. Цель § 376. Предмет § 377. Образ страшного суда § 378. Следствия О вечных муках грешников § 379. Понятие об адских муках § 380. Виды адских мук § 381. Огнь адский § 382. Тяжесть адских мук и неравенство § 383. Вечность мук 5) О вечной жизни праведников в блаженном царстве славы или Церкви торжествующей. § 384. Названия блаженного царства славы в св. Писании § 385. Виды блаженства праведников § 386. Внутреннее состояние праведников § 387. Внешнее состояние праведников § 388. Созерцание и общение с Богом § 389. Деятельность праведников § 390. Степени блаженства § 391. Вечность блаженства  

 
Об авторе
Архиепископ Казанский Антоний (Яков Гаврилович Амфитеатров 1815–1879)
Основные даты жизни
1815 – рождение
1832 – поступление в Калужскую семинарию
1835 – поступление в Киевскую духовную академию
– бакалавр греческого языка в Киевской академии
– пострижение в монашество, хиротония во иеродиакона и иеромонаха
– инспектор Киевской духовной семинарии
1845 – ректор Киевской семинарии, архимандрит
1848 – издание «Догматического богословия»
1851 – ректор Киевской духовной академии
1858 – епископ Чигиринский
1859 – епископ Смоленский
1866 – епископ Казанский
1867 – архиепископ Казанский
1879 – кончина
Первые годы жизни
Архиепископ Антоний (в миру – Яков Гаврилович Амфитеатров) родился 15-го октября 1815 года. Он происходил из благочестивой семьи, подарившей Русской Церкви замечательных тружеников, прославившихся на ниве служения Церкви и духовной науке, из которых самым известным является митрополит Киевский Филарет (1778–1857). Благодаря ему фамилия Амфитеатровых получила широкую известность.
Отец Якова, Гавриил Егорович Амфитеатров, был братом митрополита Филарета и всегда сопутствовал ему даже в тяжелые дни его жизни. Когда митрополит Филарет, тогда еще архимандрит, должен был уехать в Уфу, Гавриил Егорович нес послушание у него в качестве келейника, затем преподавал в Уфимской семинарии немецкий язык.
В Уфе Гавриил Егорович женился на дочери местного священника Григория Несмелова Татьяне. Детей в семье Амфитеатровых было пятеро: три сына – Павел, Яков (Иаков), Сергий – и две дочери – Вера и Александра. Когда Гавриил Амфитеатров принял священный сан, то был назначен священником в город Миасс, где начиналось строительство новой церкви во имя апостолов Петра и Павла. Старший сын священника Гавриила родился на момент закладки, а рождение и крещение Якова пришлось сразу после освящения нового храма Божия.
В 1819 году архимандрит Филарет (Амфитеатров) был хиротонисан во епископа Калужского и вызвал своего брата к себе. В 1820 году, когда Якову исполнилось 5 лет, его семья приехала в Калугу.
Митрополит Филарет любил семейство своего брата Гавриила, но особенно был привязан к своему младшему племяннику Якову и уделял ему много внимания. Вспоминая свое нелегкое служение в Уфе, митрополит Филарет прилагал к приезду Якова слова Священного Писания: «Из Египта воззвах сына моего первенца». Преосвященный Филарет, монах глубоко искреннего, благочестивого, аскетического настроения, сразу заметил в своем племяннике явные задатки того же духа. Это выражалось в любви мальчика к храму Божию, к церковным службам и молитве. С 6 лет владыка Филарет назначил маленького Якова посошником на своих службах.
Владыка Филарет старался сам обучать Якова. Во время пребывания святителя Филарета в городе Калуге Яков жил при нем, став с этого времени его духовным сыном. Отеческое руководство преосвященного Филарета развило в юноше стремление к аскетическим подвигам. Когда он видел, что его дядя совершает ночную молитву, Яков тоже вставал и молился, пока его не одолевал сон.
Преосвященный Антоний вспоминал: «Прежде, чем начал я учиться от самого владыки Филарета читать, я заучил твердо на память житие святого преподобного Сергия Радонежского из неоднократных назидательных рассказов самого же дяди Филарета. Заинтересовало же меня главнее всего то, как мальчик Варфоломей ходил в поле за лошадьми и встретил там под деревом молившегося старца и получил от него благословение, а чрез это благословение открылись в нем особенные дарования к учению. Если бы я обучался не в Киевской академии, а в Московской, в которой и предполагал, я непременно пожелал бы себе монашеского имени в честь святого преподобного Сергия».
С юных лет Яков любил заниматься благоустройством своего домашнего садика, разводил цветы, которые всегда имелись у него в его комнате. Еще в детстве он научился от отца играть на гуслях и в дальнейшем не забывал про них. С любовью относился будущий архиерей и к стройному музыкальному пению и, хотя имел слабый голос, пел на клиросе. С детства он отличался любовью к святым иконам.
