Источник

Слово в четвёртую неделю св. Великого поста67

Душе немый и глухий, Аз ти повелеваю: изыди из него, и ктому не вниди в него (Мк.9:25).

Не дивно, что Господь Иисус выгнал духа немоты и глухоты из человека; но дивно, как этот дух мог войти в человека, который немного чем умален пред ангелами. Не болезнь ли какая злая представлена олицетворённою?

Точно, братия, злой дух действовал в юноше, упоминаемом ныне в Евангелии. Он, говорил отец юноши, всякий раз, как схватывал его, так терзал, что бедный юноша испускал пену и скрежетал зубами; многократно бросал его то в огонь, то в воду, дабы погубить его (Мк.9:18, 20). Такие жестокие мучения обнаруживают действие не болезни, но злого существа; тем более обнаруживает его Сам Христос, повелевая ему выйти и более не входить. Тем не менее открывает он сам себя, выходя из юноши: и возопив, и много пружався, изыде (Мк.9:26).

Размышляем ли мы когда, братия, о влиянии злых духов на человека? А они действуют на нас. Размышляем ли о средствах, противодействующих влиянию их? Теперь к случаю можно поговорить о сем предмете в нашу предосторожность.

Существуют ли в мире злые духи?

Разум естественного человека при разрешении сего вопроса приходит в недоумение, – ибо сей предмет не принадлежит к кругу естественных познаний. Однако же может предполагать о бытии их по необыкновенным явлениям зла в мире нравственном. Все древние народы: вавилоняне, персы, греки, римляне, вслед за знаменитейшими их мудрецами, верили, что в мире находятся существа злотворные, высшие человека.

Но о чём гадает разум естественный, о том достоверно знает разум, озарённый светом христианской веры. Слово Божие говорит о существовании злых духов ясно и вразумительно. Оно представляет их такими существами, которые были сотворены добрыми, но сделались злыми от злоупотребления своей свободы; называет их духами злобы поднебесными, приписывает им ум и волю, открывает их злые качества и действия, и возлагает на нас обязанность распознавать козни злых духов, избегать сетей их и вести с ними непримиримую брань.

В самом деле, кто вовлёк первого человека во грех? Не змий, но злой дух, вошедши в змия. Кто лишил Иова всего имущества и поразил тело его язвами? Тот же злой дух. Кто искушал Иисуса Христа в пустыне? Он же. Здесь нет олицетворённой идеи, или мечты воображения; здесь видно действительное существо с умом и волею.

Когда Иисус Христос говорит о диаволе, то говорит, как о лице. Так говорит Он фарисеям: Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити. Он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит: яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет: яко ложь есть и отец лжи (Ин.8:44). Когда св. апостолы говорят о злых духах, то говорят, как о существах действительных. Так ап. Иуда упоминает, что Господь ангелы не соблюдшия своего начальства, но оставлшия свое жилище, на суд великаго дне, узами вечными под мраком соблюде (Иуд.1:6); а апостол Павел, заповедуя нам облещись во всеоружие Божие, поставляет причиною то, что несть наша брань к плоти и крови, но к началом и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф.6:11–12). Такие удостоверения слова Божия могут ли быть сомнительны? Ужели Иисус Христос и Его апостолы применялись к мнениям и заблуждениям народа? Они говорили всегда и везде одну святую истину.

До пришествия в мир Сына Божия, диавол с своею свитою свирепствовал в роде человеческом; но с пришествием Его, тиранства его день от дня стали умаляться. Явление в мир Сына Божия было нестерпимым мучением для злых духов. Однажды вопияли они: что нам и Тебе, Иисусе Сыне Божий? пришел еси семо прежде времене мучити нас (Мф.8:29). Но кто пришёл разрушить дела диавола, тот всякий раз, когда встречал бесноватых, освобождал их от духов нечистых силою Своего Божественного слова.

Наконец владычество диавола совершенно разрушено крестом, смертию и воскресением Богочеловека. Князь мира сего изгнан вон (Ин.12:31). Если что оставлено ему до второго пришествия в мир Сына Божия, то некоторая только власть искушать и вредить человеку, дабы сей не был в беспечности в отношении к человекоубийце, и непрестанным испытанием зла побуждаем был обращаться ко благу.

