священник Михаил Труханов

XIV. О законе и благодати

Сказано: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3:16–17).

Пришествие Христа на землю, Его рождество в Вифлееме, это не только дата отсчета годов последующей истории существования мира; это та эпоха в истории человечества, в которую на земле среди нас, грешников, зримо, ощутимо жил Сам Бог во плоти, Господь наш Иисус Христос79. Он Собою явил всем земнородным высочайший пример смиренной, любящей и святой жизни. «Я дал вам пример, – говорил Христос Своим последователям, – чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин.13:15). Так, по примеру призвавшего нас Святого и нам должно стремиться быть святыми во всех поступках. Ибо написано (1Пет.1:15–16): «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, [свят] » (Лев.20:7).

«Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1Тим.1:15). Он пришел взыскать и спасти погибшее (Мф.18:11). Спаситель хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех (1Тим.2:4–6). И нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян.4:11–12).

Закон, данный чрез Моисея, предписывал израильтянам: «Не желай им (язычникам, аммонитянам и моавитянам, – М.Т.) мира и благополучия во все дни твои, во веки» (Втор.23:6). Подобное находим и у великих пророков. «Если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот» (Иез.14:13). Они не хотели «ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны» (Ис.42:24–25). «Они не послушали и не преклонили уха своего, и жили по внушению и упорству злого сердца своего, и стали ко Мне спиною, а не лицем» (Иер.7:24). «Они не слушались Меня и не приклонили уха своего, а ожесточили выю свою, поступали хуже отцов своих» (Иер.7:26). «Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя» (Иер.7:16).

«Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Лев.24:19–20).

«До пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал.3:23–24)80.

«Древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения» (2Кор.5:17–18). Будучи истинным Богом, Христос властно вносит изменения в прежнее, данное чрез Моисея законодательство81, поскольку Его пришествие на землю и Его евангельское благовестие изменили сам характер спасения людей по вере в Него, как Искупителя и Спасителя мира82. Законническое учение, по мысли святителя Иоанна Златоуста, «было детское, сие же (евангельское, благодатное, – М.Т.) – доблественных и великих мужей»83. Закон дан бысть чрез Моисея, раба, служащего Богу, «который, приняв от Иного, предал другим, которым дата поведено; сие же, благодать и истина бысть, означает Царя, со властию вся согрешения оставляющего и Свое дарование устрояющего, почему и глаголал: «отпущаются тебе грехи»84.

«Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:38–39).

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф.5:43–45).

«Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф.9:36–38). «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лк.10:3), «и говорите им: «приблизилось к вам Царство Божие» (Лк.10:3). «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16;15).

Вот и будем молиться: «Господи! Вышли делателей на жатву Твою, да просветят они народы наши светом Евангелия Христова, дабы все уверовали в Тебя и покаялись, и познали Тебя, единственного истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа, и спасались благодатью Твоею в Церкви Православной, во славу Твою. Аминь».

Христос утешает Своих последователей: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16:33).

Свою победу над миром, лежащем во зле, над диаволом и смертью Христос осуществил беспримерным смирением Своим, «даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:8), и Своею жертвенною любовью к земнородным. Мы, грешники, подлежали по правде закона Божьего проклятию, мучению и смерти. Ибо сказано: «Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним!» (Втор.27:26). «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)» (Гал.3:13). Христос «однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр.9:26)85.

Повторяем, по Своей неизреченной любви к погибающему во грехах человечеству, Христос добровольно принял на Себя и проклятие, и мучения, и смерть на кресте86, совершив дело искупления всех людей от возмездия за грехи их. Посему Христос и имеет власть на земле прощать грехи (Мф.9:6) верующих в Него и смиренно Ему кающихся87. «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну» (Ис.43:25). «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» (Ис.43:11).

Будучи человеком верующим во Христа Бога, стремящимся всегда жить по Евангельскому учению Христову, я, признаюсь, всю жизнь сражаюсь с самим собою. Вооруженный молитвою и словом Писания, я всегда пытаюсь своим лучшим (духом человеческим) побеждать в себе худшее, плотское и греховное. В мире, лежащем во зле, я с помощью Божией преодолеваю свою плотскую протяженность к земному и мысленно с любовью постоянно карабкаюсь на высоту к горнему, светлому, святому, к Духу Божиему, к Сущему Господу и Владыке нашему. И мы победителями бываем, когда, веруя во Христа Бога, сражаемся вместе с Ним против греха, злобы и бесовщины. «Сия есть победа, победившая мир, вера наша», – пишет апостол Иоанн (1Ин.5:4); именно, «вера, действующая любовью» (Гал.5:6); вера, свидетельствуемая любовью к Богу, к истине, к святости. «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор.15:57).