В 1825 году епископ Филарет был переведен в Рязань, в 1826 году в Казань, в 1836 году в Ярославль и, наконец, в 1837 году стал митрополитом Киевским. В 1830 году Гавриил Амфитеатров умер. Преосвященный Филарет неоднократно помогал осиротевшей семье.
Духовное образование
Когда Яков поступил в Калужское духовное училище, преосвященный Филарет стал его руководителем в изучении предметов, с утешением видя открывавшиеся в юноше дарования. Святитель Филарет принимал участие в обучении племянника чрез письма заочно.
Святитель Филарет передал своему племяннику в напутствие икону «Нерукотворный образ Спасителя» со словами: «Возьми эту святую икону себе и сохрани ее навсегда, как особенную святыню. Я тебе открываю, что на сей святой иконе я не раз сподоблялся видения какого-то блистания неземного света, разливавшееся на Пречистом Лике Господа Спасителя».
После училища Яков Амфитеатров поступил в Калужскую семинарию. Благодаря своим способностям и прилежанию в семинарии на всех курсах он был первым учеником.
В 1835 году он поступил в Киевскую духовную академию. Ректором академии был доктор богословия архимандрит Иннокентий (Борисов). В то время главное внимание уделялось развитию богословия и философии. Владыка Антоний с глубоким сочувствием отзывался о состоянии дел в академии. Однако он видел и некоторые неудовлетворительные стороны преподавания. «Мне не по душе, – говорил он, – было особенно то мистифицирование, в котором как-то безразлично перемешивалось человеческое психо-философическое содержание с истинно христианским... оно не увлекало, а держало как бы ум в раздумье, – но бесплодном... Самое то было уже не в пользу преподавания, что лекции полные не сдавались; студенты же если и оставляли записки со слышанного в классе, то не полно и не точно, а иногда местами по произволу. Наконец, если и давались некоторыми профессорами собственные записки, то слишком краткие, и к тому же часто видоизменяющиеся, что и подрывало веру в авторитетность. Еще более не укладывалось все это в душе при одном представлении, что живешь в Киеве, под сенью святынь, где мудрование человеческое менее всего могло иметь место. Бывало, особливо, когда посетишь святую Лавру, так и чувствуешь, что и возможный жар увлечения остывал и не скоро опять пробивался».
Во время обучения в низшем, философском, классе Яков Амфитеатров учился средне. Но, перейдя в богословское отделение, он стал первым. Лекции по основному богословию читал архимандрит Иннокентий. Архимандрит Димитрий (Муретов) читал догматику. Я. К. Амфитеатров преподавал Гомилетику.
Впоследствии преосвященный Антоний говорил, что лекции архимандрита Иннокентия по основному богословию или «религиозистике», были не преподаванием богословия, а, скорее, богословским философствованием или философским богословствованием. Архимандрита Иннокентия упрекали в излишнем увлечении философскими созерцаниями. Вспоминают, что сам Иннокентий, осознав свои увлечения, вытребовал от студентов часть своих лекций и сжег их.
Напротив, лекции архимандрита Димитрия по богословию неизменно вызывали у Якова Амфитеатрова самые яркие воспоминания. Он отмечал их глубину и по содержанию, и по направлению. Этими лекциями преосвященный Антоний воспользовался, когда составлял свое «Догматическое богословие».
По завершении в 1839 году академического курса Яков Гаврилович Амфитеатров защитился в степени магистра.
Годы преподавания и ректорства в Киевской духовной академии (1839–1858)
В 1839 году Священный Синод определил выпускника бакалавром греческого языка в Киевской академии. 12 сентября 1840 года Яков принял монашеский постриг с именем Антоний в честь святого Антония Печерского. Через два дня новопостриженного рукоположили в иеродиакона, а на следующий день в иеромонаха.
Его духовным отцом и восприемником при пострижении был старец-иеросхимонах Парфений. Он же и готовил Якова Гавриловича монашеству. На протяжении 15 лет между старцем и его духовным сыном сохранялось тесное общение. После смерти старца преосвященный Антоний составил его жизнеописание.
Иеромонах Антоний был назначен преподавателем греческого языка. Занимаясь языком, иеромонах Антоний приобрел основательные знания греческого текста Нового Завета и, в особенности, богословских творений святых Отцов. Он знал на память почти все классические тексты, входившие в учебные богословские системы: составляя «Догматическое богословие», все приводимые тексты он проверял по греческим подлинникам. Часто на экзаменах он спрашивал: «А как стоит в греческом тексте тот или иной термин?»
