Источник

XXVII. Два направления в искусстве: одно – к Богу, другое – от Него

Да, искусство, литература обладают чудесной способностью, по выражению лауреата Нобелевской премии Александpa Солженицина, «переносить неопровержимый, сгущенный опыт от поколения к поколению,... оберегая целую нацию от избыточного или ошибочного или даже губительного пути, тем сокращая извилины человеческой истории». Но искусство, литература, как и всякое проявление высшей деятельности человека, может исходить как от духа Истины, так и от духа «лестча». Нам, христианам, рекомендуется: «Испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1Ин.4:1–3).

Поэтому и искусство и литература могут изображать, воодушевлять и призывать к тому конечному источнику, которым они вдохновляются. Иначе говоря, одно искусство может в людях воспитывать Божие и узким путем направлять их к Богу, а другое, наоборот, – воспитывать в них то, что противно Богу и направлять людей по широкому пути к противнику Божию.

Произведение мирского, плотского примитивного искусства и воспитывают человека в услаждении плотским примитивизмом мира сего и призывают его к чувственности, похоти плоти, похоти очей и гордости житейской.

Человек малюет картину, возбуждающую в зрителях похоть, и мы его прославляем как художника, а не судим его как соблазнителя. Ибо даже в среде самих христиан грех (как и сама жизнь) толкуется поверхностно. В обществе нашем нет процессов, осуждающих грех. Мы, христиане, забываем, что наш Божественный Учитель вменяет в грех не только факт содеянного зла, но и порочную мысль, усматривая прелюбодеяние во взгляде и убийство в чувстве ненависти (ср.: Мф.5:28; 1Ин.3:15).

Произведения духовного искусства говорят нам о том, что не от мира сего; они приоткрывают нам черты и характер той совершенной жизни, которая дана нам во всей полноте в Иисусе Христе – именно той совершенной жизни, которою человек призывается жить.

Человек может наслаждаться низменной чувственной стороной своего «я», смакуя эротические возбуждения, вызываемые зрелищем произведений примитивного плотского искусства, воспроизводящих чувственную жизнь плотского человека (например, порнография). Но человеческая личность может наслаждаться и духовной стороной своего «я» от произведений духовного искусства, воспроизводящих чистую, любвеобильную, безгрешную, светлую и святую жизнь Бога во плоти.

Поэтому выбор искусства – плотского или духовного – всецело обусловливается характером тяготения, стремлением самой личности. Дело в том, что человек плотской, чувственный «не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор.2:14). Плотской человек избирает и находит удовольствие в произведениях низменного плотского искусства и уклоняется от произведений возвышенного, духовного искусства. А человек, стремящийся к своему духовному совершенствованию, будет стремиться к раскрытию своего первозданного назначения (быть образом и подобием Бога) и его осуществления в условиях своей жизни, а потому он и будет избирать и находить удовольствие в произведениях духовного искусства, воспитывающих и возвышающих духовную сторону его личности.

Сказано: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33). С преподобным – преподобным будешь, с беззаконным – развратишься (ср.: Пс.17:26–27). Нельзя сохранить свое сердце чистым, целомудренным, постоянно бывая в среде развращенной и отдаваясь зрелищам произведений порнографического искусства. Вот почему и Псалмопевец говорит: «Не положу пред очами моими вещи непотребной;... сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать» (Пс.100:3–4).


Источник: Путь к истине – смирение и любовь / Свящ. Михаил Труханов. - Москва, 1999. - 160 с.

Комментарии для сайта Cackle