Г.Е. Захаров

Источник

Библиография

Источники

Авксентий Доросторский. О вере, жизни и кончине Ульфилы. Вступ. Ст., пер. и коммент. Г. Е. Захарова). Вестник ПСТГУ. Серия II. 2011. N 4 (41). С. 105–116.

Аммиан Марцеллин. Римская история. Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. СПБ. 2000. Афанасий Великий, свт. Творения: в 4 т. М. 1994.

Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica). Вступ. ст., пер. и коммент. Е. Ч. Скржинской. СПБ. 2001.

Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. М. 2009. Олимпиодор. История. Вступ. ст. пер., коммент., указат. Е. Ч. Скржинской. СПБ. 1999.

Павел Орозий. История против язычников. Кн. VI-VII. Пер. с лат., коммент., указат. и библ. В. М. Тюленева. СПБ. 2003.

Созомен. Церковная история. СПБ. 1851.

Сократ Схоластик. Церковная история. М. 1996.

Сульпиций Север. Сочинения. М. 1999.

Феодорит Кирский, блж. Церковная история. М. 1993.

Фотия патр. Константинопольского сокращение церковной истории Филосторгия. СПБ. 1854.

Acta Conciliorum Oecumenicorum. T. I: Concilium universale Ephesenum. A. 431. Vol. IV: Collectio Casinensis. Strasburg; Berlin; Leipzig, 1923.

Acta Concilii Toletani Tertii. PL. 84. Col. 341–359.

Actes du concile d’Aquilée. SC. 267. Р. 1980. P. 330–383.

Altercatio Heracliani laici cum Germinio episcopo Sirmiensi. Caspari C. P. Kirchenhistorische anecdota: nebst neuen Ausgaben patristischer und kirchlichmittelalterlicher Schriften. Vol. I. Christiania, 1883. S. 133–147; PLS. T. I. P. 345–350.

Ambrosius Mediolanensis. De Fide ad Gratianum Augustum Libri Quinque. PL. 16. Col. 527–698.

Ambrosius Mediolanensis. Epistulae prima classis. PL. 16. Col. 875–1050.

Ammianus Marcellinus. Roman history. Vol. I-III. Cambridge; London, 1982–1986.

Athanasius Alexandrinus. Ad episcopos Aegypti et Libyæ epistula encyclica. PG. 25b. Col. 537–593.

Athanasius Alexandrinus. Apologia contra Arianos. PG. 25. Col. 247–410.

Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros. PG. 26. Col. 1029–1048.

Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Epictetum episcopum. PG. 26. Col. 1049–1070.

Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Rufi nianum episcopum. PG. 26. Col. 1179–1182.

Athanasius Alexandrinus. Historia Arianorum ad monachos. PG. 25. Col. 691–796.

Athanasius Alexandrinus. Epistula de Synodis in Arimino et in Seleucia Isaurica. PG. 26. Col. 681–794.

Athanasius Alexandrinus. Epistolæ Heortasticæ. PG. 26.

Athanasius Alexandrinus. Orationes adversus Arianos. PG. 26. Col. 12–525.

Athanasius Alexandrinus. Tomus ad Antiochenos. PG. 26. Col. 795–810.

Augustinus Hipponensis. Contra Sermonem Arianorum. PL. 42. Col. 683–708.

Augustinus Hipponensis. Epistulae. PL. 33. Col. 61–1094.

Basilius Cesariensis Cappadociae (Magnus). Epistulae. PG. 32. Col. 219–1112.

Blockley R. The Fragmentary Classicizing Historians of the Later Roman Empire. Vol. II. Liverpool, 1983.

Bonifacius I, papa. Epistulae et decreta. PL. 20. Col. 749–784.

Caelestinus I, papa. Epistulae et decreta. PL. 50. Col. 417–558.

Calendarium Gothicum. PL. 18. Col. 878–880.

Canones Concilii Antiocheni. Mansi. T. 2. P. 667–678.

Canones Concilii Nicaeni. Mansi. T. 2. P. 1307–1320.

(Canones Concilii Sardiciensis). Hess H. The Early Development of Canon Law and the Council of Serdica. Oxford, 2002. P. 212–255.

Claudius Claudianus. Selected Works. 1976; 1972. Vol. I-II.

Clemens Romanus. Epistula I ad Corinthios. PG. 1. Col. 199–329.

Code Théodosien. Livre XVI. SC. 497. P. 2005.

Conlatio S. Aurelii Augustini cum Maximino Arianorum episcopo. CCSL. 87A. Turnhout, 2009. P. 383–470; PL. 42. Col. 709–742.

Commentarius in Job. PG. 17. Col. 371–521.

Constitutions apostoliques. SC. 320. P. 1985; 329. P. 1986; 336. P. 1987.

Consularia Constantinopolitana. MGH. A. A. IX. Berlin, 1892. P. 205–247.

Corpus Inscriptionum Latinarum. Vol. V. Bеrlin, 1872.

Cyprianus Carthaginensis. Liber de unitate Ecclesiae. PL. 4. Col. 493–520; SC. 500. P. 2006.

Cyprianus Carthaginensis. Epistulae. PL. 4. Col. 191–438.

Damasus I, papa. Epistulae. PL. 13. Col. 347–376.

