священник Михаил Труханов

Приложения

Бедствие россиян в богоотступничестве, а возрождение России – во всенародном покаянии и становлении на путь жизни по-Божьи

Господь превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу, землю плодородную – в солончатую, за нечестие живущих на ней (Пс.106:33–34).

С целью наказания и пресечения растления и злодеяния в народах Господь наводил (и наводит!) на них самих и на места их обитания поражающие стихийные бедствия: ураганы, моры, насылает полчища саранчи, наводнения, засуху, землетрясения.

Патриарх Авраам, беседуя с Господом, направлявшим ангелов на истребление городов Содома и Гоморры (вопль которых был весьма велик «и грех их тяжел »), говорил: «Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?»

Господь сказал: Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу весь город и все место сие» (Быт.18:25–26).

В конце разговора с Господом, «Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти » (Быт.18:32).

Со времени грехопадения Промысл Божий использует все в мире (вселенную и все, что в ней) на участие в осуществлении всем сотворенным воли любящего Бога, Пославшего в мир Сына Своего Единородного Господа Иисуса Христа, дабы Его благою вестью о спасении чрез веру в Него и Его крестной смертью искупить грехи мира: спасти согрешившего человека и освободить от рабства тлению стенающую и мучающуюся тварь. По слову апостола Павла, «тварь совокупно стенает и мучается доныне», она «покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим.8:22,20–21).

«Отчего неурожаи, тлетворные ветры, град, настоящее наше поражение и вразумление? Отчего порча в воздухе, болезни, землетрясения, волнения морей и небесные явления? Как тварь, созданная в наслаждение людям, сей общий и равный для всех источник удовольствий, обращается в наказание нечестивых, чтобы мы тем же самым, чем были почтены и за что оказались неблагодарными, теперь вразумились и познали силу Божию в злостраданиях, когда не познали ее в благотворных действиях?».167

«Болезни в городах и народах, сухость в воздухе, бесплодие земли и бедствия, встречающиеся с каждым в жизни, пресекают возрастание греха... Ибо и телесные страдания, и внешние бедствия измышлены к обузданию греха.

Разрушение же городов, землетрясения, наводнения, гибель воинств, кораблекрушения, всякое истребление многих людей, случающееся от земли, или моря, или воздуха, или огня, или какой бы то ни было причины, бывают для того, чтобы уцеломудрить оставшихся; потому что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями»168.

Всякий раз, когда происходит какая-то катастрофа, вызывающая поражение местности (землетрясением, огнем, наводнением), истребление лесов, посевов, источников вод или разрушение и гибель населенных пунктов, судов, самолетов и всего того, что в них, следует считать действительною причиною происшедшей катастрофы – развращенность и крайнюю степень нечестия людей, проживавших в данной местности, данном городе, находящихся на пароходе, в самолете при отсутствии среди них праведников, ради которых могли бы быть пощажены и нечестивцы.

«Бог, благий и милосердный, вразумляет и наказывает нас, чтобы чрез это спасти нас по благости Своей и излить на нас обильные щедроты Свои. Жезлом Своим доказывает Он любовь Свою к нам, в наказании Своем отверзает сокровищницу Свою.

И как ни велико наказание Его, но благость Его несравненно больше. Всякое наказание Его – дар людям»169.

Бури богоотступничества и нечестия волнуют житейское море нашего мира. Страшная катастрофа за оскудение в россиянах веры во Христа Спасителя (особенно среди интеллигенции), за нерадение к Церкви и к жизни христианской, постигла и Россию. В ней произошла великая революция. «Это – революция греха, войны против Творца, Его порядка и всемирной гармонии»170. Россияне оставили жизнь под знаменем Креста Христова и склонились под антихристово знамя безбожия и разврата, чтобы жить во вседозволенности. Люди захотели обойтись без Бога и, не стесняемые уже ни священными уставами Церкви, ни нравственными требованиями естественного закона, ни своею совестью, прямо-таки с бесовской одержимостью торопливо принялись строить земной рай: «город и башню высотою до небес» (Быт.11:4). «Свирепые волны, пенящиеся срамотами своими» (Иуд.1:13), выносят из бездн своих то одного, то другого одержимого бесовщиною вождя. Безбожный вождь бандитской шайки171, на гребне революционной волны обещает народу всяческие блага, в условиях мира, свободы172, братства; и при этом заявляет, что именно он несет спасение человечеству от всех его бедствий, что именно он знает, как надо строить безбожное царство и что только у него есть верный рецепт на достижение человеком счастливой жизни173. Все народы России были призваны к участию в стройке – беспримерной за всю историю человечества – нового коммунистического рая на земле. Причем, одни – это кучка вождей, идеологическая верхушка коммунистов, представляющих, по их выражению, «ум, совесть и честь» самого передового отряда людей (история внесла уточнение: самого передового отряда палачей), а другие – это многомиллионные народы разных наций, подлежащие быть рабами у коммунистических рабовладельцев и стать навозом той земли родной, на которой некогда будто бы будет процветать коммунистическое общество. Кровь же этих миллионов рабов должна служить цементирующим раствором в строительстве возводимого «величайшего по высоте идеологии и нравственному совершенству» человеческого общежития на земле.

«Гордые спасители мира, противопоставлявшие себя и свои стремления – как высшее разумное и благое начало – злу и хаосу всей реальной жизни, оказались сами проявлением и продуктом – и притом одним из самых худших – этой самой злой и хаотической русской действительности; все накопившееся в русской жизни зло – ненависть и невнимание к людям, горечь обиды, легкомыслие и нравственная распущенность, невежество и легковерие, дух отвратительного самодурства, неуважение к праву и правде – сказались именно в них самих, мнивших себя высшими, как бы из иного мира пришедшими, спасителями России от зла и страданий»174.

«Неужели можно признать для человека осмысленной его роль навоза в жизни, служащего для удобрения и тем содействующего будущему урожаю?

Человек, употребляющий навоз с этой целью, для себя, конечно, поступает осмысленно, но человек в роли навоза вряд ли может чувствовать себя удовлетворенным и свое бытие осмысленным»175.

Вот высказывания, характерные для главаря большевистской шайки: «Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше... Пусть девяносто процентов русского народа погибнут, лишь бы десять процентов дожили до мировой революции».

«Погибели предшествует гордость, а падению надменность»176

В Месопотамии, во времена Нимврода, упоминаемого в Библии (Быт.10:8), нечестивцы решили гордо: «Построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя» (Быт.11:4).

Башня предполагалась быть восьмиярусной. Это храмовое строение, посвященное семи чтимым планетным божествам. Каждый ярус башни имел свой отличительный цвет строения и посвящался какой-то из семи планет. Нижний ярус, высотою около 185 метров, должен был служить сборным местом.

«И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали сделать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого... и они перестали строить город и башню» (Быт.11:6–7, 8).

«Смешением языка и рассеянием племен само собой разрушалось богопротивное дело, имеющее целью политическое объединение племен под властью одного из них и притом нечестивого... Этим полагались преграды всеобщему разливу нечестия и разврата из одного средоточия. Если бы существовала всемирная столица, как средоточие нечестия и разврата, и если бы существовал повсюду один язык, тогда весь мир сделался тем, чем в последствии сделалась ханаанская земля, мерзостями своими истощившая долготерпение Господа»177.

