Внутри каждой из Поместных Церквей существует многообразие практик

Сообщение протоиерея Николая Балашова, секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям.

Преосвященнейший Владыко, отцы, братия и сестры!

Если мы рассмотрим подготовку ко Святому Причащению и требования, предъявляемые к причащающимся в других Поместных Православных Церквях, то мы увидим, что эти условия не единообразны. Внутри каждой из Поместных Церквей существует многообразие практик.

В Греческой Православной Церкви частота причащения мирян довольно широко варьируется. В Греции есть много мирян, которые причащаются раз-два или три-четыре раза в год. В таких случаях духовники рекомендуют поститься здоровым неделю, больным – три дня, тяжело больным – один день. Такие рекомендации можно прочесть во многих популярных брошюрах, которые раздают в греческих храмах. Причем для здоровых предписывается при этом строгий пост без масла, пища состоит из овощей и морепродуктов, рыбу постным продуктом не считают.

Вместе с тем, от тех, кто старается причащаться часто (к чему призывает мирян большинство известных греческих духовников), не требуется соблюдения иных постов, кроме общих постов, установленных Церковью. Так, например, архимандрит Даниил Аеракис в книге «Когда и как причащаться», изданной в 2000 году в Афинах, пишет: «Повторяем истину, находящую подтверждение в Писании и Священном Предании: пост – это одно, а божественное Причастие – другое. Постимся не потому, что будем причащаться, а причащаемся не потому, что постились». Другой греческий богослов Димитрий Паганопулос пишет: «Телесная пища не связана с духовной, потому что одна питает тело, а другая – душу. После божественного Причастия мы вкушаем мясо, не обращая внимания на то, что едим. Хотя незадолго до этого через божественное Причастие в нас вошел Сам Спаситель. В противном случае Он не передал бы Таинство Своим ученикам на вечери, но до нее и после поста».

В отношении супружеского общения в греческой благочестивой литературе для народного чтения рекомендуется воздерживаться от такового за два дня до причастия и один день после.

Практика сильно отличается и в отношении исповеди. В греческих церквях, как правило, для исповеди назначается особый день недели. Исповеди во время Литургии не бывает, а накануне, за вечерним богослужением, можно наблюдать крайне редко. Таинства Евхаристии и исповеди настолько отделены друг от друга, не связаны, что нередко в греческих монастырях можно наблюдать следующее. Паломники, приехавшие в воскресный день, утром за Литургией все причащаются, а после обеда многие из них расходятся по кельям к своим духовным отцам и там исповедуются. Исповедь и причастие могут быть разделены промежутком времени от нескольких дней до нескольких недель и даже месяцев. Это последнее рассматривается как нормальная практика в монастырях, где бывает частое откровение помыслов старцу или старице, которые дают благословение на причащение.

Но, как отмечают греческие авторы, в отношении мирян такая практика исповеди, к сожалению, часто приводит к тому, что в дни больших праздников, да и не только, многие приступают к причастию или совсем без исповеди (бывает, что люди вообще в жизни еще ни разу не исповедовались), или давно неисповеданными. Некоторые священники в таких случаях непосредственно перед Чашей задают вопрос о наличии благословения на причащение, и многих это приводит в смущение. В той же книге архимандрита Даниила Аеракиса говорится: «Если верующий имеет благословение от духовника на частое (каждое воскресенье) причащение, пусть исследует свою совесть. Если она не обличает его в тяжких грехах, тогда пусть переходит к подготовке к божественному Причастию – нет необходимости исповедоваться перед каждым причастием».

Молитвенное правило ко святому причащению по рекомендации Греческой Церкви состоит примерно из такого же как у нас последования: канон плюс молитвы. Покаянный канон, канон Божией Матери и Ангелу-хранителю рассматривается как часть монашеского правила и в рекомендации для мирян не включается.

В отношении других вопросов, которые были означены в плане этого Круглого стола. Женщины во время месячных по преобладающей греческой практике не допускаются до причастия, но могут посещать богослужения без каких-либо особенных ограничений, в том числе могут приложиться к иконе и кресту.