«Для многих я был как бы дивом» (Пс.70:7). Одни посмеивались над моим ригоризмом, другие с похвалою говорили о достоинствах моего христианского образа жизни. Меня и обидеть трудно нынче стало, потому именно, что обиду-то готов принять добровольно я сам. Мое прежнее меня тяготит. И окаянная, грязная душа моя, осознав грехи свои прошлые, готова плыть морем возмездия за грехи, чтоб только очиститься в покаянии и чистою вступить на берега земли обетованной. Душа жаждет здесь переносить бурю очищающих искушений, скорбей и лишений, чтоб удостоиться покоя блаженного там.

Заметные другим «достоинства» мои отнюдь не выше достоинств иных каторжан вместе со мной заключенных. Мой жребий – моих собратий легче, поскольку здесь я стремлюсь жить и все делать по воле Божией.

Господи! Прости мне грехи мои, прости мне мое недостоинство. Ведь я-то знаю, сколь грешен я и как я недостоин пред Тобою, Господи. И зная это, я мучаюсь стыдом, когда замечаю, что меня принимают за того, кем я не являюсь. Господи! Научи меня кротости и смирению Своему и помоги мне избавиться от несоответствия моего видимого людям достоинства и моего им невидимого недостоинства.

Кто, кроме Тебя, единого Господа, ведает наши мысли, вожделения и мечты? Кто, кроме Тебя, Господи, знает действительно то, каков я есть? «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною» (Пс.18:13–14). «Господи сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы; Господи сил, помилуй нас!»88

И ныне я «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе » (Фил.4:13), но ничего не хочу, кроме исполнения воли Божией. О, замечательное состояние: все мочь, и – ничего не хотеть! «Да будет воля Твоя », Отче наш! «Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле » (Пс.72:25)89.

Господи! Словом Твоим умудри меня ко спасению, и научи меня смиренно шествовать к Тебе, по воле Твоей, дабы скорее достичь единения любви с Тобою. Аминь.

Сподоби, Господи, смиренно, с любовью соблюдать слова Твои и заповеди Твои, дабы пребывать в единении любви с Тобою. Ибо сказано: «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4:16). И как же радостно, как блаженно тогда бывает у нас на душе! Все-то у нас тогда по любви бывает; все – по-Божьи!

Христос призывает всех: «Пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин.15:9–10). «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15). «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин.14:23). «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:21).

«Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин.14:18). «Се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:20).

Обещание Христово быть с нами во все дни воодушевляет в нас стремление быть с Ним, а это значит, нам надлежит жить без греха, жить свято, не грешить. А так как все мы много и постоянно согрешаем, то и будем постоянно со смирением обращаться ко Христу Богу с покаянным воплем о помиловании:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,

помилуй мя грешного!

Эта краткая молитва особенно уместна нам, помнящим призыв Христа: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15). Первая часть молитвы содержит нашу веру во Христа Иисуса, Господа и Сына Божия; а вторая – наш покаянный вопль к Нему о помиловании.

По Своему всеведению Господь, конечно, знал, что через гордость согрешивших наших прародителей весь род людской окажется в порче греховной, погибающим в рабстве диавольском. И тогда (если уместно таковое говорить о деяниях вечно Сущего Господа) на совете Святыя Троицы Отец Небесный поручил Сыну Своему снизойти на землю и, став человеком с именем Иисус, принять на Себя проклятие, страдания и смерть, которым подлежали все грешники, дабы таким образом совершить дело искупления и спасения мира и всего человечества90. «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня; но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин.10:17–18).

Послушно исполняя волю Своего Отца, Сын Божий уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил.2:7–8).

Сказано: «Никто не благ, как только один Бог» (Мф.19:17). «Благ Господь» (Пс.99:5; Наум.1:7). «Благ Господь ко всем..., и благ во всех делах Своих» (Пс.144:9, 17). «Господь дает благодать» (Пс.83:12); «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6; 1Пет.5:5, Притч.3:34)91.

Благодать от Благодетеля Бога.

«Благодатью, во-первых, называется самое пришествие на землю Сына Божия, Его воплощение и все великое дело нашего искупления, совершенное Им без всяких, с нашей стороны, заслуг: «весте, – говорит Апостол, – благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко вас ради обнища богат сый, да вы нищетою Его обогатиться» (2Кор.8:9), и в другом месте: «егда благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго» (Тит.3:4–5).

