О лице антихриста, его явлении и делах

Содержание

О лице антихриста, его явлении и делах Св. Ефрем Сирин открывает об антихристе ясное учение  

 

О лице антихриста, его явлении и делах

Что же такое есть антихрист? Сие слово – антихрист, есть греческое, и значит: противник Христов. Следовательно, антихрист есть не что другое, как такой дух, который злобной волей своей сопротивляется святой воле и спасительным намерениям Христовым и который, отвергая Божество Иисуса Христа, старается иметь престол и владычество в человеках, яко Бог. Антихрист есть не что другое, как тот самый дух, который будучи сотворён по существу своему ангелом благим, Света и славы Божией исполненным, почему и Светоносцем назывался, и который, возгордившись совершенствами своими, превратил благую волю в злую, и по злобной воле своей восхотел быть равным Божеству возлюбленного Сына Божия. Антихрист есть не что другое, как тот дух, который так сделавшись противником Божиим превозносящимся, низвержен был яко бунтовщик с Ангельских небес, отторжен от Света и славы Божией, и заключён в бездну ада, во тьму кромешную. Антихрист есть не что другое, как помрачённый падением своим Ангел, князь тьмы, начальник всякого зла, дух лестчий, существо свободно против Бога бунтующее и воле Его не покоряющееся, древний супостат и человекоубийца, называемый дьявол и сатана.