Dissertatio Maximini contra Ambrosium. Kauffmann F. Aus der Schule des Wulfila. Strassburg, 1899. S. 67–90; SC. 267. Р. 1980. P. 204–327.

Documenta conciliorum Galliae. PL. 84. Col. 237–302.

Epiphanius Constantiensis in Cypro episcopus. Adversus haereses (Panarion). PG. 41–42. Eunomii Apologia. PG. 30. Col. 835–870.

Eusebius Pamphilus. De Ecclesiastica theologia. PG. 24. Col. 827–1048.

Eusebius Pamphilus. Historia ecclesiastica. PG. 20. Col. 45–904.

Eusebius Pamphilus. Oratio Eusebii de laudibus Constantini in ejus tricennalibus habita. PG. 20. Col. 1315–1439.

Expositio Euangelii secundum Lucam. CCPL. 87. Turnhout, 1982. P. 199–225.

Fragmenta theologica. CCSL. 87. Turnhout, 1982. P. 229–265; PL. 13. Col. 593–630.

Gennadius Massiliensis. De scriptoribus ecclesiasticis. PL. 58. Col. 1059–1120.

Gregorius Nazianzenus (Theologus). Orationes. PG. 36; SC. 250. P. 2008; 358. P. 1990.

Gregorius Nyssenus. Vita Macrinae. PG. 46. Col. 949–999.

Hieronymus. De viris illustribus. PL. 23. Col. 181–206.

Hieronymus. Dialogus adversus Luciferianos. PL. 23. Col. 153–182.

Hilarius Pictaviensis. Contra Constantium imperatorem Liber Unus. PL. 10. Col. 577–606; SC. 334. P. 1987.

Hilarius Pictaviensis. Fragmenta historica. PL. 10. Col. 619–723.

Hilarius Pictaviensis. Liber de Synodis sev de Fide Orientalium. PL. 10. Col. 479–546.

(Hilarius Pictaviensis.) S. Hilarii episcopi Pictaviensis Opera. Pars quarta, Tractatus mysteriorum, Collectanea Antiariana Parisina (fragmenta historica) cum appendice (Liber I ad Constantium), Liber ad Constantium imperatorem (LIber II ad Constantium), Hymni, Fragmenta minora, Spuria. Ed. A. Feder. CSEL. 65. Vindobonae, 1916.

Hydatius. Chronica. MGH A. A. T. XI. Berlin, 1898. Vol. II. P. 1–36.

Irenaeus. Contra haereses libri quinque. PG. 7a. Col. 433–1118; 7b. Col. 1119–1225.

Ioannes Chrysostomus. Epistulae. PG. 52.

Ignatius Antiochenus. Epistulae genuinae. PG. 5. Col. 624–729.

Innocentius I, papa. Epistulae et decreta. PL. 20. Col. 463–612.

Iordanes. Getica. MGH. A. A. Berlin, 1882. T. V. Pars 1.

Julien l’Empereur. Oeuvres complètes. Vol. I. 2. P. 1924.

Marcellinus Comes. Chronicon. MGH. A. A T. XI. Berlin, 1894. Vol. II. P. 37–108.

Marius Mercator. Nestorii blasphemiarum capitula XII. PL. 48. Col. 907–932.

Monumenta vetera ad Arianorum doctrinam. PL. 13. Col. 557–593.

(Niceta Remesianensis. Opera). Burn A. E. Niceta of Remesiana, His Life and Works. Cambridge, 1905.

Olympiodorus. Fragmenta. Photius. Bibliotéque. Vol. I. P. 1959. P. 166–187.

Opus Imperfectum in Matthaeum. PG. 56. Col. 611–946.

Origenes. De principiis. PG. 11. Col. 111–413; SC. 252. P. 1978.

Passio s. Irenaei. AASS. Martii T. III. Antverpiae, 1668. P. 556–557.

Paulinus. Vita S. Ambrosii. PL. 14. Col. 27–46.

Paulinus Nolanus. Poemata. XVII. PL. 61. Col. 437–709.

Paulus Orosius. Historiarum adversus paganos libri VII. PL. 31. Col. 661–1174 .

Philostorgius. Historia ecclesiastica. PG. 65. Col. 459–638.

Phoebadius. Liber contra arianos. PL. 20. Col. 13–30.

Possidius. Vita S. Augustini. PL. 32. Col. 33–66.

Prisca. PL. 56. Col. 745–816.

Sermo Arrianorum. CCSL. 87A. Turnhout, 2009. P. 160–175; PL. 42. Col. 677–684.

Sermons ariens inédits. Recherches Augustiniennes. 1992. Vol. 26. P. 143–179.

Siricius, papa. Epistulae et decreta. PL. 13. Col. 1151–1196.

Socrates. Historia ecclesiastica. PG. 67. Сol. 29–842; SC. 477. P. 2004; 493. P. 2005; 505. P. 2006; 506. P. 2007.

Sozomenus. Histоria ecclesiastica. PG. 67. Col. 843–1630; SC. 306. P. 1983; 418. P. 1996; 495. P. 2005; 516. P. 2007.

Sulpicius Severus. Chronicon. PL. 20. Col. 95–160; SC. 441. P. 1999.

Sulpicius Severus. De vita beati Martini liber unus. PL. 20. Col. 159–176.

Tertullianus. Adversus Praxeam. PL. 2. Col. 153–196.

