Азбука веры Православная библиотека профессор Николай Александрович Заозерский [Рец. на:] Сочинения Смирнова Петра, прот., настоятеля Санкт-Петербургского Исаакиевского собора.

[Рец. на:] Сочинения Смирнова Петра, прот., настоятеля Санкт-Петербургского Исаакиевского собора.

Источник

Выпуск 1–й

Известный своими плодотворными трудами на поприще церковного учительства, как с церковной кафедры, так и с кафедры светской школы, преимущественно гимназической, Настоятель Исаакиевского собора Петр Алексеевич Смирнов, в прошлом году предпринял полное издание своих сочинений, 1–й выпуск которого уже и увидел свет. Нельзя от всей души не порадоваться и не приветствовать начала осуществления этого предприятия!

В этом первом выпуске автор выступает не как учитель юношества православного, каковым он давно известен русскому обществу, а пастырем–учителем отцов и матерей. В составь рассматриваемого выпуска вошли небольшие по объему, но в высокой степени интересные по содержанию и тону отдельные трактаты, в свое время произнесенные автором, то в форме публичных лекций, то речей в торжественных собраниях. Эти трактаты носят следующая заглавия: 1) О Церкви; 2) Учете о Боге, как Высочайшем Духе; 3) Истины, изреченные Господом с клятвою; 4) Чудеса в прежнее и наше время; 5) Истинные и ложные чудеса нашего времени; 6) Противные вере стремления в современном обществе, 7) Отражение противных вере стремлений в школе; 8) О православии вообще и в частности, по отношению к славянским народам; 9) О космополитизме и обособлении народов; 10) Об учительстве в церкви православной; 11) Страх Божии–основа доброй жизни и истинно полезного воспитания; 12) Любовь подданных к царю православному; 13) Священное коронование царей православных; 14) Священный день России (стр. 5–288) .

Большинство уже самых этих заглавий дает видеть, что трактаты имеют ближайшее отношение к современности: православный пастырь высказывает в них взгляд свой, судить о разных серьезных явлениях современной русской жизни. На поверхностный взгляд представляются слишком отвлеченными начальные трактаты: о Церкви, о Боге, как Высочайшем Духе, об истинах, изреченные Господом с клятвою, и помещение их в начале книги представляется как будто не практичным, так сказать, отшибающим читателя своею отвлеченностью. Но кто даст себе труд прочитать всю книгу, тот не может не указать на методичность и такт автора в таком именно, а не ином распорядка отдельных его трактатов. Книга начинается трактатом о Церкви. Предмет – повидимому – отвлеченно догматический. Но посмотрите, как пастырь подводить к нему современников своих, чтобы уяснить им жизненную важность этого предмета: «Чувствуется – говорить он – что тяжело живется, когда ослабела ее (церкви) материнская власть. Хочется возвратиться под ее крыло. И мудрые мира сего начинают склонять перед нею свое гордое чело. И простецы, полагающее спасение в букве, чувствуют, что не в двуперстии и не хождении посолонь1 главный их вопрос, а в том – не отпали ли они от Церкви. Что же есть церковь и почему так тяжело, так страшно быть вне ее?“ (1 стр.).

Придав такую постановку вопроса непосредственно личную для каждого христианина, внимательно относящегося к запросам и требованиям свей духовной жизни, важность его, пастырь вводить за тем читателя в чистейшую и «великую область Богословия “ представляя вниманию его «великие тайны откровенней: – тайну Пресвятой Троицы, творения мира, паденья и искупления рода человеческого, благодати и загробной вечной жизни» – по тесной связи этих тайн с учением о Церкви.

Поставив, так сказать, читателя на эту возвышенную точку Богословского созерцания, уже при этом первом своем трактате, пастырь за тем уже ее не сводить с нее читателя в течении чтения всей книги. Вследствие сего и выходить, что читатель ощущает себя одинаково высоко настроенным, серьезно сосредоточенным, как устремляя ум свой в усвоение учения откровенного о свойствах, Божиих, так и созерцая явления жизни современного человечества. Ибо «Церковь – есть собор Ангелов и человеков“ и христианин еще живя на земле не должен затмевать в себе сознания вчленения своего в этот собор разумно-свободных существ, не должен низводить себя до унижения в сферу неразумной животной жизни.

Размеры библиографической заметки не позволяют нам частнее раскрывать примеры приложения этой возвышенной богословско-пастырской точки зрения к явлениям и вопросам современной жизни. А с другой стороны мы и не можем предвосхищать у автора нрава непосредственного воздействия на читателя, представляя выписки из книги его 2. Скажем вообще, что и пастырь найдет в книге автора глубоконазидательный материал и для проповеди с церковной кафедры, и для пастырски – назидательной частной беседы со своими пасомыми каких угодно классов общества, каких угодно степеней общественного положения и развития.

К внешним достоинствам книги должны быть отнесены её серьезный, ясный, точный богословский язык, спокойный, строгий и по местам возвышенный стиль; затем – тщательная обработка издания, даже четкий и красивый шрифт.

От всей души достопочтенному автору успешно и легко преодолевать неизбежные трудности в предпринятом им серьезном деле.

Н. Заозерский

* * *

1

Посолонь – это движение, совершаемое по часовой стрелке

2

Весьма нередко это 1. сказ., своеобразное освещение явлений современной жизни является и глубокомысленным и так сказать эффектно – жизненным Напр. в конце своего трактата. Истинные и ложные чудеса нашего времени автор говорит – «До сих пор на город Петербург смотрели и смотрят, как на град как будто еще не русский, хотя в нем и собраны все правительственные узлы России, и на всю эту окраину смотрят как далеко еще не обрусевшую. Кто знает? Может быть, мы присутствуем при знаменательном в нашей истории и преобильном великих последствий для будущего России процессе внутреннего, глубочайшего, нерасторжимого прирастания всей этой ингерманландской окраины к могучему телу России? Может быть, теперь только гениальной мысли Петра, прорубившего здесь окно в Европу, дается свыше истинное и полное осуществление в исполните великого призвания России не только в отношении её самой, но и других народов! Кто бывал в Кронштадте или в часовне близь стеклянного завода, видел то движете народа, тот же прилив людей со всех краев России, как до сих пор привыкли мы это видеть в Киеве и Москве Петербург становится не только государственным и правительственным, но и молитвенным центром России. А известно, что нет крепче уз для народа и государства, как узы религиозные». (Стр. 126–127).


Источник: Заозерский Н. А. [Рец. на:] Сочинения Смирнова Петра, прот., настоятеля Санкт-Петербургского Исаакиевского собора. СПб., 1896 Вып. 1 // Богословский вестник 1897. Т. 1. № 2. С. 368-371 (3-я пагин.).

Комментарии для сайта Cackle