Грядет сей антихрист, и ныне в мире есть уже. Есть в мире антихрист сопротивник Божеству Сына Божия, с самого начала человеческого рода, с падения первого человека. Как скоро дьявол пал во тьму и злобу погрузился, тотчас начал бунтовать против Бога и противиться святым делам и намерениям Его. Сей антихрист, противник Божий, как в сотворении Ангельского мира превратил порядок дела Божия сопротивлением воли своей, воле Божией и повреждением существа своего и подчинённых ему Ангелов: так всегда и во всех делах Божиих старается производить расстройство и беспорядок, и хочет во всём постановлять, на место святой спасительной воли Божией, свою адскую, для всех пагубную волю. Всемогущий Бог, после сотворения духового мира, Ангельских небес и после падения сего злобного духа, сотворил другой, видимый сей мир и человека; сотворил для наполнения Царствия Своего блаженными духами; сотворил, как бы в замену потери, от его своевольного падения произошедшей. Но сей антихрист, противник Божий, дух злобный и завистливый, не мог сносить счастья и блаженства человеческого, воспротивился сему спасительному намерению Божию, восстал против человека, то внутренними побуждениями, то наружными представлениями наклонил свободную волю человека на свою сторону, отвлёк оную от Начала света Божия и обратил всю на своё гордое, тёмное, духовное начало и начало наружного чувственного мира, и так совсем овладел человеком, и чрез сие расстроил дело сего видимого сотворения Божия. – Премудрый Бог, будучи всегда в состоянии и из зла добро производить, и падшее восстановить, и повреждённое поправлять, и расслабленное целить, определил в предвечном Совете Своём послать Единородного Сына Своего для искупления в рабство греху и дьяволу предавшегося, для восстановления падшего, для поправления повредившегося, для исцеления умершего, для просвещения помрачившегося человека, и после падения человеческого объяснил самому человеку сие спасительное определение Своё, дал ему в Слове Своём обещание – непременно искупить его из сего рабства, – и чрез сие обещание, силой живого Слова Своего влиял в него веру и упование. Вера привлекла к человеку Свет Божий, который мог просвещать внутренние очи его и мог показывать путь ему, как достигать до искупления. Но сей антихрист, противник Божий и сие святое намерение Божие – дело искупления человеческого чрез Сына Божия, силился повредить, расстроить и превратить; старался истребить в человеках и память обещания искупления чрез Слово сообщённого, и Слово Божие веру в человеке производившее, и веру Свет Божий приобретавшую, и Свет адскую тьму его прогонявший; старался истребить духовным, злобным влиянием тьмы своей в человеках и чувственным ослеплением наружного мира; старался истребить, вдыхая в них адской силой своей или безбожие, или многобожие, дабы чрез сие всех содержать в своей тьме и во всей власти. А которых не мог уловить, в сети свои ни адской тьмой своей, ни ложным светом природы, тех принуждал страхом, неволей, гонениями и мучениями чрез наружные орудия свои. Всякими образами дьявол распространял владычество своё и умножал царство своё. Сим духовным образом находился в мире и действовал на человеков антихрист, противник Божий, до дня явления Сына Божия во плоти. Сим духовным образом находился в мире и действовал антихрист во время плотского пришествия Христова, и ныне находится и действует после прославления Христова, действует хотя с меньшей силой относительно к Христианам, яко связанный или ограниченный на тысячу лет1, на определённое от Бога время, связанный заслугами и смертью Христовой. Всеблагой Бог, егда совершилось время в предвечном совете положенное для искупления человеческого рода, послал возлюбленного Сына Своего искупить его, Который будучи движим и побуждаем огненной силой любви Своей снизшел с небес, зачался во чреве пренепорочной Девы Марии от Духа Свята, воплотился, родился, пожил свято для наставления человеков, как жить учил для просвещения ума их, Божественным небесным Светом сообщал духовные силы и дары им для освящения духа их. Но сей антихрист противник Божий, змей великий, черменный, змей древний, со дня рождения и чрез всю жизнь старался снесть Чадо сие2, силился порубить оное: он подущал Ирода убить Его во младенчестве; он хотел сам собой искусить Его; он представлял Его Иудеям льстецом и обманщиком; он всевал всегда плевела между чистой пшеницей учения Его, и наконец, такую возбудил злобу и ненависть в Иудеях, в книжниках и фарисеях, что они, слышав учение Его, видев чудеса Его, пользовавшись благодеяниями Его, за все сии благотворения умучили и