Tertullianus. Apologeticus. PL. 1. Col. 257–536.

Theodoretus. Historia ecclesiastica. PG. 82. Col. 881–1280; SC. 501. P. 2006; 530. P. 2009. Vetus interpretatio latina canonum Nicaenorum, Sardicensium et Chalcedonensium. PL. 56. Col. 823–864.

Victor Vitensis. Historia persecutionis Africae provinciae. PL. 58. Col. 179–260.

Victorinus Petavionensis. De fabrica mundi. PL. 5. Col. 301–316.

Victorinus Petavionensis. Scolia in Apocalypsin beati Joannis. PL. 5. Col. 317–344.

Vigilius Tapsensis. Contra Eutychetem libri quinque. PL. 62. Col. 95–154.

Zosimus, papa. Epistulae et decreta. PL. 20. Col. 639–686.

Zosimus. Histoire nouvelle. Livres IV-VI. P. 1979; 1986; 1989

Исследования

Афанасьев Н., протопр. Две идеи вселенской церкви. Путь. 1934. N 45. С. 16–29.

Афанасьев Н., протопр. Церковные соборы и их происхождение. М. 2003.

Бер И., свящ. Становление христианского богословия: путь к Никее. Тверь. 2006.

Бессмертный Ю. Л. Коллизия микро- и макроподходов и французская историография 90-х годов XX в. Историк в поиске. Микро и макроподходы к изучению прошлого. М. 1999. С. 10–30.

Бирюков Д. С. Рационализм и его пределы в арианском учении. SCOLH. Философское антиковедение и классическая традиция. Новосибирск. 2008. Т. II. Вып. 2. С. 213–226.

Болотов В. В. История Церкви в период Вселенских соборов. М. 2007.

Болотов В. В. Либерий, еп. Римский, и Сирмийские соборы. Христианское чтение. 1891. Ч. 1. С. 304–315, 434–459, Ч. 2. С. 61–79; 266–282, 386–394.

Буданова В. П. Готы в эпоху Великого переселения народов. СПБ. 1999.

Вольфрам Х. Готы. От истоков до середины VI века (опыт исторической этнографии). СПБ. 2003.

Василий (Кривошеин), архиеп. Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у св. Василия Великого. Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские труды. 1952–1983 гг. Статьи, доклады, переводы. Н. Новгород. 1996. С. 230–241.

Василий (Кривошеин), архиеп. Экклезиология свт. Василия Великого. Церковь Владыки Василия (Кривошеина). Н. Новгород. 2004. С. 220–245.

Гарнак А. История догматов. Раннее христианство. Т. II. М. 2001.

Дагрон Ж. «Восточный цезаропапизм» (история и критика одной концепции). ГЕNNAДIOС, к 70-летию академика Г.Г. Литаврина. М. 1999. С. 80–99.

Доддс Э. Р. Язычник и христианин в смутное время: Некоторые аспекты религиозных практик в период от Марка Аврелия до Константина. СПБ. 2003.

Дюшен Л. История древней Церкви. Т. II. М. 1914.

Зайцев Д. В. Валент и Урсакий. ПЭ. Т. 6. М. 2003. С. 525–527.

Зайцев Д. В. Иллирик // ПЭ. Т. 22. М. 2009. С. 320–322.

Захаров Г. Е. Везеготы и Кафолическая Церковь в первой половине V века. Вестник ПСТГУ. Сер. II. 2008. N 3 (28). С. 7–17.

Захаров Г. Е. Вторая сирмийская формула: исторический контекст и богословское содержание. ВДИ. 2010. N 2. С. 149–165.

Захаров Г. Е. Омийство и становление королевской власти у везеготов. Вестник ПСТГУ. Сер. II. 2008. N 4 (29). С. 11–25.

Захаров Г. Е. Переход через Дунай как пересечение границы готского мира: к проблеме обращения готов в арианство. Древнейшие государства Восточной Европы. 2009. М. 2010. С. 371–383.

Захаров Г. Е. Послания Герминия Сирмийского: текст и историко-богословский комментарий. Вестник ПСТГУ. Сер. II. 2012. N 1 (44). С. 111–120.

Захаров Г. Е. Сочинение епископа Авксентия Доросторского «О вере, жизни и кончине Ульфилы» как памятник латинской арианской традиции конца IV века. Вестник РГГУ.

2008. N 12/08 (Кентавр. N 5). С. 58–80.

Захаров Г. Е. Тринитарные споры IV в. в свете неопатристического синтеза прот. Георгия

Флоровского. Вестник ПСТГУ. Сер. II. 2011. N 1 (38). С. 118–128.

Захаров Г. Е. Церковь в системе общественной жизни балкано-дунайского региона в IV-V вв.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М. 2011.

Илларион (Алфеев), иером. Жизнь и учение св. Григория Богослова. М. 1998.

Колосовская Ю. К. Паннония в I-III вв. М. 1973.

Колосовская Ю. К. Христианские общины позднеримского города на Дунае. Человек и общество в античном мире. М. 1998 C. 224–266.

Копылов И. А. Арианская церковь в Вандальской Африке V-VI вв. по данным «Истории гонений» епископа Виктора из Виты: иерархия и особенности вероучения. Новый исторический вестник. 2006. N 2 (15).