Из сохранившихся от древности памятников и документов, удалось установить, что в человечестве всегда с убедительной закономерностью происходило уничтожение государств, крушение цивилизаций и вырождение наций вследствие гордости, погружения в нечестие и разврат, как отдельных правителей, так и их народов. В надменности сердца наиболее наглые из народа пробирались к власти и кичились тем, что они самые сильные, самые мудрые, самые передовые, самые ловкие, самые храбрые, словом, величаясь тем, что они «самые-самые», и потому только они могут властвовать над остальными – над «не самыми».

Один из примеров – Египет XIII века до Рождества Христова (по библейскому описанию).

Очутившийся на троне фараон с золотой змеей на короне, величается как единственный, неподражаемый любимец бога Ра, жестоко господствующий над порабощенными израильтянами.

Фараон поставляет начальников работ и приставников, чтоб изнурять работами израильтян, жизнь которых была «горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Исх.1:14).

В скорби своей израильтяне возопили к Богу, и Господь услышал их: «И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение их, каким угнетают их египтяне» (Исх.3:9). «И увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их – сила, а утешителя у них нет» (Екк.4:1).

По повелению Божию, «Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: отпусти нас в пустыню на три дня пути, принести жертву Господу, Богу нашему».

«И сказал им царь Египетский: для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ от дел его?... вот народ в земле сей многочислен; и вы отвлекаете его от работ его... Ступайте на свою работу» (Исх.5:1,3,4,5). Приставникам же и надзирателям фараон сказал: «Они праздны, потому и кричат: «пойдем, принесем жертву Богу нашему». Дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами» (Исх.5:8–9).

Когда же представители израильтян обратились к фараону с жалобой на тяжесть работы и на то, что приставники фараоновы их бьют, то услышали от него такое: «Праздны вы, праздны; потому и говорите: «пойдем, принесем жертву Господу». Пойдите же, работайте» (Исх.5:17–18).

Дальнейшее известно: Моисей исполнил повеление Господне: «Выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» (Исх.3;10). И «сыны Израилевы прошли по суше среди моря»; в то время, как вода «покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них» (Исх. 14, 29, 28).

«Так говорит Господь Бог: истреблю идолов и уничтожу лжебогов в Мемфисе, и из земли Египетской не будет уже властителя, и наведу страх на землю Египетскую... За беззаконие его Я отверг его... Сердце его возгордилось величием его... Упадет гордыня могущества его. Все князья их – отступники» (Ос.9:15).

Так, нечестие владычествующего подвергает проклятие его самого и все дела его и все, ему подвластное, ему принадлежащее, как-то: родных, скотину, имения, строения, усадьбы, поля и т.п. Ибо Господь определил согрешившему Адаму: «Проклята земля за тебя» (Быт.3:17)178.

Во времена Христовы палестинские жители «были изнурены и рассеяны, как овцы не имеющие пастыря». Видя это, Спаситель говорил тогда Своим последователям: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф.9:36,37–38).

«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:15–16). «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и

Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19–20).

Ныне Россия – от Востока до Запада – нуждается в евангелизации народов, ее населяющих.

Молитва

Господи! Ныне мы, христиане, молимся Тебе: Вышли делателей на жатву Твою в стране нашей, да просветят они народы наши светом Евангелия Христова, дабы все уверовали в Тебя и покаялись, и, исполняя заповеди и постановления Твои, жили по воле Твоей и спасались, во славу Твою. Аминь.

Воспитанные в атмосфере обязательного безбожия179, нынешние россияне оказываются в гораздо худшем положении, нежели жители Палестины во времена Христовы; так как те, будучи правоверными иудеями, все же веровали и знали единого Бога, а большинство наших современников – безбожники. Они не знают ни Бога, ни Его законов; они не понимают святости, да и понятия о грехе не имеют; они не страшатся творить зло; они живут в нечестии, в распутстве, во вседозволенности: живут хуже скотов. Ибо, по слову Господню: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего», «а народ Мой не знает» Меня(Ис.1:3; Иер.8:7).

Общее развращение приводит к общей погибели.

Мы можем с уверенностью сказать, что никакое преступление, никакой соблазн не останутся безнаказанными. Но как совершится это наказание, предусмотреть нельзя. За некоторые пороки и преступления наказание Божие последует скоро и очевидно. Но иногда Всевидящий как бы не замечает нарушителей Его законов и не посылает на них явного наказания. Такое состояние служит признаком отвержения законопреступного народа, который тогда предается еще большим порокам и доходит до того, что начинает богохульствовать, говоря: «Не видит Бог! Не взыщет Бог!». Идя же, доходят до безумия, говоря: «Нет Бога!». Что будет последствием такого состояния? То, что люди сами себе начнут устраивать погибель, сами для себя плести сеть погибели, в которую попадут, и не избегнуть ее.

Оставленные сами с собой, потерявши страх Божий, нечестивцы бесстрашно переходят от одного беззакония к другому. Порок за пороком начинает распространяться в обществе. От головы до ног – все становится как бы покрытым одним греховным струпом. Никто не помышляет о Боге, все растлились и омерзились беззакониями180. Вследствие развращения и отпадения от Бога они лишаются Божия благословения. Без благословения Божия с городом или страною делается тоже, что и с растением, лишенным влаги. Не поливаемый и не орошаемый сад начинает постепенно умирать: листья опадают, ветви сохнут. Тоже делается и с общественной жизнью: лишенная благословения Божия, она начинает замирать. Разумные, честные и трудолюбивые общественные деятели куда-то изводятся. Место их занимает тупость, леность, себялюбие и продажность.

Сколько было могучих государств, сколько было цветущих городов древности? Где они? Где Вавилон, Ассирия? Где империя Рима и Византии? – Пали. Когда началось падение их? Тогда, когда стала упадать нравственность в народе. Зло разносится «оттуда, откуда изгоняется религия»181.

«Да не отделяется никогда государство от Церкви, без которой оно, как тело без души, существовать и функционировать не может».182

«В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней» (Сир.10:4). «Он изменяет времена и лета; низлагает царей и поставляет царей... Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (Дан.2:21; 4:29).

«Земля отдана в руки нечестивых» (Иов8:24). «И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней» (Ис.24:5–6). «Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена; шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней. Земля наполнена прелюбодеяниями» (Ис.24:19–20), «плачет земля от проклятия; засохли пастбища пустыни; и стремления их – зло, и сила их – неправда; ибо и пророк и священник – лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь» (Иер.23:10–11).

«Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников» (Притч.28:2). «Лучший из них – как терн, и справедливый – хуже колючей изгороди» (Мих.7:2). «И попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы» (Иез.20:25). «И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними. И в народе один будет угнетаем другим, и каждый ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею (Ис.3:4–5). «Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело» (Мих.7:3).

Молитва

Господи, Боже наш! Ты сотворил все, и любишь все существующее, ибо «все Твое, душелюбивый Господи». Ты с любовью промышляешь о всей вселенной и направляешь ее бытие к концу времен, Тобою предопределенному. И воля Твоя, Господи, – все спасти; все, гордынею отторгнутое от жизни благодатной и блаженной; все, своевольно от Тебя удаляющееся на «страну далече», в свободу вседозволенности, в свободу похоти плоти, похоти очей и гордости житейской.

Господи! «имиже веси судьбами, спаси» нас погибающих, многогрешных рабов Твоих, во славу Твою. Аминь.

Вся Россия во мраке богоотступничества. Народы доведены до забвения имени Божия. «Нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле»183. «Глубоко погрязли... в распутстве»184 россияне. «Блуд, вино и напитки завладели сердцем их185... отвратительно пьянство их, совершенно предались блудодеянию186... Умножились преступления их, усилились отступничества их187. Все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть188. Влекут на себя беззаконие верьвями суетности и грех – как бы ремнями колесничными189... Дела их не допускают их обратится к Богу своему; ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали»190.