распяли на Кресте, распяли преданного от ученика по его же сатанинскому действию. И как он увидел, что из ран Тела Его проистекла Кровь, грехи человеческие омывающая, проистекла Вода, души человеческие оживотворящая, как он увидел, что смерть Его есть поражение его силы, есть победа его ада, его царства и его власти, и что в смерти Его состоит и от смерти его зависит всё спасение человеческое, то он старается ныне влиять, как сам собой, ядовитым духом своим так и чрез служителей своих, чрез невидимых адских духов, и чрез видимых темных, злобных, неверующих человеков, – старается влиять чрез сии посредствия свои совершенно во Христа неверие, неверие Божеству Его; старается влиять сие адское мнение, яко бы Он не Бог, и яко бы смерть его, яко простого человека, не спасительна; старается ныне заставить человеков отрешиться Того, Которого сами адские жители его Богом признавали, – Богом признавали тогда, когда ещё Он был на земле во плоти, когда ещё Он не воскрес, не разорил их ада, и не вознёсся со славой к Отцу, – и тогда говорили: что нам и Тебе, Иисусе, Сыне Божий? Пришел еси семо прежде времени мучить нас3; старается заставить человеков отрещися тогда, когда уже Он разорил ад их, воскрес из мёртвых, вознёсся со славой, и обещался паки прийти судить живых и мёртвых; старается заставить отрещися тогда, когда кажется, по причине великой силы и многих действий Христовых, и не возможно отрещися. Однако, к сожалению, на многих и ныне действует духом своим, многих отвлекает от Ходатая Бога и человеков, многих вооружает против Его, против Того, Который есть примирительное посредствие между Богом и человеками, Который единый влечёт к Богу Отцу и соединяет с Ним, в Котором следовательно едином состоит всё спасение человеческое; многих, говорю, вооружает против Его. Для чего? Для того, дабы погубить их чрез сие, дабы выведши из под власти Христовой, Божией, на веки заключить в своё злое и тёмное рабство. Мнози, по слепоте своей отторгнувшись от воли Христовой, которая единая свободными людей творит, мня чрез сие быть свободными, нечувствительно ввергаются в вечную и тягчайшую неволю. Мнози от нас исходят, но не суть от нас; мнози от Христиан исходят, но суть противу святейшего Христианства; мнози, в круге Христианства сущие, антихристовы дела творят, и антихристовы суть, от которых заразы советует Иоанн Богослов остерегаться, тако глаголя: Возлюбленнии! Не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророки, или антихристы, изыдоша в мир. Как же искушать духов? О сем познавайте Духа Божия, и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть: и всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть; и сей есть антихристов, его же слышасте, яко грядет, и ныне антихристи мнози быша. Кто бо есть лживый и дьяволов? Точию отметайся, яко Иисус несть Христос. Сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына! Всяк, отметаяйся Сына, ни Отца имать4. Грядет антихрист, и ныне в мире есть уже, есть уже по духу своему, по адскому влиянию своему, по духовным Богопротивным действиям своим. Как Иисус Христос, истинный Свет Божий, хотя не скоро пришёл в мир, не скоро явился во плоти, показался человекам; однако Духом Своим и действующей Силой Своей всегда пребывал между верующим человеками; пребывал с того самого времени, как небесный Отец обещал Его человеку, во Искупителя, и как человек начал веровать в Него; пребывал, то Словом наставляя, то веру возбуждая, то Светом просвещая, то в унынии и скорбных подвигах подкрепляя, то в печалях утешая, то надежду на пришествие Его утверждая; пребывал, всегда духовно действуя на людей; – и ныне, по вознесении Своём, пребывает такожде Духом Своим, и духовно действуя, то невидимой Силой Своей внутренне на человеков, то чрез наружные орудия чрез освящённых Духом Божиим посланников Своих: подобно и антихрист, противник Божий, существенная адская тьма, хотя ещё не пришёл в мир видимым образом, хотя ещё не явился в образе человеческом; однако пребывает и действует в повреждённом мире, действует духом своим, силой своей, и чрез служителей своих невидимых и видимых; как с начала мира действовал, так и доныне действует, и будет действовать, то разделение в людях производя, то прелестями мира ослепляя, то гордостью надымая; то нечистотами оскверняя, то тьмою помрачая, то неверие вдыхая, и чрез сие от законов Божеских и от законов человеческих отвлекая в совершенное отступление, в вольнодумство и своеволие приводя, и сими адскими действиями своими, яко сильным хоботом, великую часть звёзд, для неба сотворённых, отторжет и повержет во тьму свою, в бездну ада5.