Копылов И. А. Церковь в системе организации власти и общества в Вандальской Африке (V-VI вв.): Автореферат кандидатской диссертации. М. 2006.

Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. СПБ. 1998.

Лавров В. В. Епископ Ульфила и развитие готской литературы. Интеллектуальная элита античного мира. СПБ. 1995. С. 67–70.

Лебедев А. П. Вселенские соборы IV и V вв. СПБ. 2007.

Лепти Б. Общество как единое целое. О трех формах анализа социальной целостности. Одиссей. Человек в истории. М. 1996. С. 148–164.

Лосский В. Н. Боговидение. М. 2003.

Марков К. Духовен живот в българските земи през късната античност (IV-V век). София. 1995.

Милин М. О jeдноj христолошкоj расправи у Сирмиjу IV века. Starinar. 1998. XLIX. 203–214.

Милин М. Прилози познавању хришћанства у Сирмиjу. Starinar. 2000. L. 253–259. Митрофанов А. Ю. История церковных соборов в Италии (IV-V вв.). М. 2006.

Митрофанов А. Ю. Становление самостоятельной арианской церкви на рубеже IV-V вв. Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2006. Вып. 4. С. 212–218.

Михайлов П. Б. Анализ философской аргументации в полемике св. Василия Великого

с Евномием: Автореферат кандидатской диссертации. М. 2005.

Михайлов П. Б. Святитель Иоанн Златоуст как участник арианских споров. Альфа и Омега. 2007. N 1 (48). С. 59–67.

Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан. 1991.

Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. Т. I: Возникновение кафолической традиции (100–600 гг.). М. 2007.

Петр (Л’Юилье), архиеп. Правила первых четырех Вселенских Соборов. М. 2005.

Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М. 1998.

Репина Л. П. От «истории одной жизни» к «персональной истории». История через личность: историческая биография сегодня. М. 2005. С. 55–74.

Самуилов В. Н. История арианства на латинском западе. СПБ. 1890.

Сидоров А. И. Арианство в свете современных исследований. ВДИ. 1988. N 2. С. 86–97. Скурат К. Е., Грацианский М. В., Фокин А. Р. и др. Амвросий, свт. еп. Медиоланский. ПЭ. Т. 2. М. 2001. С. 119–135.

Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев Посад. 1914.

Сюзюмов М. Я. Проблема социально-политической сущности арианства. Сборник материалов научной сессии вузов Уральского экономического района. Исторические науки. Свердловск, 1963. С. 178–183.

Тюленев В. М. Рождение латинской христианской историографии. СПБ. 2005

Удальцова З. В. Источники по истории Византии IV – первой половины VII в. История Византии. Т. I. М. 1967. С. 5–65.

Удальцова З. В. Развитие исторической мысли. Культура Византии. IV – первая половина VII в. М. 1984. С. 191–221.

Флоровский Г. прот. Восточные Отцы IV века. Флоровский Г. прот. Восточные Отцы Церкви. М., 2005.

Флоровский Г. прот. Восточные Отцы V-VIII веков. Флоровский Г. прот. Восточные Отцы Церкви. М. 2005.

Флоровский Г. прот. Затруднения историка-христианина. Флоровский Г. прот. Христианство и цивилизация: Избранные труды по богословию и философии. СПБ. 2005. С. 671–707.

Фокин А. Р. Блаженный Иероним Стридонский. Библеист, экзегет, теолог. М. 2010.

Фокин А. Р. Викторин Петавский. ПЭ. Т. 8. М. 2004. С. 458–461.

Alföldy A. Tracce del Cristianesimo nell’epoca delle grandi migrazioni in Ungheria. Rom. 1938.

Ayres L. Nicaea and its Legacy. An Approach to Fourth-Century Trinitarian Theology. Oxford, N.Y. 2004.

Bardy G. Bonosiens. DGHE. Vol. IX. P. 1937. P. 1093–1094.

Bardy G. Bonosus. DHGE. Vol. IX. P. 1937. P. 1096–1097.

Bardy G. L’Occident en face de la crise arienne. Irénikon 1939. T. 16. N 5. Р. 385–424.

Bardy G. Sur un synode de l’Illyricum (375). Bulletin d’ancienne littérature et d’archeologie chrétienne. 1912. Vol. 2. P. 259–274.

Bardenhewer O. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Vol. 3. Darmstadt. 1962.

Barnard L. W. The council of Serdica: 343 A. D. Sofia, 1983.

Barnes M. R.DÚnamij and the anti-monistic Ontology of Nyssan’s Contra Eunomium. Arianism. Historical and Theological Reassessments. Papers from The 19th International Conference on Patristic Studies. September, 5–10, 1983. Cambridge. 1985. P. 327–333.

Barnes M. R. The Background and Use of Eunomius’ Causal Language. Arianism after Arius. Essays on the Development of the IV Century Trinitarian Confl icts. Ed. M. R. Barnes, D. H. Williams. Edinburg. 1993. P. 217–36.

Barnes M. R. The Fourth Century as Trinitarian Canon. Christian Origins: Theology, Rhetoric and Community. Еd. L. Ayres; G. Jones. London; N.Y. 1998. P. 47–67.

Barnes T. D. Athanasius and Constantius. Theology and politics in the Constantinian Empire. Cambridge. 1993.

Barnes T. D. The Collapse of the Homoeans in the East. Studia Patristica. 29. Leuven. 1997. P. 3–16.