«Все они будут стонать, каждый за свое беззаконие»191. Ибо «беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится»192.

Ныне наша «земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней»193. Еще чрез Моисея сказано было народу избранному: «За то, что ты не служил Господу, Богу твоему, с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему... в голоде и жажде, и наготе и во всяком недостатке194... Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, – и ты скоро погибнешь за злые дела твои, зато, что ты оставил Меня...»195 «И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом; Вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, (доколе не погубит тебя) и доколе не будешь истреблен»196.

Ныне все это предсказанное исполняется и на земле нашей; она «будет пустынею за вину жителей ее, за плоды деяний их»197. «Скот и птицы гибнут за нечестие жителей ее»198. «Ибо сильно блуд о действует земля сия, отступив от Господа» (Ос.1:2).

«Вот, очи Господа Бога – на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли» (Ам.9:8).

Господи! Ты сказал: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших» (Иез.33:11). «Покайтесь и веруйте в Евангелие». «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.1:15; 16:16). «Если... не послушаете Меня, то Я всемерно увеличу наказание за грехи ваши; и сломлю гордое упорство ваше» (Лев.26:18–19). «Слушайте и внимайте; не будьте горды, ибо Господь говорит» (Иер.13:15): «Слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедую вам, чтобы вам было хорошо. Но они не послушали, и не преклонили уха своего, и жили по внушению и упорству злого сердца своего, и стали ко Мне спиною, а не лицем» (Иер.7:23–24). «О, если бы народ Мой послушал Меня, и... ходил Моими путями!»

«Горе им, что они удалились от Меня; гибель им, что они отпали от Меня!» (Ос.7:13).

Господи боже наш!

Ты – Вечносущий, Всемогущий, Всеведущий. Ты – Все-любовь, Ты – Всеблагодать, Ты – Всесовершенство. Ты – невидим, непостижим, неизъясним.

Ты послал в мир Сына Своего, «чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3,17), и даровал жизнь вечную верующим в «Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3), Который открыл нам имя Твое, любовь Твою и волю Твою (ср.: Ин.17, 26). Ты Сам, Господи, – и зримо и ощутимо явил нам Себя во Христе Иисусе (ср.: Ин.1:18).

Во все времена человеческой истории Господь промыслительно вмешивается в жизнь населяющих землю людей, пытаясь отвратить их от жизни греховной и направить их на спасительный путь жизни в смиренном послушании Его слову. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» Своем Иисусе Христе, Господе нашем (Деян.2:1–2).

Спаситель говорит: «Покайтесь и веруйте в Евангелие... Придите ко Мне,... и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим» (Мф.11:28–29).

Господь увещевал Своих последователей терпеливо сносить ненависть, гонения и страдания от всех народов за имя Его (ср.: Мф.5:11, 12; 10:22–23; 24:9; Ин.15:20), и притом радоваться и веселиться, памятуя Его напутственное обещание – не оставить верующих в Него сиротствующими и быть с ними во все дни до скончания века (ср.: Ин.14:18; Мф.28:20).

Господь говорил: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.24:12). Он предсказал восстания одного народа на другой, войны между царствами; голод и землетрясения по местам; начало тяжких и неисцельных болезней и наступление бедствий, гибельных для всякой плоти (ср.: Мф.24:12, 7, 8; Отк.9:18).

Господь говорил: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин.6:9). «А неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин.3:18). Он говорил, что настанет время, когда «мерзость запустения» будет стоять «на святом месте» (Мф.24:15); и – «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8).

Ныне сама жизнь наша и события, происходящие в мире, подтверждают истинность сказанного в Писании.

Господь наш Иисус Христос говорил: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня, а если иной придет во имя свое, его примите» (Ин.5:43). «Многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» (Мф.24:5)199.

Попущением Божиим, всесокрушающая круговерть бесовщины охватила и Россию. Легионы бесов вошли в ее тело; оттого и одержимыми стали целые миллионы ее членов – россиян200. Волнения в России вынесли и вознесли на гребень волны высокой таких одержимых бесовщиной вождей – «спасителей» народов и основателей нового государства, которые, начав с осквернения и разрушения народных святынь201, приступили тотчас же к насильственному насаждению безверия в людях и, конечно же, к всяческому утеснению жизни и унижению общественного положения верующих. По причине «темного» и «отсталого» мировоззрения верующих, они не могли быть допускаемы до деятельности педагогической, врачебной и юридической «не говоря уже о возможности верующему человеку работать в прессе, или ходить в начальниках, или занимать место в учреждениях государственной власти». Вскоре все просторы земли нашей стали заливаться кровью неповинных страдальцев за веру, за Церковь, за правду жизни христианской (за жизнь по совести)202; поскольку, по мнению вождей, люди, верующие в Бога, всегда будут мешать делу превращения России в безбожное государство.

«Они ненавидят обличающего... и гнушаются тем, кто говорит правду» (Ам.5:10). «Не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению» (Ис.59:15). «Кровожадные люди ненавидят непорочного... и мерзость для нечестивого – идущий прямым путем» (Притч.29:10, 27).

Декретом провозглашена свобода совести, и бессовестность законом стала у безбожных203.

Стоя на фундаменте марксистских наук, вождь обещает россиянам построить рай в ближайшие пять лет204. Они прошли. За годы эти успешно колхозный фундамент зацементирован кровью десятка миллионов крестьян, умученных и угнетенных. Вторые пять лет рай продолжают строить, хотя и с головокружением от успехов. Потом строили еще пять лет, потом еще, и еще, и еще...

Ложь повсеместно расцвела и безнравственность отныне неподсудной стала; и явным, бесстыжим стал разврат; преступность возросла тысячекратно; и хлеба стало людям не хватать, и сахара, и мяса, и молока, и овощей. И жители

России стали голодать. Словом, во всем стал ощутим прогресс безбожья, к погибели души ведущий («ибо призвал Господь голод и он придет на сию землю» (4Цар.8:1)). «Жить стало лучше товарищи, жить стало веселей!», – сказал один из одержимых бесовщиною вождей.

Уже привычно россияне шагали пятилетками вперед; и все строили и строили – строили, правда, особенно масштабно лагеря и тюрьмы.

И слышался крик очередного безбожного вождя: «Мы нынче в зрелой стадии постройки; достроим рай, и сделаем его столицу образцовым городом! Я заверяю: наше поколение уже будет жить в построенном нами раю!».205

Для верующего в Бога человека противно бывает и слушать-то подобную «научно-обоснованную» речь вождя – лжехриста о построении безбожного рая на земле и самой столицы коммунистического вавилона.

«Наши строители, – говорил патриарх Тихон в Храме Христа Спасителя за новогодним молебном 1 января 1918 года, – желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир... И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужду, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих... И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится Русское Государство... Церковь осуждает такое строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге».

В Москве на месте взорванного в 1931 году Храма Христа Спасителя затевалось строительство «Дворца Советов» (по проекту Иофана и других), предназначенного служить величественным памятником созидателям коммунизма на земле. Оно должно быть самым грандиозным и самым высоким в мире. Семидесятиметровая статуя гениального основателя теперешнего государства должна была бы увенчать собою тот дворец. К началу войны (к 1941 году) было вчерне завершено строительство фундамента и подземных сооружении дворца, а затем... все это пришлось ломать!206 Так как в условиях военного времени огромное скопление металлических конструкций особо легированной стали (марки «ДС») вызывало местную магнитную аномалию и могло служить верным ориентиром для вражеских бомбардировщиков. Пришлось срочно стальные конструкции пилить и вывозить из Москвы по заводам на переплавку, а затевавшееся сооружение грандиозного памятника строителям коммунизма на нашей земле превратилось, после извлечения разрушаемого фундамента, в грандиозную обширную и глубокую яму, которая поначалу служила купальней для московских собак, а потом была переоборудована в платную купальню, но для самих москвичей.