На короткий срок с 16 декабря 1840 года по 2-е сентября 1841 года иеромонах Антоний был ректором духовного училища при Софийском митрополичьем доме. Это училище было организовано митрополитом Филаретом на свои средства. В нем учились более 40 бесприютных и беззащитных сирот.
В 1841 году он становится инспектором Киевской семинарии. Желая очистить семинарию от худых учеников и воспитать достойных кандидатов в священники, иеромонах Антоний показал себя строгим начальником, и прежде всего – к воспитанникам семинарии. Любя порядок, он наказывал за шалости, распущенность, грубость, не щадил лености. Иногда за первый же проступок отчислял семинариста.
Не менее строг он был по отношению к преподавателям и наставникам. Сам крайне аккуратный в преподавании, он имел обычай ходить по коридору до тех пор, пока последний преподаватель не уходил в класс. «Совесть ходит по коридору», – говорили по этому поводу сослуживцы.
12 марта 1845 года иеромонаха Антония назначили ректором Киевской семинарии. 15 апреля того же года его возвели в сан архимандрита. 11 февраля 1848 года архимандрит Антоний был назначен настоятелем Киево-Николаевского монастыря.
О трудностях совмещения административных обязанностей и преподавания молодой ректор писал: «Чего стоило только, чтобы успевать самым тщательным образом прочитывать письменные упражнения учеников целого богословского отделения, а иногда и двух отделений... Сверх этого, бывало, к каждому воскресному и праздничному дню представлялись тремя воспитанниками проповеди, которые неотложно нужно было прочитывать, исправлять и выслушивать дома предварительно само произношение, и даже учить этому произношению».
Сохранился отзыв архимандрита Антония о проходивших в семинариях того времени преобразованиях. «Недавно предписано нам ввести в семинарии уроки тригонометрии, землемерия, архитектуры, – писал он преосвященному Иннокентию – Это, осмелюсь сказать, очень походит на то, как Египтяне увеличивали непрестанно уроки работы для Израильтян, а плев им не давали для плинфоделания. Ибо и нам, вводя эти науки, не дают более времени, ни более средств, ни учебников, ни руководств. То больно, что множество подобных, вновь введенных в семинарию наук, очевидно, влечет за собой ущерб в других, более важных и существенных отношениях. В мышлении и сочинении ученики далеко отстали и более и более отстают от прежнего, потому что им решительно некогда ни думать, ни обрабатывать своих сочинений, некогда и книг читать».
С 1841 по 1847 годы архимандрит Антоний читал лекции по догматическому богословию. Исполняя долг ректора семинарии, архимандрит Антоний составил учебник «Догматическое богословие», нужда в котором давно назрела в духовных школах. В печать он вышел в 1848 году. За этот труд архимандрит Антоний получил степень доктора богословия. Обер-прокурор граф Н. А. Протасов писал: «Вы оказали нам великую услугу, сняли с нас позор, что доселе в России не было своей богословской системы». С 1848 по 1857 года учебник догматического богословия выдержал 7 изданий.
Этот труд писался под руководством митрополита Филарета Киевского. Митрополит Филарет (Амфитеатров) сам составил курс Догматического Богословия, будучи ректором МДА (1814–1819 гг.). Некоторые стороны его курса воспринял и архимандрит Антоний. Святитель Филарет во время составления учебника обращался за советом к митрополиту Московскому Филарету. Будучи в Петербурге, оба митрополита рассматривали первую часть Догматики архимандрита Антония. Великий московский святитель ожидал скорейшего исполнение поставленной задачи, но не делал никаких замечаний, так как, по его собственным словам, доверял руководству Филарета Киевского более, чем самому себе.
«Догматическое Богословие» архимандрит Антоний писал с самого начала преподавания, с 1841 по 1847 года, шесть лет. Лекции были составлены к 1843 году, однако владыка Филарет подверг труд своего ученика важному испытанию. Курс был рассчитан на 2 года и должен был пройти проверку на деле. С 1843 по 1485 года догматику в двух отделениях семинарии читали по двум курсам: архимандрит Антоний по своим лекциям, архимандрит Евсевий, ректор семинарии, по курсу П. М. Терновского. На экзаменах митрополит Филарет Киевский тщательно сличал результаты преподавания двух систем. Когда в 1845 году архимандрит Антоний был определен ректором семинарии, то владыка Филарет вновь заставил его программу по Догматике пройти проверку временем. Он поручил читать один курс в обоих отделениях семинарии, чтобы убедиться, что одна система окажется удовлетворительной в руках не только автора, но и другого преподавателя. Только после этого было решено вынести «Догматическое богословие» архимандрита Антония на официальное рассмотрение в Синод.
