сост. Кристоф Гестрих

Сравнительное богословие: немецкий протестантизм XX века

Источник

Содержание

Предисловие

Введение

Эрнст Трёльч (1865–1923) Тезис Эрнста Трёльча об абсолютности христианства Об историческом и догматическом методе в богословии (1900) Иоганн Вильгельм Герман (1846–1922) Соотношение религии и нравственности в богословии Альбрехта Ричля и Вильгельма Германна Религия и нравственность Карл Холль (1866–1926) Понятие совести в богословии Карла Холля Какое значение имеет учение об оправдании для современного человека? (1907) Герхард Эбелинг (1912–2001) Богословская герменевтика Герхарда Эбелинга Лютер и начало нового времени I. К истории вопроса 1. Сотериологические трактовки 2. Гегель 3. Трёльч Развитие постановки вопроса, по Трёльчу ΙΙ. Принципиальные соображения относительно определения места Лютера в истории духа 1. Неудовлетворительность причисления Лютера к Средним векам или Новому времени 2.Сущность исторической взаимосвязи 3.К вопросу об определении эпох и периодов 4. Корректировка ранее применявшегося метода определения духовно-исторического места Лютера ΙΙΙ. Перспективы дальнейшего осмысления проблемы Карл Барт (1886–1968) Переписка Карла Барта с Адольфом фон Гарнаком Ι. Пятнадцать вопросов богословам, презирающим научную теологию II. Пятнадцать ответов господину профессору Гарнаку ΙΙΙ. Открытое письмо господину профессору К. Барту IV. Ответ на открытое письмо господина профессора фон Гарнака V. Послесловие к моему открытому письму господину профессору Карлу Барту Диалектическое богословие Карла Барта в докладах 1922 года Слово Божие как задача богослова (1922) Пауль Тиллих (1886–1965) Богословие культуры Пауля Тиллиха Об идее богословия культуры (1919) I. Богословие и философия религии ΙΙ. Культура и религия ΙΙΙ. Богословие культуры IV. Культурно-богословские исследования V. Богословие культуры и богословие Церкви Теория смысла в религиозной философии Пауля Тиллиха Церковь и культура Ι. Сущностное соотношение профанного и священного II. К истории культуры и современной ситуации Эмиль Бруннер (1889–1966) Характерные черты богословия Эмиля Бруннера Природа и благодать (к разговору с Карлом Бартом) Ι. О чем идет речь у Карла Барта и у меня II. Ложные выводы Барта ΙΙΙ. Мои антитезисы и их обоснование IV. Реформатское учение и его противоположность IV. Значение theologia naturalis для богословия и Церкви Кристоф Гестрих (p. 1940) О понятии естественной теологии Непреодоленная естественная теология Дитрих Бонхеффер (1906–1945) Книга Дитриха Бонхеффера «Последование» Дорогая благодать Образ Христа Фэри фон Лилиенфельд (Р. 1917) Богословский диалог между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью Германии Образцовые фигуры евангелического благочестия в XX в. I. Кристоф Блумхарт (1842–1919) II. Альберт Швейцер (1875–1965) III. Дитрих Бонхёффер (1906–1945) Вехи на пути к свободе Юрген Мольтман (Р. 1926) Эсхатология Юргена Мольтмана Богословие надежды Введение. Размышление о надежде. Каким логосом обладает христианская эсхатология? Надежда веры Глава ΙΙΙ: Воскресение и будущее Иисуса Христа Вольфхарт Панненберг (Р.1928) Антропология Вольфхарта Панненберга Что есть человек? современная антропология в свете богословия Открытость миру и открытость Богу Учение Вольфхарта Панненберга об откровении Божием Догматические тезисы Догматические тезисы к учению об откровении 1-й тезис: самооткровение Бога, согласно библейским свидетельствам, осуществилось не прямо, не путем теофании, но опосредованно, через исторические деяния Бога 2-Й тезис: откровение имеет место не в начале, но в конце истории [рассмотренной] как откровение (offenbarende Geschichte) 3-Й тезис: в отличие от особых явлений божества, откровение истории (Geschichtsoffenbarung) открыто всякому, кто имеет глаза, чтобы его видеть. Откровение истории обладает универсальным характером 4-й тезис: универсальное откровение божества Бога еще не осуществилось в истории Израиля, оно реализовалось только в событии Иисуса из Назарета, поскольку в этом событии предвосхищен конец всего про Исходящего 5-й тезис: событие Христа не как изолированное явление открывает божество Бога Израиля. Событие Христа должно при этом быть элементом истории взаимоотношений Бога с Израилем 6-й тезис: в формировании внеиудейских представлений об откровении в языческо-христианских церквях находит свое выражение универсальность эсхатологического самообнаружения Бога в событии Иисуса 7-й тезис: Слово соотносится с откровением как обетование (Vorhersage), как указание (Weisung) и как керигма (Bericht) Эберхард Юнгель (P. 1934) Богословие Эберхарда Юнгеля Соотношение «икономической» и «имманентной» троицы О смерти живого бога Ι. Возвращение темы смерти Бога в богословие II. Христологический источник богословских представлений о смерти Бога ΙΙΙ. Значение смерти Бога для Бога 2. Значение смерти Бога для человеческой возможности постигать Бога как Бога IV. Значение смерти Бога для смерти Приложение Пауль Тиллих Диалектическая теология Ι. Исторический обзор II. Систематический обзор ΙΙΙ. Критический обзор  