Благодатью, «во-вторых, называются чрезвычайные дарования, которые даются Богом разным членам Церкви, также без всякой, с их стороны заслуги, на пользу Церкви, для ее распространения, созидания, благоустроения, каковы: дар про-поведания слова Божия на разных языках, дар чудотворений, пророчеств и проч. (1Кор.12:4–11; Мф.2:22, 2392.

«Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1:17). Закон и благодать даны от Бога, тот ниспослан чрез раба Его Моисея, а благодать от Него Самого чрез Сына Его93.

«Закон Моисеев предписывал заповеди, неудобоисполнимые во всей их полноте, и поражал преступника проклятием... Благодать Христова снимает с человека проклятие законное, оправдывает пред Богом, примирив с Ним (ср.: Гал.3:13; Рим.5:9–10); прощает и очищает грехи и, сообщая многоразличные дары духовные по мере веры (1Кор.12:1 и дал.), дает силы исполнять новозаветный закон так, что он кажется игом благим и бременем легким (ср.: Ин.1:9; Мф.11:30). С пришествием Иисуса Христа на землю, с исполнением на Нем всех обетований и заветов, закон ветхозаветный должен был уступить свое место закону новому, благодатному. «Тени проходят, их место заступает истина», – говорит святитель Григорий Богослов»94 .

«Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих; ибо нет различия; потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим.3:21–25).

«И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.1:14). Так, в воплотившемся Сыне Божием, ставшим Сыном Человеческим с именем Иисус, на земле зримо, ощутимо явилась Благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит.2:11–14).

«Мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасаемся» (Деян.15:11), по сказанному: «Благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:8–10).

Совершенно, как послушные дети, «уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1Пет.1:13). И «возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет.3:18).

Господи Иисусе Христе! Ты заповедал нам учиться от Тебя кротости и смирению. Зная Твое, Господи, беспримерное (даже до смерти крестной) смирение, сподоби и нас научиться от Тебя сей добродетели смирения, и удостоиться от Тебя получения благодати Святого Духа.

Господи Иисусе Христе! Ты нам сказал: «Просите, и дано будет вам» (Мф.7:7). «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин.16:23). «Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк.11:13)95.

Ныне и мы смиренно, молитвенно дерзаем просить Тебя, Господи.

Боже, Отче!

Во имя Господа нашего Иисуса Христа услыши нас смиренно молящихся Тебе, и ниспосли на ны благодать Пресвятого Духа Твоего, во славу Твою. Аминь.

А в ночной молитве мною эта молитва удлиняется так:

И сподоби нас чистым сердцем Тебя славить здесь до смерти, и там в бесконечные веки вместе со всеми святыми радостно воспевать Тебе: Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!

Кто из людей, даже добропорядочных, мог бы такое сказать о себе: «Я есмь путь и истина и жизнь»?! Все, слышавшие это, сочли бы говорившего безумствующим и, разумеется, никакой веры к слышанному у них не могло бы и быть. Однако, эти же слова, произнесенные Христом Спасителем, нами воспринимаются с верою и любовью как несомненно яркое самооткровение из взошедшего для нас на земле Солнца правды (ср.: Мал. 4, 2). Христос говорит: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин.18:37). Слово Мое «есть истина (Ин.17:17). Ибо Господь Бог есть истина (Иер.10:10). Спаситель мира, Иисус Христос, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедший с небес», «Сам есть Источник и Сам корень всех благих; Сам живот, Сам свет и Сам истина; не токмо в Себе содержит благих богатство, но и на иных всех оное изливает»96. Особенно в Церкви Бога живаго, памятуя, что Церковь есть «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Христиане – члены Церкви Православной, – должны окормляться в ней таинствами церковными и жить в Церкви (по выражению святого праведного Иоанна Кронштадтского), соблюдая ее уставы и каноны.

Апостол Павел пишет ефесянам: «Вы слышали о» Спасителе, «и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:21–24). И он же в Послании к солунянам пишет: «Тогда откроется беззаконник, человек греха, сын погибели, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фес.2:8, 9–12).

Спаситель «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31–32).

