Азбука верыПравославная библиотекаБогословиеОб эгоизме и христианской любви к самому себе


архимандрит Григорий (Борисоглебский)
Об эгоизме и христианской любви к самому себе

Пробная лекция по кафедре нравственного богословия

Содержание

Эгоизм, как принцип современной жизни Эгоизм, как верховный этический мотив в философии (Спенсер, Шопенгауэр и даже Кант) Обвинение христианства въ проповеди эгоизма Путь, каким Нравственное Богословие может опровергнут это обвинение Определение эгоизма Любовь, как противоположность эгоизму Так называемая любовь к самому себе Сущность спасения – в любви Разрешение возникающих вопросов  

 

Кажется, нет недоумений, более странных, обидных для науки и вредныхъ для общественнаго сознания, как те, которыя возникают из за смешения понятий, по недоразумению. К числу подобныхъ недоразумений в этике относится смешение понятий: эгоизмъ вообще и христианская любовь к самому себе.

Эгоизм, как принцип современной жизни

1. Говорят, что этика напрасно пытается выставить какие либо иные мотивы и законы нравственной деятельности, кроме мотивов эгоизма, а следовательно она лишена права на существование в виде самостоятельнаго начала и должна слиться с социологией.

Правда въ настоящее время, кажется, нет слова, более гнуснаго для человеческаго слуха, как эгоизм. Сами эгоисты, настоящие утилитаристы-себялюбцы и те теперь боятся хвастать своимъ мировоззрением и, когда нужно, накидывают на себя пред обществом тогу альтруизма. А между тем некоторые проповедают теперь, какъ самую обыкновенную вещь, что мир и живет и – главное – может жить только одним эгоизмом.

Я приведу довольно характерную исповедь одного современнаго писателя, который, въ поисках при свете своей совести за истиной, всматриваясь въ окружающий его мир, ничего не находит инаго, как только один эгоизм. (Разумеем Минскаго: При свете совести. СПБ. 1890). Человек создан так, что любить должен только себя, но эту любовь он может проявлять не иначе, как первенствуя над ближним своим, таким-же, как он сам, самолюбцем, жаждущим первенства. Слово самолюбие – плеоназмъ1, ибо только себя и можно любить. Все что мы ни любим, все любим единственно ради того, чтобы извлечь из этого себе пользу. Любить можно собственно только одно бытие, или вернее, чувство бытия, сознание жизни, благодатной мистически-отрадной жизни, равно как ненавидеть можно лишь небытие. Все, что есть в мире самаго неэгоистическаго, веселаго и чарующаго: сияние солнца, материнския ласки, детский смех, ароматъ цветов, все это веселит и чарует лишь потому, что претворяется во мне в сознание моего собственнаго бытия. И – наоборот. Люди постоянно приходят между собою в столкновение, делятся радостью и горем, но при всем этом душа каждаго остается герметически замкнутой сама в себе. Къ людям, дающим пищу нашему самолюбию, мы чувствуем признательность, а к врагамъ нашей гордости – злобу. Мы любим людей так-же, как гастроном любит вкусныя блюда. При всеобщем и постоянном стремлении каждаго человека къ первенству и главенству иногда эти частныя стремления принимают ужасно до трагизма комичныя формы. Если чужая слава возбуждает нашу зависть, то мы сперва, насколько возможно, подкапываемся под нее, черним ее. Но когда замечаем безплодность своих усилий, мы начинаем тогда изступленно превозносить того, кому завидуем, неумеренно ему покланяться, вызываемъ нарочно на споры и торжествуем, если нам удастся к чужой славе привить свое ничтожество, ибо страстное поклонение наше какому-либо величию уже есть само в себе событие, выдвигающее нас вперед, на всеобщее внимание. Критик, порицая автора, как то всегда ухитрится при этом похвалить себя и приотворить пред читателем анфиладу своих собственных достоинств. Преступник делает себе пьедестал из эшафота. Злодей хвастается своими жестокостями. Горе самое сильное утешительно тем, что оно дает право на внимание. С каким сладострастием стонет больной, если по близости находится любящий его человек. Больному сладко сознавать, что наконец то он имеет право наполнять всю квартиру своими воплями. Некоторые положительно упиваются мыслью о своей будущей смерти, воображают себя в гробу, который составит тогда предмет общаго внимания ближних, над которым будут проливать слезы сожаления и скорби, представляют, как в траурной рамке публикации появится имя умершаго, как многие удивятся и т. п. Счастливый кичится своим счастием, несчастный – своим горем, герой – своею известностью, заурядный человек – своею заурядностию. „Я – человек самый обыкновенный“ – говорят о себе подобные люди, и при этом делают такую самодовольно-хитрую улыбку, как будто быть обыкновенным и есть самое необыкновенное въ мире. Итак, самолюбие – было, есть и будет не пороком, не болезнию души, но ея верховным, сокровеннейшим началом, неизменным законом, управляющим всеми ея движениями от рождения до кончины (стр. 1 – 30) Это вывод – из наблюдения наличной действительности.