Сказано: «Не опустошай места покоя» верующего (Притч.24:15). Господь «разрушает замыслы коварных, и руки их не довершают предприятия» (Иов5:12). «Желание нечестивых погибнет» (Пс.111:10; Притч.10:28). «Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!» (Ис.8:10). «Господь сотрет препирающихся с Ним» (1Цар.2:10).

У христианина, знающего Писания, ответ на обещания безбожного вождя народу российскому – в скором времени жить в коммунистическом раю, – может быть дан словами пророка Иеремии: «Господь тебя не посылал, и ты обнадеживаешь народ сей ложно» (Иер.28:15). И слушать тебя не следует, так как всякая ложь должна быть ненавистна, как порождение, как детище отца лжи – диавола.

«Сын мой! Если будут склонять тебя грешники, не соглашайся» (Притч.1:10). «Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды. Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды» (Исх.23:1–2). «Нечестивые отреклись соблюдать правду» (Притч.21:7). «Напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь... Правды не говорят; приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» (Иер.9:3, 5).

Неприязненное отношение у верующего бывает и к речам лжепророков (идеологов материализма, агитаторов, пропагандистов, преподавателей общественных дисциплин, журналистов и прочих безбожных профессионалов), то есть всех, тех безбожных книжников, которые в угоду своему нынешнему вождю могут и истую правду превращать в ложь (ср.: Иер.8:8). О прихлебателях лжеспасителя – лжепророках вводящих в заблуждение народы, Господь говорит: «Они грызут зубами своими – и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну» (Мих.3:5).

Устроение в России безбожного царства и есть сооружение той греховной стены, что производит «разделение между» россиянами и Богом. При этом лжепророки принимают на себя позорную роль замазывать, приглаживать и лакировать цветистой ложью шероховатости и изъяны на устрояемом безбожном царстве (что и означает по тексту пророка Иезикииля: обмазывать «стену грязью»), с тем, чтобы это сооружение нового вавилона в России, то есть сама строящаяся богопротивная стена выглядела более привлекательной. Но, «так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам; они обманывают вас, рассказывают мечты своего сердца» (Иер.23:16). «Они вводят народ мой в заблуждение, говоря: «мир», тогда когда нет мира; и когда он строит стену207, они обмазывают ее грязью, скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет» (Иез.13:10–11). «Пророки пророчествуют ложное,... они возвещают вам... пустое, и мечты сердца своего; и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением,... они никакой пользы не приносят народу сему» (Иер.14:14; 23:32).

Гремит с трибун высоких ложь208, и все диавольские исчадия среди россиян верят лжи. Лжеспасителям и лжепророкам не верят те, кто своим Вождем, Наставником и Отцом имеет Бога, Спасителя мира (ср.: Ис.9:6; 63:16, 55, 4; 58:11; 3Езд.16:76). Верующие в Бога люди знают, что только Господь есть «Солнце правды» (Мал.4:2), и что только у Него «правда и сила» (Ис.45:24); ибо Сам Господь наш Иисус Христос есть единая, вечная, живая Истина, равно как и всякое, исходящее из уст Его слово (ср. Ин.11:6; 17:17). Верующий никогда не поверит безбожному оратору, зная, что «нет в нем истины. Когда он говорит ложь, говорит свое; ибо он лжец», как и отец его – диавол (Ин.8:44). «Если он говорит и нежным голосом, не верь ему; потому что семь мерзостей в сердце его» (Притч.26:25).

У неверующих в Спасителя Бога – в живую Истину, в воплощенную и спасающую Любовь – есть как бы «узда, направляющая к заблуждению» (Ис.30:28). Сказано, что люди, не принявшие от Христа Бога «любви истины для своего спасения,... будут верить лжи» (2Фес.2:10,11). «Поелику они не веровали истине, чтобы спастись, – истолковывает это место Писания преподобный Ефрем Сирианин, – то веруют обману, чтобы погибнуть»209.

По действию заблуждения (ср.: 2Фес.2:11), богоотступники всегда преданно веруют всякому оказавшемуся у власти вождю, который, принуждая россиян строить безбожный рай, тем самым, якобы спасает их от бедственной и скорбной жизни. «Вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут» (Ис.9:16; ср.: 3:12). «И многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф.24:11). «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф.24:24).

И только бесовской одержимостью можно объяснить веру богоотступников в великого злодея – вожака злодейской шайки, коего они прославляли (десятилетия прославляли), как отца родного, как непогрешимого и гениального во всем вождя народов210. «Злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски» (Ис.24:16). «Они не заснут, если не сделают зла» (Притч.4:16). «Они умны на зло, но добра делать не умеют» (Иер.4:22), – «гордые вожди шайки убийц и крамольников»211. Злодеи, засевшие в Кремле московском, чинили кровавую расправу над «врагами»: их расстреливали, ими заполняли тюрьмы, их отправляли в лагеря и ссылки. – Так, «сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудием! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы... Князья твои – законопреступники и сообщники воров» (Ис.1:1,23). «В городе люди стонут, и душа убиваемых вопиет, и Бог не воспрещает того» (Иов.24:12). И поистине, в тюрьмах под пытками стонали узники и сначала «раскалывались» перед палачами в признаниях и самообвинениях, а затем подвергались физическому уничтожению.

От Москвы до самых до окраин» разместились концентрационные лагеря – «острова» Архипелага ГУЛАГа (по меткому определению А.И. Солженицина). «Наполнились все мрачные места земли жилищами насилия» (Пс.73:20).

«Слушайте, возлюбленные Мои, говорит Господь: вот перед вами дни скорби, и от них Я избавлю вас. Не бойтесь и не сомневайтесь, ибо вождь ваш – Бог» (3Езд.16:75–76). «Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам... И будет Господь вождем твоим всегда» (Ис.55:4;58,11). Спаситель говорит Своим последователям: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (Йн.16:33).

Вышки, заборы с колючей проволокой, палатки или бараки, окрик конвойных солдат: «Не вертухайсь!», и лай сторожевых овчарок знакомы многим миллионам заключенных, побывавших на тех островах. Многие из них, уже вскоре по прибытии туда становились «доходягами»212 – вследствие систематического недоедания и непосильного принудительного труда.

В палатках и бараках – грязь и вонь, клопы и вши; и тут же мат, грабежи и побои; и тут же поверки и шмоны. Плюс к этому скученность всегдашняя, да личные болячки от травм, от расчесов и потертостей; и плюс еще – отморожения, постепенное истощение, прогрессирующее слабоумие и, наконец, водянка или пеллагра с ее профузным поносом. Потому-то лишь немногие выходили оттуда; большинство – (миллионы) осталось лежать там в безвестных захоронениях (доказательством чего служит частая и полная обновляемость островных контингентов). Смерть не тысячами, а целыми миллионами косила свой урожай на островах ГУЛАГа, поставляя и в Церковь русскую многотысячные сонмы святых новомучеников и исповедников.

