Дж. Коллинс (католический священник)

Вера в воскресение. Значение и обещание воскресшего Иисуса

Источник

Содержание

Предисловие к русскому изданию

Предисловие к английскому изданию

Введение Что думают о воскресении современные ученые Положительный вклад Спорные книги Две маргинальные книги Часть первая. Свидетельства Библии Глава 1. Наше мировоззрение и жизнь и смерть Иисуса. Мировоззренческие установки Жизнь и смерть Иисуса Глава 2. Воскресение Иисуса и его значение Метафора – но не просто метафора Споры о Воскресении Воскресение «выросло » из взятия на небеса? Воскресение без тела? Глава 3. Явления воскресшего Иисуса Три характерные черты явлений Возражения и альтернативные теории Маргинальные теории Еще немного о явлениях Христа Глава 4. Обнаружение пустой гробницы Древнее предание Вымысел Марка? В защиту пустого гроба Дальнейшие соображения «Альтернативные» объяснения Богословские трудности Что говорит Новый Завет Гробница как знак Слишком «духовные» интерпретации Возвращаемся к Лампе и Грассу Глава 5. Искупительное и преображающее действие воскресения Рассказ Марка о пустом гробе Победа жизни Примирение грешников Искупляющая любовь Ин. 21 и исцелающая любовь Другие свидетельства нового творения Дальнейшие размышления о новом творении Часть вторая. Воскресение и современность Глава 6. Оправдание пасхальной веры в наши дни Философия и история Исторические замечания Личный опыт веры Глава 7. Жизнь после воскресения Разные случаи Материя и дух Непрерывность тела и наша история Преображение вселенной Глава 8. Воскресение в таинственном и нравственном богословии Воскресение и таинства: странное пренебрежение Воскресение в богословии таинств Воскресение и нравственное богословие: пренебрежение продолжается Эпилог Приложение Пасхальные явления и переживания утраты Избранная библиография  

 
Предисловие к русскому изданию

Издание любой моей книги на русском языке для меня большая честь и радость, но особенно рад я тому, что первой по-русски выходит «Вера в воскресение». В духовном гении православия богослужение, богословие, литература и жизнь неразрывно сплетены между собою. Пасхальная вера имеет исключительное значение как для русской литургии, так и для культуры. Пронизанные этой верой, они несут свет воскресшего Христа миллионам людей во всем мире. Они хранят и передают повсюду истину и жизненность этой веры в воскресение. Я счастлив, что теперь и моя книга о воскресении внесет свой скромный вклад в великую русскую пасхальную традицию.

Хочу от всей души поблагодарить доктора Алексея Бодрова и Библейско-богословский институт св. апостола Андрея за то, что они выбрали книгу «Вера в воскресение» для перевода и попросили меня написать к ней предисловие. В общей сложности я автор и соавтор более шестидесяти книг, многие из которых опубликованы не только по-английски, но и на других языках, европейских и азиатских. Однако впервые я получаю от издателя просьбу предпослать иностранному переводу своей книги предисловие и таким образом представиться русским читателям.

Ваша литература, богословие и пасхальная вера очень многому меня научили, и теперь я счастлив, что некоторыми своими размышлениями о воскресении Христа, нашего Господа, могу поделиться с вами. Надеюсь и молюсь о том, чтобы эта книга внесла свой, пусть и небольшой, вклад в удивительную пасхальную веру Матери-России.

Джеральд ОКоллинс, ОИ,

Иезуитский богословский колледж, Парквилль, Австралия,

28 сентября 2013 года

Предисловие к английскому изданию

Иисус – это просто великий, но мертвый герой или Воскресший, продолжающий жить здесь и сейчас? Вот вопрос огромного значения, волнующий и не дающий нам покоя на протяжении уже двух тысячелетий.

Христиане утверждают, что распятый Иисус воскрес из мертвых и могущественно присутствует в нашем мире. Это заявление заслуживает серьезного внимания со стороны всякого мыслящего человека. Если мы признаем, что это утверждение истинно, то оно должно радикально изменить и нашу жизнь, и надежды на будущее, как для самих себя, так и для всего мира. Это значит, что мы не приговорены к смерти и полному исчезновению сознания и растворению наших тел в бесконечном океане материи. Воскресение обещает нам за пределами жизни славное и счастливое личное будущее, «новое небо и новую землю» (Откр. 21:1), радикальные перемены не только для нашего телесного существования, но и для всего материального мира. Это необычайное утверждение и столь же необычайное обещание связаны с Человеком, который умер, как преступник, на кресте, покинутый почти всеми своими последователями. Казалось бы, покинутый даже Богом, чье царствие Он проповедовал.

С самого начала христианства это утверждение и обещание воскресения повлекли за собой совершенно новую оценку личности Иисуса. Теперь Его называли божественным именем «Господь», или Kyrios – именем выше всякого имени» (Флп. 2:9). Верили, что Он разделяет с Богом Его творческую деятельность и суверенное управление всем сущим (см., например, 1Кор. 8:6; Кол. 1:15–17). Воскресение из мертвых поместило Его «одесную Бога», и теперь Он правит вселенной со своего божественного престола на небесах – вера в это отражена в двадцати одной цитате или аллюзии на Пс. 109:1, которые мы находим в Новом Завете: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Иудеи того времени мало интересовались данным текстом, но для первых христиан он имел огромное значение (см., например, Рим. 8:84). Они верили, что воскресший Иисус разделяет уникальную божественную власть над всем сущим (Еф. 1:21–22). Как Господь вселенной Он заслуживает всеобщего поклонения (Флп. 2:9–11; Откр. 5:11–14).