Антихрист, который по Писанию, нося на себе имена древнего змия, адского зверя, беззаконного лжепророка, лжехриста, мерзости запустение, сатаны, назовёт себя Христом, истинным Пророком; как то Сам Иисус Христос предсказал: тогда аще кто речет – се зде Христос, или онде: не имите веры. Аще рекут вам – се в пустыни есть: не изыдите; – се в сокровищах не веруйте. Восстанут бо лжехристи и лжепророци6.

Антихрист в Иудее, который, яко царь, будет собирать их и которого они, яко царя, примут, по сему Спасителеву им предвещанию: Аз приидох во Имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин придет во имя свое, того приемлете7; – что Апостол Павел тако подтверждает: зане любве истины не прияша, во еже спастися им; и сего ради послет им Бог действо лсти, во еже веровати им лжи: да суд примут все не веровавшие истине, но благоволившие в неправде8; – о чём и святой Дамаскин сице глаголет: «Иудеи Сына Божьего суща, Господа нашего Иисуса Христа и Бога не прияша: лестца же, Бога себе самого глаголюща, примут».

О явлении антихриста в мире, о весьма грозном и таинственном лице, много есть разных толков; но чтобы могли желающие удовлетворяться познанием истинным и никакому сомнению не подлежащим, для этого мы будем собирать те слова, которые были Святым Духом открыты избранным, Святым пророкам, Апостолам и Отцам, пастырям и учителям святой Православной Церкви. Да слышит весь мир, что Господь говорит: Вострубите трубою в Сионе, проповедите в горе Моей святей, и да смятутся все живущие на земли: яко предстоит день Господень9.

Святой православной Церкви пастыри своей громогласной трубой, всем овцам воззовут и глас их овцы услышат и ревностно будут слышанное слово не знающим передавать или обличать ложь говорящих об антихристе. Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается. Отметаяйся же Мене, отметается пославшего Мя.

Св. Ефрем Сирин открывает об антихристе ясное учение

С болезнью начну речь и с воздыханиями буду говорить о скончании настоящего мира и о том бесстыднейшем и ужасном змие, который приведёт в смятение всю поднебесную, и в сердца человеческие вложит боязнь, малодушие и страшное неверие, и произведёт чудеса, знамения и страхования: «Яко же прельстити, аще возможно, и избранныя"10, и всех обманет ложными знамениями и призраками чудес, им совершаемых; ибо попущением Святого Бога получит он власть обольщать мир; потому что исполнилось нечестие мира, и повсюду совершаются всякого рода ужасы. Посему-то Пречистый Владыка за нечестие людей попустил, чтобы мир был искушён духом льсти, потому что так восхотели человеки, отступить от Бога и возлюбить лукавого.

Велик подвиг, братия, в те времена, особенно для верных, когда самим змеем с великой властью совершаемы будут знамения и чудеса, когда в страшных призраках покажет он себя подобным Богу, будет летать по воздуху, и все бесы, подобно ангелам, вознесутся пред мучителем; ибо с крепостью возопиет, изменяя свой вид и безмерно устрашая всех людей. Кто тогда, братия, окажется ограждённым, непоколебимым, имеющим в душе верный знак – святое пришествие Единородного Сына, Бога нашего, как скоро увидит сию неизреченную скорбь, отовсюду приходящую на всякую душу; потому что совершенно ни откуда нет у ней ни на земле, ни на море никакого утешения, ни покоя; – как скоро увидит, что весь мир в смятении, что каждый бежит укрыться в горах и одни умирают от голода, другие истаивают, как воск, от жажды, и нет милующего; – как скоро увидит, что всякое лицо проливает слезы и с сильным желанием спрашивает: «Есть ли где на земле слово Божие?» и слышит в ответ: «нигде». Кто перенесёт дни сии, кто стерпит невыносимую скорбь, как скоро увидит смешение народов, которые от концов земли идут увидеть мучителя и многие поклоняются мучителю, с трепетом взывая: «Ты наш спаситель!» Море метётся, земля иссыхает, небеса не дождят, растения увядают и все живущие на востоке земли от великого страха бегут на запад, а также живущие на западе с трепетом бегут на восток. Бесстыдный же, приняв тогда власть, пошлёт бесов во все концы смело проповедовать: «великий царь явился во славе, идите и видите его». У кого же будет такая адамантовая душа, чтобы мужественно перенести ему все сии соблазны? Где, как сказал я, такой человек, которого бы ублажили все Ангелы?

А я, христолюбивые и совершенные братия, прихожу в ужас при одном воспоминании о змие, помышляя в себе о такой скорби, какая постигнет людей в эти времена, помышляя о том, сколько жестоким к человеческому роду окажется этот скверный змей, и ещё более злобы будет иметь на святых, которые могут преодолеть его мечтательные чудеса. Ибо много найдётся тогда людей благоугодивших Богу, которым в горах и в местах пустынных можно будет спастись многими молитвами и невыносимым плачем. Ибо Святой Бог, видя их несказанные слёзы и искреннюю веру, умилосердится над ними, как нежный отец и соблюдёт их там, где они укроются, между тем как всескверный змий не престанет отыскивать святых и на земле, и на море, рассуждая, что уже воцарился он на земле и все ему подчинены. И не сознавая своей немощи и той гордыни, от которой пал, замыслит несчастный, воспротивиться в тот страшный час, когда Господь придёт с небес. Впрочем, он приведёт в смятение землю, устрашит всех ложными чародейными знамениями.

