Часть первая

Применение общих обязанностей священника к особен­ному назначению обращать заблуждающих

Всякий Священник, получил ли он особенное поручение обращать заблуждающих, или должен испол­нять сию обязанность в качестве приходского Священ­ника, прежде всего должен обратить внимание на то, чтобы поставить себя в скромное и смиренное расположение духа; и ни в самом себе, ни перед другими, не обещать себе самонадеянно необычайных успехов по должности. Такие обещания не могут быть без гордо­сти; а гордым и Бог не дает благодати, и люди не отверзают своего сердца.

Он не должен делать поспешно никаких перемен в вещах терпимых, хотя бы то казалось и к лучшему; особенно перемен в таких вещах, к которым прихожане почему либо особенно привязаны. Безвременных перемен обыкновенно не любят, и они большей частью вредны.

Он должен оградить себя благоразумной недоверчивостью к таким людям, которые хвалят и возвышают его перед другими. Без сей осторожности он лег­ко может впасть в ослепление самообольщения. А кто слеп для себя, тот и для других зрячим не будет.

С самого вступления в место назначения своего, или в дело особенного поручения, он должен поста­вить себя таким, каким ему должно быть всегда. Кто не таков сего дня, каков был вчера, к тому не окажут доверенности на завтрашний день.

Всякий такой Священник должен немедленно обратить глубокое внимание на свой причт, на своих прихожан Православных, на тех из них, от которых более или менее зависят прочие, и наконец на заблуждающих.

Касательно своего причта ему надобно примечать, ревностен ли он к исполнению своих обязанностей, или равнодушен и даже небрежен, не предан ли кто из оного каким либо страстям, какими кто наипаче водится побуждениями, кто по чему-нибудь больше прочих пользуется вниманием и доверием прихожан, и наконец не потворствует ли кто заблуждающим. По таковым наблюдениям он должен иметь над своим причтом внимательный, но всегда дружелюбный надзор, и смотря по надобности, делать каждому благонамеренные напоминания.

Приступая к данному поручению обращать заблуждающих он должен в приличное время и в приличном месте, собрав весь свой причт, и объявив ему о своем назначении, просить его с кротким и дружественным убеждением, чтобы всем им с сего времени наипаче жить в мире, согласии, взаимной доверенности и любви; чтобы людей, которые вздумали бы по каким-либо причинам разрушить их мир и согласие, остерегаться, и друг друга от сего предохранять, чтобы исполнять все свои должностные занятия тщательно и неупустительно, без соблазнительной невнимательности и торопливости; чтобы при совершении Церковных треб остерегаться и малейшего вида корыстолюбия и стеснения прихожан, но совершать оные всегда неуко­снительно, и довольствоваться свободным, хотя и малым даянием; наконец, чтобы причт его, где и когда только может, помогал ему в его деле для Господа, своими советами, предостережениями, расположением к себе прихожан и наипаче своими молитвами.

Соответственно с сим, он должен быть всегда примером согласия, откровенности, доверенности и любви в причте; и в особенности сотруднику Священ­нику, буде такового иметь, всегда оказывать уважение и уступчивость во всем невредном и непротивозаконном, не возноситься перед ним своим назначением или своими трудами, в случае надобности братски про­сить у него совета, и со своей стороны всегда быть готовым с усердием помочь ему или заменить его собой в каком либо деле, по его желанию и надо­бности; с диаконом и причетниками должен обращаться ласково от души, никогда не встречать их суровым, а особливо презрительным взором, ни грубым словом; не делать ненужных приказаний; не только не притеснять их в том, что им по праву принадлежит, но даже в нужде ходатайствовать за них у своего Начальства; в случае же их погрешно­стей вразумлять и исправлять их рассудительно и кротко.

Если-бы он заметил и верно дознал, что кто нибудь из его причта начал питать к нему вражде­бные чувства, а особенно вредить ему в деле его; то он должен, объяснившись с тем на едине откро­венно и кротко, просить его, чтобы он переменил свое поведение. Если сие объяснение не поможет, то должно еще объясниться с ним при одном или двух благонамереннейших из причта. Но если не помо­жет и сие, то донести о том Начальству, и просить его помощи.

Касательно Православных прихожан ему до­лжно стараться приобрести сведения, довольно ли они сведущи в Православной вере, или нет; кто более сведущ и кто менее; крепки ли они в Православии, или слабы; кто крепче и ревностнее прочих, и кто слабее, или даже равнодушнее и склонен к мнениям заблуждающих; каким наипаче они подвержены предубеждениям, и кто из них более пользуется уважением у заблуждающих. Сии сведения он может и должен употребить в пользу своего служения, при­меняя к оным свое действование.

Усмотрев между прихожанами преимущественно перед прочими образованных и сведущих, рассудительных и крепких в Вере, более уважаемых и ревностных, он должен с таковыми преимуществен­но входить в знакомство, а с надежнейшими из них в знакомство ближайшее. Узнав же из короткого обращения с ними степень их познаний и крепости в Вере, он должен в дружеских разговорах с ними восполнять в них то, чего они не имеют      и что им, частью по их состоянию, и частью по состоянию прихода, особенно нужно. Наипаче же обращать их внимание на существенное в Вере: спрашивать, какие они слышат возражения заблуждающих, и их разрешать; советовать, чтобы они не оставляли своих сведений без пользы для малосведущих или заблуждающих братий их; но с кротостью и любовью вразумляли и наста­вляли их при благоприятных случаях, каковые в соседстве и знакомстве легко открываются. Таким образом Священник будет не только предохранять своих прихожан от вредных внушений, но и не­приметно образовать себе из них помощников для своего действования на заблуждающих.