 

Настоящее издание представляет собой сборник текстов наиболее значимых немецкоязычных протестантских богословов XX в., таких как Э. Трёльч, К. Холль, К. Барт, П, Тиллих, В. Панненберг, Э. Юнгель и др. Тексты предваряются биографической заметкой об авторе и вступительной статьей, призванной помочь в понимании его содержания. Коллекция сборника была предложена профессором кафедры систематической теологии Берлинского Гумбольдт-Университета К. Гестрихом, участником официального диалога Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви Германии. Данный сборник позволяет составить общее представление о современной немецкой теологии. Все тексты переведены на русский язык впервые.

Книга адресована тем, кто интересуется религиозной философией XX в., и может быть использована в курсе сравнительного богословия

Предисловие

Идея издания ряда кратких программных текстов немецкоязычных протестантских богословов XX века на русском языке в виде хрестоматии была высказана в начале 2005 г. Кристофом Гестрихом, профессором систематической теологии Берлинского Гумбольдт-университета, постоянным участником официального богословского диалога между Русской Православной Церковью и Евангелической Лютеранской Церковью Германии. Данная идея была поддержана со стороны руководства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, незадолго до этого установившего научные контакты с Теологическим факультетом Гумбольт-университета.

Потребность в подобном издании ощущалась давно, поскольку пути западного богословия в XX веке, особенно немецкой протестантской теологии, остаются малоизвестными русскоязычному читателю. Достаточно сказать, что на русском языке нет практически ни одного серьезного учебного пособия по современной протестантской теологии, а существующие в настоящее время учебники сравнительного богословия ограничиваются в изложении протестантской мысли, как правило, лишь периодом Реформации,

Одной из задач настоящего издания, ориентированного на довольно узкий круг профессионально заинтересованных читателей, является демонстрация того, сколь сложную форму, предполагающую высокий уровень философской рефлексии, принимает современное западное богословие. Именно сложность этой формы часто препятствует адекватному пониманию скрывающихся за ней содержаний, которые иногда радикальным образом отличаются от содержаний традиционного христианского богословия.

Нельзя не признать заслугой современного западного богословия то, что в нем предпринимаются попытки разрешения ряда религиозно-философских проблем, продиктованных современным уровнем развития гуманитарного знания. К числу таких проблем можно отнести, например, вопрос о соотношении христианства и культуры, религии и нравственности, задачу построения богословской антропологии и др. Возможно, знакомство с концепциями немецких религиозных мыслителей, которым нельзя отказать в определенном философском изяществе и глубине, будет небезынтересно и православному думающему человеку.

В процессе работы над переводом на русский язык предложенных проф. Гестрихом отрывков, я пришел к выводу, что каждый из них нуждается в комментарии, который бы раскрывал контекст его возникновения. Так возникла идея сопроводить каждый из публикуемых в сборнике текстов вступительной статьей. Эти статьи отличаются по своему характеру и объему и не претендуют на статус научного исследования.