Эгоизм, как верховный этический мотив в философии (Спенсер, Шопенгауэр и даже Кант)

2. Это наблюдение и этот вывод не новость. Эгоизм издавна пыталась поставить во главе этических мотивов философия. Нечего, разумеется, говорить об эвдемонистахъ2. Утилитарист Спенсер, сливая эгоизм во едино с альтруизмом, утверждает, что первый всетаки и в жизни и в теории первенствует над вторым. Этотъ всемирный принцип, по его мнению, созидает счастие. Общее счастие приобретается тогда, когда каждый отдельный индивидуумъ наиболее лучшим образом приспособлен к выполнению всех своихъ обязанностей. Сравните человека здороваго с болезненным. Здоровый всегда бодр, весел, постоянно полон энергии и готов к своему делу; он работает с охотой, скоро; на будущее смотрит с надеждой и съ верой в своей успех. Не то болезненный человек. Онъ уныл, неэнергичен; он мало надеется, меньше верит в себя; онъ тяготится собой. Первый, разумеется, сделает несравненно более вкладов в сокровищницу общаго счастия, чем второй. – Шопенгауэр, напр., выставляет основным этическим мотивом сострадание. Повидимому, этот мотив должен быть совершенно чужд какого бы то ни было эгоизма, ибо Шопенгауэр не признает никакой ценности за личной жизнью человека. Но и в этом мотиве звучит эгоизм. Если мы сострадаемъ чужому несчастию с тем, чтобы уменьшить свои страдания при созерцании своих собственных несчастий, то, значит, мы преследуем свою пользу и свое собственное благо. – Сам даже Кант, поставляющий основным мотивомъ нравственности абсолютный и чисто формальный принцип категорическаго императива долга, который является прямо отрицанием всякой мысли о личномъ благе, однако безсознательно выставил в своей этике награду въ трансцендентном мире в виде высшаго блага, как счастие, которое всегда непременно совпадает с добродетелью. – Итак, и философия в различных ея направлениях, и та идет будто за самолюбивою жизнью и провозглашает эгоизм верховным этическим мотивом, уничтожая такимъ образом самую этику.

