Часть пятая
Нечто для совести священника, желающего собрать заблуждающих при содействии начальства для открытого наставления
55. Ежели ты, избирая долго приличное время и приличное место для наставления заблуждающих, наконец, по каким либо неблагоприятным обстоятельствам, решительно усматриваешь невозможность говорить с ними, не собрав их для слушания твоего учения посредством Гражданского Начальства, и если ты от своего Начальства получил полномочие на употребление сей меры; то прежде нежели решишься на употребление оной, пересмотри в своей совести следующее: 1) между людьми, которых ты хочешь собрать для выслушания твоего учения и увещания, могут быть люди смыслящие, которые будут употреблять все способы, чтобы уничтожить действие твоего учения на сердце их единомысленников; – люди, держащиеся заблуждения не по уверенности, так как бы оно было не заблуждение, но по видам корысти или властолюбия, которые по господствующей их страсти, не захотят слушать и принимать твоего учения; – люди необразованные, которые держатся заблуждения только по привычке и из уважения к другим, и в которых следственно нельзя предполагать ни довольно охоты слушать тебя, ни довольно способности понимать, ни довольно беспристрастия принимать даже то, что ты докажешь. Не скрой от себя сих препятствий, и происходящего от них опасения, что труд твой может остаться без желаемого успеха. Но 2) дело, которое тебе предлежит, отнюдь не должно быть оставлено; потому что с ним сопряжена твоя верность своему долгу и Церкви. Посему 3) особенно в сем случае тебе должно заблаговременно укрепить себя всевозможным терпением, и неизменяемой решимостью, удаляться при беседе с заблуждающими от всякой досады и горячности, от всякого гнева, от всяких насмешек и от всякой угрозы, чтобы не ожесточить их, и не заградить пути к их сердцу не только себе, но и другим; 4) Особенно в сем случае тебе должно заблаговременно зрело приготовиться к начатию дела, к самому делу и к доброму окончанию своего дела; чтобы тебе не показаться неосновательным, и чтобы вместе с тобой не подверглось пренебрежению само дело, тобою защищаемое. И так 5) войди искренно в свое самосознание, сравни свои силы, дарования и познания с твоим предприятием; и если усмотришь, что твоя ревность и добрая надежда изнемогают против силы сомнения о желаемом успехе; то иди к своему Начальству и изъяснись перед ним откровенно; поскольку оно знает, что ученые, которые смело берутся за разрешение всех вопросов, не имеют истинных сведений; и врачи, которые берутся лечить все болезни, не имеют истинного дара лечить; и потому оно выслушает тебя благодушно и без упреков, и либо подкрепит тебя своими наставлениями и советами, либо изберет могуща иного.
Приготовление к наставлению
56. Ежели ты решился делать наставление при пособии власти, то 1) основательно узнай, от самих ли заблуждающих, или, поскольку они большей частью таятся, от их знакомых, из их надежд и проч. существенные причины упорства их в заблуждении: учение ли какое в Православной Церкви соблазняет их, или обряды какие; или не смешивают ли они постороннего в Вере с существенным; или ими управляют какие либо чувственные виды, как-то: некоторый род независимости, пособие и покровительство других заблуждающих и проч. По сим причинам наперед уже составь себе план наставления: потому что в сем случае тебе уже известно, от чего происходит заблуждение или недоразумение, и что, и как, надобно опровергать или исправлять. 2) Дабы тебе уничтожить, или по крайней мере ослабить их ненависть к тебе, немедленно и со всей откровенностью объяви заблуждающим, что пособие власти употреблено не для того, чтобы беспокоить их и сделать им досаду; но для того, что дело крайне важно для спасения собственной их души; что сия мера есть мера любви матери Церкви, которая, когда обыкновенные меры ее остаются бессильны, решается и на самые крайние меры, дабы спасти детей своих от опасности; что посему им должно, обратить все свое беспристрастное внимание на свое состояние, и на то, что предлагается им, дабы в последствии дать в том верный отчет вечному Судии – Богу, что ни Правительство, ни тем паче Церковь не желают обратить их насильно; но что и Церковь имеет обязанность представить основания своей Веры безпристрастному рассмотрению всякого человека, и всякий благоразумный человек обязан сколько с одной стороны дать ответ всякому об основаниях своей веры, 1Петр. 3:15, столько же выслушать и зрело рассмотреть основания Веры им оставленной, особливо же такой оставленной им Веры, которая издавна была Верою отцев его, и которая, как показывает верная История, происходит прямо от самого Иисуса Христа, Основателя ее, и от святых Его Апостолов, распространителей ее; что настоящим случаем доставляется им особенное удобство, испытать основания своей веры, и узнать касательно сущности и оснований отвергнутой ими Веры нечто такое, чего они может не слыхали с детства; но что им должно войти в искреннее и беспристрастное рассмотрение; потому что от сего их рассмотрения зависит не приобретение временного благополучия, или выгоды, но приобретение чистой, спокойной совести и вечного блаженства. Сие представление, ежели ты сделаешь оное в духе живой Веры и безпритворного доброжелательства и с уверенностью в истине тобой возвещаемой, без сомнения расположит заблуждающих слушать тебя, – и ежели не произведет наконец желанного успеха, то по крайней мере, доставит ту выгоду, что они увидят учение Православной Церкви с лучшей стороны, нежели как им представляют их лжеучителя.