Гении зла

Безбожник отрицает духовность (присущую всякому человеку по естеству), а совесть свою сводит до приемлемого им минимума, до некоего социального понятия об индивидуальном самоконтроле, который не является единым для всех и которым при случае можно пренебрегать. И потому у безбожника, живущего во вседозволенности, совесть легко обращается в бессовестность, а чувство стыда столь же легко преодолевается бесстыдством. Безбожник в гордости своей так раздувает свое «я», что сам в себе говорит: «Бога не боюсь и людей не стыжусь» (Лк. 18, 4), и потому нечего мне стесняться этих – ничтожных, прочих... Ужели мне стыдиться вот этих-то беспартийных или еще в Бога верующих?!»213.

Гордец ищет верховенство над другими, вожделеет дорваться до властительства. Он, как бы становясь на ходули, пыжится стать выше других, чтобы свысока, с презрением смотреть на других.

Все гордецы (и каждый из них) считают себя самыми сильными, самыми ловкими, самыми храбрыми, самыми мудрыми, самыми передовыми. Таковые, как правило, жестоко и бессовестно расправляются с теми, которые у них стоят на пути к властительству – с людьми скромными, добротолюбивыми, смиренными, живущими по совести214. Гордые нагло захватывают для себя право вседозволенности, представляя другим – как не принадлежащим к «самым-самым» – право быть их рабами, которые в полной пости обрекаются на изнурительный труд, обеспечивающий роскошную жизнь властителей.

Волчья стая признает над собою власть вожака – матерого волка.

Атаман шайки в повиновении держит всех своих бандюг. И рядовые его соратники по грабежу и душегубству, – чтобы не попасть в немилость, – возводят (добровольно) атамана своего «самого-самого» – на пьедестал кумира общего. И чтут его, и покоряются ему, и пресмыкаются пред ним. – Таков порядок в бандитской шайке.

Как мухи к меду, номархи липли к фараону, помыкая феллахами и обдирая их именем «любимца богов», которого все египтяне обожествляли уже при жизни.

Опричнину завел себе наш царь Иоанн IV. Он в памяти народной так и остался «грозным» – великим в кровопролитии невинном и в нечестии. И – только!

Царь Петр I по живому телу Руси рубил с размаху преданья старины глубокой и головы ее приверженцев. А через окно, им пробитое в Европу, полезли к нам соблазны вольнодумства всякого. Великий в кощунствах над старым благочестием, он старался европейскою новизною преобразовать страну и, к сожалению, обычным и средь русских сделал многие европейские непотребства.

Настоящий властелин тот, кому все разрешается. Наполеон «тратит полмиллиона людей в московском походе... И ему же, по смерти, ставят кумиры, – а стало быть, и все разрешается. Нет, на этаких людях, видно, не тело, а бронза!»215

Облик гения зла обрисован в пророческом видении Даниилом: «Когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве. И укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения, и успевать, и действовать, и губить сильных и народ святых. И при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен – не рукою» (Дан.8:23–25).

Властитель народа – вождь, захвативший в свои руки ничем не ограниченную власть над подданными, обладающий телесным здоровьем и роскошно живущий, сразу же впадает в такую гордость, что и сам начинает верить и в свою гениальность, и в свое превосходство над прочими.

Соратники вождя по душегубству (будучи на положении прихлебателей) так величали его, так рабски пресмыкались пред ним, что даже его явному зверству и явным его нелепостям, ошибкам и просчетам во властительстве – усердно (в страхе) аплодировали, сознавая, что такому гению все разрешается.

Ему тут стало мниться, что он-то и есть «самый-самый» гениальный вождь и мудрый правитель, великий ученый и блестящий практик. Но и этакое самомнение вскоре стало недостаточным для властителя. Он уже недовольствуется величием своим, явно чувствуя: «мое «я» для меня мало!». И он наедине твердит: «Мне опротивели все эти нарочитые, лицемерные пресмыкательства предо мною соратников моих и всех прочих. И услады я теперь уже не чувствую от бурных рукоплесканий и громкогласных похвал подобострастной толпы... То-ли бывало некогда в Египте, когда никем не заставляемый феллах простирался ниц пред обожествленным фараоном и твердил: «Целую прах у ног твоих»... Об эдаком, пока я лишь могу мечтать...»

Властитель беспокойно роется в исторических фолиантах, читает о «самых-самых» чем-либо знаменитых личностях прошлого, чтобы хоть что-то из пунктов их величия позаимствовать для себя и прибавить к величию собственному, дабы оно могло стать сверхчеловечным. Тут самолюбие охватило вождя. Страсть самолюбия, как и всякая страсть (плотская, стяжательная, винопительная), имеет начальником своим беса. Вождь одержимым стал, стал бесноватым.

«Гордость сердца» (Авд.3) властителя обольстила его, и решение утвердилось в нем: «Я превзойду все знаменитости прошлых времен»

– «Я, насаждая в народах научный атеизм, осквернил, разрушил и сжег около пятисот монастырей и более пятидесяти тысяч храмов. Меня ль в веках могут забыть потомки216, если доселе – более 2300 лет! – помнят Герострата, спалившего всего один лишь Артемидин храм в Ефессе?!»

– «Я объединю все страны мира в «Союз нерушимый республик свободных»; то есть в единое коммунистическое человечество. И что пред этим жалкие попытки Александра о создании греко-македонской державы от Египта до Индии или захватнические походы монголов во главе с Чингисханом и Тамерланом?!».

– «Я написал Четвертую главу (вошедшую в «Краткий курс ВКП(б)»), излагающую суть моей философии; так что теперь (во избежание преступного инакомыслия) нет надобности изучать по первоисточникам ни древнюю, ни новую философию. Отныне никто и в руки не посмеет брать философских творений Платона или Гегеля... Свое мировоззрение – по мне! – пусть формируют люди!»

– «Я поистине гениальный победитель народов; ибо мною на островах Архипелага ГУЛАГа захоронено около ста миллионов врагов народа. И пигмеями ничтожными выглядят предо мною такие завоеватели, как Наполеон, с миллионом погибших в сражениях воинов, и даже Гитлер, погубивший около одиннадцати миллионов людей»217.

– «Я объективно должен засвидетельствовать, что во всех областях науки и культуры, с древнейших времен до наших дней, нет такой знаменитости, которую бы я не превзошел. В истории мира не было человека, подобного мне; имя мое – составлялось из самолетов и проносилось в поднебесье над миллионами кричащих: «Да здравствует Сталин!»

И в потрясающем успехе «надменного сердца», властитель продолжал: «Силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен; и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их и низвергаю с престолов, как исполин; и рука моя захватила богатства народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул» (Ис.10:12,13–14).

– Я ныне, в память о себе, как создателе коммунистического рая на земле сооружаю грандиозную во всех отношениях столицу мира. И что пред нею бесформенная груда камней, оставшаяся от Вавилона древнего и от Навухудоносорова Вавилона?! И что ныне разваливающаяся пирамида Хуфу?! Или Великая Китайская Стена, никого ни от кого ныне не защищающая?!

– Я брошу клич: «Построим себе город и башню до небес; и сделаем себе имя»! И все, как одержимые, приступят к стройке.

– Я построю «Дворец Советов» (на месте мною разрушенного Храма Христа Спасителя), высотою и обширностью превосходящего все сооружения, имеющиеся на земле».

Я.... Я...

И строится «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Отк.17:5). Строится поистине великая блудница, «сидящая на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле» (Отк.17:1–2). «Жена же... есть великий город, царствующий над земными царями... Жена упокоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» (Отк.17:18,6).