Злые духи ныне сжаты и стеснены: ибо содержатся, по слову апостола, в вечных узах под мраком (Иуд.6). Они редко действуют на человека прямо, большей частью чрез плоть, или мир; весьма редко входят в него всем существом своим, но влагают в душу свои пагубные умыслы; не поражая тела, обольщают ум и сердце разными предметами. Иуде Искариоту хотелось быть богатым. Диавол воспользовался хотением Иуды и вложил мысль в сердце его – продать Божественного учителя за тридесять сребреников (Ин.13:2). Анании, упоминаемому в книге Деяний апостольских, не хотелось отдать в общественную кассу верующих всей суммы, которую он взял за проданное имение. Диавол одобрил и вложил мысль в сердце его – обмануть Св. Духа, и утаить часть цены. Но мысли диавола были смертоносными стрелами для Иуды и Анании. Тот и другой умерли и телесно, и душевно.

Злые духи действуют тайно. Но чем сокровеннее их действия, тем для нас опаснее. Избежишь ли сети, которая расставлена пред тобою, и ты не видишь? Укроешься ли от домашнего вора? Спасёшься ли от болезни, которая носится в воздухе и днём и ночью? Хочешь полюбоваться цветами, – а злой дух тут и есть. Хочешь насладиться плодами, – а он и здесь. Думаешь сделать доброе дело, а он внушает тщеславие. Думаешь заняться богомыслием, молитвою, словом Божиим, – а он вовлекает в гнусные помыслы. Куда деваться от него? Где нет козней?

Время греховного сна есть время для злого духа самое благоприятное. Чего не делает он со спящим грешником? Если сей ещё не совлекся той одежды, в которую облёкся при купели Крещения, то он старается снять её, и сделать нагим. Если есть в душе какое сокровище благодати, старается похитить. Вспомним притчу о плевелах. Откуда взялись они в пшенице? Злой дух пришёл ночью и посеял их.

Чем должно противодействовать злому духу?

Он имеет два оружия противу нас: два оружия имеем и мы противу его. Он искушает похотью плоти и суетою мира, а мы должны выгонять его постом и молитвою. Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф.17:21).

Кроме сих оружий противу врага нашего есть и другие, именно: истина, правда, вера, упование, Слово Божие. На что истина, спросите? Дабы препоясать ею ум для обличения диавола во лжи. На что правда? Дабы прикрыть ею сердце, как бронею, для отражения клеветы и неправды. Вера? Она служит щитом. Упование? Оно спасает от уныния. Слово Божие? Это есть меч духовный, которым рассекается всякое лжемудрование. Всё это, по слову апостола, есть всеоружие Божие (Еф.6:11, 14–18).

Кто хочет сражаться, тот не должен уступать неприятелю ни одного шага. Малейшая уступка врагу бывает иногда немаловажным для него торжеством. Дозволь, чтобы лесть диавола вошла в твоё сердце, и усни на час: увидишь, что ты уже не таков, каков был, увидишь себя в сетях его.

Кто хочет сражаться, тот должен быть мужествен. Малодушие для христианина постыдно, хотя бы оно происходило от сознания своего бессилия. Ибо благодать всегда готова подать силы к побеждению врагов. Сила бо Божия в немощи совершается (2Кор.12:9). Апостол Павел сам говорит о себе, что он, когда немоществует, тогда силен есть (2Кор.12:10).

Кто хочет сражаться, тот должен взирать на Начальника веры и Совершителя нашего спасения Иисуса. В Его примере увидит все способы, как распознавать козни диавола и низлагать его, как, где и когда должно употребить какое оружие; найдёт высокие образцы мужества и терпения, бдения и молитвы.

Размышляй, христианин, размышляй, как можно чаще, что несть наша брань к плоти и крови, но к духовом злобы поднебесным (Еф.6:12). Будь всегда вооружён; не спи на пути спасения, но бодрствуй и молись; не сетуй, что слаб и немощен, но веруй, что на нас возложен крест, при нас ангелы- хранители, с нами Сам Христос. Аминь.

* * *

67

Произнесено марта 13, 1838 года.


Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Комментарии для сайта Cackle