Время близко. И все мы подвержены бедствию, но не верим. Будем же непрестанно просить в слезах и молитвах, день и ночь припадая к Богу, чтобы спастись нам грешным.

Много молитв и слёз нужно нам, возлюбленные, чтобы кто-либо из нас оказался твёрдым в искушениях; потому что много будет мечтаний совершаемых зверем. Он сам богоборец и всех хочет погубить. Ибо такой способ употребит мучитель, что все должны будут носить на себе печать зверя, когда во время своё, то есть, при исполнении времён, придёт он обольстить всех знамениями, – и в таком только случае можно им будет покупать себе снеди и всё потребное, – и поставит надзирателей исполнять его повеления. Заметьте, братия мои, чрезмерную злокозненность зверя и ухищрение его лукавства, каким образом начинает он с чрева, чтобы человек, когда приведён будет в крайность недостатком пищи, вынужден был принять печать его, то есть, злочестивые начертания, не на каком-либо члене тела, но на правой руке, а также на челе, чтобы человеку не было уже возможности правой рукой напечатлеть крестное знамение и также на челе назнаменовать святое имя Господне или славный и честный крест Христа и Спасителя нашего. Ибо знает несчастный, что напечатлённый крест Господень разрушает всю силу его; и потому кладёт свою печать на правую руку человеку, потому что она запечатлевает крестом все члены наши, – а подобно и чело, как свечник носит на высоте светильник света – знамение Спасителя нашего. Посему, братия мои, страшный предлежит подвиг всем христолюбивым людям, чтобы до часа смертного не приходить в боязнь и не остаться в бездействии, когда змий будет начертывать печать свою вместо креста Спасителева. Ибо для того, без сомнения, употребляет такой способ, чтобы имя Господа и Спасителя даже не именуемо было в то время; делает же сие бессильный боясь и трепеща святой силы Спасителя нашего. Ибо если кто не будет запечатлён печатью зверя, то не пленится и мечтательными его знамениями. Притом и Господь не отступает от таковых, но посвящает и привлекает их к Себе.

В каком виде придёт на землю бесстыдный змий?

Поелику Спаситель, вознамерившись спасти род человеческий, родился от Девы и в образе человеческом попрал врага святой силой Божества Своего, то и он умыслит восприять образ Его пришествия и прельстит нас. Господь наш на светоносных облаках, подобно страшной молнии, придёт на землю: но не так придёт враг, потому что он отступник. Действительно, от осквернённой девы родится его орудие: но сие не значит, что он воплотится; придёт же всескверный, как тать, в таком же образе, чтобы прельстить всех, придёт смиренный, кроткий ненавистник, как скажет о себе, неправды, отвращающийся идолов, предпочитающий благочестие, добрый, нищелюбивый, в высокой степени благообразный, постоянный, ко всем ласковый, уважающий особенно народ иудейский, потому что Иудеи будут ожидать его пришествия. А при всём этом, с великой властью совершит он знамения, чудеса и страхования; и примет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его народ. Не будет брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но благочинной наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится. Поэтому когда многие сословия и народы увидят такие добродетели и силы, все вдруг возымеют одну мысль, и с великой радостью провозгласят его царём, говоря друг другу: «найдётся ли ещё человек столь добрый и правдивый?» И скоро утвердится царство его и в гневе поразит он трёх великих царей. Потом вознесётся сердцем и изрыгнёт горечь свою этот змей, сметёт вселенную, подвигнет концы её, всех притеснит, и станет осквернять души, не благоговение уже в себе показывая, но при всяком случае поступая как человек суровый, жестокий, гневливый, раздражительный, стремительный, беспорядочный, страшный, отвратительный, ненавистный, мерзкий, лютый, губительный, бесстыдный, который старается весь род человеческий вринуть в пучину нечестия. Многочисленные произведёт он знамения, но ложно, а не действительно. И в присутствии многолюдной толпы, которая будет восхвалять его за мечтательные чудеса, издаст он крепкий глас, от которого поколеблется место, где собраны предстоящие ему толпы, и скажет: «Все народы! Познайте мою силу и власть». В виду зрителей будет переставлять горы, и вызывать острова из моря, но всё это обманом и мечтательно, а не действительно; впрочем, прельстит мир, обманет взоры всех; многие поверят и прославят его, как крепкого Бога.