«Люди захотели обойтись без Бога и создать мировую цивилизацию «с башней до небес». Наши российские строители никак не могли унизить себя для того, чтобы задумать обыкновенное человеческое здание по разумному человеческому плану, а непременно желали построить «башню до небес» – Вавилонскую башню!... Не могли они удовлетвориться обыкновенным, здоровым и добрым шагом, каким человек идет на работу, каким он с работы возвращается домой, – они должны рвануться в будущее семимильными шагами...»218.

Уже в первые полгода после октябрьской революции безбожные вожди, захватившие в России власть в свои руки, пролили больше крови, нежели было ее пролито за все годы правления династии царей из дома Романовых.

«Горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!» (Авв.2:12).

«Не может никакое земное царство держаться на безбожии: оно гибнет от внутренней распри и партийных раздоров. Посему и рушится Держава Российская от этого беснующегося безбожия»219.

Обещанный вождями рай строится для антихриста и свиты его, для тех, кто примет от него печать и будет ему поклоняться. Для россиян же прочих, то есть для верующих в Бога и не принявших печати антихристовой, «наступят времена тяжкие» (2Тим.3:1). «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Отк.12:17).

Спаситель Своим последователям говорит: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимыми всеми народами за имя Мое» (Мф.24:9).

Уже за дюжину перевалил счет пятилеток, коими отмеривают коммунистические вожди свои шаги в строительстве безбожного рая в России. Ныне не только россияне узрели явно, но и всем народам в мире стало ясно, что близок час, когда на российской земле построен будет сущий ад; причем, ад будет построен к моменту наступления эпохи, равной, по определению Апокалипсиса, «времени, времен и полвремени».

«Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную... Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк.21:26,28).

Еще в 1905 году святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Россия, если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью святой. И если не будет покаяния у народа русского, конец мира близок. Бог отнимет благочестивого царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозванных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами»220. Однако верующим во Христа и любящим Его, Спаситель обещал, что не оставит их сиротами (ср.: Ин.14:18) и будет с ними «во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:20). Потому у христианина не должно быть панического страха и отчаяния при слышании об адских бедствиях, уже наступающих в мире. Ибо с любовью к Богу для человека везде рай; без нее – везде ад. Быть в единении любви со Христом – и радостно и спасительно! Сподоби, Господи!

Приведем и покаянную молитву, ныне уже известную многим.

Покаянная молитва

Господи, помилуй, прости и спаси нас!

Мы все повинны в том, что при господствовавшем в стране безбожии утратили ревность соблюдения евангельских Христовых заповедей и строгость нравственного поведения. Господи, прости нас.

Мы не препятствовали осквернению святынь наших, разорению храмов и монастырей. Господи, прости нас.

Мы боялись перед людьми явно, смело исповедовать даже свою веру в Господа нашего Иисуса Христа. Господи, прости нас.

Мы трусливо молчали и не протестовали, слыша и зная о миллионах гонимых, заточенных в тюрьмы и лагеря, истязаемых голодом, холодом, тяжкими работами и расстреливаемых за правду жизни христианской. Господи, прости нас.

Мы раболепно приветствовали, рукоплескали богохульникам, нечестивым властителям и убийцам. Господи, прости нас.

Грехи наши и народа нашего свидетельствуют пред Богом против всех нас. «Горе нам, что мы согрешили!» (Плач.5:16). Господи, прости нас.

Ныне у нас повсюду обман и нечестие, обида вдов и сирот, словоблудие и растление молодежи, пьянство и разврат, душегуоительство нерожденных младенцев, убийства и явное, уже узаконенное, служение сатанизму.

Мы в ужасе от того, что видим и что слышим. «Ужас отовсюду!» (Иер.49:29).

Господи! Вышли делателей Своих на жатву Твою в страну нашу, дабы они просветили народы России светом Евангелия Христова, укрепили их в вере, привели к покаянию и наставили на спасительный путь христианской жизни.

В руке твоей, Господи, «власть над землею»221. Ты владычествуешь «над царством человеческим»222 и кому хочешь даешь его. И, зная это, мы смиренно умоляем Тебя, Господи, воздвигни в правителя страны нашей «человека потребного», мужа по сердцу Своему, православного христианина, дабы он равно относился ко всем народам нашим, исполнял благую волю Твою, направлял народы России к вере, покаянию и спасительной жизни в Церкви Православной.

Господи! Зная, что за тяжкие грехи отцов наших и за нашу греховную жизнь гнев Твой обрушился на Россию и на народы, ее населяющие, мы, ныне, умоляем Тебя, Господи, возбуди в нас, народах России, сокрушение сердечное о грехах отступничества от евангельского учения Христова и побуди всех нас в нарочитом трехдневном посте к всенародному покаянию, дабы Ты, Господи, презревши на скорбь и сердечное раскаяние наше о содеянных нами и отцами нашими грехах, помиловал и простил всех нас.

Господи! Отврати гнев твой, праведно движимый на нас и на страну нашу. Помилуй нас и направь нас на спасительный путь жизни по заповедям Твоим, по воле Твоей святой.

Господи! Прости грехи наши тяжкие, содеянные нами делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствами. Укрепи нас Своею святой благодатию, чтобы нам впредь жить по воле Твоей и не грешить, призывая Твое Всесвятое имя в помощь и спасение, все делая во славу Твою. Аминь.

Господи Боже наш!

Благослови данное нам обиталище и наше пребывание здесь. Прости наши прошлые грехи и помилуй нас по велицей милости Твоей. Прими нашу всегдашнюю благодарность Тебе, Господи, за промыслительное попечение о нашем спасении, направляющее нас обстоятельствами, скорбями, болезнями по спасительному пути христианской жизни.

Прими нашу жертву хвалы, радостно возносимую Тебе, Господи, ибо Ты СУЩИЙ, а мы – рабы ничего не стоящие, кратковременные, слабые, грешные; но мы – Твои, Господи, верующие в Тебя, с любовью признающие власть Твою и знающие любовь Твою к нам и ко всему сотворенному.

Прими и наши литургические умилостивительные жертвы, приносимые Тебе во имя Господа нашего Иисуса Христа о спасении душ наших и о всех и за вся, во славу Твою. Аминь.

Притча о талантах

Притчу о талантах Господь наш Иисус Христос закончил повелением: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.25:30), определяя тем самым ее универсальный, всеобщий характер; ее приложимость ко всем имеющим уши слышать; ее огромно-важное, жизненное значение для всех обитателях во вселенной. Все люди, все существа, все живое, – все, что только наделено способностью слышать – «да слышит!». Так повелевают божественные уста господа нашего Иисуса Христа.

Вникнем же в содержание этой притчи Господней, обязательной для слушания всех.

Господин сначала раздает таланты своим рабам – каждому по его силе: одному – пять, другому – два, иному – один; а затем «по долгом времени», требует у них отчета». При этом обнаруживается, что раб, получивший пять талантов, является к господину с другими пятью талантами, которые он приобрел на них; получивший два таланта также приумножил за это время их и является к Господину с другими двумя талантами. А получивший один талант подходит к господину и, укоряя, говорит: «Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (Мф.25:24–25)

Тогда господь укорившему Его сказал: «Лукавый раб и ленивый!.. Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у не имеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросите во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:26,28–30).

Страшное определение Господина о рабе, скрывшем один единственный талант в земле, то есть всю любовь обратившему на свою плоть и на ее наслаждения.

Что же такое талант, и почему почетной обязанностью каждого верного и доброго раба является его приумножение?

Талант в христианском понимании есть дар Божий, дар любви Божественной; это то, чистое, духовное, бессмертное, святое, Божественное, что есть в каждом человеке, как в образе Божием.