Barnes T. D. The New Empire of Diocletian and Constantine Cambridge, L. 1982.

Batiffol P. La paix constantinienne et le catholicisme. P. 1929.

Bavant B. La ville dans lе nord de l’Illyricum (Pannonie, Mésie I, Dacie et Dardanie). Villes et peuplement dans l’Illyricum protobyzantin. Roma. 1984. P. 245–287.

Beckwith C. L. Hilary of Poitiers on the Trinity. From De Fide to De Trinitate. Oxford. 2008.

Behr J. Formation of Christian Theology. Vol. II: The Nicene Faith. Crestwood. 2004. Pt. 1.

Behr J. Response to Ayres: The Legacies of Nicaea, Est and West. Harvard Theological Review. 2007. Vol. 100: 2. P. 145–152.

Beskow P. Rex Gloriae: The Kingship of Christ in the Early Church. Stockholm; Göteborg; Uppsala. 1962.

Bouhot J. P. Remarques sur l’histoire du texte de l’Opus Imperfectum in Matthaeum. Vigiliae Christianae. 1970. Vol. 24. P. 197–209.

Bratož R. Christianisierung des Nordadria und Westbalkanraumes in 4. Jahrhundert. Westillyricum und Nordostitalien in der Spätromischen Zeit. (Situla 4). Ljubljana. 1996. S. 299–362.

Bratož R. Martino e i suoi legami con la Pannonia cristiana. Cristianesimo nella storia. 2008. 29. P. 283–316.

Brennecke H. C. Hilarius von Poitiers und die Bischofsopposition gegen Konstantius II: Untersuchungen zur dritten Phase des arianischen Streites (337–361). Berlin, N.Y. 1984.

Brennecke H. C. Homéens. DHGE. Vol. XXIV. P. 1993. P. 932–960.

Brennecke H. C.Studien zur Geschichte der Homöer: der Osten bis zum Ende der homöischen Reichskirche. Tübingen. 1988.

Burn A. E. Niceta of Remesiana, His Life and Works. Cambridge. 1905.

Campenhausen H., von. Ambrosius von Mailand als Kirchenpolitiker. Berlin; Leipzig. 1929. Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Bd. I. Tübingen. 1930.

Cedilnik A. Das Illyricum im 4. Jh. Zusammenfassung. Göttinger Forum für Altertumswissenschaft 9 (2006) 37–72. URL: http://gfa.gbv.de/dr,gfa,009,2006,a,05. pdf

Chauvot A. Les migrations des barbares et leur conversion au christianisme. Histoire du Christianisme. Vol. II. P. 1995. P. 861883.

Chauvot A. Opinions romaines face aux barbares au IVe siècle AP. J. C. P. 1998.

CrouzelH. Théologie de l’Image de Dieu chez Origène. P. 1956.

De Clercq V. Ossius of Cordova. A Contribution to the History of Constantinian Period. Washington. 1954.

Delcogliano M. Eusebian Theologies of the Son as the Image of God before 341. Journal of Early Christian Studies. 2006. 14: 4. P. 459–484.

Drecoll V. H. Die Entwicklung der Trinitätslehre des Basilius von Cäsarea: sein Weg vom Homöusianer zum Neonizäner. Göttingen. 1996.

Duchesne L. Histoire ancienne de l’Église. Vol. II. Paris. 1908.

Duval N. Sirmium «ville imperial» ou «capitale»? XXVI Corso di cultura sull’arte ravennate e byzantine. Ravenna, 1979. P. 53–90.

Duval Y. M. La «manoeuvre frauduleuse» de Rimini: à la recherche du Liber aduersus Vrsacium et Valentem. Duval Y. M. L’extirpation de l’Arianisme en Italie du Nord et en Occident. Aldershot; Brookfi eld; Singapore; Sydney. 1998. P. 51–103.

Duval Y. M. Aquilée et Sirmium durant la crise arienne (325–400.) Duval Y. M. L’extirpation de l’Arianisme en Italie du Nord et en Occident. Aldershot; Brookfi eld; Singapore; Sydney. 1998. P. 331–379.

Duval Y. M. Sur l’Arianisme des Ariens d’Occident. Duval Y. M. L’extirpation de l’Arianisme en Italie du Nord et en Occident. Aldershot; Brook-field; Singapore; Sydney. 1998. P. 145–163. Duval Y. M. Sur quelques études récents concernant Ambroise et l’arianisme occidental. Duval Y. M. L’extirpation de l’Arianisme en Italie du Nord et en Occident. Aldershot; Brookfi eld; Singapore; Sydney. 1998. P. 1–39.

Duval Y. L’Afrique: Aurélius et Augustin. Histoire du christianisme. Vol. II. P. 1995. P. 799–812.

Duval Y., Pietri L. L’Occident et ses marges danubiennes et balkaniques. Histoire du Christianisme. Vol. II. P. 1995. P. 127–154.

Dvornik F. Byzance et la primauté romaine. P. 1964.

Dvornik F. Early Christian and Byzantine Political Philosophy. Origins and Background. Washington. 1966. Vol. II.

Ermoni V. Acaciens. DHGE. Vol. I. P. 1912. P. 249–250.

