Преподобный Феодор Студит и его время

Источник

Содержание

Предисловие

Глава I. Состояние византийского общества в царствование императора Константина V Копронима Глава II. Детские годы жизни преп. Феодора и его школьное образование Глава III. Игумен Платон и его влияние на Византийское общество Глава IV. Пострижение в иночество преп. Феодора Глава V. Столкновение императора Константина VI с Саккудионскими иноками Глава VI. Студийский монастырь под управлением игумена Феодора Глава VII. Перемены на императорском престоле – воцарение Никифора Глава VIII. Воцарение Льва V Армянина Глава IX. Император Михаил Косноязычный Глава X. Краткий обзор сочинений преп. Феодора Студита Глава XI. Учение преп. Феодора Студита о почитании и поклонении честным иконам  

 
Предисловие

В истории христианской Церкви выделяется из ряда событий VIII века период споров за почитание икон. Этот период известен под именем иконоборческого. Начало ему положено было Византийским императором Львом III Исаврянином (716–741).

Год 716-й был весьма тяжелым для греков. Арабы сидели под стенами Константинополя. Императорский престол занимал слабый и неспособный к правлению Феодосий, из царских ключников. Войска было мало, а казна государственная пуста. Казалось, гибель империи была близка. Но вот бразды правления берет в свои руки мужественный полководец Лев. Арабы скоро отступают от столицы. Народ ликует. Но новый император думу думает, как обезопасить государство на будущее время. Предпринимается им целый ряд реформ. Нет слов, в них была большая нужда. К несчастью император сделал неосторожный шаг в область церковную.

Без шума и споров в христианской Церкви вошло во всеобщее употребление почитание икон Спасителя, Богоматери и всех святых. Правда, заявлялись по временам одинокие голоса против этого, но они замирали, по-видимому, в общем потоке церковно-исторической жизни. Однако под пеплом таился огонь. Подул благоприятный ветер и раздул пламя. Лев III предпринял на себя задачу уничтожить почитание икон, которое он считал народным суеверием. Как и следовало ожидать, нашлись противники неразумной затеи императора. Началась борьба, надолго затянувшаяся, борьба жестокая запальчивая. Она продолжалась при преемниках Льва и окончилась только в 842 году.

Много прошло времени от начала борьбы за почитание икон, и до конца ее. Много бурных волнений испытала Церковь, немало тревог видело и государство. Велик и интерес эпохи для историка. К сожалению, история не может еще похвалится результатами научных исследований времени иконоборческих волнений. Много тут остается темного, неразгаданного и весьма неясного.

Мы остановились своим вниманием на одной весьма выдающейся личности из эпохи иконоборцев. Это преподобный и богоносный отец наш Феодор Студит. Интерес знакомства с жизнью и деятельностью его в историческом отношении весьма велик. Преп. Феодор застал конец царствования Константина V Копронима (741–775 г.), выступил деятелем при Ирине (780–802 г.), проявил необычайную энергию в царствование императоров: Никифора (802–811 г.), Льва Армянина (813–820 г.) и Михаила Косноязычного (820–829 г.), окончив жизнь при последнем (в 826 г.). Следовательно, при нем и на его глазах совершились такие события, как второй Никейский, седьмой вселенский Собор, царствование Ирины и борьба ее с сыном за власть и деятельность первых иконоборцев второй серии. Сами по себе эти события имеют интерес. Но преп. Феодор сам является деятелем. Интерес удваивается потому, что этот деятель выдается по своему образованию, твердости характера и общественному положению. Последнее дало ему возможность сделаться отцом монахов на все времена. Твердость характера и непреодолимое терпение в страданиях предоставили Феодору в Церкви титло исповедника. Образование и связанная с ним литературная деятельность сделали его известным, как ученого и учительного мужа. Преп. Феодор высоко держал знамя истины святой в борьбе за почитание святых икон. Никто не действовал с такой твердостью в рядах иконопочитателей IX в., как преп. Феодор. Никто лучше его не умел воодушевить других на подвиг, несведущих научить, слабых поддержать, колеблющихся и сомневающихся убедить. Он был столпом и опорою православных во дни гонений на них со стороны иконоборцев второй серии (X в.).