И если среди нас и нет талантливых в человеческом понимании (нет же среди нас ни талантливых ученых, ни изобретателей, ни писателей, ни музыкантов, ни ораторов), то в понимании христианском все мы, созданные по образу Божию, наделены и обладаем, по крайней мере, одним талантом – талантом любви Божественной. Ибо в тело человеческое Создателем была вдунута порция любви Божественной, порция Духа Животворящего от дыхания Вседержителева. Поэтому никто не смей жаловаться и говорить о бесталанности своей. Помните, каждому из нас от Бога дано Божественное по силе. Дана Любовь Божественная каждому, дана для приумножения. И в нашей воле, в нашей власти – как мы любовью Божественной будем распоряжаться в жизни.

Вспомните другую притчу Христову о милосердном самарянине. Священник, увидев израненного разбойниками, «прошел мимо», а самарянин оказал милость иудею, попавшемуся разбойникам. И вот вам результат: священник и левит, имевшие в себе дар Божий – Любовь Божественную – не преумножили таланта, ибо не проявили любви к нуждающемуся, а самарянин – проявив любовь к тому, кто

нуждался в ней – приобрел еще один талант на талант Любви Божественной, в нем имеющийся.

Говоря о приумножении талантов делами любви, милосердия и добра мы видим бесконечное множество святых, которые успешно приумножили им данную любовь в условиях жизни земной и вошли в радость Господа своего, в Жизнь Небесную. А с другой стороны мы видим множество тех, кои не приумножили единственного своего таланта в жизни земной, но всю жизнь зарывали его в землю: своей самолюбивой, нечестивой, плотской жизнью.

Тело человека – земля; ибо Господь Бог создал «человека из праха земного» (Быт.2:7). И потому тот, кто всю свою заботу и внимание обращает на плоть (здоровье своего тела, физическую силу, удовлетворение плотских наслаждении), кто создает из своей плоти божка, кто весь смысл своей жизни видит в служении плоти, для кого «чрево» является богом,– такой человек поистине зарывает талант свой в землю.

Вот почему и сказано: «Живущие по плоти угодить Богу не могут» (Рим.8:8). Ибо таковые любят только свою плоть и уже не способными оказываются к актам милосердия по отношению к другим, поскольку их самолюбие направлено на то, чтобы ублажать свою плоть, давая ей плотские греховные наслаждения в страстях и пороках.

Итак, талантами обладают все люди, и каждый может приумножать свой талант посредством распространения дел любви в служении окружающим ближним. Спаситель сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Вот предел приумножения талантов!

Сподоби, Господи, и нам с любовью служить Тебе и ближним! Сподоби Господи, с любовью делать все потребное для ближних и, если понадобится, отдать и жизнь свою во имя вечного спасения ближних.

«Кто имеет уши слышать, да слышит!» Аминь.

* * *

167

Свт. Григорий Богослов. Творения. СПб., 1912. Т. I. С. 234.

168

Свт. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. Т. II. С. 153.

169

Прп. Ефрем Сирин. М., 1887. 4. V. С. 83.

170

Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Созерцательное подвижничество. СПб., 1907. С. 89.

171

«Как тут не вспомнить французского революционера Ж. Дантона (кстати, и казненного, революционерами же, в 1774 г.), сказавшего: «В революции всегда власть попадает в руки больших злодеев». Революционеры, как вестники ада, жаждут разрушения, беспорядков. Они подстрекают к раздроблению имущества богатых. Их желание – все перевернуть: чтобы голова стала снизу, а ноги вверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного им; они хотят грабить и пировать, пока не расточится богатство и не станет общей бедноты» (Макарий, архиеп. Полное собрание проповеднических трудов. Томск, 1910. С. 915–916).

172

«Свобода, направленная ко злу, не есть истинная свобода, а злоупотребление свободой. Злоупотребление же свободой не останется безнаказанным. Кто чем «согрешает, тем и наказывается» (Прем.11:17). Первозданный человек в Едеме злоупотребил свободой, поставивши свою волю на место воли Божией, и это своеволие сгубило человека. Оно направило его по пути греха, а за грехом пришло рабство греху, болезни, смерть» (Макарий, архиеп. Полное собрание проповеднических трудов. Томск, 1910. С. 195).

173

«Счастье человека, по мысли коммунистов-революционеров в звании послушного им робота, строящего для будущих поколений счастливцев новый Вавилон на земле, сам же довольствующийся стойлом и пойлом полунищенского бытия». «Счастье не вне человека, а внутри его: «Царствие Божие внутри вас есть». Устрой каждый человек свою жизнь по законам совести и по заповедям евангельским и будешь счастлив. Научись веровать в Бога и любить Его; почитай родителей и старших, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не завидуй, и будешь счастлив при всяком строе общественной жизни. Ищут счастья и не находят. А не находят счастья потому, что не там его ищут, где следует искать, и не так его ищут, как следует искать. Люди ищут счастье вне себя, а следовало бы искать его внутри себя... Ищут счастье в том, что питает гордость житейскую, а оно обретается в смиренной нищете, так как «блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное»; в этом то Царстве и обретается счастье. Хотя скорбями и слезами, так как плачущим обещано утешение, и многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие. Счастье человека в Боге: Он один может насытить ничем земным ненасыщающееся наше сердце; Он один знает, что нужно сердцу нашему и может подать ему, что ему нужно» (Макарий, архиеп. Полное собрание проповеднических трудов. Томск, 1910. С. 606, 191–192,230).

174

Франк С.Л. Смысл жизни. Брюссель, 1976. С. 32.

175

Франк С.Л. Смысл жизни. Брюссель, 1976. С. 34.

177

Толковая Библия. СПб., 1904. Т. I. С. 81. О столице грядущего антихриста – о Вавилоне в Писании сказано: «Великий город, царствующий над земными царями» (Отк.17:18), «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Отк.17:5), упоенная «кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» (Отк.17:6).

178

Пророк Моисей говорил народу израильскому: «Господь, Бог твой, завещает тебе исполнять все постановления сии и законы: соблюдай и исполняй их от всего сердца твоего и от всей души твоей» (Втор.26:16). «Если ты... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня: то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли. И придут на тебя все благословения сии, и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. Благословен ты в городе, и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем, и благословен ты при выходе твоем... Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих... Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтобы оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих» (Втор.28:1–6,8,12). Если же «не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, то... проклят ты будешь в городе, проклят ты будешь на поле. Прокляты будут житницы твои и кладовые твои. Проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих. Проклят ты будешь при входе твоем и проклят при выходе твоем. Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое не станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, – и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня... Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною; и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь. И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом. Вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя (доколе не погубит тебя и) доколе не будешь истреблен» (Втор.28:15–20,22–24).

179

«Безбожие есть, – по словам митрополита Макария, – плод недоразвитости, недомыслия. Только безумец говорит в сердце своем: «несть Бог». Безбожники выходят из среды развращенных и недоучек. Истинная же наука приводит к Богу» (Макарий, архиеп. Полное собрание проповеднических трудов. Томск, 1910. С. 235).

180

«Развратились они, и совершили гнусные преступления; нет делающего добро» (Пс.52:2).

181

Макарий. архиеп. Полное собрание проповеднических трудов. Томск, 1910. С. 165, 832.

182

Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Созерцательное подвижничество. СПб., 1907. С. 110).

189

Ис.5:18 «Горе душе их! Ибо сами на себя навлекают зло"(Ис.3:19). «Возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи» (Ос.10:13).

