священник Михаил Труханов

IX. Шаткость аргументов: «невозможно», «невероятно»

Атеизм заявляет, что бытие Бога является явно невозможным, невероятным.

Современная наука учит нас быть крайне осторожными в суждениях, особенно, относительно того, что возможно, что невозможно в наших гипотетических построениях. Граница между возможным и невозможным столь постоянно изменяется, что человек вообще больше не знает, где собственно она проходит.

Владыка Вениамин пишет: «От незнания нельзя никогда делать вывода о небытии... Что такое «не знаю»?

«Не знаю» – есть только не знаю. Или иначе: может быть это есть, а может быть и нет; может быть так, а может быть и не так. Мне, допустим не известно ни то, ни другое и я говорю»: не знаю66.

И в другом месте, он же говорит: «Из незнания не делай вывода – нет. «Не знаю» – есть только не знаю. Ничуть не больше. А если кто смеет сказать «нет», тот проявит лишь собственное неразумие, очевидную глупость... И теперь становится совершенно понятным изречение Псалмопевца: «Безумный сказал: нет Бога». Да, именно лишь отказавшийся от ума, от очевидной логики, может сказать это. Если человек не знает ничего о Боге и Его существовании, каковы неверующие, то он только это и имеет право сказать: «не знаю». И наконец! А если он дерзнул сказать: «Нет Бога» – то он уже пошел против ума, он по всей справедливости оказывается без ума, «безумным»67.

Веровать в Бога это, в первую очередь, значит соглашаться без какого-либо сомнения со всем тем, что Бог открывает нам в слове Своем, то есть в Библии.

Вера исходит из глубин нашего существования – из нашего сердца и вынуждает нас действовать сообразно направлению нашей воли68. Верить врачу – это значит доверить ему свою жизнь и здоровье. Верить профессору – это значит считать его лекции совершенно правильными и принять их как руководство для всей своей будущей профессиональной деятельности.

Верить в Иисуса Христа – это значит довериться Ему и Его словам, которые по существу являются абсолютно безошибочной истиной, на которую только и можно и нужно положиться.

Веруя в бытие Божие и, веруя словам Самого Бога мы обладаем истинным свидетельством об Истине, Которая есть Бог. Верующий в Бога обладает дополнительным критерием истины, позволяющим – через сопоставление со словами Божиими и делами Его любви – распознавать ложь и зло. Верующие признают проницательность уверовавшей в Боге души (и живущей в единении с Ним) более достоверным свидетельством, нежели свидетельство, получаемое от пяти чувств. Наши чувства столь часто противоречивы, что разбор их свидетельств в процессе познания, который в течение многих веков вела наука привел к такой безнадежной путанице, что теперь сами ученые рассматривают свои теории только как рабочие гипотезы, удобные для решения практических задач, но негодные для определения истины.

* * *

66

Вениамин (Федченко), митрополит. Вера, неверие и сомнение. 1934–1955. С. 70.

67

Там же, С. 71.

68

«Интуиция, опирающаяся на чувство красоты и опыт, дает ученому некое «предзнание» результата, который он собирается получить. Математик сначала «откуда-то» знает формулировку теоремы, а затем получает доказательство. Разумеется, добросовестный ученый не смешивает это «признание» с достоверной истиной, полученной «законными» средствами. Но без веры в ценность «предзнания» у него вряд ли хватило бы упорства на поиск доказательств» (Шрейдер Ю.А. Язык как инструмент и объект науки. Журнал Природа, 1972, № 6. С. 72).


Источник: Москва, 1999

Комментарии для сайта Cackle