«Прочитав из Догматики, тобой сочиняемой, – писал митрополит Филарет (Амфитеатров) своему племяннику, – введение и трактаты о Боге Едином и Триипостасном, зело утешаюсь о благодати Святого Духа, светом Своим озаряющего твое доброе и девственное сердце.... Что в твоих уроках замечательно – это главное направление к Православию, преподанному нам святой Вселенской Церковью. В нынешнее особенно время такое направление весьма важно. Давать волю уму своему, составлять Догматику из одного Священного Писания без наставления и руководства Православной Церкви – значит вводить в школы религиозную демагогию, может быть, более вредную, чем политическая».
«Догматическое богословие» архимандрита Антония на протяжении 20 лет – с 1848 по 1867 года – было главным учебным пособием. Оно было введено и в духовных учебных заведениях, и в светских, и даже в академиях использовалось для подготовки к экзаменам. Для духовных учебных заведений в течение всех 20 лет книга продавалась за 25 копеек серебром, вчетверо меньше обычной издательской цены.
В 1858 году в Афинах вышел перевод Догматики на новогреческий. Король Греции Оттон I пожаловал архимандрита Антония греческим орденом Спасителя II степени. Экземпляры «Догматического богословия» распространялись в Болгарии, Сербии и Молдавии. Выпускникам академии из этих стран архимандрит Антоний вручал по нескольку экземпляров своей книги. Среди них были Первосвятитель Сербский Михаил (Иоаннович) и министр народного просвещения Болгарии Ф. Стоянов.
В 1848 году архимандрит Антоний был вызван в Санкт-Петербург на чреду служения. Приехав в Александро-Невскую Лавру, он на целый месяц остановился в квартире инспектора Петербургской академии архимандрита Макария (Булгакова), будущего митрополита Московского. Преосвященный Антоний впоследствии вспоминал, что отец Макарий, «по слову Апостола, не тесно вмещал меня в своем добром радушном сердце. Все нас связывало и объединяло, начиная с воспоминаний о первом нашем месте и времени пребывания в Киевской академии до самого тогдашнего нашего служебного положения и самого звания... На нас видимо обращалось внимание, особенно когда являлись мы вместе, например, при богослужениях или других парадных случаях, оба при докторских крестах. Один только рост представлял в нас резкую разность, но и эта последняя имела тоже особенное значение рельефности. Я во все мое пребывание на чреде в Петербурге настолько утешался нашими взаимными отношениями, что прижился к временному месту служения, как бы к постоянному».
Преподавая догматическое богословие, архимандрит Антоний всегда приходил в классы со своим же учебником. Видно было, как на душе его лежала одна задача – преподать все, содержащееся в его Догматике в сжатом, ясном и отчетливом виде. В конце урока на лице отца Антония непременно выступал румянец.
Преподавание это было похоже, скорее, на проповедь. Преосвященный Антоний впоследствии говорил, что этот способ есть самый благотворительный и целесообразный. По проповедям он более всего и определял даровитость и настроение студентов.
Сами студенты определяли преподавание профессоров академии как «поучительное, вразумительное, умилительное, зиждительное, вдохновительное, восхитительное, утомительное, давительное и усыпительное». К архимандриту Антонию они относили первые пять определений. Архимандрит Антоний считал, что из класса студенты должны выходить не иначе, как воспринявши выслушанное в полном виде и вынося его, как свой запас, чтобы самим найти ему место в связи со всей системой.
В Киевской семинарии архимандрит Антоний читал также лекции по Пастырскому Богословию и составил небольшой конспект. Из северной столицы отец Антоний привез учебные конспекты С.-Петербургской академии по этому предмету. Вернувшись в Киев, архимандрит Антоний получил прямое благословение от митрополита Филарета (Амфитеатрова) составить курс нравственного или пастырского богословия.
10 января 1851 года архимандрит Антоний назначен ректором Киевской академии и настоятелем Киевского братского Богоявленского монастыря. Он стал главным редактором и цензором журнала «Воскресное чтение».
В это время архимандрит Антоний издал первую часть «Пастырского богословия». В основу этого сочинения положены его лекции в Киевской семинарии с 1845 года по 1851 год. Труд был необходим, так как не было соответствующего учебника, а учебная реформа требовала создания новой системы пастырского богословия. Сочинение было встречено очень хорошо, но, к сожалению, осталось незаконченным. В рукописях же архимандрит Антоний закончил обе части.
Архимандрит Антоний печатает в журнале «Воскресное чтение» вторую часть учебника по Пастырскому Богословию в виде трактатов по нравственному богословию. Он также принимал участие в составлении и издании «Истории Киевской духовной академии».