Falbo G. Il primato della Chiesa di Roma alla luce dei primi quattro secoli. Roma. 1989. Fernandez G. Athanasius of Alexandria and Liberius of Rome. Analysis of the letter «pro deifi cio timore» of Liberius in the light of the edict of Arles of 353. Arianism. Historical and Theological Reassessments. Papers from the 19-th International Conference on Patristic Studies. September 5–10, 1983. Oxford. 1985. P. 303–311.

Florovsky G. The Authority of the Ancient Councils and the Tradition of the Fathers. An Introduction. Glaube, Geist, Geschichte. Festschrift für E. Benz zum 60. Geburtstage am 17 November 1967. Leiden. 1967. S. 177–88.

Florovsky G. The Concept of Creation in Saint Athanasius. Studia Patristica. Vol. 6. Part. 4. Berlin. 1962. P. 36–57.

Gaudemet J. L’Eglise dans l’Empire Romain (IV-V siècles). P. 1958.

Giesecke H. E. Die Ostgermanen und der Arianismus. Leipzig. 1939.

Gigli G. L’ortodossia, l’arianesimo e la politica di Constanzo II. Roma, 1949.

Greenslade S. L. The Illyrian Churchs and the Vicariate of Thessalonica, 378–95. Journal of Theological Studies. 1945. XLVI. P. 17–30.

Grumel V. L’Illyricum de la mort de Valentinien Ier (375) à la mort de Stilicon (408). Revue des études byzantines. 1951. T. IX. P. 1952. P. 5–46.

Grumel V. Les origines de vicariat apostolique de Thessalonique. Actes XIIe congr. int. ét. byz. Ochrid II. Beograd, 1964. P. 451–461.

Gryson R. Introduction/ Scolies ariennes sur le concile d’Aquilée. (SC. 267). Р. 1980. P. 25–200.

Gryson R. Les sermons ariens du Codex latinus monacensis 6329. Étude critique. Gryson R. Scientiam salutis. Quarante années de recherches sur l’Antiquité Chrétienne. Leuven, 2008. P. 445–470.

Gryson R. Les sources relatives au Concile d’Aquilée de 381. Gryson R. Scientiam salutis. Quarante années de recherches sur l’Antiquité Chrétienne. Leuven. 2008. P. 397–407.

Gummerus J. Die Homousianische Partei: Bis zum Tode des Konstantius: ein Beitrag zur Geschichte des Arianischen Streites in den Jahren 356–361. Leipzig. 1900.

Gwatkin H. M. Studies of Arianism. Cambridge, L. 1900.

Gwynn D. M. The Eusebians. The Polemic of Athanasios of Alexandria and the Construction of the «Arian Controversy». Oxford. 2007.

Hajjar J. Le synode permanent (synodos endemousa) dans l’Eglise Byzantine des origines au XI siècle. Roma, 1962.

Hall S. G. The Creed of Sardica. Studia Patristica. Vol. XIX. Leuven, 1989. P. 173–184.

Hamman A. Saint Hilaire estil témoin à charge ou à décharge pour le pape Libère? Hilaire et son temps. P. 1968 P. 43–50.

Hammond-Bammel C. P. From the School of Maximinus: the Arian Material in Paris M.S. Lat. 8907. Journal of Theological Studies. 1980. Vol. 21. Pt. 2. P. 391–403.

Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God. The Arian Controversy, 318–381. London. 2005.

Hefele K. Conciliengeschichte. Bd. I. Freiburg. 1873.

Hefele K. Histoire des Conciles d’après les documents originaux. T. I.2. P. 1907.

Hess H. The Early Development of Canon Law and the Council of Serdica. Oxford. 2002. Hildebrandt H. Early Christianity in Roman Pannonia – Facts among Fiction? Studia Patristica. Leuven. 2006. P. 59–64.

Hunt E. D. Did Constantius II have «Court Bishops»? Studia Patristica. Vol. 19. Leuven. 1989. P. 86–90.

Hunt J. M. Constantius II in the Ecclesiastical Historians. New York, 2010.

Ioniţă I. Archéologie des Goths en Roumanie: paganism et christianisme. Clovis. Histoire et mémoire. Vol: Le baptême de Clovis, l’événement. P. 1997. P. 154–170.

Joannou P. P. Die Ostkirche und die Cathedra Petri im 4. Jahrhundert. Stuttgart. 1972.

Jones A. H. M. Were Ancient Heresies National or Social Movements in Dis-guise? Journal of Theological Studies. 1959. Vol. 10. Pt. 2. P. 280–298.

Le monde byzantin. T. 1. L’empire romain d’Orient. 330641. P. 2004.

Kannengiesser Ch. Arius and the Arians. Kannengiesser Ch. Arius and Athanasius: two Alexandrian Theologians. Aldershot. 1991. P. 456–475.

Kauffmann F. Aus der Schule des Wulfi la. Strassburg. 1899.

Kelly J. N. D. Early Christian Creeds. Harlow. 1981.

Klein R. Constantius II und die christliche Kirche. Darmstadt. 1977.

Kölling W. Geschichte der arianischen Häresie. Bd. I-II. Gütersloh, 1874–1883.

Kopecek Th. A. A History of Neo-Arianism. Cambridge. 1979. Vol. I-II.

Le Bachelet X. Acace le Borgne ou de Césarée. DTC. Vol. I. 1. P. 1909. P. 290.