Обвинение христианства въ проповеди эгоизма

Обыкновенно привыкли мыслить эгоизм, как полярную противоположность христианству. Самая характеристическая особенность христианства, по которой отличаются христиане от не-христиан – любовь друг к другу. Если эгоизм господствует въ плотской жизни мира сего, если он в философии, то его, несомненно, нет в христианстве. – Но оказывается, что обвиняют въ эгоизме даже и христианство. И Кант, и Фейербах, и Шопенгауэр, и Толстой обвиняют христианство в том-же эгоизме. „Вера, говоритъ Фейербах, развивает в человеке чувство честолюбия и эгоизма; верующий считает себя отличным от других людей, превознесенным надъ обыкновенными смертными, владеющим особыми правами; верующие вообще аристократы, а неверующие плебеи“. Обвиняют христианство въ эгоизме потому главным образом, что оно предписывает своимъ последователям любовь к самим себе: Возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе (Мф. XXII, 39), заповедует заботу о личном спасении. Христианская жизнь, говорят, есть созидание своего спасения; быть христианином – значит спасаться. А всякая забота о своем собственномъ благе есть уже эгоизм. И при том, продолжают, христианский эгоизм – необыкновенно последовательный. Он не ограничивается только одною земною жизнью, по ценою здешних страданий покупает блага загробныя. Обещание в христианстве будущих вечных наградъ праведникам и наказаний грешникам, раз оно дастся в Новомъ Завете, само в себе есть мотив отнюдь не высоконравственный, а прямо эгоистический. Если бы христианская мораль предписывала христианам самоотверженную любовь к ближним и в то же время обещала, что будущее блаженство будет обратно пропорционально этой любви, а мучения – прямо пропорциональны, тогда, говорят, можно бы было признать христианство чуждым всякаго эгоизма.

Отсюда возникает недоразумение странное, на первый взгляд очень темное и запутанное, повидимому, даже опасное. Возникает этическая антиномия, которая ставит вопрос о нравственности самой христианской нравственности. С одной стороны всякому хорошо известно, что именем нравственнаго можетъ быть названо только то, что чуждо каких бы то ни было эгоистических мотивов; где эгоизм – там нет истинно нравственнаго. А с другой стороны, нет нигде ни в жизни, ни в философии, ни даже въ христианстве – чистой не эгоистической морали.

Путь, каким Нравственное Богословие может опровергнут это обвинение

Каким же путем может придти Нравственное Богословие к разрешению этой антиномии? Ему нет нужды возражать против того, что современная жизнь человеческая такова, что при ея наблюдении нельзя в ней заметить биения никакого иного пульса, кроме эгоистическаго. Эту истину проверит будущий историк наших нравов. Ему далее нетъ нужды бороться с философией и доказывать, что подлежащая ея наблюдению падшая природа невозрожденнаго человека может победить эгоизм. Нравственное Богословие может разрешить эту антиномию проще, а именно: чрез выяснение, во первых того: что такое эгоизм, в чем его сущность?; во вторых: что такое, упоминаемая в христ. богословии, любовь к самому себе, и чем она отличается от эгоизма?; в третьих, оно должно уяснить: какое значение в нравственно-христианской жизни имеет мысль о будущихъ наградах и наказаниях?

Определение эгоизма

Что такое эгоизм, как мотив или принцип этической деятельности? В чем его сущность и отличие от инаго настроения, т. е. искренней любви к ближнему? Повидимому, решение этих вопросов очень просто, ибо оно почти целиком подсказывается самым словом. Однако на деле не так. – Понимание эгоизма Спенсером отнюдь не может быть названо правильным. По его толкованию этого слова, выходит, что если мы спим, пьем, едимъ и под., то мы, следовательно, эгоисты. Тогда придется все сознательные моменты и акты нашей жизни, которые сознаются нашим я, как собственные, назвать эгоистическими. Такое толкование, разумеется, не может иметь себе приложения в области нравственной. – Другие видят центр тяжести эгоистическаго поведения в том, что эгоист живетъ всецело только сам собою, что ему до других нет совершенно никакого дела3. В этом определении много правды; но не вся она в нем. Вообразите филантропа-благотворителя, который только тем и занимается, что оказывает помощь несчастным беднякам, на что тратит все свои доходы, все время. Но пусть он делаеть это – не будем брать уж самыхъ низких мотивов честолюбия, тщеславия, славолюбия и подобных, – но пусть онъ делает это потому главнейше, что в этом сложномъ деле находит для себя просто интересное дело, без котораго, если он его оставит, он заскучает: ему станет жаль, что вот он уже не может ходить и разъискивать бедняков, справляться о степени ихъ бедности, назначать пособия и под. Такой филантроп уже – не свободенъ от обвинения в эгоизме. Значит, определять эгоизмъ внешним образом нельзя. – Иные хотят определить эгоизм, какъ такое поведение, которое направлено на приобретение благ для своей низшей человеческой природы, природы животной или плотской, противополагая ему христианскую любовь к самому себе. как такую, которая направлена исключительно на природу духовную, высшую, не плотскую4. Но злое начало может проникать и в самыя высокия чувствования и дела наши: даже дела высокаго самоотвержения иногда проникнуты не духом любви, а тонкой духовной гордости и потому тоже должны быть обвинены в эгоистическомъ направлении и являться возражениями против определения эгоизма, сейчасъ приведеннаго.

