священник Михаил Труханов

XVI. Вера – целостное восприятие истины

Блаженный Августин определяет веру, как «мышление с изъявлением согласия».

Вера в существе своем есть акт воли, хотя в полное понятие веры входит и момент теоретический. По мысли профессора Духовной Академии богослова М.М. Тареева, «вера принадлежит сердцу, хотя начинается в мыслях»104. Личная уверенность в христианине заменяется уверенностью в силе Божьей, совершающейся в немощи. Это и есть вера.

Бог желает, чтобы мы познавали Его всем существом, всеми сторонами нашей души; чтобы мы, возрастая в вере, гармонично и целостно развивались и совершенствовались.

Знание – акт разума, одного из сторон души: так, акт разума свидетельствует что 2+2=4, что вода состоит из кислорода и водорода, а душа при этом ни радуется, ни печалится и не изъявляет к этим свидетельствам разума ни добра, ни зла.

В вере же участвуют и разум, и чувство, и воля, то есть все основные стороны души. И уже в этом гармонически целостном восприятии Бога, во всестороннем акте веры, заключается преимущество веры перед знанием. Потому вера и больше разума, что в ней участвуют помимо разума еще воля и чувство105.

Представьте, что произошло бы с нашей верой, если бы мы познавали Бога только разумом. Тогда человек, превосходящий нас в умственном развитии, мог бы своими доводами против бытия Божия поколебать нашу веру в Бога106. А поскольку вера утверждается на гармонически целостном восприятии Бога всею сущностью человека, то поколебавшуюся рассудочную сторону выправят чувство и воля и, таким образом, преодолеется кризис разума.

Когда охладеет чувство, и я стану равнодушен к Богу, опять же разум и воля отметят это и помогут пробудить во мне чувство и вывести из состояния духовного отупения.

Если ослабела воля, и я не в силах жить по велению Бога, то разум подскажет, как должно жить, а скорбное чувство возможной отрешенности от Бога, при уклонении от исполнения Его воли, поможет выйти моей воле из бездействия.

Мудрость Божия, связав веру со всеми сторонами человеческой души, тем самым оберегает веру от соблазнительных атак лукавого, направленных на искоренение веры. Вот почему и апостол Павел в 1 Послании к коринфским христианам отмечает: «Когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или премудрости, ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого... И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1Кор.2:1–2,4–5).

«Блаженны не видевшие и уверовавшие». – Не отнято право на блаженство у всех, кто видеть и осязать, как Фома, уже не может, но кто и без этого чувственного удостоверения будет иметь веру: подлинная сущность веры это и есть именно вера без видения, без видимых доказательств. И только верою, а не видением, открывается в ничтожестве, победа в видимых поражениях. Только верою человек может понять, что внешняя слава не составляет признака, по которому узнается действительная Истина.

* * *

104

Тареев М.М. Основы христианства. Сергиев Посад, 1908. С. 119.

105

Чувственные восприятия могут быть, и часто бывают, ошибочными и обманчивыми, какими бы реальными они ни казались.

106

Я признаю, что у меня нет аргументов для убеждения посредством разума. Вера превосходит разум. Область веры начинается там, где кончается область разума. Заключения, основанные на вере, непоколебимы, тогда как заключения, основанные на разуме неустойчивы и уязвимы с точки зрения высшей логики.


Источник: Москва, 1999

Комментарии для сайта Cackle