священник Михаил Труханов

XVIII. Преображение падшего мира надо начинать с себя

По началу обстановку следует принимать такой, какой она есть (иначе, конечно, и быть не может). Ибо моя теперешняя окружающая обстановка жизни – среда обитания есть следствие моей личной предыстории и предыстории всего падшего мира.

В начале, по сотворении мира, все было «хорошо весьма». Для человека, жившего по правде Божией, ему данной, тогда было вполне естественным видеть Бога, разговаривать с Богом, свято и блаженно жить в присутствии Бога.

Грехопадение человека оборвало такой естественный строй жизни. Началась иная, уже искаженная грехом, жизнь человека на земле: в отчуждении от живительного Богообщения, в тягостном возделывании земли, в лишениях, скорбях, болезнях, в неизбежном наступлении смерти. Поэтому вся последующая история человечества – с точки зрения изначальной – является ложной и противоестественной. И если изначальная естественная жизнь человека на земле проходила в послушании Богу – Творцу, а значит и в исполнении того плана правды Божией в святом бытии, который был при сотворении задан человеку от Бога – раскрывать в жизни образ и подобие Создателя – то последующая жизнь, начавшаяся с непослушания человека Богу, уже оказывается жизнью ложной и противоестественной.

Отвергший послушание Богу, отвергший предуказанный ему Богом план бытия – святой жизни в гармонии с духовной и материальной сущностью мира – человек оказался в жалком плачевном состоянии: вынужденный безотрадно влачить свое бедственное существование в мире по погибельному пути к смерти. Но Бог, любящий все сотворенное, не оставил без Своей помощи и падшего человека. Бог «доныне делает» все Сам и через рабов Своих и чрез тварную природу мира, чтобы обратить человека от погибельного пути на путь святости, чтобы спасти человека.

Записанная в Библии история избранного еврейского народа подтверждает всемогущее и любящее вмешательство Бога, направленное к благу всего человечества. А явление Бога во плоти – Иисуса Христа, – открывшего Собою всем спасительный путь смиренного послушания («даже до смерти крестной») воли Божией, которая хочет всех спасти, – кульминационный пункт этой истории.

«Существует глубоко запечатленный в сердцах закон так называемой «естественной» морали. Это правило жизни указывает человеку то, что должно содействовать его гармоническому развитию, и воспрещает ему то, что может помешать ему осуществить себя самого согласно замыслу Божию. Это – очень надежный инстинкт, вложенный Самим Богом в человеческую природу, и он составляет самую основу обязанностей человека по отношению к себе самому и к Богу»113. Конечно, человек, стремящийся жить no-Божьи, может приклеить этикетки тем, кто не живет так: отступник, вор, блудник и т.п. и может отвернуться от них и не общаться с ними, – но это будет неправильно уже потому, что Бог хочет спасения всем людям (ср.: 1Тим.2:4). Нельзя христианину не общаться с людьми мира сего, ибо, по апостолу Павлу, для этого надлежало бы выйти из мира.

Чтобы преображать мир, а точнее, чтобы участвовать в преображении мира Иисусом Христом, – надо самому быть уже преображенным: надо жить на земле святой жизнью христианина – последователя Христа. А тогда и сама окружающая природная обстановка будет изменяться к восстановлению некогда утраченной гармонии, люди же окружающие христианина, наглядно убеждаясь в красоте и совершенстве примера его святой жизни, сами станут стремиться жить no-Божьему, станут преображаться. Если человек станет стремиться жить по правде Божией так, чтобы собою исполнить предначертанный Богом план Его бытия на земле, то есть исполнять волю Божию, то он будет сам преображаться и спасаться, а вместе с ним и все, с чем только будет человек соприкасаться в жизни, станет вдохновляться его преображенной жизнью и спасаться также.

«В нынешнее время, – говорил в своей проповеди на Преображение Господне святой праведный Иоанн Кронштадтский, – нравы людские особенно обезобразились, исказились, развратились. Для всех необходимо преображение, или преобразование, перемена жизни внутренняя, глубокая, коренная, не поверхностная, не лицемерная... Трудною и неисполнимою показалась христианам заповедь Господа о самоотвержении, то есть отвержении ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и они отворили двери всем похотям и обоготворили плоть свою, всячески угождая ей во всяких похотях и отринули путь тесный и прискорбный, вводящий в Жизнь Вечную; путь, которым шли все истинные христиане и коим достигали верно и непостыдно Небесного Отечества. Но нет другого пути, вводящего в Живот Вечный, кроме тесного и прискорбного. Не будем же чуждаться тесного пути, если желаем быть действительными христианами и преобразиться по образу Христа»114.

* * *

113

Тиволье П. Спутник искателя правды. Брюссель, 1963. С. 185.

114

Русский паломник. 1905, №2. С. 495.


Источник: Москва, 1999

Комментарии для сайта Cackle