Прихожанам малосведущим, а особливо склонным к заблуждению, терпеливо стараться излагать, и наипаче в Церкви, необходимые истины Веры, и преимущественно те, которые должны служить правилами их жизни, причем употреблять язык всевозможно <…>мительный и определенный, доказательства твердые и для них понятные, непрерывно обращая их внимание на то, что истинное благочестие, а следовательно и спасение, состоит не в знании только Веры, но в жизни по Вере, или, что нужно знать Веру не для того, чтобы только знать ее, но для того, чтоб жить по ней.

Вообще всех прихожан увещевать, чтобы они, держась крепко своей Веры, как закона их спасения, обращались с заблуждающими не презрительно и не враждебно, а кротко и миролюбиво, потому что и они люди, а Господь наш заповедал нам любить всех людей, и оказывать им помощь. Для большего расположения их к исполнению сей заповеди, должно пред­ставить им, что Сам Господь наш приветливо обра­щался не только с Самарянами, Ин. 4:6–42, но и с язычниками, Мф. 8:5–13; что и между заблуждающими есть люди доброй жизни, а между Православными есть люди и весьма дурно живущие; потому нам не должно гордиться перед ними, а быть смирен­ными, и заботиться о своем и их спасении; что заблуждающие держатся своего заблуждения, может быть, только потому, что они еще не имели случая узнать нашу Веру основательно, а узнав ее, вероятно, сделаются Православными, и своей ревностной жизнью по Вере, может быть, и превзойдут нас. Расположив таким образом своих прихожан к ласковому обращснию с заблуждающими, Священник сим самым потребит, или по крайней мере ослабит в забдуждающих отвращение от Православных, и тем удобнее откроет себе доступ к ним.

Касательно того светского лица в приходе, которое имеет власть над прочими прихожанами, Свя­щеннику наипаче должно знать, Православный ли он, и искренно ли благочестивый. Ежели он таков, то Священник должен с особенным тщанием держать себя в единодушии с ним, как наилучшим споспешествователем своим во многих делах должности. Впрочем во всяком случае Священник должен вести себя в отношении к нему вежливо и скромно, не вмешиваться в его дела, не судить об образе его жизни, и тем паче не осуждать его; но по духу смирения и братолюбия извинять его и защищать, располагать подчиненных его к повиновению ему, быть готовым оказывать ему всякую услугу, ежели она не противна должности; не просить у него такой помощи; какую ему неприлично было бы оказать; а ежели он откажет даже в весьма возможной и нужной помощи, принимать то без гнева и ропота, со свойственным Христианину терпенеим в надежде на помощь Божию; всевозможно предотвращать случаи к несогласию и раздору с ним, и особливо остерегаться от неискреннего обращения с ним и от упрямства в таком деле, которое можно исполнить невинно и безвредно. Само собой разумеется, что Священнику не прилично приобретать расположение к себе сильного лица ласкательством, или пожертвованием для него правами своего звания, которые он должен хранить как священные.

Осмотрясь довольно на месте, обратится он к тому, чтобы собрать от благомыслящих, рассудительных и скромных сослужителей или Православных прихожан верные сведения: кто в приходе его принадлежит к какой либо секте, давно ли они в заблуждении, и по собственному ли уклонению от Право­славной Церкви, или по происхождению от неправоверных родителей; в их семействах есть ли не при­надлежащие секте; сведущи ли сии не принадлежащие к секте в своей вере, или не сведущи, и тверды ли они в вере, или ненадежны и сомнительны так, что нельзя на них положиться. Сведения сии должно приобретать тихими и невинными средствами. Сделавшись беспокойным соглядатаем, Священник заградил бы себе путь, который уравнять хочет.

В состав сих сведений должны войти также следующие: что больше всего для тех Сектантов ка­жется противным и соблазнительным, хотя бы и не было таковым для рассуждающих здраво; кого они считают более сведущим в мнениях своего толка; кто более других укрепляет их в тех мнениях; кто более действует или содействует к распростра­нению их секты; кого они уважают или слушают между собою больше других и почему; каким они наипаче преданы страстям; обходительны ли они или нет, в сношении ли с Православными, и с кем именно, или нет; тверды ли сии Православные в Вере, или нет; привычны ли заблуждающие к рассуждению о Вере, или нет; понятливы, или нет. Сии сведения Священнику могут способствовать к тому, чтобы определить как меры осторожности в действовании, так и род и образ наставления.

Наипаче же Священнику должно стараться приобрести всевозможно верные сведения о главных мнениях секты, с которой он должен иметь дело, и об основаниях, на которых она утверждает свои мнения, дабы по сим сведениям о заблуждениях за­благовременно почерпнуть из слова Божия и учения Св. Отец то, что служит основательным опровержением заблуждения и мнимых его оснований, или доказательством и защищением истинного учения. Если Священник может получить письменное изложение учения сек­ты, сделанное кем либо из ее членов, или употре­бляемое между ними: тем лучше. Но если сего не случится, и если секта мало известна, то Священник, по собрании сведений, должен сам сделать письменное изложение мнений ее, для своего соображения, а также представить оное для соображения и Епархиальному Преосвященному Архиерею.


Источник: Наставление священнику относительно заблуждающих от истины веры [Текст]. - Санктпетербург : в типографии святейшаго Синода, 1835. - 46 с.

Комментарии для сайта Cackle