Отличительный признак эгоизма надо искать в нравственной психологии самого эгоизма, как настроения. Эгоист тот, кто держит в мыслях свое личное духовное или материальное благосостояние и услаждается им, кто нежно оберегает его и всячески ищет случая увеличить его; эгоиста мысль о себе не покинет никогда: въ нем всегда присущ элемент сухости, элемент борьбы. Этот эгоизм можетъ уживаться с самою широкою деятельностию на пользу других; он можетъ быть очень тонким. Эгоист может совершать самое самоотверженное дело, однако мысль о себе, о своей добродетельности его не покинет и тогда Он любуется своим благополучием, мечтает об увеличении его. Онъ совершит много добрых дел, но придя домой, самодовольно подведетъ итоги и мысленно похвалит себя точь в точь, как купец, возвращающийся после выгодной торговой операции. Это вот тот фарисей, который говорил: „Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза въ неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю“ (Лк. XVIII, 11, 12). Эгоист никогда не забудет себя; любезно обходясь с друзьями и даже милуя врагов, он не перестанет напоминать ласковую кошку, которая в одну секунду превращается в маленькаго, но яростнаго тигра, лишь почует ущербъ своему благополучию.

Любовь, как противоположность эгоизму

Эгоизму противоположна любовь, т. е. любовь к ближнему. Как противоположность эгоизму любовь к ближнему должна существенно отличаться от него самоотверженностию любящаго, самозабвением, выражающимся не столько въ делах самоотвержения, сколько в потере всякаго самочувствия своего благополучия, в совершенном невнимании и холодности к собственному наслаждению и счастью или наоборот – страданиям. Высшим наслаждением для него должно быть не ощущение мира и сознания исполненнаго долга, но мир и чистота своих ближних. Сам он не живет, но живет другими, как говоритъ Апостол любви: „для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине“. В жизни естественной к такой любви приближаются матери. Христианство требует питать ее ко всем.

Так называемая любовь к самому себе

Как рабъ Христов, христианин должен полагать некоторую заботу о поддержании своей жизни и своего тела для служения Богу и ближним. Но делать из этой заботы о своей жизни привязанность, любовь к ней – христианство воскрешает. Человек, любящий в этом смысле, свою душу, погубит ее. – Не любите мира, ни яже в мире… яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть (I Иоан. II, 15, 16). – Аще воскреснут со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос, одесную Бога седя. – Горняя мудрствуйте, а не земная. (Кол. III, 1–2). Св. Василий Великий в своей известной беседе к юношам прекрасно говорит о том, что на земное благополучие должно смотреть лишь как на средство. „Мы не почитаем и не называем благом того, что доставляет нам совершенство въ этой только жизни, но простираем надежды далее, и все делаем для приуготовления себе другой жизни. Поэтому, что к оной споспешествует нам, о том говорим, что должно любить сие и домогаемся сего всеми силами, а что не переходит в оную, то презирать, как ничего нестоющее“ (Том IV, стр. 345. Изд. 1846 г.). Св. Иоанн Златоуст, изъясняя заповедь Спасителя – возненавидеть душу свою и погубить ее для этой жизни, ясно дает видеть, что это возненавидение ея для этой жизни означает не ненависть к ней, а истинную и совершеннейшую любовь к ней. „Почему ты не хочешь возненавидеть души своей, спрашивает он? Потому ли, что любишь ее? Поэтому самому и возненавидь; и тогда всего более принесешь ей пользы, и докажешь, что ты любишь ее“ (Бес. на Мф. 35; т. 2, стр. 118). Не менее содержательны суждения Блаж. Августина въ „Христианской Науке“ о том „что мы должны любить и чемъ наслаждаться“.