Книга выходит накануне празднования пятидесятилетия диалога Русской Православной Церкви с Евангелической Лютеранской Церковью Германии. Было бы слишком смело полагать, что настоящая публикация будет в какой-то мере способствовать оживлению этого, находящегося сейчас на грани разрыва, официального диалога. Тем не менее, хочется надеяться, что знакомство с работами немецких теологов, по крайней мере, поможет лучшему пониманию современного состояния западного христианства.

В заключение мне хотелось бы выразить благодарность тем людям, которые оказали мне помощь в подготовке настоящего издания и без содействия, которых данная публикация не состоялась бы. Прежде всего, я благодарен руководству ПСТГУ в лице свящ. Константина Польскова и свящ. Георгия Ореханова, неизменно оказывавших мне поддержку на всех этапах подготовки книги. Хотелось бы с благодарностью отметить моего научного руководителя, проф. К. Гестриха, внимательно курировавшего проект и написавшего вводную статью. Особую признательность я выражаю А. С. Небольсину, взявшему на себя нелегкий труд научного редактирования переводов, а также Л. С. Никифоровой, способствовавшей разрешению филологических трудностей. Переводчик особенно благодарит стипендиальный комитет Диаконической службы Евангелической Церкви Германии (Diakonisches Werk der EKD), в особенности господина Михаеля Хюбнера и господина доктора Иоганна Шнайдера, за предоставленную возможность учиться на Теологическом факультете Гумбольдт-университета и получить доступ ко всем необходимым для издания настоящей хрестоматии источникам.

12 ноября 2009 г.

Введение

В предлагаемый вашему вниманию сборник работ немецкоязычных протестантских богословов XX в. вошли тексты, относящиеся к той богословской дисциплине, которая на Западе именуется систематическим богословием. Богословская систематика объединяет в себе догматическое богословие, нравственное богословие, религиозную этику и философию религии. Подобное предпочтение в отборе текстов объясняется тем, что именно на примере истории систематического богословия удобнее всего проследить развитие протестантского богословия в его целостности.

Евангелическое богословие XX в. началось в Средней и Западной Европе не с наступлением календарного 1900 г. но, если говорить точнее, со времени Первой мировой войны (1914–1918). До тех пор господствовало либеральное, ориентирующееся на передовые изыскания гуманитарных наук своего времени евангелическое богословие XIX и начала XX в. Один из последних классических голосов этого укорененного в XIX в. либерального направления богословской мысли представлен в настоящем сборнике работой Эрнста Трёльча «Об историческом и догматическом методе в богословии» (1900). Высказанная Трёльчем на рубеже эпох концепция представляет собой «отрицательную предпосылку» всякого последующего богословского начинания. Появившееся почти 20 лет спустя, в 1918 г., первое издание «Комментария на Послание к Римлянам» Карла Барта, ранее почти неизвестного швейцарского пастора, было первым важным сигналом открытия совершенно новой эпохи в немецкоязычном западном евангелическом богословии. Символом наступающего поворота в богословии явился также отмеченный в военном 1917 г. юбилей Мартина Лютера. Ровно 400 лет назад упомянутый богослов представил в Виттенбергском соборе свои знаменитые 95 тезисов, положившие, по сути, начало Реформации, Этот юбилей стал одной из причин пробуждения интереса к богословию Лютера и переоценки личности Реформатора – так называемого «Лютер-Ренессанса» – продлившегося почти все XX столетие. Происходящие перемены глубоко затронули также и Римо-Католическую церковь, что нашло свое отражение в созыве II Ватиканского Собора. Постепенно становилось все более ясно, что учение Мартина Лютера об оправдании и вере может быть плодотворно соотнесено с философскими, этическими и политическими вопрошаниями современности. Наметилась возможность «экзистенциалистского», «анти-метафизического» и «персоналистического» (Мартин Бубер «Я и Ты») прочтения работ Лютера. В качестве иллюстрации этого «Лютер-Ренессанса» мы отобрали для настоящего сборника два текста, разделенных между собой десятилетиями: Карл Холль «Какое значение имеет учение об оправдании для современного человека» (1907) и Герхард Эбелинг «Лютер и начало Нового времени» (1971).