В это время отец Антоний издает и другие свои труды: «Беседы сельского священника к прихожанам», «Собрание слов (в количестве 40)», «Сказание о жизни иеросхимонаха Парфения», «Последние дни жизни Высокопреосвященного Филарета, митрополита Киевского». Кроме того, им была составлена служба святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, после многих задержек напечатанная в 1863 году в Петербурге.
Перед самой кончиной митрополита Киевского Филарета архимандрит Антоний помогал ему вести дела митрополии. Он был посредником между своим дядей-митрополитом и знаменитым Филаретом Московским, которого так чтил Филарет Киевский. «С той поры постоянно, – вспоминал преосвященный Антоний, – я и сам привык обращаться к нему во всех серьезных делах и вопросах с сыновним дерзновением, и он относился ко мне истинно-отечески».
В течение ректорства в академии архимандрит Антоний был удостоен высочайших наград – орденами святой Анны II степени и святого Владимира III степени. За пастырское служение в годы Крымской войны архимандрит Антоний был награжден бронзовым крестом.
Архиерейское служение владыки Антония (1858–1879)
В 1858 году в день Светлого Христова Воскресения архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Чигиринского, викарием Киевской митрополии. Он писал: «Я буду праздновать сугубую Пасху Христову и свою. И признаюсь, приходится вкушать мне ее как древле израильтяне, с горькими травами. Чувствуется, при самом первом шаге в святительский сан, что епископство точно есть священномученичество... И заметьте, в какое время пришлось мне готовиться к сему – во дни страстной крестной седмицы! О! Когда бы дал Господь приобщиться мне всей душой моей Страстей Его спасительных, и живоносной силой Креста Своего даровал мне силу и помощь подъять и понести во спасение предстоящий мне крест!»
«С новым саном я скоро должен буду оставить академию, – писал владыка Антоний – К сожалению, преемник мне кто будет, неизвестно. Но я боюсь, как бы не обошли у нас своих достойных и готовых, и не прислали кого со стороны». Действительно, в Киевскую академию были назначены ректор архимандрит Израиль и инспектор Валериан. Оба они были не из числа выпускников академии, и результат сказался немедленно. Епископ Антоний писал: «Крепко обидели нашу академию в последнее время, обобрали, набросали сюда, кого попало, парализовали все... ». Только когда был назначен инспектором, а впоследствии ректором архимандрит Сильвестр (Малеванский) – постриженик преосвященного Антония – жизнь в академии вошла в норму.
В 1859 году ушел на покой архиепископ Смоленский Тимофей, более 25 управлявший епархией. На его место был назначен епископ Антоний. Вступив на кафедру, Владыка энергично принялся благоустраивать жизнь своей паствы. Заботясь о красоте богослужения, он ввел в епархии богослужебный порядок по образцу Киевской академии.
Владыка Антоний обрадовал смоленскую паству своим прилежанием к богослужению. Он часто служил, был ревнителем церковного устава и не желал даже небольших сокращений в богослужении. Видя такой пример архиерея, жители Смоленска охотно присутствовали на богослужении, несмотря на его продолжительность.
Епископ Антоний часто совершал поездки по епархии. Понимая важность церковного образования, Владыка увеличил число церковноприходских школ. Преосвященный Антоний существенно повысил уровень обеспечения учителей духовно-учебных заведений, за что удостоился Высочайшей благодарности.
В 1866 году епископ Антоний (Амфитеатров) был назначен на казанскую кафедру. На следующий год он был возведен в сан архиепископа Казанского.
Ко времени его назначения крещеные татары целыми деревнями отступали от веры. Владыка, прибыв в Казань, энергично принялся за устройство миссионерского дела в этом крае. Он усилил программу преподавания миссионерских наук в Казанской духовной академии и семинарии, покровительствовал благосостоянию и развитию Казанской центральной школы для крещеных татар, содействовал приходским священникам в изучении местных языков, в особенности татарского.
С целью просвещения инородцев и вразумления заблуждающихся владыка Антоний учредил Братство святителя Гурия. Братство открыло на свой счет немало приходских школ и содержало их при приходах, выпустило множество вероучительных, богослужебных и учебных книг на местных языках.
В результате усердной архипастырской деятельности преосвященного Антония прекратилось массовое отпадения крещеных татар в Казанской епархии, случаи отпадения стали лишь единичными.
Владыка Антоний собирался сделать новое издание своего «Догматического богословия», исправленное и дополненное, но не решился на это, сказав так: «Боюсь, чтобы не нарушить той печати, какая назнаменована на этом труде моем духом разума и ведения в Бозе почившего Владыки (Филарета Киевского), так как менее всего поймут этот дух нынешние библиографисты и критики, хотя и богословы, и доктора богословия».