Итак, христианская любовь к самому себе в Слове Божием и святоотеческих писаниях есть собственно не любовь, а забота о себе, как об одном из средств любви к Богу и ближним. Это явствует из того, что мы должны любить ближних самоотверженно. Самоотверженная любовь къ ближнему – это собственно тавтология, так как любить другаго можно не иначе, как с самоотвержением; в противном случае будет не любовь, а себялюбие. Потому-то Евангелие особенно и настаивает на самоотверженности любви, чтоб показать самую ея сущность. Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет (Мф. XVI, 24), так что, иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. X, 38). В этом смысле Господь Иисус Христос говорил, что Он пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ея, и невестку съ свекровью ея (Мф. X, 35). Всем, самым, повидимому, невиннымъ в мире христианин должен жертвовать своей любви к ближнему по Богу. Чтоб не уяснять себе всех подробностей этого христианскаго самоотвержения, достаточно только вспомнить, что последняя степень его, его венец – в положении своего живота за ближняго. Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоан. XV, 13). Потому то Спаситель и говорил: потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее (Мф. X, 39).

Сущность спасения – в любви

Но ведь плодом святости будет наслаждение? Разумеется, отъ истинно-христианской любви могут получаться и небесныя радости в душе любящаго ближняго человека; бывают и наслаждения. О них говорится и въ Слове Божием; о них много писали и свв. отцы, видящие в них начало будущих райских наград. „Те, которые совлекли с себя человека ветхаго, пишет, напр. Пр. Нил Синайский, и земнаго, прияли венецъ добродетелей – любовь, и с которых Иисус совлек одежды царства тьмы, те облеклись в новаго и небеснаго человека Иисуса Христа. И Господь облек их в одеяния царства неизреченнаго света, въ одеяния веры, надежды, любви, радости, мира, милосердия, благости, а подобно и во все прочия божественныя, животворныя одеяния света, жизни, неизглаголаннаго упокоения, чтобы, как Бог есть любовь, радость, мир, благость, милосердие, так и новый человекъ соделался сим по благодати“. – Но эти блаженства отнюдь не суть предметы эгоистических желаний истинной христианской любви к ближнему. Дело въ том, что самое спасение в христианстве понимается именно, какъ отрешение от всяких личных привязанностей. Сии блаженства бывают, но только у тех, которые не жаждут их, которые отрешаются отъ желания их.

Поэтому-то всякая другая любовь, напр., плотская – она непременно эгоистична; а духовная любовь к ближнему есть прямое отрицание всяких личныхъ вожделений. У св. Ап. Павла есть замечательнейшее в этомъ отношении одно место. Я желал бы сам быт отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, говорит св. Павел в Послании к Римлянам (IX, 3). Этими словами Апостол хотел сказать: „я весь живу одною любовью к ближним; какими бы испытаниями меня Господь ни посещал, какого бы самоотвержения ни требовал, я все сие претерплю, ибо моя жизнь в любви. В этом настроении – моя жизнь; о себе же, о своемъ благополучии духовном – я не забочусь». Говорят, что христианство тогда было бы чуждым и всякой тени эгоизма, когда оно обещало бы своимъ последователям страдания за добро. В приведенных словах св. Апостола и исповедуется такая именно решимость за добро получить лишение спасения. – Итак, истинный христианин, во первых, должен любить не себя, но ближняго; во 2-х, он и любя ближняго, отнюдь не должен ставит для себя цели и побуждения в наслаждении плодами этой любви. Тот кто будетъ искать духовных благ, как наслаждений, тот их не получит. Эти блага приходят к тем, кто их отрицается.