Русское православное богословие, развивавшееся главным образом в стенах духовных академий, не смогло отреагировать на процесс обновления протестантского богословия в XX в. Причиной тому явилась Октябрьская революция в России, разразившаяся как раз на рубеже этого процесса – в 1917 г. В последующие 70 лет, в которые Русской Церкви суждено было столкнуться с беспрецедентными в истории христианства трудностями, русская богословская наука едва ли имела возможность заметить, что западное евангелическое богословие приобрело в XX в. новую диалектическую форму, существенно отличающуюся от формы либерального богословия ХІХ в. Только теперь, в начале XXI в., в России начинает пробуждаться интерес к таким значимым западным богословам, как Пауль Тиллих, Карл Барт, Эмиль Бруннер, Дитрих Бонхеффер и др. Рождается понимание того, в каком ключе они продолжили и преобразовали традицию немецкого богословия и в то же время критически отреагировали на тоталитарные европейские социальные идеологии XX в.

С сожалением вынужден констатировать, что начало Первой мировой войны вызвало у многих видных немецких богословов своеобразное военное воодушевление. Знаменитый Адольф фон Гарнак даже составил в 1914 г. для немецкого кайзера Вильгельма II пламенную агитирующую военную речь. Однако другие богословы, например ученик Гарнака Карл Барт, оценили подобное поведение как отречение от богословия и Церкви, Причины такого отречения коренятся, по мысли этих богословов, далеко в XIX в. Здесь проявилась, согласно их мнению, не только неверная этическая установка, но также дало себя знать и ставшее не вполне христианским протестантское вероучение (догматика). Разве в XIX в., указывали они, не возникла благодаря Фридриху Шлейермахеру (1768–1834) новая антропоцентрическая направленность богословской методологии? Разве религиозное самосознание современного человека не стало почитаться с того времени в качестве альтернативного источника божественного Откровения? Разве в сомнительной «естественной теологии», или в так называемом «богословии «И"», вера и история. Откровение и разум не стали рассматриваться как явления одного порядка? Разве, если говорить словами Карла Барта, не был возвеличен современный человек за счет уничижения Бога? Разве евангелическое богословие предшествующей эпохи не слишком тесно переплелось с мыслью философского просвещения Нового временное представлениями Лессинга, Канта, Фихте и Гегеля? Разве теперь не настало время все это исправить, то есть дать возможность богословию и Церкви вновь следовать ясному и недвусмысленному слову Евангелия? Не стоит удивляться, что в подобной ситуации возникло стремление к повороту богословия на 180 градусов (по выражению Карла Барта). В настоящей хрестоматии описанную проблематику затрагивают преимущественно два текста Карла Барта – его переписка с Адольфом фон Гарнаком (1923) и знаменитый доклад «Слово Божие как задача богословия» (1922).

Новая «Теология Слова Божия» кружка молодых богословов, объединившихся вокруг Карла Барта (в самом начале в него входили также Рудольф Бультман, Эмиль Бруннер и Фридрих Гогартен), поначалу производила впечатление безответственного возвращения в средневековую, донаучную эпоху. Сегодня, напротив, многие исследователи называют это ставшее с 1918 г. очень влиятельным богословское направление не «предмодерным», а даже «постмодерным». И в самом деле, новый богословский прорыв означал не только возвращение в ХVІ в. к реформаторскому богословию Мартина Лютера или Иоганна Кальвина. Он был вдохновлен и мыслителями XIX в., такими как Кьеркегор, Достоевский и Ницше, которые в то время оставались еще одинокими пророками. Богословский «поворот» возник на волне коренного кризиса культуры, поразившего после 1918 г. Среднюю Европу. В условиях великого политического и духовного крушения пришлось по-новому ориентироваться во всех областях культуры – в изобразительном искусстве, в архитектуре, в философии и т.п. Стилистическое направление задавали теперь экспрессионизм, кубизм, антиисторизм, религиозный и политический социализм, феноменология, «диалектический экзистенциализм» и «новая онтология». Эти философские направления XX в. оказали глубокое воздействие и на новую «Теологию Слова Божия», благодаря чему некоторые непосвященные стали называть ее «диалектической теологией».

