Часть четвертая

Правила для священника при безуспешности его трудов

50. Что делать Священнику, если он наконец решительно усматривает, что все старания его остаются тщетными, и заблуждающие решительно ожесточаются в своем заблуждении? Случается, что таковых людей ненавидят, презирают, ругают и мстят им. Тако­вое поведение было бы совершенно неприлично, особен­но Священнику; потому что оно обнаруживало бы в нем дух прямо противный духу любви Христианской. Притом ненавидимые и презираемые почти обыкновенно платят такой же, или еще большей злобой и ругатель­ствами, а сверх того и клеветами. Считая же себя правыми, стараются оправдывать себя наипаче в собраниях простого народа, к чему они более имеют удобных случаев, нежели Священник; вопят на него со всем жаром оскорбленной гордости; защищают свои мнения, опровергают его истину; называют себя неправедно гонимыми, присвояют себе имя мучеников, и, ежели видят, что между людьми, с кото­рыми они говорят, нет таких, которые могли бы основательно опровергнуть их и вступиться за Священ­ника, то утверждают и то, будто они оспорили Свя­щенника, обличили его в заблуждении и довели до того, что ему нечего было сказать. Таким образом ежели не убеждение, то некоторое участие в сих людях, особливо ежели они по жизни не худы, приво­дит многих к такой мысли, что может быть они не заблуждают, а правы. Чтобы поколебавшиеся таким образом, совсем пристали к заблуждающим, для сего не нужно ничего больше, как мнимо искреннее и мнимо религиозное объяснение. Вот самый обыкновен­ный путь распространения ересей и расколов.

51. Посему Священнику, когда он усмотрит, что труды его остались тщетными, немедленно должно обра­щать внимание на то, стараются ли оставшиеся непре­клонными заблуждающие распространять свои заблужде­ния, или не стараются и держат их только для себя.

52. Ежели заблуждающие не стараются распространять свои мнения; то Священник, терпя их с Христианской кротостью, должен показать им свое сожаление, что истина не сделала на них должного действия, и свою уверенность, что причина сего не заключает­ся в слабости истины; за сим советовать им основательно и беспристрастно размышлять о всем сказанном им, и читать хорошие книги, наконец остерегать их от совращения других к своим мнениям пред­ставляя им, что как их оставляют в покое, так и они должны оставить других при своем убеждении, и что ежели они будут распространять свои мнения, то, как совратители, подвергнутся ответственности перед Законом Государственным. После сего Священник должен не унывая прибегать к Богу с молитвой, да отверзет ему дверь слова, и тщательно изыскивать новые способы, чтобы привлечь внимание заблуждаю­щих, и спасительно воздействовать на них.

53.Что касается до тех, которые стараются рас­пространять свои мнения и приобретать последователей себе; то Священнику должно зараженных заблуждением вразумлять домашним наставлением, а в Церкви подкреплять оспариваемые истины основательными доказа­тельствами, не упоминая прямо о возражениях совратите­лей, но часто предлагая то, что служит к опровержению оных. Ясное означение заблуждения в общественной про­поведе полезно только тогда, когда заблуждение сделалось уже всем известно, и можно опасаться, что благомыслящие из Православных сделались бы не довольны молчанием Священника; или когда Священник, по доверию, которым пользуется в приходе, надеется, что оглашение заблуждения не сделает вреда, а опровержение оного произведет желанное последствие.

54. Впрочем, ежели заблуждающие усиливаются распространять свои мнения, совращать других, и тем оскорблять совесть честных людей, а особливо расстраивать общий покой и порядок; то Священнику должно донести о них своему высшему Начальству, для их обуздания, впрочем с соблюдением точной справед­ливости и скромности, продолжая и в сем случае вести себя в отношении к ним не враждебно, а доброжелательно.


Источник: Наставление священнику относительно заблуждающих от истины веры [Текст]. - Санктпетербург : в типографии святейшаго Синода, 1835. - 46 с.

Комментарии для сайта Cackle