Кроме того, преосвященный Антоний основал несколько миссионерских монастырей: Черемисский Михаило-Архангельский монастырь, Цивильский женский монастырь, Козмодемьянскую женскую общину.
Высокопреосвященный Антоний благоустроил основанный до него женский общежительный Успенский монастырь в городе Чистополе. Он также обновил кафедральный собор в Казани, давно требовавший ремонта. За это он был удостоен благодарности от самого императора, когда тот приезжал в Казань.
Владыка Антоний установил еженедельное чтение акафиста в честь святителя Гурия в четверг перед Литургией, и сам регулярно совершал его.
В 1874 году митрополит Московский Макарий (Булгаков) был назначен Синодом для ревизования Казанской духовной академии. Преосвященный Антоний с радостью принял Московского митрополита, с которым был близко знаком с 1848 года.
Современники так характеризовали деятельность владыки Антония в Казанской епархии: «Можно смело утверждать, что после святителя Гурия ни один из последующих за этим первосвятителем иерархов Казанских не сделал для этой епархии столько добра и столько разнообразных и многочисленных заслуг, сколько Высокопреосвященный Антоний. С приездом владыки в Казань по всей епархии повеяло новым освежающим духом».
Кончина архиепископа Антония (1879)
Владыка Антоний скончался 8 ноября 1879 года. Перед кончиной он долго болел. Вот воспоминания современника о последних часах земной жизни владыки Антония: «Болящий, видимо было, стал приближаться к концу; большую часть времени проводил в полусне и редко-редко что проговаривал. Святых же Таин приобщился в обычное время. Стал чувствовать особенную жажду; ничем и никто его уже не беспокоил, хотя он накануне и приказывал приготовить одно дело к этому дню для подписи. Вечером и во время всенощной и после оной стали собираться многие, иных допускали, а большинство нет. Чтение канонов и акафистов продолжалось во весь день, почти непрерывно, близ его кровати. Часов с 8-ми дыхание стало слишком трудное, жажда и требование питья постоянная. По временам, еще часов с 7-ми, вырывались сильные вздохи, и даже стоны. До 9-ти часов он говорил еще довольно свободно. Чтобы определить его состояние, был предложен вопрос: «Слышите ли Вы читаемое из канонов и акафистов?» «Да, только чтение монотонно и невыразительно». После этого слова Владыки были уже мало внятны. Он смотрел, как бы спрашивая и чего-то ища. Я спросил: «Вы крест ищете?» Последовал утвердительный знак. Крест его (с которым его постригали), придерживаемый им постоянно на груди, скатился в это время на одну сторону; я взял и поднес крест прежде к устам Владыки, и он крепко поцеловал его; потом я вложил крест в правую руку Владыки. Он крепко прижал его к своей груди. Начато было чтение положенных Церковью молитв на исход души. По окончании их через четверть часа великое таинство разлучения души с телом совершилось. Это было в начале первого часа ночи, в то знаменательное время, которое невольно напоминало присутствовавшим слова церковного песнопения: «Се Жених грядет в полунощи».
Множество людей приходило прощаться с любимым архипастырем. Утром 9 ноября тело почившего перенесли в кафедральный собор. Трудно было определить численность присутствовавшего народа – людей было множество.
Согласно последней воле почившего архиерея, его положили в кафедральном соборе в правом приделе, освященном в честь Рождества Христова, за левым клиросом. В завещании владыка Антоний писал: «Именем Господа прошу – бренные останки мои погребсти вместе со всеми моими предместниками, начиная со святителя Гурия, в Казанском кафедральном соборе, в Рождественском приделе, за левым клиросом, где над местом погребения устроить кивот из имеющихся в моей молитвенной и мне принадлежащих святых икон Христа Спасителя и других».
12 ноября была совершена заупокойная литургия, а после нее – погребение. Очевидцы вспоминают: «В этот и во все следующие дни народ со всех концов города сплошными массами двигался к собору, начиная с утрени и оканчивая девятью часами вечера, когда оканчивалась вечерняя общая панихида. Все считали священным долгом быть на поклонении у гроба и сподобиться облобызать святительскую руку».
В 1883 году «Церковный вестник» писал: «Казанская паства в лице в Бозе почившего архиепископа своего Антония проводила в гроб достойнейшего архипастыря Русской Церкви, святителя духа твердого, честности неподкупной, убеждений непреклонных; сама она так чтила его при жизни, что признавала за святого».
Курс догматического богословия
Лекции по догматическому богословию архимандрит Антоний читал в течение 6 лет – с 1841 по 1847 гг. Курс был рассчитан на два года, и дважды (в 1844/45 и 1846/47 учебных годах) проходил опытную проверку под руководством святителя Филарета (Амфитеатрова). Тщательно выверенный учебник был подан в Синод и рассматривался на заседаниях Конференций двух духовных академий – Киевской и Санкт-Петербургской – где получил полное одобрение.