Тогда сильно восплачет и вздохнёт всякая душа; тогда все увидят, что несказанная скорбь гнетёт их день и ночь и нигде не найдут пищи, чтобы утолить голод. Ибо жестокие надзиратели будут поставлены на место и кто только имеет у себя на челе или на правой руке печать мучителя, тому дозволено будет купить немного пищи, какая найдётся. Тогда младенцы будут умирать на лоне матерей, умрёт и матерь над своим детищем, умрёт также и отец с женой и детьми среди торжища, и некому похоронить и положить их во гроб. От множества трупов, поверженных на улицах, везде зловоние, сильно поражающее живых. С болезнью и воздыханием скажет всякий поутру: «Когда наступит вечер, чтобы иметь нам отдых»? Когда настигнет вечер, с самыми горькими слезами будут говорить сами в себе: «Скоро ли рассвет, чтобы избежать нам постигшей скорби»? Но некуда бежать или скрыться, потому что все в смятении, и море и суша. Посему-то, сказал вам Господь: бодрствуйте, неотступно молясь о том, чтоб избежать скорби. Зловоние на море, зловоние на суше; глады, землетрясения; смущение на море, смущение на суше; страхование на море, страхование на суше. Множество золота и сребра, и шёлковые одежды не принесут никому пользы во время сей скорби, но все люди будут называть блаженными мертвецов, преданных погребению прежде, нежели пришла на землю эта великая скорбь. И золото, и серебро рассыпаны на улицах, и никто до них не касается, потому что всё омерзело. Но все поспешают бежать и скрыться, и негде им укрыться от скорби; напротив того, при голоде, скорби и страхе, будут угрызать плотоядные звери и пресмыкающиеся. Страх внутри, извне трепет; день и ночь трупы на улицах. Зловоние на стогнах, зловоние в домах; голод и жажда на стогнах, голод и жажда в домах; шум на стогнах, шум в домах. С рыданием встречаются все друг с другом, – отец с сыном, и сын с отцом, и матерь с дочерью. Друзья на улицах, обнимаясь с друзьями, кончают жизнь; братья, обнимаясь с братьями, умирают. Увядает красота лица у всякой плоти и вид у людей как у мертвецов. Омерзела и ненавистной стала красота женская. Увянут всякая плоть и вожделение человеческое. Все же поверившие лютому зверю и принявшие на себе печать его, злочестивое начертание осквернённого, приступят к нему вдруг, и с болезнью скажут: «Дай нам есть и пить, потому что все мы истаиваем томимые голодом, и отгони от нас ядовитых зверей». И этот бедный, не имея к тому средств, с великой жестокостью даст ответ, говоря: «Откуда, люди, дам вам есть и пить? Небо не хочет дать земле дождя и земля также вовсе не даёт ни жатвы, ни плодов». Народы, слыша это, восплачут и прольют слёзы, не имея утешения в скорби; напротив того другая неизреченная скорбь приложится к их скорби, а именно, что так поспешно поверили мучителю. Ибо он бедный не в силах помочь себе самому, как же окажет милость им? В те дни великая будет нужда от многой скорби, причинённой змием, от страха и землетрясения, и шума морского, от голода и жажды, и угрызения зверей. И все принявшие печать антихристову и поклонявшиеся антихристу, как благому богу, не будут иметь никакой части в царстве Христовом, но вместе с змием будут ввержены в геенну. Блажен, кто окажется всецело святым и верным, у кого сердце, несомненно, предано Богу; потому что бесстрашно отринет он все предложения змия, пренебрегая и истязаниями, и мечтаниями его.

