Источник

XXIII. Живой путь – Иисус Христос

Даже от верующих можно иногда услышать восклицание: «Так трудно жить по Евангелию! Просто невозможно выполнять ныне того, что оно предписывает!» Так ли это? Разве не об этих предписаниях в самом Евангелии говорится: «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть»?! Да и Кто это говорит? Тот, Кто есть Истина, Кто солгать не может – Иисус Христос!

Трудно, конечно, идти по пути евангельскому. Но множество людей уже прошло этим путем, людей обладающих нашим естеством, подобных нам (ср.: Иак.5:17). Почему же, однако, они прошли по пути Христову, а мы не идем – трудно?! Почему для тех людей иго Христово было действительно благим, а для нас бремя евангельских заповедей оказывается непосильным, и мы не ощущаем блага в жизни по Евангелию? Ответ простой: потому что те люди с любовью шествовали по пути Христову, а у нас недостает любви.

Несомненно, путь Христа Спасителя – путь смирения, терпения, страдания, любви – труден. Но ведь иного – спасительного пути – нет! Ведь Иисус Христос – один единственный Богочеловек, и именно Он есть Путь живой, Которым все приходят к Богу. Христос говорит: «Я есмь Путь». Наше сознание довольно легко принимает Спасителя в качестве Образца все-святой жизни и Доброго Пастыря. Но наше сознание определенно останавливается в недоумении перед возможностью отождествления «пути», «тропинки» со Христом. А ведь наличие узкого пути, ведущего в Царство Небесное, есть предварительное и главное условие доступа туда. Ибо без «пути» оказались бы малопригодными все пастыри и образцы жизни. Узкий путь к Богу – путь Божий есть во Христе, ибо «Он от Бога исшел и к Богу отходит» (Ин.13:3).

Если есть дорога, соединяющая два населенных пункта, то можно по ней пройти из одного в другой. А если нет дороги, если между городами пропасть, тогда пешеход, живущий в одном городе, никак не может достичь другого.

После грехопадения между Богом и нами образовался разрыв-пропасть, и мы оказались прозябающими на дне этой пропасти. Нет никакого выхода из нее; повсюду слезы, скорби, страдания, стоны; повсюду проклятья, мрак, смерть. И только в вышине порой кусочек неба выглянет, иль звездочка блеснет, иль солнца луч. Так было в мире до ночи Рождества Христова. По смиренному снисхождению Бог воплощается, рождается, приходит в мир как Человек; и в тени и сени смертной – бездонной пропасти падшего мира – тогда начинает сиять свет Его Любви Божественной на всех. «Я есмь Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Нельзя достичь Жизни Вечной, нельзя прийти к Богу Отцу, не приняв спасения чрез веру в Спасителя Христа Бога, не восприняв искупления содеянного Христом.

Иисус Христос распинается на кресте и Собою примиряет падший мир с Богом, Сам становясь Живой Дорогой, ведущей верующих, раскаявшихся грешников и выводящей их из пропасти обитания в горные чертоги Бога Отца Небесного. Каждый может стать на узкий путь следования за Христом. Каждый может свой жизненный путь направить на путь, которым прошел Христос и вошел в славу Свою. Надобно, чтобы человек, взыскующий горний Иерусалим, свой жизненный путь совместил с жизнью Спасителя мира; и это для человека будет тогда восхождением из пропасти129.

Блаженный Августин в произведении «О граде Божием» образно представляет под «градом земным» нашу теперешнюю жизнь, а под «Градом Божьим» – жизнь святых в горнем Иерусалиме.

Земля. Голгофский холм. На нем – распятый на кресте Спаситель. Он страданиями Своими, своей крестной смертью победил зло, смерть, диавола и, воскресши, вошел в славу Свою. И тот, кто хочет достичь блага, радости, совершенства, спасения в единении с Богом, должен стать на путь христоподражательной жизни. Жизнь Христа – единственный спасающий нас путь жизни, ибо Он – единственный Живой Путь, Которым приходят к Отцу. Так, поперек бесконечной бездны, отделяющей человеческий род от Божества, тварь от Творца, грешника от Святого, Иисус Христос перебросил неизменный Путь в Своей собственной воплощенной жизни. Именно этим путем Он Сам прошел в присутствие Бога Отца и посредством этого же пути будут приходить все, кто приходит к Богу чрез Него. Он идет к Отцу как Сын, исполнивший смиренно волю Его, а все Его последователи будут приходить к Отцу через свое единение со Христом. Он – их Путь. Вся воплощенная жизнь Иисуса Христа поистине есть Путь для Него последователей. Только в единении с Ним, только чрез него они могут преодолеть разделяющую их от Бога бездну – пересечь бездну, – и достичь обителей Отца Небесного.

«Я иду приготовить место вам; и когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я.... ты иди за Мною» (Ин.14:2–3, 21:22).

* * *

129

«Христианство изменило жизнь в людях, изменив в них идеал жизни... Вера во Христа представляла совершенный идеал бытия человеческого...» (Победоносцев К.П. Победа, победившая мир. М., 1905. С. 15, 44).


Источник: Путь к истине – смирение и любовь / Свящ. Михаил Труханов. - Москва, 1999. - 160 с.

Комментарии для сайта Cackle