священник Михаил Труханов

XXI. Свят Господь, Бог наш!

Ни один великий философ, ни один гениальный человек не подумал до Христа о скромных людях, страждущих, обездоленных, забытых, несчастливых в жизни, презираемых, предоставленных своим болезням, больных с их увечьями, недостатками, о тех, кого никто не любит. Все эти люди познают благую весть. У них есть на небе думающий о них и любящий их Отец, в глазах Которого никто не презрен или незначителен, но каждый создан «по образу Божию», и значит, достоин уважения. Каждый может войти в близость с Богом.

«Приидите ко Мне, всетруждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28).

«Какой мыслитель, политик, революционер, вписал такие мысли в свою программу... И мог во всех сердцах вызвать такую надежду? Разве их – устанавливающих новый порядок – интересуют калеки, уроды, больные, умирающие?...

Да, Иисус Христос не только Человек. Он – Бог.

Никто не может оказать на Него влияния. Он обладает высшей независимостью, остается безразличным перед восторгом толпы, не чувствует опьянения от популярности, не гонится за успехом; когда народ хочет провозгласить Его царем, Он уклоняется. Его просят о чуде, но Он не хочет быть предметом любопытства людей. Ничто не может заставить Его подчиниться – ни угрозы, ни истязания. Он не умоляет Своих судей,... но провозглашает Истину.

Чтобы придумать такую сверхчеловеческую Личность как Христос, нужно было быть настоящим гением,... а апостолы таковыми не были.

Если Иисус – Бог, то отношение к Нему должно быть изменено. Уклониться от этого нельзя. Тут уже речь может пойти о полной перемене всей жизни,... а это устрашает. Но это – путь Истины»123.

На самых подступах к Вершине, в конце концов, будет отыскан путь, единственно возможный для восхождения всех народов к Истине Единой; и все народы некогда добровольно тем путем пойдут к Ней. «И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым;... идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся» (Ис.35:8)124. Ибо Тот же Кто «в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями» (Деян.14:16), впоследствии – через Сына Своего Единородного Иисуса Христа – показал в Нем всем народам и Путь, и Истину и Жизнь. И потому настанет время, когда мы «все придем в единство веры и познания Сына Божия» (Ефес.4:13). Вот тогда-то все стада в одно соединятся и за Единым Пастырем добрым безропотно и радостно узким путем пойдут вперед и выше к сияющим высотам Истины Единой.

Всего три с половиной года продолжалось спасительное служение Иисуса Христа на земле. Воплотившись, то есть приняв человеческое естество и войдя в человеческое общество с именем «Иисус» (по-русски, «Спаситель»), Господь каждое мгновение Своей человеческой жизни отдавал делу спасения мира. Он начал служение среди людей с призыва: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15).

«Покайтесь» – иначе говоря, вы живете порочной оскотиненной жизнью: одумайтесь, просите у Бога прощенья своих грехов. Перемените ваши мысли, очистите ваши сердца, измените образ вашей жизни, возвратитесь на путь праведности и живите по слову правды любящего вас Бога, исполняя Его заповеди. Короче, «покайтесь» значит оставьте широкий гибельный путь греховной жизни и сознательно вступите на узкий спасительный путь следования по стопам Христовым. «Веруйте в Евангелие» – значит, веруйте в ту радостную весть о спасительной любви Бога к людям, к миру, которую принес в мир и проповедует всей Своей жизнью Сам Бог во плоти – Иисус Христос.

Спаситель завершил Свое спасительное дело смертью на голгофском кресте.

Последовавшее затем Воскресение Христово есть торжественный гимн победы Божественной Любви над злобою, святости над нечестью, Вечной Жизни над смертью. Победное Воскресение Христово утвердило спасительность того узкого пути жизни, по которому смиряющаяся пред Богом и подкрепляемая Его благодатью душа шествует на свою «голгофу» жертвенных страданий любви, и, достигая предопределенного Богом предела, умирает, чтобы воскреснуть для Вечной Жизни в единении со Христом, в обителях горнего Иерусалима, в обителях Отца Небесного. «Церковь провозглашает: «се бо прииде Крестом радость всему миру» и тем самым трактует для нас единственный, неизменный и совершенный путь... Возрастание в духовной жизни совершается по дороге, выложенной покаянием и епитимией. Оно воодушевляет человека прежде всего на то, чтобы освободиться от власти его страстей»125.

Иисус Христос приводит нас в благоговейное изумление Своей жизнью среди нас: Воплощенная Святость Любви Божественной среди нечистых, в струпьях от проказы страстей и пороков, в коросте язв греховных; Небесная благоуханная Чистота средь смрада нашего. Подлинно: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла Его» (Ин.1:4–5).

Какой же силы этот Свет! Какое Совершенство! Какая Святость! Какая Жизнь! Да, «в Нем обитала... вся полнота Божества телесно» (Кол.1:19; 2:9). И вот какова была среди нас Его жизнь: Он не соблазнился среди соблазненных, не заблудился среди заблудших, не испачкался о нашу грязь, не осквернился от нашей нечистоты, не заразился нашей неисцельной болезнью греха. Наоборот, когда «все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу... Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни... Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на нем, и ранами Его мы исцелились... Душа Его принесет жертву умилостивления... Он, Праведник,... оправдает многих, и грехи их на Себе понесет» (Ис.53:6,4,5,10,11). Так что и за преступников Иисус сделался Ходатаем и стал Спасителем «всех человеков, а наипаче верных» (1Тим.4:10).

И это все сделано в какие-нибудь три года общественной жизни Иисуса на земле! Да кто же еще в мире, когда-либо за всю историю человечества сделал подобное?!

Молитва

Велика святость Твоя, Боже,

столь велика, что вся нечисть беззаконного мира – Твоим произволением попускаемая до времени – не умаляет ее!

«Свят, свят, свят Господь Саваоф!» – немолчно возглашают о Тебе воинства Небесных Сил.

«Аминь! Аллилуиа!» – падая и поклоняясь, поют Тебе святые во Граде Небесном.

И на земле «все служит Тебе »: «всякое дыхание и создание поет непостижимую Твою славу »: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь.

Отец наш Небесный!

Совершенство Твое – беспредельно!

А Единородный Твой Сын – Твое Воплощенное Слово Иисус Христос сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Так как мы самостоятельно – без Твоей благодатной помощи – не в силах преобразовать себя до богоуподобления, не в силах выйти из состояния своего несовершенства и усовершенствоваться, то умоляем Тебя, Всесовершенного Бога Отца Небесного:

«Боже, Отче!

Во имя Господа нашего Иисуса Христа ниспосли на ны благодать Пресвятого Твоего Духа во славу Твою.

И сподоби нас чистым сердцем Тебя славить здесь на земле до смерти и там, в бесконечные веки вместе со всеми святыми радостно воспевать Тебе: «Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!

* * *

123

Тиволье П. Спутник искателя правды. Брюссель, 1963. С. 124, 119, 90, 122.

124

«Я и сбиться-то очень не могу. Потому что я видел истину...» (Достоевский Ф.М. Сон смешного человека.

125

Евдокимов П. Борьба с Богом. Нью-Джерси, 1966. С. 159,148.


Источник: Москва, 1999

Комментарии для сайта Cackle