Образ действования в самом преподавании наставления
О самом наставлении заметь следующее: 1) поелику заблуждающие, которых ты решился созвать для выслушания твоего наставления, заблуждают большей частью по набожному невежеству; и поскольку между ними без сомнения должно быть много весьма несведущих в Вере вообще: то конечно хорошо было бы преподать им полное обстоятельное учение Веры. Но поскольку это за краткостью времени тебе невозможно; то ограничься раскрытием для них православного учения отличительного от их учения; и сие учение преподай со всевозможной верностью. 2) При сем строго держись истины, как в самом учении, так и в доказательствах, дабы нигде не допустить никакого ложного умствования. 3) При наставлении Молокан и Духоборцев тщательно отделяй существенное учение от всего несущественного, от всех злоупотреблений и суеверий, где либо в Православном народе против намерения Церкви примешивающихся, дабы убеждать только представлением чистой истины и представлением нужды в том или другом учении. 4) существенным в твоем наставлении считай то, чтобы предлагать не только учение Православной Церкви, но и ясно выставлять мнение заблуждаюших и опровергать их. 5) Но при сем деле иди всевозможно не спешно, шаг за шагом, не опускай никакого среднего предложения, и не оставляй ни одного предмета до тех пор, пока уверишься, что наставляемые поняли твои представления надлежащим образом. Для сего требуй, чтоб они высказали тебе свои сомнения и недоумения, выставляй известные самому тебе обыкновенные их возражения и опровергай их основательно. При окончании наставления вновь убеждай их размыслить о всем им сказанном, и обнаружить сомнения, какие им еще представляются. 6) Ежели наставление должно продолжиться в другой, третий и т. д. раз, то при начатии всякого дальнейшего наставления, повтори им прежде сказанное кратко, но достаточно, дабы они не потеряли из виду хода всего учения. 7) Язык употребляй всевозможно внятный им, подобия бери от таких вещей, которые им известны; берегись, школьной терминологии и понятий слишком отвлеченных. 8) Плодом твоего наставления часто может быть то, что заблуждающие будут соглашаться на твое верхнее предложение, – допускать среднее, а когда дойдет дело до заключения, говорить: «нет!» При сем единственная полезная для тебя мера есть терпение: начинай спокойно свое дело снова, пройди весь ряд твоих мыслей до заключения, и старайся показать, как оно необходимо, когда приняты высшие предложения.
Окончание наставления
Когда наставление окончится, то 1) напомни сердцу заблуждаюших, чтобы они еще раз основательно подумали о своем положении и о важности предлагаемых им истин. Духоборцам и Молоканам должно напомнить следующее: “всякий правоверный и всякий заблуждающий Христианин думает спастися Верою во Иисуса Христа и соответственно с Верою жизнью; но не все равно: верим мы чему нибудь или всему; стараемся ли исполнять все, или только нечто: потому что Иисус Христос заповедал Своим Апостолам учить, чтобы верующие в Него исполняли все, что Он заповедал им, Мф.28:19. Вы, правда думаете, что в вашем учении содержится все существенное учение Христово; но что если заблуждаете? Ваши предки говорили, что Бог не взыщет с нас, ежели мы в чем нибудь и заблуждаем; но вам теперь открыта вся воля Божия, и чтобы судить, основательна ли была бы эта ваша надежда, прочитайте, что сказал Иисус Христос об Иудеях: аще не бых пришел, и глаголал им, греха не быша имели, ныне же вины не имут о гресе своем, Ин.15:22. Вы всю уверенность спасения основываете на внутренней уверенности собственной совести; а мы основываем ее на чувствовании нашего раскаяния, на решимости верно жить по заповедям Господа, на старании действительно жить по Его заповедям, и на том, что Священник отпущает нам грехи именем Господа. Потому что как Иисус Христос сказал Своим ученикам: елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех, Мф. 18:18; то мы, принимая по слову Божию Епископов и Священников преемниками Апостолов, верим словам Господа, и получив отпущение грехов от Священника или Епископа, не сомневаемся в спасении: потому что все обетования Господа, как сказано, суть ей, и суть аминь. 2Кор. 1:20. – Что ежели в тяжкой болезни, и особенно при смерти не окажется в вас вашего убеждения? Что ежели окажется тогда сомнение, или даже отчаяние? – Мы верим, что Православную Церковь Бог хранит от заблуждения; потому что Он сказал: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, Мф. 28:20. Напротив, вы держитесь наставников, которые никем не свидетельствованы: не могут ли они обманываться, и обманывать вас? Лжепророки, по свидетельству Писания, должны быть во все времена: и что ежели ваши учителя из числа их? 2) Ежели заблуждающие останутся непреклонными в cвоем заблуждении; то увещавай их, чтоб они не ненавидели Православную Церковь; чтоб они помнили, что предки их родились в ней; что может быть некоторые родственники их и теперь еще в ней находятся, и что они подвергли бы их скорби и неприятности своей ненавистью. Увещевай их, чтобы они помнили Иисуса Христа, Который требует любви к ближним от всех учеников Своих. 3) За сим объяви им узаконение, воспрещающее совращать Православных людей в заблуждение, и увещевай, чтобы они, если, к сожалению, и останутся при своих мнениях, не совращали никого и не делали у себя собраний явных и могущих подать другим повод к соблазну; потому что иначе их будут судить, как совратителей. Наконец 4) удостоверь их, что ты не имеешь ни малой неприязни к ним, но что и впредь всегда с любовью готов к услугам их, так что они, ежели будут беспокоить их какие-либо сомнения о Вере, или ежели окажется в них раскаяние в своем сопротивлении, всегда могут являться к тебе спокойно и с полной надеждой на принятие в мире и любви.
Как о всех своих действиях должен ты доносить своему Начальству в назначенные от него сроки, или смотря по обстоятельствам; а в случае недоумения или затруднения испрашивать у него руководства и наставления: так наипаче о всем, происходящем в собраниях, при пособии Гражданского Начальства созванных для увещания заблуждающих, должен ты представлять Начальству точное и неукоснительное сведение.