Часть пятая

Нечто для совести священника, желающего собрать заблуждающих при содействии начальства для открытого наставления

55. Ежели ты, избирая долго приличное время и приличное место для наставления заблуждающих, наконец, по каким либо неблагоприятным обстоятельствам, решительно усматриваешь невозможность гово­рить с ними, не собрав их для слушания твоего учения посредством Гражданского Начальства, и если ты от своего Начальства получил полномочие на употребление сей меры; то прежде нежели решишься на употребление оной, пересмотри в своей совести следующее: 1) между людьми, которых ты хочешь собрать для выслушания твоего учения и увещания, могут быть люди смыслящие, которые будут употреблять все способы, чтобы уничтожить действие твоего учения на сердце их единомысленников; – люди, держащиеся заблуждения не по уверенности, так как бы оно было не заблуждение, но по видам корысти или властолюбия, которые по господ­ствующей их страсти, не захотят слушать и прини­мать твоего учения; – люди необразованные, которые держатся заблуждения только по привычке и из уваже­ния к другим, и в которых следственно нельзя предполагать ни довольно охоты слушать тебя, ни доволь­но способности понимать, ни довольно беспристрастия принимать даже то, что ты докажешь. Не скрой от себя сих препятствий, и происходящего от них опасения, что труд твой может остаться без желаемого успеха. Но 2) дело, которое тебе предлежит, отнюдь не должно быть оставлено; потому что с ним сопря­жена твоя верность своему долгу и Церкви. Посему 3) особенно в сем случае тебе должно заблаговременно укрепить себя всевозможным терпением, и неизменяе­мой решимостью, удаляться при беседе с заблуждающими от всякой досады и горячности, от всякого гнева, от всяких насмешек и от всякой угрозы, чтобы не ожесточить их, и не заградить пути к их сердцу не только себе, но и другим; 4) Особенно в сем случае тебе должно заблаговременно зрело приготовиться к начатию дела, к самому делу и к доб­рому окончанию своего дела; чтобы тебе не показать­ся неосновательным, и чтобы вместе с тобой не под­верглось пренебрежению само дело, тобою защищае­мое. И так 5) войди искренно в свое самосознание, сравни свои силы, дарования и познания с твоим предприятием; и если усмотришь, что твоя ревность и доб­рая надежда изнемогают против силы сомнения о желаемом успехе; то иди к своему Начальству и изъ­яснись перед ним откровенно; поскольку оно знает, что ученые, которые смело берутся за разрешение всех вопросов, не имеют истинных сведений; и врачи, которые берутся лечить все болезни, не имеют истинного дара лечить; и потому оно выслушает тебя бла­годушно и без упреков, и либо подкрепит тебя сво­ими наставлениями и советами, либо изберет могуща иного.