Если «диалектическая теология» была направлена на то, чтобы исправить неудовлетворительное состояние богословия и Церкви, то ровесник Карла Барта Пауль Тиллих обратил свое внимание на состояние современной культуры. Подобно Барту, Тиллих оценивал Первую мировую войну как духовно-нравственное крушение европейской культуры, в котором оказалась повинной также и Церковь. Поначалу почти в одиночестве на своем богословском пути Тиллих надеялся на обновление культуры из религиозных источников, ориентируясь при этом в особенности на лютеровское учение об оправдании, экзистенциальное представление Кьеркегора о вере, а также на то понимание культуры, которое развилось в философии немецкого идеализма под воздействием христианства. С 1919 г. до конца жизни Тиллих непрерывно развивал свою концепцию богословия культуры. В настоящий сборник вошли две работы Тиллиха, посвященные этой теме: «Об идее богословия культуры» (1919) и «Церковь и культура» (1924). В приложении к сборнику публикуется очень показательная с точки зрения отношения Тиллиха к богословской позиции Карла Барта статья «Диалектическая теология», специально написанная Тиллихом в 1925 г. для первого номера, издаваемого Бердяевым в Париже русского журнала «Путь».

Первоначально все эти новые богословские направления были духовно близки друг к другу. Однако уже с 30-х гг. XX в. стало ясно, что богословско-философское наследие многих возникших около 1920 г. и поначалу родственных богословских начинаний является очень неоднородным. Обострение в 30-е гг. политической ситуации в Европе и надвигающаяся опасность новой мировой войны привели к расколу круга единомышленников, а вместе с тем и всех образовавшихся в то время богословских объединений. Под сильным гнетом проблем этого времени распался также и кружок тех молодых богословов, которые поначалу объединились вокруг Карла Барта и публиковали свои работы в новом богословском журнале «Между времен» (1922–1934). Журнал прекратил свое существование, а его авторы – Барт, Бультман, Гогартен, Бруннер – осыпали друг друга упреками и пошли каждый своим путем. Барт упрекал своих прежних друзей в том, что они возвратились к «египетским котлам с мясом» богословия XIX в. только ради того, чтобы казаться более модными и близкими народу. Барт писал: «Ваше новое богословие Слова Божия скрывает в себе естественную теологию! Вы идете навстречу тем христианам, которые испытывают симпатию к национал-социалистической идеологии». Так в немецком протестантизме началась непростая «церковная борьба». Бывшие друзья упрекали Карла Барта в очерствевшей догматической ортодоксии и в отсутствии миссионерской заинтересованности. В 1934 г. на одном представительном Соборе немецкого протестантизма в западногерманском городе Бармен под руководством Карла Барта образовалась так называемая «Исповедующая церковь», которая вступила в очень непростые отношения с официальными евангелическими Земельными церквями Германии. Наиболее трагический и резкий богословский спор развернулся в эти годы между двумя когда-то очень близкими друзьями – Карлом Бартом и Эмилем Бруннером. Этот спор еще и сегодня остается очень поучительным, поскольку его темой является соотнесенность природы и благодати. В нем затрагивается также проблематика присутствия и скрытой роли так называемой естественной теологии в каждом из богословских направлений того времени. В данном сборнике представлена статья Эмиля Бруннера «Природа и благодать» (1934), содержащая в себе критику богословия Карла Барта, а также моя работа, посвященная ретроспективному анализу и оценке этого спора: Кристоф Гестрих «Проблема непреодоленной естественной теологии» (1971).