Тем самым вера в воскресение из мертвых Иисуса привела к драматическим последствиям. Она указала на Иисуса как на божественного Господа всей вселенной. Вспомним: до того, как Павел, первый христианский писатель, начал составлять и рассылать свои послания, прошло не более двадцати лет от дней жизни и смерти Иисуса. Не поразительно ли, что о человеке, лишь недавно умершем, сложилась вера, что он «сидит» на божественном престоле и правит миром «одесную» Бога?

Книге Деяний упоминается несколько религиозных вождей первого века н.э., которые высказывали определенные мессианские притязания, возглавляли восстания, погибали, но в истории оставались лишь в сносках. За одиннадцать или двенадцать лет до рождения Иисуса «Иуда Галилеянин» начал мятеж против новых налогов (Деян. 5:37). Около сорока лет спустя еще одно восстание возглавил Февда (Деян. 5:36). Чуть позже некий «египтянин» собрал тысячи последователей в попытке освободить Иерусалим изпод власти римлян (Деян. 21:38). Все они погибли, как и множество их последователей. Ни о ком из них не сказано, что он воскрес из мертвых, не говоря уж о том, что занял место «одесную Бога» и начал править вселенной. Их трагические истории лишь ярче высвечивают поистине удивительную веру христиан в Иисуса, который жил незадолго до них и был публично казнен как носитель мессианских притязаний. В отличие от Иуды Галилеянина, Февды и «египтянина», Иисус возглавлял ненасильственное движение. Но, как и они, Он погиб, потерпев со всей очевидностью сокрушительную неудачу. Откуда же взялась мысль о Его воскресении из мертвых и обо всем, что за этим последовало – о восседании на Божьем престоле и управлении всем миром?

Как видят наши читатели, эту книгу о воскресении Иисуса я начинаю с напоминания о важности поразительности христианской вести: Бог не только воскресил распятого Иисуса из мертвых, но и посадил Его «одесную» себя, разделил с Ним божественную власть над вселенной, а также, следует добавить, вместе с Ним ниспосылает в мир Святого Духа (Деян. 2:32–33).

Что прежде всего привлекает наше внимание, когда мы размышляем об особенностях пасхальной вести? Чтобы определить современный контекст этой книги, во введении мы приводим обзор нескольких работ, посвященных воскресению Христа и опубликованных в предыдущем десятилетии. Каковы наиболее характерные позиции современных авторов в вопросе о воскресении Христа?

Стремясь рассмотреть весть о воскресении в должном историческом и философском контексте, мы посвящаем отдельную главу вопросу о том, какие мировоззрения и теоретические предпосылки влияют, даже определяют собой наши ответы на весть о воскресении? Вслед за этим необходимо спросить: о Ком мы возвещаем, что Он воскрес из мертвых? Иными словами, прежде чем обсуждать, что произошло после смерти и погребения Иисуса, нужно сказать что-то о Его истории и о том, что привело Его к смертному приговору и распятию (глава 1).

Далее идут главы о значении вести о воскресении (глава 2), о явлениях воскресшего Иисуса (глава 3), об открытии пустого гроба (глава 4) и других факторах, породивших и укрепивших пасхальную веру и надежду первых учеников. Эти главы приводят нас к вопросу: что означает воскресение для искупления и преображения человечества и всего мира (глава 5)?

На таком фоне мы затем спрашиваем себя: что в наши дни оправдывает веру в Иисуса как воскресшего из мертвых и в Его живое присутствие в мире? Можем ли мы назвать разумные основания для такой пасхальной веры (глава 6)? Здесь перед нами встает новый вызов: мы должны как-то представлять себе природу жизни по воскресении и окончательного преображения всей сотворенной вселенной (глава 7). Наконец, мы проводим связь между пасхальной верой и литургической и нравственной жизнью христиан. Какое влияние должно оказывать воскресение на наши богослужения, на этическое мышление и поведение (глава 8)? В приложении я критически исследую недавно проведенное сравнение между учениками, встретившими воскресшего Иисуса, и теми, кто пережил опыт общения со своими близкими умершими. Верно ли, что эта аналогия точна и проливает свет на евангельские события?

Благодарю Кристофера Белитто и издательство Paulist Press за предложение написать эту книгу. Приложение было впервые опубликовано в журнале Irish Theological Quaterly, перепечатывается здесь с дозволения редакции. С искренней благодарностью и глубокой привязанностью посвящаю эту книгу всем, кто живет и трудится в Иезуитском богословском колледже в Парквилле (Австралия). Приводя цитаты из Библии, я в основном следую Новому пересмотренному стандартному переводу (New Revised Standard Version, 1989), однако иногда перевожу прямо с греческого текста Нового Завета.

Джеральд ОКоллинс, Общество Иисуса,

Австралийский католический университет,

воскресенье Пятидесятницы 2011 года


Источник: Вера в воскресение. Значение и обещание воскресшего Иисуса (Серия «Современное богословие»). М.: Издательство ББИ, 2014. XII + 216 с.

Комментарии для сайта Cackle