По общественному положению своему преп. Феодор был монах. Быть монахом для него значило воплотить тип монаха древних образцовых монастырей. Жизнь его не стояла в противоречии с идеалом. Но преп. Феодор был не только монах, но и игумен. Это налагало на него известные обязанности учения, управления и руководительства. Немногих таковых игуменов, как преп. Феодор, может указать история православного монашества.

Но если сами по себе жизнь и деятельность преп. Феодора Студита имеют глубокий исторический интерес, то и литературные труды его не утратили своего значения даже до наших дней. Не говорим об огласительных поучениях его, которые так знакомы инокам. Наши предки высоко ценили эти произведения преподобного Феодора. Но им менее известны были полемические труды его. На это были свои причины. Предкам нашим мало сравнительно приходилось бороться с сектами рационалистического характера. Ныне же, к сожалению, таковых сект появилось немало. Сюда относятся: молоканы, пашковцы, штундисты и др.

Сектанты отрицают обрядовую сторону в делах веры и нападают особенно на почитание икон. Но прислушайтесь к их возражениям против иконопочитания. Разве новое что нибудь высказывают современные нам иконоборцы? Они повторяют по неведению старое, если только кое чего уже не забыли. Но так как в свое время преп. Феодор умело отражал нападки иконоборцев, то доводы его и до сего дня не утратили своей силы. И с этой стороны нашим противосектантским миссионерам, имеющим столкновения с сектантами, далеко не излишне познакомится с воззрениями преп. Феодора на иконопочитание и с его опровержениями возражений иконоборцев. Да не миссионерам одним, а и всякому православному христианину, верному чаду Церкви святой, полезно знать основание истинности и разумности почитания святых икон. В произведениях преп. Феодора найдется много пригодных наставлений, объяснений и разумных доводов.

В 1892 году мы поместили в духовном журнале «Странник» статью под заглавием: «Св. Тарасий Патриарх Цареградский и Седьмой Вселенский Собор». Оконченная печатанием в 1893 году статья эта появилась и отдельною книгою. Святитель Тарасий был современником первых лет деятельности преп. Феодора Студита. Между ними были и деловые сношению. Святитель Тарасий подготовил Седьмой вселенский Собор, председательствовал на нем и с отцами собора доставил торжество истине святой. Мы особенное внимание обратили на те основания, по которым отцы Седьмого вселенского Собора узаконили почитания честных икон. Преп. Феодору пришлось вести борьбу с иконоборцами второй серии (IX в.). Конечно, для них и не имел авторитета Седьмой вселенский Собор. На место его они восстановили определения иконоборческого собора 754 г. Но для апологета иконопочитания нельзя уже было оставить без внимания тех твердых основ иконопочитания, на которых покоится определение истинного Седьмого вселенского Собора. По обстоятельствам и нуждам времени основы эти приходились только шире раздвигать, толковать и излагать в соответственной форме. Не удивительно по сему, если преп. Феодор, становится в борьбе с иконоборцами на ту же почву, на которой так твердо стояли отцы Седьмого вселенского Собора. Что нового привнес от себя преп. Феодор, увидим ниже. Но и в том уже великая его заслуга для Церкви, что он защитил авторитет Собора, показав важность и незыблемость тех основ, на которых покоится истина иконопочитания, разъяснил их и частью увеличил.


Источник: Преподобный Феодор Студит и его время (759-826 гг.) : (Перепеч. из еженед. духов. журн. "Пастыр. собеседник" за 1895 г.) / Свящ. Василий Преображенский. - М. : Типо-литогр. Ермакова, 1896. - IV, 356 с.

Комментарии для сайта Cackle