Le Bachelet X. Acaciens. DTC. Vol. I. 1. P. 1909. P. 290–291.

Leroux J. M. Acace, évéque de Césarée de Palestine (341–365). Studia Patristica. Vol. 8. Berlin. 1966. P. 82–85.

Lienhard J. T. Acacius of Caesarea: Contra Marcellum. Historical and Theo-logical Considerations. Cristianesimo nella storia. 1989. 10. P. 1–22.

Lienhard J. T. Acacius of Caesarea’s Contra Marcellum: Its Place in Theology and Controversy. Studia Patristica. Vol. 19. Leuven. 1989. P. 185–188.

Lienhard J. T. The «Arian» controversy: some categories reconsidered. Doc-trines of God and Christ in the Early Church. N.Y.; L. 1993. P. 415–437.

Lienhard J. T. Contra Marcellum: Marcellus of Ancyra and Fourth-Century Theology. Washington. 1999.

Lippold A., Kirsten E. Donauprovinzen. Reallexikon für Antike und Christen-tum. Bd. IV. Stuttgart. 1959. S. 147–189.

Löhr W. A. Die Entstehung der homöischen und homöusianischen Kirchen-parteien: Studien zur Synodalgeschichte des 4. Jahrhunderts. Bonn, 1986.

Löhr W. A. A Sense of Tradition: the Homoiousian Church Party. Arianism after Arius: Essays on the Development of the Fourth Century Trinitarian Confl icts. Ed. M. R. Barnes, D. H. Williams. Edinburgh, 1993. P. 81–100.

Lučić J. Illyricum. DHGE. Vol. 25. P. 1995. P. 854–868.

Lumpe A. Zur Geschichte der Wörter Concilium und Synodus in der antiken christlichen Latinität. Annuarium Historiae Conciliorum. 1970. Bd. 2. H. 1. S. 1–21.

Lyman R. A Topography of Heresy: Mapping the Rhetorical Creation of Arianism. Arianism after Arius: Essays on the Development of the Fourth Century Trinitarian Confl icts. Ed. M. R. Barnes, D. H. Williams. Edinburgh. 1993. P. 45–62.

Maraval P. Constantinople, l’Illyricum et l’Asie Mineure. Histoire du christianisme. Vol. II. P. 1995. P. 921–936.

Marin E. Acace de Césarée ou le Borgne. DHGE. Vol. I. P. 1912. P. 240–241.

Marot H. Conciles anténicéens et conciles oecuméniques. Le Concile et les conciles. Contribution à l’histoire de la vie conciliaire de l’Eglise. Paris. 1960. P. 19–43.

Markschies Ch. Ambrosius von Mailand und die Trinitätstheologie: Kirchen und theologiegeschichtliche Studien zu Antiarianismus und Neunizänismus bei Ambrosius und im lateinischen Westen (364–381 n. Chr.). Tübingen. 1995.

Mathisen R. W. Barbarian Bishops and the Churches ‘in barbaricis gentibus’ during Late Antiquity. Speculum. 1997. Vol. 72. Р. 664–695.

Mathisen R. W., Sivan H. S. Forging a New Identity: the Kingdom of Toulouse and the Frontiers of Visigothic Aquitania (418–507). The Visigoths. Studies in Culture and Society. Ed. A. Ferreiro. Brill; Leiden; Boston; Köln. 1999. P. 1–62.

McLynn N. B. Ambrose of Milan: Church and Court in a Christian Capital. Berkeley, 1994. McLynn N. B. From Palladius to Maximinus: Passing the Arian Torch. Journal of Early Christian Studies. 1996. N 4. Р. 477–493.

McLynn N. B. The «Apology» of Palladius: Nature and Purpose. Journal of Theological Studies. 1991. Vol. 42. 1. P. 52–76.

Meslin M. Germinius, évêque de Sirmium. DHGE. Vol. XX. P. 1984. P. 984–985.

Meslin M. Les Ariens d’Occident, 335–430. P. 1967.

Meslin M. Hilaire et la crise arienne. Hilaire et son temps. P. 1969. P. 19–42.

Mócsy A. Pannonia and Upper Moesia. A History of the Middle Danube Provinces of Roman Empire. L.; Boston. 1979.

Monachino V. Il primato nella controversia Ariana. Miscellanea Historiae Pontifi ciae. Vol. XXI. Roma. 1959. P. 17–89.

Moreira A. Potamius de Lisbonne et la controverse arienne. Louvain, 1969.

Newman J. H. The Arians of the Fourth Century. L.; N.Y.; Bombay; Calcutta. 1908.

Palanque J. R. La prefecture du prétoire d’Illyricum au IVe siècle. Byzantion. 1951. T. XXI. Fasc. 1. P. 5–14.

Palanque J. R. Saint Ambroise et l’empire romain. P. 1933.

Palanque J. R., Bardy G., de Labriolle P. De la paix constantinienne à la mort de Théodose. P. 1936.

Paredi A. Politica di S’Ambrogio. Milano. 1974.

Peterson E. Il monoteismo come problema politico. Brescia. 1983.

Pietri Ch. De la partitio de l’Empire chrétien à l’unité sous Constance: la que-relle arienne et le premier «césaropapisme». Histoire du christianisme. Т. II. P. 1995. P. 289–335.