Христианская любовь к самому себе, таким образом, не своих си ищет, не себе живет и не себе угождает. Сколько бы нравственно христианин ни возвышался, смирение будет его всегдашней добродетелию.

Разрешение возникающих вопросов

Спаситель говорит: возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе (Мф. XXII, 39). Здесь будто бы поставляется знак равенства между любовью к самому себе и любовью к ближнему. Если это так, то тогда, конечно, можно члены ея переставить, не нарушив этого равенства, т. е. сказать: себя нужно любить точно так же, как мы любим нашего ближняго. Но это несправедливо. Любовь къ ближнему характеризуется тем, что мы отдаем ему все, чемъ хорошим владеем сами; он предмет нашей нежной и постоянной привязанности. Неужели мы должны точно также любить и самих себя? Неужели мы должны и самим себе отдавать все, что можем приобрести, не щадя своего живота для приобретения этих благополучий? Все сказанное нами выше убеждает нас в совершенно противном. Поэтому в словах: яко сам себе отнюдь нельзя видеть указания на положительное содержание любви к самому себе. В этих словах Господь, обращаясь к мирскому порядку и мировоззрению, как бы говорит: вот ты любишь себя всеми силами души; ты живешь для себя; а я тебе говорю: люби ближняго, люби его так, как будто он для тебя стал не то что родной брат, а просто – второй ты сам. Как бы там ни было, но только на долю христианской любви к самому себе отнюдь не остается такой любви, какую христианин должен питать к своему ближнему. Собственно на долю христианской любви к самому себе не остается любви, как чувства. Опыт говоритъ нам, что человек, возлюбивший ближняго, как самого себя, себя-то уже перестанет любить. У св. Иоанна Златоуста есть одно место, где онъ человеческую душу называет рабочим животным. Ее нужно любить нам, какъ средство для любви Бога и ближняго. Василий Великий сию любовь к своей душе прямо называет заботой (μέριμνα5 , а не чувством): „внемли душе своей. Ее украшай, о ней заботься, чтобы своею внимательностию предотвратить всякую нечистоту, сообщаемую ей пороком, очистить ее от всякаго греховнаго срама, украсить же и просветить ее всякою красотою добродетели“. Эта забота о душе ничего но имеет в себе эвдемонистическаго6. Напротив – основной мотив ея будет плач. Душа никогда не будет довольна собою; чем она будет ближе к Богу, тем она больше станетъ замечать в себе недостатков и заботиться об их удалении. Эта забота – есть забота о том, чтобы не быть эгоистом. Конечно, она – не эгоистична. Эта забота, есть забота кормилицы о своем питании и здоровьи, которая все это отдает любимому дитяти.

Теперь намъ остается уяснить себе последний вопрос о том: какое значение имеют в христианской нравственной жизни обещания наград за нравственную жизнь и наказаний за нечестивую. Не вносят ли они в нее эгоистическаго мотива?

Въ Слове Божием и Господь Спаситель и Апостолы часто указывают на вечныя награды и мучения с целию побудить к нравственной жизни. По жестокости твоей и непокаянному сердцу – пишет св. Ап. Павел – собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его (Римл. II, 5). Или в другомъ месте: всем бо явитися нам подобает пред судищемъ Христовым, да приимем кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор. V, 10). – Эти обещания имеют значение лишь въ целостной христианской жизни. А взятыя отдельно, сами по себе, как мотивы христианской жизнедеятельности, они не имеют важнаго значения. Тот, кто живет христианскою жизнью из за страха мучений или из желания наград – тот не истинный христианин. „Истинно богомудрые и боголюбивые, пишет св. Григорий Богослов, любят общение съ добром ради самаго добра, а не ради почестей, уготованных за гробомъ“. Или св. Василий Великий о таких людях говорит: „истинно возлюбившие Бога решились служить Ему не ради царствия, как бы для купли и корысти и не по причине наказания, уготованнаго грешникам, но как приверженные к единому Богу и вместе Создателю своему“. Потому то этот мотивъ во всех учебных курсах относится к рубрике, так называемых, второстепенных побуждений и ставится на ряду с § о побуждениях от временныхъ благ. Следовательно, этот мотив действительным мотивом, единственным двигателем нравственной деятельности и не может быть. Онъ может доброй и окрепшей уже в добре воле помогать въ ея нравственной деятельности. Он может, иногда, в эпоху искушения и затемнения души, сильнее, чем что либо другое протрезвить и просветить ее. Но все это потому, что эти мысли помогают доброй воле в борьбе с разсеянностью жизни. Страх воздаяния по Отцам (напр. Исаака Сирина 84 слово) является не началом, а первым плодомъ обращения грешника.

