Опыт православного догматического богословия. Том III

Источник

(с историческим изложением догматов)

Том I * Том II * Том III * Том IV * Том V

Содержание

Часть вторая. О Боге в явлении Его тварям или Его домостроительство §1. Содержание и подразделение Глава I. О Боге – Творце мира §2. Общее замечание Общее учение О Боге – Творце мира вообще 1. Учение о виновническом начале мира §3. Откровенное учение §4. Учение древнецерковное в первые три века §5. С ІV-го века §6. Общая мысль в древнеотеческом учении о миротворении и оправдание ее соображениями здравого разума §7. Дальнейшая судьба этого учения и бесполезность позднейших рационалистических попыток поколебать его значение §8. Несостоятельность новейших пантеистических теорий §9. Несостоятельность гипотезы новейшего материализма 2. Начальность или временность миротворения §10. Учение Откровения §11. Учение древних Отцов и Учителей Церкви §12. Замечание о позднейших ложных мнениях относительно происхождения мира от вечности §13. Отдельные и последовательные акты в миротворении §14. Историческое значение повествования Моисеева о происхождении и образовании мира §15. Несостоятельность позднейшего аллегорического способа изъяснения Моисеева Шестоднева §16. Замечание по поводу некоторого рода несогласия между сказанием Моисеевым и позднейшими геологическими предположениями относительно последовательного хода в образовании земли §17. Разные экзегетические опыты соглашения сказания Моисеева о шести днях творения с допускаемыми геологами длинными периодами образования мира §18. Побуждение в Боге к миротворению. Главная цель его и цели подчиненные §19. Совершенство мира Учение частное О Боге-Творце мира духовного §20. Общее замечание об этом учении и разделение его Действительное бытие духов §21. Учение Откровения §22. Учение Церкви §23. Свидетельство здравого разума в пользу бытия мира духовного §24. Происхождение бесплотных духов и его время §25. Природа существ духовного мира. §26. Частные ее свойства, относительная независимость от всего чувственного, а также пространства и времени, и относительное превосходство ее духовных сил и их отправлений §27. Степенные ее разности §28. Назначение мира чистых духов О Боге-Творце человека и всего рода человеческого §29. Общее учение о происхождении первого человека и положение в ряду других тварей О первоначальном происхождении тела и его значении в составе природы человеческой §30. Учение Откровения §31. Учение древнеотеческое §33. О первоначальном происхождении души человеческой и ее значении в составе природы человеческой. Ее существенное отличие и независимость от тела или духовность §34. Учение древних Отцов и Учителей Церкви §35. Замечание об учении древних христианских Учителей и писателей в пользу существования в природе человеческой кроме души еще и духа §36. Общее замечание касательно древнеотеческого учения об отличии души от тела или ее духовности §37. Душа бессмертна §38. Учение древнеотеческое §39. Образ Божий как существенная принадлежность Богосозданной души человеческой §40. Частные черты напечатленного в душе человеческой образа Божия §41. Разумность души §42. Ее свобода §43. Ее способность к Богоподобной любви и религиозному единению с Богом §44. Назначение первосозданного человека §45. О созданности человека в виде двух родовых индивидуумов как способе размножения на земле людей, по их телесной природе §46. Адам и Ева – единственные родоначальники в человечестве, откуда и единство всего рода человеческого §47. О Богоустановлеином способе размножения на земле людей, по их духовной природе §48. Замечания о сравнительном достоинстве гипотез происхождения человеческих душ Глава II. О Боге-Промыслителе мира §49. Общее учение О Боге-Промыслителе мира вообще §50. Учение Откровенное §51. Учение древнеотеческое §52. Соображения разума в пользу учения о Промысле, с опровержением противоположных мнений Частное учение О Боге-Промыслителе существ мира духовного §53. Учение откровенное §54. Учение церковно-отеческое О Боге-Промыслителе мира существ чувственно-разумных или людей §55. Подразделение этого учения О Боге-Промыслителе человека до его падения §56. Откровенное учение о промышлении Божием в отношении к первым людям до их падения и о их блаженном состоянии, как следствии такого промышления §57. Учение церковно-отеческое §58. Замечание о разного рода несогласных с церковно-библейским учением ложных мнениях О Боге-Промыслителе человека после его падения §59. Общее замечание О грехопадении первых людей с его разрушительными следствиями для их собственной природы и природы их потомства §60. Учение откровенное. а) О грехопадении прародителей и следствиях его в отношении к ним самим §61. б) О следствиях грехопадения прародителей в отношении к природе их потомства Учение церковно-отеческое §62. а) О грехопадении прародителей и его следствиях в отношении к ним самим §63. б) О следствиях грехопадения прародителей в отношении к природе их потомства или наследственной греховной порче §64. Замечания и суждения по поводу возникших и существующих на Западе разных превратных и ложных о прародительском грехе и его следствиях мнений. а) В католичестве §65. б) В протестантстве и выродившихся из него разных рационалистических сектах §66. Промышление Божие о падших прародителях и о происшедшем от них всем греховном роде человеческом §67. Способ промышления естественный Образ промышления сверхъестественный §68. Предвечное определение Божие о восстановлении падшего человека через посольство на землю Самого Сына Божия и ниспослание Святого Духа §69. Учение откровенное §70. Учение древнеотеческое §71. Ложное на Западе учение о безусловном предопределении и суд о нем Восточной Церкви  

 

В III томе своего труда еп. Сильвестр приступает к изложению учения о Боге в Его явлении в мире, в Его здесь действиях и Откровениях, или о Божественном домостроительстве, подразделяя его на учение о Боге – Творце мира, о Боге – Промыслителе мира и о Боге – Выполнителе окончательных судеб о мире. Наш круг воззрений узок и ограничен, ибо Бог не только в Своем внутреннем существе, но и в Своем внешнем Откровении в мире необъятен и безграничен, однако эта область Боговедения одна относительно доступна нашему наблюдению и разумению. Только люди с безответным сердцем, утверждает автор вслед за Апостолом, не способны замечать промыслительной и творческой деятельности Бога в мире и не видеть того, что угодно было Богу из Себя явить им, потому что «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:19–20).

Сочинение еп. Сильвестра отличает глубокое историческое исследование Священного Писания и святоотеческого наследия, ибо, по его мнению, догматисту никогда не должно отрешаться от общего религиозного сознания Вселенской Церкви, но глубоко проникаться и одушевляться «духом истины и веры, всегда присущим как всей Церкви, так и истинным и живым ее членам».


Источник: Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) архимандрита Сильвестра, доктора богословия, ректора Киевской духовной академии. В 5 томах. Второе изд. – Киев : тип. Корчак-Новицкого, / Т. 3. 1889. – 523 с.

Комментарии для сайта Cackle