Приготовление к наставлению

56. Ежели ты решился делать наставление при пособии власти, то 1) основательно узнай, от самих ли заблуждающих, или, поскольку они большей частью таятся, от их знакомых, из их надежд и проч. существенные причины упорства их в заблуждении: учение ли какое в Православной Церкви соблазняет их, или обряды какие; или не смешивают ли они постороннего в Вере с существенным; или ими управляют какие либо чувственные виды, как-то: некоторый род независимости, пособие и покровительство других заблуждающих и проч. По сим причинам наперед уже составь себе план наставления: потому что в сем случае тебе уже известно, от чего про­исходит заблуждение или недоразумение, и что, и как, на­добно опровергать или исправлять. 2) Дабы тебе уничто­жить, или по крайней мере ослабить их ненависть к тебе, немедленно и со всей откровенностью объяви заблуждающим, что пособие власти употреблено не для того, чтобы беспокоить их и сделать им досаду; но для того, что дело крайне важно для спасения собственной их души; что сия мера есть мера любви матери Церкви, которая, когда обыкновенные меры ее остаются бессильны, решается и на самые крайние меры, дабы спасти детей своих от опасности; что посему им должно, обратить все свое беспристрастное внимание на свое состояние, и на то, что предлагается им, дабы в последствии дать в том верный отчет вечному Судии – Богу, что ни Правительство, ни тем паче Церковь не желают обратить их насильно; но что и Церковь имеет обязанность представить основания своей Веры безпристрастному рассмотрению всякого чело­века, и всякий благоразумный человек обязан сколько с одной стороны дать ответ всякому об основаниях своей веры, 1Петр. 3:15, столько же выслушать и зрело рассмотреть основания Веры им оставлен­ной, особливо же такой оставленной им Веры, кото­рая издавна была Верою отцев его, и которая, как показывает верная История, происходит прямо от самого Иисуса Христа, Основателя ее, и от святых Его Апостолов, распространителей ее; что настоящим случаем доставляется им особенное удобство, испытать основания своей веры, и узнать касательно сущности и оснований отвергнутой ими Веры нечто такое, чего они может не слыхали с детства; но что им должно войти в искреннее и беспристрастное рассмотрение; потому что от сего их рассмотрения зависит не приобретение временного благополучия, или выгоды, но приобретение чистой, спокойной совести и вечного блаженства. Сие представление, ежели ты сделаешь оное в духе живой Веры и безпритворного доброжелательства и с уверенностью в истине тобой возвещаемой, без сомнения расположит заблуждающих слушать тебя, – и ежели не произведет наконец желанного успеха, то по крайней мере, доставит ту выгоду, что они увидят учение Православной Церкви с лучшей стороны, нежели как им представляют их лжеучителя.

Образ действования в самом преподавании наставления

О самом наставлении заметь следующее: 1) по­елику заблуждающие, которых ты решился созвать для выслушания твоего наставления, заблуждают большей частью по набожному невежеству; и поскольку между ними без сомнения должно быть много весьма несведущих в Вере вообще: то конечно хорошо было бы преподать им полное обстоятельное учение Веры. Но поскольку это за краткостью времени тебе невозможно; то огра­ничься раскрытием для них православного учения отличительного от их учения; и сие учение преподай со всевозможной верностью. 2) При сем строго держись истины, как в самом учении, так и в доказательствах, дабы нигде не допустить никакого ложного умствования. 3) При наставлении Молокан и Духоборцев тщательно отделяй существенное учение от всего несущественного, от всех злоупотреблений и суеверий, где либо в Православном народе против намерения Цер­кви примешивающихся, дабы убеждать только представлением чистой истины и представлением нужды в том или другом учении. 4) существенным в твоем наставлении считай то, чтобы предлагать не только учение Православной Церкви, но и ясно выставлять мнение заблуждаюших и опровергать их. 5) Но при сем деле иди всевозможно не спешно, шаг за шагом, не опускай никакого среднего предложения, и не оста­вляй ни одного предмета до тех пор, пока уверишься, что наставляемые поняли твои представления надлежащим образом. Для сего требуй, чтоб они выска­зали тебе свои сомнения и недоумения, выставляй извест­ные самому тебе обыкновенные их возражения и опровер­гай их основательно. При окончании наставления вновь убеждай их размыслить о всем им сказанном, и обна­ружить сомнения, какие им еще представляются. 6) Ежели наставление должно продолжиться в другой, третий и т. д. раз, то при начатии всякого дальнейшего наста­вления, повтори им прежде сказанное кратко, но дос­таточно, дабы они не потеряли из виду хода всего учения. 7) Язык употребляй всевозможно внятный им, подобия бери от таких вещей, которые им известны; берегись, школьной терминологии и понятий слишком отвлеченных. 8) Плодом твоего наставления часто может быть то, что заблуждающие будут соглашаться на твое верхнее предложение, – допускать среднее, а когда дойдет дело до заключения, говорить: «нет!» При сем единственная полезная для тебя мера есть терпение: начинай спокойно свое дело снова, пройди весь ряд твоих мыслей до заключения, и старайся показать, как оно необходимо, когда приняты высшие предложения.