199

До какой наглости доходят объявляющие себя христами, судите по тому, что даже некая Мария объявила себя христом. А «спасителей» мы знаем по крайней мере, наверное, целую дюжину; тут и наши вожди – партийцы, тут и мао-дзе-дуны и...

200

«Легион бесов вошел в гигантское тело России и сотрясает его в конвульсиях, мучит и калечит. Только религиозным подвигом, незримым, но великим возможно излечить ее, освободить от этого легиона» (Булгаков С. Два града. M., 1911. Т. II. С. 221).

201

«Все разрушил враг во святилище. Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших... совсем осквернили жилище имени Твоего. Сказали в сердце своем: «разорим их совсем», – и сожгли все места собраний Божиих на земле. Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет. Доколе, Боже, будет поносить враг? Вечно ли будет хулить противник имя Твое?"(Пс.73:3–4,7–10). «Что наконец будет при существующем беспорядке в нашей жизни? Беззаконие разливается по земле; царство врага распространяется, – царство Твое сокращается; мало избранных Твоих, в сердцах коих Ты почиваешь, – много рабов диавола, в сердцах коих, как тать, восседает исконный человекоубийца» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. M., 1899. Т. I. С. 177). «Не нужно много размышления, – читаем у о. Василия Постникова, – чтобы сказать: на месте каждого снесенного церковного здания придется построить исправительный дом. Ведь каждая церковь составляет очаг, откуда поток нравственной жизни разливается на всю окрестность. Если бы не было больше церквей, то вы скоро заметили бы исчезновение из нашей жизни нравственной силы... Церковь не призывает только, но и поучает к нравственной жизни: молитвою укрепляет дух, заповедями просвещает совесть, примерами святых воодушевляет, таинствами возрождает, подвигами поста и воздержания дисциплинирует» (Постников В., свящ. Церковь и ее значение в современной жизни. 1908. С. 19–20).

202

«И он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых. И при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет» (Дан. 8, 24–25).

203

«Нет ничего обольстительнее для человека, как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее... Выиграли одни бессовестные, потому, что же ему за угрызение совести, когда и совести-то нет вовсе. Зато пострадали люди порядочные, у которых еще оставалась совесть и честь» (Достоевский Ф.М. M., 1958. Т. I. С. 336; Т. II. С. 376). «Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения» (Ис.10:1).

204

«Все стремятся устроить рай на земле, и никто не ручается за завтрашний день... Все стремятся к справедливости и в то же время незаслуженно оскорбляют всех, кто мыслит иначе, чем они» (Макарий, архиеп. Полное собрание проповеднических трудов. Томск, 1910. С. 105).

205

Привожу по памяти слова из выступления Хрущева H.C.

206

Так-то, вот, исполнилось пророческие слова Ф.М. Достоевского: «На месте храма Твоего воздвигнется вновь страшная вавилонская башня, и хотя и эта не достроится, как и прежняя» (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М„ 1958. Т. I. С. 340).

207

«Стена была между Мною и ими, и оскверняли святое имя Мое мерзостями своими, какие делали» (Иез.43:8). «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши – беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду... Надеются на пустое, и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство... Дела их – дела неправедные, и насилие в руках их. Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их – мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их» (Ис.59:2–3,4,6–7).

208

«Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры» (Притч.9:12). «Мерзость пред Господом – уста лживые» (Притч.12;22). «Они отреклись соблюдать правду» (Притч.21:7). «Напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь» (Иер.9:3). «Правды не говорят; приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» (Иер.9:5). Еще революционер Плеханов говорил: «Высшая правда для соцреалиста не правда факта, а та, которая нам нужна на данном этапе нашего движения к вершинам» (Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. Париж, 1979. С. 244).

209

Прп. Ефрем Сирианин. Сергиев Посад, 1913. Ч. VII. С. 249. «Главная причина, порождающая духовную слепоту, это – греховные страсти, порабощающие душу человека и толкающие его идти путем лжи. Кто продает себя в плен сластолюбию, сребролюбию и самолюбию с их исчадиями, тот ничего по-настоящему не видит, ибо все ему представляется только под углом зрения его излюбленной страсти. Тот легко и диавола может принять за Христа, и антихристу охотно поклонится и будет ему усердно служить, надеясь получить от него в виде награды то, что дает пищу его страстям» (Аверкий, арх. Современность в свете Слова Божия. Джорданвилль, 1976. Т. IV. С. 491).

210

«Не должно прославлять мужа грешного» (Сир.10:26). «Имя нечестивых омерзеет» (Притч.10:7). «Человек умышленно делающий зло, ненавистен... Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным» (Притч.14:17;16,5). «Оставили живущим память о своем безумии, дабы не могли скрыть того, в чем заблуждались» (Прем.10:8). «Нескоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло» (Екк.8:11).

211

Макарий, арх. Полное собрание проповеднических трудов. Томск, 1910. С. 928

212

Доходяга – на лагерном жаргоне – обессиленный заключенный, «зрящий» к близкой смерти, доходящий до смерти.

213

Высокое положение в обществе, знатность и богатство дают одним людям превосходство перед другими, у которых сего нет, и которыми поэтому первым дозволяется помыкать, унижать, презирать. Известно из древности, как патрицианки и матроны вовсе не стыдились своих рабов, так как даже и за людей их не считали, поскольку раб есть только «говорящее орудие» (по определению Аристотеля). Из личного многолетнего опыта вынужденного общения с надзирателями, охранниками и работниками МВД и КГБ могу свидетельствовать о том, как они (думается девяносто девять процентов) беспримерным словоблудием утверждали особенность своей коммунистической морали по сравнению с общечеловеческой и нагло демонстрировали свое бесстыдство перед заключенными. «В конце концов, – говорил католический священник о. Альфред Дельп в 1943 г. (погиб в 1945 г. в фашистском лагере), – лишь христианин – настоящий человек» (Символ. 1980, № 3. С. 82). Безбожник же, убежденно неверующий в Бога – всегда лишь потенциальный негодяй.

214

«Нет большего геройства, как смирение; нет большей силы воли, как подчинить себя Воле Небесной; нет большей славы, как слава Божия. Пусть враги Креста Христова провозглашают себя героями, спасителями: их обличает жизнь их, дурная и преступная. Их обличают и дела; много угроз и проклятий врагам, много обещаний громких слышала от них земля, а где покой и счастье, ими обещанные? Да и угрозы с проклятиями признак ли силы?» (Орлов H.M., свящ. При свете Евангелия. M., 1910. С. 115).

215

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. M., 1978. С.235–236.

216

Сомнения невозможны: Сталин был чудовищем, и если существовал когда подлинный «враг народа», то именно он им и был. Память о его преступлениях сохранится до тех пор, пока существует история, и нам, как воздух, необходима вся конкретная правда об эпохе его всевластия» (Московские новости. № 24. 12 июня 1988).

217

«Явление таких исполинов в мире, безжалостно убивающих миллионы, ненасытимых истреблением и разрушающих древние здания гражданских обществ для основания новых, ничем не лучших, есть тайна Провидения. Движимые внутренним беспокойством духа, они стремятся от трудного к труднейшему, губят людей и в награду от них требуют себе названия великих» (Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1903. Т. V. С. 66).

218

Ф.И. Шаляпин. Цит. Ципко А. Истоки сталинизма. Наука и жизнь. № 1 1989. С. 50.

219

Воззвание Всероссийского Поместного Собора от 11 ноября 1917 года.

220

Ильинская А. Старцы о последних временах. М., 1994.


Источник: Москва, 1999

Комментарии для сайта Cackle