Pietri Ch. La politique de Constance II: un premier césaropapisme ou l’imitatio Constantini? L’Eglise et l’empire au IVe siècle. Genève. 1989. Р. 113–173.

Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organization, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Roma. 1976.

Piganiol A. L’Empire Chrétien. P. 1972.

Pouchet J. R. Le combat pour la paix des Églises. Un leitmotiv épistolaire de saint Basile. Recherches et tradition : mélanges patristiques offerts à Henri Crouzel. P. 1992. P. 211–227. Quasten J. Patrology. Vol. III: The Golden Age of Greek Patristic Literature. Westminster, 1986. Rapp C. Imperial Ideology in the Making: Eusebius of Caesarea on Constantine as «Bischop». Journal of Theological Studies. 1998. Vol. 49. Pt. 2. P. 685–695.

Reutter U. Damasus, Bischof von Rom (366–-84). Leben und Werk. Tübingen. 2009.

Riedmatten H. de. Démophile de Bérée. DHGE. Vol. XIV. P. 1960. P. 212–216.

Rouche M. Clovis. P. 1998.

Schäferdiek K. L’arianisme germanique et ses conséquences. Clovis. Histoire et mémoire. Vol.: Le baptême de Clovis, l’événement. P. 1997. P. 185–197.

Schäferdiek K. Wulfi la. Von Bischof von Gotien zum Gotenbischof. Schäferdiek K. Schwellenzeit: Beiträge zur Geschichte des Christentums in Spätantike und Frühmitt. Berlin; N.Y. 1996. S. 1–40.

Schlatter F. W. The Author of the Opus Imperfectum in Matthaeum. Vigiliae Christianae. 1988. Vol. 42. P. 364–375.

Schlatter F. W. The Opus Imperfectum in Matthaeum and the Fragmenta in Lucam. Vigiliae Christianae. 1985. Vol. 39. P. 384–392.

Schneemelcher W. Serdika 342. Ein Beitrag zum Problem Ost und West in der Alten Kirche. Gesammelte Aufsätze zum Neuen Testament und zur Patristik. Thessaloniki 1974. S. 338–364.

Schwartz E. Gesammelte Schriften. 4: Zur Geschichte der alten Kirche und ihres Rechts. Berlin. 1960.

Senjak Z. Niceta von Remesiana: christliche Unterweisung und christliches Leben im spätantiken Dacien. Freiburg. 1975.

Simonetti M. Arianesimo latino. Studi Medievali. 1967. VIII. Fasc. 2. P. 663–74 4.

Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo. Roma, 1975.

Simonetti M. La politica antiariana di Ambrogio. Ambrosius Episcopus. Milano. 1976. P. 266–285.

Simonetti M. L’arianesimo di Ulfila. Romanobarbarica. I. Roma. 1976. P. 297–323.

Simonetti M. Osservazioni sull’ «Altercatio Heracliani cum Germinio». Vigiliae Christianae. 1967. 21. P. 39–58.

Simonetti M. Studi sull’arianesimo. Roma. 1965.

Slusser M. Traditional Views of Late Arianism. Arianism after Arius: Essays on the Development of the Fourth Century Trinitarian Confl icts. Edinburgh. 1993. P. 3–30.

Speller L. A. New Light on the Photinians: the Evidence of Ambrosiaster. Journal of Theological Studies. 1983. Vol. 34. Pt. 1. P. 99–113.

Sumruld W. A. Augustine and the Arians: The Bishop of Hippo’s Encounters with Ulfilian Arianism L.; Toronto. 1994.

Thompson E. Early Visigothic Christianity. Latomus. 1962. T. XXI. Fasc. 3. P. 505–519; Fasc. 4.

P. 794–810.

Turner C. H. The Genuineness of the Sardican Canons. Journal of Theological Studies. 1902. Vol. III. P. 370–397.

Twomey V. Apostolikos Thronos: The Primacy of Rome as Refl ected in the Church History of Eusebius and the Historico-Apologetical Writings of Saint Athanasius the Great. Münster. 1982.

Velkov V. Cities in Thrace and Dacia in Late Antiquity. Amsterdam. 1977.

Weedman M. Hilary and the Homoiousians: Using New Categories to map the Trinitarian Controversy. Church History. 2007. 76: 3. P. 491–510.

Wilkes J. J. Dalmatia. L.; Boston. 1969.

Williams D. H. Ambrose of Milan and the End of the Nicene-Arian Confl icts. Oxford. 1995. Williams D. H. Another Exception to Later Fourth-Century «Arian» Typologies: The Case of Germinius of Sirmium. Journal of Early Christian Studies. 1996. N 4. P. 335–357.

Williams D. H. Monarchianism and Photinus of Sirmium as Persistent Heretical Face of the Fourth Century. Harvard Theological Review. 2006. 99: 2. P. 187–206.

Williams R. Arius: Heresy and Tradition. L. 1987.

Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces danubiennes de l’Empire Romain. P. 1918.

Zeiller J. Les origines chrétiennes dans la province romaine de Dalmatie. Roma. 1967.


Источник: Иллирийские церкви в эпоху арианских споров (IV – начало V в.) [Текст] / Г. Е. Захаров : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. - 2-е изд., исправленное. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2014. - 373 с. ISBN 978–5-7429–0708–4

Комментарии для сайта Cackle