Окончание наставления

Когда наставление окончится, то 1) напомни сердцу заблуждаюших, чтобы они еще раз основательно подумали о своем положении и о важности предлагае­мых им истин. Духоборцам и Молоканам должно напомнить следующее: “всякий правоверный и всякий заблуждающий Христианин думает спастися Верою во Иисуса Христа и соответственно с Верою жизнью; но не все равно: верим мы чему нибудь или всему; стара­емся ли исполнять все, или только нечто: потому что Иисус Христос заповедал Своим Апостолам учить, чтобы верующие в Него исполняли все, что Он заповедал им, Мф.28:19. Вы, правда думаете, что в вашем учении содержится все существенное учение Хри­стово; но что если заблуждаете? Ваши предки говори­ли, что Бог не взыщет с нас, ежели мы в чем нибудь и заблуждаем; но вам теперь открыта вся воля Божия, и чтобы судить, основательна ли была бы эта ваша надежда, прочитайте, что сказал Иисус Христос об Иудеях: аще не бых пришел, и глаголал им, греха не быша имели, ныне же вины не имут о гресе своем, Ин.15:22. Вы всю уверенность спасения осно­вываете на внутренней уверенности собственной сове­сти; а мы основываем ее на чувствовании нашего раскаяния, на решимости верно жить по заповедям Госпо­да, на старании действительно жить по Его заповедям, и на том, что Священник отпущает нам грехи именем Господа. Потому что как Иисус Христос ска­зал Своим ученикам: елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех, Мф. 18:18; то мы, принимая по слову Божию Епископов и Священников преемниками Апостолов, верим словам Господа, и получив отпущение грехов от Священника или Епис­копа, не сомневаемся в спасении: потому что все обе­тования Господа, как сказано, суть ей, и суть аминь. 2Кор. 1:20. – Что ежели в тяжкой болезни, и особен­но при смерти не окажется в вас вашего убеждения? Что ежели окажется тогда сомнение, или даже отчаяние? – Мы верим, что Православную Церковь Бог хранит от заблуждения; потому что Он сказал: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, Мф. 28:20. Напротив, вы держитесь наставников, которые никем не свидетельствованы: не могут ли они обманываться, и обманывать вас? Лжепророки, по свидетельству Писания, должны быть во все времена: и что ежели ваши учителя из числа их? 2) Ежели заблуждающие останутся непре­клонными в cвоем заблуждении; то увещавай их, чтоб они не ненавидели Православную Церковь; чтоб они помнили, что предки их родились в ней; что может быть некоторые родственники их и теперь еще в ней находятся, и что они подвергли бы их скорби и неприятности своей ненавистью. Увещевай их, чтобы они помнили Иисуса Христа, Который требует любви к ближним от всех учеников Своих. 3) За сим объяви им узаконение, воспрещающее совращать Православных людей в заблуждение, и увещевай, чтобы они, если, к сожалению, и останутся при своих мнениях, не совращали никого и не делали у себя собраний явных и могущих подать другим повод к соблазну; потому что иначе их будут су­дить, как совратителей. Наконец 4) удостоверь их, что ты не имеешь ни малой неприязни к ним, но что и впредь всегда с любовью готов к услугам их, так что они, ежели будут беспокоить их какие-либо сомнения о Вере, или ежели окажется в них раскаяние в своем сопротивлении, всегда могут являться к тебе спокойно и с полной надеждой на принятие в мире и любви.

Как о всех своих действиях должен ты до­носить своему Начальству в назначенные от него сроки, или смотря по обстоятельствам; а в случае недоумения или затруднения испрашивать у него руководства и наставления: так наипаче о всем, происходящем в собраниях, при пособии Гражданского Начальства созванных для увещания заблуждающих, должен ты пред­ставлять Начальству точное и неукоснительное сведение.


Источник: Наставление священнику относительно заблуждающих от истины веры [Текст]. - Санктпетербург : в типографии святейшаго Синода, 1835. - 46 с.

Комментарии для сайта Cackle