В Сербской Православной Церкви практика очень различная. И в большей степени она зависит от того, где архиерей или батюшка учился. Если в Греции, то все следуют, как правило, греческой практике. Иногда значительная часть священников в епархии даже разговаривает со своим архиереем по-гречески, зная, что в таком случае, архиерей будет благосклоннее относиться к их просьбам. А в другой епархии ни один священник не имеет права надеть греческую рясу, потому что в этом случае он сразу попадет в черный список своего архиерея, под подозрение: почему это он не носит сербскую национальную?

Там, где преобладает греческая практика, миряне, имеющие своего духовника, обычно причащаются часто, не обязательно исповедуясь накануне каждого причащения. Во время продолжительных постов обычно причащаются каждое воскресенье. Молитвенное правило обычно ограничивается молитвами ко Святому причащению, канонов как правило никто не читает. Та часть духовенства, которая придерживается русской традиции, рекомендует исповедоваться перед каждым причащением, большими постами – два-три раза за пост. Вне поста такие батюшки не возбраняют, конечно, причащаться, но и не очень советуют. Также рекомендуют вычитывать все Правило ко Святому причащению.

Практика Болгарской Церкви (об этом более подробно и с большим знанием дела нам мог бы рассказать отец архимандрит Игнатий), судя по тем статьям, которые публикуются в болгарских духовных журналах, находится в процессе изменения. До недавнего времени, и во многих местах и сейчас, большинство мирян причащаются редко. В болгарских церквях, по моим наблюдениям в том числе, совершенно обычной является практика, когда священник только показывает Чашу со словами: «Со страхом Божиим и верою приступите», – и затем немедленно разворачивается и ставит ее обратно на престол. А причащение если и совершается, то уже после отпуста Литургии, после проповеди и раздачи антидора. Большинство мирян предпочитает причащаться во время длительных постов, в остальное время духовники также рекомендуют причащаться после трехдневного поста. Но в настоящее время наблюдается процесс литургического возрождения, в духовных журналах все больше пишут о частом причащении. Есть свидетельство того, что число причастников растет, и, соответственно, многие духовники, идя им навстречу, смягчают требования, предъявляемые к причащающимся.

Что касается практики Православной Церкви в Америке. Я думаю, многим известен доклад о. Александра Шмемана «Исповедь и причастие», который был представлен Синоду Православной Церкви в Америке в 1972 году, официально одобрен священноначалием и признан адекватным руководством для клириков и мирян. Но на самом деле та позиция, которая там отражена, сейчас уже является неким анахронизмом для Православной Церкви в Америке и отчасти для нашей Церкви тоже. Напомню, о. Александр тогда писал: «Причастие чаще, чем раз в месяц, возможно только с разрешения. Разрешение это может быть дано только лицам хорошо известным и после всесторонней пастырской проверки серьезности и правильности их прихода к Церкви и к христианской жизни. В этом случае вопрос об исповеди и соотношении между ее ритмом и ритмом причащения должен быть оставлен на благоусмотрение пастыря, с тем, однако, чтобы исповедь оставалась регулярной и совершалась не реже, чем раз в месяц».

На официальном Интернет-сайте Американской Православной Церкви есть рубрика «Вопросы и ответы», которую можно считать в некоторой степени выражением официальной церковной позиции. Там говориться так: «Православный христианин, который надлежащим образом готовит себя через молитву, пост, покаяние, размышления о своей жизни, может принимать Святое причастие всякий раз, когда совершается божественная Литургия. Конечно, это следует обсуждать со своим духовным отцом и с ним же надо решать вопрос о том, как должны соотноситься Таинства исповеди и приготовления к причастию». В отношении поста говориться, что следует поститься неделю ли три дня тем, кто причащается раз или два в год. Что же касается тех, кто причащается часто, например каждую неделю, то им достаточно соблюдать те посты, которые установлены Церковью.

Говоря о Сербской Церкви, я забыл упомянуть о статье Сербского патриарха Павла на тему посещения богослужения женщинами в критические дни, которая тоже широко известна и циркулирует в русском Интернете. Святейший патриарха Павел, с уважением относясь к существующим каноническим правилам, запрещающим женщинам приступать к причастию в дни месячных очищений, не признает действительными остальные встречающиеся ограничения для посещения храма, участия в церковной молитве, принятия антидора, святой воды и прикосновения к святыням. Подобные запреты являются частными мнениями и не имеют никакого общецерковного авторитета.


Комментарии для сайта Cackle