После Второй мировой войны не произошло такого радикального духовного обновления, как после Первой мировой войны. Также и богословие развивалось более последовательно: из великого крушения всех порядков пытались спасти то, что еще сохранило свою «жизнеспособность». После 1945 г. стали особенно цениться голоса, способствующие примирению рассорившихся групп общества. Влияние богословия Карла Барта на евангелические церкви Средней и Западной Европы существенно ослабело. Бесспорное главенство на богословских факультетах взяло на себя научное богословие Рудольфа Бультмана и его учеников. Это богословие представляет собой своеобразный вариант той диалектической «Теологии Слова Божия», которая возникла после Первой мировой войны. Бультман, так же, как и Карл Барт, прошел через годы гитлеровской диктатуры, не запятнав себя и сохранив богословскую честь. Научный язык его работ сформировался под очень значительным влиянием экзистенциальной философии Мартина Хайдеггера. Характерным для него было также стремление к такому богословию, которое отдает себе отчет в существовании герменевтической проблематики. Данное намерение сообщило «демифологизирующим» и «экзистенциальным» толкованиям Бультмана на Евангелие от Иоанна и на Послания апостола Павла крайне модернистское звучание. Работы Бультмана, центр которых образует представление о керигме (= пасхальная весть о Христе, древнехристианская проповедь), получили высокое международное признание, как со стороны представителей систематического богословия, так и специалистов по экзегезе Нового Завета. Однако, с другой стороны, евангелические христиане нередко находят работы Бультмана слишком прогрессивными и разрушительными для веры. Последняя оценка в особенности характерна для так называемых пиетистов. Все же следует признать, что большинство наиболее значимых во второй половине XX в. евангелических богословов являлись учениками Бультмана. Именно они оказались во главе богословских кафедр немецкоязычных университетов. Начиная с 1960-х гг. между этими богословами ведется спор о том, насколько важным (или, наоборот, неважным) с точки зрения верного понимания новозаветной керигмы и всей христологии является научное исследование исторического Иисуса1.

В середине 60-х гг. воздействие Бультмана на немецкоязычное евангелическое богословие стало ослабевать. Школа Бультмана стала казаться слишком «аполитичной». Главный упрек сводился к тому, что она соотносит христианскую весть лишь с частной сферой существования отдельного человека и лишена представления о будущем человечества, об исторической перспективе. Юрген Мольтман восполнил этот пробел в 1964 г. своим «Богословием надежды» (см. отрывок из этой книги в настоящем сборнике). Если богословие Бультмана сформировалось под воздействием философии Мартина Хайдеггера, то на Мольтмана значительное влияние оказала мысль философа социалистической направленности Эрнста Блоха. Следуя Блоху, Мольтман истолковал все библейское благовестие с позиций «Принципа надежды». Поскольку эта интерпретация в значительной мере соприкасалась с вошедшими тогда в моду международными проектами т. н. «богословия освобождения», то Мольтман быстро приобрел мировую известность. Он высказывался понемногу почти по всем значимым богословским темам в форме, увлекательной и приемлемой для большинства христианских конфессий. Благодаря этому Мольтман превратился в экуменического богослова, его работы были переведены на множество языков.

В 60-х гг. XX в. также Вольфхарт Панненберг стал прокладывать новые пути в богословии, отличные от путей Карла Барта и Рудольфа Бультмана. Панненберг упрекал ставшее господствующим в XX в. евангелическое богословие Слова Божия в том, что оно отделилось от общей направленности мысли Нового времени, что оно изолировало христианскую догматику по отношению к общему исследованию истины, что оно оставило великую традицию научного евангелического богословия, характерную главным образом для XIX столетия. Панненберг критиковал слишком ограниченное, на его взгляд, представление диалектического богословия об Откровении, которое ориентируется только на «слово», а не на конституирующее божественное Откровение в течении мировой истории. Тайным пристрастием Панненберга является образ христианской идеалистической философии, что-то подобное философии Фридриха Вильгельма Гегеля. Панненберг стремится к тому, чтобы богословие выполняло функцию, интегрирующую мышление и образ человека в науках о культуре и в естественных науках. Он пытается заново очертить и продолжить христианскую мысль, которая формировалась в Европе на протяжении двух тысячелетий, Панненберг говорит о необходимости плодотворной взаимной соотнесенности веры и разума. Результаты своего богословия он изложил в знаменитой трехтомной «Систематической теологии», идеалом которой является некое «евангелическое католичество». В качестве примеров богословской мысли Панненберга в наш сборник вошли его «Догматические тезисы к учению об откровении» (1960), а также отрывок из его лекций по богословской антропологии «Что есть человек?» (1961).

