Источник

Понятие об откровении

Откровение – значит открытие Богом людям таких истин, до которых сами люди никогда бы не додумались. Человек не может силами одного лишь своего ума постичь ни смысла своей жизни, ни смысла всего космоса. А эти вопросы рано или поздно встают перед каждым человеком и преследуют его до тех пор, пока он на них так или иначе не ответит.

Единственно правильный способ разрешения этих и связанных с ними вопросов заключается в принятии ответов на них, которые дает откровение. Именно к этому, т.е. принятию истин откровения призывает Христос, когда указывает на себя, как на средоточие истины, необходимой людям: «Я есть путь, истина и жизнь» (Иоан.14,6)

Откровение совершалось постепенно. Сначала Бог дал так называемое естественное откровение. Это значит, что и внешняя природа, и природа самого человека свидетельствует о наличии в них целесообразности, которая наводит на мысль о творце этой целесообразности – Бога. Все доказательства бытия Бога есть результат естественного откровения. Но кроме мысли о Боге и даже убеждения в Его существовании, человек желает и личного общения с Ним. Религия именно и начинается с общения с Богом, а не только с признания Его существования. Но это общение невозможно без помощи Божьей, и вот эту-то помощь Бог и дал людям в виде сверхъестественного откровения через пророков и Иисуса Христа.

Признаки сверхъестественного откровения

1.Возвышенность религиозно-нравственных указаний, производящих чрезвычайно благотворное влияние на духовную жизнь человека. Тертуллиан указывал на исключительно благотворное нравственное воздействие христианского учения как на доказательство его божественности. Св. Климент Александрийский указывал на истинное просвещение, распространенное через христианство, как на признак его божественного происхождения.

2.Открытие таких истин, связанных с религиозно-нравственными указаниями, которые принципиально не доступны естественным познавательным способностям человека. Святые отцы и учителя церкви особо указывали на великие тайны христианской веры: Боговоплощение, Троица, Воскресение мертвых, Искупление – как на несомненные доказательства божественного происхождения христианского учения.

3.Способ распространения учения. Истина должна сама собою убеждать и покорять сердца своею внутренней силой, без всяких хитроумных уловок или насилия.

4.Чудеса. Сам Христос указывал на чудеса как на важнейшее доказательство истинности своего учения: «Если не верите Мне, то верьте делам Моим» (Иоан. 10:38)

5.Пророчества

Проблема чуда

Вопрос о чуде сводится следующему вопросу: возможно  ли такое явление в природе, которое принципиально не может быть объяснено с научной точки зрения. Если возможность таких фактов будет признана, то вместе с тем будет признана и возможность чуда; если таких фактов не окажется, то, следовательно, и чудо невозможно. Те, кто отрицательно отвечает на поставленный вопрос и тем самым отвергает возможность чуда, говорит, что всякий факт может быть объяснен одними законами природы, без всякого вмешательства сверхъестественных сил. На самом деле одними законами природы нельзя объяснить, по крайней мере двух фактов:

1.Существование самой природы;

2.Существование законов природы.

Следовательно, по крайней мере, два чуда мы должны признать. Но мы должны признать и еще одно чудо – создание человека. Ни один из созданных человеком механизмов не мог бы получиться сам собою, это очевидно. Для создания такого механизма необходимо сознание человека. Возникает вопрос: а как же само сознание могло возникнуть, ведь оно гораздо сложнее любого сделанного человеком аппарата? И как для возникновения любого механизма мы должны признать участие человеческого сознания, так и для возникновения самого человеческого сознания должны признать участие другого сознания, сознания Бога, а это признание равносильно признанию чуда, ибо чудо и есть непосредственное дело Бога.

Чудеса как признаки естественного откровения

Чудеса являются доказательством Божественного всемогущества и тем самым свидетельствуют об истинности откровения. Истинное чудо можно рассматривать с трех точек зрения: онтологической, психологической и телеологической. С онтологической точки зрения чудо есть проявление  Божественной силы. С психологической точки зрения чудо есть психический факт, производящий чрезвычайное воздействие на все психическое состояние человека, а иногда даже и на физический состав. С телеологической точки зрения чудо должно ответить на вопрос: какова его цель, смысл и нравственное значение, открывает ли оно людям сущность Божественной правды?

Иисус Христос совершал чудеса. Чудеса эти были неоднородны по своей сущности, т.е. они не были однородны с онтологической точки зрения. Их можно разделить на 4 группы:

·Чудеса, носящие исключительно сверхъестественный характер (воскрешение мертвых, исцеление на расстоянии);

·Чудеса, сочетающие элемент сверхъестественного с естественным (исцеление слепорожденного);

·Чудеса, для совершения которых требовалось проявление личной силы веры (хождение по водам апостола Петра);

·Чудеса, не имевшие в своем составе сверхъестественного элемента, но совершавшиеся в строго определенный момент, и это совпадение двух явлений и было чудом, ибо имело несомненный высший религиозный и нравственный смысл, т.е. имело значение с телеологической точки  зрения, (землетрясение и затмение при смерти Иисуса Христа, переход через Чермное море).

Пророчества как признаки сверхъестественного откровения

Пророчество является доказательством Божественного всеведения и поэтому также свидетельствует об истинности откровения. Существует мнение, что пророчество имеет большее значение, чем чудеса, в деле обнаружения истинности Божественного откровения. Мнение это принадлежит пророку Исаии: «Приведите ваши доказательства, – обращается он к язычникам – пусть они (языческие боги) представят и скажут нам, что произойдет? Пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы Боги» (Книга пророка Исаии, 41,21–23)

В Новом Завете сам Иисус Христос указал на свои предсказания будущего, как на признак своего Божественного достоинства: «Теперь сказываю вам прежде, нежели сбылось то, дабы когда сбудется, вы поверили, что это Я».

Исключительное значение придавал Иисус Христос ветхозаветным пророчествам, Он ссылался на них для того, чтобы помочь уяснить верные понятия о Себе: «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о нем во всем писании» (Ев.Луки,24,27).

Силу доказательства сверхъестественного откровения пророчествами Иисус Христос сравнивал с воскресением мертвых, т.е. с чисто сверхъестественным чудом: «Если Моисея не послушали, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят».


Источник: odinblago.ru

Комментарии для сайта Cackle