Св. Феофил Антиохийский и его три книги к Автолику о вере христианской

О святом Феофиле Антиохийском и его книгах к Автолику

О жизни св. Феофила антиохийского очень мало известно. Из его сочинения, написанного к Автолику о вере христианской, видно, что Феофил родился и воспитался в язычестве и получил отличное ученое образование. Подобно многим другим (например, Иустину, Тапану и Афинагору) он познакомился с священными книгами христиан и чрез чтение их, особенно писаний пророческих, уверовал во Христа, (ad Autol. 1, 14). Уважение, какое приобрел он в кругу верующих своею ревностию по вере, свидетельствуется тем, что по смерти Эроса, пятого епископа антиохийской церкви (168), он был поставлен в преемники ему. О епископской деятельности его можно судить по следующему отзыву Евсевия: «так как в это время еретики, подобно плевелам, нисколько не менее вредили чистому семени апостольского учения, то пастыри церкви повсюду старались отгонять их от стада Христова, иногда наставлениями и увещаниями к самим братьям, иногда открытою борьбой против врагов, то устными состязаниями и опровержениями, то чрез сочинения... Восставали на еретиков, в числе других и Феофил» (Ц. Ист. IV, 24). Так как Феофил в 3-й книге своей к Автолику говорит о смерти римского императора Марка Аврелия философа (180), то обыкновенно вместе с Никифором принимают, что Феофил был епископом около 18 лет (168–181); а ученые бенедиктанцы время его епископства полагают от 176 г. до 186 г.

По свидетельству Евсевия, св. Феофил написал «превосходную» книгу против Маркиона и сочинение против ереси Гермогена, в котором он, между прочим, приводил свидетельства из апокалипсиса Иоанна (там же). Кроме того, Евсевий и Иероним упоминают о других «огласительных сочинениях», о кратких, но прекрасных трактатах, относящихся к назиданию Церкви» (Catal. 48). Иероним говорит о приписываемом Феофилу толковании на евангелие и на притчи Соломона, но замечает, что они не соответствуют изяществу слога в других его сочинениях. Впрочем, он в предисловии к толкованию на Матфея цитует Феофилов комментарий на евангелие. На основании слов Иеронима (epist. ad algas 121), думают (Отто), что комментарий Феофила был в роде свода или гармонии четырех евангелистов с объяснение текста в совокупности, а не порознь199 ‘). Сам св. Феофил упоминает в книге к Автолику (II, 28, 30) о сочинении, в котором излагалось о демоне, обольстившем первых человеков, и о родословии патриархов. Но все эти полемические, толковательные и общеназидательные сочинения Феофила не дошли до нас200.

Единственное дошедшее до нас сочинение св. Феофила антиохийскоготри книги к Автолику, о которых упоминают Евсевий и Иероним. Достоинство их относительно как содержания, так и изложения заставляют очень сожалеть о потере других указанных нами творений Феофила. Автолик, к которому написаны книги о вере христианской, был очень образованный и, может быть, облеченный властью, язычник, лично знакомый с Феофилом, но исполненный предубеждения и ненависти против христианства. Устные собеседования с ним Феофила были поводом к написанию книг о христианской вере. Эти книги были написаны не вдруг, а порознь в том порядке, в каком они существуют, и были посылаемы к Автолику, и уже после, по однородности своего содержания, собраны в одно целое. После одной из бесед, в которой Автолик смеялся над учением христианским, особенно о Боге и воскресении мертвых, и над самым именем христианина, написана первая книга. В ней св. Феофил на требование Автолика: «покажи мне твоего Бога», отвечает: «покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога; покажи, что очи души твоей видят и уши сердца твоего слышат» (гл. 2). Он доказывает, что Бог не может быть видим плотскими очами и неизобразим для человека по Его бесконечности; но может быть познаваем из Его Промысла и действий; полное же знание и созерцание Бога сделается возможным тогда, когда мы совлечемся смертного тела и облечемся в бессмертие (гл. 3–7). Так как Автолик не верил воскресению мертвых, то Феофил сперва показывает, что без веры мы не можем обойтись в делах житейских и достигнуть в них успеха, и тем более должны верить Богу, создавшему нас из небытия в бытие (гл. 8–11); и коснувшись имени христиан, которое ничего нелепого не содержит в себе, но означает «людей помазанных елеем Божиим (гл. 12), потом отвечает на требование Автолика показать воскресшего мертвеца» «Я показал бы тебе мертвеца воскресшего, который и теперь жив: но и этому не поверишь». Затем указывает ему в самой природе образы воскресения, например, в смене дней и ночей, в произрастании дерев, в выздоровлении больных (гл. 13) и наконец, собственным примером, как он дошел до убеждения в истине, убеждает верить учению христианскому (гл. 14).

Во второй книге Феофил, по желанию Автолика, продолжает свое рассуждение, доказывает ложность языческого суеверия – почитанием за богов идолов, сделанных людьми, противоречием философских систем и нелепостью феогонии поэтов (1–8), и сему противополагает истинность Божественного откровения, содержащегося в писаниях пророков, и в особенности раскрывает смысл и достоинство сказаний книги Бытия о сотворении мира и человека, о рае, о падении первых людей, и о первоначальной истории человеческого рода, до рассеяния народом по всей земли (9–38). В третьей книге Феофил опровергает обвинения в безнравственности христиан, показывая, что по всей справедливости эти обвинения падают на языческих писателей (1–8), напротив учение христиан возвещает высокие истины о Едином Боге, Святом Законодателе, о покаянии, о правде, о чистоте в самых помыслах о любви даже ко врагам, и это подтверждает жизнью христиан, которые воздерживаются даже от языческих игрищ и непристойных зрелищ (9–15). Потом на возражение, что христианское учение ново, доказывает, что напротив священные книги христиан восходят к глубочайшей древности, сравнивая хронологию библейскую и языческую, (16–29) и в заключение просит внимательно прочитать его книгу (гл. 30).

Таково содержание трех книг201 о христианской вере, которые дают Феофилу весьма видное место в ряду христианских апологетов II века.

* * *

199

Иероним говорит: Theophilus evangelistarum in unum opus dicta compingens ingenii sui nobis monumenta dimisit. Ad Algas.

200

Что касается до латинского комментария на евангелие, напечатанного в Biblitheca Patrum t. I, и перепечатанного в издании Отто, то он не принадлежит Феофилу, так как не похож на перевод с греческого, и кроме других анахронизмов содержит цитаты из сочинений Киприана, Амвросия и Иеронима.

201

Эти книги на русский язык не были переведены. Лучшее издание их – новейшее, находящееся Corpus apolog. Otto. 1859.



Источник: Сочинения древних христианских апологетов. Сер."Античное христианство, источники". – СПб.: Алетейа, 1999. – 945 с.

Комментарии для сайта Cackle