Господи Иисусе Христе! Ты – святая, неизменная, вечно живая Истина, освобождающая нас от греха, от всего неистинного: от лжи и жизни лживой в страстях и пороках. Твоя божественная, благодатная любовь распространяется на все сотворенное и хочет спасения всем человекам. И Ты, Господи, всех верующих в Тебя и кающихся Тебе в своих грехах прощаешь и даруешь им Жизнь вечную в единении любви с Собою.

Господи Иисусе Христе! Ты – Истина, и истинною Твоею благодатной любви помогай нам, верующим в Тебя, ходить в благодати и истине, дабы нам всегда пребывать в любви с Тобою, во славу Твою. Аминь.

* * *

79

«Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9). «Я и Отец – одно» (Ин.10:30). «Отец во Мне и Я в Нем» (Ин.10:38). Во Христе «мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол.1:14–15; ср.: 2Кор.4:4). «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1Ин.1:1–2).

80

Закон предтечей стал и слугой Благодати и Истине». «Положил Закон на предуготовление истине и Благодати, да обвыкнет в нем человеческое естество, от многобожия идольского уклоняясь, в единого Бога веровать» (Иларион, митр. Слово о Законе и Благодати. М., 1994. С. 33,31).

81

«Любовью к ближним пламенея,

Народ смиренью Он учил;

Он все законы Моисея

Любви закону подчинил» (Строфа из поэмы А. К. Толстого «Христос и грешница»).

82

«Моисей пишет о праведности от закона: «исполнивший его человек жив будет им». А праведность от веры так говорит» (Рим.10:5–6): «если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим.10:9). «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься» (Деян.16:31). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16:16).

83

Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Иоанна Евангелиста. М., 1793. Л. 68 об.

84

Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Иоанна Евангелиста. М., 1793. Л. 70 об.

85

«Христос однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр.9:28).

86

«Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и во всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы в храме Бога любви, в храме Любви, распятой за нас» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Мысли христианина. СПб., 1903. С. 172).

87

«Только тот, кто смирился, кто познал безмерность греховности своей, только смиренный может покаяться» (Свт. Лука (Вошю-Ясенецкий). Сила моя в немощи совершается. М., 1997. С. 156).

88

Из великого Повечерия.

89

Возвратившись в Москву через 5555 дней заключения, я, спустя три-четыре месяца, живя в благоприятных условиях, почувствовал богооставленность и потому стал усиленно молиться: «Господи Иисусе Христе, будь со мною и ныне здесь, как был со мною прежде там, во славу Твою. Аминь».

90

«У предвидевшего падение человека Бога еще от вечности состоялось решение и определение о его восстановлении чрез посольство в мир Своего Сына» (Сильвестр, архим. Опыт православного догматического богословия. Киев, 1885. Т. III. С. 482). «Бог ведь от начала века изволил и промыслил Сына Своего в мир послать, и Им Благодатью явиться» (Иларион, митр. Слово о Законе и Благодати. М, 1994. С. 35).

91

«Гордость нас погубила, смирение должно спасти нас» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Беседы о Боге и блаженствах. СПб., 1904. С. 141).

92

Макарий, арх. Харьковский. Православно-догматическое богословие. СПб., 1868. Т. II. С. 250. «Что такое благодать?» – спрашивает святой праведный Иоанн Кронштадтский, и отвечает: «Благая сила Божия, даруемая человеку верующему и крестившемуся во имя Иисуса Христа, или Святую Троицу, очищающая, освящающая, просвещающая, вспомоществующая в делании добра и удалении от зла, утешающая и ободряющая в напастех, скорбях и болезнях, споручительствующая в получении вечных благ, уготованных Богом на небесах избранным Его» (Се. прав. Иоанн Кронштадтский. Мысли христианина. СПб., 1903. С. 342–343).

93

«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;... Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине» (Ис.11:1–2, 4). «Дух всем сообщая Свою благодать,... всех просвещает к познанию Бога, вдохновляет пророков, умудряет законодателей, совершает священников» (Свт. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. Т.П. С. 213,214).

94

Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. СПб., 1893. Т. I. С. 106).

95

Молитва есть простертая рука для принятия благодати Божией. Благодать есть талант Домовладыки, который верного и усердного раба обогащает, а неверного и ленивого осуждает и отьемлется от него. Кто хочет удержать в себе благодать Божию, да будет благодарен за благодать, когда она дается; терпелив, когда она отнимается; пусть молится, чтоб возвратилась она; пусть смотрит за собою и смиряется, чтобы не потерять ее.

96

Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Иоанна Евангелиста. М., 1793. Л. 67 об.


Источник: Москва, 1999

Комментарии для сайта Cackle