У христианина, только начинающаго нравственную жизнь, при самом начале возрождения будущия награды и наказания и не могут даже быть побуждениями эгоистическими. Если он пожелает видеть в загробном воздаянии награду за те физическия лишения и страдания, которыя он терпит на земле ради достижения каких либо духовных благ, то он своего эгоистическаго желания мыслью о будущих наградах питать не может. Если даже он просто понадеется получить за гробом упокоение от своих земных трудов, то и тут в силу того, что он, разумеется, неправильно понимает будущую жизнь, как на-граду, юридически ему присужденную, собственно в одной мысли о будущей жизни не получит никакого утешения: чем он можетъ наполнить сию жизнь? Определеннаго какого либо содержания в нее онъ вложить не может. Она для него будет чем-то отвлеченным, темным; а это „Что-то“ питать эгоизма не может: всякая надежда будетъ сменяться сомнением, да и надежда-то будет лишена воодушевляющаго характера. Даже если он понадеется только на одно Божеское правосудие, Которое воздаст каждому по делам его; то не успокоит его и это: у него всегда будет оставаться сомнение в том, что он действительно будет достоин наград в будущей жизни, а не мучений. Человек безъ настоящих христианских чувств, без любви, скорее променяетъ нирвану на неизвестную загробную жизнь: тогда если за гробом не будетъ воздания добром, то за то со смертию безвозвратно погибнет такая масса зла. Все материалисты в жизни обычно не верят в безсмертие. Христиане по имени – также отгоняют от себя мысль о воздаянии.

Что касается христиан с истинным христианским мировоззрением, с настоящею Христовой жизнью, то для них собственно будущия награды имеют значение не воздаяния, которыя должны бы их побуждать к добродетели, но продолжения той жизни, которою они живут и на земле. Для них переходъ от земли к небу и незаметен, ибо они достигают начала блаженства на земле. Таким образом – рай уже будет не мотивом, а самой жизнью. Эта мысль очень подробно раскрыта у многих свв. отцев церкви, особенно же у преп. Макария Египетскаго.

Итак, вера в безсмертие отнюдь не может питать в христианине чувство эгоизма. Отсутствие этой веры было бы конечно гибельно для благочестия, и не по эгоистическим соображениям, а потому, что если-б нравственное начало имело бы только временное значение, то оно было бы лишено и логическаго смысла, и мы были бы, по слову Апостола „несчастнейшие из людей“ (1 Кор. 15, 19), повинующиеся мечте, обману, а не истине.

* * *

1

Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – оборот речи, содержащий однозначные слова, выражения.

2

Эвдемонизм – этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. eudaimonia) высшей целью человеческой жизни.

3

Такъ понимают эгоизм, напр., Зайлер, Шенкель, проф. Гусев и другие.

4

Такъ понимают эгоизм Штанфт, Шрейберг, отчасти фон-Гиршер, Флатт, частию даже и Вутке: из наших богословов – прот. Солярский.

5

Η μέριμνα – бережное отношение.

6

Эвдемонизм – этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. eudaimonia) высшей целью человеческой



Источник: Богословский вестник. 1894. Т. 2. № 5. С. 183-196