В конце XX столетия немецкоязычное евангелическое богословие более не обладает ни единой школьной ориентацией, ни ясными контурами. Оно стало многообразным. Богословие Карла Барта продолжает жить в несколько преломленных формах «правых» и «левых» бартианцев. На это накладывается влияние феминистического богословия. Можно говорить об определенном возрождении интереса к богословию Пауля Тиллиха. Для церковного протестантизма во второй половине XX в. все более важными и определяющими становятся богословие и человеческий пример Дитриха Бонхеффера. Происходящий из уважаемой аристократической берлинской фамилии, Бонхеффер смог объединить в своем самобытном богословии идеи Гарнака, Барта, Бультмана, элементы новейших исследований по богословию Лютера и концепции зарождающегося в то время экуменического движения. Наш сборник предлагает размышления Бонхеффера о «Дорогой благодати» и «Образе Христа». К этим текстам примыкает доклад Фэри фон Лилиенфельд «Образцовые фигуры евангелического благочестия в XX в.» (1970), прочитанный ею в России.

Для тех, кто особо интересуется путем и содержанием евангелического богословия в XX в., можно порекомендовать обширные работы Герхарда Эбелинга и Эберхарда Юнгеля, в которых в ясной форме представлены размышления о приоритетных импульсах и возможностях развития протестантского богословия. Обращение к их весьма добротным трудам всегда оправдано. Эбелинг в своих исследованиях по богословию Лютера попытался показать, насколько актуальной и перспективной для богословия будущего остается мысль виттенбергского реформатора. Юнгель на новом, научно-теоретическом уровне развивает фундаментальное богословие Карла Барта. Надеюсь, что православным богословам будет небезынтересно ознакомиться с двумя работами Эберхарда Юнгеля «О смерти живого Бога» (1968) и «Соотношение «икономической» и «имманентной» Троицы» (1975), которые позволяют составить представление о систематически-богословской силе этого богослова.

В начале ΧΧI столетия создается такое впечатление, что евангелическое богословие по большой кривой вновь возвращается к «вытесненным, неразрешенным задачам богословия XIX века». Бывшее приоритетным на протяжении прошедших 80 лет богословское представление о «Слове Божием» преодолевается теперь характерной еще для Шлейермахера категорией религиозного самосознания человека. Большое значение приобретает общий смысл религии в человеческих жизнеописаниях и в истории мировой культуры. С другой стороны, все важнее для евангелического богословия становится сфера этики, подобно тому, как это было в XIX столетии. Поскольку при составлении настоящей хрестоматии мы не уделили должного внимания евангелической этике, пусть о ней напомнит по крайней мере одна статья, принадлежащая перу марбургского богослова XIX в. Вильгельма Германа. Данная работа – «Религия и нравственность» – обладает универсальной, вневременной значимостью. Вильгельм Герман был любимым либеральным учителем как Карла Барта, так и Рудольфа Бультмана. В своем заостренном протестантизме он остается интересным еще и сегодня,

Составитель настоящей хрестоматии вот уже на протяжении почти 20 лет регулярно соприкасается с православием в качестве участника официального богословского диалога между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью Германии. Ему приходилось также быть участником и организатором проведения многих совместных встреч между студентами евангелических и православных богословских факультетов. Я выражаю свою благодарность магистру теологии Кириллу Уколову и Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету за тщательный перевод текстов на русский язык и их публикацию. Мне хочется верить, что настоящая подборка текстов позволит православным читателям составить себе представление о путях и тенденциях немецкого евангелического богословия XX в., пробудит их интерес и позволит на базе точных знаний плодотворно продолжить в XXI в. живой диалог между нашими традициями на том уровне, каким он был до 1917 г.

Берлин, июнь 2008 г., в день апостолов Петра и Павла

Кристоф Гестрих

* * *

1

Тексты Бультмана в настоящую хрестоматию не вошли, так как на русском языке уже существует сборник его работ (Бультман P. Избранное: Вера и понимание. Μ., 2003). – Примеч. ред.


Источник: Сравнительное богословие: немецкий протестантизм XX века : тексты с комментариями / Правосл. Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [сост., авт. введ. : Кристоф Гестрих ; пер. с нем., вступ. ст. к текстам : К. И. Уколов]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2009. - 547, [1] с. : портр.; 21 см.; ISBN 978-5-7429-0429-8

Комментарии для сайта Cackle