Многие из святых, какие только найдутся тогда в пришествие осквернённого, реками будут проливать слезы к святому Богу, чтобы избавиться им от змия, с великой поспешностью побегут в пустыни и со страхом будут укрываться в горах и пещерах, и посыплют землю и пепел на главы свои, в великом смирении молясь день и ночь. И будет им сие даровано от святого Бога; благодать Его отведёт их в определённые для сего места и спасутся, укрываясь в пропастях и пещерах, не видя знамений и страхований антихристовых; потому что имеющим ведение без труда сделается известным пришествие антихриста. А кто имеет ум на дела житейские и любит земное, тому не будет сие ясно; ибо привязанный всегда к делам житейским, хотя и услышит, не будет верить и погнушается тем, кто говорит. А святые укрепятся; потому что отринули всякое попечение о сей жизни.

Восплачут тогда вся земля и море, восплачет воздух, а вместе восплачут дикие звери и птицы небесные; восплачут горы и холмы, и дерева на равнинах; восплачут и светила небесные о роде человеческом; потому что все уклонились от святого Бога и поверили лести, приняв на себя, вместо животворящего Спасителева креста, начертание скверного и богоборного. Восплачут земля и море, потому что в устах человеческих прекратится вдруг глас псалма и молитвы; восплачут великим плачем все церкви Христовы, потому что не будет священнослужения и приношения.

По исполнении же трёх с половиной лет власти и действий нечистого, и когда исполнятся все соблазны всей земли, придёт, наконец, по сказанному, Господь подобно молнии блещущей с неба, придёт святой, пречистый, страшный и славный Бог наш, с несравненной славой, в предшествии Его славе чинов Ангельских и Архангельских; все же они – пламень огненный; и река в страшном клокотании полная огня, Херувимы с поникшими долу очами и Серафимы, летающие и закрывающие лица и ноги крылами огненными, и с трепетом взывающие: «Восстаньте почившие, се пришел Жених!» Отверзутся же гробы и во мгновение ока пробудятся все колена и воззрят на святую лепоту Жениха; и тьмы тем и тысячи тысяч Ангелов и Архангелов, бесчисленные воинства, возрадуются великой радостью; святые и праведные, и все не принявшие печати змия и нечестивца возвеселятся. Мучитель со всеми демонами, связанный Ангелами, также все принявшие печать его, все нечестивые и грешники, связаны будут приведены пред судилище. И Царь даст на них приговор вечного осуждения в огонь неугасимый. Все же, не принявшие печати антихристовой и все скрывавшиеся в пещерах, возвеселятся с Женихом, в вечном и небесном чертоге, со всеми святыми в беспредельные веки веков. Аминь.

«Глас Господень граду призовется и спасет боящиеся имени Его»11.

Ужаснись, всякая душа христианская, сих грозных слов Божиих. Вострубите трубой все друг другу о том, что слышите, пока есть время. Покаемся, и более не будем прогневлять Господа Бога смертными грехами, за которые были наказаны жители Содома и Гоморры и потомки Адама при Ное. Если Бог тогда казнил, то и теперь тот же Бог казнь свою пошлёт на всех беззаконных и нераскаянных грешников. Слово Божие пред всеми открывает то, чему определено быть во всем свете. А мы теперь живём так как будто не ожидаем тех дней, которые объявлены. Покаемся и будем к себе внимательны. «Будет тогда скорбь велия, якова же не была от начала мира до себе, ниже имать быти»12.

* * *


Источник: Дозволено цензурой С-Петербург, 27 августа 1869 года. Цензор, Архимандрит Фотий в типографии Ю. Штауфа. Бол. Мещан., д. № 18

Комментарии для сайта Cackle