Святейший Синод, после рассмотрения ученого труда архимандрита Антония, постановил: «1) Так как духовные семинарии доселе не имеют печатного руководства на русском языке по классу догматического богословия, которое бы вполне удовлетворяло требованиям сей науки, составляющей главный и важнейший предмет духовного образования, Богословие же архимандрита Антония составлено им под непосредственным руководством преосвященного Филарета, митрополита Киевского, и по рассмотрении одобрено в учебном отношении Конференциями Санкт-Петербургской и Киевской академий: то ввести немедленно сию книгу в классическое употребление во всех духовных семинариях. 2) Преосвященному митрополиту Киевскому Филарету за архипастырское руководствование в составлении сего, столь полезного в учебном отношении, сочинения, совершенно согласного с духом учения Православной Кафолической Церкви, изъявить от лица Святейшего Синода полную признательность. 3) Архимандрита Антония, в уважение как вообще усердных и полезных учебных трудов его по преподаванию богословских наук в семинарии, так, в особенности, по вниманию к настоящему опыту высшего духовного просвещения, представленному им во вновь составленном сочинении, возвести на высшую ученую степень доктора богословия».
В течение более 20 лет «Догматическое богословие» архимандрита Антония оставалось основным учебником по богословию для духовных учебных заведений. Труд был переведен на французский и греческий языки. С 1848 по 1862 книга выдержала 8 изданий.
Владыка Филарет (Амфитеатров) радовался изданию этой книги более, чем сам автор. Он говорил: «Более всего утешаюсь, что Господь благословил совершить это дело так, как душа моя хотела и радела. Я уверен, что эта система должна будет выдержать себя на много лет, и хотя науки богословские будут усовершаться с течением времени и быстро, но эта система должна оставаться как прочное основание… Я теперь и умру спокойнее, что дождался, по милости Божией, исполнения моего задушевного желания. Ведь заслуг у меня не много, а, может и никаких; зато дерзаю сказать словами Апостола: веру соблюдох!».
«Догматическое Богословие» состоит из Введения и двух частей: 1) Учение о Боге едином по существу (или о Боге в Самом Себе), и 2) Учение о домостроительстве Божием (или о Боге в отношении Его к миру). «Именно так, – пишет архимандрит Антоний, – разделяли учение о догматах древние Отцы Церкви, например, Григорий Богослов в Слове 45 на Пасху». Во Введении даются основные понятия, раскрываются предмет, задачи и метод науки. Говоря о необходимости для преподавателя при изложении догматов давать их нравственное приложение, автор не приводит их ради лаконичности учебника. Напоминая читателю, что нельзя быть добрым христианином и получить оправдание без надлежащего знания догматов, архимандрит Антоний требует, чтобы догматическое богословие изучалось с особенным тщанием и вниманием, ибо без веры не возможно угодити Богу (Евр. 11:6).
Первая часть предваряется учением о богопознании. Хотя Бог, как существо бесконечное и совершенное, непостижим и не может быть полностью постигнут существом конечным, тем не менее, Он есть предмет нашего познания, ибо без познания Бога нет жизни для души. Затем, в первом отделе, говорится о свойствах сущности Божией, о свойствах ума Божия, воли Божией и о согласии всех свойств в Боге. Во втором отделе раскрываются личные или ипостасные свойства Пресвятой Троицы.
Вторая часть, учение о домостроительстве, состоит из трех отделов. В первом отделе раскрывается учение о мире как вселенной. Здесь же дается и понятие о Промысле Божием. Второй отдел посвящен учению об Ангелах, их отношению к Богу и к человеку. Наконец, третий отдел представляет учение о человеке. Отдел начинается учением о творении человека, его сущности и первом завете с Богом. Затем описывается грехопадение прародителей и дается понятие первородного греха и его пагубных следствий. Далее говорится о необходимости божественной помощи для спасения человека, о завете Бога Отца с Богом Сыном о спасении человека и раскрывается само божественное спасение человека посредством таинства искупления.
Конечные главы «Догматического богословия» посвящены последней судьбе человеческого рода. Раскрывается понятие о смерти, ее всеобщности, причине и необходимости. Затем дается учение о частном Суде Божием и последующей судьбе умерших. Особенное внимание уделяется святым, их призыванию и почитанию. Далее следует описание последней брани Царства Христова с диаволом, говорится о кончине мира, воскресении мертвых, втором Пришествии Христовом и Страшном Суде. Завершает догматическую систему архимандрита Антония учение о вечных муках грешников и вечном блаженстве праведников в блаженном Царстве славы или Церкви торжествующей.
