священник Михаил Труханов

XXIX. Проблема достоверности

«Предположим, – читаем у отца Павла Флоренского143, – что Господь не только Своим вопившим молчанием, но и тихими словами ответил бы Римскому прокуратору: «Я есмь Истина». Но и тогда, опять-таки, вопрошавший остался бы без ответа, потому что не умел признать Истину за истину, не мог убедиться в подлинности Ея. Знание, в котором нуждался Пилат, знание, которого прежде всего не хватает у человечества, это есть знание условий достоверности.

Что ж такое достоверность? Это – узнавание собственной приметы истины, усмотрение в истине некоторого признака, который отличает ее от не истины. С психологической стороны таковое признание знаменует себя как невозмущаемое блаженство, как удовлетворенное алкание истины. «Познаете Истину и Истина сделает вас свободными» (Ин.8:32). От чего? – Свободными вообще от греха (Ин.8:34), – от всякого греха, то есть в области ведения, от всего, что неистинно, что не соответствует истине. «Достоверность, – говорит архимандрит Серапион Машкин, – есть чувство истины. Оно возникает при произношении необходимого суждения и состоит в исключении сомнения в том, что произносимое суждение когда-либо или где-либо изменится.

Следовательно, достоверность есть интеллектуальное чувство принятия произносимого суждения в качестве истинного. Под критерием истины, – говорит тот же философ в другом сочинении, – мы разумеем состояние, обладающее истиной духа, состояние полной удовлетворенности, радости, в котором отсутствует всякое сомнение в том, что выставляемое положение соответствует подлинной действительности».

«Колумб один открыл Америку и ему поверили, как лицу достоверному... Большинство наших знаний воспринято нами от родителей и учителей на веру и лишь кое-что потом проверяется нашим опытом.

Тоже нужно сказать и о посредниках сверхъестественных откровений. Даже больше. Их нравственные достоинства были настолько велики и бесспорны, что им невозможно не веровать: пророки, апостолы, мученики, пустынники были столь святы, что они свои слова подтвердили потом и подвигами жизни, а многие и мученической смертью. И, если мы верим Колумбам то тем паче обязаны верить Павлу, Петру, Иоанну, сонмам мучеников, подвижникам... Эти лица – великаны, гиганты духа! Кровью своею запечатлевшие проповедь свою! Им не только можно верить, им нельзя не верить!

Документы (Евангелия и Послания) засвидетельствованы очевидцами... И несомненность Евангелий и Деяний Апостолов мне представлялась и сейчас представляется такой очевидной, что я не мог не верить свидетельствам писателей... А если эти документы столь несомненны, то их свидетельства о Божестве Иисуса Христа должно принимать просто без колебаний. И не только «должно», но и просто «невозможно» не принимать. А если не принимать, то это было бы только противоестественным упорством, противоразумным насилием над самим собою, над своим умом, над очевидностью. И я много замечал над собою и другим говорил, что при чтении Писаний не вера трудна, а неверие; чтобы не веровать, нужно бы или сойти с ума, или закрывать глаза от очевидной правды»144.

Итак, Истина Есть. И, знаменательно, что сама по себе Истина никого не осуждает и не убеждает. Она просто Есть. Единая, живая, любящая, вечная Истина – Иисус Христос, Бог. Отсюда, отрицать то, что Есть – безумие и самоосуждение себя на не есть – лишение общения с тем, что Есть, поскольку это Есть отрицается. Истина Есть! Смотрите, слушайте, осязайте, следуйте, подражайте, причащайтесь, живите в единении с Богом. Отсюда, стремление к истине – стремление ко Христу, к Богу. Искание Истины –. искание Бога. Путь достижения Истины – всегда тесный, всегда скорбный единый путь любви и смирения, которым прошел Иисус на земле; путь, который Сам Христос: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин.14:6).

Группа людей, каждая из которых имеет частное представление об истине, объединенных и организованных по какому-либо признаку (национальности, государственности, общности территории, социального строя и т.п.), затем формирует общее для всех представление об истине, в соответствии с которым намечается и избирается путь ее достижения.

* * *

143

Флоренский П., священник. Столп и Утверждение Истины. М., 1914. С. 23.

144

Вениамин (Федченко), митрополит. Вера, неверие и сомнение. 1934–1955. С. 104–105, 114.


Источник: Москва, 1999

Комментарии для сайта Cackle