Библиография основных трудов архиепископа Антония (Амфитеатрова)
Архиепископ Антоний (Амфитеатров) оставил после себя богатое духовно-литературное наследство. Число его сочинений – около 200. Среди них как богословские труды, так и прекрасные проповеди. За свои ученые труды владыка Антоний был избран почетным членом Киевской, а затем и Московской духовных академий, а также почетным членом Российской императорской академии наук.
18351841
1. Описание великих дней богослужения в Киево-Печерской Лавре.
2. Описание жизни Киево-Печерского старца-иеросхимонаха Парфения.
1848
3. Догматическое богословие. В 2-х чч. – Киев, 1848; – 283 с.
4. Беседы сельского священника к своим прихожанам. – Киев, 1864 (4е изд. ).
после 1851
5. Пастырское богословие.-Киев, 1851;–170 с.
6. Поучение древнего русского архипастыря священнослужителям. // Воскресное чтение.-Киев, 1856/57;-№ 34:с. 323–326.
7. О пастырском руководстве пасомых. // Воскресное чтение. – Киев. –
21-й год (1857/58г. ). – №27:с. 257–262: №30:с. 284–288:№33:с. 320–324:№ 41:с. 402–408; 22-й год (1858/59). – № 26: с. 266–273: № 27:с. 278–283:№ 30:с. 304–310.
8. Собрание слов, говоренных в Киево-Печерской Лавре Ректором Киевской духовной академии, доктором богословия, архимандритом Антонием.-Киев, 1859;–375 с.
9. Последние дни жизни митрополита Киевского Филарета.
1858–1879
10.      Пастырско-учительные слова преосвященного Антония к паствам Смоленской и Казанской.
11.      Изложение правил для монастырей.
12.      Участие в составлении и издании “Истории Киевской духовной академии”.
Об архиепископе Антонии (Амфитеатрове)
1. Антоний, архиепископ Казанский. Письма. – Казань, 1912;–164с.
2. Греков А. Воспоминание о покойном владыке Казанском
Антонии. // Церковный вестник, 1880:№ 46.
3. Иннокентий (Пустынский), иером. Пастырское богословие в России
за XIX век. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1899:420 с.
4. Корсунский И. Н. Высокопреосвященный Антоний, архиепископ Казанский (к 50 летию со дня кончины). // Вера и Церковь,1899;-т. 2-кн. 9;-с. 590–628.
5. Лисовой Н. Н. «Догматическое богословие» архиепископа Антония (Амфитеатрова) /Лисовой Н. Н. Обзор основных направлений в русской академической науки в XIX-начале XX столетия // Богословские труды.-М., 2002;-№ 37:с. 12–14.
6. Мануил (Лемешевский), митр., Иоанн (Снычев), еп. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). Машинопись. Куйбышев. 1971ч.
7. Русское Православие / Биографии и жития / Архиереп.
8. Сергий (Василевский), архим. Высокопреосвященный Антоний (Амфитеатров), архиепископ Казанский и Свияжский. В 2-х тт.-Казань, 1885;–490:560с.
Веровах, темже возглаголах (Пс. 115:1).
Мне меньшему всех святых дана бысть благодать сия, благовестити неисследованное богатство Христово, и просветити всех, что есть смотрение тайны, сокровенныя от веков в Бозе, создавшем всяческая Иисус Христом, о Немже имамы дерзновение и приведение в надеянии верой Его (Еф. 3:8; Еф. 9; Еф. 12). Всякой убо молитвой и молением молящеся на всяко время духом, и в сие истое бдяще во всяком терпении и молитве о всех святых, и о мне, да дастся ми слово в отверзение уст моих с дерзновением сказати тайну благовествования, о немже посольствую, да в нем дерзаю, якоже подобает ми глаголати (Еф. 6,18. 19. 20). Преклоняю колена моя ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, из Негоже всяко отечество на небесех и на земли именуется, да даст вам Духа премудрости и откровения в познание Его: просвещенна очеса сердца вашего, яко уведети вам, кое есть упование звания Его, и кое богатство славы достояния Его, во святых, и кое преспеюшее величество силы Его в нас верующих, по действу державы крепости Его, юже содея о Христе. Да даст вам, по богатству славы своея, силой утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верой в сердца ваша, в любви вкоренени и основано, да возможете разу. мети со всеми святыми, что широта и долгота, глубина и высота, разумети же преспеюгаую разум любовь Христову, да исполнитеся во всяко исполнение Божие. Могущему же паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим или разумеем, по силе действуещей в нас. Тому слава в Церкви о Христе Иисусе во вся роды века веков. Аминь (Еф. 1:17–20, 3:19–21).


Введение в курс наук богословских